На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие " грешен против шестой заповеди " , вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога. Церковь относит к тяжелым, " смертным " грехам: убийства; аборты; побои; супружеские измены; блуд и плотские извращения; кражи; богохульства; кощунство; ненависть к ближнему, доходящую до проклятия в его адрес; колдовство и гадание; обращение за помощью к экстрасенсам, " целителям " и астрологам; пьянство; курение; наркоманию. Но и менее тяжкие грехи вредят человеку, служат преградой на пути в Царство Небесное. " Безобидные " ложь или сквернословие могут отправить в ад! Если, исповедуясь в чем-либо, мы твердо намерены повторять этот грех, - покаяние не имеет смысла. Нельзя приступать к таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиренности с ближним, по слову Христа: " Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим " (Мф. 5, 24). Если этот человек уже умер, надо горячо помолиться о упокоении его души. В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию - своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту - в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил. Реальностью наших дней стала так называемая " общая исповедь " . Она заключается в том, что священник сам называет наиболее распространенные грехи, а потом прочитывает над кающимися разрешительную молитву. К такой форме исповеди допустимо прибегать только тем, кто не имеет на совести смертных грехов. Но и добропорядочным христианам необходимо время от времени проверять свою душу на подробной (индивидуальной) исповеди - по крайней мере, не реже одного раза в месяц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1876...

Она связывает людей узами любви, помогая положить конец разделению человеческой природы, вызванному страстями, и вернуть ее к присущему ей единству. Можно вспомнить в связи с этим отрывок из Деяний апостолов: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее ( Деян. 4:32 ) – и слова святителя Иоанна Златоуста , толкующего это так: «Видите пользу милостыни: сразу же соединяются души. Именно она соединяет воедино, в одно Тело, члены Тела Христова» 4017 . В ней заключается одно из основных средств против печали 4018 , поскольку ее причиной часто бывают именно сребролюбие и любостяжание. Милостыня имеет также фундаментальное следствие: она позволяет человеку получить от Бога прощение в грехах и очистить душу, что подчеркивают святые отцы 4019 вслед за Иисусом, сыном Сираховым, который говорит: Милостыня очистит грехи ( Сир. 3:30 ), и пророком Даниилом, который советует: Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным ( Дан. 4:24 ). «Нет такого греха, которого не могла бы очистить милостыня и которого нельзя было бы стереть. Все грехи ниже ее, а она – превосходное средство против всех ран», – учит святитель Иоанн Златоуст 4020 , который также отмечает: «Это лекарство от наших грехов, именно она смывает грязь с наших душ» 4021 . Святитель Иоанн Златоуст видит в милостыне еще и необходимую спутницу покаяния 4022 , которое благодаря ей может стать более плодотворным: «Именно милостыня позволяет лекарству покаяния подействовать в полной мере. Лекарства, которые прописывают врачи, часто состоят из определенных растений, среди которых есть одно более целебное, чем остальные. Также обстоит и с покаянием. Среди его составляющих есть растение, более эффективное, чем все остальные, и оно является главным. Это растение называется милостыней» 4023 . По этой причине и по другим милостыня еще и способствует молитве, помогает ей стать более чистой 4024 и плодоносной 4025 . В общем, она питает, укрепляет и просвещает душу 4026 и является для нее источником духовной радости 4027 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Ст. 20–21. Поднимите глаза ваши, и посмотрите на идущих от севера: где стадо, которое дано было тебе, скот славный твой? Что скажешь, когда Он посетит тебя? Ибо ты научаешь (или научила и выучила) их против тебя, и обучаешь на голову свою. Повелевается жителям Иерусалима поднять глаза свои и увидеть идущих с севера Халдеев; обращается вопрос и к самому городу и говорится ему: где стадо, которое дано было тебе, скот славный твой? Где народ твой, который ты получил от Бога, где то столь великое и славное множество людей, что, казалось, здесь собрано в одну толпу население всей страны? Что скажешь ты, когда посетит тебя Господь жезлом своим, когда предаст врагам Вавилонским, которых против себя самого (или на голову свою, или с самого начала) ты сама научила, прибегая к их помощи и следуя их идолам, так что они под предлогом дружбы с тобою узнали, каким путем следует подходить к тебе? Пусть внемлет этому церковь небрежная, что сама она учит врагов своих, как они могут отвести ее в духовный плен и терзать с свирепостью зверей скот ее. Ст. 22. Не схватят ли тебя боли, как женщину рождающую? И если ты скажешь в сердце своем: « за что постигло меня это»? То за множество нечестия твоего открыто самое стыдливое твое, осквернены (или обезчещены) пяты твои. Нечаянно, как женщину неожиданные роды, постигнет тебя нежданный плен. Если же ты захочешь препираться, и спрашивать, за что ты предана врагам, то услышь прямо, что множество беззаконий твоих причинило тебе, чтобы открылось безчестие твое и всенародно обнаружены были любодеяния твои, как у жены блудницы через поднятие одежд. Сим научаемся, что пока грехи менее значительны, Господь поступает терпеливо и ожидает нашего покаяния; если же мы станем накладывать грехи на грехи и собирать кучу грехов, тогда будет открыта срамота наша и показаны будут всем пяты наши или в настоящем веке, или в будущем. Ибо нет ничего тайного, что бы не открылось, когда исполнится оное слово Даниила: сии восстанут в жизнь вечную, а они в укоризну и в стыдение вечное ( Дан. 12, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Во время борьбы (какую воздвиг дьявол) против Иова, никому, кроме Бога, не была известна цель этой борьбы. Иову была неизвестна причина борьбы, не знал он и о том, что эти подвиги имеют целью его упражнение. Друзья не знали намерений Божиих, дьявол не знал будущего. Ведь, конечно, если бы он знал, что потерпит поражение, он не стал бы и нападать. И для Иова последствия борьбы оставались неизвестными. Что Бог предал его по попущению, об этом Иов узнал только тогда, когда ему было открыто Богом. Дьявол же не знал, к какому концу приведет это состязание. Когда бы он знал, то не стал бы и пытаться, чтобы не навлечь на себя еще большего стыда; но что он потерпел от мучеников, то потерпел и от Иова. Он убивал мучеников, чтобы подавить Церковь , не зная, что от крови мучеников Церковь еще более процветет. Итак, все были в неведении, кроме Бога. Друзья, не ведая ни намерений Божиих, ни чистоты Иова, решились скорее – как бы по суду неведения – осудить Иова, как страдающего заслуженно, чем признать Бога судящим несправедливо. Вооружись вниманием. Они решились осудить человека, как страдающего заслуженно за свой грех, чем сказать о Боге, что Он судит несправедливо. И на половину они достигали цели, объявляя Бога непричастным неправде, на половину же ошибались, осуждая невинного. Но раз они не знали, их неведение оправдывается, и они заслуживают одобрения за то, что даже в неведении рассуждая, тем не менее не произнесли приговора против Божественного правосудия. Против праведности Иова они возражают, правду же Божию восхваляют. Далее Иов подвергается обличению со стороны своих друзей, и они говорят против него: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» ( Иов.4:7 ). Когда ты видел праведников, погибающих до конца? Если бы ты не согрешил и не сделал чего-либо достойного греха, Праведный Судья не осудил бы тебя несправедливо. Велики твои грехи. Если же (допустить, что) сам ты не согрешил, то как (объяснить) это, если не (допустить, что) согрешили дети твои. Но, конечно, ты нередко обижал вдов, притеснял сирот. Если же это случалось, то Бог справедливо произнес против тебя такой приговор. Иов сознавал в самом себе, что он ничего подобного не сделал, но сознавал в то же время, что и Бог не судит несправедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Гал.1:2 .  и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским: Апостол хочет сказать, что все, окружающие его в настоящее время, христиане (вместо «находившиеся» лучше перевести «находящиеся») сочувственно относятся к предпринятому им шагу по отношению к Галатским церквам и согласны с его взглядами. Гал.1:3 .  бла­го­дать вам и мир от Бога Отца и Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, Апостол не присоединяет, против своего обыкновения (ср. напр. вступление в посл. к Рим. и 1 Кор.), похвалы читателям за твердость их веры. Это показывает, что Апостол слишком сильно был огорчен поведением галатских христиан, которые в настоящее время держали сторону противников Павла – иудействующих. – «Благодать и мир» – ср. Рим.1:7 . Гал.1:4 .  Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Гал.1:5 .  Ему слава во веки веков. Аминь. Апостол конечно имеет здесь в виду иудействующих, которые, выставляя свое требование о том, что и в христианстве необходимо соблюдение обрядового закона Моисеева, этим самым как бы ослабляли силу искупительных заслуг Господа Иисуса Христа. Апостол говорит поэтому, что Христос «отдал Себя в жертву за грехи наши, для того чтобы согласно воле или решению нашего Бога и Отца, избавить нас от подчинения настоящему лукавому веку или, иначе, такому порядку жизни, при котором человек не мог не грешить». Если же Апостол называет этот порядок жизни «настоящим» ( ενεστς), то это не значит, что он еще продолжается: слово это равняется здесь выражению «сей» ( Рим.8:38 ; 1Кор.3:22 ) и представляет собою противоположность выражению «век будущий», как обозначается в Н. Завете времена мессианского спасения ( Мф.12:32 ; Рим.8:38 ). – Так как иудействующие, отнимая значение у заслуг Христа, вместе с этим унижали и Бога и Отца нашего, Который соблаговолил принять эти заслуги как вполне удовлетворяющую за грехи человечества жертву, то Апостол в конце приветствия воссылает славословие «Богу и Отцу». Гал.1:6–10 . Указывая на повод, по какому он обращается к Галатам с посланием, Апостол говорит, что Галаты позволили лжеучителям отвлекать себя от Бога, Который призвал их к общению с Собою во Христе. При этом он упоминает о том, что Галаты стали на сторону противников Павла. Итак отдаление от Бога и Христа и в то же время потеря доверия к их просветителю Павлу – вот что побуждает Апостола обратиться к Галатам с словом строгого увещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сталкиваясь с неизбежным искушением осудить кого-то, мы должны напомнить себе, что весь закон сводится к заповеди любить Бога и ближнего. Блудные страсти Страсти, связанные с половой сферой, по мнению старца Сергия, особенно страшны, так как влекут за собой грехи, которые являются «преступлением в отношении другой личности» и в то же время – «преступлением против самих себя, против собственной личности». Ведь тот, кто подвержен блудной страсти, рассматривает самого себя и другого человека как инструмент получения удовольствия, низводит себя и другого человека до положения вещи, решительно игнорирует и презирает то, что другой человек, да и он сам тоже, являются духовными существами, и поэтому грешит одновременно и против Бога, образ Которого он носит, и против ближнего. Таким образом, блудная страсть тоже напрямую связана с гордостью, эгоизмом и недостатком любви к Богу, к ближнему и к самому себе. Гнев Страсть гнева, к которой можно присоединить все формы проявления агрессии по отношению к людям, тоже свидетельствует об отсутствии любви к ближнему. Кротость же (добродетель, противоположная гневу) выражает собой любовь; некоторые святые отцы даже отождествляют кротость с любовью к ближнему. Старец Сергий советовал изо всех сил стараться не впадать в состояние гнева, так как оно пагубно сказывается на духовной жизни, потому что изгоняет благодать. Во время принятия исповеди первой заботой старца было выяснить, примирился ли кающийся со всеми людьми, нет ли у него разногласий с кем-то, нет ли в нем ненависти, обиды на кого-то. Эти состояния виделись ему препятствием ко причащению. В этом он ссылался на слова Христа: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним ( Мф. 5:23–25 ). Упадок духа, подавленность, нерадение и духовное нечувствие Упадок духа, подавленность, нерадение и духовное нечувствие (обычно объединяемые у святых отцов в понятие «уныние») – это страсти, о которых старец Сергий говорил очень много, так как они подстерегают всякого человека в его повседневной жизни, в особенности же тех, кто решил вести глубокую духовную жизнь и отказаться от «развлечений» (в паскалевском понимании) мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Что делают с человеком, когда он сделает что-нибудь плохое? Хорошо ли мы делаем, когда не слушаемся Бога? Что за это может сделать с нами Бог? Чего Он ждет от всякого грешника? Почему не наказывает нас за каждый грех? Что Он нам дает? Что велит делать? Чем мы должны отплачивать Богу за все Его добро? Как называется тот человек, который берет и не платит? У такого человека что бывает? Мы постоянно получаем от Бога все хорошее, а сами ничем Ему не отплачиваем, значит, что постоянно копится за нами? Как нужно называть наши долги Богу? Почему так? Когда человек согрешит, то он уже не может взять свои дела назад, не может ничем заплатить свои долги перед Богом. Иисус Христос научил людей, чтобы они просили у Бога прощения в грехах. Он научил молиться так «…и прости нам наши грехи» или по-славянски:… и остави нам долги наша[ 2 ]. Чего научил просить людей у Бога Иисус Христос, когда они согрешат? Как мы просим у Бога прощения наших грехов? Господь велел нам любить всех людей, как самих себя. Мы должны людям делать добро, а если они нас обижают и просят у нас прощения, то мы должны их прощать. Если мы прощаем наших обидчиков, то и нас Бог простит, а если не прощаем, то и наши грехи или долги перед Богом Он не простит. Иисус Христос об этом учил так. Один человек был должен царю много денег[ 3 ]. Царь позвал его к себе и стал требовать долг. У должника денег не случилось, и он стал просить царя обождать. Царь пожалел своего должника и совсем простил ему долг. Вышел он от царя и встретил другого человека, который был немного должен ему, царскому должнику. Царский должник стал требовать долг со своего должника. У того денег не было, и он стал просить обождать долг. Но царский должник ждать не захотел и посадил своего должника в тюрьму. Царь узнал об этом, позвал опять своего должника к себе и сказал ему: «Я простил тебе весь долг, и тебе нужно было простить своего должника. Ты этого не сделал и за это сам будешь сидеть в тюрьме». Мы много грешим перед Богом, гораздо больше, чем другие люди грешат против нас; но Бог простит нам наши грехи, если только мы будем прощать людям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1Кор. 8, 12 . Согрешая... против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. Берегись в чем-либо согрешать против братьев и уязвлять их совесть – видишь, ты согрешишь против Самого Христа. Тем паче не греши против отца и матери. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа [ Плач. 3, 25 – 26 ]. «Будем, как язычники, как племена иноземные, служить дереву и камню» [ Иез. 20, 32 ]. Подобное тому, что было с иудеями, есть и у нас. И у нас служат христиане древу, только в виде не идолов, а в виде отличной мебели – зеркал, столов, стульев, шкафов, комодов, фортепиано. Служат и камню в виде разных статуй, драгоценных камней, каменных роскошных дворцов, резных мраморных вещей. Ибо всё, к чему мы привязываемся сердечно, есть идол наш. Иез. 20, 32 . Когда будешь считать себя хуждшим, мерзостнейшим всех, тогда не будешь ни на кого злобиться, а будешь рад и тому, что на тебя благосклонно смотрят, с тобою беседуют. Злоба от гордости и превозношения, от того, что видим в других легкие грехи, или сучки, то есть малые слабости, а у себя бревна не видим, то есть многих, важных и тяжких грехов. О! Постарайся смирить себя всякий христианин, и ты удобно избежишь путем смирения всякого греха и удобно взойдешь на высоту добродетели. Призре на смирение Рабы Своея [ Лк. 1, 48 ]. Призре на молитву смиренных и не уничижи моления их [ Пс. 101, 18 ]. Есть странные люди, которые считают священным долгом навестить в болезни чужих, между тем как не считают долгом навестить своих во время их болезни; помогают посторонним бедным и не помогают своим; ласковы к другим и холодны к своим. Что это значит? Что за превращение нравственного порядка? Что за лицемерие? Апостол говорит: Если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного [ 1Тим. 5, 8 ]. Что значит такое странное поведение? Действие скрытой злобы, что ли, к своим? Привычка ли к ним и, вследствие привычки, пренебрежение ими? Если злоба, то надо стараться тотчас же искоренить ее из сердца, ибо злоба – свойство диавола и никакой злобный и человеконенавистник не имеет достояния в Царстве Христа и Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Грехом является оскорбление и унижение ближнего (в том числе издевательство и насмешки), нанесение ему обид, а также другие проявления вражды и ненависти. Грехом против заповеди о любви к ближнему является осуждение других и неготовность прощать нанесенные ими обиды. К грехам против ближнего относятся также: месть, подозрительность (мнительность), обман, клевета, сплетни, неисполнение обещаний, предательство, а также ревность, зависть, желание зла, злопамятность, злорадство. Некоторые грехи против ближних человек совершает при помощи языка. Апостол говорит: «Язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» ( Иак 3:8, 9 ). Грехами являются не только проклятие, высказываемое в отношении другого человека, но и вообще злословие, в том числе брань и сквернословие. «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» ( Иак 3:14–16 ). Все виды посягательства на чужое имущество (личное и общественное) являются грехами против ближних. Незаконное присвоение собственности другого может быть как непосредственным — воровство, хищение, грабеж, — так и опосредованным: мошенничество, присвоение краденого. Также грехом против этой заповеди является невыполнение человеком своих обязательств: неотдача долга, удержание платы работникам, неуплата налогов. Присваивая чужое, человек не только совершает несправедливость по отношению к другому, но и вредит своей душе, так как считает благом не любовь к ближним и общение с ними, а само владение вещами и их употребление. Священное Писание напоминает тем, «кто алчет чужого добра», что «оно отнимает жизнь у завладевшего им» ( Притч 1:19 ). Все блага, которыми пользуются люди, в конечном счете, являются даром Божиим, и христиане призваны не только воздерживаться от хищения, но, наоборот, добровольно уделять часть своего достояния нуждающимся. По слову святителя Тихона Задонского , «вор не только тот, кто похищает чужое имущество, но и тот, кто в сердце своем уже желает этого; также и тот, кто не крадет чужого, но и от своего не дает по скупости бедствующему, — вор, потому что добро, которое Бог дал ему, не для него

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

И вот: подобно тому как они, предавши стадо Мое диаволу и ангелам его, ограбили людей Моих и совершенно лишили их всякой красоты и благоприличия покрывавшей их кожи, а кости и плоть бросили в кипящий котел, который распалил царь Ассирийский; так и сами они, когда приидет день мщения, возопиют ко Господу и не будут услышаны, так как и сами не слышали просящих; и прострут руки свои ко Господу, и Бог отвратит лице Свое от них, так как и сами они отвращали свое лице от тех, которые умоляли их. И все это безъизьятия претерпят они, так как крайне нечестиво поступали они в делах и похотях своих: не царями были они, а тиранами, не вождями, а львами, не учителями для учеников, а волками для овец; и насыщались они плотию, и утолстели и [таким образом] приготовили из себя как бы самую тучную жертву для заклания и для [уготованного им] наказания от Господа. – До этого места [речь шла] против нечестивых вождей. Следующие же слова направлены против лжепророков и нечестивейших лжеучителей, которые хитрою лестию обманывают народ Божий, обещая [ему] знание Св. Писания. Мих.3:5–8 .  Вот что говорит Господь о пророках, которые обманывают народ Мой, которые кусают зубами своими и проповедуют мир, и если кто не дает чего-нибудь во уста их, против того они объявляют священную войну: поэтому ночь будет вам вместо видения» [или: «разделения " ] «и мрак вместо предвещаний. И зайдет солнце над пророками, и день покроется мраком над ними, и приведены будут в смятение те, которые видят, видения, и придут в замешательство гадатели, и все покроют лица свои, потому что нет ответа от Бога. Я же исполнен силою Духа Господня, правдою и крепостию» [или: истиною], «чтобы возвестить Иакову преступление его и Израилю грех его». LXX: Вот что говорит Господь о пророках, которые обольщают народ Мой, и кусают зубами своими и проповедуют над ним мир и [он] не дан во уста их: они возбудили против него войну. Посему ночь будет для вас вместо видения [или: разделения] и мрак будет вам из [вашего] гадания; и зайдет солнце над пророками и помрачится над ними день, и придут в смятение сновидцы, и предсказатели будут предметом посмешища, и станут говорить против них все сии, потому что не будет никого, кто стал бы выслушивать их; разве только [когда] Я наполню силу в Духе Господнем, и правду и крепость, чтобы возвестить Иакову нечестия его, и Израилю грехи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010