и Вост. Европе путем демократического и ненасильственного сопротивления. 5 февр. 1991 г. И. П. принял в Ватикане Валенсу в качестве Президента Польши (с 25 дек. 1990). С 1 по 9 июня 1991 г. папа совершил 4-ю поездку в Польшу, целью к-рой был призыв к построению демократии на основе католич. социального учения. 8 июня на встрече с депутатами сената и сейма Польши И. П. поддержал инициативу принятия закона о запрещении абортов, что вызвало недовольство у мн. поляков, воспринявших это как вмешательство Церкви в светское устройство гос-ва и личную свободу граждан. Критика папой нравственного несовершенства основ зап. демократии и позиция польск. католич. епископата, требовавшего законодательного запрещения абортов и введения обязательного религ. воспитания в школах, привели в 90-х гг. ХХ в. к росту антиклерикальных настроений. Многочисленные выступления против конкордата между Папским престолом и Польшей (28 июля 1993) повлияли на задержку его ратификации сеймом (8 янв. 1998), состоявшейся лишь после переговоров И. П. с Президентом Польши А. Квасьневским во время визита в Ватикан (7 апр. 1997) и 5-го папского визита в Польшу (31 мая - 10 июня 1997). 23 февр. того же года И. П. и Квасьневский подписали ратифицированные документы о конкордате. В выступлении перед сеймом Польши 11 июня 1999 г. И. П. вновь призвал польск. политиков к соблюдению христ. нравственных основ в законодательной защите прав человека и приветствовал заключительную стадию интеграции Польши в Евросоюз. В. В. Тюшагин СССР Избрание на Папский престола поляка вызвало обеспокоенность советского руководства; в кон. 1978 г. специальная комиссия ЦК КПСС пришла к выводу, что оно может привести к дестабилизации внутреннего положения в странах Варшавского договора с доминирующим католич. населением, а на Зап. Украине - способствовать росту национализма, связанного с Украинской греко-католической Церковью (УГКЦ). 24 янв. 1979 г. папа встретился с министром иностранных дел СССР А. А. Громыко, указав ему на несоблюдение принципов свободы совести в Советском Союзе. Борьба за права человека сблизила позиции И. П. и советских диссидентов; в 1985 г. папа по дипломатическим каналам оказывал поддержку в получении Е. Г. Боннэр разрешения на выезд в США. В февр. 1989 г. И. П. принял академика А. Д. Сахарова и Боннэр в Ватикане, одобрив их планы по возвращению к политической и правозащитной деятельности в СССР.

http://pravenc.ru/text/471418.html

санктуариев на укр. землях с Бердичевской иконой Божией Матери, здесь же жили многочисленные бывш. униаты, записавшиеся православными, но обращавшиеся за исполнением треб к римо-католич. духовенству. Хотя уния в зап. и юж. уездах Киевской губ. в 1839-1840 гг. была ликвидирована, там продолжалась экспансия католичества лат. обряда, преимущественно среди бывш. униатов. В целях окончательного искоренения пережитков униатства в 40-х гг. XIX в. в бывш. греко-католич. храмах Киевщины массово изымалась униат. лит-ра, в т. ч. богослужебная (к 1852 в К. е. было собрано 540 униат. книг, старейшая из к-рых датировалась 1605). Отношения православных с католиками в Киевской губ. были сложными. Стремясь защитить православное духовенство от помещиков-католиков, митр. Филарет в письме к обер-прокурору Синода в 1851 г. указывал, что шляхтичи не должны принуждать правосл. священников вести деловую переписку на польском языке. В 1862 г. митр. Арсений (Москвин) посетил Радомысльский у. и констатировал, что во внутреннем убранстве храмов сохраняются униат. особенности, «следы католических образований в иконах и иконостасах», потому что духовенство не имеет средств на их замену православными. Влияние католичества на Киевщине немного уменьшилось после 3-го польск. восстания 1863 г., в борьбе с к-рым отличились 44 священника К. е., удостоенные за это гос. наград. Однако и после подавления восстания и последовавшего за ним упразднения в юго-зап. губерниях ряда католич. мон-рей католицизм сохранял сильные позиции на Киевщине. При митр. Филарете совершенствовались органы епархиального управления, окончательно сложился аппарат Киевской духовной консистории. Киевская консистория (до 1832 дикастерия) включала присутственное место и канцелярию с протокольным столом, в функции которого входило решение общеепархиальных дел. Хотя еще в 1828 г. синодальным указом часть дел, проходивших через канцелярию, рекомендовалось передавать в ведение присутственных мест, в К. е. это не выполнялось. В ходе реформирования консистории в 1838 г.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

1743) подтвердили автономный статус Трансильвании. Религ. политика имп. Леопольда I, следовавшая идеалу католич. униформизации империи и фактически подтверждавшая стремление Вены за стратегией Рима, направленной на восстановление христ. единства посредством притягивания правосл. Церквей Центр. и Юго-Вост. Европы, облегчала трансильванским румынам вхождение в рамки конституционной системы княжества через смену вероисповедания. Осуществление этой миссии взяли на себя иезуиты, вернувшиеся в Трансильванию вместе с имп. армией в качестве военных священников. В грамоте императора от 16 февр. 1699 г. была провозглашена уния при неизменном сохранении обрядов и без признания главенства католич. вероучения, как это было предусмотрено решениями Ферраро-Флорентийского Собора (1439). Подчеркивалось, что в политическом и социальном плане правосл. клир при условии принятия унии будет иметь те же привилегии, что и католич. священники, имущество будет сохранено в неприкосновенности. Этот законодательный акт венского правительства встретил сопротивление со стороны светской знати и свободных крестьян правосл. вероисповедания, которое поддержала кальвинист. знать, недовольная тем, что император не выполнил своего обещания разрешить православным унию с любым признанным в империи вероисповеданием, а не только с католиками. Это недовольство румын по отношению к предписаниям имп. грамоты от 16 февр. 1699 г. об унии, касавшимся их материального и социального статусов, сделало возможными переговоры между правосл. митр. Трансильванским Афанасием (Ангелом) и кард. Л. К. фон Колоничем относительно принятия нового имперского законодательного акта, ставшего известным под названием Secunda Leopoldina (19 марта 1701). Его положения должны были пересмотреть программу предоставления прав и концессий Румынской греко-католической Церкви в Трансильвании. Так, согласно 3-му пункту, не только священники-униаты, но и крестьяне при переходе в унию «должны быть немедленно инкорпорированы в католическое сословие, пользующееся благами государства, поставлены под покров законодательства, не просто терпимые, как было до сих пор, а равные, как и остальные сыновья родины» ( Nilles.

http://pravenc.ru/text/2563184.html

Он видел их как в подчинении униатов Блудову в качестве министра внутренних дел и главноуправляющего иностранными исповеданиями, так и в том, что правосл. духовенство, не доверявшее униат. священноначалию, чрезмерной миссионерской активностью отталкивало большую часть униатов от Православия; и, наконец, в жестком противодействии со стороны лат. духовенства и поляков. Единственный выход из затруднения, по мнению И., заключался только в подчинении униат. Церкви обер-прокурору Синода. «Замедление,- делал вывод И.,- решительно обращается только в пользу Римлян, и, по всей вероятности, через некоторое время эта мера будет уже бесполезной и только подвергнет оное начальство (т. е. правительство.- Авт.) ответственности за неуспех дела, предыдущими обстоятельствами приготовленный» (Записки. 1883. Т. 1. С. 717). Записка имела успех, и 1 янв. 1837 г. заведование униат. делами перешло в ведомство обер-прокурора Синода с одновременным подчинением Греко-униатской коллегии Сенату. Эта мера была половинчатой, но она давала надежду на согласованную координацию действий православного и греко-католического священноначалия. В июле 1837 г. по ходатайству Протасова архиеп. Смарагд был переведен из Полоцка на Могилёвскую кафедру. С его уходом из региона компактного проживания униатов частные присоединения практически прекратились, что устранило альтернативу воссоединительному проекту. Во 2-й пол. 30-х гг. XIX в. И. трудился над литургическим сближением униатов с православными, полагая это необходимым предварительным условием подчинения греко-католич. Высшего церковного управления Синоду. Его начинания в этом направлении в основном носили характер личной инициативы, поэтому он мог действовать только в пределах Литовской епархии. Белорусская, находившаяся под омофором митр. Булгака, была ему недоступна. Опираясь на постановление Греко-униатской коллегии (7 февр. 1834), И. в 1834-1837 гг. инициировал перестройку храмов согласно вост. традиции. Из церквей убирались органы (117), как боковые, так и центральные лат.

http://pravenc.ru/text/578547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБОЛЯ [польск. Bobola] Андрей (29 или 30.11.1591, дер. Страхоцина близ г. Санок, Польша - 16.05.1657, мест. Янов-Полесский, совр. г. Иваново Брестской обл., Белоруссия), св. католич. Церкви (пам. зап. 16 мая), иезуит. Происходил из средней шляхты, учился в иезуитской школе в г. Бранево (Вост. Пруссия). В 1611 г. в 12-летнем возрасте Б. вступил в новициат Общества Иисуса в Виленской иезуитской академии. По окончании новициата (1613) перешел на философский фак-т. В 1618-1622 гг. учился на богословском фак-те академии. 12 марта 1622 г. принял сан священника и был направлен в г. Несвиж, где стал префектом бурсы для молодежи из бедных семей. Местом его дальнейшей службы был определен костел св. Казимира в Вильно. В 1630-1633 гг. возглавлял иезуитскую миссию в Бобруйске. Под рук. Б. здесь был возведен первый каменный костел. В 1633-1636 гг. управлял Марианским об-вом учеников иезуитской школы в Плоцке. В 1636-1637 гг. был казначеем ордена в Варшаве. В 1637 г. переехал в Плоцк и в течение года исполнял обязанности префекта коллегиума иезуитов и казначея. В 1638-1642 гг. помощник ректора, казначей и директор иезуитской школы в г. Ломжа. В 1642 г. Б. был направлен в г. Пинск для обращения правосл. населения в католичество. Поддерживал сторонников Брестской унии . В связи с ухудшением состояния здоровья в 1646 г. он переехал в Вильно и 6 лет служил в костеле св. Казимира. Летом 1652 г. возвратился в Пинск, став казначеем в костеле св. Станислава. Во время пребывания на Полесье Б. активно проповедовал греко-католич. унию, чем вызвал нелюбовь к себе правосл. населения. В 1655 г. в Пинск вошли войска царя Алексея Михайловича , и Б. переехал в мест. Янов, где продолжил свою деятельность по обращению православных в католич. веру. Был убит жителями Янова. По преданию, причиной возмущения стала загадочная кончина уважаемого в Янове правосл. мещанина Захария Кробы и членов его семьи. Местные жители были убеждены, что они были отравлены Б., к-рый пытался представить смерть правосл. семейства как чудо. По подсказке местных жителей 16 мая 1657 г. Б. был пойман казаками Б. Хмельницкого и доставлен на центральную площадь для суда и публичной казни. Истерзанное тело Б. иезуиты переправили в Пинск и захоронили в склепе костела св. Станислава.

http://pravenc.ru/text/149413.html

Итоговый документ был принят на 4-м заседании в 1986 г. в Бари, его продолжение состоялось также в Бари в 1987 г. при участии тех членов комиссии, к-рые не смогли присутствовать на предыдущем обсуждении (представитель РПЦ не участвовал в заседаниях). Смешанная комиссия опубликовала документ «Вера, таинства и единство Церкви». Результатом 5-го заседания комиссии, проходившего в 1988 г. в Нововалаамском мон-ре (Финляндия) по теме «Таинство священства в таинственной структуре Церкви, в частности важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия», стало принятие документа с тем же названием. На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. отношения между правосл. и католич. Церквами осложнились из-за агрессивной деятельности греко-католич. церкви на Украине. В февр. 1990 г. в Москве Координационный комитет начал работу над документом «Экклезиологические и канонические следствия священнотаинственной природы Церкви», подготовленным Смешанной комиссией. По настоянию правосл. стороны обсуждение этой темы было прекращено из-за актуальности проблемы униатства. В результате по инициативе РПЦ, поддержанной всеми Поместными Православными Церквами, православно-католич. диалог был приостановлен. В принятом постановлении говорилось, что его возобновление возможно только после совместного изучения проблемы унии и успешного ее решения. В июне 1990 г. во Фрайзинге (ФРГ) участники 6-го заседания Смешанной комиссии выступили с заявлением, в к-ром говорилось, что «уния как метод там, где она применялась, не служила целям сближения Церквей. Напротив, она вызвала новые разделения. Создавшееся, т. о., положение явилось поводом для столкновений и несчастий, которые запечатлелись в исторической памяти обеих Церквей. Кроме того, и экклезиологические мотивы побуждают искать иных путей». В июне 1991 г. в Аричче (близ Рима) Координационным комитетом был выработан 1-й вариант совместного документа «Униатство как метод единения в прошлом и нынешний поиск полного общения», к-рый стал основой т. н.

http://pravenc.ru/text/171923.html

ч. и чисто внешними факторами попыток восстановить общение между Восточной и Западной Церквами, к-рые «привели к присоединению ряда общин к Римскому престолу и, как следствие, повлекли за собой разрыв общения со своими материнскими Церквами» (п. 8). В то же время признается, что В. к. Ц. «имеют все права и обязанности, связанные с принадлежностью к тому вероисповеданию, частью к-рого они являются» (п. 16), т. е. как часть Римско-католической Церкви они имеют полное право «существовать и действовать в соответствии с духовными потребностями своих членов» (п. 3). Однако пастырская деятельность Римско-католической Церкви и В. к. Ц., согласно Баламандскому документу, «не ставит более своей задачей переход верующих из одной Церкви в другую, т. е. не направлена теперь на прозелитизм среди православных», но лишь отвечает «на духовные запросы своих верующих» (п. 22). Несмотря на выраженное папой Иоанном Павлом II в письме К-польскому Патриарху Варфоломею I от 30 нояб. 1993 г. одобрение Баламандского документа, он был подвергнут резкой критике со стороны иерархов нек-рых В. к. Ц. и полностью отвергнут Румынской греко-католической Церковью. В то же время документ не получил утверждения со стороны ряда Поместных Церквей (Иерусалимской, Сербской, Болгарской, Элладской и Чехословацкой) и был неоднозначно воспринят частью правосл. верующих, недовольных использованием термина «Церкви-сестры» применительно к правосл. и католич. Церквам. Однако большинство правосл. Церквей рассматривают Фрайзингский и Баламандский документы как важный шаг в направлении упразднения униатства. 15-20 июня 1998 г. на заседании координационного комитета комиссии в Аричче по предложению правосл. стороны было принято «Заявление», в к-ром говорилось, что, несмотря на позиции Баламандского документа, «Православные Церкви не могут принять принцип существования Восточных католич. Церквей как отдельных церковных организмов, представляющих себя в качестве подлинных и канонических Церквей Востока... Однако Восточные католич.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТЕЛЬНИК Гавриил Федорович (15.06.1885, с. Руски-Крстур окр. Кула комитата Бач-Бодрог, Австро-Венгрия (ныне автономный край Воеводина, Сербия) - 20.09.1948, Львов), протопр., богослов; инициатор воссоединения укр. греко-католиков с Православной Церковью. Происходил из бачванских русинов, потомков переселенцев из Закарпатской Украины в обл. Бачка (в междуречье Дуная и низовий Тисы). Его родители были крестьянами среднего достатка, греко-католиками по вероисповеданию. Из 6 детей только Гавриил смог продолжить образование по окончании начальной венг. школы в Руски-Крстуре. В 1898 г. он поступил в хорват. гимназию в г. Винковци (обл. Славония), затем учился в Загребской хорват. гимназии (1900-1906). К. проявил исключительные способности в учебе, к этому же времени относится и начало его литературной деятельности. В 1904 г. в Жолкве (ныне Львовской обл.) в изд-ве монахов- василиан вышел 1-й поэтический сборник К. «Из моего села» (З мойого валала) на русинском диалекте. Эта книга считается 1-м литературным произведением бачванских русинов. В 1907 г. в Загребе был опубликован его 2-й поэтический сб.- «Романсы и баллады» (Romance i balade) на хорват. языке. Во время учебы в Загребе произошло знакомство К. с Православием, он иногда посещал серб. правосл. храм. В 1906 г. К. поступил в униатскую Загребскую ДС, где его успехи привлекли внимание ректора Дионисия Няради (впосл. епископ Крижевецкий, глава Хорватской греко-католической Церкви), также уроженца Руски-Крстура. Няради считал, что талантливый студент должен продолжить образование на Украине, поэтому он обратился к главе Львовской (Галицкой) архиепископии Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) митр. Андрею Шептицкому за содействием о переводе К. во Львов. Осенью 1907 г. К. продолжил обучение в униат. Львовской ДС. В 1910 г. его доклад «Шевченко с точки зрения религиозной этики» (Шевченко з peлiriйho-emuчhoro становища) был опубликован в приложении к епархиальному ж. «Нива». В 1911 г., по окончании семинарии, К. поступил на философский фак-т Львовского ун-та, где проучился один семестр, а затем продолжил обучение на фак-те католич. богословия Фрибурского ун-та (Швейцария). В 1913 г. он получил степень д-ра философии, богословия и права за соч. «Об основных принципах познания» (De principiis cognitionis fundamentalibus; на лат. языке). В том же году вернулся во Львов, женился на Э. Риттер фон Зарицкой (1891-1982), дочери директора Перемышльской гимназии; у них родилось 5 детей. Позднее К. признавался, что если бы не женитьба, то он, наверное, не стал бы жить в Галиции, к к-рой трудно привыкал.

http://pravenc.ru/text/2458863.html

11 апр. 1945 г. руководство УГКЦ - митр. И. Слипый и др. епископы - было арестовано НКГБ. К. было предложено возглавить движение за объединение с Православной Церковью. Главными причинами того, что он согласился на предложение властей, были искренняя убежденность в благе возвращения в Православие и беспокойство за судьбы Церкви и своей паствы. К этому времени К. переосмыслил свое отношение к националистическому движению, чему способствовали тяжелые последствия для населения Зап. Украины вооруженной борьбы националистов, а также семейная трагедия К. Его сыновья Ириней и Зенон после разгрома дивизии СС «Галичина» оказались в лагере для интернированных в Италии, а затем переехали в Англию; туда же эмигрировала и его дочь Кристина. В апр. 1945 г. К. написал: «Я был униатом и утратил достоинство пастыря, я был националистом и потерял достоинство человека, но этого мало. Национализм осиротил меня и мою жену. Мы стали несчастными родителями... В нашем крае нет семьи, которая бы не оплакивала какую-нибудь жертву национализма. Мы говорим национализму - довольно крови! Мы говорим унии - довольно позора!» 28 мая того же года К. вместе со священниками Михаилом Мельником и Антонием Пельвецким (впосл. архиереи РПЦ) известил Совнарком Украинской ССР об образовании под их руководством Инициативной группы по воссоединению греко-католич. Церкви с Православной Церковью. В тот же день была выпущена декларация «К греко-католическому духовенству западных областей Украины» с призывом о воссоединении с Православной Церковью. К. стал председателем Инициативной группы и вдохновителем движения за воссоединение униатов с Православием. 18 июня Инициативная группа получила признание со стороны гос. властей как единственный официально действующий временный орган управления УГКЦ. В кон. июля 1945 г. о присоединении к Инициативной группе объявили 340 униат. священников. Власти не были довольны медленным, на их взгляд, ходом воссоединения. На греко-католиков оказывалось адм. давление с целью побудить к переходу в Православие.

http://pravenc.ru/text/2458863.html

28 мая 1945 г. члены Инициативной группы прибыли в Киев для переговоров с представителями властей УССР. От их имени было составлено обращение «Ко всечестному греко-католическому духовенству в западных областях Украины», в котором говорилось о пагубности унии, подчеркивалось, что она «была придумана и осуществлена поляками как наиболее успешный и наиболее эффективный способ к уничтожению Руси». Инициативная группа констатировала, что УГКЦ в наст. момент лишена руководства и дезорганизована, поскольку ее иерархи «не сориентировались ни в политической, ни в церковной вновь возникшей ситуации». Поэтому члены группы взяли на себя задачу ликвидации унии и воссоединения с правосл. Церковью. В обращении говорилось: «Государственная власть будет признавать только нашу Инициативную группу, и никакой другой административной власти в Греко-Католической Церкви не будет». Процесс воссоединения предполагался постепенным: «...не следует думать о моментальном преобразовании нашей униатской Церкви в православную. Для этого необходимо время, чтобы сохранить личную честь священников, чтобы перевоспитать, переубедить последних, успокоить и подготовить верующих... чтобы было наименьше борьбы и трений (ибо жертвы в такой акции обременяют ее) и чтобы не создавать упорствующих». Инициативная группа обратилась в правительство УССР с просьбой о регистрации ее деятельности. 18 июня она получила согласованный с высшим партийно-советским руководством документ за подписью уполномоченного по делам РПЦ при правительстве УССР П. С. Ходченко. В нем группа признавалась временным адм. органом, наделенным правами руководить приходами УГКЦ в зап. областях Украины и проводить их воссоединение с РПЦ под контролем уполномоченных Совета по делам РПЦ при правительстве УССР и областных исполкомах. Вскоре Инициативная группа развернула активную деятельность во Львовской, в Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областях УССР. По благочиниям (деканатам) УГКЦ проводились конференции духовенства. Как правило, на них зачитывалось обращение Инициативной группы, затем был доклад по истории унии, после чего священникам предлагалось подписать прошение о присоединении к РПЦ. Тогда же обычно намечались кандидаты в делегаты буд. Собора униат. Церкви. В большинстве конференций принимал участие Г. Костельник, пользовавшийся авторитетом среди греко-католич. духовенства и мирян.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010