Но Пилат был раздражен и потребовал, чтобы первосвященники оставили его в покое: «Вы имеете свою стражу – сказал он им, – пойдите и охраняйте, как знаете». Тогда иудейские начальники распорядились сами. Они поставили у гроба Спасителя свою храмовую стражу, состоявшую из римских воинов, бывших в их распоряжении. Перед тем, как стать на караул, они внимательно осмотрели пещеру и найдя все в порядке, по приказанию первосвященников, поставили на камне печать Синедриона. 46. Воскресение Христово. Мироносицы у гроба. Явление спасителя Марии Магдалине Проплакав всю ночь, Мария Магдалина, Иоанна, Соломия, Мария – мать Иакова и другие женщины, ранним утром, еще до восхода солнца, вышли из Иерусалима. Они пошли в сад Иосифа, чтобы посмотреть гроб. С собой они несли купленные ароматы и масти, чтобы помазать Тело Господа Иисуса. Приближался рассвет и золотилось небо, когда жены мироносицы, пройдя городские ворота, подходили к саду Иосифа. Они не знали, что к гробу Спасителя поставлена стража. Их волновал вопрос – кто отвалит им камень от двери гроба, ибо камень этот был весьма велик. Но вдруг засиял свет и сделалось великое землетрясение. Зашаталась почва так, как будто что-то неизмеримо огромное упало на землю. Женщины не знали, что в этот момент Ангел Господен, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Евангелист Матфей свидетельствует, что вид Ангела был как молния и одежда его бела, как снег ( Мф. 28:3 ). Пораженные землетрясением, падением огромного камня и явлением светоносного Ангела, стерегущие гроб воины пришли в трепет и лишились чувств. Когда же женщины вошли в сад, воинов там уже не было, они в страхе бежали в город. Взглянув на гроб женщины увидели, что камень отброшен в сторону, и робко вошли в пещеру. Там они увидели Юношу-Ангела, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись ( Мк. 16:5 ). Он же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» ( Мф. 28:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Петр входит во гроб, входит туда и другой ученик, пришедший прежде, и видят лежащие пелены и плат свитый на другом месте: «и увидели, говорится, и уверовали» не тому, что воскрес, а тому, что взят. «Ибо они, – говорит Иоанн, – еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак ученики опять возвратились к себе» ( Ин.20:9,10 ). Конечно, все это и блаженную жену сию повергло в сомнение, так что ей показалось дело обманом чувств. Ей, как и всякому человеку, свойственно было не доверять себе, тем более, что быстро распространилась молва, будто ученики, пришедши ночью, украли Его. Но и находясь в таком сомнении, она не оставила гроба; напротив, когда ученики ушли, «Мария, – говорит Евангелие, – стояла у гроба, и плакала» ( Ин.20:11 ), как от того, что потеряла всякую надежду, так и оттого, что не могла узнать, украден ли Он, как говорила молва, или перенесен в другое место. И когда плакала, опять наклонилась во гроб, и видит двух ангелов в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» ( Ин.20:11,12,13 ) В словах: «Жена! что ты плачешь» после такого видения, заключается упрек. Ужели ты все еще малодушествуешь и не можешь помыслить ничего великого? Кого ты ищешь? Того ли, кого ты видела? Чьих ног ты коснулась? Кто говорил с тобою? Она говорит: «Унесли Господа моего из гроба, и не знаю, где положили Его» ( Ин.20:13 ). Затем, когда ангелы быстро встали и явился сюда Спаситель, она, обратившись назад, увидела Иисуса стоящего, однако не узнала, что это Иисус, потому ли, что по воскресении Он был в бессмертном теле и не был видим всегда и для всех, а только тогда и для тех, для кого хотел, или потому, что с глазами, полными слез, она не могла ясно видеть, или же наконец потому, что так устроил Христос. «Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она же, – говорит Евангелие, – думая, что это садовник, говорит ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» ( Ин.20:15 ). Как бы так говорила она: если ты был в числе взявших Его, то скажи мне, и я возьму Его. Какая истинно женская любовь! Какое пламенное расположение! Поистине, нет ничего блаженнее истинной любви! Как же пришло ей на мысль счесть Его за садовника? Очевидно потому, что гроб находился в саду. Притом, и не неприлично принять за садовника Того, кто есть истинный и первый делатель рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При входе низкое крыльцо из белого мрамора, с перилами, по обеим сторонам большие серебряные подсвечники со свечами. Войдя в часовню, мы находимся в преддверии Гроба Господня. Гроб Господень есть каменный вертеп, которого отверстие было завалено камнем. «И положил Его в новом своем гробе, который высек он в камне; и привалив большой камень к двери гроба, удалился». Так говорит святой евангелист Матфей ( Мф 27:60 ). В Евангелии святого Иоанна сказано: «Близь же места того, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто положен не был» ( Ин 19:41 ). Это объясняет близость Голгофы от места погребения Спасителя. Преддверие заключает то место, где Ангел Господень был виден сидящим на отваленном от гроба камне; оставшийся обломок от этого камня вделан в большую мраморную вазу; она служит престолом при совершении литургий и освещена 15-ю драгоценными лампадами. Обломок камня – такого же известкового кряжа, как и скала Голгофы. По обычаю иудеев, тела усопших обвивались полотном и полагались в вертепе на высеченном в стене пологе. Таков есть гроб Спасителя. Входя в пещеру, должно нагнуться всею головою; длина пещеры есть то пространство, которое может занять простертое тело усопшего. Промежуток между пологом и стеною вертепа в полтора шага. По измерению г-на Воробьева, площадь вертепа составляет квадратную сажень. Каменный полог, на котором было возложено Пресвятое тело Иисуса, облечен белым мрамором. Верхняя доска переломлена надвое. Тридцать шесть золотых и серебряных лампад, спущенных со свода, горят день и ночь во гробе Иисуса и испаряются сквозь небольшие отверстия купола. Стена, прилежащая к Гробу Господню, украшена мозаическою картиною Воскресения; небольшой, но выразительный образ Пресвятой Богородицы висит на стене против входа. Свежие цветы наполняют благоуханьем воздух. Драгоценнейшие эссенции ароматических вод, а еще чаще слезы грешного человечества беспрестанно орошают трехдневное смертное ложе Искупителя мира. Не должно воображать, будто бы гробовой вертеп Спасителя находился на этом месте так одинок, как он теперь; он входил в общий состав каменистого хребта этого места и примыкал к другим гробовым пещерам; гробы Никодима и Иосифа Аримафейского находились возле; они теперь вошли в стену храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

19: 39). Смирна – сильно благоухающая смола миррового дерева. Из алоэ вырабатывалась ароматическая мазь. В приведенном евангельском тексте речь идет о римской литре – единице веса, в которой 327,45 грамма. Следовательно, святой Никодим принес почти 33 кг. Видимо, не все принесенное благовоние пошло на помазание тела, часть его была положена в гроб, чтобы источался аромат. Снятое с Креста тело Иисуса было положено на то место, где сейчас находится камень Помазания. Ровная поверхность камня и правильная прямоугольная форма говорит о том, что он подвергся обработке. Плита эта имеет мраморное окаймление по всему периметру. Камень сильно благоухает. Греческие паломники привозят с собой жидкое благовоние и возливают на него. В этом благочестивом обычае проявляется любовь к Умершему за нас Спасителю, Чье пречистое тело было помазано на этом камне. В Великую пятницу здесь совершается православный чин Погребения Плащаницы. Камень Помазания – первая святыня, к которой прикладывается паломник, войдя в полутемный притвор храма Воскресения. Мозаика православного придела храма Воскресения Христова в Иерусалиме Когда совершилось миропомазание, обвитое льняной плащаницей тело было отнесено к выдолбленной в скале пещере, находившейся примерно в 40 метрах от Распятия. «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19: 41). Обычно тела умерших такой позорной казнью, какой было распятие, воины снимали с крестов, относили в ближайшую пещеру и оставляли там. Положенные без каких-либо погребальных обрядов трупы вскоре поедали шакалы или другие дикие животные. Но по отношению к Иисусу исполнилось пророчество святого Исаии: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53: 9). Праведный Иосиф из Аримафеи был богат. Знатность этого ученика Спасителя дала ему возможность войти к римскому прокуратору и получить разрешение снять с Креста тело своего Учителя. Времени оставалось мало. Иисус умер в девятый час (около 3 часов дня по-нашему). С появлением на небе звезды начиналась суббота. Совершать погребение в день покоя закон запрещал. Омыв тело и помазав его благовониями, Иосиф с Никодимом внесли в гробницу и положили на высеченную в стене скамью. Отдав последнее целование, они вышли и закрыли вход большим камнем. Здесь, в этой пещере, Спаситель воскрес.

http://pravoslavie.ru/30087.html

Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертия и нетления. «Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить» 379 . 2.2. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении Слова Символа веры «воскресшаго в третий день по писанием» заимствованы из 1Кор. 15:4 : «Он погребен был и... воскрес в третий день, по Писанию». Словами «по писанием» «означается, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета» 380 : «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:6 ). «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:10 ; Деян. 2:27 ). В Ветхом Завете есть указание, что Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Прообразом тридневного Воскресения было, по словам Самого Господа, трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). 2.3. Действительность Воскресения Христова Воскресение Иисуса Христа – событие настолько не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам, которых Сам Господь несколько лет готовил к восприятию этой истины. Даже после того как было обнаружено, что гроб пуст, ни у кого из учеников, за исключением Иоанна Богослова, не возникает мысли о Воскресении. Ап. Фома упорствовал в своем неверии даже после того, как более десятка учеников Христа свидетельствовали ему о явлениях Воскресшего. Факт Воскресения Христа из мертвых подтверждается: а) пустотой гроба; Сразу после погребения вожди иудейского народа пришли к Пилату и просили его приказать «охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых» ( Мф. 27:64 ). После Воскресения, когда гроб оказался пуст, те же первосвященники и фарисеи подкупили воинов, несших стражу у гроба, сказав им: «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» ( Мф. 28:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертия и нетления. «Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить» [ 379 ]. 2.2. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении Слова Символа веры «воскресшаго в третий день по писанием» заимствованы из 1 Кор. 15, 4: «…Он погребен был и… воскрес в третий день, по Писанию». Словами «по писанием» «означается, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета» [ 380 ], «…Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 6). «…Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10; Деян. 2, 27). В Ветхом Завете есть указание, что Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Прообразом тридневного Воскресения было, по словам Самого Господа, трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). 2.3. Действительность Воскресения Христова Воскресение Иисуса Христа — событие настолько не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам, которых Сам Господь несколько лет готовил к восприятию этой истины. Даже после того как было обнаружено, что гроб пуст, ни у кого из учеников, за исключением Иоанна Богослова, не возникает мысли о Воскресении. Ап. Фома упорствовал в своем неверии даже после того, как более десятка учеников Христа свидетельствовали ему о явлениях Воскресшего. Факт Воскресения Христа из мертвых подтверждается: а) пустотой гроба; Сразу после погребения вожди иудейского народа пришли к Пилату и просили его приказать «охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали на роду: воскрес из мертвых» (Мф. 27, 64). После Воскресения, когда гроб оказался пуст, те же первосвященники и фарисеи подкупили воинов, несших стражу у гроба, сказав им: «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Для большей же достоверности и славы славного Воскресения Христа, иудеи встревожились и, придя к Пилату, сказали: «Итак прикажи охранять гроб до третьего дня» ( Мф. 27:64 ). И он отвечал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (27:65–66). Эта иудейская стража послужила ясным свидетельством того, что Христос воскрес из мертвых, поскольку в то время они испугались, как говорит Писание: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» ( Мф. 28:2–4 ). Придя после этого в город, они донесли первосвященникам обо всем случившемся (28:11) и вынуждены были говорить слова, сказанные женщинам Ангелом Господним: «Знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» ( Мф. 28:5–7 ). Итак, место погребения нашего Господа для того было известно, чтобы все были уверены, что ученики не украли Его и не похоронили в неизвестном месте, как объявили развращенные иудеи, подкупив воинов деньгами. Но подобное подозрение уничтожали: гроб, в котором Он лежал, печать на камне, и иудейская стража. Также и Иосиф и Никодим, уважаемые среди иудеев. Кроме этого: плащаница, которой было обернуто мертвое тело Господа нашего, и плат, который был на Его голове, оставшийся после Его воскресения свернутым в гробнице ( Ин. 20:7 ). Все это ясно показывает, что тело не было украдено учениками, но восстало. К этому учению следует добавить и то, что согласно пророчеству надлежало тому быть, чтобы Гроб Господень был почитаемым, каким он является и до сих пор. Ибо Пророк говорит: «И покой его будет слава» ( Ис. 11:10 ). И приходящий к нему в вере и любви Христовой, получает прощение множества грехов, так как через него он приходит к Христу. Вопрос 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

е. Саломия «и иные многие». Употребивши вместо определенного выражения неопределенное – «другая Мария», святой Матфей очевидно имеет намерение отличить сию Марию от всех прочих известных Марий и указать именно на ту, которую христиане могли узнать и без прямого названия и которой враги христианства не должны были знать. Впрочем, синаксарь между женами, приходившими на гроб и видевшими воскресение Спаси­теля, разумеет ту, которая названа Марией Иосифовой. Иосий был сын Иосифа, обрученника Пресвятой Девы. Но чтобы воскресение не казалось сомнительным по явлению Воскресшего Матери Своей, евангелисты глаголют, что Он первее является Магдалине Марии. Святитель Димитрий Ростовский , описывая жизнь Марии Магда­лины, также замечает, что первое явление Господа было Пресвятой Деве: «От Господа толь бяше любима, – пишет он о Магдалине, – яко первее всех – по Пречистой Матери Своей, – Господь Своим по вос­кресении явлением почти ю». Первой после Богоматери Иисус Христос воскресший явился «Марии Магдалине». По прошествии дня покоя, утром в первый день недели сия благочестивая жена вместе с другими мироносицами пошла к гробу Господа, чтобы помазать тело Его благовониями. Приближаясь к гробу, мироносицы в недоумии говорили между собою: Кто отвалит нам камень от двери гроба? ( Мк. 16, 3 ). Но видят, что камень, который «был очень большой», уже отвален от гроба и гроб открыт. Магдали­на, думая, что тело Господа перенесено отсюда в другое место, тотчас и поспешно удаляется. Спутницы же ее вошли во гроб и, не найдя тела Господа, недоумевали; тогда пред ними предстали Ангелы в блистаю­щих ризах. Жены были в страхе и потупили взоры на землю. Что вы ищете Иисуса распятого? – вещали им Ангелы, – Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите ( Мф. 28, 5–7 ; Мк. 16, 1–7 ; Лк. 24, 1–7 ; Ин. 20, 1–2 ). Но Магдалина предварила своих спутниц с известием к апостолам Петру и Иоанну, что нет тела Господа в гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И вот прошел субботний день, и женщины, верные последовательницы Христовы, решили пойти к гробу Господню, чтобы помазать купленными ароматами тело возлюбленного Учителя. Собрались они рано, на восходе солнца. Шли с некоторым опасением и недоумением, говоря между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? На свои небольшие женские силы они, конечно же, рассчитывать не могли. Однако желание воздать Господу погребальные почести было столь велико, что в глубине души они надеялись на чудо. И такое чудо произошло: И взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Можно себе представить реакцию жен-мироносиц. Они, безусловно, удивились и даже испугались, но преодолели минутную слабость и вошли во гроб. Что ждало их там? Тела Божественного Наставника они не увидели, гроб оказался пуст, но на правой стороне сидел юноша, по словам евангелиста Марка, облеченный в белую одежду. Конечно же, это был Ангел небесный, посланник Божий, который радостно вещал и успокоил ужаснувшихся и оторопевших женщин: Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина,распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. И тут же последовало Божие указание: Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Почему мироносицы ужаснулись видению Ангела? Блаженный Феофилакт говорит: «Необычайное видение смущает и святых». Поставим себя, братья и сестры, на место этих жен. Разве в наших сердцах не было бы при этом страха и благоговения пред совершенной тайной? Ведь все — и видимый воочию Ангел Господень, и отваленный от гроба громадный камень, и сама обстановка, и даже необыкновенная, трепетная тишина в природе — говорило о том, что произошло необыкновенное, потрясающее событие — Иисус Христос воскрес из мертвых. Что может быть радостнее и торжественнее этой благостной новости?! Доказательства были бесспорными: и пустое место, где Он был положен, и открытый гроб, и то, что усопшего Господа нет здесь. Что оставалось женам-мироносицам? Идти и возвестить апостолам ангельскую весть. Евангелист Марк пишет, что они, выйдя побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Ин.19:42 . Ту (тамо) убо ради пятка иудейска, яко близ бе гроб, положиша Иисуса. 2029 Говорит не просто только о том, что был погребен или что сад был вблизи креста и в нём – новый гроб, но указывает и на то, что был положен, не оставляя без сообщения ни малейшей частности. И это потому, что исповедание и знание смерти Христа есть подлинно самое необходимое в признании и утверждении тайны (веры христианской). Поэтому и премудрейший Павел, определяя нам правило веры, говорит так: «близ тебя слово есть, в устах и в сердце твоем, то есть слово веры, что проповедуем, потому что ежели скажешь в устах твоих: Господь Иисус, и уверуешь в сердце твоем, что Бог воскресил Его из мертвых, спасешься: сердцем ведь веруется в праведность, устами же исповедуется во спасение» ( Рим.10:8–10 ). И в другом месте опять: «предал я ведь вам, во-первых то, что и принял, что Христос умер за грехи наши, по писаниям, и что погребен был, —232— и что воскрес в день третий, по писаниям» ( 1Кор.15:3–4 ). Таким образом, необходимейшее и об этом делает нам писатель книги сообщение. Ведь действительно подобало веровать, что и умер и погребен, ибо после этого уже должна была явиться истинная вера в то, что и, разорвав узы смерти, восшел, как Бог в собственную жизнь. Ведь не возможно было, чтобы смерть овладела Им ( Деян.2:24 ). Будучи жизнью по природе, мог ли Он подвергнуться тлению. Тот, «в ком живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ), разве бы мог подлежать законам нашей природы, а не, напротив, как Бог легко оживотворил то, что не имеет жизни? Ин.20:1–9 . В единый (первый день) же суббот (недели) Мария Магдалина прииде заутра, тьме еще сущей, ко гробу и виде камень взят от гроба. Тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола им: взяша Господа от гроба, и не вем(ы), где положиша Его. Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу. Течаху же оба вкупе, и другий ученик предтече скорее Петра и прииде первый ко гробу. И приник виде лежащия пелены, обаче не вниде. Прииде же Симон Петр вслед его, и вниде в гроб, и виде пелены лежащя и сударь, иже бе на главе Его, не с пеленами лежащь, но особь свит на едином месте. Тогда убо вниде и другий ученик, пришедый прежде ко гробу, и виде верова: еще бо не ведяху писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути (встати). 2030

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010