Для православия было бы очень важно попытаться установить мирные отношения с греко-католиками. Тенденция рассматривать эти церкви как искусственные образования, и по сей день существующие только благодаря поддержке Ватикана, весьма пагубна; она не отдает должного их вековой борьбе за выживание, которая подчас велась и при враждебности римо-католиков. Хотя недовольство православных теми методами, которыми в свое время создавались некоторые из этих церквей, можно понять, но основополагающие принципы религиозной свободы, не говоря уже о Евангелии, требуют относиться к греко-католикам не только с уважением, но и с любовью, как к братьям во Христе. Более того, православные и униаты вовсе не обречены на взаимную враждебность. В других частях света, например, в Америке и на Ближнем Востоке, где после Второго Ватиканского собора открылась возможность для развития межцерковных связей, зачастую возникает глубоко дружественная атмосфера во взаимоотношениях православных и униатов. Поэтому есть надежда, что с течением времени подобная ситуация возобдадает также и в Восточной и Центральной Европе. Но для того, чтобы это произошло, православные должны осознать ту роль, которую они играли при преследовании греко-католиков коммунистами. Многим не по душе продолжающиеся попытки защитить канонический статус «синодов», организованных большевиками в конце 40-х гг. и санкционировавших насильственную ликвидацию нескольких униатских церквей. Только если православные признают эти неприятные для себя факты, развитие добрых взаимоотношений между ними и греко-католиками станет возможным. Но и перед католической Церковью стоят очень непростые задачи. Можно утверждать с полным на то основанием, что новая ситуация в Восточной и Центральной Европе более выгодна для католиков, чем для других деноминаций. В целом католики этого региона более религиозны, чем христиане иных конфессий. Кроме того, они имеют доступ к финансовым и прочим средствам своих собратьев на Западе, а православные лишены подобных преимуществ. Поэтому католики имеют возможность не только восстановить те позиции, которые они занимали в этом регионе до установления коммунистических режимов, но при желании и упрочить их.

http://pravmir.ru/otnosheniya-katolikov-...

В смысле идеологии УРК практически ничем не отличается от других националистических организаций Украины, а сами члены УРК " скромно " называют себя " продолжателями дела выдающегося казака-реестровика Ивана Мазепы " . Судя по материалам интернет-сайта УРК, военизированная структура Анатолия Шевченко пользуется необъяснимой популярностью у некоторых чиновников и предпринимателей из США. Например, представители властей и рядовые жители штата Техас, принимая Анатолия Шевченко в 2006 году, одарили последнего символическими золотыми ключами от ворот своего штата и почетными грамотами, изъявив желание пополнить ряды " реестрового казачества " . В апреле 2006 года " берегиней УРК " была провозглашена известная бизнес-леди из Техаса Джини Мартин, поклявшаяся " служитьУкраине до последнего вздоха " . Неизменным спутником Анатолия Шевченко в поездках по Украине выступает другой гражданин США - бывший коммерческий директор корпорации " Моторолла " Керол Бейли. Высокую должность " главного атамана УРК в США " Керол Бейли сочетает с работой на посту президента некой таинственной организации - " Духовного центра сотрудничества независимых религиозных общин церкви Христовой в Украине " Благовест " , основной целью которого является " помощь церквам различных конфессий " . 5 января 2007 г. в здании Донецкого государственного института искусственного интеллекта, ректором которого выступает лидер УРК Анатолий Шевченко, был освящен построенный " реестровиками " униатский храм, ставший местом проведения экуменических акций греко-католиков и адептов сектантских структур. В целом, деятельность УРК представляет собой характерный для Украины альянс украинских шовинистов и представителей греко-католической церкви, заметно активизировавшей свою работу на востоке страны. Так, духовником псевдоказаков из УРК выступает известный " целитель и экзорцист " , настоятель кафедрального Покровского собора греко-католической церкви в г.Донецке Василий Пантелюк. Не удивительно, что официальный печатный орган УРК " Украина козацька " активно используется противниками канонического Православия на Украине в целях пропаганды новой унии с Римом.

http://ruskline.ru/analitika/2007/11/02/...

Главные основания указа 22 апреля 1828 года заключались в следующем. Для греко-униатских дел учреждена была отдельная коллегия, во вновь приобретенном для неё доме (куплен у купца Бабкова), под председательством греко-униатского митрополита, из одного епископа и одного архимандрита, назначавшихся по Высочайшему повелению, и четырех протоиереев (от каждой епархии по одному) – по избранию местных епархиальных архиереев и консисторий. Освобожденная от непосредственного влияния римлян, греко-униатская коллегия должна была наблюдать, чтобы в униатской церкви весь чин богослужения и весь порядок церковного управления был охраняем от введения каких-либо чуждых, несвойственных греческим обрядам обычаев, если они не согласны с папскими грамотами 1595 года, положившими начало унии. А известно, что в первые времена введения унии, на основании папских грамот, устройство иерархии, внешние украшения униатских иерархов, их домашняя одежда и церковные облачения, обряды богослужения – все сохраняло характер православный. Единственное отличие униатов от православных состояло в том, что их митрополит был утверждаем не Константинопольским патриархом, а Римским папою, но епископы, как и у православных, не требовали папского утверждения в их звании. Прибавки filioque и не слышно было в униатском богослужении; имени папы также не упоминалось в молитвах. Указ 22 апреля возлагал на коллегию обязанность привести унию в её как бы первобытное состояние, и сгладить все чуждые унии черты латинства, так сказать, оправославить ее. Сила унии заключалась, главным образом, в высшей униатской иерархии и в базилианском ордене, из которого выбирались иерархи; средством для распространения унии было воспитание униатского юношества в духе католическом, противном духу православия; цель, к которой были направляемы все силы и средства – было совершенное слияние унии с католичеством. Против этих сил и против этих средств нужно было направить все мероприятия. Правительство, которому готово было вверить свою судьбу белое духовенство, истощенное в борьбе с базилианами и их покровителями, быстро принялось за осуществление выработанного Иосифом общего проекта о преобразовании унии по отдельным его частям. В течение 1828 и 1829 годов все уже пришло в движение в среде униатской. Иосиф до последнего истощения сил, и даже до расстройства здоровья, неустанно работал над составлением представлений по преобразованию униатской церкви, в самой коллегии, и кроме того трудился вместе с Блудовым над составлением, массы всеподданнейших докладов о приведении в исполнение разных мер по греко-униатскому ведомству. Не только общие меры по униатскому делу не предпринимались правительством, пока не высказывал о них своего мнения и не давал заключения Иосиф, но даже приводились в исполнение эти меры не иначе, как после письменного представления по данному вопросу мнения Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Удивительно, что другой богемский князь, с тем же именем, т.е. Спишигнев II, особенно покровительствовал римско-католическому вероисповеданию и питал нелюбовь к греко-славянскому, изгнав из Богемии всех монахов этого последнего вероисповедания. Неправдоподобно, чтобы Спишигнев I, родившийся от христианских родителей Боривоя и Людмилы, был язычником и только во время царствования императора Генриха в 918 году принял святое крещение. Следовательно, или наше предположение справедливо, что летописец хотел только сказать об усердии богемского князя к римско-католическому вероисповеданию, или же должно согласиться с замечанием г. Ганки, 192 что летописец смешал имена князей и назвал Спишигнева вместо Боривоя, который действительно обратился из язычества в христианство, если только под оставлением язычества не разумел летописец уклонения от греко-славянского вероисповедания. И то, и другое мнение имеют много доказательств в свою пользу. Но не подлежит никакому сомнению, что летописец при изложении событий от Спишигнева до Вацлава (Венцеслав, Вячеслав), сделал ошибку в исчислении годов и в последовательном порядке царствования богемских князей, пропустив Вротислава, вместо которого он показал Вацлава сыном и преемником Спишигнева, тогда как Вацлав есть сын его брата Вротислава и, следовательно, племянник Спишигнева. Таким образом, когда летописец мог ошибиться в исчислении времени и в названиях князей; то он мог также ошибиться и в изложении самого предмета, неправильно или по-своему повествуя о язычестве Спишигнева. Объяснивши, что царствовавшие в Богемии по смерти Боривоя князья исповедовали греко-славянскую веру, возвращаюсь к нашему предмету и покажу, что только в царствование праправнука Боривоя римско-католическое вероисповедание признано в этой стране господствующим, но, что не смотря на то греко-славянское вероисповедание продолжало здесь существовать. Царствовавший после Спишигнева, брат его, Вротислав имел от Драгомиры, как выражаются древнейшие легенды, богобоязненной жены, 193 старшего сына Вацлава, причисленного в последствии западною церковью к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Киеве начинаются акции протеста в связи с переносом резиденции греко-католиков в Киев Киев, 17 августа 2005 г . Обращение к украинскому народу приняли руководители ряда политических партий и общественных организаций в связи с планируемым переносом резиденции Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев. Текст обращения поступил сегодня в представительство ИТАР-ТАСС в Киеве. " Наши предки, отстаивая данную им Богом православную веру, проливали кровь, отказываясь отступить от Христа и принять насаждаемую поляками и Ватиканом католическую унию " , – подчеркивается в заявлении. " Уния, – подчеркивается в документе, – это католичество, внешне прикрытое восточно-православным обрядом. Такая форма измены Православию была специально придумана для окатоличивания православных Руси. Столетиями она насаждалась огнем и мечем. Гибли не только защитники Православия – запорожские казаки, но и высшие иерархи Православной Церкви. Многократно разорялись города, разрушались монастыри и храмы. Чего стоит лишь разрушение православного Киева в 1651 году польско-литовским войском Яна Радзивила, когда были истреблены горожане и священнослужители, защитники святынь " . Однако " украинский народ, благодаря стойкости православного духовенства, запорожского казачества, миллионов простых верующих, сохранил веру свою православную " . " Сегодня Киев, колыбель восточно-славянской православной цивилизации, хотят сдать католикам. То, чего не удавалось сделать властям католической Речи Посполитой, с успехом осуществляется властями нынешними. Несмотря на многочисленные протесты православных, административный центр униатов переносится из Львова в Киев, хотя 90 % униатов проживают на территории Западной Украины. Глава украинских униатов кардинал Любомир Гузар уже именует себя " патриархом " , а завтра он жаждет себя называть " патриархом Киевско-Галицким " . По мнению авторов заявления, " бросок униатов в православную столицу дестабилизирует религиозную ситуацию в Украине, посеет семена вражды, возродит древний исторический конфликт между православными и униатами. О межцерковном диалоге, единстве христианских церквей в Украине придется забыть на долгие годы " .

http://pravoslavie.ru/14306.html

Во второй главе диссертации («Реализация новой модели советской религиозной политики в области международных отношений в условиях Холодной войны») исследуется вопрос о взаимоотношениях Русской Православной Церкви с Ватиканом. Сначала, как пишет С.В. Болотов, Совету по делам РПЦ, а именно его председателю Г.Г. Карпову, было поручено установить отношения с Ватиканом, который был интересен СССР как субъект и активный деятель международной мировой политики. Но позднее, после антикоммунистических выступлений папы Пия XII (начиная с 1945 года), отношение к Ватикану поменялось на крайне враждебное. В СССР началось открытое гонение на католиков и греко-католиков, которое окончилось полной ликвидацией структур последних и слиянием их с Московской Патриархией. Как отмечает автор, в его работе «рассматриваются подробности ликвидации Греко-Католической Церкви в Западной Украине, в которой приняла участие Московская Патриархия» (С. 18). Следует заметить, что вопрос ликвидации Греко-Католической Церкви в Западной Украине сам по себе не нов . С.В. Болотов, к сожалению, не указывает в тексте автореферата, какие подробности освещены в основном тексте работы. Если в тексте автореферата имеется упоминание о создании Отдела внешних церковных связей, небезынтересным было бы упоминание и об учреждении Иностранного отдела Совета по делам РПЦ в 1947 г., так как после своего создания именно этот орган взаимодействовал с ОВЦС по международным вопросам. Ведь сам автор исследования пишет, что «роль, функции и объем работы Совета по делам РПЦ значительно вышли за формальные рамки, предусмотренные положением о Совете» (С. 20). В третьей главе диссертации, которая называется «Международная деятельность Московской Патриархии в условиях изменения парадигмы советской политики в сфере государственно-церковных отношений», речь идет о подготовке и созыве Всеправославного совещания в Москве 8 июля 1948 г., в котором участвовало десять делегаций из тринадцати на тот момент существовавших автокефальных Церквей. Проведение этого совещания стало плодом совместной работы Совета по делам РПЦ, Московской Патриархии в лице созданного ОВЦС и МИД СССР.

http://bogoslov.ru/article/1632167

Западная культура по истокам своим прежде всего культура католическая и латинская. В латинско-католической культуре, самой старой и самой утонченной, сохранилась преемственная связь с античностью — вечным истоком всякой человеческой культуры. На этой культуре видны знаки священного ее происхождения из культа. Латинская раса, романские народы — культурны по крови. Ибо то лишь есть культура, что кровно связано с миром греко-римским, с античными истоками и с церковью западной или восточной, получившей преемство от античной культуры. В строгом смысле слова, никакой другой культуры, кроме греко-римской, и быть не может. Культура православно-католическая получает преемство от греко-римской. Вступление германской расы на арену европейской истории было вторжением потока северной варварской крови в культурную латинскую кровь Запада. Германская раса — варварская, не имеющая кровной преемственной культурной связи с античным миром. Индивидуализм германской Реформации был варварским индивидуализмом в отличие от культурного индивидуализма итальянского Возрождения. Лютер и Кант — великие варвары. Критицизм германской мысли — продукт варварства, не желающего знать кровной, органической, сверхличной преемственности всякой культуры и всякой мысли. В самих истинах германской культуры протестантизм отверг не только священное предание церкви, но и священное предание культуры. Германский индивидуализм и германский критицизм порывает со всяким преданием, начинает с варварского бунта против предания, а всякая культура покоится на предании. Варварское, честное и гениальное дерзновение германского духа было освобождающим и углубляющим для европейской культуры с ее застоявшейся латинской кровью. Внесение большей духовности в культуру по преимуществу душевно-телесную было миссией германизма. Не связанная путами, варварская германская мысль создает глубокие формы религиозного и философского критицизма, в которых объективный мир воссозидается из погружения в субъект, в глубины духа. Но естественная солнечность и ясность латинской мысли совершенно чужда туманной мысли германской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

" Такой механизм вполне можно создать, он уже один раз был создан – в начале 90-х годов, но греко-католики из него в одностороннем порядке вышли, – сказал Владыка Иларион. – Поэтому мы ожидаем конструктивных шагов " . Он также отметил, что этот вопрос обсуждался в ходе его встреч с Папой Римским Бенедиктом XVI и с главой Конгрегации Восточных Церквей кардиналом Сандри, который несет ответственность за взаимодействие с греко-католиками. " Я надеюсь, что наша неоднократно высказанная озабоченность встретит понимание, и мы найдем какой-то алгоритм совместных действий, который позволит внести долгожданный мир в этот регион " , – подчеркнул председатель ОВЦС. Отвечая на вопрос одного из журналистов о том, имеет ли наблюдающееся сближение с Римско-Католической Церковью отношение к личности Святейшего Патриарха Кирилла, архиепископ Волоколамский Иларион отметил, что положительные изменения во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью начались после того, как Папой Римским стал Бенедикт XVI. " Это очень сдержанный, традиционный человек, он не нацелен на экспансию Римско-Католической Церкви в традиционно православные регионы " , – подчеркнул Владыка Иларион и рассказал, что Бенедикт XVI сразу после избрания на Папский престол встретился с председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, и в ходе этой встречи был снят вопрос о посещении Папой России, поскольку такое посещение сейчас представляется невозможным. " Сформировался механизм более доверительных отношений, который позволяет надеяться на их дальнейшее улучшение " , – добавил председатель ОВЦС. " После того, как митрополит Кирилл стал Патриархом Кириллом, можно надеяться на дальнейшие шаги в этом направлении, поскольку он будет продолжать ту же линию взаимодействия с христианами иных конфессий, которую он проводил, будучи председателем ОВЦС, – сказал далее архиепископ Иларион. – Но надо понимать, что мы не ожидаем сближения с католиками в области богословия. Мы участвуем в богословском диалоге, но, как мне кажется, он будет непростым, долгим, там есть много сложностей и подводных камней " .

http://religare.ru/2_70150.html

Бабич : - Кстати, обратите внимание: «религиозным острием» Майдана были не греко-католики, приверженцы православно-католической унии, а именно УПЦ КП - раскольники в восточно-православной традиции, никакого отношения не имеющие к Церкви, но копирующие все ее обряды. Никифоров : - Мне кажется, события, подобные нынешней попытке ликвидации Православной Церкви на Украине, расцветают там, где нет духовных ценностей, а есть прежде всего мирские, политические, материальные ценности. Тут даже греко-католики рядом не стояли.   Бабич : - Да. Вот посмотрите: в событиях 1990-92 годов, в борьбе за суверенитет Украины, большую роль играли греко-католики. Можно по-разному к ним относиться, но, тем не менее, они при советской власти действительно пострадали. Это были люди, которым реально было ценно существовать в своей конфессии, официально реабилитированной в СССР только в 1989 году. Я их понимаю. В 1990-92 годах, несмотря на свойственный УГКЦ украинский национализм, в чем-то эти люди могли вызывать сочувствие. А вот в Майдане – что интересно! – первую скрипку играли именно раскольники псевдо-православные. Что показывает, что это событие было намного более трагическим, чем 1991-й год. Это было событие однозначно более отрицательное и страшное, чем все постсоветские кризисы на Украине, вот этот последний Майдан. Никифоров : - То есть в дела вмешивается мир, политика вмешивается в дела Церкви. Деньги вмешиваются в дела Церкви. Это позорнейшая страница - визит Порошенко в Фанар, в резиденцию Вселенского Патриарха, где Порошенко должен был передать Варфоломею, по сообщениям украинской прессы, пожертвование на 10 миллионов долларов. Причем, как пишут въедливые журналисты со ссылкой на пожертвовавших деньги олигархов, оказалось, что он собрал со своих олигархов 25 миллионов, но пока он летел, деньги где-то «пооткусывали». В результате Пороенко прилетел с 10 миллионами. Но я убежден, что Вселенский Патриарх, человек очень ученый, прекрасно понимающий и знающий каноническое право, он не может не понять неприглядность этой ситуации. Это ведь не просто президент приезжает и жертвует Церкви. Здесь же есть акт симонии, то есть он выступает от имени киевского псевдо-патриархата, то есть от Филарета, чтобы ему, Филарету Денисенко, дали за эти деньги вожделенный «томос» на создание автокефальной псевдо-церкви. Это же тягчайшее каноническое преступление!

http://radonezh.ru/2018/08/28/tomos-razd...

Вот государство в государстве… Ввиду того, что Латинской церкви в Турции приходилось разбирать и решать очень многие гражданские дела римо-католиков, обыкновенно каждый латинский епископ здесь имел в своем распоряжении канцлера (ответственного секретаря), составлявшего деловые бумаги в качестве нотариальных документов, юридическое значение которых не оспаривалось никем со стороны турецких властей. 270 Таким образом, мы видим, что так называемый берат отнюдь не связывал рук высшему латинскому духовенству в Турции и ни к чему их не обязывал в отношении к иноверному правительству. — Посмотрим, далее, на другие стороны положения тех же духовных особ в Турции. В среде Греко-Восточной церкви здесь ответственность за весьма многое в ходе дел греко-восточной общины несет перед турецким правительством православный патриарх. По-видимому, римско-католическая община на турецком Востоке поставлена тоже под контроль. Таким контролером (или генеральным прокурором), по назначению турецкого правительства, в этой общине служит особое лицо — векиль. Но это только по-видимому… На самом же деле векиль, которому со стороны турецкой власти поручена гражданская юрисдикция над латинской райей, занимает второстепенное значение по сравнению с так называемым апостолическим викарием в турецкой столице, высшим представителем папских полномочий по духовному управлению Латинской церковью в пределах Турции. Векиль — непременно римо-католик по своему вероисповеданию, и это, естественно, делает его лицом, подчиненным власти апостолического викария в Константинополе. Одним словом, этот папский викарий в силу своего положения есть не только высший представитель папской власти в Турции, не только руководитель папской политики на Востоке, но представляет в своем лице решающую инстанцию во всех важнейших светских делах, касающихся латинской райи. В результате того устройства, какое получила римско-католическая община в Турции, находим следующее: если папская система, говорят нам канонисты, всюду и всегда стремится к тому, чтобы поставить церковное управление в известной стране по возможности вне всякого влияния светского правительства, то нигде эта система не доведена до такого совершенства, как в Турции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010