а) должен быть обязательно рассмотрен контекст данного стиха; б) необходим сравнительный анализ употребления ключевых понятий в параллельных местах; в) предложенное толкование данного стиха не должно противоречить библейскому учению в целом. Ключевым понятием рассматриваемого нами стиха является полагать печать. Необходимо точно определить значение этого словосочетания, а не использовать его дилетантски для подтверждения своих заблуждений. В тексте стоит еврейское слово хатам (полагать печать). В Иов. 37:7 хатам не означает делать оттиск какого-либо изображения или текста, а имеет другой смысл: запечатать, т. е. запретить, связать. Обратимся к параллельным местам. Слово хатам встречается в Иов.9:7 : Бог скажет солнцу, – и не взойдет, и на звезды налагает печать. Значение слова печать здесь совершенно определенно: Бог может налагать печать на звезды, препятствуя их появлению на небе. То же слово хатам употребляет пророк Даниил: И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал(хатам) его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле ( Дан. 6:17 . В Иов. 37:7 хатам (полагать печать) означает наложить запрет, связать руку человека. Это подтверждает и контекст данного стиха: Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах( Иов. 37:5–8 ). Весь этот фрагмент проникнут единою мыслью о всемогуществе Бога, Который может не только вызвать грозные явления природы, но ограничить человека, запечатав его руку. Эти явления в природе заставляют зверя скрываться в своих логовищах. Понимание, которое дают этому стиху хироманты, совершенно не согласуется с основной мыслью рассматриваемого библейского фрагмента. Надо, наконец, решительно сказать, что хиромантия (греч. cheir – рука, manteia – гадание), как часть мантики, была распространена в древних языческих обществах. Закон же Моисеев строго запрещал подобные занятия: Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте ( Лев. 19:26 . Почему говорят, что материальный мир – зло?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Артемия Веделя (первые две стихиры), исполняет Ф. И. Шаляпин в сопровождении неизвестного хора. Текст же стихир заслуживает очень внимательного и вдумчивого прочтения и осмысления. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Слова об открывании дверей сразу вызывают в памяти образ ключа Давидова, о котором идет речь у пророка Исаии: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего.» (Ис 22:22-23) Те же слова произносит апостол Иоанн в Апокалипсисе: «…так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр 3:7). А смысл их раскрывается в Евангелии от Матфея, где Христос говорит апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр (от греч. «петрос» – камень, прим. Ю и Е. П.), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» (Мф 16:18-19) Получается, что обращаясь именно этими словами к Богу, мы тем самым признаем, что двери покаяния для нас открываются в апостольской Церкви. То же подверждает и вторая срока стихиры: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Это почти дословная цитата из пророка Исаии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» (Ис 26:9), однако вместо «к Тебе, Боже» стоит «ко храму святому Твоему», т. е. автор стихиры подчеркивает, что, с одной стороны, прийти к Богу можно только через храм Божий и, с другой стороны, дорога к храму нас неизбежно приведет к Самому Богу. Т. А. Лаптевой, исполняет хор Свято-Никольской Любятовской церкви г. Пскова под упр. автора. Теперь надо подробно остановиться на глаголе «утренневать», у которого нет аналогов в современном русском языке. Речь идет о совершенно особенном времени границы между ночью и утром. «Сторож! Сколько ночи? Сторож! Сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь.» (Ис 21:11-12) Стражник заступил на последнюю стражу, по названию эта стража «утренняя», но время еще ночное.

http://pravmir.ru/pokayaniya-otverzi-mi-...

«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1.18). Увидеть Бога Отца невозможно, «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33.20). Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14.6).   Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10.15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14.9). Таким образом, здесь мы имеем изображение совсем не однозначное — если можно так сказать, мы на Отца смотрим через Сына. Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»).   Одесную Бога Отца сидит Сын. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109.1), или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. 14.62), или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8.34) и т. д. Одежды второго ангела подтверждают такое толкование: телесного цвета гиматий прикрывает небесного цвета хитон, так как плотью человеческой Христос, сошед на землю, прикрыл свое Божество. Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца ( «быв послушен, даже до смерти, и смерти крестной» . Фил. 2.8). За его спиной возвышаются палаты — это символическое изображение жилища Авраама, но также, и в большей степени, это символ божественного домостроительства. Христос — краеугольный камень (Пс. 117.22; Мф. 21.42). Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф. 1.23).   Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета. Это третье лицо св. Троицы — Святой Дух. Зеленый цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Дух вторит Отцу, ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. Жест его руки словно способствует скорейшему принятию решения, Дух вдохновляет, освящает и утешает. Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. Παρακλητος) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин. 14.26; 16.7). За спиной третьего ангела изображена гора — это не просто элемент иконописного пейзажа, а гора духовного восхождения (Пс. 120.1), о которой Давид в Псалмах восклицает:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В связи с этой способностью сатаны к «лицедейству» Ориген , пользуясь чтением 4-го стиха по Септуагинте (в соответствии с ее пагинацией) – Кто откроет лицо (греч. «πρσωπον») облачения его? В изгибы груди его кто войдет? ( Иов. 41:4 ; Септуагинта) (в синодальном переводе – Кто может открыть верх одежды его у кто подойдет к двойным челюстям его? – Иов. 41:5 ), – говорит о том, что диавол очень часто предстает перед нами именно как многоликий обманщик. Он как бы постоянно меняет «лица», «маски», подобно актерам древности, которые на протяжении одного спектакля могли играть сразу несколько ролей, просто меняя «личины» и представляясь на сцене то одним героем разыгрываемой пьесы, то другим. Таков и сатана, как правило не являющий искушаемым собственного подлинного лица, но даже ложно прикидывающийся порой добрым и благим. Ориген пишет об этом так: «кто откроет, сказано, лицо облачения его? ( Иов. 41:4 ; Септуагинта). Чтобы понять сказанное, давайте воспользуемся примером [актеров], которые надевают маски и показывают не то, чем они являются, но то, чем хотят казаться. В самом деле, актеры на сцене надевают на себя маски («πρσωπον») то начальников, то царей, то женщин. Собственное же лицо их скрыто, и то чем они являются, не показывается, но видно то, чем они хотят казаться. Таков и дракон. Он никогда не показывает своего лица, но, постоянно принимая личину, использует ее для обольщения людей. Этот враг имеет много личин и в каждом пороке принимает личину добродетели. Кто способен раскрыть личину, в которую он облекся? Кто способен обнаружить и показать, что внутри это дракон?» 1097 Господь продолжает рассказывать Иову о левиафане, описывая его сложное и физически предельно прочное телесное устройство: На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов ( Иов. 41:14–16 ). По мысли святителя Григория Великого , под Божественным описанием сложного физического устройства левиафана, многообразности и сплоченности членов его тела, следует понимать свидетельство о всех тех грешниках, что пришли с сатаной в столь тесное гибельное духовное единение, что стали с ним абсолютно нераздельны, сделались как бы частью его самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

И в самом деле, вочеловечившийся Бог Слово был в начале и прежде всех веков, и Он был камнем, напояющим жаждущий Израиль нежданными и проливающимися против всякой надежды потоками, хотя по плоти и по человечеству Он был рождён в последние времена и помазан Богом и Отцом, чтобы быть посланником 420 Ведь и Христом Он был наименован не по иной какой причине, благодаря этому 421 . —146— Христом был и камень, согласно Павлу. 422 А – Пусть же вступит в борьбу и содействует нашей речи также премудрый Иоанн, который собирает две природы, чуть ли не 423 . Ведь смотри, что он говорит: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ). Вот же, ясно сказано, что Сущее от начала было видимо и переносило осязание. И действительно, Фома вскрикнул: Господь мой и Бог мой ( Ин.20:28 ), когда пальцами измерил ребро Его тела и отверстия от гвоздей. А божественный Лука говорит нам, что святые апостолы были очевидцами и служителями Слова (ср. Лк.1:2 ). Потому что бестелесный стал видим и неосязаемый – осязаем, не имея 424 плоти от земли чуждым для Себя покровом, но сделав её Своим собственным храмом, будучи познаваем 425 как Бог и Господь. —147— Тебе известно и то, что написал божественный Павел: Ибо никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя; а живём ли – для Господа живём; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живём ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми ( Рим.14:7–9 ). Значит, твёрдо решено, что Он поистине обрёл владычество и над живыми, и над мёртвыми не по другой какой причине, 426 по той, и только по той, что Он умер и был воскрешён. 427 смертно ли и удерживается ли тлением Слово от Бога Отца, или Оно, как жизнь, за пределами смерти и выше тления? 428 А – Далее, как Он был причтён к мёртвым (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иез.39:17 .  Ты же, сын человеческий, так говорит Го­с­по­дь Бог, скажи всякого рода птицам и всем зверям по­левым: собирайтесь и идите, со всех сторон сходитесь к жертве Моей, которую Я заколю для вас, к великой жертве на горах Израилевых; и будете есть мясо и пить кровь. Величина катастрофы изображается уже под другим образом – в картине пожирания трупов хищными птицами и зверями. Такое пожирание, конечно, может иметь место до описанного ранее погребения и удаления с св. земли, которое потребует столько времени. Это поедание трупов животными представляется под видом жертвенного пира («жертвы Моей»), потому что первоначально в древнее время каждая жертва сопровождалась пиром из ее остатков ( 1Цар 9.13 ; 2Цар 6:19, 15:11 ; Неем 8.10 ), чем выражалось теснейшее единение между приносившим жертву и Божеством. На этот пир сам Иегова в качестве гостей своих (содейственников в деле истребления врагов) созывает птиц и зверей, теперь уже созывает их через пророка: так несомненно это еще вероятно далекое событие. Жертва с ее пиром будет происходить в гористой земле Израилевой, «на горах Израилевых», как и в древности жертвы преимущественно приносились на горах («высотах»). Может быть, воспоминанием о древних жертвенных обычаях является и приглашение «пить кровь» жертвы (не только есть ее мясо), как и Божество представлялось вкушающим кровь жертвы через обязательное пролитие ее на землю или камень. Образ жертвенного пира с таким значением любим и част в Ветхом Завете: Иез.21:15, 29:5 ; Ис 34:6 ; Соф 1:7 ; Иер 12:9, 46:10, 51:40 ; Ср. Мк 9.44 ; Откр 19.17 и д. и др. Иез.39:18 .  Мясо мужей сильных будете есть, и будете пить кровь князей земли, баранов, ягнят, козлов и тельцов, всех откормлен­ных на Васане; Кровавый пир представляется тем почетнее и приятнее от того, что для него заколоты будут, кроме простых людей, вельможи и князья (цари). Перечисляются все виды жертвенных животных для изображения разных классов общества, из которых состояло войско Гога. «Бараны» поставлены отдельно от ягнят и на первом месте, как предводители стада. LXX называют дважды не овец, а трижды волов: «овны и телцы и козлы и волы» (в греч. оба раза μοσχοι). «Откормленных на Васане» – см. объяснение Иез.27.6 – богатых и могущественных. LXX Васана не читают.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоанну некуда и не к кому было идти, ничего не осталось такого, что бы он не оставил ради Учителя; у него не было “своей стороны”, он полностью на стороне Иисуса, в единстве с Ним, в единстве, о котором Он говорил: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… (Ин 17:21). 2. Двенадцать Апостолов как единая основа нового творения И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт 2:7). Человек создан единым: по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27). Так было в начале творения. Грехопадение разрушило нераздельно-неслиянное пребывание человека в таинстве Божественной благодати. Благодать Святого Духа отступила, а вместе с ней и единство-неслиянность; в жизнь человека вошло разделение — противоречие и смешение — хаос (вавилон): или — или: или рознь личностей, неравенство, борьба за первенство; или — безличная масса, полусвет, полутень; смешение словесного с бессловесным, “бессловесное слово” и т. д. От человека отступила вечная жизнь и приступила смерть. Новое творение — Церковь — Господь совершает уже не Один, а совместно, в соработничестве с самим человеком, “прилагающим усилие” ко спасению своей души. Новое творение — новая, таинственная Бого-человеческая жизнь; живой динамичный процесс восхождения от земного к небесному, от временного к вечному. На Тайной Вечери Церковь основана Христом, как “из праха земного”, из двенадцати избранных Им Самим учеников — Апостолов (греч. ‘вестник, посланник’): И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь (Мк 3:14). Двенадцать посланников Божьих символизируют “представительство всей полноты народа Божьего, соотносясь с двенадцатью коленами Израилевыми” 1 . Природа Церкви, основанной на трапезе Христовой, евхаристична. Камень, “который отвергли строители” — любовь — положен во главу её угла. В ту ночь, перед праздником Пасхи, Иисус явил делом, что , возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин 13:1).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым,… будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший ( Евр.10:19,24 ). Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас ( 1Ин.2:25,26 ). Этими словами Священного Писания мы завершаем первую часть и напоминаем христианам, что все цитаты, приведённые здесь, обращены к наследникам Завета (от греч. διαθκη – «завещание»). Применительно к Библии «завет» означает союз Бога с людьми, соблюдающими Его заповеди. Ветхий Завет был заключён с Израилем, частью которого были святые апостолы. Но Господь расторг союз  с израильтянами, ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого ( Мк.7:8 ). Новый Завет был заключён с Церковью, основанием которой явился сам Господь, а первые «камни» на этом основании были апостолы: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою , и врата ада не одолеют её ( Мф.16:18 ). Словами Церковь Мою Спаситель указал, что только та Церковь, которая будет вести своё начало от апостолов, будет Его. Та Церковь, которая на протяжении многих веков при помощи даров Святого Духа (ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым – 1Кор.12:3 ), полученных апостолами в день Пятидесятницы и передаваемых через таинства крещения ( Деян.19:1-6 ) и рукоположения ( 2Тим.1:6 ), сохранит истинное учение Христа ( 2Тим.1:8-9 ). И если в Ветхом Завете стать участником Завета можно было, лишь войдя в конкретный народ через обрезание, то в Новом Завете – войдя в состав Церкви через крещение и принятие даров Святого Духа от тех, кому они переданы. Славянское слово «церковь» послужило для перевода греческих слов: 1) «кириакон», означающего дом Господень; 2) «экклесиа», которое по употреблению у греческих классических писателей (Фукидида, Протагора и Платона) означает правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определёнными правами (12).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕСТ Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ) Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ) [Греч. σταυρς], орудие казни Христа, ставшее орудием искупления и спасения человека. ВЗ содержит эпизоды, которые в христ. традиции воспринимаются как прообразы К. В битве с амаликитянами Моисей обращается с молитвой к Богу, простертыми руками изображая К. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх 17. 11-12). Патриарх Иаков благословляет детей Иосифа , при этом его руки, возлагаемые на них, образуют К. (Быт 48. 13-16). Псалмопевец призывает превозносить Господа и «поклоняться подножию Его», ибо «свято оно!» (Пс 98. 5) - что также символизирует К. В видении прор. Иезекиилю предстают животные, с лицами, крыльями и т. д. (Иез 1) - это видение К. Расположение израильского воинства в пустыне частями вокруг ковчега завета (Числ 2) воспроизводит фигуру К. К. прообразуется в ВЗ не только по форме, но и по смыслу, и по действию: предызображением К. считается Древо жизни, произраставшее в раю (Быт 2. 9). «Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы жизнь и воскресение»,- говорит прп. Иоанн Дамаскин ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 11(85)). Прообразами Креста Господня воспринимаются дерево, на к-рое Бог указал Моисею, и тот бросил его в горькую воду при Мерре, «и вода сделалась сладкою» (Исх 15. 23-25); медный змей, поднятый Моисеем на знамени,- об этом прообразе говорит Сам Спаситель: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому...» (Ин 3. 14). Все эти и др. прообразы К. упоминаются в богослужебных текстах.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Может быть, некоторым, хотя и косвенным, и весьма отдаленным по времени, историческим свидетельством о наличии связи между Пергамом и Вавилоном может служить возникшая в первой половине IV века Пергамская школа неоплатонизма, сильно тяготевшая к халдейскому и вообще восточному эзотеризму и широко практиковавшая магию, теургию, астрологию, оракулы, общение с демонами и т. п. Источники, например, сообщают, что, принадлежа к этой школе, римский император Юлиан Отступник был посвящен ее учителями в некие мистерии «по халдейскому обряду».   «верный свидетель Мой Антипа» – согласно церковному преданию, восходящему, по-видимому, к Тертуллиану, Антипа был епископом Пергама в I веке и принял мученическую смерть за Христа – был изжарен внутри медного быка.  Следует также обратить внимание, что Христос называет Антипу тем самым именем, которым Он именует Себя Самого: «свидетелем верным» – Апок. 1, 5; 3, 14. И это, конечно, особая честь от Господа. О слове «свидетель» (греч. μρτυς) см. комм. на 1, 5. 14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. 15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. О Валааме и Николаитах см. комм. на 2, 6. 16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. См. комм. на 1, 16.  17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Сокровенная манна означает пищу, подаемую от Бога: Благодать Святого Духа, питаясь которой христиане могут безопасно прейти пустыню мира, подобно как евреи, питаясь манной, перешли пустыню на пути в Землю обетованную.  Причастие Благодати есть единственный для человека способ соединения и общения с Богом. Под манной, кроме того, можно понимать блага Будущего века, которые, впрочем, тоже суть не что иное, как дары Благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010