М «Материнское благословение», «Материнское благословение, или Бедность и честь» – драма с куплетами в пяти действиях. Является переделкой французской пьесы А.-Ф. Деннери (A.-Ph. Dennery (D " Ennery)) и Г Лемуана (G. Lemoine) «Божья милость» («La grace de Dieu»), которая с большим успехом шла па сцепе парижского театра Gaite (премьера – 16 января 1841 года). Над переделкой французской мелодрамы работал в 1842 году русский поют, классик русской литературы Н. Л. Некрасов. Премьера «Материнского благословения...» состоялась 19 октября 1842 года на сцепе Александрийского театра (ныне – Российский государственный академический театр драмы мм. А. С. Пушкина (Александринский), петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени) и прошла успешно. Всего па его сцене в 1842–1855 годах пьеса была поставлена 23 раза. Вплоть до 1920-х годов «Материнское благословение» успешно шло в Москве на сценах Большого и Малого театров, в Самаре, Киеве, Одессе, Ставрополе, Харькове, Казани, Нижнем Новгороде и в других городах. Мещанин (польск. mieszczanin – горожанин) – горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежали также ремесленники, не записанные в купечество. Модистка (устар. от фр. modiste) – мастерица по изготовлению женских шляп, а также женского платья и белья. Мясоед (устар. мясоястие; ст.– слав. мсодение, – период, когда по церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время после какого-либо поста. При этом в течение всего года православный устав предписывает однодневные посты по средам и пятницам. Н Наперечет – в сочетании с «весь». Целиком, всецело, без исключения. «Знал он, где какая птичка гнезда вьет, просеки, тропинки знал наперечет» (Плещеев). Наушничество – склонность тайком наговаривать, нашептывать, жаловаться; передана п. злые сплетни о ком-либо. Ньютон Исаак (25 декабря 1642 года – 20 марта 1727 года по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4 января 1643 года – 31 марта 1727 года но григорианскому календарю) английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики; богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

После того, как в 1545 г. разница между реальным и условным днем весеннего равноденствия составила 10 суток, папа Павел III на открытии Тридентского собора (1545–1563 гг.) предложил сделать шаг к устранению этой неточности. Но реформа была осуществлена только при папе Григории XIII (1572–1582), который до избрания на римскую кафедру был профессором канонического права Болонского университета. Созданная им комиссия одобрила проект итальянского математика Луиджи Антонио Гаралли (Луиджи Лильо) (1520–1576). Папская булла «Inter gravissimas» («Среди важных») от 24 февраля 1582 г. возвестила всему католическому миру следующее решение: «Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского собора оно отступило на десять дней npuблuзumeльho, u XIV Луне […] вернуть ее место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем pabhoдehcmbue u XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались» 59 . Новый календарь перенес день весеннего равноденствия на установленную в Никее дату 21 марта. А для предупреждения дальнейших смещений принято было каждые 400 лет лишать 3 суток. Осуществляется это тем, что вековые годы, число сотен которых без остатка делится на 4, считаются простыми. На них (а это годы 1500, 1700, 1800, 1900 и т.д.) не распространяется юлианский принцип считать каждый 4 год високосным. Следовательно, григорианский календарь представляет собой 400-летний цикл, состоящий из 303 лет простых и 97 лет високосных. Его продолжительность составляет 365,2425 суток, что больше тропического года на 0,0003 суток (16 секунд). В силу этого, погрешность григорианского календаря составляет один год за 3300 лет. Реформа предусмотрела и приведение 19-летнего лунного цикла в соответствие с реальными фазами Луны и разработала правила корректировки неточностей цикла 60 . Описанная реорганизация церковного календаря была воспринята неоднозначно как на Западе, так и на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предновогодние размышления о календаре (Елена ЧУДИНОВА) 14.01.2013 23:55:23 Елена Петровна Чудинова На улицах торгуют елками, близится праздничный бой курантов. И перед всяким русским человеком, умеющим перекрестить лоб, в очередной раз, как год назад, как два года назад, предстает неприятный факт, что самый веселый из праздников попадает на самые суровые дни поста. Из когтистых лап совести каждый выдирается как может. Ладно уж, сами бы не стали, но нельзя же обидеть родителей, людей старомодных, то есть атеистов. А еще корпоративная вечеринка, нехорошо отдаляться от коллег! А мы праздновать будем, но стол сделаем без мяса, а что, можно и рыбу замечательно приготовить, а в салаты креветок положим. Как будто во дни, когда по-хорошему положено сухоястие, есть большое различие между мясом и рыбой… Но много хуже мяса и рыбы вопиющая неуместность в эти дни веселого застолья с музыкой, с танцами. Двойственность эта неприятна, но как удержаться — ведь «все празднуют»! Празднуют действительно все. Нужды нет, по сей день в наших городах и селах находят снаряды и мины Великой Отечественной — вполне взрывоопасные. Нравственная же мина, заложенная коммунистами, пережила коммунистический режим. Из года в год мы на ней помаленьку подрываемся. Заметим, ни в одной из стран Западной Европы Новый год не пользуется такой безумной любовью, как у нас в России. Да, народ не прочь попрыгать где-нибудь на Елисейских Полях, петардами побаловаться. Но там это всего лишь праздник, без двойного дна. А у нас оно есть. В свое время коммунисты пытались запретить ставить в домах елки, получалось плохо. И тогда сделали хитрый ход, елку, пышней и помпезней чем раньше, разрешили, но перевели все стрелки с Рождества на Новый год. Новый год в Советском Союзе был по сути подделкой Рождества. (Отсюда идет нелепая советская присказка — «Новый год праздник семейный!» Да с какой пьяной радости — семейный?! Новый год был в России, как и везде, вопиюще недомашним праздником, на Новый год устраивались балы, гулянья. А отчего б и не повеселиться всем миром, когда религиозный праздник – Рождество — в самом деле отмеченный в домашнем кругу — уже позади?) Прибавить к тому, что Новый год был единственным праздником, лишенным коммунистического официоза. Поэтому и трудно отказаться от празднования Нового года, при чем именно этого — Григорианского.

http://radonezh.ru/analytics/prednovogod...

Сообщение это было выслушано довольно благожелательно, причем отношение к Копернику оставалось неплохим и при следующем папе, Павле III. Это видно из письма (от 1536 года) к Копернику главы доминиканского ордена кардинала Шенберга. В этом письме (которое Коперник очень ценил и поместил потом в своей книге) Шенберг очень просил " ученого мужа " ни в коем случае " не скрывать от друзей науки своей новой системы " , уверяя Коперника, что он " определенно желает доставить признание его большим заслугам " [ 3 ]. И именно коперниканские вычисления были положены в основу " григорианской реформы " календаря: " После объявления папой Львом Х реформы календаря на пятом Латеранском соборе (1512–1517) Коперник был включен в число " признанных " астрономов, которые получили официальное приглашение принять участие в разработке проекта реформы " [ 4 ]. И вдруг — после почти ста лет терпимости последовало осуждение коперниканства. Что изменилось? — Да просто Джордано Бруно показал, какие магические выводы можно сделать из математической гипотезы, и тем самым настроил богословов против самой этой гипотезы. Именно Бруно скомпрометировал математическую гипотезу Коперника, нагрузив ее архаичными оккультными байками. " Коперник — заря, которая должна была предшествовать восходу солнца истинной античной философии " (Бруно. Пир на пепле, 1). Бруно не революционер, а банальный реакционер, который пробовал отбросить две тысячи лет развития культуры и мысли, вернувшись даже не к Платону и Аристотелю, а к досократическим натурфилософам. " Бедного Аристотеля " Бруно жалеет за его неспособность постичь " глубинную магию " [ 5 ]. Коперника же Бруно просто презирает (вопрос: а кого сей " гений " не презирал?): " Ноланец ответил, что он не смотрит ни глазами Коперника, ни Птолемея, но своими собственными. Эти математики — как бы посредники, переводящие слова с одного языка на другой; но затем другие вникают в смысл, а не они сами. Они же подобны тем простым людям, которые сообщают отсутствующему полководцу о том, в какой форме протекала битва и каков был результат ее, но сами-то они не понимают дела, причины и искусства, благодаря которым вот эти победили… Коперник недалеко ушел от слепоты " (Бруно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

Закрыть «Политика разрушения Российской империи заложила " бомбу " на долгие годы» О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте 24.04.2024 116 Время на чтение 4 минуты 22 апреля, в который отмечается день рождения Ленина (хотя В.И. Ульянов родился 10 апреля по юлианскому календарю, что сегодня соответствует 23 апреля по григорианскому календарю), известный политолог Сергей Александрович Михеев в эфире программы «Железная логика» на радиостанции «ВестиФМ» рассуждал о роли Ильича в истории России и противостоянии «красных» и «белых». «Здесь есть два аспекта, - отметил политолог. - Первый: хорошо ли то, что он делал, или плохо. Второй: роль личности в истории (первое и второе – не одно и то же). Роль его личности в истории, конечно, очень высока. Человек, который знает, умеет, убежден в том, что он делает, может сыграть очень серьезную роль в изменении ситуации, даже вопреки объективным предпосылкам». «Есть противоречие между культом Ленина, который объективно был в советское время, и марксистской теорией по поводу того, что роль личности в истории невысока. Если брать классику марксизма-ленинизма, то упор делался на то, что всё, что происходит, - это объективные исторические процессы. Они идут независимо от того, какие личности возникают или не возникают. Развитие общества от одного состояния к другому идет поступательно, и остановить его невозможно, а можно только затормозить. Личности на этом пути встречаются разные, но законы исторического развития, идущего по спирали, настолько однозначны и непреодолимы, что личности большой роли не играют. Это вступало в диссонанс с культом Ленина. Если личности большого влияния не играют, то почему такое почитание Ленина, а после него - Сталина? Хотя, как известно, про Сталина потом забыли. На мой взгляд, роль личности в истории (здесь я противоречу марксизму) всегда была, есть и будет очень высокой. Про неизбежные закономерности можно спорить, но отчасти они надуманы. Многие векторы развития иногда меняются именно потому, что та или иная личность сыграла очень серьезную роль», - считает Сергей Михеев.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/24/po...

Переход к солнечному календарю совершился уже в республиканскую эпоху, при децемвирах, путем изменения системы интеркаляции; впрочем, некоторые историки предполагают, что эта реформа, обозначавшая по существу переход к солнечному календарю, относится еще ко времени Сервия Туллия, а в правление децемвиров, по этой версии, совершена была лишь перестановка января и февраля. При переходе к солнечному календарю разница между продолжительностью 12-месячного лунного года и солнечным годом определена была в 11 дней с четвертью. Таким образом за четыре года набегала разница в 45 дней, которые составили два вставных месяца продолжительностью в 22 и 23 дня. Эти месяцы стали вставляться в конце каждого второго и четвертого года. Поскольку однако лунный год продолжительностью в 355 дней был на одни сутки длиннее астрономически более точного греческого лунного года в 354 дня, разница устранялась тем, что один раз в  24  года пропускали 24  дня, возвращаясь в  результате к началу года, астрономически идентичному с тем, какое имело место 24 года назад. Свой окончательный вид римский календарь принял при Юлии цезаре, в 46 г. до р. х. под именем юлианского календаря он был усвоен впоследствии церковью и  до  григорианской реформы оставался единым календарем христианского мира. Первый день всякого месяца, новолуние, назывался в Риме календами, отсюда и  календарь. В  календы совершались жертвоприношения Юноне. Середину месяца  – полнолуние именовали идами, это был главный день месяца, точка отсчета для определения других дат, и он посвящался жертвоприношениям Юпитеру. Девятый день до ид, или первый день второй недели месяца, именовался нонами. Остальные дни обозначались числами, которые указывали на их место перед календами, идами или нонами. Например 3 марта haзыbaлocь III ante Nonas Martias, то есть 3-и ноны марта, а 22 мая – XI Calendas Junias – 11-е календы июня. Месяц римляне первоначально делили на  4  недели  – семи или восьмидневные. Позже введена была универсальная 8-дневная неделя, начало которой, подобно нашей 7-дневной, уже не соотносилось со сменой месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Теперь перейдем к конкретному вопросу: в чем сходство юлианского календаря с поэзией? Главными свойствами поэзии, отличающими ее от прозы, являются ритмика (последовательное чередование ударных слогов) и цикличность строф. Юлианский календарь обладает непревзойденной ритмикой - строгим повторением всех своих числовых характеристик; он заключает в себе законченные и в то же время соединенные друг с другом четкие циклы. Основной цикл - 4-летие (сочетание трех простых лет и одного високосного года) можно сравнить с четырехстишием - наиболее распространенной поэтической строфой. Для поэзии характерны рифма или рефрен; аналог рефрена - високосный год, который заключает собой каждое 4-летие, 20-летие, 100-летие, 1000-летие. Для поэзии характерны симметрические параллелизмы. В юлианском календаре параллелизмы - фазы луны и числа месяца, которые симметричны в 19-летнем метоновом цикле [ 2 ], и совпадение дней недели и чисел месяца в 28-летнем цикле. В григорианском календаре периоды, ритмы и циклы разрушены и деформированы, и пасхальный цикл (Великий индиктион) - венец православной литургики - вообще уничтожен. Поэтому григорианский календарь похож на прозу. А проза чисел - это бухгалтерия. Я назвал юлианский календарь космической поэмой, так как он имеет космические ориентиры, указанные в Библии, и его парадигма выходит за пределы солнечной системы. Юлианский календарь отразил в себе проекцию трех сфер: звезд, солнца и луны, как чертеж многоярусного здания Вселенной. Я говорил о мистике и рационализме как двух различных формах мышления. Однако следует отметить, что рационалисты древних веков, потеряв мистическое чувство, еще сохраняли способность к экстатическому восприятию мира, а рационализм нового времени все больше сливается с утилитаризмом. Не научные открытия XVI столетия, а утилитаризм вызвал к жизни григорианский календарь и создал широкое поле для его распространения. Еще остается спорной проблема, способствует ли рационализм развитию науки или только обедняет интеллектуальные возможности и духовную жизнь человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он рассказал им о караване, к-рый приближался к Мекке, и о том, как выглядит идущий во главе каравана верблюд. Купцы, бывавшие в Иерусалиме, подтвердили правдивость его рассказа, а караван, прибывший в город через неск. дней, выглядел точно так, как его описал Мухаммад. Переселение мусульман из Мекки в Медину (хиджра) 12 сент. 622 г. старейшины курайшитов приняли решение убить Мухаммада. Однако ему стало известно о заговоре, и в ночь на 13 сент. он бежал из Мекки вместе со своим сподвижником Абу Бакром. Предположив, что курайшиты бросят все силы на их поиски, они решили укрыться в пещере на горе Саур. Через 3 дня, когда поиски почти прекратились, Мухаммад и Абу Бакр покинули пещеру и направились в Ясриб. 24 сент. 622 г. они добрались до мест. Куба в окрестностях Ясриба, там Мухаммад провел 4 дня и основал 1-ю в истории И. мечеть. На следующий день, в пятницу, он въехал в Ясриб верхом на верблюдице, и с тех пор этот город получил название Медина - «город пророка» (араб. Мадинат-ан-Наби). Переселение мусульман в Медину получило название «хиджра», переселенцы стали именоваться мухаджирами, а верующие мединцы - ансарами. Хиджра считается поворотным моментом в истории И. Во времена правления халифа Омара хиджра была объявлена началом мусульм. летосчисления, и хотя Мухаммад покинул Мекку в месяц сафар, его сподвижники выбрали первым месяцем календаря священный месяц мухаррам. Мусульм. календарь основан на лунном цикле. Лунный год состоит из 12 месяцев, каждый из к-рых начинается и заканчивается новолунием. Продолжительность его составляет 354 или 355 дней. Мусульмане сохранили доислам. обычай, объявив раджаб, зу-ль-каада, зу-ль-хиджжа и мухаррам т. н. запретными месяцами - в это время запрещено воевать и проливать кровь. Лунный календарь не связан со сменой времен года: если в одном году начало мухаррама приходится на сер. лета, то через 15 лет оно придется на зиму. Из-за различной продолжительности года в мусульм. и григорианском календарях пользуются специальными справочными таблицами, для того чтобы установить, какому году нашей эры соответствует тот или иной год хиджры. Если в Мекке мусульманам приходилось скрываться, то в Медине они впервые получили возможность беспрепятственно поклоняться Аллаху, организовать повседневную жизнь в соответствии со своими религ. взглядами и заложить основы исламского гос-ва. От имени мухаджиров Мухаммад заключил с жителями Медины соглашение, по к-рому они обязались поддерживать друг друга, вместе противостоять врагам, а при разрешении спорных вопросов обращаться к Мухаммаду, посланнику Аллаха. Мусульмане объединились в духовную общину (умму), гарантировавшую неприкосновенность жизни и имущества не только верующим, но и тем, кто находился под их защитой. Если в Мекке Мухаммаду были открыты аяты о созидании внутреннего мира верующих и основ ислам. вероучения, то после хиджры они касались гл. обр. социальных, политических и экономических аспектов жизни мусульман (Исламоведение. 2008. С. 33).

http://pravenc.ru/text/674977.html

Отец Аввакум тоже вел дневник на борту фрегата, но его заметки отличались краткостью. Да и тетрадь для записей он приобрел лишь «в одном из южноафриканских портов, как об этом можно догадаться на основании напечатанных под некоторыми числами заметок о собраниях разных компаний и обществ, имевших отношение к Капской колонии» 66 . Разница между григорианским календарем, распространенным в Западной Европе, и юлианским календарем, который использовался в России, в XIX веке составляла 12 дней. Поэтому дополнительно к типографским датам на английском языке по григорианскому календарю отец Аввакум приводит даты по юлианскому календарю, принятому в России. С этого времени дневниковые записи отца Аввакума и И. А. Гончарова порой дополняют друг друга. Обогнув Южную Африку, фрегат продолжил долгое и трудное путешествие на Дальний Восток. Здоровье некоторых членов экипажа было подорвано настолько, что они нуждались в длительном лечении. В июне 1853 г. «Паллада» пришла в Гонконг, и один из матросов был эвакуирован на берег в тяжелом состоянии. Под 23 июня отец Аввакум сделал такую запись: «Поутру я ездил в госпиталь причащать матроса Федота Алексеева (безрукого матроса, одержимого лихорадкой)» 67 . А на следующий день, 24 июня, отец Аввакум «в 5 часов отправился в госпиталь отпевать умершего матроса Федота Алексеева. Гроб проводил за город» 68 . Присутствие православного священника на борту фрегата вызывало интерес у местного духовенства, и отцу Аввакуму доводилось встречаться здесь с инославными тружениками на ниве Божией. Так, 23 июня, вернувшись из госпиталя на корабль, «застал у себя китайцев, из коих один пришел переписывать китайскую бумагу, другой, с шелковыми шалями, вышитыми белыми шелковыми узорами, – сообщал отец Аввакум. – Китайский епископ с 2 итальянцами и одним китайским священником был у нас» 69 . Эту встречу описывает и Гончаров: «По приезде адмирала епископ сделал ему визит. Его сопровождала свита из четырех миссионеров, из которых двое были испанские монахи, один француз и один китаец, учившийся в знаменитом римском училище пропаганды. Он сохранял свой китайский костюм, чтобы свободнее ездить по Китаю для сношений с тамошними христианами и для обращения новых. Все они завтракали у нас; разговор с епископом, итальянцем, происходил на французском языке, а с китайцем отец Аввакум говорил по-латыни» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Преклоняясь, с глубочайшим почтением, Источник: «ОРТОДОКСОС ТИПОС», 10. 10. 1969. О совместном праздновании Пасхи Дорогая газета «Энория»! Четыре года тому назад, согласно решению, принятому священным синодом, была создана комиссия для изучения календарного вопроса и составления официального документа Элладской Церкви для готовящегося Великого Собора Православной Церкви 41 . (Как известно, Элладской Церкви было поручено изучение вопросов о препятствиях для заключения брака и о календарной реформе). Председателем комиссии был высокопреосвященный митрополит Митилинский Иаков, а её членами – высокопреосвященный митрополит Миссинский Хризостом, отец Мелетий Каламарас, Д. Кацис и X. Папагеоргиу, а также автор этих строк и некоторые другие. (Несмотря на то что лично я не сторонник созыва Великого собора, я всё-таки участвовал в работе комиссии, полагая, что представится возможность сказать нечто «более сильное, чем молчание»). При формулировании своих замечаний, я не преминул высказать своё мнение о совместном с инославными праздновании Пасхи. Сегодня, поскольку совсем недавно эта тема была вновь затронута одним выдающимся человеком (я имею в виду Вселенского патриарха с его Пасхальным обращением), сказанное мною тогда вновь становится весьма актуальным. Позвольте же мне через дорогую и гостеприимную «Энория» обнародовать часть моих замечаний. «...Наконец, возникает вопрос: какие именно предложения будет содержать сообщение Элладской Церкви? Думаю, что, в общих чертах, следующее: а) историческую часть, речь в которой пойдёт о календарях в целом, особенно о юлианском и григорианском, а также о современном состоянии Поместных Церквей в свете календарного вопроса; б) практическую часть с конкретными рекомендациями, которые суть следующие: 1 .               Календарное разделение между членами Православной Церкви должно быть преодолено через принятие всеми Поместными Церквами единого календаря. Если большинство отдаст предпочтение юлианскому календарю, то тогда все новостильные Церкви должны будут вернуться к нему, если же – исправленному юлианскому, тогда все старостильные Церкви должны будут исправить свой календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010