О ней Апостол говорит так: не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние ( Евр.10:35 ). И в другом месте: мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении ( Рим.8:24–25 ). – Испов., II., отв. на вопр. 1. (Хлеб насущный) – хлеб необходимо нужный для того, чтобы существовать или жить. С какими мыслями должно приносить Богу прошение о хлебе насущном? Согласно с наставлением Господа нашего Иисуса Христа должно просить не более, как насущного хлеба, т.е., необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх сего и служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, то предать в волю Божию и, если дано будет, благодарить Бога, если не будет дано, не заботиться. ...В сей молитве, именно в слове хлеб заключается все необходимое для сохранения нашей жизни в сем мире как-то, что принадлежит к пище, так и все другое, в чем имеем нужду для жизни. Здесь от каждого требуется осторожность, чтобы просить нужного и необходимого, а не излишнего и относящегося к наслаждению, что свойственно невоздержной жизни и от чего рождается грех; о сем говорит Павел: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству... ( Рим.13:13 ). И в другом месте: имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим.6:8 ). Испов., II., отв. на вопр. 19. Для чего повелевается просить насущного хлеба только днесь, т.е., на нынешний день? Для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в том на Бога. Не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний (сам) будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы ( Мф.6:84 ). Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф.6:32 ). Катих. 79 стр. Принадлежности христианской надежды: 1) смиренномудрие; 2) довольство своим состоянием; 3) терпение и мужество в несчастиях; 4) преданность в волю Божию и успокоение в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

О нем (кресте) таким образом беседует ап. Павел: я не желаю хвалиться разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира ( Гал.6:14 ) и в другом месте: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ). Итак по важным причинам мы должны почитать крест, именно как такое знамение Христово, которое потому самому, что Сын Божий пролил на нем Кровь Свою и на нем умер, имеет силу прогонять злых духов. Посему св. Кирилл Иерусалимский (Огл. 14) говорит: „когда мы изображаем на себе знамение честного креста, тогда диавол, помышляя в себе, что к нему пригвожден был Христос Господь для нашего спасения и для истребления демонской силы, не может более оставаться с нами и переносить силу креста, но бежит от нас и более не искушает, особливо потому, что мы в сем случае имеем обыкновение призывать имя Христово». Итак, мы должны, как можно чаще изображать на себе знамение крестное, поскольку часто испытываем и искушения бесовские, которые не иначе можем отогнать, как только животворящим крестом и призыванием имени Иисус – Христова. Чрез сие мы прогоняем их не только от нас самих, но и от всех наших вещей, как то: от пищи, пития, сосудов и пр. Посему тот же Кирилл (там же) учит: „твори знамение честнаго креста, когда принимаешь пищу и пятие; когда сидишь, стоишь, беседуешь, ходишь и не начинай никакого дела, не ознаменовав себя честным крестом ни в доме, ни на пути, ни днем. ни ночью и ни в каком месте. Испов., 7, отв. на вопр. 50. Поскольку животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения. Поэтому принося ему поклонение мыслью, словом и чувством, повелеваем совсем уничтожить изображение креста, устрояемого некоторыми на помосте, чтобы знамение нашей победы не оскорблялось попиранием ходящих. Тех, кто на будущее время будет устроять изображение креста на помосте, определяем отлучать. VI Всел. собор. 73. См. еще догмат VII Всел. соб. (тетрадь первая: вероучение, стр. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

О сем грехе Писание говорит: отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлобите чистое, словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение ( 1Пет.2:1–2 ). (От зависти рождаются грехи): ненависть, злоречие, презрение, коварства, обманы, убийства и подобные. Желающий удалиться от сего греха, должен представлять себе, что всякое благо, какое только получает человек, исходит от благодати Божией, как сказано: что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил ( 1Кор.4:7 ). Итак всякий, кто завидует благополучию, даруемому от Бога, хулит Бога и уподобляется тому человеку, к которому сказано: разве Я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что Я добр? ( Мф.20:15 ). Зависти противополагается благорасположение и доброжелательство. Испов., III, отв. на вопр. 30 – 31. Когда запрещается (в 10 заповеди) желать чего бы то ни было, что есть у ближнего, то какая страсть чрез сие запрещается? Зависть. Катих. стр. 117. 8) К сему греху (убийству) в некоторой степени относятся все дела и слова, противные любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него, хотя бы она и не обнаруживалась. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ( 1Ин.3:15 ). – Катих. 111–112. 9) Злопамятство есть страсть, побуждающая разгневанного человека мстить оскорбившему его, действительно ли сей оскорбил его или мнимым образом. О сем грехе Священное Писание говорит так: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на грех . Ибо гнев человека не творит правды Божией ( Иак.1:19–20 ). И в другом месте: всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас ( Еф.4:31 ). Испов., III, отв. на вопр. 34. VII. Частные обязанности 1) Попечение о душе ближних. – а) Обязанность христианского просвещения ближних; предосудительность лжи. См. выше (о делах милосердия).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Общение должно иметь и с теми, которые как бы от сна воспрянув на подвиг, когда он еще не открылся, а токмо готовился привлещи их, сами себе навлекли искушение, подобное брани в море и многому обуреванию, наипаче же сильнее распалили угль грешников. Ибо таковые приступают к сему во имя Христа, хотя и не внемлют словам, в которых он поучает молитися, да не внидем в искушение ( Мф.26:41 ), и паки в молитве глаголати ко Отцу: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго ( Лк.11:4 ). Может быть, и не знают они, яко Домувладыка и Учитель ваш часто уклонялся от хотевших наветовати Ему и яко иногда ради их и не ходил явно и когда приближалось время страдания Его, не Сам Себя предал, но ожидал, доколе не пришли на Него с оружием и дрекольми, и тогда рек им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня ( Мк.14:48 ). – Они же, глаголет Евангелист, предали Его Пилату. По подобию Его, пострадали и текущие к Его мете, памятуя божественные слова Его, в которых Он, подкрепляя нас, глаголет о гонениях: остерегайтесь людей, ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах будут бить вас. Предадят, глаголет, а не сами себя предадите; поведут вас к правителям и царям за Меня ( Мф.10:17–18 ), а не сами себя поведете. Ибо Он хочет, чтобы мы и преходили от места на место, будучи гонимы за имя Его, якоже и паки слышим Его глаголющего: когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:28 ); поскольку Он не хочет, чтобы мы сами приступали к щитоносцам и копиеносцам диавола, да не соделаемся для них виновниками множайших смертей, аки бы вынуждая их к большему ожесточению и к совершению смертоносных дел; но чтобы они ожидали и внимали себе, бодрствовали и молились, да не внидем во искушение. Так Стефан, первый по стопам Его подъявший мучение, взят беззаконными во Иерусалим, приведен на сонмище и каменем побиваемый за имя Господа Иисуса Христа прославился, молясь и глаголя: Господи, не вмени им сего греха. Так Иаков, взят был Иродом, вторый мечем во главу усечен. Так избранный из Апостолов Петр многократно был взят, ввержен в темницу, поруган, наконец в Риме ко кресту пригвожден. И прехвальный Павел, после того как многократно был предан, бедствовал даже до смерти, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же граде мечем во главу усечен. И он хвалясь страданиями, заключил тем, что в Дамасце в кошнице свешен был по стене нощию и избежал рук ищущего взяти его ( 1Кор.11:32 ). Ибо первым предметом их было благовествовать и учить Слову Божию, чем уверждая братию пребывать в вере, они глаголали и сие, яко многими скорбями ( Деян.14:22 ) подобает нам внити в Царствие Божие, ибо они искали не своей пользы, но многих, да спасутся. И многое можно было бы рещи о сем для таковых людей, да будет поступаемо с рассуждением, – но, как Апостол глаголет, не достанет мне повествующу времени ( Евр.11:32 ). – Петра Александрийского пр. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Он (падший человек) по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла. А что человек по природе может делать добро, на это указывает и Господь, когда говорит, что язычники любят любящих их и весьма ясно учит Ап.Павел, ( Рим.1:19 ), ср. Рим.1:18 и Рим.1:20 и в других местах, где говорит, что язычники, не имеющие закона, по природе законное делают ( Рим.2:14 ). См. также выше (разд.2); Кат., 30с. б) О внешнем, богооткровенном законе; ветхозаветный нравственный закон. Если есть в человеке внутренний закон, то на что еще дан внешний? Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, провождая плотскую греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона; почему и нужно было напоминать его им внешне, посредством заповедей. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений ( Гал.3:19 ). Когда и каким образом дан человекам внешний закон Божий? Когда происшедший от Авраама народ Еврейский чудесно освобожден был от рабства Египетского, тогда на пути в обещанную ему землю в пустыне, на горе Синая, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян Моисея. (Главные и всеобщие заповеди сего закона суть) следующие десять, которые написаны были на двух скрижалях или досках каменных: 1) Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2) Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3) Не возмеши имени Господа Бога твоею всуе. 4) Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5) Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6) Не убий. 7) Не прелюбы сотвори. 8) Не укради. 9) Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10) Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего ( Исх.20:1–17 ). Кат., 93с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Отче наш сущий на небесах. – Призывание молитвы Господней. (Сие вступление к молитве Господней), во-первых, научает нас, что тот, кто желает просить Бога, должен приступать к Нему не только как Его творение, но и как сын Его по благодати; поскольку если он не сын, то не может назвать Его Отцом. А сию благодать усыновления дал Иисус Христос верующим в Него, как говорит Писание: тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). И в другом месте: как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче ( Гал.4:6 ) ... В-третьих, он не должен иметь ни малейшего сомнения в получении просимого. Ибо просит у Отца чадолюбивого и милосердого, у Отца, общего всем. как говорит Писание: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ), – Который не только не отказывает в том, чего мы просим, но Сам дает нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием приемлет молитвы наши, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца. Ибо Он знает, о чем каждый из нас будет просить Его, как написано: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него ( Мф.6:8 ) и в другом месте: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:11 )... Испов., II, отв. на вопр. 9 и 10. В молитве своей не сомневайся, исполнится она или нет; ибо Господь сказал мне, Петру, при море: маловерный! зачем ты усомнился ( Мф.14:31 ). Апост. Постанов. кн. VΠ, гл. 17. В день злобы своей не приступай и молитве своей, пока не освободишься от горечи своей... Апост. Постанов. кн. VII, гл. 17. Молитва Господня; другие молитвы или заимствованы из Свящ. Писания или же вполне по крайней мере отвечают его смыслу. Нет ли такой молитвы, которая могла бы быть общею христианскою молитвою и образцом дая всех молитв? Такова есть молитва Господня. (Молитва Господня) – молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил Апостолов и которую они предали всем верующим. Как она читается? Отче наш , сущий на небесах! 1) да святится имя Твое; 2) да приидет царствие Твое; 3) да будет воля Твоя и на земле, как на небе. 4) хлеб наш насущный дай нам на сей день; 5) и прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим; 6) и не введи нас во искушение, 7) но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Павел нравственное состояние падшего человека, – что не живет во мне, т.е. во плоти моей , доброе; потому что желание добра есть во мне , но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... И так я нахожу закон, что, когда хочу делать, прилежит мне злое; ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих ( Рим.5:1, 5:18–23 ). И, что замечательно, эти последствия грехопадения сказались на наших прародителях немедленно же. Так Адам и Ева едва согрешили, как ум их находит возможным скрыться от лица Всеведущего и Вездеприсутствующего Бога (!); внутреннее действие свободы – они находят основательным оправдываться на суде перед Богом влиянием внешних причин; с другой стороны на суде же пред Богом проявляет себя и удобопреклонность воли ко греху, когда Адам старается сложить вину своего падения на жену, а отчасти даже на Бога ( Быт.3:12 ). Если мы припомним еще, чти по причине грехопадения первые люди лишились божественной благодати, без которой, как мы уже знаем (см. выше, разд.4), невозможна истинная нравственная деятельность даже при нормальных силах человека, то для нас должно быть очевидным, что их жизнь не могла идти правильно. И, действительно, в жизни их начинает преобладать грех, что было дальнейшим следствием падения. Грех, как мы уже знаем, состоит в эгоизме и чувственности; они теперь и составили преимущественное настроение падшего человека и преобладающее явление в его жизни. Различные бедствия, болезни и смерть тела, предоставленного собственным ненасытным инстинктам и не ограничиваемому разумом влиянию стихий природы (Испов. I, отв.22), довершают картину наступившей после грехопадения скорбной жизни человека. 30 Разъясненные последствия греха прародительского сказались не по отношению только к первым людям; нет, они стали существенными чертами жизни всего потомства Адамова, всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Посему оставившие все ради спасения души и удалившиеся да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие. Ибо и в Ефесе взяты были на позорище, вместо Павла, Гаий и Аристарх, сопутствовавшие Павлу, и когда он хотел внити в народ, поскольку смятение произошло за него, яко преклонившего и обратившего множество народа к благочестию, тогда, как речено, не допустили его ученики; также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище ( Деян.19:30–31 ). Аще же некоторые будут упорствовать и препиратися с теми, которые искренно внимают глаголющему: спасай душу свою, не оглядывайся назад ( Быт.19:17 ), таковы да воспомянут и избранного между Апостолами Петра, вверженного уже в темницу и преданного четырем четверицам воинов стрещи его, но убежавшего ночью и от убийственной руки Ирода и от всего чаяния людей иудейских избавившегося, по повелению Ангела Господня: по наступлении дня, между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не нашедши, судил стражей и велел казнить их ( Деян.12:18–19 ); но за них не возлагается никакой вины на Петра. Ибо можно было им, видевшим случившееся, убежать, подобно как и всем бывшим в Вифлееме и во всех пределах его, аще бы ведали родители их имеющие быти, но они погублены скверноубийцею Иродом за искомого им на погубление единого младенца, который такожде, по повелению Ангела Господня, убежал, уже начав скоро пленять и нагло расхищать, согласно с нареченным Ему именем, как написано: нареки имя ему: Магер-шелал-лаш-баз 69 . Ибо прежде, нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут пред царем Ассирийским ( Ис.8:3, 4 ). Посему волхвы, как уже плененные и добычею соделавшиеся, покорно и почтительно покланяются младенцу, отверзая сокровища свои и принося Ему величественнейшие и приличнейшие дары: злато и ливан и смирну, яко царю и Богу и человеку. Почему не хотели возвратиться к царю Ассирийскому 70 , вспомоществуемые промыслом. И получив во сне откровение, говорит Евангелист, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Посему кровожадный Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал убить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже по времени, которое выведал от волхвов ( Мф.2:12, 16 ). Искав купно с ними убити и иное отроча, рожденное прежде Его, и не нашедши, убил он отца его Захарию между церковию и олтарем, тогда как младенец убежал с материю Елисаветою. Но за сие никто не порицает их. Его же пр. 13. 2) Клятва

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Посему против сей заповеди грешат те, которые покланяются идолам, как богам, и приносят им жертвы, и все свое упование и надежду на них возлагают, как свидетельствует Псалмописец говоря: идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят. Есть у них уши, но не слышат и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них ( Пс.134:15–18 )... Еще преступают сию заповедь те, которые прибегают к волхвованиям и чародействам, которые признают неизменными и верными счастье и судьбу, замечают полет птиц, гадают по рукам, вопрошают мертвых, волхвуют над чашею и пр.; также превращают людей в овец и других животных; которые носят на шее привески для отвращения зла; носят при себе записочки; верят или волшебным изречениям или знакам, изображенным на оных; и когда смотрят на них, или нашептывают над ними молитвы или окладывают себя таковыми записочками, думая, что с ними не могут ни сгореть, ни потонуть, ни быть раненными; которые употребляют привески и другие врачества, коих врачебная наука не одобряет, состоят ли они в очаровательных словах, или знаках, или в других каких-нибудь вещах, которые привешивают, надевают, снимают, каковы суть серьги в ушах или кольца на руках и тому подобное. Испов., III, отв. на вопр. 54. Если кто из клира, устрашась человека иудея, или еллина, или еретика, отречется от имени Христова, тот да извергнется из церкви. Если же отречется от имени служителя церкви, да будет извергнут из клира. Но если покается, да будет принят 49 мирянином. Прав. Св. Апост. 62. А совершенно отчаявшимся и нераскаянным и стяжавшим неприменяемую кожу Ефиоплянина и пестроту рыси, да изречется приговор о другой смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла ( Мф.21:19 ). Исполняется на них и реченное Екклисиастом: кривое не может сделаться прямым и чего нет, того нельзя считать ( Еккл.1:15 ). Ибо невозможно развращенному украситися (кривому сделаться прямым), аще не будет он прежде исправлен; и не возможно исчислять лишения (считать того, чего нет), аще не будет оно прежде восполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Поскольку человек не сохранил заповеди Божией в раю, когда был невинным, но взял от запрещенного плода и вкусил, то за сие лишился достоинства своего (достоинства царя над природою) и того состояния, какое имел во время своей невинности. Будучи изгнан из рая, он сделался таким, каким описывает его пророк, говоря: человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают ( Пс.48:21 ); и услышал приговор: прах ты и в прах возвратишься. ( Быт.3:19 ). Испов., I, отв. на вопр.22. Переход греха наших прародителей на всех людей 30 ). Поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме, то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех. Сие наказание объявлено в следующем определении Божием: в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь ( Быт.2:17 ). Тоже самое говорит и Апостол: как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Посему с сим грехом мы зачинаемся во чреве матери и рождаемся, как говорит Священный Псалмопевец: вот я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать ( Пс.50:7 ). Сей грех называется прародительским, во-первых, потому, что прежде оного человек никаким грехом осквернен не был, хотя диавол был уже растлен грехом своим, по наущению коего возник в человеке сей так называемый первородный грех, которому подвергся и Адам, соделавший его, и все мы от него происходящие. Во-вторых, потому, что человек и не зачинается иначе, как во грехе. Исповед., 1, отв. на вопр.24. Восстание грешного 31 ) человека из падшего состояния не по силам ему самому. См. (выше о свободе). Послание чл.14. Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаживается только благодатью через воплощение Господа нашего Иисуса Христа и пролитие честной крови Его. Действие сие совершается в таинстве св. крещения. Посему кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни по словам: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. ( Ин.3:5 ). Испов., III, отв. на вопр.20.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010