Уния — «мост, который заминирован» — Мы видим резко негативную реакцию на декларацию со стороны лидера Украинской Греко-Католической Церкви архиепископа Святослава (Шевчука), который заявил своей пресс-службе, что декларацию составила «слабая команда», что в ней «половинчатость правды», что из-за ее публикации многие на Украине «чувствуют себя преданными Ватиканом» и так далее. Как Вы это прокомментируете? — Думаю, тот путь, которым сейчас пошли Папа и Патриарх, прямо противоположен тому пути, которым ведут униаты. Уния была задумана как средство обращения православных в католичество обманным путем. Обман заключался в том, что им оставляли право пользоваться своим обрядом, но при этом они должны были принять католические догматы. Многие делали это, совершенное не сознавая, что они тем самым уходят из Православной Церкви и переходят в Католическую. Уния принесла очень много страданий православному населению, в частности, в Польско-Литовском княжестве. И конечно, уния продолжает оставаться незаживающей раной на теле мирового христианства. Между Русской Православной и Римско-Католической Церквами сейчас происходит сближение, не имеющее догматического, богословского или литургического измерения. Оно основано на сознании того, что мы не можем больше воспринимать друг друга как соперники и должны быть союзниками и братьями. На этом фоне заявления, звучащие из уст главы Украинской Греко-Католической Церкви, вновь отбрасывают нас в ту ситуацию, когда православные и католики были не союзниками, а соперниками. Интересно, что греко-католики иногда называют себя «мостом» между двумя традициями — восточной и западной. Но как-то получается, что это мост, который с обеих сторон заминирован. Они не могут найти общий язык ни с православными, ни со своим собственным церковным руководством. Обратите внимание, как он оскорбительно отзывается о Папе. Честно говоря, я был шокирован, когда это прочитал. Я могу понять, что он оскорбляет нашего Патриарха, — это конкретный политический заказ, и мы знаем, от кого он исходит, для каких целей озвучиваются эти оскорбительные высказывания. Но когда глава Украинской Греко-Католической Церкви о своем собственном Папе таким образом отзывается — это, конечно, вызывает очень большое удивление и недоумение.

http://patriarchia.ru/db/text/4377206.ht...

Процесс «самоликвидации» греко-католической конфессии выходил на завершающую стадию. 6 февраля 1946 г. генерал-лейтенант Савченко подписал «План агентурно-оперативных мероприятий по проведению в городе Львове собора греко-католической униатской церкви в западных областях Украины» в период с 7 по 10 марта этого же года (проект подготовили начальник 2-го Управления НКГБ УССР П. Медведев и его заместитель С.Карин). В город направлялась специальная оперативная группа из сотрудников контрразведывательных подразделений во главе с заместителем главы НКГБ УССР П.Дроздецким. Для работы с «мобилизованной» агентурой выделялось 10 конспиративных квартир Львовского УНКГБ. В районе проведения мероприятия выставлялись скрытые посты наружной разведки и открытые милицейские посты. В число «гостей собора» вводились штатные сотрудники наружного наблюдения во главе с заместителем начальника Оперативного отдела НКГБ УССР подполковником Мишаковым. К 23 февраля Прокуратура УССР должна была опубликовать материалы «о составе преступлений» И.Слепого и других иерархов 25 января 1946 г. генерал-полковник В.Меркулов сообщил: «разрешение на проведение собора греко-католической церкви во Львове получено». Наркоматом финансов СССР на него выделено 400 тыс. рублей (75 тыс. предназначались на поощрение агентуры). Целевое финансирование возлагалось на Украинский Экзархат РПЦ. Датой проведения собора устанавливалась «неделя православия» (до 10 марта 1946 г.). Глава НКГБ СССР требовал, чтобы не менее 60-70% делегатов представляли надежную агентуру, а С.Карина «по известным соображениям» предлагалось временно от работы с агентурой Тропами «оперативных игр» ...Начало карьеры С.Карина-Даниленко было связано со сложными, рискованными мероприятиями - оперативными играми. Старшие коллеги-чекисты обучали Сергея линии поведения на допросах, посвящали в нюансы ситуации в эмиграционной среде. В сентябре 1921 г. переправили в Польшу, и три недели он провел в беседах с самим главой ППШ атаманом Юрием Тютюнником. Польская контрразведка-«дефензива» не сумела разоблачить артистично, даже вызывающе исполнявшего ролевую игру агента ЧК. Чекист не только продвинул заготовленную дезинформацию, но и собрал сведения о готовящемся рейде генерал-хорунжего Василия Нельговского. Тютюнник, амбициям которого льстила информация об успехах повстанцев в Украине, сообщил Карину такие подробности своих боевых планов, что в штаб-квартире ВУЧК долго не могли поверить в истинность добытых сведений.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/17/hoc...

Такое направление, Униатскому делу данное, основывалось на самом состоянии Униатской в России Церкви. Она слишком тесно соединена была с Римской, чтобы можно вдруг расторгнуть узы, их связующие: и благоразумие повелевало приискать меры, хотя и не крутые, тем не менее, однако же, действительные для достижения предположенной цели. Вот сии меры: Высшее управление Униатской Церкви было сосредоточено в Римско-Католической духовной коллегии и зависело почти совершенно от произвола Римлян: ныне оно вверено особой и независимой от них Греко-Униатской коллегии. Униатское духовное юношество воспитывалось в польских училищах, и высшее образование получало вместе с Римлянами в Главной Виленской семинарии. Ныне учреждены для оного семинарии и уездные училища, образованные по уставам, изданным для духовных учебных заведений Греко-Российской Церкви. Для преподавания наук введён русский язык, и самые учебные книги получаются из комиссии духовных училищ. Даже Закон Божий, по назначению самой Греко-Униатской коллегии, преподаётся по катехизисам, изданным от Святейшего Синода; воспрещено посылать Униатов в Главную семинарию, а вместо того образовано для Униатских семинарий шесть учителей в русских университетах, и даже с 1831 года Униаты воспитываются в здешней духовной академии. Множество Униатских священников было посвящаемо или отпускаемо для Латинских костёлов, к сугубой пользе Римлян, а к вящему вреду Греко-Российского и изменению Униатского исповеданий: это совершенно воспрещено. В Униатских епархиях существовали капитулы, по Римским формам образованные, с их канониками и прелатами: ныне вместо оных введено звание протоиереев, долженствующее быть наградою заслуг и поощрением к усердию по делу перерождения Униатов. Прежде имелось четыре Униатские епархии – две из них, Виленская и Луцкая, по местопребыванию епархиальных начальств, слишком подвержены были влиянию Римлян. Да кроме сего последняя состояла только из 120 тысяч Униатов, в трёх губерниях между Православными разбросанных, и большую часть своего духовенства отдавала в распоряжение Римлян для их костёлов. Ныне сии обе епархии упразднены, – чем не только Униаты в половину ослаблены, но и доставлена удобность заместить благонадёжными людьми важнейшие должности по управлению остальными двумя епархиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Представленная Иосифом записка имела полный успех. В январе 1837 года вышел указ о заведывании всеми делами греко-униатской церкви обер-прокурору Святейшего Синода. Делая этот новый шаг к подведению униатов под одно управление с православными, правительство обеспечивало дружное содействие униатской церкви со стороны православной церкви. Новый обер-прокурор Святейшего Синода, граф Протасов, принялся с полным рвением и неутомимым усердием за довершение униатского дела. Иосиф, оставшийся по-прежнему руководящим деятелем, написал для обер-прокурора записку о ходе униатского дела и средствах довести его до благополучного исхода – естественного, спокойного и прочного воссоединения униатов с православною церковью. В записке, между прочим, указан поразительный факт крещения в одном только 1834 году около 35 тысяч новорожденных униатских детей в латинскую веру. Вследствие доклада об этом обер-прокурора Святейшего Синода, последовал Высочайший указ о воспрещении римским священникам крестить детей греко-униатов и записывать их в метрические книги при костелах, а также явилось Высочайшее повеление не рукополагать во священники тех греко-униатских духовных лиц, которых жены исповедуют латинскую веру, а настоящим женам и дочерям латинского вероисповедания предоставлено присоединиться к греко-униатскому вероисповеданию. Эта, проектированная Иосифом, мера вызвана была тем, что во многих семействах униатских священников господствовало разноверие: отцы с сыновьями исповедовали униатскую, а матери с дочерями – латинскую веру. Такое разноверие завелось в семьях униатского духовенства не столько оттого, что будущие священники женились на католичках, сколько оттого, что священнические жены и дочери, оставляя унию, переходили в латинскую веру, считавшуюся в то время панскою, т.е. аристократическою верою. Подобные матери, находясь под непосредственным влиянием ксендзов, воспитывали своих детей в духе католицизма, обучая дома даже и своих сыновей, будущих униатских пастырей, молитвам и катехизису на польском языке, так что последние вовсе не знали ни русской, ни славянской грамоты, ни молитв. Витебский губернатор доносил министру в 1833 году, что многие из католических ксендзов только для того, чтобы вступить в брак, оставляли католицизм и, женившись на католичках, хотя сами делались униатскими священниками, но детей зачисляли по метрикам и воспитывали по католическому обряду. 126

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вот этот доклад вполне: «Вступая, по Высочайшей воле Вашего Императорского Величества, в управление делами греко-униатского исповедания, считаю долгом всеподданнейше представить соображения мои касательно возлагаемой на меня обязанности содействовать к исполнению предначертанной Вами, Всемилостивейший Государь, цели возвращения униатов в недра православной церкви – подвиг столь многотрудный, что и после всех, доселе бывших распоряжений правительства к сближению обоих исповеданий, представляется впереди еще обширное поприще деятельности. Все таковые распоряжения, после отделения главного управления греко-униатских дел от римско-католических, могут быть отнесены к 4-м родам: 1) восстановлению в греко-униатской церкви древних восточных обрядов; 2) образованию греко-униатского юношества в православном духе; 3) частному присоединению униатов к православию и 4) воспрещению переходить им в римско-католическое исповедание. Из сих мер только первая, которая не касается прямо самых догматов, сопровождается лучшим успехом, хотя еще и она далеко не достигает предположенной цели, так что доныне еще только третья часть церквей снабжена иконостасами (из 2520 церквей только в 891 есть иконостасы; из них 286 были исстари, 605 сделаны вновь), не говоря о других необходимых церковных принадлежностях. Вторая мера – образование юношества, без сомнения, самая надежная, но производимая лишь с недавнего времени под наблюдением комиссии духовных училищ, 204 может быть полезна только для возрастающего поколения. Присоединение униатов по частям, несмотря на ежедневные успехи, должно потребовать самого долгого времени, ибо доныне в Западных губерниях остается еще более полутора миллиона униатов. Сверх того, сия мера, за благоразумное исполнение коей нельзя равно ответствовать во всех губерниях, сопровождается нередко сильным раздражением умов, которым успешно пользуются враги православия и России. Воспрещение переходить униатам в римско-католическое исповедание исполняется, в отношении к взрослым, без дальнейших неудобств, но с некоторого времени оно оказывается бесплодным, когда униаты, по внушению католиков, тайно крестят новорожденных детей в римско-католическое исповедание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время, храмы Украинской Православной Церкви, ее священнослужители все чаще не только страдают от последствий боевых действий, но и становятся объектами целенаправленных нападок со стороны греко-католиков и раскольников, которые пользуются гражданскими нестроениями в своих злонамеренных целях. Священники подвергаются издевательствам, пыткам и устрашениям, насильственному задержанию и допросам, в ходе которых вооруженными людьми, принадлежащими к Украинской греко-католической церкви или неканоническим группам и утверждающими, что они уполномочены украинской властью, выдвигаются абсурдные обвинения и ультимативные требования, в том числе — выйти из Украинской Православной Церкви и соответственно переписать церковную собственность. В письме Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия к Президенту Украины П.А. Порошенко описаны некоторые из имевших место на территории Донецкой епархии нападений вооруженных лиц на священнослужителей, включая случаи избиения и угрозы физической расправы. Так, в Амвросиевском районе благочинного округа протоиерея Евгения Подгорного, связав, избивали прикладом автомата, силой сорвали с него священнический крест, стреляли поверх его головы; посадив священника в яму, угрожали убийством его сына. Подобные сообщения во множестве поступают и из других восточноукраинских епархий. Например, близ Славянска люди с автоматами заставили протоиерея Вадима Яблоновского рыть себе могилу, а протоиерея Виктора Стратовича в тот же день заковали в наручники и увезли с мешком на голове в лес, где поставили на колени и допрашивали в таком положении. Призываем к незамедлительному расследованию указанных инцидентов как властными структурами Украины, так и компетентными международными правозащитными организациями. Особую тревогу вызывают попытки некоторых греко-католических священнослужителей и представителей раскольнических общин разменять поддержку определенных радикальных сил на право диктата и насилия в отношении приходов Украинской Православной Церкви, последовательно придерживающейся миротворческой позиции. Находятся греко-католические и раскольнические деятели, которые неприкрыто разжигают братоубийственную ненависть, одобряя применение насилия в отношении мирного населения, добиваясь преследования всех выступающих за мир и диалог, в том числе священников канонической Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3700707.ht...

поиск:   разделы   рассылка В беседе с иностранными журналистами архиепископ Волоколамский Иларион рассказал о проблемах и перспективах взаимоотношений Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью Источник:  Официальный сайт ОВЦС МП В ходе встречи 11 ноября 2009 года с представителями иностранных средств массовой информации архиепископ Иларион коснулся актуальных вопросов межхристианских отношений. В частности, он отметил, что в последние годы наметились значительные улучшения в отношениях с Римско-Католической Церковью: " Существует регулярный механизм взаимных консультаций, обмен визитами на высоком уровне... Можно сказать, что мы движемся к тому моменту, когда станет возможной подготовка встречи между Папой Римским и Патриархом Московским. Хотел бы подчеркнуть, что у нас нет конкретных планов, касающихся места или времени такой встречи, но есть с обеих сторон желание ее подготовить " . По словам Владыки Илариона, подготовка такой встречи должна заключаться в нахождении " общей платформы " по вопросам двухсторонних отношений, которые сегодня остаются спорными или разделяющими. " Как только она будет найдена и подготовлены соответствующие соглашения, которые могли бы подписать две Церкви, думаю, такая встреча станет возможной " , – сказал он. " Самой главной проблемой в наших взаимоотношениях остается проблема Западной Украины и действий греко-католических структур, из-за которых в начале 1990-х годов был нарушен хрупкий межконфессиональный баланс и создалась та тяжелая ситуация, которая до сих пор сохраняется " , – сказал Владыка Иларион, напомнив, что в последние годы существования Советского Союза на Западной Украине начался массовый захват греко-католиками православных храмов, который сопровождался насилием, кровопролитием, взаимными обвинениями, и многие православные храмы были захвачены и до сих пор находятся в руках греко-католиков. " Мы говорим не о том, что нужно этот процесс развернуть вспять, вернуть греко-католические храмы Русской Православной Церкви, а о том, что нужно наладить такой механизм взаимодействия, который помог бы снять межконфессиональное напряжение, – подчеркнул председатель ОВЦС. – И там, где у православных верующих отобраны храмы и они не имеют возможности совершать богослужения, должны приниматься меры к тому, чтобы православные верующие получали храмы для богослужений " .

http://religare.ru/2_70150.html

Просвещенная публика, рассмотрев предлагаемую ей теперь на суд книгу, да благоволит произнести мнение свое о том, способен ли я трудиться далее по этому пути, и может ли мое сочинение послужить к лучшему объяснению истории, покрытой до ныне непроницаемым мраком. Какое бы ни было мнение знатоков о моем труде, буду утешаться, по крайней мере, того мыслью, что я снова привел на память ученым столь важный предмет, который был излагаем каждым по-своему, и потому, вместо того, чтобы исторгнуть из хаоса и представить его в надлежащем виде, авторы только запутывали его и запутывают. Так и Копитар 416 затемняет историю первобытной христианской церкви у славян, утверждал что между закарпатскими славянами первый свет христианской веры возжгли проповедники западной церкви, а Кирилл и Мефодий присвоили только себе чужие труды, склонив эти народы к принятию греко-славянского вероисповедания. Мнение это совершенно несправедливо, и всякий убедится в его неосновательности, по рассмотрении приведенных мною исторических свидетельств о границах епархии цареградского патриархата, простиравшейся, в V уже веке по РХ, до Триеста и Венеции, и вообще о состоянии восточной церкви у славян до времен Мефодия. 3. Название язычника Церковная история показывает нам, какие названия употребляли исповедники христианской веры для обозначения своих собратий по Христу. После первого вселенского собора, бывшего в Никее, в 325 году по РХ, и по умирении возникших в церкви распрей, христиане постоянно начали называть себя кафоликами (последователями вселенской церкви), а остававшимся еще, по селениям, язычникам давали название поган, заимствовав это слово из древнего латинского языка, на котором, как известно, pagani означает обитателей селений, лежащих на равнинах, а не на гористых местах. 417 После разделения церкви на восточную и западную, римско-католические прелаты называли 418 исповедников греко-славянской веры нехристианами, хотя иногда сам папа принимал их под свое покровительство, Цареградцы называли западных христиан иноверцами, некрещеными (см. творение Константина Багрянородного). Но, после падения греко-славянского исповедания, даже папа не стыдился придавать иногда последователям восточной церкви название язычников, именуя их богохульниками, а не исповедниками Бога, и считая их, в этом отношении, за одно с татарами. 419 Подобные выражения мы найдем в германских исторических сборниках 420 и у Длугоша. Сей последний, при описании Флорентийского собора, когда не сбылась новая попытка к соединению восточной церкви с западною, возненавидел греческое исповедание и считает его наравне с язычеством. 421 По крайней мере, из приведенных мною здесь мест ясно видно, кого иногда разумели под именем язычников, но неточные выражения в других местах летописей и актов вводят в сомнение, кого должно понимать под этим именем, действительно ли язычников, или христиан восточной церкви. 4. Название священников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложения ко второй части собственноручных записок Иосифа, Митрополита Литовского Определение, состоявшееся в Римско-католической духовной коллегии во 2 департаменте 1827 года в декабре, об упразднении излишних базилианских монастырей и обращение достояния их на многоразличные потребности Униатской Церкви 23 Как из дел коллегии оказывается, что в четырёх существующих в России Униатских епархиях имеется более полутора миллиона Греко-Униатского народа и около полторы тысячи приходских церквей; что Униатское духовенство, и по скудости фундушей и по пребыванию помещиков с другими зажиточными людьми в Римском обряде, находится в самобеднейшем состоянии; что дети сего духовенства кроме Полоцкой семинарии не имеют ни заведений, в коих бы получали воспитание, своему званию соответственное, ни вспомогательных средств, по их бедности к сему же воспитанию необходимых; что даже в трёх епархиях не имеется кафедральных церквей и независимого помещения для консисторий и кафедральных штатов. С другой стороны, монашеский Греко-Униатский базилианский орден, занимая восемьдесят три монастыря и пользуясь фундушем, более одиннадцати тысяч мужского пола крестьян и восемьсот тысяч с лишком рублей серебром капитальных сумм составляющий, кроме преподавания духовных треб в нескольких десяти приходах, никакой другой пользы собственному Греко-Униатскому обряду не доставляет; как имеющиеся ныне налицо 680 монахов-базилиан, считая в сем количестве новициев и прочее в науках упражняющееся монашеское юношество, вовсе недостаточны для приличного наполнения означенных 83 монастырей, так что в большей части оных пребывает по четыре, три, два и даже по одному монаху – по поводу чего в меньших монастырях не только не могут в точности соблюдаться богослужение и другие обязанности, монашескому званию свойственные, но и по недостатку надлежащего надзора монашеская дисциплина необходимо должна ослабевать; как базилианский орден, наполняемый до сих пор преимущественно из Римского исповедания, ныне обязанный ограничиваться особами собственного вероисповедания, почти из одних священнических детей поступать в оный могущими, тем более не будет в состоянии наполнить прилично оные же монастыри; как несоразмерность количества сих монастырей со способами наполнения оных, а также истинною нуждою Греко-Униатского исповедания и состоящего в оном числа Униатского народа, обращала уже внимание трёх последних блаженной памяти российских венценосцев – в исполнение воли коих, именными указами от 3 сентября 1795 и 30 декабря 1797 годов объявленной, а также вследствие указа Правительствующего Сената от 17 мая 1804 года, коллегия в оном же году сделала уже было постановление об упразднении излишних базилианских монастырей и представила Правительствующему Сенату; как многие базилианские монастыри находятся в местах, где Униатов вовсе не имеется, многие же из них воздвигнуты из фундушей приходских белого духовенства церквей; как, наконец, буллою самого папы Иннокентия Х, в 1624 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но, кроме означенного поручения, протопресвитер Никольский имел еще другое, довольно щекотливое, именно, предложить министерству духовных дел Царства, чтобы, на основании рассуждения св. синода 1721 года, вносимо было в предбрачные акты условие касательно воспитания в православной вере детей православного лица, вступающего в брак с лицом другого христианского вероисповедания, и чтобы расторжение браков православных с иноверными производилось, исключительно судом греко-российских консисторий, только: 1) по прелюбодеянию, свидетелями доказанному; 2) по родству и несовершеннолетию брачившихся; 3) по неизвестной, в установленный срок, отлучке; 4) по неспособности к сожитию и проказе и 5) за извержением одной из брачившихся сторон из общества и за ссылкой навсегда для жительства в другое место. На такое предложение правительственная комиссия министерства духовных дел Царства возразила, что, по местным законам, изданным на сейме в 1825 году и Высочайше утвержденным, духовное воспитание детей предоставлено воле родителей, а по трактату 1768 года постановлено: «В случае браков между лицами исповеданий греко-российского, римско-католического и евангелического, дети, в таких браках прижитые, воспитываемы быть должны – сыновья в отцовой, а дочери в материнской вере, исключая особенных предбрачных условий», и прибавлено, что «требуемое воспитание детей обоего пола в греко-российской вере может быть препятствием к брачному соединению жителей Империи и Царства». На вторую часть предложения комиссия отвечала, что она, «удостоверясь на опыте в затруднениях согласить сей новый закон с церковными правилами, кои однако ж сим законом утверждаются, представила уже правительству Царства Польского проект, отвергающий таковые затруднения; наипаче же, следуя предложениям синода, она обратила особенное внимание правительства на правила греко-российского исповедания и не сомневается, чтобы толико важные по сему предмету представления не возымели желаемого действия и не обратили разводных дел на путь духовный».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010