При дальнейшем обсуждении календарного вопроса, проходившем 20 мая 1919 г. на заседании Священного Синода Элладской Церкви, профессор Э. Золотас высказал опасение относительно возможности возникновения церковного раскола. По его мнению, несмотря на то, что и российская богослужебная реформа XVII века не носила ни догматического, ни канонического характера, ее проведение вызвало огромное народное смущение, приведшее к возникновению церковной схизмы. Митрополит Афинский Мелетий отметил, что для предотвращения раскола необходимо, во-первых, всеправославное согласование реформы и, во-вторых, переход не на григорианский, а на более точный календарь 100 . В результате дальнейшего обсуждения проблемы были приняты следующие синодальные постановления: 1 . Признать необходимость проведения реформы церковного календаря; 2 . Признать, что данная реформа не будет противоречить ни догматическим, ни каноническим церковным положениям; 3 . Условием проведения реформы признать одновременный переход на новый стиль всех Поместных Православных Церквей; 4 . Признать недопустимость перехода на григорианский календарь; 5 . Признать, что Греческое государство с целью облегчения экономических и политических контактов с европейскими странами может совершит переход на григорианский календарь; 6 . Отложить календарную реформу в Церкви вплоть до выработки более точной системы календарного исчисления 101 . В 1922 г. революционное греческое правительство во главе с С. Гонатасом образовало особый Комитет по разработке проекта введения нового календарного стиля в Греческом государстве. В состав Комитета вошли министр экономики Г. Кофинас, министр юстиции П. Цицеклис и профессора архимандрит Хризостом (Пападопулос), Д. Эгинитос и Г. Аливазатос. В планы правительства входило единовременное введение григорианского календаря как в гражданской, так и в церковной жизни. Однако архимандрит Хризостом выступил с резкой критикой этого проекта, заявив о том, что григорианский календарь неприемлем для Православной Церкви и что реформирование календаря не может осуществляться Элладской Церковью в одностороннем порядке без обсуждения этого вопроса с иными Поместными Церквями и Константинопольским Патриархатом 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только их ревность нерассудительна, она  «не по разуму».  Некоторые были вовлечены в этот раскол по простоте, другие — по незнанию, третьи — по эгоизму. Тринадцать дней разницы между юлианским и григорианским календарями они посчитали догматическим вопросом и всех нас записали в прельщенные, а сами ушли из Церкви. Зилоты не имеют общения с Патриархатами и другими Поместными Церквами, придерживающимися нового календаря. Но ведь с Патриархатами и Церквами, которые придерживаются старого календаря, они тоже не имеют общения — якобы потому, что те «осквернились» общением с новостильниками. Но это еще не все. Зилотов-старостильников осталось немного, но и эти немногие, я уж не знаю как, раздробились на мелкие группировки. И они не могут остановиться: все дробятся и дробятся, предают друг друга анафеме, отлучают друг друга от Церкви, низвергают из священного сана. Ты не можешь себе представить, как я исстрадался и как много молился из-за этого искушения. Мы должны любить зилотов-старостильников, нам должно быть за них больно, мы не должны их осуждать. Больше всего нам надо молиться о том, чтобы Бог просветил их, а если иногда кто-то из них, будучи расположен по-доброму, попросит нас о помощи, мы можем ему сказать то, что мы знаем». Через пять лет после кончины Старца Паисия господин X., рассказавший эту историю, приехал из Америки на Афон, пришел в «Панагуду» для того, чтобы поблагодарить Старца. После той беседы его духовная, а также и семейная жизнь полностью наладились. О своей встрече со Старцем он рассказывал со слезами на глазах. Приведем еще один пример рассудительного отношения Старца к одному из тонких церковных вопросов. Один православный священник из-за границы рассказал Старцу, что его правящий епископ устраивал под храмами танцевальные залы и совершал другие модернистские действия. Прихожанам это не нравилось, и они стали уходить из его юрисдикции в одну из раскольнических церквей. Выслушав священника, Старец ответил: «Если ты хочешь помочь людям, то соглашаться со всем, что делает твой владыка, ты не должен.

http://pravmir.ru/249925/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИАНСКИЙ РАСКОЛ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорианский раскол, григорианство, григорьевщина - раскол в Русской Православной Церкви (конец 1925 - середина 1940-х гг.), названный по имени Свердловского архиеп. Григория (Яцковского) - инициатора создания и первого руководителя так называемого Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) . Второе, менее распространенное, название раскола - «борисовщина» - происходит от имени другого организатора ВВЦС - Можайского еп. Бориса (Рукина) . Так же как и обновленчество , Григорианский раскол был инициирован ОГПУ , которое использовало в собственных целях устремления части епископата к высшей церковной власти, представляемых как восстановление в Церкви коллегиального управления. Особое недовольство этих епископов вызывала практика передачи полномочий патриарха через назначение преемников. Такое право, не предусмотренное церковными канонами, в силу исключительно трудных условий церковной жизни было предоставлено Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 годов патриарху Тихону . После кончины свт. Тихона в соответствии с оставленным им завещанием Архиерейское совещание Русской Церкви 12 апреля 1925 года признало патриаршим местоблюстителем Крутицкого митр. Петра (Полянского) . 10 декабря того же года митр. Петр был арестован. Согласно его завещательному распоряжению, патриаршие полномочия по управлению Церковью перешли к Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому) . Из-за запрета на выезд из Нижнего Новгорода митр. Сергий не имел возможности прибыть в Москву и сообщил о принятии на себя функций временно исполняющего обязанности патриаршего местоблюстителя письмом, отправленным управляющему Московской епархией. Еще до ареста митр. Петра представители ОГПУ вели переговоры об условиях легализации церковного управления с архиеп. Григорием (Яцковским) и другими архиереями, недовольными твердой позицией местоблюстителя в отношениях с властями. 11 ноября 1925 года Комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства (Антицерковная комиссия) ЦК РКП(б) поручила начальнику 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Евгению Тучкову «ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев» .

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

13 Метох – подворье с земельными угодьями, принадлежащее монастырю за его пределами, нередко на территории других государств. В данном случае речь идет о подворьях некоторых афонских монастырей в дунайских княжествах Молдавии и Валахии. – Перев. 15 Афониада – духовная школа, созданная в середине XVIII в. по благословению Вселенского Патриарха для подготовки образованных священнослужителей из числа святогорской братии. До 1799 г. действовала при Ватопедском монастыре, после чего фактически прекратила существование. В 1930 г. возобновлена как среднее духовное учебное заведение на территории Андреевского скита; в начале 1950-х гг. переведена в новое помещение рядом с Кареей; с 1972-го преобразована в академию с шестилетней программой обучения, к которому допускаются и миряне. – Перев. 16 Термин « Церковь » подразумевает здесь, скорее всего, позицию священноначалия или части иерархов Вселенского Патриархата в исторических ситуациях, когда она расходилась с требованиями православной совести и монашеского идеала. – Перев. 18 Юлианский (или «старый») календарь был солнечным. Введенный в Риме еще в 44 г. до Р.Х., он впоследствии сохранялся во всем христианском мире. С 1582 г. Запад перешел на новый, так называемый григорианский, календарь (по имени папы Григория XIII), найдя его в астрономическом отношении более совершенным. За двести пятьдесят лет до этого византийские греки обратили внимание на неточность юлианского календаря и попытались перенять григорианский, но Церковь отвергла его из опасения вызвать соблазн среди верующих. В 1895 г. Вселенский Патриарх Анфим VII высказался за единый календарь для всех христианских народов. В 1902 г. Вселенский Патриарх Иоаким III издал окружное послание ко всем православным Церквам, рекомендуя им обсудить проблему и изложить свою точку зрения. 1 марта 1923 г. григорианский календарь был официально введен королевским указом в Греции. Но когда выяснилось, что празднование Дня независимости на практике отделяется от Благовещения, произошли серьезные волнения. Элладская церковь выдвинула своеобразный компромисс – принять григорианский («новый») стиль, оставив в неприкосновенности Пасхалию (даты празднования Пасхи). Вселенский престол одобрил это предложение, и при Патриархе Григории VII вышло соответствующее постановление Священого Синода (10 марта 1924 г.). Однако часть верующих Греции не приняла этот шаг, как продиктованный латинянами, и, протестуя против него, отделилась от канонической Церкви. Так возник «календарный раскол», или «спор», длящийся, увы, и по сей день, поскольку «старостильники» (или «зилоты») разделились, в свою очередь, на ряд непримиримо враждующих групп. Святая Гора Афон сохранила юлианский календарь, но при этом не отделилась от Церкви и Вселенского Патриархата. – Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Обновленческое движение и другие расколы ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1872 - кон. 1920/кон. 1921), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИОАНН (Киструсский Иван Иванович; 1878-1937), еп. бывш. Раненбургский, один из деятелей григорианского раскола ИОАНН (Левицкий Иоанникий; 1857 - после 1926), архиеп. бывш. Кубанский и Краснодарский, деятель обновленчества ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889-1938), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола МАКАРИЙ (Павлов Михаил Михайлович; 1867 - после 1924), еп. бывш. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленчества МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола ОБНОВЛЕНЧЕСТВО (обновленческий раскол), раскольническое движение 20-40-х гг. XX в. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью в ходе реализации ее антицерковной политики ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121844_2.html

О драматичных событиях насильственного перевода греческой державы и церкви на григорианский календарь писал и блаженно почивший сербский патриарх Павел в своей работе «Отношение СПЦ к старому и новому календарным стилям»: «Единство празднования Пасхи по единой пасхалии и юлианскому календарю прервано реформой папы Григория XIII-ro, которым, наряду с новым календарём, принята и новая пасхалия, а по ней римо-католики могут да славить Воскресение и вместе с иудейским Песахом, да даже и прежде Иудейской Пасхи. Вплоть до 1923 године, принцип совместного прославления не только Пасхи, но и неподвижных праздников, действовал во всей православной Церкви. Когда в феврале 1923 греческая держава ввела григорианский календарь, было ясно сказано, что в Церкви остаётся юлианский календарь и дальше. Между тем, неожиданно, новоизбранный архиепископ Хризостом уже 10 марта 1923 года, выносит Собору греческой иерархии требование перехода и церкви на новый календарный стиль. Собор решил, что по этому вопросу нужно серьёзно посоветоваться со всеми православными церквами, особенно - с Царьградским патриархатом. Дело пошло ускоренным темпом, и в декабре того же года созван собор греческой иерархии, на котором было решено, что неподвижные праздники будут соответствовать григорианскому стилю, а подвижные остаются по юлианскому стилю. Собор Царьградской церкви согласился с этим предложением 20 января 1924 года, и Греческая церковь переходит на новый календарь, провозгласив 10 марта 1924-го года за 23-е марта. Такой необычно быстрый и совершенно неподготовленный переход на новый календарь вызвал тяжёлый старостильный раскол в Греческой церкви. Какими причинами руководствовались Архиепископ и Греческая церковь, когда без подготовки священства и верных, без предварительного обмена мнениями с другими православными церквами так стремительно перешли на григорианский календарь? Православные Греки, которые не хотели переходить на папский календарь, провозгласили отступником от Православия не только Греческую церковь, но и все те православные церкви, которые, оставаясь при юлианском календаре, но поддерживали литургическое единство Греческой Церковью, как и с теми, кто позже перешёл на новый стиль.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/26/...

Виноградов Константин Александрович (1897–1947). Окончил Московский университет и китайское отделение Восточного института. До ареста научный сотрудник Главмузея. Находился под подпиской о невыезде. Арестован в 1925 г., проходил по «делу митрополита Петра». Приговорен условно к высылке в Зырянский край на два года. Арестован в 1931 г., приговорен к 3 годам ИТЛ. После освобождения вернулся в Москву. Вновь арестован в 1935 г., приговорен к 5 годам ИТЛ. С 1946 г. послушник в Троице-Сергиевой Лавре, готовился к отправлению в Китайскую миссию. Скоропостижно скончался в Троице-Сергиевой Лавре. Виссарион (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878–1937), епископ, григорианский «митрополит». В 1923 г. хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). В 1925 г. перешел в григорианский раскол. С 1927 г. председатель ВВЦС. Расстрелян. Виталий (Иосифов Василий Александрович; † 1892), епископ. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1885 г. епископ Тамбовский и Шацкий; с 1890 г. епископ Калужский и Боровский. Владимир (Пищулин Владимир Федорович; 1889–1938), священомученик, иеромонах. В 1920 г. рукоположен во иерея, служил вместе с А. И. Введенским в петроградском храме свв. Захария и Елисаветы. В 1922 г. арестован, выслан в Оренбург. В 1924 г. вернулся в Ленинград, «пострижен» обновленцами в рясофор. С 1925 г. обновленческий «епископ Охтенский, викарий Ленинградской митрополии». В ноябре 1925 г. назначен обновленческим «епископом Псковским», но от назначения отказался и ушел на покой. Принес покаяние в 1926 г. и принят в общение с Православной Церковью в сане иеромонаха. В 1928 г. арестован, отправлен в Соловецкий лагерь, затем выслан в Казахстан на три года. В 1934 г. переехал в Симферополь, в 1935–1937 гг. работал в библиотеке педагогического института, был уволен, зарабатывал на жизнь уроками иностранных языков. Расстрелян. Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852–1931), архиепископ. В 1887 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. С 1903 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 1910 г. на покое, назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1921 г. назначен архиепископом Екатеринославским. В 1926 г. перешел в григорианский раскол, после недолгого там пребывания покаялся и восстановил общение с Православной Церковью. Последние годы пребывал в полузатворе. Скончался в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

18.10.1892 – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. С 21.02.1898 – митрополит Московский и Коломенский. С 23.11.1912 – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, первенствующий член Св. Синода. В 1915 г. удостоен степени доктора богословия. 23.11.1915 – митрополит Киевский и Галицкий, с оставлением первенствующим членом Св. Синода. Член Предсоборного Совета. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., почетный председатель Собора до 21 ноября/4 декабря 1917 г. (дня настолования св. Патриарха Тихона). Зверски убит в Киеве 25.01.1918. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.04.1992. – 106, 275, 276, 278 Владимир (Путята Всеволод Владимирович) (02.10.1869 – 1936) – князь, бывш. архиепископ, впоследствии григорианский «митрополит». В 1891 г. окончил Ярославский Демидовский лицей. Поступил на военную службу. В 1897 г. окончил курс Военно-юридической академии. В 1899 г. поступил в Казанскую духовную академию. В 1900 г. пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха. В 1891 г. по окончании духовной академии со степенью кандидата богословия назначен инспектором Казанской духовной семинарии. В 1902 г. возведен в сан архимандрита. В 1902 г. назначен настоятелем посольской церкви в Риме. С 1906 г. – магистр богословия. 06.08.1907 хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением ему заведования всеми русскими церквами в Европе, за исключением церквей в Константинополе и Афинах. 18.02.1911 – епископ Омский. 08.03.1913 – епископ Полоцкий и Витебский. 10.01.1915 – архиепископ Пензенский и Саранский. На Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. за недостойное поведение лишен епископского сана с оставлением в монашестве, но указу не подчинился, положил начало «пензенскому расколу». В 1922 г. перешел в обновленческий раскол. В 1923 г. обновленческим президиумом ВЦС восстановлен в правах «епископа» и назначен «епископом Саратовским», затем «Пензенским». Участник I обновленческого собора, подписал акт о низложении св. Патриарха Тихона. В 1928 г. принес покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому) , был принят как монах. В 1934 г. перешел в григорианский раскол, григорианский «митрополит Томский и всея Сибири». Согласно определению Московской Патриархии от 13(26).06.1934 монах Владимир Путята объявлялся «отпавшим от Св. Церкви и лишенным христианского погребения». После 1934 г. в заключении. Скончался вне общения с Русской Православной Церковью. – 278 Владимир Александрович (1847–1909) – вел. кн., генерал от инфантерии, командующий Петербургским военным округом. Член Гос. Совета. – 37 Владимир, епископ Екатеринбургский см. Владимир (Соколовский-Автономов), архиепископ Екатеринославский и Таганрогский

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 19/I-1924 года наречён во еп. Чебоксарского, вик. Чувашской епархии, а 29/II-1924 г. хиротонисан. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10. ФАОС дело 29. Кат-АМ 120. Кат-ЯВ 102. С. 50. Кат-ЕС С. 10, п/п 53. [Кат-ГУБ. С. 970.] ДИМИТРИЙ (Беликов [Дмитрий Никанорович]) Архиепископ Омский и Томский Окончил Петроградскую академию со степенью кандидата богословия. В последующие годы за ряд научных работ был удостоен звания магистра богословия и доктора церковной истории. Рукоположен в сан иерея и возведён в протоиерея. Упоминается как председатель учебного Комитета при Св. Синоде. В 1920 г. хиротонисан во еп. Омского. Был архиеп. Томским. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. По непроверенным данным уклонялся в обновленческий раскол, находился в григорианском расколе, был григорианским митрополитом. Запрещён за григорианский раскол и в глубокой старости умер без покаяния. Духовный писатель. Год смерти неизвестен. ТРУДЫ: Старинные монастыри Томского края. Томск. 1896. Томский раскол (Исторический очерк от 1834–1880 гг.). Томск, 1901. Томские старинные духовные начальники (заказчики). Исторический очерк. Томск, 1906. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск, 1905. Ап. Павел в изображении Фаррара. СПБ., 1911. ЛИТЕРАТУРА: Русский паломник. 1913. 52. С. 831–832. ФАМ 1. С. 13, 78. Кат-АМ 121. См. Мануил. 3.29–32. [Кат-ГУБ. С. 908, 970.] [Левитин. 503, 504.] Окончил в 1878 г. Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в том же году допущен советом академии до чтения лекций по кафедре общей гражданской истории. В 1898 г. назначен профессором богословия в Томский университет. До 1902 г. удостоен степени магистра богословия и доктора церковной истории. В 1906 г. назначен председателем учебного комитета при Св. Синоде. Был в обновленческом расколе до 1924 г. Покаяние принёс до 21/V-1924r. Точного времени пребывания в расколе установить не удалось. Примыкал к григорианскому расколу. Скончался в 1928 г. вне общения с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

125 Николай (Севастиянов), иеромонах. Каноническая оценка современного раскола в Болгарской Православной Церкви: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 1996. – 169 с. 126 Якимчук И. Раскол в Элладской Православной Церкви в XX в.: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 1999. – 204 с. 127 Свинаръов в у XX Дисс. ...канд. богословия. – КДА, 2001. – 158 с. 128 Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине. (Вехи истории). – K.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2002. – 288 с. 129 Шиленок Димитрий, священник. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). («Обновленческий» раскол в Белоруссии). Материалы по истории Церкви. Кн. 38. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2006. – 218 с.; Его же. Обновленческое движение в Белоруссии в 20–30-е гг. XX века: Дис. канд. богословия. – Жировичи: МинДА, 2003. – 203 с. 130 Слесарев A.B. Греческий старостильный раскол в истории Поместных Православных Церквей XX века: Дисс. ...канд. богословия. В 2-х ч. – Жировичи: МинДА, 2007; Ч. 1. – 298 с.; Ч. 2. – 23 с.; Его же. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). Материалы по истории Церкви. Кн. 44. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2009. – 562 с. 131 Петрушко В.И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период (1989–1997 гг.). – М.: ПСТБИ, 1998. – 255 с. 132 Мазырин Александр, диакон. Юрисдикционные конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х гг. в свете позиции ряда высших российских иерархов: Дисс. ...канд. богословия. – М., 2004. – 489 с.; Его же. Внутренние конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х годов: В свете позиции высших иерархов: Дис. ... канд. ист. наук. – М., 2005. – 334 с.; Его же. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским) //Богословский сборник. Вып. 10. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. – С. 386–431; Его же. Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей//Богословский сборник. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. Вып. 11. – С. 368–424; Вып. 12. – С. 224–279; Вып. 13. – С. 286–348; Мазырин Александр, священник. Священно- исповедник епископ Виктор (Островидов) как представитель крайней оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) //Православная Русь. – 2007. – 10 (1823). – С. 3–10; Мазырин Александр, иерей; Хелемендик М. «Борисовщина» – григорианский раскол в Москве//Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. Вып. 3. – М.: О-во ревнителей Православной культуры; Музей «Кадашевская слобода», 2008. – С. 58–73; Мазырин Александр, священник. Вопрос о легализации Церкви при Патриаршем Местоблюстителе митрополите Петре и зарождение «григорианского» («борисовского») раскола//XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – С. 282–288 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010