К сожалению, он упорно держался мнения, что, хотя, первый владетельный князь Богемии, Боривой, крещен Мефодием и жена его, Людмила, крещена тоже священником греко-славянского исповедания, однако, Мефодий сам никогда не был в Богемии, и исповедание это вовсе здесь не существовало, напротив, Богемия, причисляясь к регенсбургскому епископству, и, следовательно, составляя часть римско-католической церкви, должна быть признаваема государством, исповедовавшим первоначально римско-католическую веру. Впрочем, не задолго до своей смерти, Добровский сознался, что греко-славянское вероисповедание действительно в самом начале господствовало в Богемии, и что оно только с течением времени было совершенно вытеснено римско-католическим. 405 Такое же мнение объявил теперь Палацкий, 406 и, исправив, в этом отношении, Добровского, он признал еще и то, что славянский апостол Мефодий действительно находился в Богемии. Почти в одно время с Добнером и его противниками, начали и в Польше рассуждать, что христианство введено в ней до Мечислава I, и что, прежде принятия римско-католического исповедания, поляки были уже последователями учения греко-славянской церкви. Нарушевич 407 объявил, что первые следы христианства видны в Польше в исходе IX века, во время княжения Земовита, а Домбровка и Мечислав только утвердили там римско-католическое вероисповедание. Фризе 408 усиливался доказать, что христианство в Польше, при Земовите, было греко-славянского исповедания, и что первый польский христианский князь, Мечислав I, принял св. крещение по обряду греко-славянской церкви. Но он главнее основывался на Стредовском (которого свидетельство, впрочем, тогда только может иметь вес, когда будет подкреплено другим, заслуживающим более доверия) и в некоторых местах так точно объяснял наши летописи, как Бардосси летописи венгерския. Бардосси усматривает везде под язычеством исповедание восточной церкви, и Фризе в словах летописцев catholica fides видит указание, что, до того времени, была в Польше другая христианская вера, а не римско-католическая. Он не обратил внимания на то, что сам Рим называл греко-славянское исповедание католическою верою, смотря с неудовольствием только на права его, которыми оно отличалось от христианства римско-католической церкви. Вообще Фризе привел, в подкрепление своего мнения, весьма слабые доказательства, могущие быть легко опровергнутыми, кроме того он написал свою книгу на немецком языке, большей части польского духовенства неизвестном, и потому не мог иметь никакого влиянии на общую массу, ученейшей публики. Его вскоре забыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поручаю вашему преосвященству вменить в обязанность всем начальникам означенных благочиний, дабы они старались по возможности взять письменные удостоверения от поименованных в прилагаемом списке духовных, подобно тому, как взяты уже от других, или же доставили бы подробные объяснения о каждом из сих духовных, по каким причинам они не благонадёжны или же не достойны доверенности. По сим сведениям от благочинных, ваше преосвященство не оставите вызывать поочерёдно сих неблагонадёжных священников в Жировицы к кафедральному собору для наставления по вашему усмотрению, на основании отзыва моего к вам, от 20 истекшего мая за 241. Между тем, прошу ваше преосвященство помянутые удостоверения и объяснения благочинных доставлять ко мне по мере поступления, дабы я мог оными руководствоваться по делам епархиальным. Литовской Греко-униатской консистории, от 30 июня за 320, о сделанном распоряжении, чтобы при постройке Римско-католических церквей и каплиц было требуемо предварительно согласие Греко-униатских епархиальных начальств При разрешении на постройку Греко-униатских церквей, местные гражданские начальства не только требуют мнения Православного епархиального начальства, но некоторые из них и такового же Римско-католического: нет ли с их стороны какого препятствия таковой постройке. Между тем, с подобным требованием не обращаются к Греко-униатскому епархиальному начальству, в случае сооружения Римско-католических церквей и каплиц, хотя по местным обстоятельствам мнение сего начальства во многих случаях весьма было бы полезно для соображения. По отзыву моему о том к г. обер-прокурору Святейшего Синода и сношению сего последнего, г. министр внутренних дел отнёсся к главным начальникам западных губерний, чтобы по поступающим в губернские правления и правительства, на основании 876 статьи 12 тома Свода Законов, просьбам о дозволении постройки Римско-католических церквей и каплиц были делаемы представления о том в министерство внутренних дел не иначе, как по точной силе сего правила, то есть, по предварительном сношении с Греко-униатскими и другими епархиальными начальствами, в ведении коих находятся соседние приходы предполагаемой к сооружению церкви, о том, не встречается ли с их стороны какого-либо к тому препятствия, с включением в представления обстоятельного содержания полученных отзывов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Наконец, Совет считает возможным не препятствовать открытию, в случае надобности, новых приходских униатских церквей и положительно выскажется за издание религиозного журнала, если таковой вопрос будет поднят митрополией перед Советом. Со всеми этими предложениями Совета был ознакомлен по Вашему распоряжению Председатель Совнаркома УССР тов. Хрущев. Последний считает их правильными и с ними полностью согласен. Поэтому Совет по делам религиозных культов свою практическую работу в отношении Греко-католической (униатской) церкви в западных областях Украинской ССР полагает необходимым проводить в соответствии с изложенным выше. Председатель Совета по делам религиозных культов при СНК СССР И.В. Полянский 19 ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 3. Д. 1. Л. 50. Машинописная копия. Опубликовано: Отечественные архивы. 1994. 3. С. 60–61. 1944 г., 25 декабря. – Письмо председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР И.В. Полянского Председателю СНК СССР И.В. Сталину о приеме делегации Греко-католической церкви Секретно 21 декабря с.г. в Москву из Львова прибыла делегация митрополита Греко-католической (униатской) церкви в СССР Иосифа Слипого (вступил в управление церковью после смерти митрополита Андрея Шептицкого в ноябре месяце с.г.) в составе архимандрита Климентия Шептицкого, каноника Гавриила Костельника, советника митрополичьей консистории Ивана Котива и иеромонаха Германа Будзинского. 22 декабря делегация была принята в Совете по делам религиозных культов при СНК СССР председателем Совета. На приеме руководитель делегации архимандрит Шептицкий выразил приветствие и благодарность советской власти, Красной Армии и ее главнокомандующему товарищу Сталину, заявив, что сейчас Греко-католической церкви и Западной Украине не угрожает больше той опасности, которую готовили немцы, и что делегация имеет своей задачей, с одной стороны, – указать на те обиды и опасности, которые в связи с победами Красной Армии для церкви устранены навсегда, а с другой – на некоторые мелочи, имеющиеся в жизни церкви сейчас, требующие поправления их или сегодня, или в ближайшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Роод В. Рим и Москва. Львов, 1995. С. 192–193. Там же. Фюрстенберг Максимилиан де — род. в 1904, ум. в 1988 г. Родился в Нидерландах в аристократической семье немецкого происхождения, принадлежал к фамилии баронов Фюрстенберг-Стаммхейм. Доктор богословия. С 1931 г. — священник Римско-католической Церкви в Бельгии. В 1931—1946 гг. преподаватель католических учебных заведений в Бельгии. В 1946—1949 гг. — ректор Папской Бельгийской коллегии в Риме. С 1949 г. — титулярный епископ Палто, апостольский делегат в Японии. В 1952—1959 гг. — интернунций в Японии. В 1959—1962 гг.— нунций в Австралии, Новой Зеландии и Океании. В 1962—1967 гг. — нунций в Португалии. С 1967 г. — кардинал-пресвитер. В 1968—1973 гг. — префект Конгрегации Восточных Церквей. Цит. по: I. Icmopiя Римських Вселенських Ч. 4. Ibaho-Фpahkibcьk—Льbib, 1999. С. 124–129 (перевод с украинского мой — В.П.). Там же, С. 127. Мирослав-Иван Любачивский — род. в 1914 г., ум. в 2000 г. Уроженец Галиции. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1979 г. — греко-католический митрополит Филадельфии. С 1980 г. — коадъютор верховного архиепископа кардинала Иосифа Слипого. С 1984 г. — верховный архиепископ Украинской Греко-католической Церкви. С 1985 г. — кардинал. После 1996 г. фактически отошел от дел. Скончался и погребен во Львове. Любомир Гузар — род. в 1933 г. Уроженец г. Львова. В 1944 г. эмигрировал в Австрию. В 1949 г. переехал в США. С 1958 г. — священник Греко-католической Церкви. В 1969 г. переехал в Рим. Доктор богословия, монах Ордена студитов. В 1977 г. без согласования с Ватиканом рукоположен во епископы кардиналом Иосифом Слипым, хиротония не подтверждена Папой Римским. С 1978 г. — архимандрит ордена Студитов. В 1993 г. вернулся на Украину. В 1996 г. признан Папой Иоанном Павлом II в епископском достоинстве, назначен епископом-помощником главы Украинской Греко-католической Церкви, экзархом Киево-Вышгородским. В 2001 г. избран верховным архиепископом Украинской Греко-католической Церкви, возведен в достоинство кардинала.

http://pravoslavie.ru/37250.html

Митрополит Иларион: Хотел бы пояснить, что это письмо не только Вселенскому Патриарху, а главам всех Поместных Церквей. Такие письма часто рассылаются в порядке информирования, поскольку главы Православных Поместных Церквей общаются между собой, в том числе рассказывая друг другу и о самых значимых и трагических событиях в жизни своих Церквей. Конечно, письмо Патриарха вызвано тем обстоятельством, что безусловно конфликт на Украине имеет некое религиозное измерение. Мы знаем, что Украина — многоконфессиональная страна, где люди в разных областях исповедуют различные политические теории, одни тяготеют к Западу, другие к Востоку. Но вся эта картина разнообразия политических взглядов и ориентаций дополняется и тем, что на Украине на протяжении нескольких веков существуют разные христианские конфессии, в том числе на западе Украины важную роль играют греко-католики. История сосуществования греко-католиков и православных на территории нынешней Украины, в свое время на территории польско-литовского княжества — история трагическая, потому что уния была создана как спецпроект Католической Церкви по обращению православных в католичество. Идея заключалась в том, чтобы позволить православным сохранять свой обряд, но при этом они должны были полностью принять догматы Католической Церкви и подчиниться власти папы. Там, где этого не происходило, греко-католики прибегали к помощи гражданских властей. Именно при их помощи осуществлялись гонения на православных. Так было после 1596 года, когда была подписана Брест-Литовская уния, и в начале 90-х годов, когда униаты захватывали православные храмы, пользуясь поддержкой тогдашних украинских властей. И, конечно, это измерение присутствует и в нынешнем конфликте. Может быть, неслучайно именно греко-католический архиепископ откликнулся на это письмо первым, потому что почувствовал, что греко-католики имеют прямое отношение ко всему тому, что сейчас происходит на Украине. А. Щипков: Дело в том, что письмо главы греко-католической Церкви на Украине Святослава (Шевчука) — не пастырское письмо. Честно говоря, когда я прочитал его внимательно, первой мыслью было разобрать его со своим студентами-политологами, потому что оно составлено по пропагандистским политическим лекалам. Например, там есть специальная ось, вокруг которой строится все письмо. Эта ось — малоазийский Боинг, который был сбит на территории Украины. Повторяется эта история три раза: в начале, в середине и в конце, завершая письмо пропагандистскими высказываниями, намекая, что Боинг сбила российская сторона. Поэтому это письмо — не пастырское, а политическое. В нем также говорится, что в Крыму религиозные общины подвергаются откровенному насилию. Где? Какие общины? Никаких примеров, никаких доказательств, а только одни огульные обвинения. Откуда взялась эта политизация? Где ее корни? В чем ее причины? Почему именно униаты? Может быть, суть каких-то ценностных различий между униатами и православными? Как Вы думаете?

http://patriarchia.ru/db/text/3744471.ht...

Желая иметь более верное понятие об упомянутом Новогрудском деканате и управлении оного, чтобы не смешивать некоторого числа неблагонадёжных священников с остальным духовенством и отдать полную справедливость усердию и благонамеренности сего последнего, я поручаю вашему преосвященству осмотреть постепенно церкви Новогрудского деканата в свободнейшее для вас время от важных занятий по управлению епархиальной семинарии. При таковом осмотре, я прошу ваше преосвященство обратить внимание: на поведение духовенства, на познания и образ мыслей оного, на старательность о просвещении своих прихожан в чистых правилах веры и нравственности, на устройство церквей по правилам нашей Греко-восточной Церкви и изданным распоряжениям от епархиального начальства, на соблюдение богослужения по обрядам Греко-восточной нашей Церкви; и засим снабдить всякого духовного своим наставлением, распорядиться, прямо ли от себя или чрез благочинного и консисторию, об исправлении замеченных недостатков и отступлений, и обо всем уведомить меня по окончании осмотра. Литовской Греко-униатской консистории, от 24 октября за 732, об устройстве правильных престолов по церквам и уничтожении прежних алтарей и цибориев Посредством гражданского начальства дошло до моего сведения, что по Новогрудскому уезду, хотя во многих церквах сделаны иконостасы и в алтарях престолы по правилам Греко-восточной Церкви; но прежние циборями украшенные престолы по обряду Римско-католическому везде оставлены, в том числе и в Новогрудской соборной Церкви. Из уважения, что оставление по церквам прежних престолов, вовсе ненужных, стесняет только место в алтаре и делает замешательство в самом богослужении, предлагаю консистории распорядиться 1) чтобы во всех церквах Литовской епархии, даже и в тех, где ещё не имеется иконостасов, устроены были, в течение одного месяца с получения указа, престолы по правилам нашей Греко-восточной Церкви, так чтобы вокруг оных могли совершаться обыкновенные нашему богослужению ходы; 2) чтобы засим прежде существовавшие высокие Римские престолы были совершенно упразднены, а бывшие на них образа приставлены были к самой стене за престолом; 3) чтобы об устройстве новых престолов и упразднении прежних, во всякой Церкви, наставления и распоряжения даны были священникам лично самими благочинным и самое посвящение всякого престола совершено было теми же благочинными; 4) чтобы вместо прежних больших цибориев, закрывающих от народа священников, сделаны были всюду небольшие напрестольные дарохранительницы или киоты, по обыкновение нашей Греко-восточной Церкви; и 5) чтобы до сделания таковых дарохранительниц святые тайны хранимы были на престолах без цибориев в прежних киотах, называемых Puszki, накрывая оные покровцами (velum).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

За таковое золотистое серебро выдано из С.-Петербургского монетного двора золотою и серебряною монетою всего на 1295 рублей ассигнациями. За сим предлагаю консистории: из числа доставленной в оную от меня утвари, поименованную выше утварь, после посвящения оной в кафедральном соборе, раздать означенным 19 церквам Гродненского благочиния для надлежащего употребления, согласно сделанному мною распределению, и распорядиться о точном записании такой утвари по инвентарям тех церквей. В Греко-униатскую коллегию, от 14 апреля за 237, с представлением о воспрещении кандидатам на священнослужительские степени вступать в брак с девицами Римского исповедания В течение управления моего Литовскою епархией, я замечал постоянно важные неудобства от того, что многие жены, а за ними и дочери Греко-униатских священников принадлежат к Римскому обряду. В июне месяце прошлого года, усмотрев из постановления консистории о рукоположении семинариста Белевича, что он женился на девице Римско-католического исповедания и венчан Латинским священником, я приостановил посвящение его, Белевича, в намерение попросить общее по сему предмету разрешение. Ныне викарий управляемой мною епархии преосвященный Антоний, после осмотра многих благочиний, доносит мне, что он нашёл чувствительный от состоящих в Римском обряде значительной части жён и дочерей Греко-униатских священников; что это подаёт Римским ксёндзам весьма удобное средство внушать и вкоренять между Униатами свои предрассудки; что предрассудки эти от матерей распространяются в юношеском возрасте и на детей мужеского пола, будущих Греко-униатских священников; что от этого первоначального домашнего воспитания произошло, наконец, что священнические дети обыкновенно обучаются дома лишь молитвам и катехизису на польском языке, равно грамоте сего языка, а не знают вовсе ни русской, ни славянской грамоты, ни молитв, Церкви нашей обыкновенных. К сему преосвященный Антоний присовокупляет, что чуждый обряд завёлся в семействах Греко-униатского духовенства не столько от того, что наши духовные женились на девицах издревле Римско-католического исповедания, сколько от того, что жены и дочери священнические оставили прародительский свой Греко-униатский обряд и перешли в Римско-католический обряд в то время, когда сей последний считался панскою верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неужели архимандрит Говорун решил стать первым униатским «патриархом всея Руси»? Протоиерей Олег Трофимов о том, почему СМИ тщательно скрывают участие одиозного клирика во Всемирном Русском греко-католическом Конгрессе 18.07.2017 2000 Время на чтение 11 минут В 16 веке был весьма известный церковный деятель Мелетий Смотрицкий, писатель, филолог, публицист, много написавший апологий против католичества и унии, но впоследствии принял унию. О, как на него похож о.Кирилл (Говорун). С 6 по 9 июня 2017 года в Сан-Феличе-дель-Бенако, Италия, состоялся Всемирный Русский греко-католический Конгресс. Он ознаменовал столетнюю годовщину первого Синода Русской Греко-Католической Церкви в Санкт-Петербурге (Россия) и стал продолжением ряда конгрессов, состоявшихся на протяжении двадцатого века. В Конгрессе приняли участие представители русских католических общин из России, Австралии, США, Италии, Германии, Испании, Аргентины, Франции, Бельгии, Великобритании, Нидерландов и Латвии. Так сообщают светские, религиозные и конфессиональные (католические и греко-католические) СМИ. Но весьма очевидно, что сознательно скрыли участие в этом событии украинских греко-католиков, этого ядра русофобии и православнофобии, передового полка по католической экспансии на Руси. Так зачем оставили «за кулисами» слона в посудной лавке? Зачем скрыли участие униатов Украины (УГКЦ), самой большой ветки восточных католиков? Но более интригующим фактом стало участие весьма одиозной личности, «православного» (во всяком случаи он себя таким считает) архимандрита Кирилла (Говоруна). Интересно, что о.Кирилл, при всем своем активном участии в кровавом Майдане на Украине и считавший себя украинцем-патриотом, вдруг заявлен как представитель не от Украины, а от США! И, дело тут совсем не в том, что он недавно был научным сотрудником Йельского университета (США). Все сделано для того, чтобы скрыть участие в этом мероприятии украинских делегатов (чтобы само слово « Украина » даже не звучало). Цель очевидна - минимизировать информацию об экспансии Рима на канонической территории РПЦ, так как эта тема является камнем преткновения в общем диалоге.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/18/ne...

Кардинал Любомир Гузар собирается к осени переехать из Львова в Киев 18 мая 2005 г. 15:27 Центр Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) будет перенесен из Львова в Киев не позднее осени, передает РИСУ . Об этом на пресс-конференции 13 мая во Львове заявил верховный архиепископ Львовский кардинал Любомир Гузар. «Переезд произойдет между августом и, самое позднее, ноябрем этого года», — сообщил глава УГКЦ, отметив, что это будет происходить спокойно, без особых торжеств. Греко-католики Украины надеются на поддержку нового Папы Бенедикта XVI. По словам Гузара, понтифик хорошо осведомлен о церковной жизни Украины и планах УГКЦ получить статус патриархата. В Ватикане этот вопрос оценивают «в целом положительно», однако советуют дождаться благоприятного момента. «Я имел возможность встречаться со Святейшим Отцом, и он ясно сказал, что пусть это дело дальше назревает, чтобы и в дальнейшем идти вперед. Какой-то определенной даты нет. В первую очередь должно состояться перенесение центра Киево-Галицкой митрополии в Киев, а потом увидим», — заявил кардинал Гузар. Поместные Православные Церкви выступили против предоставления Ватиканом статуса патриархата Украинской Греко-Католической Церкви. По этому случаю предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан) заявил, что «такой поворот событий может отбросить православно-католический диалог на много столетий назад». В Московском Патриархате расценивают намерение греко-католиков перенести центр в Киев как «претензию на общенациональный статус в Украине». Как сообщает сайт «Православие.ru» , секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви священник Игорь Выжанов убежден, что «в Киеве греко-католиков практически нет. Подавляющее большинство верующих этой Церкви, а они составляют 5 млн. человек в стране с 50-миллионным населением, сконцентрировано на Западной Украине — во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Истинной целью действий, предпринимаемых вопреки позиции нашей Церкви, является претензия на общенациональный статус». Об этом сообщает «Благовест-инфо» . Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/12088.html

Но возвратимся к нашему предмету. Достоверные указания, представленные мною выше из истории, убеждают нас, что в Польше было христианство до Мечислава, что он сам был христианином и, с чем все согласны, что стараниями Домбровки распространилось там христианство. Сношения поляков с княжеством Святополка и с Богемией, их отвращение к германцам и другие обстоятельства, которые вслед за сим и в дополнении о обряде пострижения волос будут изложены, представляют доказательства, что христианство это было греко-славянского исповедания, которое существовало в Польше до времен гнезненского трактата, хотя, как выше замечено, и римско-католическое вероисповедание имело место в княжестве Мечислава вместе с греко-славянским, равно как следы этого последнего оставались в Польше и после гнезненского трактата, пока наконец не вое торжествовало над ним совершенно римско-католическое вероисповедание. Галл 266 приводит народную песнь в честь Болеслава Храброго, в которой латины и славяне оплакивают смерть его. И для этих-то славян, Домбровка, отправляясь в Польшу, взяла с собою богемских священников, без сомнения того же самого исповедания, какого был её брат Вацлав, её бабка Людмила, какого она сама была, то есть греко-славянского. Если бы там не было до того времени христиан, то для чего бы везти ей с собою священников? А предположив, даже (чему, впрочем, никто не поверит), что Домбровка отправилась в Польшу более с видами духовной миссии, нежели для вступления в брак с Мечиславом, возможно ли будет также допустить, чтобы она без всякой пользы имела при себе в запасе священников, не быв еще уверена в том, успеет ли обратить польского князя в христианскую веру? Сярчинский 267 идет гораздо далее, утверждая, что в Польше только в XIV веке пало греко-славянское вероисповедание, что для народа читали в церквах св. писание на славянском языке и что тогда только, когда не стали понимать этого языка, оно переведено по-польски. Итак, если в Польше господствовало греко-славянское вероисповедание, можно нам с основательностью предложить вопрос по какой же причине Мечислав дозволил Иордану, римско-католическому епископу, зависевшему от германцев, поселиться в Познани? Но точное свидетельство истории, что только после женитьбы Мечислава состоялось это дозволение в 965 или 968 году, как утверждают летописи, 268 служит доказательством того, что Мечислав не тотчас, но с течением времени признал в нем надобность, заботясь уже о приобретении благорасположения могущественных германцев и папы, к чему кажется склоняла его вторая его жена, римско-католическую веру исповедовавшая, похищенная Мечиславом из миснийского монастыря Кальве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010