В частности, в письме к архиепископу Холмскому и Подляшскому Илариону (Огиенко) от 21 октября 1941 г. он писал: «Вашему Преосвященству всем сердцем желаю, чтобы Вы на Холмщине, а может, и на всей Украине, сели на митрополичьем престоле в Киеве. Все мы надеемся, что этот престол будет патриархами, а может и Вселенской Церковью и Вселенским Собором возведен в достоинство патриархата» . Митрополит Андрей Шептицкий В то же время Шептицкий вполне определенно заявил о необходимости присоединения Киевского патриархата к Католической Церкви. Имея в виду потенциальное воссоединение греко-католиков и православных в Киевском патриархате, митрополит Андрей в мае 1942 г. писал: «Говоря об этом соединении, старался я так представить дело, чтобы было ясно, что не только мы, греко-католики, не имеем никакой воли старшинствовать и главенствовать над нашими братьями, но, напротив, мы готовы даже с ущербом для себя подчиниться им, так что полное соединение двух укр[аинских] вероисповеданий выглядело бы так, что скорее пришлось бы говорить о подчинении греко-католиков власти киевского патриарха. Очевидно, что перед таким присоединением мы ставим условие, чтобы будущий киевский патриархат принял Вселенскую веру, то есть православие первых Вселенских Соборов дополнил решениями Вселенских Соборов от Х в. до новейших времен» . Тесные контакты Украинской Греко-католической Церкви с гитлеровским оккупационным режимом и ее покровительственное отношение к украинскому националистическому движению в 1940-е гг. обусловили негативное отношение советских властей к униатству, результатом чего стало принуждение Греко-католической Церкви к самоликвидации на территории советской Украины. Тем не менее, наличие церковных структур украинских греко-католиков в диаспоре позволило Украинской Греко-католической Церкви сохраниться, мобилизовав ресурсы, остававшиеся вне пределов СССР. Этому способствовало усиление в послевоенные годы идеологического противостояния между Западным миром и странами социалистического лагеря и начало т.н. «холодной войны». В этих условиях становится более значимой политическая роль украинской националистической эмиграции, которую спецслужбы западных стран вовлекают в антисоветские пропагандистские акции. Соответственно на Западе возрос интерес и к украинским греко-католическим церковным структурам, чему способствовали антисоветский характер политики Ватикана в период понтификата Пия XII и его вовлеченность в политическое противостояние между Западом и Востоком.

http://pravoslavie.ru/37250.html

«Если бы возможно было полагать, что греко-унитское управление, в настоящем отдельном его виде, будет постоянно и неуклонно следовать нынешнему, данному Вашим Императорским Величеством, направлению, то должно бы надеяться, что униатское дело в течение 10-ти или 15-ти лет достигнет предположенной цели, так сказать, само собою, одним внутренним, постепенным действием в преобразовании греко-унитской церкви. Но в течении столь долгого времени внимание верховного правительства может быть отвлечено от сего дела другими важнейшими предметами; противодействие римско – католической польской партии может усилиться; усердные деятели из среды униатов могут ослабеть и плоды нынешних попечений правительства могут быть невозвратно потеряны. Посему, кажется, полезно и необходимо упрочить дальнейшее преобразование греко-унитской церкви, сблизив оную еще более в общей системе управления с церковью Греко-Российскою, а Вашему Императорскому Величеству благоугодно было одобрить основанное на сем предположение о подчинении греко-унитской коллегии Святейшему Синоду. Вследствие того с конца 1832 года все действия по униатской части были уже соображаемы с сим предположением». «Нужно было приготовить надежных пособников для действий Святейшего Синода по сей части: и для Белоруссии назначен новый православный Полоцкий епископ, которому, может статься, суждено быть преемником управляющего ныне Белорусскою греко-унитскою епархией митрополита Булгака. Для Литвы, где нужно более осторожности, продолжительнейших и больших усилий, назначен епископ Иосиф Семашко ; наконец, рукоположены три новые униатские епископы, не только как надежные деятели в пользу православия, по как оплот от перехода униатов в латинский обряд в случае совершенного прекращения иерархического управления греко-унитской церкви». «Нужно было предупредить и ослабить по возможности противодействие со стороны самых преданных латинской церкви униатов: и уже упразднена почти половина базилианских монастырей, дозволено греко – унитским монахам, перешедшим из римского обряда, возвратиться в оный, чем и воспользовались более 50-ти человек; отменено по униатской церкви право ктиторства, по коему назначение к приходам священников сего обряда зависло от тамошних помещиков – поляков римских католиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Между тем, с подчинением Святейшему Синоду Греко-Униатской коллегии, обе униатские семинарии, также уездные училища отойдут в ведомство комиссии духовных училищ. Тут воспитание получит самое деятельное участие в преобразовании Униатского духовенства. Нынешние Греко-Униатские учебные заведения заместятся постепенно учителями из воспитанников Греко-Российских духовных академий. Униатское духовное юношество рассеется по учебным заведениям восьми Греко-Российских епархий и трём академиям, и, смешанное в столь огромной массе Православных, необходимо должно совершенно измениться и верою и образом мыслей. Дабы привести в действо сии меры, довольно трёх или четырёх лет – и тогда уже полтора миллиона Униатов столь многочисленными узами связаны будут с Греко-Российской Церковью, Униатское духовенство столь изменится в своём духе и потеряет иерархическую совокупность, надёжные делатели из среды Греко-Россиян и самых Униатов столько умножатся, что Святейший Синод будет иметь все способы к совершенному обращению Униатов в Православных и искоренению наружных, более или менее важных нововведений, их изменивших. К тому надобно присовокупить, что в течение сего времени Римское духовенство отделится от Униатского; силы оного ослабеют от упразднения монастырей и других учреждений; влияние польского патриотизма в большей части исчезнет при новом порядке дел; русские чиновники, ныне новые в западных губерниях, с познанием местных обстоятельств, приобретут довольно влияния и средств к исполнению намерений правительства – следовательно, с одной стороны уменьшится противодействие, с другой доставят новые способы. Но не одно верное и беспрепятственное присоединение Униатов к Греко-Российской Церкви будет плодом постепенного хода Униатского дела. Во всех местах, где имеются Униаты, помещики и прочее Римско-Католическое население, за отдалённостью своих костёлов, отправляются постоянно к богослужению в Униатские церкви и здесь по большей части получают удовлетворение в духовных требах. Можно даже сказать, что сии Католики вообще более привязаны к Униатскому духовенству, нежели к Римскому, частью от того, что первое по бедности своей более им угождает, частью же по общей безнравственности последнего. Посему легко предвидеть, что если не касаться слишком поспешно одеяния приходского Униатского духовенства и некоторых наружностей по церквам, то сие католическое население, привыкнув нечувствительно к Святейшему Синоду, православным архиереям, высшему духовенству и всему русскому, присоединится к Греко-Российской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Если бы возможно было полагаться, что Греко-Униатское управление в настоящем, отдельном его виде будет постоянно и неуклонно следовать по нынешнему данному Вашим Императорским Величеством направлению, то должно бы надеяться, что Униатское дело в течение десяти или пятнадцати лет достигло бы предположенной цели, так сказать, само собою, одним внутренним постепенным действием в преобразовании Греко-Униатской Церкви. Но в течение столь долгого времени внимание верховного правительства может быть отвлечено от сего дела другими важнейшими предметами; противодействие Римско-Католической польской партии может усилиться; усердные делатели из среды Униатов могут ослабеть: и плоды нынешних попечений правительства могут быть невозвратно потеряны. Посему весьма полезно и почти необходимо упрочить дальнейшее преобразование Греко-Униатской Церкви, сблизив оную ещё более в общей системе управления с Церковью Греко-Российской, и Вашему Императорскому Величеству благоугодно было одобрить основанное на сем предположение о подчинении Греко-Униатской коллегии Святейшему Синоду. Вследствие этого, с конца 1832 года, все действия по Униатской части были уже соображаемы с сим предположением. Нужно было приготовить надёжных пособников для действий Святейшего Синода по сей части: и для Белоруссии назначен новый Православный Полоцкий епископ, которому, может статься, суждено быть преемником управляющего ныне Белорусской Греко-Униатской епархией митрополита Булгака. Для Литвы, где нужно более осторожности, продолжительнейших и больших усилий, назначен епископ Иосиф Семашко . Наконец, рукоположены три новые Униатские епископы, не только как надёжные делатели в пользу Православия, но и как оплот от перехода Униатов в Латинский обряд, в случае совершенного прекращения иерархического управления Греко-Униатской Церкви. Нужно было предупредить и ослабить по возможности противодействие со стороны самих преданных Латинской Церкви Униатов: и уже упразднена большая половина базилианских монастырей; дозволено Греко-Униатским монахам, перешедшим из Римского обряда, возвратиться в оный, – чем и воспользовались более 50 человек; отменено по Униатской Церкви право ктиторства, по коему назначение к приходам священников сего обряда зависело от тамошних помещиков – Римских Католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Он свободно владел четырьмя языками - греческим, латынью, итальянским, позднее и испанским. Постоянно собирал библиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он со временем перебрался на постоянное место жительства. Она включала 131 том только наиболее ценных экземпляров на разных языках, не считая прочих книг. Путь к апостолам В связи с этим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся к живописи, чем к иконописи? Дело в том, что Эль Греко вырос в среде римо-католиков, иконопись и западная живопись были ему равно близки. При этом он был человеком Ренессанса. И хотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние. В искусстве он пошел своим самобытным путем. Здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана, и Тинторетто там определенно есть. Не осталось у него и учеников. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом - тот тоже был абсолютно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии... И гость был поражен нестандартностью мыслей Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем принялся за Микеланджело: дескать, он, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело - когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле - речь в обоих случаях идет о конце времен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Он свободно владел четырьмя языками — греческим, латынью, итальянским, позднее и испанским. Постоянно собирал библиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он со временем перебрался на постоянное место жительства. Она включала 131 том только наиболее ценных экземпляров на разных языках, не считая прочих книг. Путь к апостолам В связи с этим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся к живописи, чем к иконописи? Дело в том, что Эль Греко вырос в среде римо-католиков, иконопись и западная живопись были ему равно близки. При этом он был человеком Ренессанса. И хотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние. В искусстве он пошел своим самобытным путем. Здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана, и Тинторетто там определенно есть. Не осталось у него и учеников. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом — тот тоже был абсолютно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии... И гость был поражен нестандартностью мыслей Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем принялся за Микеланджело: дескать, он, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело — когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле — речь в обоих случаях идет о конце времен.

http://foma.ru/el-greko-asket-epoxi-vozr...

Среди этих деятелей были, в основном, греко-католики. Фото: Православие.Ru - Но сейчас их центр постепенно переместился из Львова в Киев? Неужели действительно такую поддержку в народе греко-католики получают в Киеве? Насколько приживется греко-католицизм в восточных частях Украины? Какой ваш прогноз на этот счет? - Это чисто политический шаг. Наш народ очень терпеливый, очень толерантный. В силу такого ментального комплекса мы просто привыкли терпеть много таких исторических невзгод. Но я верю в то, что наступит какой-то критический момент, когда греко-католики и католики получат по заслугам. Никогда в наших областях не получит распространение греко-католицизм или католицизм. Никогда! К сожалению, некоторые ученые, хорошо образованные люди заражены идеями униатов, автокефалов. Настолько совдеп за 70 лет вдолбил вот эту идею безбожества, что они размышляют категориями философскими, теоретическими, политэкономическими и т.д... Никогда это не получит распространения! Я в это абсолютно верю. В Вышгороде они построили свой храм, там и администрация их сидит. Но Гузар сидит только во Львове - боится в Киев приезжать. Наш народ такой, что наступит когда-нибудь критический момент, и тогда держись! - Расколы, большие или маленькие, сейчас мучают и Россию, и Болгарию, и Сербию. Есть ли у них какая-то общая причина? - Я думаю, в основе расколов лежат больше политические, чем церковные принципы. Ведь канонических расхождений у нас практически нет. Тот же Филарет использует наши богослужебные книги и каноны. Он не отвергает ничего из этого. Там есть еще причина - национализм или, как я называю это, нацизм... Также и финансовая сторона держит его. Его подпись стоит под счетами. Без него ни одного финансового движения быть не может. Филарет привязан так, что ему некуда деваться. Деньги держат! Интервью подготовлено силами редакции сайта Православие.Ru 03/07/2002 Смотри также: Тематические подборки: Украина Документы истории: Из истории " Лубенского раскола " О составе делегатов раскольничьего " Всеукраинского православного собора " 1921 года Аналитическое обозрение: Митрополит Владимир: " Раскол на Украине - большая рана на теле Церкви " Гость сайта: Автономия Украинской Церкви - печальное наследие расстриги Филарета. Интервью с епископом Тульчинским и Брацлавским Ипполитом Полемика: К вопросу об украинской автокефалии Ваше мнение: Нужна ли Украинской Церкви автокефалия?

http://pravoslavie.ru/guest/litvinenko2....

Митрополит Иларион: Хотел бы пояснить, что это письмо не только Вселенскому Патриарху, а главам всех Поместных Церквей. Такие письма часто рассылаются в порядке информирования, поскольку главы Православных Поместных Церквей общаются между собой, в том числе рассказывая друг другу и о самых значимых и трагических событиях в жизни своих Церквей. Конечно, письмо Патриарха вызвано тем обстоятельством, что безусловно конфликт на Украине имеет некое религиозное измерение. Мы знаем, что Украина — многоконфессиональная страна, где люди в разных областях исповедуют различные политические теории, одни тяготеют к Западу, другие к Востоку. Но вся эта картина разнообразия политических взглядов и ориентаций дополняется и тем, что на Украине на протяжении нескольких веков существуют разные христианские конфессии, в том числе на западе Украины важную роль играют греко-католики. История сосуществования греко-католиков и православных на территории нынешней Украины, в свое время на территории польско-литовского княжества — история трагическая, потому что уния была создана как спецпроект Католической Церкви по обращению православных в католичество. Идея заключалась в том, чтобы позволить православным сохранять свой обряд, но при этом они должны были полностью принять догматы Католической Церкви и подчиниться власти папы. Там, где этого не происходило, греко-католики прибегали к помощи гражданских властей. Именно при их помощи осуществлялись гонения на православных. Так было после 1596 года, когда была подписана Брест-Литовская уния, и в начале 90-х годов, когда униаты захватывали православные храмы, пользуясь поддержкой тогдашних украинских властей. И, конечно, это измерение присутствует и в нынешнем конфликте. Может быть, неслучайно именно греко-католический архиепископ откликнулся на это письмо первым, потому что почувствовал, что греко-католики имеют прямое отношение ко всему тому, что сейчас происходит на Украине. А. Щипков: Дело в том, что письмо главы греко-католической Церкви на Украине Святослава (Шевчука) — не пастырское письмо. Честно говоря, когда я прочитал его внимательно, первой мыслью было разобрать его со своим студентами-политологами, потому что оно составлено по пропагандистским политическим лекалам. Например, там есть специальная ось, вокруг которой строится все письмо. Эта ось — малоазийский Боинг, который был сбит на территории Украины. Повторяется эта история три раза: в начале, в середине и в конце, завершая письмо пропагандистскими высказываниями, намекая, что Боинг сбила российская сторона. Поэтому это письмо — не пастырское, а политическое. В нем также говорится, что в Крыму религиозные общины подвергаются откровенному насилию. Где? Какие общины? Никаких примеров, никаких доказательств, а только одни огульные обвинения. Откуда взялась эта политизация? Где ее корни? В чем ее причины? Почему именно униаты? Может быть, суть каких-то ценностных различий между униатами и православными? Как Вы думаете?

http://patriarchia.ru/db/text/3744471.ht...

В Киеве состоялись массовые акции протеста против переноса греко-католической кафедры Киев, 23 августа 2005 г. 21 августа более 3 тысяч человек приняли участие в молитвенном стоянии против переноса греко-католической кафедры из Львова в Киев. Митинг протеста объединил представителей православных организаций, казачества и некоторых украинских политиков, сообщает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов. С раннего утра около ворот строительной площадки нового униатского храма появились пикеты протеста: собравшиеся скандировали: «Униаты – вон!», «Гузар, go home!», а также держали в руках иконы, российские и украинские флаги, плакаты: «Нет унии в столице Православия», «Ющенко, не делай гражданской войны! Унии не надо!». В это же время рядом со строительной площадкой начался митинг протеста, участники которого заявили, что расценивают действия греко-католиков как недружественный шаг по отношению к православным. «Речь идет о насаждении веры, об экспансии Ватикана, – уверен лидер одесской православной организации «Единое Отечество» Валерий Кауров, – К сожалению, это происходит при поддержке властей. На Западной Украине православным не дают возможности строить храмы, а в Киеве униаты получают участок под строительство огромного собора». «В центре России стоит памятник Минину и Пожарскому, который сегодня имеет огромное значение для всех нас, – говорит руководитель крымской молодежной организации Прорыв " Алексей Добычин, – К сожалению, история повторяется, но все помнят, каков был конец предателей Руси во времена Великой Смуты на Руси». «Это пиррова победа униатов, – заявляет лидер прогрессивной социалистической партии Украины Наталья Витренко, – Сегодня им удалось получить участок на Левом берегу Днепра, однако людей они сюда свозили автобусами с Западной Украины. Все три греко-католических храма в Киеве стоят пустыми, люди сюда не ходят». Участники акции также напомнили про насильственное насаждение греко-католичества среди украинцев, про поддержку униатами дивизии СС «Галичина», разгром греко-католиками православных епархий на Западной Украине и благословение Папы Римского агрессии НАТО против Сербии.

http://pravoslavie.ru/14328.html

Несмотря на гос. регистрацию в 1991-1992 гг. униат. общин, их церковно-канонический статус для рим. Конгрегации по делам Вост. Церквей (см. ст. Восточные католические Церкви ) оставался неурегулированным. Первый официально признанный Папским престолом греко-католич. приход в Минске в честь иконы Богоматери «Неустанная помощь», находившийся в юрисдикции М.-М. к. а., был основан 5 июля 1992 г. указом Минско-Могилёвского архиеп. К. Свёнтека. В 1992-1995 гг. также существовал Белорусский греко-католич. деканат во главе со свящ. Яном Матусевичем, в мае 1994 г. получивший официальное признание Папского престола и с тех пор подчинявшийся непосредственно Конгрегации по делам Вост. Церквей. Однако в него входили не все белорус. униат. общины. В частности, староста основанного в 1991 г. униатского прихода в Минске С. Абламейко, являвшийся членом партии «Белорусский народный фронт», выступал за самостоятельный статус Белорусской греко-католич. Церкви. Соответствующее обращение к папе Римскому собрало более 2 тыс. подписей. Другой униат. деятель, лидер партии «Белорусская социал-демократическая громада» А. Сидоревич, обратился к правительству Белоруссии с просьбой добиваться у Папского престола назначения отдельного епископа для белорус. униатов, поскольку архиеп. К. Свёнтек, поляк по национальности, является «проводником полонизации» и, по словам Сидоревича, не может руководить белорус. греко-католиками. В нач. 1992 г. глава МИД Белоруссии обратился к гос. секретарю Ватикана с предложением назначить в Минск греко-католического епископа для организации самостоятельной Белорусской греко-католич. Церкви, юрисдикция к-рой распространялась бы как на униатов Белоруссии, так и на униатов-белорусов в эмиграции (НАРБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 112. Л. 72-74). На то время наиболее приемлемой для властей была кандидатура протопресв. А. Надсона, являвшегося с 1986 г. главой Лондонской белорус. греко-католической миссии и апостольским визитатором белорус. униатов в эмиграции, с 1991 г. регулярно служившего в Минске и Гомеле.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010