Глава IX. Переход к новому времени 1. Раскол папства События бурного понтификата Бонифация VIII (1294–1303) на заре XIV столетия готовили сцену, на которой развернется история папства в позднем Средневековье. Вполне приемлемым кажется определение всего периода как «лебединой песни» средневекового папства 804 . Драматическое столкновение между папой и французским королем Филиппом IV Красивым имеет все признаки переломного момента: этот конфликт значительно подорвал авторитет и доверие к Риму. Фактически эта первая конфронтация между молодым монархическим государством и позднесредневековым папством приведет к крушению прежней григорианской системы управления. Курс папской дипломатии изменится радикально. В этом смысле происшедший конфликт обозначил разлом в истории папства. Дни «имперского» папства как важной международной силы были, так или иначе, сочтены, особенно после грубого физического насилия, учиненного над папой в Ананьи (1303). Строго говоря, это столкновение уходило корнями в предшествующую эпоху, поскольку во второй половине XIII века папство оказалось под светской властью честолюбивого Карла Анжуйского. Одним словом, задолго до событий в Ананьи римская курия попала в зависимость от французской королевской династии. (Мы уже отмечали в одной из предыдущих глав, проанжуйская политика папы в итоге окажет решающее воздействие на мертворожденную Лионскую унию.) Конечно, растущие амбиции правителей и их секулярные политические представления нельзя назвать совершенно новым явлением, однако отличие в том, что такие идеи, как светский суверенитет, статизм и антиклерикализм, впервые отчетливо были озвучены именно в XIV столетии 805 . Хотя столкновение между Филиппом IV и папой Бонифацием сравнимо по накалу с более ранним конфликтом между Григорием VII и германским императором Генрихом IV, вызвано оно было совсем другими причинами. То же можно сказать и о непосредственном поводе для раздора, – о праве короля судить духовенство и взимать с него налоги как во Франции, так и в Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10; 6. С. 4; 1927. 5–6. С. 7, 13. Церковное обновление. 1925. 5–7. С. 33. ФАОС дело 119. ФПС 1 107. ФПС II. С. 10. ФАМ 1.С. 48. Кат-АМ 199. Кат-ЯВ 163. С. 76–77. Кат-Ес 2. С. 10, п/п 54. См. Мануил. 4.321–322. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИТРОФАН (Русинов [Евлампий Владимирович]) Епископ Полтавский Родился в 1881 или в 1882 году. Окончил СПб духовную академию со званием кандидата богословия в 1915г. С 1916 по 1918 гг. – преподаватель Воронежской духовной семинарии. В 1923 г. хиротонисан обновленческими епископами. Согласно личного дела за 120, известно, что за период обновленчества хиротонисан из архимандритов во еп. Лукояновского Нижегородской епархии. В 1924 г. принёс покаяние перед Св. Патр. Тихоном. Хиротонисан в 1924 г. православными архиереями во еп. Волховского, Орловской епархии. В 1925 г. уклонился в григорианский раскол (ВЦС). В 1932 г. принёс покаяние перед митр. Сергием и, как ставленник архиереев старого поставления, принят в сущем сане. С 1933 г. – еп. Старооскольский. С 1/IX-1937 г. – еп. Полтавский. Скончался в 1939 г. В 1944 г. принёс покаяние и принят в сане епископа (Кат-ЕС) [вскоре скончался]. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10; 6. С. 4; 1927. 5–6. С. 7, 13. Церковное обновление. 1925. 5–7. С. 33. ФАОС дело 119. ФПС 1 107. ФПС II. С. 10. ФАМ 1.С. 48. Кат-АМ 199. Кат-ЯВ 163. С. 76–77. Кат-Ес 2. С. 10, п/п 54. См. Мануил. 4.321–322. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИТРОФАН (Русинов [Евлампий Владимирович]) Епископ Полтавский Родился в 1881 или в 1882 году. Окончил СПб духовную академию со званием кандидата богословия в 1915г. С 1916 по 1918 гг. – преподаватель Воронежской духовной семинарии. В 1923 г. хиротонисан обновленческими епископами. Согласно личного дела за 120, известно, что за период обновленчества хиротонисан из архимандритов во еп. Лукояновского Нижегородской епархии. В 1924 г. принёс покаяние перед Св. Патр. Тихоном. Хиротонисан в 1924 г. православными архиереями во еп. Волховского, Орловской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В этот период следственными органами уже велась подробная запись следствия, большая часть этапов которого документировалась и теперь такие документы становятся доступными для изучения. Изучая подвиг новомучеников, Комиссия в 1995 году выработала одобренный Священным Синодом документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями ХХ века», который лег в основу деятельности Комиссии по вопросу изучения подвига новомучеников и исповедников. Укажу его суть. В процессе церковных разделений 20-40-х годов некоторые из пострадавших находились в разделении от законного Священноначалия. Причем в этот период разделения в церковной среде вследствие отступлений экклезиологического характера порой граничили с ересью. Другие происхождением своим обязаны преступному властолюбию, самоволию и всякого рода бесчинным акциям церковных раздорников. Наряду с такими расколами были разделения вследствие разного видения путей адекватного реагирования на бедственные для Церкви явления. Эти разделения изживались Церковью в исторически короткие сроки. Нельзя ставить в один ряд обновленческую схизму, приобретшую характер откровенного раскола в 1922 году, с одной стороны, и «правую оппозицию», т.е. тех, кто по тем или иным причинам не соглашался с церковной политикой митрополита Сергия — с другой. Не только в работах историков, но и на уровне авторитетных постановлений церковной власти обновленчество получило однозначную оценку как раскол: при присоединении к Православной Церкви кающихся обновленцев полученные ими в расколе рукоположения не признавались действительными. В конце 30-х годов жертвами репрессий стали и обновленческие деятели. Ставить же вопрос о возможной канонизации таковых лиц Комиссия считает необоснованным. Нет оснований ставить вопрос и о канонизации ставших жертвами репрессий священнослужителей и мирян, приверженцев григорианского раскола, которые, пойдя на поводу у гонителей Церкви, обманным путем в 1926 году пытались восхитить власть высшего управления Церкви. Попытка «григорьевцев» не нашла поддержки среди епископата и верующих и окончилась для них поражением. При присоединении григорьевцев к Церкви через Покаяние, они, как и обновленцы, принимались в том сане, какой имели до отпадения в раскол.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Фотии (Тапиро Борис Александрович), архп.Львовский и Тернопольский Родился 16/29 января 1884 года на станции Письменная, Екатерининской железной дороги. Отец его был начальником этой станции. Окончил гимназию, а затем в 1908 году СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. Был преподавателем средней школы, а впоследствии – доцентом Педагогического института и университета в г.Петрозаводске по кафедре русской литературы. В 1926 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а затем в иеромонаха (рукоположение обновленческое). В феврале 1927 года хиротонисан в Харькове митр.Пименом (обновленцем) во епископа Тульчинского. В 1927 году – архп.Тульчинский. С 1928 года – архп.Луганский (Ворошиловградский). В 1931 году ушел на покой. В этом же году перешел в григорианский раскол, где вновь рукоположен во епископа Новочеркасского и возведен в сан архиепископа. Пребывал в расколе до 1943 года.В июле 1943 года принес покаяние, принят в общение с Московской Патриархией в звании монаха, рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита. 12 июля 1943 года хиротонисан во епископа Кубанского и Краснодарского (хиротония православная). С 1944 года – епископ Херсонский и Николаевский. С февраля 1945 г. – епископ Орловский и Брянский. В феврале 1946 года возведен в сан архиепископа – за архипастырские труды и патриотическую деятельность. В 1946 году командирован в Париж в помощь митрополиту Евлогию и управл. Экзархатом, с оставлением за ним Орловской и Брянской кафедры. С 12 дек.1947 года – архиепископ Одесский. 3 августа 1948 года уволен на покой. С 18 ноября 1948 года – архиепископ Виленский и Литовский (возвращен с покоя). 25 февраля 1949 года награжден правом ношения креста на клобуке. В феврале 1950 года назначен Экзархом Патриархии в Западной Европе. С 26 окт. 1951года освобожден от должности Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. С 27 дек. 1951 года назначен архиепископом Львовским и Тернопольским. Скончался 20 августа 1952 года. Труды: “Слово, сказанное за Пасхальной заутреней в кафедральном Екатерининском соборе г.Краснодара 16 апр.1944 года“.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Особо подчеркивая свои панэллинистические и антитурецкие настроения, Мелетий (Метаксакис), избранный вопреки желанию турецкого правительства, прибыл в Стамбул на корабле под византийским, желтым с черным орлом, флагом 151 . Но вскоре после интронизации, состоявшейся 25 января 1922 г., он оказался в жесткой зависимости от английских оккупационных властей, поскольку в это время власть в Греции перешла к королю Константину, противнику политического курса Венизелоса. В этот сложнейший период своей жизни патриарх Мелетий IV (Метаксакис) проявил себя, по-преимуществу, политиком, приносившим в жертву во имя политических интересов, интересы церковные 152 . Автономно, без всеправославного согласования и обсуждения, Священный Синод Константинопольской Патриархии под председательством патриарха Мелетия принял скандальный церковно-канонический акт о признании законности англиканской иерархии. Данное определение было выработано незадолго до поездки патриарха Мелетия в Лондон и Париж с целью проведения переговоров о политической и военной поддержке греческого государства 153 . Признание каноничности англиканского священства вызвало бурю протеста, как со стороны Православных Автокефальных Церквей 154 , так и в Римо-Католической церкви. Протоиерей Сергий Булгаков на страницах своего дневника по этому поводу сделал следующую запись: «Узнал по дороге, что Константинопольский патриарх признал англиканскую иерархию и фактически установил Interkommunion, – столь же произвольно, сколь еретично и неканонично […]. В греческой лавочке теперь все продается и покупается за дешевую цену, – и идет ориентация и спекуляция на англосаксов, на английских и американских епископов» 155 . Тот же год отмечен принятием Вселенской Патриархией не менее спорного Томоса «Об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного «рассеяния»» 156 . Изначальный смысл данного постановления, изданного 1 марта 1922 г., предполагал возвращение под омофор Константинопольского Патриархата греческой диаспоры, переданной в юрисдикцию Элладской Церкви Томосом Константинопольского Патриарха Иоакима от 18 марта 1908 г. 157 Однако впоследствии вышеозначенный документ наделил «каноническим» основанием узурпаторскую политику Константинопольской Патриархии, проводившуюся на протяжении практически всего XX ст. и ущемляющую принципиальные канонические позиции других Поместных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умер патриарх Мелетий (Метаксакис) 28 июля 1935 г. в возрасте шестидесяти четырех лет, пребывая в самом расцвете своей активной патриаршей деятельности 165 . Такова была жизнь одного из наиболее известных православных реформаторов ХХ столетия, инициировавшего календарную реформу и за это ставшего объектом ненависти и клеветы для идеологов старостильного раскола. Безусловно, это была личность неоднозначная и противоречивая, но личность яркая и тем самым подверженная самым оценкам. Но для маргинальных старостильных группировок очень важно очернить патриарха Мелетия, выставив его масоном и скрытым противником Церкви, дабы показать, что «не может […] древо худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7:18 ). Обвинение же в масонстве является наиболее громким и наименее доказуемым. Поскольку для схизматиков введение нового стиля является ни чем иным, как «ступенью к устранению различий между Церквями через псевдосоединение с многообразием еретиков» 166 , то и сами инициаторы календарных преобразований по их представлениям «являлись органами англиканской пропаганды и безбожного жидомасонства» 167 . По мнению авторитетного исследователя старостильного раскола, нынешнего Предстоятеля Элладской Православной Церкви архиепископа Афинского Христодула (Параскеваидиса), обвинения в масонстве патриарха Мелетия (Метаксакиса) и архиепископа Хризостома (Пападопулоса) совершенно безосновательны и являются старостильнической клеветой 168 . Кроме того, биограф патриарха Мелетия иеромонах Софроний (Михаилидис), специально изучавший данную проблематику, так же убежден в том, что все обвинения этого яркого Предстоятеля Константинопольского Патриархата в принадлежности к масонству лишены достоверности и не имеют под собой реальных оснований 169 . Кроме того, данную позицию красноречиво подтверждают исторические факты. Так, 25 июня 1934 г. патриарх Александрийский Мелетий (Метаксакис) издал указ, согласно которому все клирики, состоящие в масонских ложах подлежат немедленному запрещению в священнослужении и наложению епитимьи 170 . А в личном письме патриарха Мелетия архиепископу Афинскому Хризостому (Пападопулосу) от 25 мая 1935 г. содержится резкая критика масонства как современного религиозного заблуждения 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но деятельность митрополита Мелетия в этот период не ограничивалась лишь устроением Кипрской Церкви. Самым активным образом он принимал участие в разрешении общеправославных вопросов, связанных с проблемой канонического подчинения территорий «Новых Земель» («Νεν χωρων»), вошедших в состав Греции в результате ее победы в Балканских войнах 146 . Будучи искренним патриотом, митрополит Мелетий болел сердцем за судьбы греческой нации и в его лице «Великая Идея» нашла своего ярчайшего поборника. Ощущая необходимость поддержки Запада для осуществления греческой великодержавной доктрины, митрополит Мелетий в предвоенные 1910–1914 гг. проводил в Нью-Йорке переговоры с Епископальной церковью, темой которых было обсуждение перспектив дальнейшего расширении взаимоотношений двух Церквей 147 . Являясь политическим сторонником премьер-министра Греции Е. Венизелоса и пользуясь его всецелой поддержкой, митрополит Мелетий 7 марта 1918 г. был избран Предстоятелем Элладской Православной Церкви. В 1918 г. митрополит Афинский Мелетий инициировал начало диалога с Англиканской церковью, что было вызвано потребностью установления более тесных политических и культурных связей с Англией ради привлечения ее военно-политического ресурса к борьбе с Турцией. С этой целью он посетил Великобританию, возглавив делегацию Элладской Церкви 148 . Напряженная деятельность митрополита Мелетия (Метаксакис) на Афинской кафедре проходила в русле реализации широких гуманитарных программ. Видя тяжелые послевоенные бедствия своего народа, он учредил особый церковный фонд, положив этим начало благотворительной деятельности Элладской Церкви. Вслед за этим им были открыты церковные приюты. В издательской сфере митрополит Мелетий положил начало изданию журнала «Новое наставление», в котором освещались вопросы греческой освободительной борьбы. Во время посещения Соединенных Штатов в 1921 г. он открыл в Нью-Йорке греческую православную семинарию «Святой Афанасий» 149 . В это же время в Греции разгорелся внутрицерковный скандал инспирированный политическими противниками Е. Венизелоса, желавшими дискредитировать митрополита Мелетия. Они заявляли, что присутствовавший на англиканском богослужении в Америке митрополит, проповедовавший и благословлявший англикан, достоин низвержения из сана. Но развернувшаяся кампания не достигла своей цели, поскольку еще до возвращения в Грецию митрополит Мелетий был 25 ноября 1921 г. заочно избран патриархом Константинопольским, чего требовали внешнеполитические интересы Венизелоса 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай (Позднев) в июле 1921 хирот. во еп. (кафедра неизвестна); † 23.08.1934. Николай (Покровский) в 1919 г. хирот. во еп. (кафедра неизвестна); с 1919 г. еп. Вятский и Глазовский; с 1922 г. архиеп. Тобольский; с 1925 г. архиеп. Псковский; с 1927 г. на покое; с дек. 1930 г. архиеп. Пермский; с 1931 г. архиеп. Полоцкий и Витебский; с февр. 1933 г. архиеп. Ижевский и Воткинский; † 18.07.1933. Николай (Саяма) 10.12.1967 хирот. во еп. Токийского и Японского; с 10.04.1970 еп. Можайский; с 29.07.1986 на покое; с 16.05.1996 архиеп. Раменский, вик. Московской епархии. Николай (Сузделовский) в 1923 г. хирот. во еп. Белыничского, вик. Волынской епархии; уклонился в «григорианский» раскол. Николай (Феодосьев) 3.04.1960 хирот. во еп. Чебоксарского и Чувашского; с 9.09.1971 в сане архиепископа; † 22.09.1972. Николай (Чуфаровский) 21.05.1944 хирот. во еп. Полтавского и Кременчугского; с 23.05.1944 еп. Волынский и Луцкий (с 1945 г. Волынский и Ровенский); с 3.01.1946 еп. Ижевский и Удмуртский; с 30.10.1947 еп. Астраханский и Сталинградский; с 12.12.1947 еп. Орловский и Брянский; с 19.10.1949 еп. Ростовский и Новочеркасский; с 27.03.1951 еп. Рязанский и Касимовский; с 25.02.1959 в сане архиепископа; с 1.06.1963 на покое; † 7.03.1967. Николай (Шкрумко) 21.07.1985 хирот. во еп. Звенигородского, вик. Московской епархии, представитель РПЦ при Патриархе Антиохийском; с 23.03.1987 еп. Орехово-Зуевский, вик. Московской епархии; с 20.05.1987 в сане архиепископа, управ. приходами РПЦ в Канаде; с 30.01.1991 архиеп. Владивостокский и Приморский; с 12.08.1992 на покое; с 25.03.1993 архиеп. Ижевский и Удмуртский. Николай (Юрик) 31.10.1965 хирот. во еп. Львовского и Тернопольского; с 18.04.1966 в сане архиепископа; с 17.06.1971 в сане митрополита; с 23.11.1983 на покое; † 1.10.1984. Николай (Ярушевич) 25.03.1922 хирот. во еп. Петергофского, вик. Ленинградской епархии; с 1935 г. архиеп. Петергофский (правящий); с 1936 г. управ. Новгородской и Псковской епархиями; с 1940 г. архиеп. Волынский и Слуцкий; с 9.03.1941 в сане митрополита; с 15.07.1941 митр. Киевский и Галицкий; с 28.01.1944 митр. Крутицкий; с 27.03.1947 митр. Крутицкий и Коломенский; с 19.09.1960 освобожден от управ. епархией; † 13.12.1961.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После того, как в 1545 г. разница между реальным и условным днем весеннего равноденствия составила 10 суток, папа Павел III на открытии Тридентского собора (1545–1563 гг.) предложил сделать шаг к устранению этой неточности. Но реформа была осуществлена только при папе Григории XIII (1572–1582), который до избрания на римскую кафедру был профессором канонического права Болонского университета. Созданная им комиссия одобрила проект итальянского математика Луиджи Антонио Гаралли (Луиджи Лильо) (1520–1576). Папская булла «Inter gravissimas» («Среди важных») от 24 февраля 1582 г. возвестила всему католическому миру следующее решение: «Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского собора оно отступило на десять дней npuблuзumeльho, u XIV Луне […] вернуть ее место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем pabhoдehcmbue u XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались» 59 . Новый календарь перенес день весеннего равноденствия на установленную в Никее дату 21 марта. А для предупреждения дальнейших смещений принято было каждые 400 лет лишать 3 суток. Осуществляется это тем, что вековые годы, число сотен которых без остатка делится на 4, считаются простыми. На них (а это годы 1500, 1700, 1800, 1900 и т.д.) не распространяется юлианский принцип считать каждый 4 год високосным. Следовательно, григорианский календарь представляет собой 400-летний цикл, состоящий из 303 лет простых и 97 лет високосных. Его продолжительность составляет 365,2425 суток, что больше тропического года на 0,0003 суток (16 секунд). В силу этого, погрешность григорианского календаря составляет один год за 3300 лет. Реформа предусмотрела и приведение 19-летнего лунного цикла в соответствие с реальными фазами Луны и разработала правила корректировки неточностей цикла 60 . Описанная реорганизация церковного календаря была воспринята неоднозначно как на Западе, так и на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вся дальнейшая деятельность Константинопольской и Элладской Церквей на многие годы была обусловлена экуменическими предпосылками Энциклики. Поэтому для старостильнического раскола, возникшего в Греции после замены юлианского календаря новоюлианским, проблема календаря выходит за рамки астрономического вопроса и тесно переплетается с критикой экуменического движения 88 . Итогом первоначального победоносного шествия греков было заключение 10 августа 1920 г. Сервского мирного договора, практически уничтожавшего турецкую государственность 89 . Однако договор так и не был ратифицирован, поскольку он послужил катализатором к началу широко развернувшегося турецкого партизанского движения под командованием генерала Мустафы Кемаля Ататюрка. Принимая во внимание опасность сложившегося положения, в марте 1921 г. делегация Вселенской Патриархи во главе с митрополитом Брусским Дорофеем посетила Лондон, где на официальных встречах с руководством Великобритании и архиепископом Кентерберийским Местоблюститель призывал к уничтожению Турции и к военной поддержке греческой стороны 90 . Но Англия такой помощи не оказала, причиной чему явилось ее нежелание вступать в конфликт с исламским миром и порождать недовольства среди мусульман Индостана, где находились основные британские колонии. Вскоре вслед за Англией о своем нейтралитете заявили Франция и Италия 91 . В августе 1922 г. турки перешли в активное наступление, которое уже в сентябре закончилось полным поражением греческой стороны, вылившимся в подлинную национальную трагедию. После заключения 24 июля 1923 г. Лозаннского мирного договора Греция уступила Турции Малую Азию, Измир и Восточную Фракию, Северный Эпир вошел в состав Албании, Кипр остался под английским владычеством, а острова Родос и Додеканес отошли к Италии 92 . Но самым ужасным итогом «малоазийской катастрофы» 1923 г. была высылка из Малой Азии и Понта двух миллионов греков, против которых кемалистским правительством был развернут этнический террор 93 . Приблизительно 45 % переселенцев к концу этого же года погибло от голода и эпидемий. Правительство Греции не смогло до конца уладить проблему малоазийских беженцев, так что еще к началу 1927 г. сорок тысяч из них оставались неустроенными 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010