Итак, по взгляду «новопутейцев», в области религии вообще, и в частности, религии христианской царит, вечный прогресс, все движется вперед и нет ничего вечного, безусловного!.. Православная, как и вся другая, Церковь владеет истинами лишь человеческими, которые пред судом Божиим могут оказаться ложью, и наоборот, то что считалось церквами за ложь, – правдой. Словом, ни одной из христианских церквей не присуще сознание Божественной правды, ни одному человеку неизвестно мерило Божественного правосудия! Все человечество, все христиане блуждают в потьмах и, ища Бога не находят его. Если же кто скажет: познал бог, – лож говорит, потому что знать Бога – значит творить волю Его, а воля Божья скрыта от человека!.. 48 Какое поистине трагическое положение искать, томиться, страдать, – и так до конца!.. Неужели в этом сказалась любовь Божья к миру для спасения которого Он послал Сына Своего Единородного?! Неужели Христос для того и пострадал, чтобы подвергнуть человека еще большей пытке нравственно-религиозных томлений?!. И какая жестокая пытка знать, что Бог есть и требует исполнения воли Его и не знает, да что же нужно делать, чтобы творить волю Его!.. Нет, не для того приходил Христос чтобы погрузить человечество в еще больший мрак, чтобы бросить его в объятия призраков истины, но для того чтобы поведать ему волю Божью о нем и при том волю, доступную для понимания и исполнения: «вам дано знать тайны Царствия Небесного» и всем у кого сердца не огрубело ( Мф. 13, 11–16 ) и «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат»… ( Мф. 12, 50 ). Эта воля Божья, во всей ее необходимости для человека полноты и чистоты, возвещается в Церкви Христовой, которая есть «столп и утверждение истины». Поэтому то отступление от истины, содержимой Церковью, всегда признавалось Христом и Апостолами за отступление от правды Божественной. И если человек постепенно растет в меру полного возраста Христа ( Еф. 4 ), то не потому, что ему постепенно открывается возраст Христов, а только потому, что он не в силах сразу стать взрослым во Христе. Но как «молоко», так и «твердая пища» раз навсегда даны нам Христом через св. Апостолов и иной «пищи» православная Церковь не примет. Вот почему разные члены Церкви Христовой в одно и тоже время стояли на разных ступенях совершенства во Христе: перед ними в Церкви был сосуд с благодатью полного возраста Христова, но каждый черпал из этого сосуда лишь сколько мог вместить, стремясь к большему воплощению в себя хранимого Церковью идеала Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Как сказано выше, первое животное означало апостольскую власть, а второе - телец, как я предполагаю, означает священные жертвы святых мучеников. И вышел другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. Здесь разумеется, по нашему мнению, иное апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал: не приидох воврещи мир (на землю), но меч (Мф.10, 34). Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова седящему на нем дано быстъ взята мир указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных. Статья пятнадцатая Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я думаю, что под третьим животным нужно разуметь человека, означающего грехопадение людей и наказание их по воле Божией за наклонность к греху. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Черный конь, я думаю, означает плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Мерило есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарь, может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно-подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Три, меры ячменя суть те, кто по недостатку мужества, подобно бессловесным, покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние и омыли слезами оскверненный образ. Слова не вреди вина и елея указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и впавших в разбойники и тем допуская смерть к похищению тех, кои имеют побороть свое грехопадение по милости долготерпеливого и великого Бога. Итак, чтобы иметь в страстях своих человеколюбивого Врача - Бога, постараемся быть такими врачами для наших согрешивших братии, принося им вино утешения с елеем сострадания, чтобы не добить хромого, но лучше, по апостолу, уврачевать. И тогда, как сотрудники Божий, мы унаследуем вечные блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Какое сильное побуждение для членов братства не только не ослабевать в своей благотворительной деятельности, но еще усиливать ее, умножат свои пожертвования для процветания его благотворительных учреждений! Нужды братства велики. На братстве лежит обязанность не только поддерживать существование учреждения, но еще увеличивать размеры своей деятельности, так чтобы с каждым годом увеличивать число лиц, пользующихся его услугами. Чем больше добра будет делать братство, тем больше и воздаяние приимет оно от Господа. Покаяние благоразумного разбойника Поучение в неделю крестопоклонную Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся крест твой, овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию Богословия. Христе Боже, слава, Тебе (тропарь из Службы Девятого часа). В сем церковном песнопении прославляется крест Христов, как орудие правосудия Божия, под образом праведного мерила, или правильных весов. На сих весах праведным судом Божиим взвешены и оценены качества двух распятых со Христом разбойников, и определена судьба того и другого. Оба они осуждены на крестную казнь за величайшие преступления; но при совершении казни оказалась величайшая разность между ними в духовном отношении. Один из них хулил Христа на кресте, другой исповедал Его Господом Богом. Тяжесть вины первого перетянула на весах правды Божией вину другого: она облегчилась раскаянием его в прежних грехах. Сторона весов, склонившаяся книзу, изобразила ниспадение разбойника в ад; сторона весов, поднявшаяся кверху, указала другому разбойнику путь к небу. Какие хуления против Христа произносил распятой на. кресте разбойник? Те же самые, какими осыпали Христа многочисленные зрители Его крестных страданий. Многие из народа, проходя мимо Креста, качали головами своими и говорили: «Э, разрушающий храм и в три дня созидающий, спаси себя самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями насмехаясь говорили: других спасал, а себя не может спасти? Пусть спасет себя, если Он Христос, избранник Божий, Царь Израилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Когда умолкнет последняя сверхъестественная труба, то все, кто будет жив тогда, изменятся так же, как изменятся и мертвые, которые воскреснут. Изменение произойдет вдруг, во мгновение ока (1 Кор. 15, 51–52), то есть в один миг, за столь же короткое время, которое нужно для того, чтобы моргнуть! [ 1098 ] Это изменение коснется тела, которое, как мы уже писали, сделается нетленным, вечным, духовным и таким образом, как знает один Бог. Тело же изменится потому, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15, 50): смертная природа не может наследовать Царства 1099 ]. Итак, прежде мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15, 52), потом сделаются нетленными и те, кто будет тогда жив, и «таким образом произойдет всеобщая встреча с Господом». Следовательно, праведный Авель, умерший первым из смертных, будет встречать сходящего Господа вместе с верующими всех веков и с теми, кто будет тогда жив [ 1100 ]. И вот все перед лицом неподкупного Судии! «И какой страх, какой трепет объемлет тех, кто останется на земле? […] Почему же столь многий страх и трепет? Даже сами святые Ангелы, ничем не согрешившие, трепещут того дня; но какой же трепет объемлет грешников в тот страшный и ужасный день? И пусть никто не думает, что Суд будет происходить в состоянии забытья и что наказание будет как во сне». Святой Златоуст восклицает: «Не обманывайтесь, люди, тот, кто наказывается во время сна, только мечтает, тогда как его тело и душа отдыхают на ложе. Но в День Судный душа и тело вместе предстанут пред Страшным Судилищем, где Судия нелицеприятен и мерило неизменно; где «все мы предстанем обнаженными. Там дети будут судимы вместе с родителями, жены с мужьями, и дела всех станут явными […]. Ужаснемся же того дня» [ 1101 ]. Брат мой, готовимся ли мы к тому страшному дню, в который Богочеловек Господь вынесет последнее и окончательное решение о всемирной истории, обо всех народах и людях и о каждом из нас в отдельности? Когда Господь создавал мир, то обозрел дела Свои и увидел, что все, что Он сотворил, было хорошо весьма (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Крестоношение духовное есть доброхотное терпение в трудах, в бедствиях, в скорбях, в печалях, в напастях, в обстоятельствах, которые происходят за Христа и со Христом. К такому Крестоношению нас призывает Сам Христос, говоря: Если кто хочет идти за Мною, отвергнис себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16, 24 ). Смотрите также Мк. 8 , Лк. 9 . И не подумайте, что эти слова Христа обращены только к Апостолам и их преемникам, духовным лицам. По этому поводу святой Лука ясно говорит, что Христос обращался ко всем. И святой Марк также: И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: (Ибо для всех нас важны эти слова Христа) Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною ( Мк. 8, 34 ). Но возьмем за мерило рассуждения каждое слово Христа, как драгоценнейший жемчуг, в тысячи раз дороже золота и серебра. Во-первых, Христос говорит: Кто хочет. Он как бы говорит: «Среди множества людей есть ли кто-нибудь?» В этих словах Христос являет малочисленность следующих за Ним. Ибо многие последуют зову мира и плоти, призывающих к сластолюбию и удобствам, и приводящих на пространный пагубный путь. Но мало кто последует зову Христа к жестокому спасительному пути, ко Кресту, как к столпу огнеоблачному, ведущему на небеса в землю обетованную. Весь Израиль доброхотно следует за Авессаломом, ведущим войну со своим отцом и Богом, но мало кто из Израильтян последует за Давидом, скорбящим и обиженным, поднимающимся на гору Елеонскую. Иные же последуют за Христом даже до преломления хлеба, но мало следующих за Ним до пития прегорькой чаши страдания. Многие хотят разделить с Ним трапезу в Кане Галилейской, но немногие последуют в вертоград, где предстоят мучения. Многие хотят быть с Ним на Фаворе в славе, немногие на Голгофе в бесчестии. Много любителей Его царствия, но очень малочисленны любители Его Креста. Однако нет иного пути, ведущего в небо, кроме Крестного царского пути, по слову Павла: наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ( Рим. 8, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Мережковский восстает против всего вечного и неизменямого в христианстве – против христианской догматики: «Разрушение догматики, – говорит он, – не только не вредит, а более, чем что-либо, содействует возможности истинной (?!..) религии» 45 ... Итак, по взгляду «новопутейцев», в области религии вообще, и в частности религии христианской, царит вечный прогресс, все движется вперед и нет ничего вечного, безусловного!.. Православная, как и всякая другая, Церковь владеет истинами лишь человеческими, которые пред судом Божиим могут оказаться ложью, и наоборот, то, что считалось церквами за ложь, – правдой. Словом, ни одной из христианских церквей не присуще сознание Божественной правды, ни одному человеку неизвестно мерило Божественного правосудия! Все человечество, все христиане блуждают впотьмах и, ища Бога, не находят Его. Если же кто скажет: познал Бога, – ложь говорит, ибо знать Бога – значит творить волю Его, а воля Божия скрыта от человека!.. 46 Какое поистине трагическое положение: искать, томиться, страдать – и так до конца!.. Неужели в этом сказалась любовь Божия к миру, для спасения которого Он послал Сына Своего Единородного?!. Неужели Христос для того и приходил в мир, для того и пострадал, чтобы подвергнуть человека еще большей пытке нравственно-религиозных томлений?!. И какая жестокая пытка: знать, что Бог есть и требует исполнения воли Его, и не знать, да что же нужно делать, чтобы творить волю Его!.. Нет, не для того приходил Христос, чтобы погрузить человечество в еще больший мрак, чтобы бросить его в объятия призраков истины, но для того, чтобы поведать ему волю Божию о нем, и притом волю, доступную для понимания и исполнения: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного», и всем, у кого сердце не огрубело ( Мф. 13:11–16 ) и «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат...» ( Мф. 12:50 ). Эта воля Божия, во всей ее необходимой для человека полноте и чистоте, возвещается в Церкви Христовой, которая есть «столп и утверждение истины». Посему-то отступление от истины, содержимой Церковью, всегда признавалось Христом и апостолами за отступление от правды Божественной. И если человек постепенно растет в меру полного возраста Христа ( Еф. 4 ), то не потому, что ему постепенно открывается возраст Христов, а только потому, что он не в силах сразу стать взрослым во Христе. Но как «молоко», так и «твердая пища» раз навсегда даны нам Христом чрез св. апостолов, и иной пищи православная Церковь не приймет. Вот почему разные члены Церкви Христовой в одно и то же время стояли на разных ступенях совершенства во Христе: пред ними в Церкви был сосуд с благодатью полного возраста Христова, но каждый черпал из этого сосуда, лишь сколько мог вместить, стремясь к большему воплощению в себя хранимого Церковью идеала Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/n...

На практике важнее всего другое – адекватно изложенное христианское учение и чистота жизни; свидетельство о зрелой и плодотворной вере, которая через братскую любовь раскрывает присутствие Бога в мире; попытка диалога с неверующими. Вместо этого неполного понимания, которое не может послужить человеку, ему предлагается христианская антропология. Этот призыв продиктован убежденностью в величии человеческого предназначения [ХВ 269/8]. О человеке как образе Божием (269/1, 4505) 12. По почти согласному мнению и верующих, и неверующих, все, что есть на земле, предназначено для человека, представляющего собою средоточие и вершину всего. Но что такое человек? Сам он высказал и высказывает много разнообразных и даже противоречивых мнений о самом себе, в которых зачастую либо превозносит самого себя как абсолютное мерило, либо унижает самого себя до полного отчаяния: потому он колеблется и тревожится. Глубоко чувствуя эти затруднения, Церковь , наученная Божественным Откровением, может дать на них ответ, очерчивающий подлинное положение человека, объясняющий его немощи и в то же время дающий верное представление о его достоинстве и призвании. Ведь Священное Писание учит, что человек, сотворенный «по образу Божию», способен познавать и любить своего Творца, Который поставил его владыкой над всеми земными тварями [ Быт 1 , 26сл; 9, 23; Прем. 9, 2–3 ], чтобы он управлял и пользовался ими, прославляя Бога [ Екк 17, 3–10 ]. «...что есть человек, что Ты помнишь его? и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами; славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» [ Пс 8, 5–7 ]. Но Бог сотворил человека не одиноким: ведь с самого начала Он «мужчину и женщину сотворил их» [ Быт 1, 27 ], и их союз стал первой формой общности человеческих личностей. Ибо по своей внутренней природе человек – существо социальное, и вне отношений с другими людьми он не может ни жить, ни развивать своих дарований. Итак, Бог, как мы опять же читаем в Священном Писании, увидел: «все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» [ Быт 1, 31 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

На престоле Давида и в царстве его . Возвратимся снова к началу этого места, и повторим эти же слова, как они вы­ражены другими переводчиками. 70 толковников говорят: Яко отроча родися нам, и Сын дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его, и нарицается имя Его великого совета Ангел; приведу мир на князи и здравие Ему. И велие начальство Его, и мира Его несть предела. Акила же говорит: яко отроча родися нам, и Сын дадеся нам, и бысть мерило на хребте Его, и нарече имя Его дивен, советник, крепкий, могущий, Отец и Князь даже их, несоизмеримый, и мира Его несть более предела. А Симмах: юноша родися нам, и мир будет на раме­нах Его, и наречется имя Его дивность, советник, крепкий, могущий, Отец будущаго века, князь мира их; умножися наставление, и мира Твоего несть конца. Таким же образом Фео­дотион не сказал: нарицается, но: нарече; дивно мыслит, креп­кий, могущий, Отец, Князь мира; умножити наставление и мира несть конца. Так и в еврейском тексте: наречется имя Его: дивный, советник, Бог крепкий, Отец века, князь мира, чтобы умножилась власть, и миру нет конца. Итак, ясно, что св. мученик (Лукиан) ничего не при­бавил и не убавил, но собрал у евреев и других перевод­чиков, расположил по порядку и издал все в свет. Та­ким образом, перевод Лукиана (это — тот перевод, который сделан св. Лукианом-мучеником, пресвитером антиохийским, в 300 г. по Р. Хр., в царствование Диокле­тиана) не должно подозревать, он даже важнее и правильнее, чем текст палестинский. Но воз­вратимся к начатому. На престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это . Так как оно постоянно разрушалось, и не по иной причине, а только по причине грехов, то Он при­шел с рождением крещения, чтобы совершенно восстановить его. Судом и правдою : Он справедливо наблюдал его. Отныне и до века . Каким же образом было уставлено царство Давида? Чрез повсеместное по земному кругу почитание Родившегося от Давида, семя которого пребывает во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Наконец, наступает тот светлый летний день, когда с горы Елеонской Спаситель во плоти возносится на Небо. С человеческой плотью Христос соединен навсегда. В ней Он пребывает сейчас, в ней же Он вернется и вновь, как поведали Ангелы ученикам: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Ожидая Второго Пришествия Христа, мы ждем именно Пришествия Сына Человеческого. Плоть Господа пребывает на Небесах и таинственно дается нам в Евхаристии. В Апокалипсисе Ангел из храма говорит Сыну Человеческому: Пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела ( Откр.14:15 ). Христос – Сын Божий Обратимся к размышлениям о Христе как о Сыне Божием. В этих словах также заключена великая тайна. Именно они порождают неимоверное разномыслие. Человек либо принимает Христа как Сына Божия, либо, если он этого сделать не в состоянии, у него неизбежно возникают другие, самые различные предположения. Что такое Сын Божий? В Священном Писании эти слова употребляются в различных смыслах, поэтому и христиане понимали их тоже поразному. То или иное восприятие этого словосочетания делает человека или православным, или еретиком. Нередко под ересью подразумевается все что угодно, например: обычай креститься двумя, тремя или пятью перстами справа налево или слева направо и многоемногое другое… Но изначально понятие «православие» возникло в связи с различным пониманием тайны Божия сыновства. Именно это – мерило и главный критерий нашего православия! Иногда в Священном Писании сыновьями Божиими называются Ангелы, например: И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. ( Иов.1:6 ). Далее описывается, как сатана клевещет на Иова. Изза этих наветов Бог посылает особые страдания Иову, названному «многострадальным». В другом случае, когда в Вавилоне за отказ поклониться истукану, воздвигнутому великим Навуходоносором, в огненную печь бросили трех отроков – Ананию, Азарию и Мисаила, обнаружилось, что в печи находились не три, а четыре человека, и вид четвертого подобен Сыну Божьему ( Дан.3:92 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Насилие над беззащитными и невинными в Св. Писании всегда представляется, как показатель крайнего нечестия ( Иер. 7:6 ; Зах. 7:10 ; Мал. 3:5 ; Мф. 23:14 ; Мк. 12:40 ). В частности, непочтение к старости порицалось у всех древних народов и было прямым нарушением Моисеева закона ( Лев. 19:32 ). Это требование закона писатель кн. Премудрости старается представить вместе с тем, как и требование естественного человеческого чувства, отсюда его плеоназм «многолетних седин старца». Некоторые толковники в 10 ст. видят намек на 2Мак. 6:18, 7:1 , где описаны случаи жестокости язычников к иудеям. Прем.2:11 . Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным. 11 . «Сила наша да будет законом правды». Нравственное падение выведенных писателем нечестивцев тем большее, что они побуждаются к насилию не раздражением и яростью, а ясно сознанным принципом, что сила – мерило справедливости. Это свое положение они, кажется, противопоставляли Моисееву закону, который справедливость саму по себе считает нормой. Такое превознесение силы, понятно, сопровождалось презрением ко всякого рода бессилию, слабости; это видно из 2-ой половины 11-го стиха. Нечестивцы побуждаются к преследованию благочестивых не только общим своим принципом, но и особыми причинами: 1) тем, что праведник противодействует им и обличает их (12 ст.); 2) его вера в свою особую близость к Богу представляется им высокомерием (13, 16 ст.); 3) самым благочестием своим он заставляет их чувствовать стыд и уважение (14–15 ст.); 4) они знают, что их образ мыслей и поведения он презирает и, наконец, 5) (16 ст.) они хотят убедиться, действительно ли основательна его надежда на Бога (17–20 ст.). Прем.2:12 . Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; 12 . «Устроим ковы праведнику…» Речь о тайном умысле, заговоре, в отличие от явного насилия. Здесь писатель, очевидно, вспоминает место из пророка Исаии ( Ис. 3:10 ), и приводит его не по еврейскому тексту, а по переводу LXX. Это обстоятельство дает ценное указание на время происхождения книги Премудрости Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010