Тварная София, Божественное отпечатление твари есть «образ и сень Премудрости – δι’ εκνος κα σκις τς Σοφας, τς ν τος κτσμασιν οσης». 603 Но, осуществляемая, отпечатлеваемая в мире опытном во времени, она, хотя и тварная, предшествует миру, являясь пре -мирным ипостасным собранием божественных перво-образов сущего. Св. Афанасий ссылается при этом утверждение на слова ап. Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» ( Еф.1:3–4 ). «Итак, – говорит св. Афанасий, – как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как Сам сказал, пред ызображены в Нем? – πς ον ξελξατο, πριν γενεσθαι ημας, ε μ, ς ατς ερηκεν, ν ατ μεν προστετυπωμνοι; –?» 604 А далее св. Отец выясняет, что именно на этом предызображении нас в Господе, на этом вечном корне нашем и основывается возможность «жизни вечной» для нас. 605 Таково воззрение на божественную сторону твари у Афанасия, – далее нежели кто бы то ни было отстоявшего от пантеистического смешения твари с Творцом. Всю жизнь свою положил он на окончательное изобличение еретиков, пытавшихся стереть грань между Творцом и тварью. Вот почему свидетельство Афанасия имеет для нас несравнимую значимость. Догмат единосущия Троицы, идея обожения плоти, требования аскетизма, чаяние Духа Утешителя и признание за тварью, пре -мирного нетленного значения – таковы лейт-мотивы догматической системы Афанасия, столь тесно вросшие друг в друга, что нельзя услышать один, чтобы в нем не открыть всех прочих. На этих же основных мотивах построена и вся настоящая книга, так что воистину можно сказать, что она исходит из идей св. Афанасия Великого . 606 София участвует в жизни Триипостасного Божества, входит в Троичные недра и приобщается Божественной Любви. Но, будучи четвертым, тварным и, значит, не единосущным Лицом, она не «образует» Божественное Единство, она не «есть» Любовь, но лишь входит в общение Любви, допускается войти в это общение по неизреченному, непостижимому, недомыслимому смирению Божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Апостол предлагает лучше вникнуть в совершенный закон, закон свободы: т.е. Евангелие. Вникнет (παρακψας) – букв.: вникающий, вглядывающийся, склонившийся над книгой, чтобы ее внимательно изучить. Здесь речь идет о человеке, который более серьезно подошел к изучению предмета – Евангельского закона. Закон совершенный (νμος τλειον) – так называлась уже Закон Моисеев, Тора 105 . Видимо поэтому (чтобы показать, что Евангелие выше Торы 106 ) апостол называет Евангельский закон еще и з а к о н о м с в о б о ды (λευθερας). Итак, христианский закон – это совершенный закон свободы. Что это значит? Христос пришел не отменить Тору, но дополнить ее, исполнить, сделать ее совершенной 107 , что поможет нам вырастать в меру подлинных сынов Божиих по благодати 108 . Если человек старается соблюдать закон Христов, он исполнит конечную цель 109 своего существования на Земле, и одновременно обретет подлинную свободу: свободу от греха. Б л а ж ен б у д е т в с во е м де й с твии (μακριος ν τ ποισει ατο σται) 110 – здесь имеется в виду такое же пребывание в законе Господнем, как, напр., в Пс.1:2 111 или делание Шемы 112 . В христианстве это делание впоследствии оформилось в так называемое «умное делание» 113 . В стихах 26–27, возможно, апостол Иаков хочет привести конкретный пример такого делания, согласно совершенному закону свободы (Евангелию). 1:26 26 Ε τις δοκε θρησκς εναι, μ χαλιναγωγν γλσσαν ατο λλ πατν καρδαν ατο, τοτου μταιος θρησκεα. 26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие . Благочестив (θρσκος) – букв.: набожный, религиозный 114 – речь идет о внешнем проявлении религиозности, о религиозном обряде. Апостол хочет сказать, что христианин, подобно фарисею из притчи Спасителя 115 , может ограничиваться в своем служении Богу только исполнением внешнего обряда, а так же страстью к учительству, проповеди и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

4:16(19). Тогда Даниил, коему имя Валтасар, замолк как бы на один час, и размышления его смущали его. И начал говорить царь: «Валтасар! Пусть сон мой и значение его не смущают тебя». И сказал в ответ Валтасар: «Господин! Да будет сон этот ненавидящим тебя и значение его врагам твоим!». «Замолк». В греческом тексте: πηνεϑη от απενεομαι «стал немым, онемел». Такого перевода нет нигде. Везде различные варианта слова «замолк» или «изумился». В еврейском: [ " eštômam], в латинском: tacitus, в славянском: ужасс и в синодальном переводе. В греческом тексте: ττε Δανιηλ, ο τ νομα Βαλτασαρ, πηνεϑη σε ραν μαν, κα ο διαλογισμο ατο συνετρασσον ατν. κα πεκρϑη βασιλες κα επεν Βαλτασαρ, τ νπνιον κα σγκρισις μ κατασπευστω σε. κα πεκρϑη Βαλτασαρ κα επεν Κριε, τ νπνιον τος μισοσ σε κα σγκρισις ατο τος χϑρος σου. Перевод: «Тогда Даниил, которого имя Валтасар, онемел приблизительно на один час, и размышления его смущали его. И начал говорить царь и сказал: «Валтасар, сон и значение не смущают тебя. И начал говорить Валтасар и сказал: «Господин, сон ненавидящим тебя и значение его врагам твоим». Текстологические варианты находятся в предыдущей главе. 4:22(25). Отлучат тебя от людей и с дикими зверями, будет жизнь твоя, и травою, как вола, будут кормить тебя, и росою небесною будет орошаемо тело твоё, и пройдут над тобою семь времён, пока не узнаешь, что владеет Вышний царством человеческим и даёт его, кому хочет. «Орошаемо». В греческом тексте: αλισϑσ от αλιζομαι «размещаться на дворе, находиться под открытым небом» у Гомера и Феокрита. Слово «орошаемо» в разных вариантах стоит в еврейском: [msabbî " in], в латинском: infunderis, в славянском тексте: роситс и в синодальном тексте. В греческом тексте: κα σ κδιξουσιν π τν νϑρπων, κα μετ ϑηρων γρων σται κατοικα σου, κα χρτον ς βον ψωμιοσν σε, κα π τς δρσου το ορανο αλισϑσ, κα πτ καιπο λλαγσονται π σ, ως ο γνς τι κυριεει ψιστος τς βασιλεας τν νϑρπων, κα ν δξ, δσοι ατν. Перевод: «и тебя изгонят от людей, и со зверьми дикими будет жильё твоё, и травою как быка будут кормить тебя, и в росе небесной будешь жить, и семь времён пройдут над тобою, пока не познаешь, что владеет Вышний царством человеческим, и кому решит, даёт её». Текстологические варианты находятся в предыдущей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

4, 22–24). – Потому что рожден от Бога: – не простое только повторение начала стиха (как Иоан. 3, 31 .), но с указанием на таинственное действие Семени, пребывающего в верующих, из которого они произошли (τι κ τον Θεου). Сег ради влена сть чада и чада [Зач. в] Вскъ не творй правды, нсть Бга, и не любй брата своег. (ст. 8.4, 8. 8, 44. 47. 1, 18). 10. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. 10 . (См. слав. текст) – (38) Здесь заключение всего отделения с 29 ст. 2 гл. о детях Бога и детях диавола. Со второй половины стиха начинается новое отделение речи Апостола (до конца главы) – о братской любви – (срав. Meyer’s). Дети Божии и дети диавола (подоб. Еф. 2, 3 ): «из этих слов Апостола с полнейшим правом можно заключать, что между детьми Божиими и детьми диавола решительно нет средних людей (nulli sint homines medii)» (39) – Всякий не делающий правды (см. примеч. к 2, 29–3, 7) не есть от Бога: не чадо Божие. – Равно и (κα μ): «то-есть», «именно» не любящий брата своего. (40). – Любовь здесь «не часть правды» (41) и вместе с тем не другое что-либо, отличное от правды (42), тем менее – противоположное к правде (Socin: правда – законная, по Моисееву обрядовому закону, любовь – христианская, самопожертвование для братьев), но содержание и сущность правды (43); она относится здесь к слову правда точно также, как и к словам 6-го стиха 2-й главы: поступать так, как Он поступал (Ср. Meyer’s). к с есть еже слышасте исперва, да любимъ дргъ дрга (2, 7 и дал. 13, 34). 11. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. 11 . Ибо (τι), т. е. на вопрос, почему правда состоит в братской любви·– Таково (υτ στν) благовествование (подоб. 1, 5) и проч.: в этом состоит сущность Евангелия, проповеданного вам (от начала см. прим. к 2, 7): потому (ν τυτω) узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, как Я возлюбил вас, сказал Господь Иисус Христос ( Иоан. 13, 35. 34 ) (44); сия есть заповедь Моя, да (45) любите друг друга, как Я возлюбил вас ( Иоан. 15, 12 ). Напоминая эти изречения Спасителя, составляющие сущность учения Его, Ап. Иоанн и употребляет для означения Евангелия не другое какое-либо слово (46), а соответственно выражению Господа (ντολ, – γγελα), собственно «возвещение», в смысле завещания, заповеди, (подоб. 1, 5). (47).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

66. В греческом тексте мы находим не «Духом», а «от Духа». Вот сам текст: Αμν μν λγω μν, ν μ τις γεννηθ ξ υδατος κα πνεματος, то есть от воды и Духа ( Ин. 3:5 ). Итак, не следует сомневаться, что написано именно о Святом Духе: Рожденное от Духа ( Ин. 3:6 ), и нет никаких сомнений, что Святой Дух – это Бог , по слову Писания: Бог есть Дух ( Ин. 3:6; 4:24 ). 67. И в ином месте тот же евангелист, давая понять, что он написал эти слова о Святом Духе, так замечает: Иисус Христос, пришедший водою и Духом, не водою только, но водою и кровию, и свидетельством Духа, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют: Дух, вода и кровь; и сии три суть едино во Христе Иисусе ( 1Ин. 5:6–8 ). 68. Послушай, в каком именно смысле они являются свидетелями: Дух обновляет разум, вода служит для крещальной купели, кровь напоминает о цене. Дух соделал нас усыновленными детьми Божьими 46 , волна священного крещального источника омыла нас, кровь Господа нас искупила. В этом духовном таинстве мы получаем два свидетельства – видимое и невидимое, ибо Дух свидетельствует духу нашему ( Рим. 8:16 ). И хотя в обоих свидетельствах заключена полнота таинства, назначение их различно, а где назначения различны, не может быть единого свидетельства. 69. Возможно, далее в той же книге Евангелия Господь, вновь назвав Бога Духом, отнес это к Богу Отцу. Мы читаем: Теперь уже настало время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине ( Ин. 4:23–24 ). Используя эти слова, вы пытаетесь не только отрицать божество Святого Духа, но из слов «поклоняться Богу в Духе» делаете вывод о подчиненном положении Духа. 70. По этому поводу я лишь кратко скажу, что слово «Дух» широко используется для обозначения «духовной благодати», как и апостол сказал: Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8:26 ), то есть духовной благодатью, – если только вам не удалось услышать собственными ушами воздыхания Духа! Итак, здесь тоже говорится, что Бог почитается не в коварстве сердца, но в благодати духовной, ибо в лукавую душу не войдет премудрость ( Прем. 1:4 ), потому что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым, но, тотчас добавляет апостол, дары различны ( 1Кор. 12:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. Не сетуйте (Μ στενζετε) – имеется в виду стоны, воздыхания бедняков от тяжелых страданий и скорбей, которые причиняют им, в первую очередь, богачи 289 . Впрочем, апостол, скорее всего, здесь обращается как к бедным, так и к богатым членам христианской общины. Такое «сетование» означает нелюбовные, даже враждебные, отношения христиан друг к другу – такие отношения подлежат осуждению 290 . Судя стоит у дверей – и вновь эсхатологическое напоминание апостола Иакова. Под Судией ( κριτς) можно понимать как Господа Иисуса Христа, так и Бога Отца 291 . 5:10 10 πδειγμα λβετε, δελφο, τς κακοπαθεας κα τς μακροθυμας τος προφτας, ο λλησαν ν τ νματι κυρου. 11 δο μακαρζομεν τος πομεναντας· τν πομονν β κοσατε, κα τ τλος κυρου εδετε, τι πολσπλαγχνς στιν κριος κα οκτρμων. 10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. 11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Апостол Иаков напоминает, что столь почитаемые в Израиле пророки Божии (которые говорили именем Господним 292 ) в свое время тоже переносили много скорбей. Это для современных апостолу христиан подлинный пример злострадания и долготерпения (πδειγμα… τς κακοπαθεας κα τς μακροθυμας) 293 – пример, достойный почитания: мы ублажаем (μακαρζομεν 294 ) тех, которые терпели (τος πομνοντας) – букв.: выстоявших, вынесших все скорби 295 . И далее апостол Иаков приводит в пример многострадального Иова. Вы слышали о терпении Иова (τν πομονν β κοσατε). Нужно напомнить, что терпение (πομον) – это не есть что-то пассивное; напротив – это активное сопротивление всем бедам и скорбям, такое терпение делает человека все сильнее и сильнее 296 . У. Баркли: «А потом Иаков приводит в пример Иова, хорошо известного иудеям по чтениям в синагогах. Мы часто говорим о терпении Иова, как это переведено в Библии , но ведь терпение – это слишком пассивное свойство. В некотором смысле Иов вовсе и не был терпеливым. Когда мы читаем его потрясающее драматизмом жизнеописание, мы видим, как возмущало его все, что свалилось на него, как он подвергал сомнению доводы своих так называемых друзей, как страстно мучился он от мысли, что Бог оставил его. Лишь немногие люди произносили такие страстные слова, как он, но важно, что, несмотря на все разрывавшие его сердце сомнения, он никогда не терял веру в Бога. «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться» ( Иов.13:15 ). «Вот, на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних» ( Иов.16:19 ). «А я знаю, Искупитель мой жив» ( Иов.19:25 ). Нет, Иов – не безответная покорность: он боролся и вопрошал, а иногда даже бросал вызов, но пламя веры его никогда не угасало».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

§ 68. Злые духи сотворены Богом добрыми, но сами сделались злыми Эту истину, которую не может не принять здравый разум на основании уже врожденного ему понятия о Боге, как существе совершеннейшем, ясно засвидетельствовал сам Христос Спаситель, засвидетельствовали и святые Апостолы. Христос Спаситель, обличая Иудеев в нечестии, между прочим, сказал им: dbaш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине — ν τ αληθεα οχ στηκεν (Иоан. 8:44). Если же диавол в истине не устоял, то, значит, он поставлен был в истине и от него зависело устоять, или не устоять в ней. Апостол Петр говорит, что Бог ангелов согрешивших ( αμαρτησαντων ) не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания (2 Петр. 2:4) — прямое выражение мысли, что падшие духи созданы безгрешными, но сами согрешили, за что и осуждены. Апостол Иуда точно также пишет, что Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком (Иуд. 6), — ангелов, не сохранивших своего достоинства - τος μ τηρσαντας τν αυτν ρχν : т.е. не сохранивших своего начала, своего первоначального вида, первоначального состояния; но оставивших свое жилище — οκητριον , т. e. жилище, которое соответствовало их первоначальному состоянию. Православная Церковь устами своих пастырей и учителей всегда проповедовала, как непререкаемую истину, что падшие духи созданы добрыми, и сами уже сделались злыми. Укажем, для примера, на слова: а) святого Иринея : «так как все создано Богом, и диавол сам сделался причиной отпадения (от Бога) и для себя и для других, то справедливо Писание называет пребывающих в отпадении сынами диавола и ангелами лукавого.» б) Тациана : «первородный (из ангелов) через преступление закона и невежество начал быть демоном, а те, которые последовали его суетному примеру, сделались воинствами демонов, и по собственному произволу предались своему безумию;» в) святого Кирилла Иерусалимского : «прежде диавола никто не согрешил; согрешил же он не потому, что от природы получил необходимую наклонность к греху (иначе причина греха пала бы на того, кто таковым сотворил его) — но, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался диаволом;» г) святого Василия Великого : «злые духи не по самой сущности своей получили в удел противление добру (ибо в таком случае укоризна пала бы на Создателя), но по собственному произволу, через лишение добра, уклонились в грех;» д) блаж.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Более близко к обще-библейскому учению как древнейших, так и более поздних библейских книг стоять воззрения второй книги Маккевей ской, вообще отличающейся тем, что все события она рассматривает со строго религиозной, теократической точки зрения. В религиозно-прагматических размышлениях автор не только постоянно высказывает мысль, что Израиль есть народ, избранный Богом, освященный Им, Его удел и собственность ( λας το Κυρου, μερς ατο – 2Мак.1:26; 14:15; 6:16  ср. 5:19; 15:24), но и всюду выражает веру в особенное, чудесное водительство народа Божия по спасительным планам Божиим, то водительство, о котором свидетельствуют закон и пророки. Отсюда, автор, напр., представляет (2. Мак. 15:22–23) Иуду Маккавея молящимся (пред битвою с Никанором) следующим образом: «Ты, Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, – и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела пред нами на страх и трепет врагам». Параллельно со свидетельствами о вере в особенное служение ангелов народу Божию, в книге сообщаются и действительные факты явления ангелов с целью защиты и покровительства народу Божию против врагов его и врагов Бога истинного. Таков рассказ о чудесном поражении Илиодора, полководца сирийского царя, в храме иерусалимском за решимость его похитить сокровища храма. «Когда, рассказывает автор ( 2Мак. 3:24–26 ), он (Илиодор) с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти с ним, бывши поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, ибо явился им конь со страшным всадником ( φοβερν χων τν πιβτην), покрытый прекрасным покровом, быстро несясь; он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое оружие. Явились ему и еще другие два юноши, цветущие силою, прекрасные видом, благолепно одетые ( τ μ μν κπρεπες κλλιστοι δ τν δ ξαν διαπρεπες δ τν περιβολ ν), которые, ставши с той и с другой стороны, бичевали его...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Будем наблюдать за собою, чтобы не раждалось в нас даже и сомнения, отречься мы должны или решиться на исповедничество, чтобы не простерлось и на нас слово Илии: Долго ли вы будете хромать на оба колена? Если Господь есть Бог , то последуйте Ему ( 3Цар.18:21 ). §19 Вероятно некоторые будут над нами насмехаться; соседи, нас окружая и покачивая головами ( Nc. XXI, 8 ; Mф. XXVII, 39 ), будут издеваться над вами. Мы же, если сие последует с нами, будем к Богу взывать: Ты соделал нас поношением у соседей наших; отдал нас на посмеяние и поругание живущим вокруг нас; Ты сделал нас притчею между язычниками (которые стали относиться к нам как к людям чрезвычайно странным и жалким), – предметом, на который головой кивать стали народы. Целый день стоит предо мною посрамление мое, и стыд мой покрывает лице мое от голоса насмешника и клеветник, от взоров врага и преследователя (Пс. XLIII, 14–17). Кроме же сего должны мы обращаться к Богу и с сим праводушным словом пророка: Все это пришло на нас, но мы не забыли о Тебе и не преступили с Тобой завета и сердце наше не отступило (от Тебя) (Пс. XLIII, 18, 19). §20 Будем помнить о том, что уже в этой жизни, размышляя о путях вне этой жизни, мы должны взывать к Богу: Ты уклонил наши стези от пути Твоего, (т. е. от пути блаженства, которым шел человек прежде, чем начал жить этой земной жизнию) ( Пс.43:19 ). Помнить должны мы и о том, что это место (эта земля), на котором мы находимся в состоянии уничижения, для души есть место наказания. Будем посему взывать к Богу молитвенно: Ты смирил нас в месте уничижения (нашего) и покрыл нас тению смертною ( Пс.43:20 ). Но проникаясь надеждою будем мы и это слово напоминать себе: Если мы забудем имя Бога нашего и прострем руки наши к какому-либо чуждому богу, то не взыщет ли Он (с нас за это) ( Пс.43:21 )? §21 Но не только публично будем свидетельствовать о своей вере, а и в сокровенных глубинах своей души будем исповедовать ее совершеннейшим образом, чтобы иметь нам право вместе с апостолом восклицать: Потому что это наша похвала, свидетельство ( τ μ α ρ τ ρι ο ν ) совести нашей, что мы в святости и чистоте пред Богом жили в мире ( 2Kop. I, 12 ). К слову апостола присоединим слово и пророка: Он знает тайны сердца (Пс. XLIII, 22), особенно когда, ведомые на смерть, мы должны будем взывать к Богу словами, с какими могут обращаться к Нему только мученики: За Тебя нас умерщвляют всякий день (т. е. ежедневно мы подвергаемся смертной опасности; или: каждый день кто-нибудь из нас бывает умерщвляем); считают за овец обреченных на заклание (Пс. XLIII, 22) 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

Вечеря происходила в доме жителя Вифании Симона прокаженного. 8 По Матфею и Марку, одна женщина с драгоценною мастью в аловастровом дорогом сосуде подошла к Иисусу и вылила её на голову Его, когда Он возлежал за вечерею. При виде этого ученики вознегодовали (Мк: были же некоторые негодовавшие – γανακτεν=γαν γειν – пришли в сильное возбуждение, взволновались), конечно на женщину, как видно из слов Господа, и говорили: на что трата эта? можно ведь было это продать задорого и дать нищим. Кроме того Марк сообщает: это был нард чистый, – женщина разбила драгоценный сосуд, 9 – негодовали «промеж себя» или " в себе самих» (πρς αυτος) только «некоторые» (τινς, но код. D, лат. а и нек. как у Мф. «ученики»), – драгоценная масть стоила более трехсот динариев, 10 – негодование на женщину было очень сильное и, в конце концов, заявлялось громко (κα νεβριμοντο ατ). Узнав же Иисус (ученики говорили между собою и к женщине), сказал им: (Мк: оставьте её) зачем смущение (препятствие, затруднения – κπους) доставляете женщине? дело прекрасное совершила для Меня (ες μ – в отношении Меня, Мк. ν μο – на Мне), – всегда нищих имеете с собою (Мк приб: и когда хотите, можете благотворить), Меня же не всегда имеете, – возлив миро это (масть эту) на тело Мое, она к погребению Меня приготовила (Мк: что могла, сделала, – предварила намастить Мое тело к погребению), – верно говорю вам: где ни будет проповедано евангелие сие в целом мире, сказано будет и о том, что сделала она, в память её. Евангелист Иоанн прибавляет несколько новых дополнительных к предшествующим сообщениям сведений, ближе уясняющих событие и его смысл. Было это не за два, а за шесть дней до пасхи, накануне торжественной встречи Господа народом, в Вифании, где устроили Ему вечерю (Евангелист не называет хозяев дома), на коей недавно воскрешенный Лазарь был одним из возлежавших с Ним, одна из его сестер, как и прежде ( Лк. 10:40 ), служила за вечерею и занималась по хозяйству, а другая его сестра Мария и теперь избрала благую часть ( Лк. 10:42 ) и, взяв литру (фунт) мира нардового (масти из нарда), настоящего, драгоценного, намастила ноги Иисуса и вытерла их волосами своими, причем дом наполнился благоуханием от масти. Говорит же Иуда Искариот, один из учеников Его, имевший (долженствовавший) Его предать: почему эта масть не продана за триста динариев и не дана (эта сумма) нищим? Сказал же это, замечает Евангелист, не потому, что о нищих была забота у него (буквально: заботилось, печалилось, пеклось ему), но потому, что вор был и, имея ящик (денежный, кружку), влагаемое (подаяния денежные) носил (βσταζεν). 11 Но Господь сказал на это: оставь 12 её, пусть (до дня) на день погребения Моего сохранит (останется, сбережется) это, 13 – нищих ведь всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010