Погребение Господа нашего Иисуса Христа ( Мф. 27:57–66 и парал.) Архим. Фотий. «Духовная беседа», т. 17 Получив отрадное дозволение от Пилата – снять со креста тело Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский спешит исполнить священное желание своего сердца: снимает драгоценное для него тело благоговейно чтимого Учителя своего (Пророка, как он думал, конечно, о Спасителе) и, купив плащаницу чистую, или чистое полотно, приуготовил ее для сего погребения. В это время приходит и присоединяется к нему друг по служению, и наипаче по духу, Никодим, также ученик Иисуса Христа, дабы вкупе устроить погребение Умершему. У богатого Иосифа, невдалеке от Голгофы, был сад, и в нем иссеченный в камени – в каменистом месте или скале – новый гроб (то есть пещера), в котором еще никто не был погребен и который приготовил было Иосиф для себя самого. Сей-то самый гроб уступает он для погребения тела высокочтимого им Мертвеца Сего. А Никодим приносит для сего драгоценные ароматы или благовонные вещества в весьма значительном количестве – соединение смирны и алоя. Уготовив все это, они приемлют тело Иисусово, обвивают его чистою плащаницею, покрытою ароматами, – как было в обычае у иудеев совершать погребение – и полагают пречистое тело в новом гробе. Потом, возвалив камень велий над двери гроба, отходят. Полагается камень по тому же обычаю: это служило заграждением входа во гроб и памятником гроба. Видно, что и эти приближенные и преданные к Спасителю ученики не думали о скором воскресении Погребаемого, и погребали Его навсегда, до последнего дня мира. Обвивают тело плащаницею, обложенною ароматами, тоже по обычаю погребения у иудеев. Так погребен был и Лазарь, которого воззвал из гроба всесильным, животворящим гласом Своим Господь Спаситель, и мертвый воскрес и пошел из гроба, обязан, сказано, рукама и ногама укроем или платом, – сповитый весь, как младенец. Добрый и знаменательный обычай! Погребаемый представляется здесь как бы младенцем, повитым пеленами, а гроб – как бы колыбелью его. Смерть, действительно, есть переход, как бы рождение души в новую, высшую жизнь; и само тело человека верующего вселяется во гроб, на уповании воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Пасхальный кондак Кондак на тридневное, и живоносное, и пресветлое Воскресение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, имеющий следующий акростих: TOY ΤΑΠΕΙΝΟΥ ΡΩΜΑΝΟΥ ΨΑΛΜΟΣ (смиренного Романа песнь), глас 8-й Перевод с древнегреческого иеродиакона Николая (Летуновского) Проимий I Хотя Ты и во гроб снизошел, Бессмертный, но адову разрушил силу и воскрес как Победитель, Христе Боже, женам-мироносицам Вещающий: «Радуйтесь» и Твоим апостолом мир давая, падшим Подающий воскресение. Проимий II Жены, достигшие Твоего Гроба, и, не найдя пречистого Тела Твоего, в слезах произносили полные жалости [слова]: «Неужели был украден Тот, Кто позволил кровоточивой [женщине] украсть [у Себя] исцеление? Неужели восстал Тот, Кто еще до страдания предсказал [Свое] восстание? Воистину воскрес Христос, падшим Подающий воскресение». Икос 1 Достигли [около рассвета], прежде солнца, Солнце, зашедшее некогда во гроб, ища как дня, мироносицы-девы и друг другу взывали: «О подруги, приидите, ароматами помажем тело живоносное и погребенное, плоть, воскресившую падшего Адама, лежащую во гробе. Пойдем, поспешим, как волхвы, и поклонимся, и принесем миро, как дары, не в пеленах, но в плащаницу Завернутому И восплачем и воскликнем: „О Владыко, восстань, падшим Подающий воскресение”». Икос 2 Когда это друг другу сказали богоносицы, обдумывали они и другое, которое полно премудрости, и говорят друг другу: «Жены, что обманываетесь? Ведь совершенно верно, что во гробе лежит Господь. Неужели до сих пор был удерживаем Управляющий дыханием движущихся (существ)? До сих пор лежит мертвый? Невероятная, нелепая эта речь; поэтому давайте подождем и так сделаем: пусть идет Мария и осмотрит гроб, А мы да последуем тому, что она скажет. Ведь, скорее всего, как Он [и] предсказал, воскрес Бессмертный, падшим Подающий воскресение». Икос 3 Единодушные в этом [намерении], рассудительные послали, как я думаю, Марию Магдалину ко гробу, как говорит Богослов. Был же мрак, но любовь ее освещала, поэтому-то она и увидела огромный камень, отваленный от входа во гроб и, вернувшись назад, сказала: «Ученики, узнайте то, что я видела и не скройте от меня, если поймете [что бы это значило]: камень уже не закрывает гроб, неужели взяли Господа моего? Стражников ведь не видно, но они убежали. Неужели не воскрес падшим Подающий воскресение?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3859...

1825 Тече ко гробу, и приник виде ризы едины лежащя. Лyk. XXIV, 12 . Евангелие, повествуя о воскресении Господа Иисуса, излагает между прочим сии обстоятельства, что камень от гроба Его был отвален Ангелом, котораго сошествие для сего с неба сопровождаемо было землетрясением; что жены Мироносицы нашли сей гроб открытым; что Петр, и после него Иоанн, посмотрев во гроб, увидели лежащия ризы Господа, то есть, плащаницу, которою при погребении обвито было тело Его, сударь, или плат, который был на главе Его, и, вероятно, препоясание, которое было на Нем во время Его распятия. «Петр же востав тече ко гробу, и приник виде ризы едины лежащя» ( Лк. 24:12 ). Что значит, что Евангельское повествование так занимается ризами Господа, которыя уже не нужны Воскресшему? Что значит, что и Воскресший оставил и сохранил ризы Свои во гробе, чтобы их видели? – Сие значит то, что и ризы Господа долженствовали быть в числе свидетелей Его воскресения. Если скажут Иудеи, что тело Господа украдено учениками; если бы самые ученики подумали, как на время думала Магдалина, что тело Господа перенесено кем-то: ризы Его вопиют против клеветников, и вразумляют погрешающих. Время ли похищающему тело развивать с него плащаницу и сударь, и опять свивать их, и укладывать порознь в порядке? Какая нужда переносящему тело погребенное, обнажать оное, когда напротив и обнаженное одеть надлежало, как для удобнейшаго перенесения, так и сообразно с мнением Иудеев о прикосновении к мертвым? Таким образом и безжизненныя ризы Господа проповедывали Его воскресение. И мы, собравшиеся здесь ныне, притекли ко гробу Христова служителя и подражателя. И сей гроб открыт в следствие потрясения, которое трудно вообразить сбывшимся без содействия руки Ангельской: ибо древяный храм, под которым несколько десятилетий скрыт был гроб сей, внезапно пал во время священнослужения, но сим падением никто не поражен, а только подан случай к открытию гроба сего. И что видим мы в открытом гробе сем? – Не погрешим, если скажем, что «видим ризы лежащя», не ризы тела, но самое тело видим, как ризы только, как облачение безсмертнаго духа, которое он оставил здесь, восходя в жизнь небесную; видим ризы лежащия благочинно, не поверженныя и не раздранныя, то есть, видим тело, не подверженное тлению и разрушению, но не вредимо и мирно почивающее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I глава Мы имеем традиционный, веками сложившийся и принятый тип изображения воскресения Господа Иисуса Христа, в котором на первом плане помещается гроб Воскресшего. Эта иконографическая подробность встречается решительно во всех композициях нашего сюжета. Каковы ни были бы его персонажи, как ни была бы сложна и запутана обстановка события, в какой бы форме – символической или историко-реалистической – ни передавалось евангельское повествование об этом центральном во всем христианстве факте, мы везде встречаем изображение гроба Господня. Возьмем ли мы древнейшую композицию на барельефе латеранского саркофага 171), который считается первым и начальным памятником нашего изображения, когда древние христиане еще не дерзали касаться резцом или кистью самого воскресения, – остановимся ли на реалистической композиции Таддео Гадди в ц. Марии Новой во Флоренции, пред нами – прежде всего гроб Христа или под символической монограммой Спасителя, или же в форме классического саркофага, на котором сидят ангелы. И конечно, гроб Христа в Иерусалиме – этот уникум в целом мире – был единственным предметом, который притягал, до сих пор притягает особенное внимание всех христиан и который заставил одного благочестивого паломника воскликнуть в священном восторге: εουσαλμ… μφαλος τς γς, μση το σμου! Отсюда, для иконографии воскресения Христа очень важно определить отношение между св. гробом в Иерусалиме и воспроизведением этого гроба первыми христианскими художниками-реалистами, которые пытались передать евангельское повествование в исторической обстановке, и их попытки в истории искусства получили значение в некотором смысле норм. Так, наши изображения в своей основе имеют исторический гроб Христа. Отсюда, мы должны прежде всего обратиться к представлениям древних евреев о загробной жизни и посмотреть, к чему обязывали они живых? Однако в настоящее время нельзя говорить о религии иудейской без того, чтобы не определить своего отношения к догме рационалистов, по которой – иудейские эсхатологические воззрения вообще целиком заимствованы были у древних вавилонян, и, следовательно, погребальные обычаи древних евреев также представляли простую копию обычаев вавилонских. Факты говорят обратное, и к ним мы должны также обратиться (см. приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Protas...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Как подготовить усопшего к погребению? В прежние времена подготовкой к погребению (омывали тело, одевали в новую одежду, приглашали в дом священника) занимались сродники и близкие усопшего. Этими заботами о теле покойного близкие отдавали последний долг любви своему усопшему. Сегодня, к сожалению, при наступлении смерти люди стараются «избавиться» от своего усопшего родственника, переложив заботы о нем на плечи работников морга и ритуальных агентств. Если вы отправляете покойного в морг, передайте туда и чистую одежду для его одевания, а забирая его оттуда, обязательно наденьте на усопшего нательный крест. Скорее всего, после пребывания в морге креста на нем не окажется. На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд в некоторых областях надевают саван, белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святою водой. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди, крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, «Отче наш…» и пении стихир. Иногда полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы: «Помощник и Покровитель…», а в дни святой Пасхи поются стихиры: «Да воскреснет Бог…». Какова символика погребения христианина? Тело человека, по воззрению Церкви, – освященный благодатию таинств храм души. «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:53 ). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: — омовении тела, — облачении его,

http://azbyka.ru/pogrebenie

Скачать epub pdf У гроба Христова ( Лк. 23:54–56 ) Спаситель в гробе. Все враги и недоброжелатели Его рассеялись; остались только сторонники Его и друзья. Беспокойное волнение, исполненные злобы насмешки и ругательства смолкли у Его гроба. Иосиф Аримафейский и Никодим, люди прежде такие боязливые, теперь решаются открыто исповедовать своего Господа и Учителя. Они сняли с креста Тело Иисуса, обвили его чистым холстом и умастили благовонными мазями – мирою и алоэ. Затем положили его в пещере в саду Иосифа и привалили ко входу в последнюю большой камень, чтобы охранить святое и драгоценное Тело. Теперь их дело сделано, и они уходят. Но благочестивые жены, присутствовавшие при положении в гроб Господа, не ушли еще с этого места скорби и смерти. Вечерний сумрак окутал землю. Тихо и пустынно становится на Голгофе и в саду Иосифа. Но жены все еще сидят у гроба своего любимого Господа и Учителя. Сколько жизни и любви в этой незамысловатой картине! При всей своей простоте она может сказать нам больше, чем целая сотня проповедей. Перенесемся мыслью в Святую Землю! Сядем у гроба Спасителя и пребудем там в благоговейном размышлении. Евангелист говорит: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб и, как полагалось тело Его». Мы не знаем, как много было этих жен. У ев. Матфея и Марка по имени упоминаются только Мария Магдалина и Мария Иосифова. Мария Иосифова – жена Клеопы ( Ин. 19, 25 ), одного из двух учеников, которым явился Воскресший на пути из Иерусалима в Эммаус, – и мать Иосифа и так называемого младшего Иакова, принадлежавшего к числу 12 апостолов. К двум этим женам присоединились, по всей вероятности, еще несколько других жен, пришедших вместе с Иисусом из Галилеи в Иерусалим на праздник Пасхи. Соединила их у гроба Спасителя нежная любовь к Нему. В силу этой любви они «служили Ему имением своим» ( Лк. 8, 3 ). Эта любовь сказалась и теперь в том, что они стояли у креста и проливали горячие слезы, взирая на страдания Распятого. Эта любовь привела их вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом к Его гробу. Слушаясь голоса этой любви, остаются они здесь после того, как мужчины давно уже ушли отсюда. Побуждаемые этою любовью, «смотрели они, где Его полагали» ( Мк. 15, 47 ). Исполненные этою любовью – сидели они против гроба ( Мф. 27, 61 ) и не могли отвести от него глаз. Эта же любовь побудила их возвратиться в город, купить ароматы и в первый день недели первыми опять прийти в сад Иосифа ( Мф. 28, 1 ), чтобы посетить гроб Иисуса и омастить тело Его ароматами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен. Заключительная строка кондака и икоса В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru      Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении». Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru      Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном.

http://pravoslavie.ru/1703.html

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СВЯТОМУ ВОЗНОШЕНИЮ 1 . Приготовление к священнодействию Бескровной жертвы, или к Святому возношению, начинается тем, что священник, по окончании молитв за оглашенных, разворачивает на престоле антиминс, на котором должно быть совершено преложение Святых Даров. Антиминсом называется шелковый плат с зашитой в него частицей святых мощей. На антиминсе обычно изображается положение в гроб Господа Иисуса Христа. Антиминсом, т.е. в переводе с греческого языка – вместопрестолием, этот плат называется потому, что имеет значение самого престола, так что в случае нужды на нем одном может быть совершена литургия 48 . На антиминсе находится личная подпись правящего архиерея. При освящении антиминса совершается подобное тому, что совершается при освящении престола. Изображение на антиминсе положения Господа Иисуса Христа во гроб указывает, что этот плат, равно как и сам престол, во время совершения на них Бескровной жертвы, означает гроб Господень, находящийся в Иерусалиме, так что великое священнодействие совершается как бы на самом месте погребения Христова. А частица мощей, зашитая в антиминсе, равно как и ковчег с мощами под престолом, вводит нас в духовное общение с древними христианами, у которых приношение Бескровной жертвы было совершаемо на гробницах мучеников 49 . 2 . После раскрытия антиминса, священник читает две молитвы верных и обе тайно 50 , с возглашением только заключительных славословий, а дьякон во время этого чтения произносит две кратких ектении. В первой тайной молитве священник молится за участвующих в священнослужении, разумея себя и сослужащего ему дьякона, а в соборном служении – всех предстоящих пред престолом. Он благодарит Господа, сподобившаго нас предстать пред святым жертвенником (т.е. не столько перед престолом, перед которым он стоял с самого начала литургии, сколько перед антиминсом, который перед этим был распростерт на нем для принесения на нем, как на жертвеннике, Бескровной жертвы) и просит Бога: «Сотвори нас достойными приносить Тебе моления, прошения и Бескровные жертвы (разумеется Евхаристия под двумя видами хлеба и вина) за всех людей Твоих; исполни нас силою Духа Твоего Святого, дабы без осуждения и преткновения, в чистом свидетельстве нашей совести мы могли всегда и везде призывать Тебя». Эту молитву священник заканчивает возгласом: яко подобает Тебе всякая слава ... Во второй тайной молитве священник кратко повторяет содержание первой и умоляет Господа за всех верных, даровать им преуспеяние в добродетельном житии, в вере и духовном разумении и сподобить их неосужденного причащения Святых Тайн. В заключение этой молитвы священник возглашает: яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ... Таково содержание двух тайных молитв по чину литургии Иоанна Златоуста . Но по чину литургии Василия Великого священник в обеих молитвах молится только за священнослужащих 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глава 6. Испрошение у Пилата тела Иисусова. Снятие Его с креста. Положение во гроб Изображения этих событий ( Мф. 27:57–60 ; Мк. 15:43–47 ; Лк. 23:50–53 ; Ин. 19:38–42 ) составляют три отдельные композиции; но вторая и третья иногда соединяются механически в одной картине. Первая подходит к шаблонной схеме бесед: Пилат в белой тунике и багряном, или иного цвета плаще сидит на троне; перед ним Иосиф Аримафейский в тунике и иматии, иногда в нимбе. Иногда при беседе Иосифа с Пилатом присутствуют воины и народ, как в Евангелии 74 (л. 208). Памятники: Евангелие университетской библ. в Афинах (л. 169), лаврентиевской библ. VI, 23 (л. 163), нац. библ. suppl. gr. 914 (л. 90 об.) и кодекс Григория Богослова в нац. библ. 239 coisl. (л. 18 об.) 2456 . Греческий подлинник превращает Иосифа – молодого или средовека 2457 – в старца и дополняет сцену фигурой сотника, стоящего между Иосифом и Пилатом и разговаривающего с последним 2458 . Византийская картина снятия тела Иисуса Христа с креста есть видоизмененная форма распятия в простейшей композиции; здесь те же формы креста, распятого Спасителя и двоих предстоящих. Особый характер сообщают ей следующие черты: Иосиф Аримафейский поддерживает Иисуса Христа на кресте; Никодим вынимает гвоздь из пригвожденной руки или ноги; Богоматерь держит уже опущенную вниз десницу Иисуса Христа и иногда целует ее. Памятники: кодекс Григория Богослова 510 (рис. 169 2459 ): Иосиф и Никодим в коротких рабочих туниках (л. 30 об.), Евангелие 74 (л. 59 об., 100 и 208 об.), елисаветградское Евангелие, гелатское (л. 85: Иосиф стоит на низкой скамейке; над крестом два парящих ангела; л. 138 2460 ; 217 и 272 об.), лаврентиевское Евангелие VI, 23 (л. 163; дополнение: Иисус Христос, снятый с креста, лежит на земле). 169. Миниатюра кодекса Григория Богослова 510. Евангелие 54 (л. 107, рис. 170: Богоматерь лобзает десницу Иисуса Христа) 2461 , афоноиверское Евангелие 5 (л. 129), давидгареджийская минея (л. 25: Иосиф стоит на лестнице и принимает с креста тело Иисуса Христа; Богоматерь приникает лицом к лицу Иисуса Христа; два ангела парящих; направо беседка, означающая гробницу), ипатьевское Евангелие 1 (в Евангелии Марка), армянское Евангелие публ. библ. 1635 г. (л. 14, добавление: Иисус Христос лежит; возле Него Богоматерь и Иоанн (?); Иосиф, или Никодим, приносит на блюде сосуд с водой или ароматами).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 44. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) Успение. Михаил Кузмин Успение Твое, Мати Богородица, Опозданием Фомы нам открылося. Святым Духом апостол водится Далеко от братского клироса. Покидает он страны далекие, Переходит он реки широкие, Горы высокие – И приходит к братьям апостолам. Вскричал он, Фома, со рыданием: «Завела меня пучина понтова! Вы блаженны последним лобзанием, А Фома, сирота, он лишен того! Уж вы дайте мне, рабу покорному, Поклониться тому месту горнему, Гробу чудотворному, Как дано было прочим апостолам». Между двух дерев холм виднеется, Красно солнце садится за море, На холме том гроб белеется, Гроб белеется беломраморен. Белы ноги у Фомы подгибаются, Белы руки у него опускаются, Очи смыкаются, – И нашла туга на апостолов. Снова плач близнеца возносится, Подымается к небу ясному, Злая грусть в сердца братьев просится. «Ах, увы мне, увы мне, несчастному! Неужели, Мати, в таком загоне я, Что стал хуже жида – Авфония, Лишен благовония? Нелюбимый я среди апостолов!» И ко гробу Фома подводится, Подводится ко гробу белому, Где почила Святая Богородица. Диво дивное сердцу оробелому! Расцвели там, большие и малые, Цветы белые, желтые и алые, Цветы небывалые. И склонились святые апостолы. Вместо тела Богородицы Пречистыя – Купина цветов благовонная; Поясок из парчи золотистый Оставила Матерь Благосклонная В награду за Фомино терпение, В награду за Фомино смирение И уверение. И прославили Деву апостолы. Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко Церковное предание рассказывает, что после вознесения Господа нашего Иисуса Христа на Небо Пречистая Матерь с особенной любовью посещала те места близ Иерусалима, которые ознаменованы были молитвой, страданием и смертью Ее Божественного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, гроб, где было погребено Его тело, сделались постоянными местами Ее молитв. И вот однажды, во время молитвы на горе Елеонской, Ей явился архангел Гавриил и предвозвестил время кончины.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010