— Какие совместные шаги сейчас необходимы для того, чтобы облагоразумить униатов? Может быть, стоит ожидать создания Русской и Католической Церквами какой-то комиссии? — Идея создания некоей комиссии, которая помогла бы решить проблему унии, существует. Но конкретные параметры этой комиссии трудно пока себе представить, особенно учитывая такое умонастроение лидеров УГКЦ. В начале 1990-х годов была создана четырехсторонняя комиссия для того, чтобы решать конкретные, практические проблемы сосуществования православных и греко-католиков на Западной Украине. Но греко-католики в одностороннем порядке вышли из этой комиссии, они не захотели в ней участвовать. Я думаю, это объясняется тем, что они вообще не хотят идти тем путем, который сегодня начертан Папой и Патриархом в их совместной декларации. Путь, который предлагают Папа и Патриарх, — это путь взаимодействия в тех областях, в которых это взаимодействие возможно. Это путь отказа от соперничества и перехода к братским взаимоотношениям. А греко-католикам это совершенно не нужно. Их риторика агрессивная, враждебная, развязная, и она очень резко контрастирует не только с содержанием декларации, но даже с ее стилем, с ее пастырским посылом, с тем примиряющим духом, который из нее исходит. — Тема, которая особенно волнует журналистов: следует ли ожидать приезда Понтифика в Россию? — Эта тема не обсуждалась на встрече Папы и Патриарха. Может быть, она всех волнует, но у меня не создалось впечатления, что она волнует Папу. По крайней мере, она не звучала на этой встрече. Сейчас пока речи не идет о приезде Папы в Москву, о приезде Патриарха в Рим. Сейчас речь идет о том, что мы должны наращивать взаимодействие, углублять взаимопонимание, стараться как можно скорее преодолеть тот негатив, который был накоплен во взаимоотношениях между православными и католиками и работать на сближение на уровне умов и сердец. А дальше время покажет, как надо действовать. Я думаю, что, когда созреют предпосылки для следующей встречи, тогда и будем решать, где и когда ее проводить.

http://patriarchia.ru/db/text/4379304.ht...

В Киеве начинаются акции протеста в связи с переносом резиденции греко-католиков в Киев Киев, 17 августа 2005 г . Обращение к украинскому народу приняли руководители ряда политических партий и общественных организаций в связи с планируемым переносом резиденции Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев. Текст обращения поступил сегодня в представительство ИТАР-ТАСС в Киеве. " Наши предки, отстаивая данную им Богом православную веру, проливали кровь, отказываясь отступить от Христа и принять насаждаемую поляками и Ватиканом католическую унию " , – подчеркивается в заявлении. " Уния, – подчеркивается в документе, – это католичество, внешне прикрытое восточно-православным обрядом. Такая форма измены Православию была специально придумана для окатоличивания православных Руси. Столетиями она насаждалась огнем и мечем. Гибли не только защитники Православия – запорожские казаки, но и высшие иерархи Православной Церкви. Многократно разорялись города, разрушались монастыри и храмы. Чего стоит лишь разрушение православного Киева в 1651 году польско-литовским войском Яна Радзивила, когда были истреблены горожане и священнослужители, защитники святынь " . Однако " украинский народ, благодаря стойкости православного духовенства, запорожского казачества, миллионов простых верующих, сохранил веру свою православную " . " Сегодня Киев, колыбель восточно-славянской православной цивилизации, хотят сдать католикам. То, чего не удавалось сделать властям католической Речи Посполитой, с успехом осуществляется властями нынешними. Несмотря на многочисленные протесты православных, административный центр униатов переносится из Львова в Киев, хотя 90 % униатов проживают на территории Западной Украины. Глава украинских униатов кардинал Любомир Гузар уже именует себя " патриархом " , а завтра он жаждет себя называть " патриархом Киевско-Галицким " . По мнению авторов заявления, " бросок униатов в православную столицу дестабилизирует религиозную ситуацию в Украине, посеет семена вражды, возродит древний исторический конфликт между православными и униатами. О межцерковном диалоге, единстве христианских церквей в Украине придется забыть на долгие годы " .

http://pravoslavie.ru/14306.html

16 июня 1995 года в селе Россохи Старосамборского района, в котором проживают 70% жителей православного вероисповедания, «передача» храма сопровождалась применением по отношению к местным жителям, среди которых были дети, мер физического воздействия. Произошло столкновение между представителями правоохранительных органов и жителями села. По данному факту было возбуждено уголовное дело. В селе Воютичи Старосамборского района, для исполнения постановления областной администрации о передаче церкви греко-католической общине отряды сотрудников правоохранительных органов использовались девять раз, общей численностью 472 человека, в том числе отряд специального назначения «Беркут», но поочередное использование местной церкви из-за сопротивления жителей села осталось нереализованным. Всего в 1995 году, для силового освобождения храмов от граждан православного вероисповедания, было задействовано более 2000 работников правоохранительных органов и отрядов особого назначения, ими затрачено 14 тысяч человеко-дней, что обеспечило бы Львову перекрытие 40 патрульно-постовых маршрутов в течение трех месяцев. Израсходовано 24 миллиарда купоно-карбованцев 18 . Несмотря на все это, план по вытеснению православных из Галичины посредством навязывания им поочередного пользования храмами провалился. В 1999 г. 70% судебных решений относительно пользования храмами оставались невыполненными. Ситуация в 446 населенных пунктах была определена как «острая». Причем в 158 из них наблюдалось открытое противостояние между церковными общинами. 85% всех населенных пунктов с острой религиозной ситуацией — это города и села, где существовал конфликт между православными и греко-католиками. Среди них — 23 селения на Закарпатье, в 17 из которых ситуация была определена как «очень острая»; 79 — на Тернопольщине (очень острая — в 11); 157 — на Ивано-Франковщине и 125 — на Львовщине. В большинстве населенных пунктов православные — преимущественно верующие УПЦ КП и УАПЦ — удерживали храмы и не допускали туда греко-католиков. В 2002 г. Госкомрелигий сообщает об «определенной напряженности» в 97 населенных пунктах (Тернопольская область — 28, Львовская — 22, Ивано-Франковская — 19, Чернвицкая — 10, Закарпатская — 13, Волынская — 1) 19 .

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Одним из ключевых требований Русской Православной церкви при организации встречи Патриарха и Папы было осуждение со стороны Ватикана духовной агрессии униатов (греко-католиков) против Русской Православной церкви на Западной Украине. Частично это отражено в Декларации. В Декларации четко заявлено о неприемлемости прозелитизма. В пункте 24 сказано: «...Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру... Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями» . Положению на Украине посвящено в Гаванской декларации 3 из 30 пунктов. Пункт 25 четко говорит об униатах, «униатизме», который берется в Декларации в кавычки: «25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования». Митрополит Волоколамский Иларион, готовивший встречу и Декларацию, сообщил, что в беседе с Патриархом Папа Франциск подчеркнул, что считает именно Патриарха Московского и всея Руси каноническим главой всех православных верующих Украины. Патриарх и Папа в Декларации призывают от ситуации соперничества, омрачавшей взаимоотношения между их Церквами на протяжении столетий, «перейти к ситуации партнерства в тех областях, в которых оно сегодня возможно и востребовано - таков лейтмотив встречи. Не теологическая, а пастырская декларация

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

В XIX в. судьба последней в России заставила римскую курию также позаботиться о галицийских греко-католиках. Митрополиту Михаилу Левицкому был дан титул кардинала ( 1856 ); подтверждено было запрещение перехода униатов в латинский обряд ( 1863 ). Эта зашита греко-католического обряда не давала ему, однако, равноправия с латинским; латинское духовенство не переставало смотреть на русинов как на полуневерных схизматиков и продолжало свою пропаганду между ними в пользу латинства. Все это обостряло вероисповедный антагонизм. При всем том вследствие недостатка между русинами первой половины XIX в. национального самосознания высшее образование приводило их духовенство к ополячению. В 1772 бедное и невежественное белое духовенство имело еще национальный украинский характер, но высшее образованное духовенство из базилиан было почти целиком денационализировано. Позже та же участь постигла почти все духовенство. Реакция против такой аномалии началась среди духовенства перемышльской епархии, находившейся под управлением епископа Ивана Снигурского ( 1818 - 1847 ), самого знаменитого деятеля в среде греко-католического духовенства за все австрийское время. Его деятельность не ограничилась одним развитием национального самосознания среда духовенства, но распространилась на все сельское население. Литературное возрождение русинов имело первых своих представителей только в среде духовенства (М. Шапшевич, Я. Головацкий, И. Вагилевич, М. Устянович и др.). В 1848 русины в первый раз ясно заявили свои национально-политические требования (Гр. Яхимович, Мих. Куземский и др.). С подавлением революции началась в Австрии политическая и религиозная реакция. Благодаря конкордату австрийского правительства с Римом католическое духовенство приобрело небывалые со времен Иосифа II привилегии в областях политики и народного образования ( 1855 - 1867 ). И униатское духовенство приобрело тогда право надзора над народными и средними школами; но оно не особенно ревностно пользовалось своими полномочиями, между тем как латинское духовенство кроме религиозной пропаганды занялось распространением полонизации в Галиции и Буковине .

http://drevo-info.ru/articles/2232.html

Можно бы не без основания упрекать настоящий катехизис излишнею по своему предназначению пространностью. Без сомнения желательно, чтобы юношество знало как можно основательнее правила христианского учения; но будет ли оно в состоянии изучить столь значительную, как настоящий катехизис, книгу? а в предмете религии лучше твёрдое и основательное знание важнейших истин, нежели поверхностное во всём оной пространстве. Кажется, настоящий катехизис мог бы служить руководством для преподавания науки религии в университете, или же для приватного чтения, – а затем, предназначив для гимназий катехизис, прежде для уездных училищ составленный, сочинить для сих последних другой, кратчайший. Сему предназначению мог бы совершенно ответствовать катехизис, по Высочайшему повелению для училищ изданный, под заглавием: Начатки Христианского Учения, или Краткая Священная История и Краткий Катехизис. Довольно по предпоследней статье Краткой Истории пропустить слова: и исхождение святого Духа от Бога Отца, а в трёх других местах прибавить слово и Сына, и вся оная книга будет Римско-Католической. записка, об издании в польском переводе сочинения митрополита Филарета: «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Греко-Российской Восточной Церкви» Движимый усердием к священному делу соединения граждан России узами единой веры, я посвятил свободное от занятий по службе время переводу на польский язык сочинения высокопреосвященного нынешнего Московского митрополита, под заглавием: Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Греко-Российской Восточной Церкви. Я, как собственным опытом, так и на других, уже испытал силу сего сочинения, в отношении к внутреннему убеждению, без коего все другие способы привлекут в недра Греко-Российской Церкви разве нескольких низких перемётчиков, более стыда, нежели чести нанести оной могущих. Не имея даже в виду приобретения для сея Церкви прозелитов, издание оного сочинения принесёт несомненную пользу. Основательность оного и особенно редкая в подобных предметах умеренность должны охладить фанатизм самого ревностного Римского Католика и принудить к почитанию той Церкви, которая, имея столько твёрдые основания своего вероисповедания, со стольким, однако, снисхождением смотрит на другие церкви, с нею несогласные.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В Черткове, например, с 2003 года действует наша община, которая состоит не из 20, а из 70 верующих. По словам настоятеля священника Андрея Кинашевского, в течение этих лет от сессии до сессии община неоднократно просила местные власти выделить землю – и никакого результата. Все отказы в выделении земли под единственный на весь Чертковский район храм УПЦ были абсолютно неаргументированными. Игнорируя религиозные потребности части своих жителей – верных УПЦ, до сегодняшнего дня городской совет выделил минимум три участка под строительство культовых сооружений других конфессий. Поэтому, когда возникла ситуация в Хмельнике, в отдел внешних церковных связей УПЦ звонили наши прихожане из Западной Украины и возмущались, цитирую: «непонятной толерантностью и уступчивостью со стороны горсовета г. Хмельника к идентичной ситуации с общиной греко-католиков этого города». Если быть толерантными и справедливыми, то так же нужно относиться и к общинам УПЦ в Западной Украине. В Бродах Львовской области наша община насчитывает 300 верующих, которые лишь после многих лет бюрократических мытарств – и то через суд – смогли получить землю под строительство храма. Так давайте будем по-человечески выстраивать наши отношения. А то из греко-католиков делают «мучеников», а из православных – «гонителей». Считаю, что это несправедливо. – Владыка, какой выход вы видите из этой ситуации? – Во-первых, не нужно заострять противостояние и драматизировать ситуацию. Я бы посоветовал греко-католикам отказаться от этого участка и подыскать другой, но консультируясь с православной стороной. Потому что, по нашим данным, перед предоставлением разрешения на разработку паспорта привязки не организовывалось никаких общественных слушаний, людей об этом никто не информировал. Именно поэтому люди возмутились. Мы готовы к конструктивному разрешению этой ситуации и можем даже привести пример, как мы выходили из подобных ситуаций в других местах с другими религиозными деноминациями. Например, в Крыму, в селе Лозовое Симферопольского района, местные власти выделили земельный участок на территории старого мусульманского кладбища для строительства православного храма. Однако когда Духовное управление мусульман Крыма обратилось к митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю с просьбой отказаться от выделенного земельного участка, учитывая упомянутую причину, владыка для сохранения межконфессионального мира пошел навстречу, направил соответствующее письмо к местным властям и попросил выделить другой участок, за что представители мусульманской общины искренне его благодарили.

http://pravoslavie.ru/55997.html

Первый сигнал, дошедший из Ватикана, прозвучал весьма тревожно. Предсказать то, что «украинский вопрос» в очередной раз может стать камнем преткновения на пути православно-католического диалога, особого труда не составляло. Недавно на нашем сайте была опубликована статья, в которой шла речь о так называемом стихийном, то есть не управляемом из Ватикана католическом прозелитизме на Украине. В этой публикации отмечалось, в частности, что католический прозелитизм в этой стране сегодня развивается, может быть, и без деятельной поддержки Ватикана, но с его молчаливого согласия. Однако Ватикан, старавшийся в последнее время украинские проблемы не ворошить, вдруг громко и весьма пафосно высказался в поддержку УГКЦ. Остается догадываться, случайно или нет 23 июня, на следующий день после встречи митрополита Кирилла и кардинала Каспера, на сайте католического информационного агентства Zenit  появился призыв Папы Бенедикта XV поддержать греко-католиков Украины. Папа обратился с этим призывом на встрече с участниками Генеральной ассамблеи организаций, осуществляющих помощь Восточным Церквам. Бенедикт XV считает, что католикам Украины необходимо оказать поддержку в деле налаживания отношений с православными. «В эти дни вам необходимо изучить истинную ситуацию вокруг Греко-католической церкви Украины», — сказал Папа участникам встречи, среди которых были префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Игнатий Муса Дауд и глава УГКЦ Любомир Гузар. По словам Бенедикта XV, развитие УГКЦ после падения коммунистического режима «дает надежду на то, что древнее и благородное духовное наследство, которое греко-католики берегут, позволит внести неоценимый вклад в прогресс всего украинского народа». «Поэтому я говорю вам: поддержите их экклезиологический путь», — заявил Папа и призвал оказывать содействие примирению и дружбе между христианами Украины. Если верны предположения о том, что эти высказывания Бенедикта XV являются своеобразным ответом на заявления представителей Русской Церкви, сделанные в ходе и после встречи с кардиналом Каспером, то вряд ли объявленная Ватиканом «новая эра» в развитии православно-католических отношений начнется в ближайшем будущем.

http://patriarchia.ru/db/text/26632.html

В 1979 году была создана Международная смешанная комиссия по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквами, в работе которой участвовали представители всех Поместных Православных Церквей. Главной темой, стоявшей на повестке дня комиссии, была, конечно, экклезиологическая проблема. Ее обсуждение решено было начать с изучения вопроса о сакраментальной природе Церкви. Однако уже на IV пленарной ассамблее в г. Бари (1987) православными участниками диалога была поднята болезненная тема унии и так называемых Восточных Католических Церквей. Она приобрела особенную остроту после 1989 года с возрождением Греко-Католических Церквей в Восточной Европе (главным образом, на Украине и в Румынии), которое сопровождалось многочисленными проявлениями насилия по отношению к православным. Возникшая ситуация значительно осложнила до тех пор плодотворно развивавшийся богословский диалог между двумя Церквами, и он был фактически приостановлен в период с 1990 по 2005 годы. Пленарные ассамблеи Смешанной комиссии во Фрайзинге (Германия, 1990 г.), Баламанде (Ливан, 1993 г.) и Балтиморе (США, 2000 г.) занимались исключительно проблемой унии и приняли ряд важных заявлений по этому вопросу. На заседании в Баламанде было подчеркнуто, что «униатство не может быть принято ни как метод, ни как модель единства, к которому стремятся наши Церкви» («Униатство как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем», Баламанд, 1993, 12). Баламандское соглашение содержало также целый ряд практических рекомендаций, направленное на снижение напряженности между православными и католиками в районах совместного проживания. Однако, к сожалению, рекомендации так и остались на бумаге, а на практике греко-католики не пожелали им следовать. Напротив, на Украине развернулась активная экспансия униатства, которое стремится выйти за пределы Западной Украины и распространиться на Восток, где оно никогда ранее не занимало сколько-нибудь значимых позиций. Ярким свидетельством этой экспансионистской политики, проводимой в ущерб Православной Церкви, является состоявшийся в 2005 году перенос центра греко-католической архиепископии из Львова в Киев и проект придания ей статуса патриархата, который она никогда ранее не имела.

http://patriarchia.ru/db/text/696584.htm...

На фоне активизации сатанистов идёт и реанимация греко-католической церкви – порождения Брестской унии 1596 года. Происходит самовольный и часто насильственный захват греко-католиками православных храмов, переходящих в подчинение Ватикану. Под угрозой оплот православия Киево-Печерская Лавра, находящаяся в канонической юрисдикции Московского патриархата. Начался процесс «униизации» Украины. И это несмотря на то, что из сорокамиллионного ее населения около тридцати миллионов – православные, и только около восьми миллионов – униаты, если верить современной статистике. «Майданная пассионарность», подпитываемая Западом, позволяет греко-католическим активистам продолжать свое разрушительное дело по расколу «психо-ментального» поля украинского народа. Как будто начинает сбываться мечта одного из идеологов унии известного папского нунция Антонио Поссевино, посланного папой Григорием XIII в 1582 году к царю Иоанну Грозному в безнадежной попытке обратить его в католичество или склонить к унии. § 11. ЕВРО-РАСИЗМ И РОССИЯ Сейчас, с внешней стороны, конфессиональные вопросы, как будто отошли на задний план. Но именно они создают тот устойчивый пассионарный фон непримиримой борьбы и внутреннего напряжения массовых страстей, что все мы можем наблюдать сегодня. Это невидимое поле конфессионального «психо-ментального» фронта эксплуатируется всеми теми, кто хочет еще больше углубить трещину между двумя родственными народами великого славянского древа и приватизировать Украину. «За беспорядками в Киеве стоят американцы» – так называлась статья известного журналиста Иэна Трейнора, опубликованная около двадцати лет тому назад в газете «Гардиан» от 26 ноября 2004 года, где он писал: «Эта кампания – творение американцев, утончённое и блестяще спланированное учение по массовому маркетингу и продвижению западного бренда, которое было использовано в четырех странах за четыре года для спасения фальсифицированных выборов и свержения непривлекательных режимов». Ничего не изменилось с тех пор, только всё усугубилось и накалилось до предела. Теперь объединённая «Новая Европа» выступает уже не под католическим флагом, а под лозунгом «мирового рынка». Здесь надо вспомнить «Конституцию Европейского Союза», подписанную в Риме двадцатью пятью странами 29 октября 2004 года. Среди ее «ценностей» нет даже упоминания Христианства – многовековой основы европейской цивилизации, на что в свое время с прискорбием обратил внимание приснопамятный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Люцифер расправляет над объединенной Европой свои сатанинские крылья.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/28/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010