«Если бы возможно было полагать, что греко-унитское управление, в настоящем отдельном его виде, будет постоянно и неуклонно следовать нынешнему, данному Вашим Императорским Величеством, направлению, то должно бы надеяться, что униатское дело в течение 10-ти или 15-ти лет достигнет предположенной цели, так сказать, само собою, одним внутренним, постепенным действием в преобразовании греко-унитской церкви. Но в течении столь долгого времени внимание верховного правительства может быть отвлечено от сего дела другими важнейшими предметами; противодействие римско – католической польской партии может усилиться; усердные деятели из среды униатов могут ослабеть и плоды нынешних попечений правительства могут быть невозвратно потеряны. Посему, кажется, полезно и необходимо упрочить дальнейшее преобразование греко-унитской церкви, сблизив оную еще более в общей системе управления с церковью Греко-Российскою, а Вашему Императорскому Величеству благоугодно было одобрить основанное на сем предположение о подчинении греко-унитской коллегии Святейшему Синоду. Вследствие того с конца 1832 года все действия по униатской части были уже соображаемы с сим предположением». «Нужно было приготовить надежных пособников для действий Святейшего Синода по сей части: и для Белоруссии назначен новый православный Полоцкий епископ, которому, может статься, суждено быть преемником управляющего ныне Белорусскою греко-унитскою епархией митрополита Булгака. Для Литвы, где нужно более осторожности, продолжительнейших и больших усилий, назначен епископ Иосиф Семашко ; наконец, рукоположены три новые униатские епископы, не только как надежные деятели в пользу православия, по как оплот от перехода униатов в латинский обряд в случае совершенного прекращения иерархического управления греко-унитской церкви». «Нужно было предупредить и ослабить по возможности противодействие со стороны самых преданных латинской церкви униатов: и уже упразднена почти половина базилианских монастырей, дозволено греко – унитским монахам, перешедшим из римского обряда, возвратиться в оный, чем и воспользовались более 50-ти человек; отменено по униатской церкви право ктиторства, по коему назначение к приходам священников сего обряда зависло от тамошних помещиков – поляков римских католиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В конце 1980-х годов, после визита М.С. Горбачева в Ватикан и встречи с Его Святейшеством Папой Иоанном Павлом II, советское государство вновь предоставило Украинской Греко-Католической Церкви право легального существования. Многие греко-католики, получавшие до этого духовное окормление в православных приходах, смогли вернуться к своей традиции. Однако значительная часть населения запада Украины все же не «возвратилась» в унию, но продолжила отождествлять себя с Православием, даже входя в неканонические образования. Об этом свидетельствует соотношение числа греко-католических и православных приходов в Галиции. Даже сегодня во Львовской области на 1500 униатских приходов приходится более 860 православных по вероисповеданию, хотя большая их часть по хорошо известным Вам причинам принадлежит к неканоническим юрисдикциям. И это при том, что на оставшихся верными Православию вновь, как и в начале XX века, начало оказываться давление, включая прямые гонения со стороны приверженцев греко-католичества. В связи с этим вряд ли возможно утверждать, что в конце 1980-х произошел «массовый и добровольный возврат священников и мирян, прежде всего Галичины, в лоно Украинской Греко-Католической Церкви». На Западной Украине этот процесс в конце 80-х – 90-х годах не был естественным и мирным. Несмотря на упомянутые Вами миролюбивые заявления кардинала Любачивского, уния вернулась на Украину волной насилия. После сладких речей о прощении, примирении и любви последовал разгром трех православных епархий на Западной Украине. Православное духовенство и верующих силой изгоняли из храмов и лишали церковного имущества. Все это происходило при полной поддержке местных властей, которые всячески способствовали восстановлению унии, а зачастую принудительно насаждали ее в православных областях. Достаточно упомянуть о таких вопиющих фактах, как ультимативное требование Стрыйского городского Совета народных депутатов Львовской области передать все церковное имущество православных общин Львовской епархии, а также ключей от храмов и сейфов в распоряжение греко-католических общин. При непосредственной поддержке антиправославно настроенных местных властей греко-католики получили в свое распоряжение бóльшую часть храмов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203251...

В частности, в письме к архиепископу Холмскому и Подляшскому Илариону (Огиенко) от 21 октября 1941 г. он писал: «Вашему Преосвященству всем сердцем желаю, чтобы Вы на Холмщине, а может, и на всей Украине, сели на митрополичьем престоле в Киеве. Все мы надеемся, что этот престол будет патриархами, а может и Вселенской Церковью и Вселенским Собором возведен в достоинство патриархата» . Митрополит Андрей Шептицкий В то же время Шептицкий вполне определенно заявил о необходимости присоединения Киевского патриархата к Католической Церкви. Имея в виду потенциальное воссоединение греко-католиков и православных в Киевском патриархате, митрополит Андрей в мае 1942 г. писал: «Говоря об этом соединении, старался я так представить дело, чтобы было ясно, что не только мы, греко-католики, не имеем никакой воли старшинствовать и главенствовать над нашими братьями, но, напротив, мы готовы даже с ущербом для себя подчиниться им, так что полное соединение двух укр[аинских] вероисповеданий выглядело бы так, что скорее пришлось бы говорить о подчинении греко-католиков власти киевского патриарха. Очевидно, что перед таким присоединением мы ставим условие, чтобы будущий киевский патриархат принял Вселенскую веру, то есть православие первых Вселенских Соборов дополнил решениями Вселенских Соборов от Х в. до новейших времен» . Тесные контакты Украинской Греко-католической Церкви с гитлеровским оккупационным режимом и ее покровительственное отношение к украинскому националистическому движению в 1940-е гг. обусловили негативное отношение советских властей к униатству, результатом чего стало принуждение Греко-католической Церкви к самоликвидации на территории советской Украины. Тем не менее, наличие церковных структур украинских греко-католиков в диаспоре позволило Украинской Греко-католической Церкви сохраниться, мобилизовав ресурсы, остававшиеся вне пределов СССР. Этому способствовало усиление в послевоенные годы идеологического противостояния между Западным миром и странами социалистического лагеря и начало т.н. «холодной войны». В этих условиях становится более значимой политическая роль украинской националистической эмиграции, которую спецслужбы западных стран вовлекают в антисоветские пропагандистские акции. Соответственно на Западе возрос интерес и к украинским греко-католическим церковным структурам, чему способствовали антисоветский характер политики Ватикана в период понтификата Пия XII и его вовлеченность в политическое противостояние между Западом и Востоком.

http://pravoslavie.ru/37250.html

— Появление представителя Украинской Православной Церкви на интронизации нового главы УГКЦ назвали знаковым. В одном из комментариев Святейший Патриарх Кирилл отметил «произошедшее в последнее время улучшение отношений между православными и греко-католиками на Украине». Что он имел в виду? — После избрания нового верховного архиепископа УГКЦ были фактически впервые установлены официальные контакты между греко-католиками и православными Московского Патриархата. Вы сами упомянули присутствие представителя Украинской Православной Церкви на интронизации архиепископа Святослава (Шевчука). Затем состоялась встреча Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с главой УГКЦ. Она прошла в благожелательной атмосфере, в ходе ее стороны договорились о развитии сотрудничества между учебными заведениями двух Церквей. Именно эти позитивные события имел в виду Святейший Патриарх, когда говорил об «улучшении отношений между православными и греко-католиками на Украине». Слова Патриарха, однако, еще не свидетельствуют о том, что все проблемы в отношениях между Украинской Православной Церковью и Украинской Греко-Католической Церковью уже урегулированы. До сих пор остаются нерешенными вопросы со строительством православных храмов в Западной Украине. Представители Украинской Православной Церкви высказывают озабоченность в связи с миссией греко-католиков в Восточной Украине. — УГКЦ имеет в Украине стратегическую цель  — признание Ватиканом патриаршей степени ее организационного устройства. В ноябре-декабре этого года УГКЦ создала в Украине три новых митрополии: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольско-Зборовская. Теперь УГКЦ имеет семь митрополий, включая Перемышльско-Варшавскую митрополию в Польше, Филадельфийскую митрополию в США и Виннипегскую митрополию в Канаде. Повлияет ли укрепление позиций УГКЦ на канонической территории Московского Патриархата на развитие отношений между Русской Православной Церковью и УГКЦ? — Преобразование греко-католических епархий в Западной Украине в митрополии является, прежде всего, внутренним делом Украинской Греко-Католической Церкви. Вместе с тем, эта административная реформа осуществляется с целью добиться от Ватикана признания за УГКЦ статуса патриархата, как о том открыто говорят сами греко-католические епископы.

http://patriarchia.ru/db/text/1913136.ht...

Между тем, с подчинением Святейшему Синоду Греко-Униатской коллегии, обе униатские семинарии, также уездные училища отойдут в ведомство комиссии духовных училищ. Тут воспитание получит самое деятельное участие в преобразовании Униатского духовенства. Нынешние Греко-Униатские учебные заведения заместятся постепенно учителями из воспитанников Греко-Российских духовных академий. Униатское духовное юношество рассеется по учебным заведениям восьми Греко-Российских епархий и трём академиям, и, смешанное в столь огромной массе Православных, необходимо должно совершенно измениться и верою и образом мыслей. Дабы привести в действо сии меры, довольно трёх или четырёх лет – и тогда уже полтора миллиона Униатов столь многочисленными узами связаны будут с Греко-Российской Церковью, Униатское духовенство столь изменится в своём духе и потеряет иерархическую совокупность, надёжные делатели из среды Греко-Россиян и самых Униатов столько умножатся, что Святейший Синод будет иметь все способы к совершенному обращению Униатов в Православных и искоренению наружных, более или менее важных нововведений, их изменивших. К тому надобно присовокупить, что в течение сего времени Римское духовенство отделится от Униатского; силы оного ослабеют от упразднения монастырей и других учреждений; влияние польского патриотизма в большей части исчезнет при новом порядке дел; русские чиновники, ныне новые в западных губерниях, с познанием местных обстоятельств, приобретут довольно влияния и средств к исполнению намерений правительства – следовательно, с одной стороны уменьшится противодействие, с другой доставят новые способы. Но не одно верное и беспрепятственное присоединение Униатов к Греко-Российской Церкви будет плодом постепенного хода Униатского дела. Во всех местах, где имеются Униаты, помещики и прочее Римско-Католическое население, за отдалённостью своих костёлов, отправляются постоянно к богослужению в Униатские церкви и здесь по большей части получают удовлетворение в духовных требах. Можно даже сказать, что сии Католики вообще более привязаны к Униатскому духовенству, нежели к Римскому, частью от того, что первое по бедности своей более им угождает, частью же по общей безнравственности последнего. Посему легко предвидеть, что если не касаться слишком поспешно одеяния приходского Униатского духовенства и некоторых наружностей по церквам, то сие католическое население, привыкнув нечувствительно к Святейшему Синоду, православным архиереям, высшему духовенству и всему русскому, присоединится к Греко-Российской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

— Стороны могут договориться?  — Проблема в том, что греко-католики не хотят ни о чем договариваться. Когда началась эта вакханалия на рубеже 80-90-х годов на западной Украине и униаты начали возвращать себе то церковное имущество, которое они считали несправедливо утраченным, была создана четырехсторонняя комиссия с участием представителей Святого Престола, Греко-Католической Церкви, Московского Патриархата и Украинской Православной Церкви. Эта комиссия занималась конкретными вопросами, а именно, если в конкретном городе или селе существовал конфликт между греко-католиками и православными, которые претендовали на одну и ту же церковную собственность, решалось, как ее разделить. Были выработаны рекомендации, согласно которым, если в селе большинство людей — греко-католики, то храм передается им, но они помогают православным строить новый храм; если большинство — православные, храм остается им, но они помогают греко-католикам строить храм. Если бы эти рекомендации были воплощены в жизнь, мы бы сейчас имели совершенно другую ситуацию и на Западной Украине, и вообще на Украине.  — Что же этому помешало?  — Помешало то, что греко-католики в одностороннем порядке вышли из этой комиссии, они сказали, что они не будут в ней участвовать, и предпочли захватить все, что пожелали, силой.  — То есть если сейчас вернуться к выполнению рекомендаций, то будет нормализована ситуация?  — Мы сейчас не можем возвращаться к вопросу о собственности, поскольку эта собственность была насильственно захвачена, она была у православных отнята. Сейчас не стоит вопрос о пересмотре того, что произошло на рубеже 80-90-х годов. Сейчас первый вопрос, который мы ставим нашим братьям греко-католикам: почему, для какой цели они продолжают свою агрессивную риторику, даже после того как встретились Папа и Патриарх? Нам непонятно, как могут греко-католики, считающие себя членами Католической Церкви, столь неуважительно, агрессивно и развязно высказываться по отношению к Папе Римскому, я уж не говорю об их высказываниях по отношению к Патриарху Кириллу. 

http://patriarchia.ru/db/text/4384755.ht...

Как относится само униатское духовенство к такому порядку подготовления будущих служителей их церкви? В этом отношении, как и во многих других, подмечается большая разница между молодым и старым поколениями греко-католического галицко-русского духовенства. Молодые священники склонны видеть более благоприятные, светлые стороны в представленном нами выше порядке образования их. Общее образование, получаемое в гимназиях наряду со всеми образованными людьми в государстве, вполне подготовляет, говорят, будущего священника к его пастырскому служению. Это образование, завершаемое вполне научным изучением богословия в университете, делает священника греко-униатского вполне образованным человеком, ни в чем решительно не уступающим нормально образованному человеку в государстве. Благодаря этому, греко-униатский священник, говорят, может вполне удовлетворить всем запросам своей паствы, не только простого народа, но и образованных людей. С другой стороны, вышеуказанный порядок подготовления и образования будущих священников предотвращает возможность обособления духовенства от других сословий общества, устраняет развитие кастичности в греко-униатском духовенстве. Этому немало способствует еще и то, что в последнее время кандидаты галицко-русского греко-католического духовенства выходят из среды не одного только духовного, но и других сословий. В прежнее время места священников занимали преимущественно их сыновья, которые самым рождением и домашним воспитанием приготовлялись к своему будущему служению – пастырскому. Теперь же наблюдается стремление детей греко-католического духовенства в Галиции к поступлению на другие какие-либо должности, только не на священническую, Наконец, в вышеуказанном способе подготовления кандидатов греко-католического духовенства в Галиции некоторые видят еще ту выгоду, что во время совместного обучения с детьми всех сословий, званий и состояний будущие священники имеют возможность знакомиться со всеми сторонами общественной жизни, что, будто бы, содействует расширению их умственного кругозора и вообще благоприятно отражается на их последующей пастырской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Если бы возможно было полагаться, что Греко-Униатское управление в настоящем, отдельном его виде будет постоянно и неуклонно следовать по нынешнему данному Вашим Императорским Величеством направлению, то должно бы надеяться, что Униатское дело в течение десяти или пятнадцати лет достигло бы предположенной цели, так сказать, само собою, одним внутренним постепенным действием в преобразовании Греко-Униатской Церкви. Но в течение столь долгого времени внимание верховного правительства может быть отвлечено от сего дела другими важнейшими предметами; противодействие Римско-Католической польской партии может усилиться; усердные делатели из среды Униатов могут ослабеть: и плоды нынешних попечений правительства могут быть невозвратно потеряны. Посему весьма полезно и почти необходимо упрочить дальнейшее преобразование Греко-Униатской Церкви, сблизив оную ещё более в общей системе управления с Церковью Греко-Российской, и Вашему Императорскому Величеству благоугодно было одобрить основанное на сем предположение о подчинении Греко-Униатской коллегии Святейшему Синоду. Вследствие этого, с конца 1832 года, все действия по Униатской части были уже соображаемы с сим предположением. Нужно было приготовить надёжных пособников для действий Святейшего Синода по сей части: и для Белоруссии назначен новый Православный Полоцкий епископ, которому, может статься, суждено быть преемником управляющего ныне Белорусской Греко-Униатской епархией митрополита Булгака. Для Литвы, где нужно более осторожности, продолжительнейших и больших усилий, назначен епископ Иосиф Семашко . Наконец, рукоположены три новые Униатские епископы, не только как надёжные делатели в пользу Православия, но и как оплот от перехода Униатов в Латинский обряд, в случае совершенного прекращения иерархического управления Греко-Униатской Церкви. Нужно было предупредить и ослабить по возможности противодействие со стороны самих преданных Латинской Церкви Униатов: и уже упразднена большая половина базилианских монастырей; дозволено Греко-Униатским монахам, перешедшим из Римского обряда, возвратиться в оный, – чем и воспользовались более 50 человек; отменено по Униатской Церкви право ктиторства, по коему назначение к приходам священников сего обряда зависело от тамошних помещиков – Римских Католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Центр украинских греко-католиков переносится в Киев Киев, 16 мая 2005 г. Не позднее осени центр Украинской Греко-Католической Церкви будет перенесен из Львова в Киев. Об этом на пресс-конференции заявил лидер униатов кардинал Любомир Гузар, сообщает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов со ссылкой на   " Львовские новости " . Переезд произойдет между августом и, самое позднее, ноябрем этого года " , – сказал глава украинских греко-католиков. Перенос униатского центра из Львова в традиционно православный Киев связан с планами греко-католиков по созданию собственного патриархата на Украине. В апреле 2005 года кардинал Любомир Гузар заявил, что униаты рассчитывают на поддержку новоизбранного Папы Римского Бенедикта XVI. По словам кардинала, Бенедикт XVI хорошо ознакомлен планами по созданию униатского патриархата, поскольку этот вопрос обсуждался в Римской курии. Лидер греко-католиков подчеркнул, что вопрос патриархата на Украине признан Ватиканом как " в целом благоприятный " . Напомним, что ранее все поместные Православные Церкви осудили планы греко-католиков по переносу своей главной кафедры из Львова в Киев, а также против предоставления ей Римом статуса патриархата. " Такой поворот событий может отбросить православно-католический диалог на много столетий назад, и о едином христианском мире придется только мечтать " , – заявил Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В Московском Патриархате расценивают намерения униатов как претензию на общенациональный статус на Украине. " В Киеве греко-католиков практически нет. Подавляющее большинство верующих этой Церкви, а они составляют 5 млн человек в стране с 50-миллионным населением, сконцентрировано на Западной Украине – во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Истинной целью действий, предпринимаемых вопреки позиции нашей Церкви, является претензия на общенациональный статус " , – говорит секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви священник Игорь Выжанов. 16 мая 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13463.html

В уважение изменённых обстоятельств, нахожу необходимым для устранения общих и частных вредных последствий для Греко-униатской Церкви от смешения в семействах духовенства сей Церкви лиц Греко-униатского и Римско-католического исповедания воспретить рукоположение кого бы то ни было из сего духовенства, если он поимет жену Римско-католического исповедания. Но как воспрещением таковым весьма значительное число женского пола лиц, к духовным Греко-униатским семействам ныне принадлежащих, исключены были бы некоторым образом из круга того же духовенства к собственному их вреду: то следовало бы дозволить жёнам и дочерям Римского исповедания, в духовных Греко-униатских семействах состоящим, присоединиться или, лучше сказать, возвратиться к Греко-униатскому исповеданию. О чём долгом поставляю представить на разрешение коллегии. Преосвященному Антонию, епископу Брестскому, от 1 мая за 277, о поручении ему принимать и исполнять бумаги, адресованные к епархиальному архиерею, на время отлучки преосвященного Иосифа для осмотра церквей и училищ По случаю возложенной на меня ныне Высочайше обязанности осмотра Греко-униатских церквей и духовных училищ, я не буду в состоянии на несколько месяцев наблюдать с точностью за течением епархиальных дел и разрешать, а даже получать исправно поступающие на моё имя официальные бумаги. Для сего я предложил консистории, чтобы на время нынешнего моего отсутствия из С.-Петербурга все представления и донесения оной, по заведённому порядку на имя моё поступающие, равно прошения частных лиц и отношения правительственных мест, на имя моё адресованные, передаваемы были вашему преосвященству; вам же, преосвященнейший, поручаю таковые официальные бумаги разрешать по вашему усмотрению, или оставлять до моего прибытия, если это признаете возможным и нужным. Все таковые бумаги, разрешённые или неразрешённые вами, должны быть мне переданы в своё время. Впрочем, я желал бы, чтобы ваше преосвященство дела о постоянном определении как духовных, так и гражданских чиновников по епархиальному и училищному управлениям, равно священников к приходам, отлагали для непосредственного моего разрешения, а ограничивались временными назначениями, власти вашей предоставленными. Имею честь быть. Литовской Греко-униатской консистории, от 14 мая за 321, о вызове в Жировицы всех благочинных и настоятелей монастырей, ко времени бытности там преосвященного Иосифа

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010