Характерные примеры таких храмов - соборы Богоматери в Лимерике (ок. 1180-1194) и св. Фланнана в Киллало (между 1195 и 1225), от к-рого уцелели портал и вост. окно. Среди монастырских комплексов выделяются цистерцианские аббатства Бойл (графство Роскоммон; ок. 1170-1218), где четко прослеживается постепенное изменение стиля по мере строительства, Нокмой (графство Голуэй; между 1202 и 1216) и Коркомро (графство Клэр; после 1210), а также августинские обители Баллинтаббер (ок. 1216 - ок. 1225) и Конг (после 1203), находящиеся в графстве Мейо и возведенные под влиянием цистерцианской архитектуры. С кон. XIII в. почти единственными заказчиками церковных зданий стали нищенствующие ордены: францисканцы и доминиканцы, в меньшей степени августинцы-еремиты и кармелиты. Их церкви в стилистике «украшенной английской готики» (ок. 1280 - ок. 1380) строились обычно на окраинах городов на деньги английских или англо-ирландских покровителей. После нашествия Эдуарда Брюса (1315-1318) и «черной смерти» (1348-1350) строительство на подчиненных англичанам территориях почти прекратилось. Ослабление англ. владычества и фактическая независимость зап. земель с сер. XIV в. способствовали здесь активному строительству в XV - 1-й пол. XVI в., что выразилось как в перестройке и расширении старых монастырей, так и в основании новых. Так, монастырь Куин (графство Клэр) был заложен ок. 1433 г. по заказу местного влиятельного семейства Мак-Намара на руинах нормандского замка как символ гэльского возрождения. Мастера переориентировались с английской традиции на предшествующую местную традицию «украшенной готики», практически игнорируя англ. «перпендикулярный стиль» (XIV - сер. XVI в.), из которого порой заимствовали лишь отдельные детали (декор почти отсутствовал). В XV - 1-й пол. XVI в. стиль архитектуры в И. характеризуется как «хотя и консервативный, но самобытный, несколько эклектический и живой... часто отмеченный уверенностью и удачами, без особых различий между ирландской и англо-ирландской частями острова» ( Halpin, Newman.

http://pravenc.ru/text/674067.html

типов в районах распространения клиновидных гробниц отсутствуют. Мегалиты оставались центрами культовой и социальной активности даже в средние века, здесь совершали новые захоронения, проводили церемонии инаугурации правителей и др. обряды. Нек-рые памятники содержат поздние вотивные приношения (напр., в Ньюгрейндже - золотые рим. монеты и торквесы (шейные кольца) бронзового века с лат. надписью). В состав мн. ритуальных комплексов (Темры (Тары), графство Мит; Эмайн-Махи (Навана), графство Арма; Круахана (Раткрогана), графство Роскоммон) входят памятники, относящиеся к неолиту и к более позднему времени (вплоть до раннего средневековья). Наряду с мегалитами встречаются одиночные ингумации и кремации в т. н. цистах (каменных камерах) линкардстаунского типа (с единичным или парным погребением). Каменные круги (хенджи) датируются эпохой перехода к бронзовому веку. Хотя иногда они окружают уже существующие гробницы (как, напр., в Ньюгрейндже), их появление свидетельствует об изменениях в религ. представлениях населения И. Курганная гробница Наут (графство Мит). III тыс. до Р. Х. Курганная гробница Наут (графство Мит). III тыс. до Р. Х. Начало бронзового века в И. связывают с появлением или влиянием т. н. культуры кубков (однако характерный для нее тип захоронений отсутствует). Выделяют 3 этапа бронзового века в И.: ранний (ок. 2400-1500 гг. до Р. Х.), средний (ок. 1500 - ок. 1000 гг. до Р. Х.) и поздний (ок. 1000 - ок. 500 гг. до Р. Х.). О погребальном обряде ничего не известно. Большинство бронзовых предметов происходит из кладов, к-рые находят также в реках (Шаннон, Банн, Блэкуотер) и в болотах (приношения речным или подземным божествам?). Основная часть сырья, пригодного для выделки предметов и украшений, добывалась в И.: известны медные шахты бронзового века (Маунт-Гейбриел, графство Корк), месторождения олова и золота в горах Уиклоу. Часть украшений сделана из импортного золота. В бронзовом веке преобладали индивидуальные погребения в цистах (среди инвентаря - сосуды с пищей) и погребения с урнами различных типов, обычно покрывавшими кремированные останки (возможно, символические жилища душ умерших).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Вопреки давлению со стороны правящих кругов, в И. сохранились немногочисленные землевладельцы-католики. Самыми значительными были семейства Барнуолл (лорды Тримлстаун; владения в графствах Дублин и Мит) и О " Конор (владения в графствах Мейо и Роскоммон). Они были отстранены от участия в политической жизни, но покровительствовали католич. духовенству и школьным учителям. Так, в поместье О " Коноров в Беланагаре (графство Роскоммон) скрывался еп. Киллалы Т. Ф. О " Рурк, существовала тайная школа. Отсутствие гражданских свобод и привилегий у торговцев и ремесленников-католиков привело к ухудшению положения городского населения. С 1703 г. католикам было запрещено приобретать недвижимость в г. Голуэй, в 1708 г. всем «папистам» предписывалось покинуть город. К сер. XVIII в. городское управление пришло в упадок, муниципальные должности занимали выходцы из низших слоев населения, фактически находившиеся на содержании у католич. общины. В то же время за счет притока переселенцев из Англии и Шотландии начался рост новых городов, таких как Белфаст. В кон. XVII в. был ограничен экспорт мн. ирл. товаров, прежде всего шерсти. В XVIII в. И. являлась одной из основных англ. колоний по количеству импортируемого товара; такое положение привело к разорению мн. ирл. мануфактур и предпринимателей. При постоянной нехватке продовольствия для большинства ирл. населения землевладельцы вывозили из И. в Великобританию сельскохозяйственные и животноводческие продукты. Необычайно суровая зима 1739/40 г. и неурожай картофеля (основного продукта питания ирландцев), а также увеличение в том же году экспорта зерна в Великобританию стали причиной голода 1740-1741 гг., когда погибло ок. 400 тыс. чел. Тяжелые социально-экономические условия способствовали началу массовой эмиграции ирландцев в Сев. Америку и в Англию. Ирл. крестьяне, недовольные своим положением, создавали тайные сельские общества («Белые ребята», «Дубовые ребята», «Справедливые ребята»), боровшиеся с английскими землевладельцами. В 40-60-х гг. XVIII в. была организована серия крестьянских восстаний.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Вопреки давлению со стороны правящих кругов, в И. сохранились немногочисленные землевладельцы-католики. Самыми значительными были семейства Барнуолл, лорды Тримлстаун (владения в графствах Дублин и Мит), и О’Конор (владения в графствах Мейо и Роскоммон). Они были отстранены от участия в политической жизни, но покровительствовали католич. духовенству и школьным учителям. Так, в поместье О’Коноров в Беланагаре (графство Роскоммон) скрывался еп. Киллалы Т. Ф. О’Рурк, существовала тайная школа. Отсутствие гражданских свобод и привилегий у торговцев и ремесленников-католиков привело к ухудшению положения ряда городов. С 1703 г. католикам было запрещено приобретать недвижимость в г. Голуэй, в 1708 г. всем «папистам» было предписано покинуть город. К сер. XVIII в. городское управление пришло в упадок, муниципальные должности занимали выходцы из низших слоев населения, фактически находившиеся на содержании у католич. общины. В то же время за счет притока переселенцев из Англии и Шотландии начался рост нов. городов, таких как Белфаст. В кон. XVII в. был ограничен экспорт мн. ирл. товаров, прежде всего шерсти. В XVIII в. И. являлась одной из основных англ. колоний по количеству импортируемого товара; такое положение привело к разорению мн. ирл. мануфактур и предпринимателей. При постоянной нехватке продовольствия для большинства ирл. населения колонисты вывозили из И. в Великобританию сельскохозяйственные и животноводческие продукты. Необычайно суровая зима 1739/40 г. и неурожай картофеля (основного продукта питания ирландцев), а также увеличение в том же году экспорта зерна в Великобританию стали причиной голода 1740–1741 гг., когда погибло ок. 400 тыс. чел. Тяжелые социально-экономические условия способствовали началу массовой эмиграции ирландцев в Сев. Америку и в Англию. Ирл. крестьяне, недовольные своим положением, создавали тайные сельские общества («Белые ребята», «Дубовые ребята», «Справедливые ребята»), боровшиеся с англ. землевладельцами; ими была организована серия крестьянских восстаний в 40–60-х гг. XVIII в.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

Цистерцианское аббатство Коркомро (графство Клэр). XIII в. Цистерцианское аббатство Коркомро (графство Клэр). XIII в. Параллельно с соборами возводится большое количество цистерцианских монастырских комплексов в переходной позднероманской стилистике, характерной чертой к-рой были заостренные арки. Аббатства Балтинглас (графство Уиклоу; 2-я пол. XII в.), Джерпойнт (графство Килкенни; кон. XII в.), Бойл (графство Роскоммон; ок. 1161-1230), Монастеранена (графство Лимерик; кон. XII - нач. XIII в.), Меллифонт (XIII в.) создавались под западноангл. влиянием, даже если строились без непосредственного участия англо-нормандских мастеров. Храмы в этих монастырях возводились в форме 3-нефных базилик с трансептом, с каменными перекрытиями, с алтарными капеллами в ряд. Обычно к церкви с юга примыкал клуатр с обходом, окруженным жилыми помещениями. К востоку от клуатра располагался зал капитула, к югу - кухня и рефекторий, к западу - дормиторий. Огромный фонтан сохранился в монастыре Меллифонт. Первые чисто готические сооружения - аббатства Инч (кон. XII - нач. XIII в.) и Грей (ок. 1200), оба в графстве Даун,- были построены под североангл. влиянием. В архитектуре церкви мон-ря Грейгнамана (графство Килкенни; 1-я пол. XIII в.), крупнейшем в И. цистерцианском храме, готические формы получили дальнейшее развитие. Цистерцианское аббатство Бойл (графство Роскоммон). Ок. 1161–1220 гг., XVI–XVII вв. Цистерцианское аббатство Бойл (графство Роскоммон). Ок. 1161–1220 гг., XVI–XVII вв. Поскольку при строительстве церковных сооружений продолжали придерживаться романского стиля, готическое влияние часто проявлялось лишь в отдельных элементах (порталах, наличниках, аркатурах) на примитивных зданиях. Своеобразно развивалась архитектура в областях Томонд (Сев. Мунстер) и Коннахт, не занятых англичанами; здесь сформировалась т. н. зап. школа, развивавшаяся примерно до 1230 г. и соединившая раннеготические и гиберно-романские традиции. Мастеров этой школы отличал высокий уровень камнерезного искусства (капители, орнаменты с фигурами людей и животных, растительные орнаменты) и оттеска камня (профиля арок и окон).

http://pravenc.ru/text/674067.html

слоев золотой проволоки с использованием вставок из бронзы, олова и эмалей. Обнаруженный в 1980 г. клад из Дерринафлана (графство Типперэри; VIII-IX вв.) состоял из патены (дискоса), сита с длинной ручкой, чаши и обода неясного предназначения, прикрытых бронзовым котелком. Орнаментальные пояса на чаше и патене включают не только плетенку, но и условные изображения коленопреклоненных человеческих фигур и животных. Примером характерного совмещения лишенных декора участков поверхности с орнаментальными вставками (панели и округлые выпуклости со спиралевидным и с плетеночным орнаментом, а также антропоморфные изображения) является алтарный крест из Туллилоха (графство Роскоммон; VIII-IX вв.), изготовленный из бронзовых листов на деревянной основе. Редким образцом изображения людей в раннесредневек. ювелирном искусстве является бронзовая накладка на книгу или реликварий со сценой Распятия, обнаруженная в Раннагане (графство Уэстмит; VIII в.). Изображения Христа в тунике, воинов и ангелов выдержаны в условной манере, одежды персонажей и поверхность креста покрыты орнаментом. В раннее средневековье широкое распространение получили реликварии. Как правило, реликварий состоял из бронзовых панелей на деревянной основе, его форма варьировалась в зависимости от содержимого; в реликварии могли помещать крупные железные или бронзовые колокольчики, книги, посохи, предметы одежды. Среди самых ранних образцов - фрагменты небольшого бронзового реликвария в форме церкви из Клонмора (обнаружен в р. Блэкуотер, графство Арма), украшенного спиралевидным орнаментом и вставками из синего стекла (кон. VII в. (?); Ольстерский музей, Белфаст). Хорошей сохранностью отличаются 2 небольших реликвария в форме дома - из Имли (Музей изящных искусств, Бостон) и из аббатства Сан-Сальваторе (пров. Сиена, Италия). Поверхности этих реликвариев полностью покрыты геометрическим орнаментом с крупными медальонами; гребень «крыши» оформлен «коньками» в виде стилизованных птичьих голов. Подобные реликварии в форме церкви, к-рые, вероятно, были похищены викингами из ирл.

http://pravenc.ru/text/674067.html

графства Лондондерри, Антрим, Тирон, Арма, Даун, Фермана (ныне все в составе Великобритании), Каван, Монахан, Донегол и Лаут (ныне все в составе Республики Ирландии). Обл. Лаген охватывала совр. графства Килдэр, Уиклоу, Лишь, Карлоу, Уэксфорд и Килкенни, в состав Мумана входили Уотерфорд, Корк, Керри, Лимерик, Клэр и Типперэри, в состав Коннахта — Голуэй, Роскоммон, Мейо, Слайго и Литрим. Согласно средневек. преданиям, в каждой из 5 областей был ритуальный центр, к-рый обычно представлял собою древний культовый комплекс. Такие центры не являлись поселениями, здесь проводились церемонии, связанные с инаугурациями правителей, празднества и т. д. Одно из важнейших ритуальных празднеств, т. н. Праздник Темры (feis Temro), до VI в. проводилось в Темре (Таре), символической столице И. в обл. Миде. Обладание Темрой было связано с властью над островом, «царь Темры» (r í Temro) считался верховным правителем И. (ardr í , r í É renn). Борьба за этот титул была одним из важнейших факторов в истории раннесредневек. И., однако никому из правителей, получивших титул «царь Темры», не удалось достичь политического объединения острова. Особенностями политического устройства И. в раннее средневековье были раздробленность и постоянная междоусобная борьба правителей. Традиционно предполагается, что в сер. IV в. началась экспансия на север и восток И. коннахтской династии, происходившей от легендарного правителя Конна Ста Битв. Эмайн-Маха и улады якобы были завоеваны «тремя Колла», родственниками коннахтской династии, к-рые стали прародителями племен Аргиалла. На рубеже IV и V вв. Ниалл Девяти Заложников основал династию, к-рая получила имя И Нейл («внуки Ниалла»). В Мумане господствовала династия Эоганахта, происходившая от мифического правителя Муг Нуадата, к нему возводили родословные мн. юж. племена. Как и др. ирл. династии, династия Эоганахта разделилась на ветви (к зап. ветвям относились Эоганахта Лоха Лейн и Эоганахта Ратлинн, к вост.— Эоганахта Кассил, Эоганахта Айне Клиах, Эоганахта Артир Клиах и Эоганахта Глендамнах).

http://sedmitza.ru/text/2558591.html

1986). На территории городища расположено 2 значимых объекта. Объект А - деревянное сооружение диаметром 16,3 м с 2 раннесредневек. погребениями (ингумации), окруженное несколькими концентрическими рвами. Объект B имеет слои 4 периодов, в 3-м (VIII-I вв. до Р. Х.) обнаружена небольшая ограда с палисадом, окружавшая неск. деревянных построек диаметром 10-15 м, найдены стеклянные бусы, браслеты, керамика, а также череп африкан. павиана (датируется от 390 до 20 г. до Р. Х.). На рубеже II и I вв. до Р. Х. поселение перестало существовать; на месте домов воздвигли сооружение диаметром 37,3 м, состоявшее из 5 концентрических кругов столбов и центрального дубового столба диаметром 55 см при первоначальной высоте до 13 м и более (по данным дендрохронологии, дерево для центрального столба срублено в 95-94 гг. до Р. Х.). Скорее всего здание было уничтожено почти сразу после постройки: его завалили блоками известняка, обложили хворостом и подожгли. Комплекс Круахана (Раткроган, графство Роскоммон) системно не раскапывался; здесь зафиксировано ок. 50 памятников разных эпох, концентрирующихся вокруг кургана Раткроган (диаметр 88 м). В средневек. литературе считалось, что на кургане Карн-Фроэх (Карнфри) проходили инаугурационные церемонии дохристианских правителей, Пещера кошек (Овинагат) была входом в «Иной мир». Раскопки кургана Дати (по преданию, могила правителя V в. по Р. Х.) показали, что он может быть датирован IV в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. Из других крупных сооружений, которые могли иметь ритуальное назначение, известна дорога (гать) через болото Корли (графство Лонгфорд), 2 отрезка которой построены ок. 156 и в 148 г. до Р. Х. Дорога сделана из продольных березовых кольев и поперечных дубовых досок, закрепленных с помощью березовых клиньев, вбитых деревянным молотком. Вероятно, дорогу никогда не использовали (на досках нет никаких следов); один из участков не был завершен, возможно, он был ритуально сожжен. Н. Ю. Живлова Раннесредневековые поселения Монастырская келлия на о-ве арх.

http://pravenc.ru/text/674067.html

S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 82-83; T. 2. P. 89)). В разных источниках учениками К. названы св. Даг , сын Карелла (Vita S. Dagaei mic Cairill// Heist. Vitae. P. 389-394), св. Келлах из Келл-Алада (ныне Киллала, графство Мейо) (Betha Chellaigh Chille Alaidh//Silva Gadelica/Ed. S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 49-65; T. 2. P. 50-69), св. Фехин, к-рого К. нарек этим именем (Moecca, Mo Fecca - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 48-49). К. приписывается авторство нескольких стихотворений ( Kenney. Sources. P. 381-382) и монашеского устава ( Strachan J. Two Monastic Rules//Ériu. Dublin, 1905. Vol. 2. P. 227-228). О К. упоминается в житиях многих ирландских святых, напр. в Житии св. Аэда, сына Брекка (Vita S. Aidi episcopi Killariensis. 20// Heist. Vitae. P. 173-174), в Житии св. Сенана (Vita S. Senani, episcopi et abbatis de Inis Cathaig. 17, 21//Ibid. P. 316, 319-320), в ирландском Житии св. Брендана (Betha Brenainn Clúana Ferta. 185// Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 88; Vol. 2. P. 85). К., 3-й сын Бео-Аэда и Дарерки, род. в крепости Кримтанна (Ráith Crimthainn) на равнине Аи (Маг-Аи; совр. графство Роскоммон). Крещение младенца совершил диак. Диармад, к-рый также именовался Юстом (в оксфордской версии - «святой диакон Диармад, прозванный Юстом» (Dermicio cognomento Iusto)). Уже в детстве К. прославился даром чудотворения. Когда умер любимый конь Оэнгуса, сына правителя Кримтанна, К. воскресил коня и получил в подарок от Оэнгуса участок земли. Однажды мать упрекнула К., что он в отличие от др. детей не собирает дикий мед. Набрав воды, отрок благословил сосуд, и вода превратилась в мед. Родители святого отдали этот мед диак. Диармаду (по ирл. Житию, в качестве платы за крещение К.). К. стал учиться грамоте у Диармада, но, поскольку ему приходилось пасти скот, у него не было времени посещать наставника. Тем не менее К. и Диармад, находясь в разных концах равнины Аи, чудесным образом разговаривали, и никто не мог услышать их беседу. В Житии говорится, что на равнине Аи сохранился камень, на к-ром во время уроков сидел К., на нем был установлен крест.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Так, Уильям по прозвищу Слепой Аббат, глава семейства Мак-Уильям Бёрк, пользовался доходами от должностей 4 викариев, 2 пребендариев, 1 ректора и 1 архидиакона. Произвол аристократии и вождей приводил к тому, что во мн. местах духовенство не получало десятину и плату за аренду церковных земель ( Connors T.  G. Surviving the Reformation in Ireland (1534– 1580): Christopher Bodkin, Archbishop of Tuam, and Roland Burke, Bishop of Clonfert//Sixteenth Century Journal. 2001. Vol. 32. P. 335–355). В правление Елизаветы продолжилось оформление основных институтов англ. господства в И.: внедрялась англ. система общего права, распространялась власть выборных шерифов над подконтрольными англ. короне территориями, проводилась политика заселения ирл. земель англ. колонистами и легализация согласно нормам англ. права земельных держаний местных элит, создавалась репрессивная система протестант. Церкви. С 50-х rr.XVI в. постепенно расширялась зона непосредственного англ. влияния, сначала в центральных районах острова, затем в Мунстере и Коннахте. Велось строительство крепостей и фортов. Принимались меры по оформлению адм. деления, аналогичного тому, к-рое существовало в Англии. Были образованы новые графства — Каррикфергус, Лонгфорд и Клэр, определены границы графств Голуэй, Мейо, Слайго и Роскоммон; в них были назначены шерифы, начали действовать разъездные суды (судебные сессии проводились 2–4 раза в год) (исследователи, как правило, отмечают неэффективность попыток навязать ирл. обществу политические структуры, характерные для Англии — Connolly . 2007.P . 132). Гражданское и военное управление Мунстером и Коннахтом с 70-х rr.XVI в. осуществлялось через президентов этих провинций, назначенных указами англ. правительства. Президенты провинций имели функции гражданского и военного управления входившими в эти провинции графствами, подчинялись непосредственно лорду-наместнику и распоряжались крупными военными отрядами. С назначением президентов провинций была усилена судебная власть на местах; традиц. ирл. право было отменено, а лица, виновные в нарушении англ. законов, подвергались тюремному заключению и конфискации имущества. Запрещалось ношение ирл. национальной одежды, причесок, соблюдение обычаев. При лорде-наместнике И. стал функционировать Гос. совет, члены к-рого назначались из представителей англ. администрации, англ. и англо-ирл. знати. В 1571 г. в Дублине был учрежден суд Замковой палаты (Court of Castle Chamber ; по функциям соответствовал англ. Звездной палате). В его компетенцию входило рассмотрение дел о гос. преступлениях (ранее эта функция отводилась Тайному совету высших должностных лиц И.); представители суда Замковой палаты регулярно устраивали выездные заседания как в обл. Пейл, так и за его пределами. Все судопроизводство велось на англ. языке, суды решали дела ирландцев согласно общему праву Англии.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

  001     002    003