Постанов. Апост. кн. VI, гл. II. Во-первых, чрез брак человек избегает всякой опасности впасть в блуд и невоздержание. Ибо честный брак для того установлен, чтобы укротить похоть плоти, как говорит Павел: во избежание блудодеяния кийждо свою жену да имать. Во-вторых, законное только рождение детей имеет свое уважение. В-третьих, в случаях болезни или другого какого-нибудь несчастья муж бывает верным питателем жены, а жена мужа, по великой любви и тесному дружеству, рождающемуся между ними, о чем свидетельствует Писание: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину ( Быт.2:24 ). Испов., I, отв. на вопр. 116. б) Как говорит св. Писание о должностях мужа и жены? Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). – Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви и Он же спаситель тела ( Еф.5:22–23 ). – Катих . стр. 118. ...Един есть законный союз жены с мужем и мужа с женою. Итак, все незаконное есть уже противозаконное и вземлющий несобственное, очевидно, вземлет чужое. Ибо человеку дана от Бога единая помощница и над женою поставлена единая глава. Итак, аще кто стяжал себе, по выражению Божественного Павла, свой собственный сосуд ( 1Фес.4:4 ), тому закон естественный представляет праведное употребление онаго. Но аще кто обратится к несобственному, таковый без сомнения чуждый восхитит. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющаго. Посему строжае изследовавшим сей предмет представлялся блуд далеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо и Божественное Писание глаголет: немного буди к чуждей ( Притч.5:20 ) ... Григор. Нис. прав. 4 . Жена да повинуется мужу своему; потому что муж есть глава жены, а глава мужа, ходящего по пути правды, есть Христос, глава же Христа – Бог и Отец Его ( 1Кор.11:3 ). Итак после вседержителя Бога нашего и Отца, Господа настоящего и будущего века и Создателя всякого дыхания и силы, и после возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого слава Богу, бойся, жена, мужа своего и страшись его, старайся нравиться ему одному и быть благоугодною ему служениями своими, чтобы и ради тебя ублажен был муж премудростию, которая говорит чрез Соломона: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Почему и читается пред крещением Символ Веры . – Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа ( Деян.2:38 ). – Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мк.16:16 ). – Катих. стр. 57. Что требуется от кающегося? Сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. – Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению ( 2Кор.7:10 ). И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив ( Иез.33:19 ). О Нем, т.е. об Иисусе Христе, все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян.10:43 ). – Катих. стр. 66. Для чего возлагается на крещаемого крест? Для видимого представления и всегдашнего напоминания заповеди Христовой; если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною ( Мф.16:24 ). Что значит хождение крещаемого вокруг купели со светильником? Духовную радость, соединенную с духовным просвещением. Что значить белая одежда, в которую одевают по крещении? Чистоту души и жизни христианской. Катих. стр. 58. Крещение есть омытие и истребление первородного греха посредством троекратного погружения в воде, с произнесением от священника сих слов: Во имя Отца. Аминь. И Сына Аминь. И Святаго Духа. Аминь... После сего отрождения водою и Духом бывает примирение человека с Богом и человеку отверзается вход в царство небесное, по словам Спасителя нашего: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). – Исповед., I, отв. на вопр. 102. Какой плод и какая польза сего таинства, всякий сам по себе видеть может. Во-первых, сие таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный. Во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности, как свидетельствует Апостол: но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 ) 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

(Работать в праздничные дни запрещается для того), чтобы беспрепятственно употреблять их на святые и богоугодные дела. Катих. 105. Во весь оный (воскресный) день мы должны оставить свои дела и труды, дабы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные нам Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях; также и слуги и рабы всякого рода не должны в сей день заниматься работою, но должны делать богоугодные дела и молитвами прославлять Бога. По силе сей заповеди (4-й десятословия) мы обязываемся сохранять и все другие дни, которые повелела Церковь святить… Испов., III, отв. на вопр. 60. (В праздничные дни прилично именно) 1) приходить в церковь для общественного богослужения и поучения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвою и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть из своего имения, и употреблять то на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим, посещать больных и заключенных в темницах и другие делать дела любви христианской. Катих. стр. 105. См. также (ниже, о зрелищах) Карф. соб. прав. 72 и VI Всел. соб. прав. 66. Что должно думать о тех, которые в праздники позволяют себе нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержность в пище и питии? Такие люди весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не приличны дням святым, то кольми паче бесполезные, плотские и порочные. Катих. стр. 106. . б) Постов. Пост – тот именно, который принадлежит к числу христианских добродетелей, есть воздержание от всех или по причине какой-либо немощи от некоторых яств, равно и от пития; также от всех мирских предметов и от всех худых пожеланий с той целью, чтобы христианин удобнее мог совершать молитву свою и умилостивлять Бога, также чтобы мог умертвить плотские вожделения и получать благодать Божию. О таком посте Свящ. Писание говорит так: во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:4–5 ). И в другом месте: вострубите трубою на Сионе назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ; и ниже: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание ( Иоил.2:15, 16–17 ). Таковый пост, когда совершается надлежащим образом, много способствует к умилостивлению Бога за грехи наши, чему примером служит Ниневия... Испов., III, отв. на вопр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Святой Павел напрасно сказал бы, что дар учения дан Церкви от Бога; не сказал бы и Петр, что в Посланиях Павловых есть нечто неудоборазумеваемое. Итак, поскольку ясно, что в Писании содержится глубина и высота мыслей, то посему требуются люди опытные и богопросвещенные для испытания его, для истинного разумения, для познания правильного, согласно со всем Писанием и творцем его Святым Духом 39 . И хотя возрожденным известно учение веры о Троице, о воплощении Сына Божия, о Его страданиях, воскресении и вознесении на небо, о возрождении и суде, за каковое учение многие охотно претерпели и смерть, но нет необходимости или лучше невозможно всем постигнуть то, что Дух Святый открывает только совершенным в мудрости и святости. Послание, некоторые вопросы и ответы , вопр. 1-й и 2-й. β) Сюда относящиеся извлечения см. ниже во 2-й полов. о внешнем богопочтении. γ) Что требуется от каждого в особенности желающего приступить к таинству причащения? Он должен испытать пред Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, к чему способствуют пост и молитва . Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). Кто причащается Тела и Крови Христовых, тот теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастником вечной жизни. – Ядущий Мою плот и пьющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем ( Ин.6:56 ) Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (Ст. 54 –). Часто ли должно причащаться Св. Таин? Древние христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым к столь великому таинству. Церковь матерним гласом завещевает исповедоваться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Катих. 64 –65. Все, входящие в церковь и слушающие Священное Писание , но, по какому-то уклонению от порядка, не имеющие общения с народом в молитве и отвращающиеся от святого приобщения Евхаристии, да будут отлучены от церкви до тех пор, пока не исповедаются, не покажут плодов покаяния и, умоляя о прощении, не получат оного...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Святые Апостолы так и учили, что Сам Господь основал Церковь Свою, что Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–12 ); поэтому Иисуса Христа они называли краеугольным камнем Церкви ( Еф.2:19–20 ) – себя же самих только служителями и строителями таин Божиих ( 1Кор.4:1 ), которые во всем соблюдали повеления Господни, а, следовательно, и в устроении Церкви Божией. «Для того я и оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем годам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.6–22 ), писал тот же Апостол епископу Тимофею. Очевидно, что священные руководители общества избирались и поставлялись не обществом верующих, а самоличной властью Апостолов, как строителей таин Божиих, каковую власть они получили от Бога и Христа Его и передавали ее своими преемникам – епископам. Так строилась Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Церковь, которая и доныне со всеми апостольскими установлениями и заветами пребывает в Греко-восточной и Русской Православной Церкви. Свои отношения к Церкви, или Свой союз с Церковью, Божественный Основатель ее Господь наш Иисус Христос изображал то под видом отношения Пастыря к стаду ( Ин.10:14 ), то под видом связи виноградной Лозы с ветвями ( Ин.15:1–5 ), то под видом Жениха и Невесты ( Лк.5:33–35 ; Мф.25:1–13 ). Апостолы же, имея в виду единение верующих с Христом в таинстве св. Причащения, изображали отношение Господа Христа к верующим так, как в живом организме, или теле, глава относится к остальным членам тела. Такими образом, Церковь есть тело Господа, а Он есть Глава Ее. Так ап. Павел и учит, что Бог поставил Господа Иисуса Христа выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф.1:22–23 ). Глава есть Христос, из Которого все, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно-скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя и любви ( Еф.4:15–16 ). Христос – глава Церкви и Он есть Спаситель тела ( Еф.5:23 ). Как невидимая, истинная глава Церкви, Господь Иисус Христос держит кормило правления Церкви и, оживляя ее спасительною благодатью Св. Духа, соединяет всех членов Церкви союзом любви, веры и надежды. Это оживление тела Церкви, и происходит в таинстве Св. Причащения. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, во Мне пребывает и Я в нем» ( Ин.6:56 ): говорит Господь. «Один хлеб, и мы многие одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит ап. Павел ( 1Кор.10:16–17 ). Итак, в Св. Причащении все мы становимся одно со Христом, одним телом с Ним, а Он – нашей Главой. И уже «не я живу, говорит Апостол, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сей последней достигает человек постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собою, отвергая от сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно соблюдая в сердце помятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верою и любовью. Катих. стр. 88. Оному греху (греху беспечности) противополагается внимательность и рачительность. Христос, призывая к сей добродетели, говорит так: бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий ( Мф.25:13 ). И Апостол: трезвитеся, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противодействуйте ему твердою верою ( 1Пет.5:8–9 ). Испов., III, отв. на вопр. 37. б) Так как мы в псалмопении даем Богу такой обет: уставами Твоими утешаюсь; не забываю слова Твоего ( Пс.118:16 ), то всем христианам спасительно сохранять это, в особенности же приемлющим священническос достоинство. VII Всел. соб. прав. 2. Сии размышления (о смерти, о воскресении, о последнем суде, о вечном блаженстве и вечном мучении) помогают нам воздерживаться от грехов и отрешаться пристрастия к земным вещам; утешают в лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения. Катих. 73 стр. (Сей член веры, т. е. XI) учит каждого христианина, чтобы он всегда содержал в мысли своей четыре предмета: смерть, последний суд, мучение во аде и царство вечное на небесах. Испов., I отв. на вопр. 122. От сего рождается в нем благочестие, остережение от греха, страх к Богу, боязнь ада преисподнего, любовь к небесному царствию. Размышляя о них, без сомнения, должен приготовиться к смерти; помышляя о последнем дне, должен заботиться, как дать отчет в мыслях, в словах, в делах своих; помышляя об аде, должен остерегаться, чтобы не впасть в оный, а помышляя о царствии небесном, должен стремиться к достижению онаго. Испов., I., отв. на вопр. 123. в) Блаженны нищие духом; ибо тех есть царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Скачать epub pdf 47. Неделя 4 по Пасхе. Об исцелении расслабленного. Как лечить расслабление тела и души (Ин. 5:1–15) «Встань... и ходи» ( Ин. 5:8 ). В апостольском и евангельском чтениях сегодня повествуется, благочестивые слушатели, об исцелении расслабленных: апостолом Петром Енея, восемь лет лежавшего в постели в расслаблении ( Деян. 9:33–42 ) и об исцелении Спасителем расслабленного, 38 лет лежавшего в крытых ходах у Овечьих ворот ( Ин. 5:1–15 ). Спрашивается, почему святая Церковь вслед за неделями о Фоме и святых жёнах-мироносицах предлагает нашему вниманию повествование об исцелении расслабленных, а не что-либо иное? Очевидно, особо важный и спасительный смысл сокрыт в этих повествованиях. Но какой? Чтобы ответить на этот вопрос, следует кратко остановиться на предыстории нашего спасения. К моменту пришествия в мир Спасителя всё человечество находилось в религиозно-моральном упадке, в духовном расслаблении. Религии греко-римского и восточного мира уже изжили себя, утратили своё значение в жизни людей того времени. Об этом периоде в жизни человечества так говорит апостол Павел в послании к Римлянам: Познавши Бога, не прославили Его, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели. И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте... и постыдным страстям..., чтобы получали в самих себе должное возмездие ( Рим. 1:21–27 ). Ветхозаветная еврейская религия ко времени пришествия Спасителя превратилась у книжников и фарисеев в религию обряда, буквы, формального исполнения закона с желанием в лице грядущего Мессии видеть царя – устроителя земного благополучия евреев. Так умирала языческая и так замирала еврейская религиозная жизнь, усиливая духовно-моральное расслабление и безответственность (виновность) людей пред Богом. Об этом тяжёлом, упадочном состоянии народов древнего мира ещё говорит апостол Павел в том же послании к римлянам: Никто не ищет Бога... Всё совратилось с пути... Нет делающего добро, нет ни единого ( Рим. 3:11–12 ). Весь мир стал виновным пред Богом ( Рим. 3:19 ). Все согрешили ( Рим. 3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Сколько плодов Духа Святого и какие они? плодов Духа Святого или знаков Божественной благодати девять, по исчислению Ап.Павла, который так говорит: плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона ( Гал.5:22–23 ). Но надобно верить, что и прочие добродетели должны именоваться плодами Св.Духа; поскольку они от Него происходят и при Его содействии человек исполняет оные. Посему Ап.Павел не говорит: для сих нет закона, но: для таковых ( Гал.5:23 ), ибо существуют и другие подобные сим добродетели. Испов., I, отв. на вопр.81. Определено также: если кто скажет, что благодать оправдания дана нам (только) для того, чтобы чрез нее нам легче было исполнять то, что возможно и для одного собственного нашего хотения, как будто, и не прияв благодати Божией, мы могли бы и без нее, хотя и с трудом, исполнить заповеди Божии; таковой да будет анафема; потому что о плодах заповедей не сказал Господь: “без Меня с трудом можете творити“, но сказал: “без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Если кто говорит, что как приращение веры, так и начало веры и самое расположение к ней, по которому мы веруем в оправдывающа нечестива и приступаем к возрождению в таинстве крещения, бывают в нас не по дару благодати, т.-е., чрез внушение от Духа Святого, направляющего волю нашу от неверия к вере, от нечестия к благочестию, а бывает естественно, – таковой показывает себя противником апостольских догматов II Аравсийского собора пр. 5. IV. О нравственном законе Божием Закон нравственный различается а) естественный, или внутренний, б) внешний или богооткровенный. Какие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых? Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии. Кат., 22с. а) О законе внутреннем. Говорит ли Священное Писание о внутреннем законе? Апостол Павел говорит о язычниках: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их и мысли их то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:15 ). Кат., 92с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

См. выше (перв. полов., гл. IX) Афанас. Велик. послание к Аммуну монаху. Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие не чистые руки, три года удерживались от приобщения токмо Святых Таин. Вас. Вел. пр. 13. Аще которые сопричислись к варварам и с ними во время своего пленения участвовали в нападении, забыв, яко были Понтийцы и христиане и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом или уловлением, такожде указывали неведущим варварам пути или домы, таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, св. отцы и прежде их Дух Святый. Григ. Неокесар. прав. 8. Не убивай, т.е., не разрушай подобного себе человека. ибо разрушаешь прекрасно сделанное, не потому, будто всякое убийство дурно, но потому, что дурно убийство только невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам. Апост. Постанов. кн. VI1, гл. 2. 3) Попечение о чести и добром имени ближних; противные сему пороки: осуждение ближних, злословие, клевета. He произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 9-я заповедь десятословия. (Девятой заповедью запрещается) ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь. (Под именем ложного свидетельства запрещается) 1) ложное свидетельство судебное, когда на кого в суде свидетельствуют, доносят или жалуются ложно; 2) ложное свидетельство кроме суда, когда на кого клевещут заочно или кого в лице порицают несправедливо. Евангелие не позволяет судить и о действительных пороках или недостатках ближних, если мы особенною должностию не призваны к тому, чтобы обличить их. Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Для удобнейшего избежания грехов против девятой заповеди что должно наблюдать? Должно обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Пет.3:10 ). – Если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ) Катих. стр. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Страшный суд и конец мира: а) необычайное помрачение солнца и луны; б) падение с неба звезд; в) движение сил небесных; г) обновление твари и очищение огнем и д) воскресение мертвых. Глава I. Падение Римского владычества Солуняне, терпя постоянные притеснения и гонения за веру Христову, еще при жизни апостолов пришли к тому убеждению, что они переживают последние времена,что скоро придет антихрист и наступит конец мира. Основатель Солунской церкви, Апостол Павел, узнав о беспорядках между христианами вследствие ожидания скорой кончины мира, увещевает их быть стойкими в вере и не спешить колебаться умом. Молим вас, братия, писал он Солунянам, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никаким образом: ибо день тот не придет, пока не придет отступление, и не откроется человек греха, сын погибели ( 2Сол.2:1–3 ). Исследователи Павловых посланий, Церковные Учители, не малый подвиг имеют в том, как понимать слова: «да не обольстит вас никто никаким образом: ибо день тот не придет, пока не придет отступление и не откроется человек греха, сын погибели». О каком говорится отступлении, что оно придет ранее, чем явится сын погибели? В решении сего вопроса существуют разные мнения: 1) Одни думают, что Апостол свидетельствует об отступлении от христианского учения еретиков и отступников; 2) другие утверждают, что в указанных словах говорится об отделении Римской Церкви от Греко-Восточной. Можно согласиться с этими толкованиями? Очевидно нет. 1) Случаи отступления от христианской веры бывали еще при жизни апостолов; тогда же начинали обнаруживаться и ложные учения. Они вышли от нас, но не были наши, говорить об отступниках Иоанн Богослов. 2) Если думать, что Апостол предсказывает об отделении Римской Церкви от Вселенской, как о событии, предваряющем кончину мира, то каким образом мир существует до сего времени?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010