Roma, 1974. N 41; и лит. при статьях Архиерей, Иерархия, Дьякон, Священник, Священство. Приложение Инок ИНОК – древнерус. название монаха, иначе – чернеца. В ж. р. – инока, соврем. – инокиня (монахиня, черница). Происхождение названия объясняется двояко. 1. И. – «одинокий» (как перевод греч. monos – «один», «одинокий»; monachos – «отшельник», «монах»). «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь» («Пандекты» Никона Черногорца, 36). 2. Другое толкование выводит название И. из иного образа жизни принявшего монашество: он «иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения» ( Дьяченко Г. , свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, с. 223). В современном русском православном церковном обиходе «иноком» называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») послушника, – до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). И. – как бы «новоначальный монах»; кроме рясы он получает также камилавку. И. сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по православным законам, уже невозможно. Иночество (в старом значении) – монашество, черничество. Иночествовать – вести монашескую жизнь. Мирянин МИРЯНИН – тот, кто живет в миру, светский («мирской») человек, не принадлежащий к клиру и к монашеству. М. – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Дома он может совершать все богослужения, приведенные в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы и молитвы, а также дьяконские ектеньи (если они содержатся в богослужебном тексте). В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), М. может совершить таинство крещения. В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея.

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-cerkovnay...

1) иеродьяконом, если он состоит в монашеском чине; 2) схииеродьяконом, если он принял схиму; 3) протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве; 4) архидьяконом (старшим дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в монашестве. К дьяконам обращаются «Ваше боголюбие», либо «отец дьякон». Пресвитер (греч. пресвитерос – старец), либо священник, иерей (греч. иереос – священник) – священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. Священник «крещает, и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину» 59 . Пресвитер также не может совершать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестия. Священнику в церковной иерархии подчинены дьяконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению. Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют: 1) иеромонахом (греч. иеромнихос – священник-монах), если он состоит в монашеском чине; 2) схииеромонахом, если иеромонах принял схиму 60 ; 3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства; 4) игуменом называется первый среди монашествующих (иеромонахов); 5) архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения); 6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму. К священнослужителям принято обращаться следующим образом. 1 . К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие». 2 . К протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, «отец Алексий» (а не Алексей) или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»). Либо просто, как это принято в русской традиции, – «батюшка».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

ЗВОН - см. колокольный звон. ИЕРЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ - молитвы, читаемые священником во время богослужения. ИГУМЕН (греч. ведущий) первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О поставлении в игумены см. посвящение. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. ИЕРЕЙ (греч. священник) священник. ИЕРОДЬЯКОН (греч. Дьякон-монах ) — дьякон-монах. ИЕРОМОНАХ (греч. Священник-монах) — священник-монах. ИЗБРАННЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы, строки из которых читаются чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - общественное богослужение, совершаемое после шестого или девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по к.л. причинам. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна Златоуста и литургии Василия Великого. Чин изобразительных состоит из благословения, начала обычного, великой ектений, пс. 102 и 145, песни догматического содержания " Единородный сыне " , пения блаженны, чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектении, Символа веры, просительной ектений, молитвы " Отче наш " , тропарей и кондаков, пс. 33, отпуста. В просторечии изобразительны называют обедницей. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы 102 и 145, поются в составе изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в воскресные и праздничные дни антифонами. ИКОНА (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы, к.л. святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским собором (787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату которого - " честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней " . В Русской православной церкви иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Наше приношение, движение Хлеба и Чаши от нас через алтарь к небесному святилищу – это наше восхождение в Царство, на Божественную Трапезу. Принесенное нами через постановку священником на алтарь явлено как приносимое и возносимое Христом. Однако дальнейшее восхождение невозможно без объединяющей любви. Это главное, собственно, и единственное условие причастия. Поэтому дьякон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Ответом на этот возглас должно быть наше примирение друг с другом, единение в любви. Мы должны не просто исполнить ритуал целования, подобно тому как это делают священники в алтаре, но действительно претерпеть, простить и возлюбить. Горе нам, если мы прощаем лишь в Прощеное воскресенье. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23-24 ). А мы приносим именно дар, мы приносим не просто просфору (προσφορ – «приношение»), мы приносим самих себя и всю нашу жизнь: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». «Потрясающая новизна христианской любви, – что в Новом Завете человек призван любить Божественной любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианства, а в том, что возможным стало исполнение заповеди. В соединении со Христом мы получаем Его любовь и можем ею любить и в ней возрастать. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 )» . Почему это так важно? Да потому, что любовь есть единственный и охватывающий все признак Церкви. «Посему узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Господь не назвал признаком христианства ни продолжительные молитвы, ни строгость поста, ни безошибочность богослужений, но только любовь. Церковь – это единство в любви. Мир – это разделение в страстях. Единству, святости, апостольству и соборности Церкви любовь обусловливает действенность. Таким образом, в собрании Церкви мы обнаруживаем единение в любви. Именно потому и является литургия эпифанией (греч. eπιφνια – буквально «явление») Царства Небесного, что на ней, как и в Царстве Божьем, верующие собираются в любви в единое Тело. Признаком истинного единения в любви является единство веры. Поэтому из крещения в литургию с VI в. включается чтение, а затем и пение Символа веры.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

При произнесении этих слов дьякон, а если его нет, то сам священник берет правой рукой дискос, а левой (перекрещивая руки) – Потир, поднимая их над Престолом. Это – возношение Святых Даров в жертву Богу от всех верующих. Слова священника «Твоя» – означают «Твои Дары» (то есть хлеб и вино), а «от Твоих» – от лица Твоих верных и из Твоих многих даров выбранное мы приносим Тебе в благодарственную жертву за всех нас и за все Твои благодеяния прошедшие, настоящие, и будущие. Преложение Святых Даров Хор: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». После возношения Даров священник начинает читать молитву эпиклезиса (греч. эпиклезис- призыв), которая вместе с установительными словами является самой существенной частью Анафоры. Эпиклезис – кульминационный момент, центр Евхаристии и всей богослужебной жизни Церкви: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия». Затем священник с умилением воздевая руки, тихо молится: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Дьякон: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Оба благоговейно кланяются перед Престолом. Священник повторяет: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…». Дьякон: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». И снова кланяются перед Престолом. Священник в третий раз говорит: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…». Оба делают третий поклон перед Престолом. Дьякон, преклонив голову и указывая орарем на дискос, говорит священнику: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Священник благословляет Святый Хлеб, произнося: «И сотвори убо Хлеб Сей, Честное Тело Христа Твоего». Дьякон, показывая орарем на Потир, произносит: «Аминь. Благослови, владыко, Святую Чашу». Священник благословляет Святую Чашу, произнося: «А еже в Чаши сей – Честную Кровь Христа Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Дьякон глаголет премудрость прости, свете тихий и мы поем святые славы бессмертного». – Исправлено таким образом: «дьякон глаголет премудрость прости и мы поем свете тихий " … Следовательно, по прежнему уставу первые слова этой песни дьякон произносил, а певцы уже продолжали ее. В службе малой вечерни зачеркнуто все изложение ее от начала до свете тихий, а вместо этого, на приложенном к краю листа лоскутке, чернилами записан ход службы гораздо короче. Справщик, переводивший эту выписку с греческого, сделал над словами несколько отметок; именно: в греч. екклесиархе, вместо вечерний – предначинательный псалом, а на конце указал источник справы: устав греческий и шестоднев. Против последней эктении, где говорится о царе, архиепископе, предстателе, на поле замечено: «писать из служебника л. 42 наобор». «Возгласить келевсаните (sic) сиречь восстанете или искусству повелите». Вместо этого оставлено: возгласить восстанете, а остальное зачеркнуто. Далее зачеркнуто о каждении иконы святого, его же есть храм, а оставлено о каждении по ряду святых икон на правой и левой стороне. Зачеркнуты припелы второй и третьей статьи на благослови душе моя Господа. Вечерние молитвы – исправлено: светильничные, согласно греческому тексту: υχαι το λυχνκο. «На входе иерею просту» (т. е. с непокрытой головой). Просту – зачеркнуто и дополнено из устава Филофея: опущену имущу фелонь. Обстановка входа изложена по тому же уставу на особом листке, а на поле отмечено киноварью: из шестоднева и служебника. На литии священник с дьяконом исходят святыми дверьми. – Исправлено: северными. Молитву: «спаси Боже люди твоя» отмечено на поле: напечатать с служебника. Молитву: «владыко многомилостиве» произносит иерей обратився к западу. В правленом экземпляре изменено: зря на восток. В уставе 1682 г. оставлено по прежнему: к западу. Священник произносит утренние молитвы «восприим на ся епитрахилий». К этому приписано на поле: сущую на тамошнем гвозде (т. е. епитрахиль висящую на гвозде у царских дверей), но потом зачеркнуто. Прибавка эта в уставе 1682 г. заменена словами: сущий у святых дверей, а теперь оставлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов (лекторов) сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви – как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор (греч. анагност) становится должностным лицом в Церкви. Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» (возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др.). Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц. Они разделялись на два клироса и управлялись «начальником хваления и молитвы». Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф. 26; 30 ). Священнослужители – лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы). В Православной Церкви существуют три степени священства . 1 . Дьякон. 2 . Пресвитер (священник, иерей). 3 . Епископ (архиерей). Посвящаемый в дьякона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств. Дьякон (греч. диаконос – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Звание дьякона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости ( Деян. 6; 3 ). С того времени дьяконское священнослужение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень Священства. Дьякона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Патриарх (букв. «родоначальник») – представитель высшего административного ранга Е., – глава, иначе предстоятель («стоящий впереди»), Автокефальной Церкви. Характерная отличительная особенность – белый головной убор с укрепленным над ним жемчужным крестиком. Официальный титул главы Русской Православной Церкви – «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Обращение – Ваше Святейшество. Лит.: Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989; см. статью Иерархия. Иерей ИЕРЕЙ (греч. hiereus) – в широком смысле – «приносящий жертвы» («жрец»), «священнослужитель» (от hiereuo – «приносить в жертву»). В греч. языке употребляется как для обозначения служителей языческих (мифологических) богов, так и истинного Единого Бога, – т. е. ветхозаветных и христианских священников. (В русской традиции языческие священники именуются «жрецами».) В узком смысле, в православной богослужебной терминологии, И. – это представитель низшего ранга второй степени православного священства (см. таблицу). Синонимы: священник, пресвитер, поп (устар.). Иподиакон ИПОДЬЯКОН, ИПОДИАКОН (от греч. hupo – «под» и diakonos – «дьякон», «служитель») – православный церковнослужитель, занимающей в иерархии низшего клира положение ниже дьякона, его помощника (что фиксирует именование), но выше чтеца. При посвящении во И. посвящаемого (чтеца) облачают поверх стихаря в крестообразно повязанный орарь, и архиерей читает молитву с возложением руки на его голову. В древности И. причислялся к клиру и уже не имел права жениться (если до возведения в этот сан был холост). Традиционно в обязанности И. входила забота о священных сосудах и алтарных покровах, охрана алтаря, выведение из храма оглашенных во время Литургии и др. Появление иподьяконата как особого института относят к 1й половине 3 в. и связывают с обычаем Римской церкви не превышать в одном городе число дьяконов выше семи (см. Деян.6:3-6 ). В настоящее время иподьяконское служение можно видеть только во время архиерейского богослужения. Иподьяконы не состоят в клире одного храма, но зачисляются в штат к определенному архиерею.

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-cerkovnay...

Προσευχα τραπζης [Молитвы до и после трапезы]. Σ. 18–19. Μικρς παρακλητικς κανν [Малый молебный канон]. Σ. 55–71. Μικρν Εχολγιον γιασματριον. θναι, 2004. –На греч. яз. Εχα τοι ξορκισμο π πασχντων π δαιμνων κα π πσαν σθνειαν [Запретительные молитвы над страждущим и от демонов и на всякую немощь]. Σ. 330–336. Εχ ταν μλλ τις εσελθεν ες οκον νον [Молитва на поселение в новом доме].Σ. 350. Εχ ες μετληψιν σταυλς τ κτ Αγοστου [Молитва на вкушение винограда шестого августа]. Σ. 360. Εχ ες τ ελογσαι τ βαα τ Κυριακ τν Βαων [Молитва на благословение ваий в Неделю ваий]. Σ.376–377. κολουθα π τ νρξει κα λξει τν μαθημτων ν τος σχολεοις [Последование на начало и на завершение занятий в школе]. Σ. 388–395. ΤρεμπλαςΠ.Ν. Μικρνεχολγιον·Καττοςνθναιςδκδικας. Τ. β·Ακολουθαικατξειςγιασμοδτων, γκαινων, ρθρουκασπερινο. θναι, 1998. – На греч. яз. 1-е изд.: θναι, 1955. κολουθαμεγλουγιασμο [Последование великого освящения воды]. Σ. 7–49. κολουθατομικρογιασμο [Последование малого освящения воды]. Σ. 51–80. Условные обозначения П предстоятель Д дьякон Ч чтец Н народ или особый чин певцов – «певчих», т. е. поющий от лица всего народа «лик» Красный цвет (иногда в круглых скобках) богослужебные и т. п. указания и наши замечания. (В круглых скобках ) возможный вариант перевода (обычно после слова или), а также необходимые дополнительные или пояснительные слова. (Петит в круглых скобках) в основном тексте наши пояснения (обычно после слов т. е.). [В квадратных скобках ] текст, отсутствующий в ныне действующих Требнике, Служебнике и Часослове, изданных Московской патриархией, но присутствующий в некоторых других богослужебных и научных изданиях и не потерявший своей актуальности; вариант богослужебного текста, соответствующий традиции и практике Преображенского содружества малых православных братств. [ Петит в квадратных скобках ] богослужебные тексты, используемые лишь в отдельных случаях, например при служении специально «за упокой», или Великим постом, или в воскресенье, или в монастыре и т. д.; богослужебные тексты из Требника, Служебника или Часослова, которые, будучи, как правило, поздними вставками, могут быть опущены, например из-за изменения реалий современной церковной жизни. Это касается и части дьяконских «напоминаний» и «диалогов» или тех частей ектений, которые изначала были призваны покрывать собою для «мирян» время чтения предстоятелем молитв, если они уже не читались гласно. Последования освящения воды

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Синод. Типогр. Библиот., на л. 57); во время составлевия означенного письма Ясинского Амвросий Быковский занимал в епархии Лазаря Барановича должность монастырского казначея (у Эйнгорна 235, 379). 19 Изыскания Legrand " a важны, преимущественно, для начального периода жизни Паисия. Помещенная в этом труде переписка Паисия значительно могла бы быть восполнена его письмами, хранящимися в Архиве Минист. Иностр. Дел в Москве. Некоторые из них, но не все, указаны гг. Каптеревым и Эйнгорном. 22 См. в Московской Синодальной Библ. по 3-му дополнительному реестру и каталогу 1823 г. 1 в тетрадях, л. 364 и след. 23 А не 13 февраля 1673 г., как значится у г. Каптерева. 13 Февраля Паисий только окончательно простился с государем; 14-го февр. им подана была в Посольский приказ роспись о жаловании, обещанном государем; 17-го числа состоялось государево решение по этой росписи. Время же выезда Паисия из Москвы и прибытия его в Киев точно определяется в донесении, посланном государю из Киева Яковом Трубецким «с товарищи». Здесь, между прочим, читаем: «И маия, государь, в 28 день Газской митрополит Паисий в Киев приехал, а с ним три старца черных; один сказался келарь, другой поп, третий дьякон, да бельцы: племянник его да челядников двенадцать человек. И сказал нам, холопам твоим, митрополит: по твоему Великого Государя указу отпущен он с Москвы в Палестину в нынешнем в 181-м году марта в 1-й день и ехал к Киеву малороссийскими городами на Глухов, на Батурин, и приехал в Батурин на Светлое Христово Воскресение, и жил святую неделю; из Батурина приехал в Нежин, и в Нежине за подводами неделю же; а из Нежина приехал в Боришевку, и в Боришевке жил шесть недель для того: сказал-де ему полковник Дмитрашко Райча, что за Днепр ему ехать не мочно». (Арх. Министер. Иностр. Дел. Дела Греч., 1, г. 7181 сент. 7-марта 4). 24 Мнение это высказано преосв. Филаретом Гумилевским в его «Обзоре духовной литературы» (см. 3-е изд. 1884 г. стр. 241) и за последнее время поддерживается проф. Н.И. Петровым (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010