П. Кондаков, «это было бедствие, неслыханное после взятия Иерусалима при Тите, и на этот раз непоправимое: для этого города уже не было потом эры, подобной временам Константина… отныне город и его здания приходят в упадок, со ступеньки на ступеньку… Персидское нашествие разом снесло наносную, искусственную греко-римскую культуру Палестины, разорило земледелие, обезлюдило города, уничтожило на время или навсегда монастыри и лавры, прекратило торговлю» ( Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 173–174; цит. по: Васильев. История Византийской Империи. Время до Крестовых походов. С. 268–269). Флорилегий (лат. florilegium – цветник) – сборник цитат из творений святых отцов и церковных писателей. Синаксарь. Жития святых Православной Церкви/Автор-составитель иеромонах Макарий Симоно-петрский. Т. II. М., 2011. С. 739–740. Bardy G. Antiochus//Dictionaire de Spiritualité. T. 1. P. 701; Χρ στου Παναγιτης Κ. Ελληνικ Πατρολογ α. Τμος Ε. Σ. 405. «Влияние Оригена и Евагрия прослеживается в течение VI века у духовных наставников Газы, а также у Маркиана Вифлеемского (ум. 492) – важной фигуры Палестинского монашества после Халкидона – предшественника Саввы и Феодосия как архимандрита монахов. Под именем Маркиана сохранилось краткое переложение Евагриевского трактата “О молитве”, в котором автор упоминает о практическом характере этого труда, но ведущем его к гностической цели монашеской жизни. Этот труд продолжает быть читаем несмотря на анафему его автору; так, мы находим следы вышеупомянутого краткого переложения в “Пандектах” Антиоха Савваита, написанных в первой декаде VII века» (Perrone Lorenzo. Palestinian monasticism. The Bible and Theology//The Sabbaite heritage in The Orthodox Church from the fifth century to the present. Orientalia Lovaniensia analecta, 98. Leuven, 2001. P. 248). Patrology. The Eastern Fathers from The Council of Chalkedon (451) to St. John of Damascus (750)/Ed. by A. Berardino. Cambridge, 2006. P. 300. Αντιχου εκ της Γαλατ ας Μοναχο της Λαρας του αγ ου Σββα Πανδκτες των Θεπνευστων Αγ ων Γραφν.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

414 Сам по себе этот факт ни о чем не говорит. Сходные случаи встречаются в других агиографических источниках и могут быть т. наз. «топосом». Но, если учитывать другие сведения (уровень образования Феоны, например), то данное сообщение нельзя целиком отнести к агиографическому клише. 416 Точнее с разночтениями – Σακκας (σακκοφρος, σακκοφορν) [Festugière, 1964. P. 106]. Фестюжьер предполагает, что речь может идти о монахе Аполлонии Фиваидском, однако не объясняет о каком. Если об авве Аполлоне из Бауит – то нет сведений, что он был казнен. 417 Οτος ρχιλστς πρτον κα νεκροτφος (cap. 10,3)/lalronum maximus et sepulcrorum violator (cap. 9, 2:1). Ранее предполагалось, что под термином νεκροτφος следует понимать «осквернителя могил» или «могильного вора», что нашло свое отражение и в русском переводе: «он был главарем разбойников, грабил могилы» [История египетских монахов. С. 47]. Однако Ж. Гаску в своей статье указал на то, что тер­мин νεκροτφος в Египте означал специалиста по погребальным приготовлениям, возможно, могильщика или человека, сопровождающего труп, а латинский пере­водчик просто не понял смысл греческого термина, сделав его «осквернителем» [Gascou, 1992. Р. 110]. О функциях νεκροτφος в греко-римское время см. также Derda, 1991. Р. 26–31. Интересно, что последнее упоминание о νεκροτφος в доку­ментальных источниках содержится в византийском папирусе VI в. и, как указывает Т. Дерда, там они являются ответственными за всю погребальную церемонию. 418 В греческой и латинской версиях есть разночтение: то, что многие (plurimque) из крестьян остались с Аполлонием написано у Руфина (plurimi vero ex ipsis cum ipso permanserunt et etiam nunc in monasteriis degunt – cap. 7,7:8). В греческой же версии сказано, что они и доныне живут «в монастырях», безотносительно к авве Аполлону (πολλο δ ατν μχρι νν ν τος μοναστηροις διγουσιν – сар. 8, 29). В каком смысле понимать в данном случае слово «монастырь» не совсем ясно. 419 Лат.: «Многие ... присоединили себя к его ученикам, начали следовать за ним (и многие, ставши его учениками, последовали за ним)» (junxerunt se ei discipulos et sequi cum coeperunt – сар. 9,4:5)/греч.: «Некоторые из них остались с ним, учась» (παρμεινν δ ατ τινες ξ ατν μαθητεοντες – cap. 10, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ [Никита Марониец; греч. Νικτας το Μαρωνεας], митр. Фессалоникийский (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений. О происхождении и времени рождения Н. М. ничего не известно. Достоверно ему атрибутируются 6 догматико-полемических сочинений, к-рые направлены против учения Западной Церкви о двойном исхождении Св. Духа (см. Filioque); как автора Н. М. упоминает Георгий Пахимер ( Georg. Pachym. Hist. VI 23; VII 9), согласно к-рому Н. М. был сначала хартофилаксом Великой ц. в К-поле, а затем стал митрополитом Фессалоники. Пахимер называет его το Μαρωνεας Νικτας, что означает близкого родственника (вероятно, племянника) архиепископа Маронии; так же Н. М. назван в пометках на полях рукописей Ath. Laur. gr. 37 (XIV в.) и Alexandr. Patr. 157 (167) (XV в.). Согласно актам К-польских Соборов, в нач. 1169 г. митрополитом Фессалоникийским был Константин. Это дает основание относить вступление Н. М. на кафедру либо к предшествующему периоду (в пределах 60-х гг. XII в.), либо уже к кон. 60-х - нач. 70-х гг. XII в. М. Жюжи полагал, что Н. М. тождествен митр. Фессалоникийскому Никите, упомянутому под 2 авг. 1133 г. в рукописи Paris. gr. 243; с данной т. зр. был согласен А. П. Каждан . Жюжи, опираясь на синодик Фессалоникийской митрополии (1439), согласно которому между этим Никитой и Василием, занимавшим кафедру в 1155 г., сменилось еще 3 митрополита, отнес кончину Н. М. ко времени до 1145 г. Соответственно исследователь отверг отождествление Н. М. с архиеп. Маронии Никитой, поскольку тот упоминается в деяниях К-польских Соборов слишком поздно - в 1166 и 1171 гг. ( Jugie. 1927. P. 414-415). Однако Нил Кавасила , митр. Фессалоники (1-я пол. XIV в.), относил деятельность Н. М. к периоду правления имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Кроме того, в своих произведениях Н. М. обращался к вопросу о значении слов Христа «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28), которые стали в Византии предметом споров именно в сер. 60-х гг. XII в. (Dialogus 2//Bessarione. 1912. Vol. 28. P. 94, 96-97; Dialogus 6// Giorgetti. 1965. P. 360-363). Н. М. прямо выражает т. зр., которую в 1166 г. отстаивал зап. богослов и дипломат Гуго Этериан и которая была поддержана имп. Мануилом. Согласно этой т. зр., Отец больше Сына как причина, однако равен Ему по божеству. Отцы Собора 1166 г., напротив, отнесли слова Господа к Его человеческой природе (PG. 140. Col. 236-252), хотя и не осудили другие мнения (подробнее см. в ст. Димитрий Лампский ). При этом Собор 1170 г. одобрил оба толкования, которые и были представлены в сочинениях Н. М. В подобном развитии взглядов полемиста легко усмотреть отражение церковных решений, принятых Соборами того времени.

http://pravenc.ru/text/2565410.html

Фома Славянин – организатор мятежа в Малой Азии против императорской власти. Был коронован как василевс Патриархом Антиохии, которая в то время находилась на территории арабов. В 821 г. осадил Константинополь, но потерпел поражение из-за появления войск болгарского хана Омортага, пришедших на помощь василевсу Михаилу II (820–829 гг.). Это был конец народного восстания, причинами которого стали социальные, религиозные и этнические противоречия. Ф. С. был схвачен и казнен в 823 г. Фоникон – один из видов судебных пошлин, штраф, взимаемый за убийство. Форос (фора) – византийское наименование форума, большой городской площади города (иногда синоним агоры или платеи). Фортида – грузовой корабль, служил для перевозки продовольствия и снаряжения. Форум – площадь в греко-римском городе, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки и совершался суд. См.: форос, агора. Фосат (фоссат) – от лат. fossa – ров; 1) вторая (кроме апликта) разновидность военного лагеря, площадь, занятая расположившейся на стоянку византийской армией безотносительно того, была ли она окружена рвом – тафосом, хандаком или нет. Ф. был рассчитан на ограниченный срок пребывания в нем определенной, иногда весьма небольшой части армии и предполагал использование более простого, облегченного варианта оборонительных средств и инженерных сооружений; 2) собственно армия; 3) воинская часть (с IX в.). Фосс (Foss) Клайв – известный американский археолог и византинист последней трети ХХ в., исследователь ранневизантийских городов в Малой Азии. Фотий – Патриарх Константинополя (858–867, 877–886 гг), крупный византийский политический и церковный деятель, эрудит, энциклопедически образованный человек, приверженец культуры античности. Происходил из знатной константинопольской семьи, пострадавшей во времена иконоборства. По линии своей жены имел отдаленное родство с василевсом Михаилом III (842–867 гг.). Написал обширное собрание заметок о прочитанных книгах (Миробиблон), словарь, собрание мудрых высказываний. Оказал очень большое влияние на работу по составлению кодексов канонического права. Считается идеологом византийской аристократии и ярым противником союза с папским Римом. Отстраненный второй раз от патриаршества (в пользу Стефана, младшего брата василевса Льва VI Мудрого), ушел в удаленный монастырь, где и умер в безвестности несколько лет спустя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Префект и ходатай истца обмениваются с папой целованием мира. Далее месса продолжается в обычном порядке. По существующему обычаю, Евангелие читается на лат. и греч. языках. Восточные католические Церкви пребывающие в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, могут инициировать процесс К. своих членов в соответствии с общими правилами, действующими в Римско-католической Церкви. Томас Кранмер, архиеп. Кентерберийский. 1545 г. Худож. Г. Фликке (Национальная портретная галерея, Лондон) Томас Кранмер, архиеп. Кентерберийский. 1545 г. Худож. Г. Фликке (Национальная портретная галерея, Лондон) Самой древней офиц. К., состоявшейся в этих Церквах, следует считать К. архиеп. Иосафата Кунцевича († 1623), принадлежавшего к Украинской греко-католической Церкви. В 1643 г. папа Урбан VIII провозгласил его блаженным, папа Пий IX в 1867 г. причислил его к лику святых, объявив покровителем России и Польши. В 1996 г., во время визита папы Иоанна Павла II в Польшу, состоялась беатификация 13 мучеников из с. Пратулина, расстрелянных 24 янв. 1874 г. солдатами царской армии за отказ перейти в Православие. 27 июня 2001 г., во время визита папы Иоанна Павла II на Украину, была совершена беатификация 28 грекокатоликов, пострадавших на территории Украины в годы советской власти. В Маронитской католической Церкви помимо почитаемых с древности прп. Марона Пустынника (кон. IV - нач. V в.) и Иоанна Марона († ок. 707), первого маронитского патриарха Антиохии, в Новейшее время были канонизированы папами Павлом VI и Иоанном Павлом II: мон. Шарбель (Сарбелий) Махлуф († 1898) (беатификация - 5 дек. 1965, К.- 9 окт. 1977); мон. Рафка Пьетра Хобок ар-Райес († 1914) (беатификация - 17 нояб. 1985, К.- 10 июня 2001); свящ. и мон. Ниматулла Кассаб аль-Хардини († 1858) (беатификация - 10 мая 1998, К.- 16 мая 2004). В Сиро-Маланкарской католической Церкви известен один случай К.- католикоса Моран Мар Василия Ялду († 1685), к-рый был канонизирован в 1947 г. католикосом Геваргезе II (1928-1964). В Сиро-Малабарской католической Церкви имели место 3 беатификации и одна К.: свящ. и мон. Куриакоса Элиаса Чавары († 1871, беатификация - 8 февр. 1986 папой Иоанном Павлом II); свящ. Августина Тхеварпарампила († 1973, беатификация - 30 апр. 2006 папой Бенедиктом XVI); мон. Альфонса Муттатхупадатху († 1946, беатификация - 8 февр. 1986, К.- 12 окт. 2008). Почитание и К. святых в протестантских церквах и деноминациях

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Предисловие к Служебнику с упоминанием поездки Арсения (Суханова) на Афон. М., 1655. С. 30–31 Предисловие к Служебнику с упоминанием поездки Арсения (Суханова) на Афон. М., 1655. С. 30–31 Всего А. отобрал 498 книг. Наибольшее число - 158 рукописей и 5 печатных книг - в Иверском мон-ре, в Ватопедском мон-ре он выбрал 64 рукописи, в лавре св. Афанасия - 61. Древнейшими из привезенных А. греч. рукописей являются: пергаменный лист с отрывком из Посланий ап. Павла (VI в.), 30 Слов Григория Богослова (975), списки Евангелий (IX-XII вв.), Апостола (XI-XIV вв.), Номоканон Патриарха Фотия (XI в.), Минеи служебные и Минеи Четьи (XII-XVI вв.), творения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Сирина (XIV-XV вв.), церковная история Евсевия Кесарийского (XII-XIII вв.), сборники догматико-полемических сочинений (XIV в.). А. привез также значительное число греч. рукописей светского содержания, по-видимому предназначавшихся для греко-лат. школы: «Труды и дни» Гесиода (XV и XVI вв.), «Илиаду» и «Одиссею» Гомера (XIII, XV и XVI вв.), сочинения Аристотеля (XV-XVII вв.), Демосфена (XV и XVI вв.), Феокрита (XV в.), Аристофана (XVII в.), трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида (XV и XVI вв.), «Описание Греции» Павсания (XVI в.), «Географию» Страбона (XV в.), медицинские трактаты Галена (XV и XVI вв.), Диоскорида (XVII в.), Орибасия (XVI в.). Помимо греч. рукописей и изданий в серб. афонских мон-рях Хиландарском и св. Павла А. приобрел небольшое (ок. 30 томов), но исключительно ценное собрание слав. (преимущественно болг. и серб.) рукописей XIII-XVI вв., в т. ч. 3 пергаменные. Среди них - древнейшие списки Шестоднева Иоанна Экзарха (ГИМ. Син. 345 - серб. список 1263 г. с болг. оригинала), «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и «Исповедания православной веры» Кирилла (Константина) Философа (РНБ. F. I. 376 - болг. сборник, переписанный иером. Лаврентием в 1348 для царя Иоанна Александра), Хроники Константина Манассии (ГИМ. Син. 38 - болг. рукопись, переписанная попом Филиппом в 1345 также для царя Иоанна Александра).

http://pravenc.ru/text/Арсений ...

1 De republ. I, 4. 2 Augustin. De civitate Dei, VI, 5. 3 Origenis. Contra Celsum. V, 37. 4 Лактанций. Божеств, установления, V, 20. 5 Тертуллиан. Апология, гл. 28. 6 Он же. Послание к Скапуле, гл. 2. 7 Он же. Апология, гл. 24. 8 Кроме Неандера эту мысль встречаем у Маассена в брошюре: Uber die Griinde des Kampfes zwisch. dem heindnischrom. Staat und dem Christenthum. S. 7. Wien. 9 Буассье. Римская религия от Августа до Антонинов. Перевод с фр. М., 1878. С. 60—61. 10 Там же. С. 258—260. 11 Неандер. Allgemeint Geschichte der christl. Religion und Kirche. Aufl. 3-te. Gotha, 1856. Band I, S. 48. 12 Hausrath. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Aufl. 2-te. Heidelderg, 1875 Theil 2. S. 12. 85. 13 Ciceronis. De leg. II, 8 (Никто не должен иметь богов отдельно для себя и не должен поклоняться частным образом новым или чужеземным богам, если они не признаны государством); Тертуллиан. Апология, гл. 5. 14 Буассье. Ук. соч. С. 318—319. 15 Евсевий. Церковная история. VII, 11. 16 Tacit. Annal. lib. XI, 15; lib. II, 85. 17 Бердников. Государственное положение религии в Римской империи/Прав, собеседн. 1881. Т. I. С. 225—226. 18 Буассье. Ук. соч. С. 27, 125—127. 19 Там же. 144. 20 Там же. 140. 21 Tacit. Annal. XVI, 28—35. 22 Orig. Cont. Celsum. VII, 63 et 67. 23 Тертуллиан. Апология, гл. 45. 24 Бердников. Ук. соч. С. 211—212. 25 Hausrath. Op. cit. Bd. II. S. 84. 26 Ibid. S. 86. 27 Бердников. Ук. соч. С. 227—224. 28 Hausrath. Op. cit. Bd. II. S. 119—122; Neander. Ibid. S. 43. 29 Бердников. Ук. соч. С. 228—31, 234. 30 Orig. С. Celsum. V, 25. 31 Genus tertium («третий род» — лат.) означает кастратов, евнухов, т.е. ни мужчины, ни женщины, а что-то среднее между теми и другими, как древние представляли себе евнухов. 32 Минуций Феликс. Октавий, гл. 10. 33 Orig. С. Celsum. VIII, 72. 34 Тертуллиан. Об идолопоклонстве, гл. 15. 35 На такие случае указывает Тертуллиан в сочинении De corona militis; См. также: Минуций Феликс. Октавий, гл. 12. 36 Tertulliani. De praescriptionibus adv. omnes haereses, cap. 7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

Если на это возразят, что эти общины были церковными общинами, а следовательно, учение об их устройстве и организации было учением о Церкви в его канонической области, а не учением о человеческом обществе вообще, – то в этом возражении заключается ответ на вопрос о социальном учении христианства в первый и последующие века. Учение о Церкви и есть социальное учение христианства. Церковь есть богочеловеческий, а следовательно, и общественный организм. Единственное учение об обществе, которое может и должно иметь христианство , есть учение о Церкви. Христианский социальный идеал есть идеал церковный. Этим жило христианство первых трех веков, не имея нужды заимствовать существовавших в то время социальных форм римского государства, ни каких бы то ни было социальных идеалов того времени, вроде «Республики» Платона. Христианство тогда делало то, что было забыто впоследствии, что еще до настоящего времени забыто: оно творило свою социальную жизнь на основе своего идеала и творило ее не вне себя, а внутри. Внутри старого, но еще полного жизни, блеска и славы греко-римского мира возникал другой мир, такой странный и такой ему чуждый. Борьба христианства и Pax romana («Римского мира» (лат.), здесь – Римской империи. – Ред.) не была только противоборством двух культур – античной и той новой, которую несло христианство, а было противоборством двух миров – природно-эмпирического и благодатного, Церкви и мира. Начиная с IV века уже почти что были забыты самые трагические слова, которые когда-либо были сказаны на земле и которые так до боли ясно поняло христианство первых веков: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» ( Мф 10: 34–35 ). Человек не мог долго вынести этого предельного, до ужаса доходящего трагизма, когда живой человеческий организм рассекает меч, когда он отсекает все самое дорогое, самое любимое – семью, общество, государство. «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется. Две мелющих в жерновах: одна берется, а другая оставляется» ( Мф 24: 40–41 ). В Византии на эти слова ответили, что государство есть Церковь , а на Западе – что Церковь есть государство. Но и там и здесь пришли к одному: к смешению государства и Церкви, эмпирического природного порядка и благодатного. Самое страшное в том, что это было смешением истины и лжи. Поистине

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Мореном и Р. Бартом). 114. доказательство для уличения, улика (греч.). 115. не предчувствовал вкуса и сочности… — игра слов, широко распространенная во французской традиции: saveur — сочность; savoir— ученость, или знать, ведать. 116. распознавания, различения (лат.). 117. Лк. 23:34. 118. прощать (греч.). 119. не ведают (греч.). 120. Деян. 3:17. 121. по неведению сделали (греч.). 122. сознательном выборе, своей воле (греч.) — термин из «Никомаховой этики» (см., например: Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 99—191). 123. двусмысленность, сомнительность (греч.). 124. в равносильности (греч.). 125. природы предвосхищающей (лат.). 126. совершение греха (лат.). 127. докса (греч. δξα) — мнение; видимость; недостоверное суждение. 128. этология (греч.) — наука о поведении. 129. Мишле Жюль (1798—1874) — французский писатель и историк. «Библия человечества» (1864). 130. киренаики (по названию греко–египетского города Кирены)—философская школа, основанная Аристиппом, учеником софиста Протагора. Некоторые киренаики (Эвгемер) отрицали существование богов. Влияние этой школы испытывали эпикурейцы и французские материалисты XVIII в. 131. Гегесий Киренский (IV—III вв. до н. э.) — по прозвищу «пейститанатос» — то есть «проповедник смерти». Представитель крайнего крыла киренаиков, проповедовал самоубийство, поскольку жизнь, по его мнению, недостойна того, чтобы жить. Считал, что в мире не существует никакого блага. 132. симбиоз сомы и психеи… — сома (греч.) — тело; психея (греч.)—душа; амфибия (греч.)—двоякоживущий; здесь: живущий двоякой жизнью. 133. признак себя и лжи (лат.). «Истина — пробный камень самой себя и лжи» — фраза из «Этики» Спинозы (см.: Словарь латинских крылатых слов. М., 1988. С. 846). 134. «Вижу и одобряю лучшее, а следую худшему» (лат.). Овидий. Метаморфозы, VII, 20—21 (Словарь латинских крылатых слов. С. 853). 135. «Вижу и одобряю» (лат.). 136. следовать (лат.). 137. худшему следую (лат.). 138. одобряю (лат.). 139. следую (лат.). 140. Имеется в виду диалог Платона «Государство» (см.: Платон.

http://predanie.ru/book/218985-proscheni...

191-322). Англ. пер. с немецкого: Pfotenhauer Th. C. Islam in the Crucible: Can it Pass the Test? New Haven, 2002; Refutation of the Koran/Transl. L. Ensis. [S. l.], 2010. 5. Бернард Ги (Bernardus Guidonis [Gui], ум. 1331). «О рождении, жизни, кончине и деяниях св. Фомы Аквинского» (Legenda s. Thomae de Aquino de ortu, vita et obitu ac gestis eius). Издание лат. оригинала: Fontes vitae S. Thomae Aquinatis, notis historicis et criticis illustrati. Fasc. 3: Vita S. Thomae Aquinatis auctore Bernardo Guidonis/Ed. D. M. Prümmer. Tolosae, 1927. P. 216-222, 259-263. (Documents inédits publiés par la Revue Thomiste; 3). К. перевел лишь гл. 53-54 (De numero et nominibus librorum et tractatuum sancti Thomae doctoris; Τ συγγραφντα παντα πονματα παρ το σοφωττου Θωμ...), где содержится перечень сочинений Фомы Аквинского. По мнению Димитракопулоса, перевод выполнен, вероятно, в авг. 1365 г. ( Demetracopoulos J. A. Demetrius Cydones " Translation of Bernardus Guidonis " List of Thomas Aquinas " Writings and the Historical Roots of Byzantine Thomism//1308: Eine Topographie historischer Gleichzeitigkeit/Hrsg. v. A. Speer, D. Wirmer. B.; N. Y., 2010. P. 829-884; здесь: p. 847). Издание греч. пер. (по одной рукописи - автографу К. в Marc. gr. II, 2 (1012). Fol. 117v - 118v): Demetracopoulos. 2010. P. 851-858 (приложен греко-лат. индекс.: P. 858-881). 6. «Исповедание веры имп. Иоанна Палеолога» (Professio fidei catholicae ab Ioanne imperatore Graecorum Romae apud papam facta). Лат. текст и греч. пер. составлены К. (quam ipse dominus Demitrius ex ipsa scriptura latina in grecam litteram se asseruit transtulisse// Mercati. 1931. P. 147). Текст сохранился в 2 редакциях. 1) Редакция 10 окт. 1369 г.: Leonis Allatii De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione libri tres, ejusdem dissertationes De dominicis et hebdomadibus Graecorum, et De missa praesanctificatorum, cum Bartholdi Nihusii ad hanc annotationibus de communione orientalium sub specie unica. Coloniae Agrippinae, 1648. Col. 843-848 (греч.), 848-852 (лат.) (=PG. 154. Col. 1297-1308); Monumenta spectantia ad unionem Ecclesiarum Graecae et Romanae, maiorem partem e sanctioribus Vaticani tabulariis/Ed. A. Theiner, F. Miklosich. Vindobonae, 1872. P. 38-39 (лат.), 41-43 (греч.). 2) Редакция 18 окт. 1369 г.: изд. Ламброс (Νος Ελληνομνμων. 1914. Τ. 11. Σ. 241-254 (лат. и греч.: p. 241-249; после с. 240 на табл. 5 фотокопия греческого оригинала - автограф К.; собственноручная подпись императора воспроизведена на табл. 6 после с. 254); Vasiliev A. A. Il viaggio di Giovanni V Paleologo in Italia e l " unione di Roma//SBN. 1931. Vol. 3. P. 153-192 (лат. текст: P. 180-183).

http://pravenc.ru/text/1684325.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010