[итал. Archetti] Джованни Андреа (11.09.1731, Брешиа - 5.11.1805, Асколи-Пичено), кард.-еп., папский нунций в Варшаве. Учился в папском ун-те Сапиенца, в 1754 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права. Хотя только в 1775 г. А. стал священником, еще в 1756 г. он был назначен вице-легатом папы в Болонье, в 1775 г., имея титулярный сан еп. Халкидонского,- папским нунцием в Речи Посполитой. Прибыв в Варшаву, выступил против реформ, проводимых Комиссией народного образования, в частности против прекращения деятельности иезуитских колледжей и роспуска ордена Святого гроба , все имущество к-рого предполагалось передать Краковскому ун-ту. В 1783-1784 гг. А. находился с дипломатической миссией в С.-Петербурге с целью урегулирования церковных проблем на бывш. землях Речи Посполитой, отошедших к России после первого раздела страны при российской императрице Екатерине II Великой . Среди важнейших задач миссии были определение статуса униатской греко-католич. Церкви и вопрос о продолжении деятельности в России ордена иезуитов , распущенного в 1773 г. папой Климентом XIV . Итогом миссии стало образование Могилёвского католич. архиеп-ства (1783), объединившего католиков на всей территории Российской империи. Архиепископом был назначен Станислав Богуш-Сестренцевич , коадъютором - Я. Бениславский . Также было создано Полоцкое греко-католич. архиеп-ство, к-рое возглавил предложенный Екатериной II Ираклий Лисовский . Папский престол вынужден был утвердить измененную формулу присяги католич. епископов в России, из к-рой исключалась фраза о борьбе «против еретиков и схизматиков». В 1784 г. при содействии Екатерины II А. стал кардиналом. После возвращения в Рим он был назначен легатом Болоньи (1785), в 1795 г. стал епископом Асколи-Пичено. В дек. 1799 - марте 1800 г. А. участвовал в заседаниях конклава, избиравшего нового папу Римского Пия VII , затем был возведен в сан кардинала-епископа рим. ц. Санта-Сабина, сохранив за собой управление Асколи-Пичено. В 1805 г. он отказался от предложенной ему Наполеоном I епископской кафедры Брешии.

http://pravenc.ru/text/76078.html

В этой ситуации митр. А. Шептицкий надеялся на соглашение с руководством СССР. 17 авг. 1944 г. он обратился с благодарственным посланием в адрес И. В. Сталина , обещая «наше искреннее сотрудничество для расцвета государства теперь и на будущее». Также митр. А. Шептицкий отправил письмо председателю Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР И. В. Полянскому с предложением принять в Москве делегацию униат. духовенства для переговоров по урегулированию вопросов деятельности УГКЦ в Советском гос-ве. Высшее партийно-советское руководство с 1943 г. проводило политику предоставления религ. конфессиям определенных прав и возможностей для развития, но под строгим контролем гос. органов. В отношении униат. Церкви советские власти также первоначально склонялись к предоставлению ей легального статуса. В окт. 1944 г. Совет по делам религиозных культов инструктировал администрации западноукр. областей не препятствовать деятельности греко-католич. приходов и монастырей. Была сохранена в виде исключения благотворительная униат. больница во Львове, студенты греко-католич. духовных школ освобождались от призыва в армию. Ставший после кончины митр. А. Шептицкого 1 нояб. 1944 г. новым главой УГКЦ митр. Иосиф Слипый направил в дек. того же года в Москву делегацию во главе с архим. Климентием Шептицким (братом покойного митрополита). В Совете по делам религиозных культов членам делегации сообщили, что УГКЦ сможет действовать в СССР на тех же правах, что и др. конфессии: греко-католич. приходы получат офиц. регистрацию в местных органах власти, будут сохранены и униат. образовательные учреждения. Однако делегацию информировали, что советские власти ожидают от униат. Церкви действенной помощи в борьбе с укр. националистическими формированиями. Члены делегации уклонились от реальных обязательств по этому вопросу, кроме общих деклараций с осуждением насильственных действий националистов. Вскоре во Львове по инициативе властей состоялись новые переговоры с представителями УГКЦ. Вопрос легализации униат. Церкви был поставлен в зависимость от разоружения отрядов укр. националистов. Эти переговоры также окончились безрезультатно. Фактический отказ иерархии УГКЦ способствовать прекращению деятельности националистических формирований, к организации к-рых она имела непосредственное отношение, можно считать главной причиной отказа Советского гос-ва от соглашения с униат. Церковью. Первым серьезным актом, направленным на ужесточение политики в отношении УГКЦ, стало принятие в дек. 1944 г. на республиканской партийной конференции в Киеве резолюции «О недостатках партийной работы во Львове», после чего были арестованы неск. униат. священников за «отклонения от идеологического инструктажа для работников культа».

http://pravenc.ru/text/2561010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРБИЦКИЙ Михаил Михайлович (4.03.1815, с. Яворник-Руски (ныне в Подкарпатском воеводстве, Польша) - 7.12.1870, с. Млыны, там же), греко-католич. свящ., укр. композитор, хоровой дирижер. Начальное муз. образование получил в певческо-муз. школе при хоре греко-католич. кафедральной церкви в Пшемысле (1829-1833), обучался теории музыки и композиции у чеш. дирижера и композитора А. Нанке. В 1833 г. В. переехал во Львов, где учился в гимназии, а затем в греко-католич. ДС (1833-1842). Пел в церковных хорах Львова, работал дирижером и преподавателем пения в ДС. М. М. Вербицкий. Портрет. XIX в. М. М. Вербицкий. Портрет. XIX в. В 1846 г. возвратился в Пшемысль; находясь на службе в консистории, брал уроки у чеш. муз. теоретика и композитора Ф. Лоренца, к-рому впосл. посвятил свою мессу B-dur. После 1848 г. В. начал писать музыку к драматическим спектаклям. В 1850 г. экстерном закончил ДС и был рукоположен во священника. С 1856 г. служил в сельских приходах с. Млыны близ Яворова. В 60-х гг. В. сочинил более 20 музыкально-сценических произведений разных жанров, став фактически штатным композитором Львовского театра. Первые церковно-муз. соч. В. относятся, возможно, еще к гимназическому периоду: «Да исполнятся уста наша» (B-dur) и «Иже херувимы» (Es-dur). Впосл. были созданы в Пшемысле - Литургия (1847), 12 причастных стихов (не сохр.), в Млынах - «Тебе поем», «Иже херувимы», «Святый Боже» (автографы 6 и 12 апр. 1870). Духовно-муз. творчество В. было тесно связано с исполнительской практикой, чему во многом способствовала и деятельность В. в качестве дирижера хора Львовской ДС. В творчестве В. синтезированы традиции укр. церковного пения (стилевые особенности напевов Ирмологиона , партесного многоголосия), фольклора (прежде всего прикарпатского региона), городской муз. культуры (канты) с влиянием стиля Д. С. Бортнянского , а также раннеромантическими тенденциями западноевроп. музыки. Характерны поступенное мелодическое движение, ритмическая уравновешенность, структурная ясность, мелодизация фактуры в условиях выраженного гомофонно-гармонического склада. У Бортнянского В. заимствовал принцип контрастирования хорового tutti и ансамбля солистов, однако к жанру духовного концерта он не обращался, тяготея к хоровым миниатюрам.

http://pravenc.ru/text/150385.html

отношений с Ватиканом. В апр.-мае 1944 г. в СССР находился амер. католич. священник С. Орлеманский, к-рый был принят Сталиным и Молотовым, подтвердившими в ходе встречи готовность СССР к сотрудничеству с Ватиканом. Летом того же года советские войска освободили Львов. Вопреки зап. прогнозам репрессий в отношении католиков и униатов Зап. Украины не последовало и отношение к ним в целом со стороны властей оставалось терпимым. В свою очередь первоиерарх Украинской греко-католич. Церкви (УГКЦ) митр. Андрей Шептицкий направил ряд писем на имя Сталина и в адрес правительства СССР, в к-рых приветствовал освобождение Галиции от немецко-фашистских войск и просил об офиц. признании УГКЦ. В дек. 1944 г. Москву посетила делегация УГКЦ, к-рая выразила «приветствие и благодарность Советской власти, Красной Армии и ее Главнокомандующему товарищу Сталину» и заявила о стремлении участвовать в «устроении мирной жизни» на освобожденной территории Украины. Тогда же в Фонд Красного Креста от имени УГКЦ было внесено 100 тыс. р. В ходе переговоров в Совете по делам религ. культов униатам были даны гарантии «свободы действий» наравне с др. религ. орг-циями. Однако в связи с открытой поддержкой папой Пием XII курса США на создание Атлантического блока в противовес СССР и рядом заявлений папы, вновь осудившего коммунизм и «атеистический материализм», советское руководство отказалось от поиска компромисса с Ватиканом. С весны 1945 г. Ватикан характеризуется советскими гос. и партийными органами как «защитник фашизма», стремящийся к усилению своего влияния в послевоенном мире, а католич. и униатские общины в СССР стали рассматриваться как «агенты Ватикана». В Прибалтике и Белоруссии резко усилилось адм. давление на католич. приходы и мон-ри. Особо жесткие репрессивные меры были приняты со стороны властей в отношении УГКЦ, что было вызвано, помимо внешнеполитических факторов, открывшимися фактами сотрудничества униатского духовенства с нем. оккупантами во время войны и тесными контактами с группировками укр.

http://pravenc.ru/text/150063.html

идентичностью в пунктах 5 и 7 было оговорено создание функции auditor causarum generalis (лицо, рассматривающее вопросы общего или догматического характера с т. зр. канонического права), выполнение к-рой было доверено теологам-иезуитам. По представлениям кард. Л. К. фон Колонича, прикрепление к греко-католич. епископату канонического теолога для предоставления консультаций по Свящ. Писанию и каноническому праву соответствовало положениям IV Латеранского (1215) и Тридентского (XVI в.) Соборов, принятым в отношении лат. епископов. Secunda Leopoldina стала юридическим документом, на основе которого М.-К. пытался реализовать свой план укрепления униат. румын. Церкви в политической и конфессиональной системе монархии Габсбургов. Возглавив епископию в нач. 30-х гг. XVIII в., он осознал состояние неопределенности Румынской греко-католической Церкви, к-рая под упр. митр. Афанасия (Ангела), а затем Йоана Джурджу Патаки так и не стала ни национальной, ни католической. Такое положение было обусловлено в первую очередь сдержанностью со стороны православных иерархов в принятии 4 католич. догматов. Кроме того, оказывалось сопротивление иезуитскому контролю за униат. Церковью при помощи поставленного при униат. Церкви теолога; существование подобного института воспринималось как угроза латинизации и даже растворения униат. Церкви в католич. церковной системе. Вместе с тем можно констатировать, что в течение 30 лет после провозглашения унии австр. императорам так и не удалось осуществить реальную интеграцию румын в социально-политическую систему Трансильвании. Свое прагматическое видение реорганизации церковной жизни румын, согласно предписаниям актов имп. Леопольда I, М.-К. представил в 24 записках и петициях, переданных имп. Карлу VI и имп. Марии Терезии в 1732-1744 гг. Петиции М.-К. позволяют рассмотреть его истинную политическую программу, к-рая обосновывала согласно естественному праву существование самостоятельной валашской нации, имеющей право полноценно участвовать в политической жизни империи. Вместе с тем М.-К. апеллировал к исходным правам румын, принимал во внимание большую численность румын. населения в империи, вклад румын в финансовую поддержку гос-ва, приверженность католицизму и подчеркивал, что среди румын много образованных людей. Концепцию нации в политическом и адм. смысле он использовал, как это было характерно для его эпохи, двояко, без разграничений: он трактовал понятие нации, с одной стороны, с т. зр. средневек. права, как социальной группы, отличающейся от других наличием нек-рых привилегий; с другой стороны, в духе Нового времени - как общность людей, имеющую общий язык, религию и традиции.

http://pravenc.ru/text/2563184.html

После упразднения в 1875 г. Холмской греко-униат. епархии в ряде мест, прежде всего в Юж. Подляшье, сохранялась униат. оппозиция, тесно связанная с местным римско-католич. духовенством. Мн. бывш. униаты, формально присоединившиеся к православной Церкви, тайно ходили в римско-католические костелы. В 1905-1906 гг. свыше 200 тыс. бывш. униатов и их потомков (преимущественно украинцы) объявили себя католиками («калакуты»), их число с каждым годом росло. После образования в 1912 г. Холмской губ. массовый переход православных в католичество удалось остановить, с началом войны в 1914 г. римско-католич. экспансия возобновилась. Как правило, переход в лат. обряд предполагал и национальную ассимиляцию бывш. униатов. В 1914 г. митр. Андрей Шептицкий выступил с планом распространения унии в зап. губерниях Российской империи в условиях войны и с этой целью тайно рукоположил во епископа Луцкого Иосифа Боцяна, к-рому была поручена миссионерская деятельность на Волыни. В нач. 1918 г. польск. власти запретили его проживание в Луцке, после чего епископ был отправлен для работы среди православных на Холмщину. Он посетил Холм, Люблин, Грубешов, установил контакты с нек-рыми бывш. униат. священниками. 2 апр. 1918 г. Шептицкий возобновил униат. Холмскую епархию, назначив Боцяна ее временным администратором с местом пребывания в Люблине, после чего епископ начал добиваться передачи греко-католикам их бывш. собственности, в частности бывш. Турковицкого Покровского мон-ря василиан, захваченного римо-католиками в нач. 1918 г. в числе первых. В авг. 1918 г. в своем ответе Боцяну комиссия нем. оккупационных властей, созданная для разрешения споров между униатами и римо-католиками, признала необоснованными претензии униатов на бывш. правосл. храмы в мест. Щебрешин, селах Турковицы и Кособуды, а также на действовавший до 1875 г. мон-рь василиан в с. Радечница. В связи с тем, что до 1919 г. большинство правосл. духовенства Холмщины оставалось в эвакуации в соседних регионах Украины и Белоруссии, действия еп. Боцяна и сопровождавших его священников из Галиции имели определенный успех: им разрешали служить в недействующих правосл. церквах. В 1918-1919 гг. частыми были случаи перехода из латинства в вост. обряд «калакутов». Успешность галицких униатов, переход в униатство значительного числа римско-католич. верных вызывали недовольство польск. ксендзов, стремившихся не допускать священников-галичан в свои приходы. Конфликты между латинянами и униатами имели место в с. Дрелюв Люблинского у., в городах Бела (польск. Бяла-Подляска), Влодава и Щебржешин, селах Радечница, Липско и Суховоля Замостского у. (с нояб. 1918 повяты). Ксендзы обвиняли приезжих галичан в проукр. и антипольск. пропаганде.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

Начавшаяся в СССР политика перестройки и широкое празднование 1000-летия Крещения Киевской Руси способствовали возрождению униат. общин на Зап. Украине, к-рые стали требовать легализации УГКЦ в СССР. С окт. 1989 г. начались захваты правосл. храмов униатами, в результате чего к нач. 1991 г. УГКЦ насчитывала свыше 1 тыс. приходов. Стихийный характер возрождения УГКЦ во многом не позволял Л. контролировать ситуацию. Так, им осуждались многочисленные случаи перерукоположения священников, переходивших из РПЦ в УГКЦ, однако призывы Л. уважать чувства правосл. верующих греко-католиками нередко игнорировались. После офиц. легализации УГКЦ 31 марта 1991 г. Л. торжественно прибыл во Львов, куда перенес из Рима резиденцию верховного архиепископа УГКЦ. В мае 1992 г. он возглавил работу синода епископов УГКЦ, на к-ром были приняты решения по возрождению структур УГКЦ, в т. ч. об учреждении Самборско-Дрогобычской, Коломыйско-Черновицкой, Тернопольской и Зборовской епархий, а также о необходимости ходатайствовать перед Папским престолом о предоставлении УГКЦ статуса греко-католического патриархата. В 1992 г. Л. организовал комиссию по восстановлению Львовской богословской академии; в сент. 1994 г. академия была торжественно им открыта. В том же году Л. обратился с пастырским посланием «О единении святых Церквей», в котором призывал к взаимному уважению православных и греко-католиков, однако это обращение не сыграло существенной роли в действиях УГКЦ по отношению к православным на Зап. Украине. В нояб. 1995 г. синод епископов УГКЦ под председательством Л. продолжил расширение границ греко-католич. епархий, учредив Киево-Вышгородский экзархат, к-рый объединил греко-католиков за пределами Галиции. В том же году Л. заболел воспалением легких, что существенно сказалось на его общем состоянии здоровья. В июле 1996 г. он принимал участие в торжествах в Риме по случаю 400-летия Брестской унии и 350-летия Ужгородской унии, в рамках к-рых 7 июля сослужил папе Римскому Иоанну Павлу II на литургии по визант. обряду на укр. языке.

http://pravenc.ru/text/2561028.html

7 февр. 1834 г. И. без ведома Блудова провел через Греко-униатскую коллегию подписанное всеми греко-католич. архиереями постановление, к-рым предписывалось: 1) в богослужебной практике руководствоваться Служебником и Книгой молебных пений издания Московской Синодальной типографии; 2) устроить во всех униат. храмах иконостасы (лишь 80 (по др. сведениям, 123) из 800 униат. церквей имели иконостасы); 3) во время богослужений использовать облачения и утварь правосл. Церкви. Во исполнение этих решений И. ходатайствовал перед Синодом о предоставлении униатским епархиям по 10 тыс. р. на сооружение иконостасов в беднейших храмах и по 1,5 тыс. экз. указанных книг. Блудов настороженно встретил постановление, но И. удалось переубедить его. Согласно намерению И., постановление коллегии от 7 февр. должно было напомнить имп. Николаю I о проблеме, заставить его «сверху» остановить не в меру ревностных правосл. миссионеров и подчинить униатов Синоду, тем самым однозначно сделав выбор в пользу общего воссоединения униатов с правосл. Церковью. До кон. 1836 г. Секретный комитет собирался 3 раза. Под влиянием И., консультировавшего его председателя Блудова, комитет принял важные решения: ввести изучение греко-правосл. катехизиса в униат. семинариях (3 июля 1835); восстановить иконостасы в униат. церквах (дек. 1835); подчинить униат. семинарии комиссии духовных уч-щ Синода (13 марта 1836). Но более решительных мер И. не добился. Члены Секретного комитета во главе с Нечаевым, которые были сторонниками частных присоединений, выступали против планов общего воссоединения и тем самым затрудняли работу комитета. Одновременно росло противодействие римско-католич. духовенства и поляков. К сер. 30-х гг. XIX в. И. стал сомневаться в самой возможности для рус. бюрократии ликвидировать унию, что вынудило его 24 сент. 1836 г. вновь подать прошение о личном присоединении к Православию. Имп. Николай I через обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова потребовал от И. объяснений. 8 окт. 1836 г. архиерей представил записку, в к-рой предупреждал об опасностях подготовки ликвидации унии.

http://pravenc.ru/text/578547.html

существовавших на территории Российской империи (Виленское, Полоцкое, Луцкое и Брестское), были созданы 2 кафедры: Виленско-Литовское архиепископство (с кафедрой в Жировицах) и Белорусское архиеп-ство (с кафедрой в Полоцке). Иосафат Булгак в 1828 г. возглавил Литовское архиеп-ство, оставаясь первоиерархом униат. Церкви с титулом «митрополит Киевский». Крупнейшие на Киевщине ареалы распространения унии: Житомирский и Овручский уезды Волынской губ., Радомысльский, Сквирский, Махновский, Таращанский и Уманский уезды Киевской губ. вошли в Белорусское (Полоцкое) архиеп-ство. В 1828 г. в Жировицах открылась Литовская митрополичья семинария. В 1833 г., после кончины архиеп. Иакова Мартусевича, министр внутренних дел гр. Д. Н. Блудов предложил перевести на Полоцкое архиеп-ство Иосифа (Семашко), коадъютора этой кафедры. Однако тот отказался в пользу Булгака. Имп. указом от 17 апр. 1833 г. Булгак был назначен греко-католич. архиепископом Полоцким. В пределах исторической Киевщины в 1829-1830 гг. были известны 16 униат. приходов в Киевской губ. и 25 приходов в Овручском и Житомирском уездах Волынской губ. (недатированный список, относящийся ориентировочно к данному периоду, опубликован в «Архиве униатских митрополитов»). В Киевской губ. существовали Киевский деканат во главе с безместным свящ. Дамианом Лащевским (не имел ни одного прихода, объединял безместных иереев, совершавших богослужения в римо-католич. костелах), Липовецко-Таращанский деканат во главе с безместным свящ. Феодосием Кудрицким (также не имел ни одного прихода и объединял безместных священников), деканаты Радомысльский (6 приходов), Сквирский (4 прихода), Корсунский (4 прихода), Махновский (1 приход), Уманский (1 приход). В 1829 г. в Киевской губ. насчитывалось ок. 2190 униатов, окормлявшихся при римокатолических приходах. Иногда, несмотря на установленный властями 4 июля 1803 г. запрет, совершались совместные службы униатских и римо-католич. священников. Однако далеко не везде между униатами и римо-католиками существовало взаимопонимание.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

п.» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 42. Л. 120). Ускоренное и фактически насильственное присоединение униатов к Православию потерпело неудачу. К сер. сент. 1950 г. из 262 греко-католич. священников Православие приняло лишь ок. 100 чел. Наиболее активных противников воссоединения власти либо подвергали арестам, либо переселяли в Моравию. Е. полагал, что Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии оказался не готовым к воссоединению греко-католиков с правосл. Церковью. Среди униатов не было авторитетного лидера, также не была создана инициативная группа, к-рая могла бы должным образом подготовить воссоединение. Е. предлагал Московской Патриархии осуществить ряд мер по упрочению позиций правосл. Церкви в Вост. Словакии, в частности организовать приезд сюда делегации бывш. униатов Закарпатской Украины для совместных служб и встреч с паствой. Т. о., Е. стремился, насколько это было возможно, противопоставить репрессивным мерам органов власти планомерную миссионерскую деятельность. Е. особо заботился о развитии в Чехословакии правосл. богословского образования. 14 нояб. 1948 г. в Карлови-Вари была открыта правосл. ДС, переведенная на следующий год в Прагу. В 1950 г. она была преобразована в Православный богословский фак-т, размещенный в Прешове в здании бывш. греко-католич. академии. Е. принимал активное участие в движении по защите мира. По его инициативе при Синоде Чехословацкой Православной Церкви была создана постоянная комиссия по вопросам участия Церкви в борьбе за мир, а в епархиальных центрах - епархиальные комиссии мира. В связи с укреплением правосл. Церкви в Чехословакии активно обсуждался вопрос о предоставлении ей автокефалии. Желательность обретения правосл. Церковью полной самостоятельности высказывалась и со стороны властей Чехословакии, обратившихся за содействием к Правительству СССР. 30 янв. 1951 г. Совет министров СССР в соответствии с пожеланиями чехословацкого правительства принял секретное постановление по поводу автокефалии Чехословацкой Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/189719.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010