В 1823 г. О. основал Католическую ассоциацию Ирландии. Эта орг-ция быстро стала массовой благодаря доступным условиям членства (взнос - 1 пенни в месяц) и поддержке католич. духовенства. Целью ассоциации было предоставление полных гражданских прав всем католикам. Собранные средства в значительной мере шли на поддержку мелких католич. арендаторов, в т. ч. через систему т. н. католич. ренты (Catholic Rent). В 1825 г. палата лордов брит. парламента отклонила проект закона об эмансипации католиков, власти запретили деятельность Католической ассоциации Ирландии, но О. вскоре основал Новую католич. ассоциацию, официально объявленную благотворительной орг-цией. Важным методом борьбы О. были массовые собрания, принимавшие заранее согласованные петиции (так, 13 янв. 1828 такие собрания прошли, по нек-рым оценкам, почти в 1,6 тыс. приходов по всей Ирландии, собрав более 1 млн участников). В июле 1828 г. О. был избран в палату общин от графства Клэр, но отказался принести обязательную для членов парламента присягу на верность монарху, основанную на англиканском Акте о супрематии, и подписать Декларацию против пресуществления. После принятия закона об отмене ограничений в отношении брит. католиков (1829) в Ирландии начались массовые выступления против уплаты десятины англикан. Церкви Ирландии. О. осудил вооруженные выступления и наиболее радикальные требования восставших. В дек. 1833 г. он вновь был избран в палату общин, где стал лидером ирл. фракции (оставался членом парламента до конца жизни). Добился сокращения структур англикан. Церкви Ирландии до 12 диоцезов (2 архиеп-ства и 10 еп-ств), сокращения выплат десятины англикан. церковным структурам (подробнее см. в ст. Ирландия ). После проведения в Ирландии муниципальной реформы (1840) О. смог выиграть выборы и занять пост лорда-мэра Дублина (1841-1842; стал 1-м католиком на этом посту с 1688). Одновременно с этим в 1840 г. он основал Ассоциацию рипилеров (от англ. repeal - отмена), члены к-рой выступали за отмену унии 1800 г., возвращение Ирландии статуса независимого королевства (во главе с англ. монархом) и восстановление отдельного ирл. парламента. После запрета орг-ции брит. властями (окт. 1843) О. и его сторонники были арестованы и приговорены к году заключения (в сент. 1844 приговор отменен палатой лордов). В 1845-1846 гг. О. попытался восстановить Ассоциацию рипилеров, вступил в конфликт с радикальными националистами, к-рые выступали за полную независимость Ирландии и создали революционную организацию «Молодая Ирландия». О. также выступал за отмену дискриминации брит. евреев (добился принятия в 1846 закона об отмене ношения евреями особой одежды).

http://pravenc.ru/text/2578251.html

графства Донегол) в Ольстере — потомки раннесредневек. династий Кенел н-Эоган и Кенел Коналл; О Конхобары (О’ Конноры) в Коннахте, О Брианы и Мак Картаги (Мак-Карти) в Мунстере, а также ряд вождей гэльских анклавов в Лейнстере. В 1241 г. Бриан О Нейл при поддержке О Домналлов, О Конхобаров и О Брианов был признан правителем Тирона и заявил о притязаниях на титул верховного правителя И. В 1260 г. в союзе с рядом др. правителей Бриан вторгся на территорию англ. колонии, однако потерпел поражение в битве близ Даунпатрика. В Коннахте кончина Ричарда де Бурго (1243) способствовала активизации местных правителей, к-рые приняли участие в походе О Нейла и под рук. Аэда О Конхобара вели длительную борьбу с войсками англ. администрации. Смерть Аэда (1274) привела к междоусобицам, в результате чего Коннахт был снова разорен, а англ. контроль существенно ослаблен. Подобным образом междоусобицы О Брианов, в к-рых принимал участие Ричард де Клэр, владетель Томонда, привели к разорению области и к восстановлению власти гэльских правителей. Дублинская администрация вела затяжную войну с вождями гэльских анклавов в Лейнстере (роды Мак Мурхада (Мак-Мурроу), О Туатал (О’ Тул) и др.), набеги к-рых разоряли центр. области колонии. Осложнилось положение в Оффали и Мите, что требовало напряжения сил колонии и средств на организацию борьбы с ирландцами. Пытаясь справиться с давлением на колонию, юстициарий Джон де Сандфорд в 80-х rr.XIII в. организовал систему марок (укрепленных районов) от Атлона до Килкенни, возложив ответственность за ее поддержание на местных магнатов. Это стимулировало магнатов вести самостоятельную политику и строить сложные отношения союзничества и соперничества с ирл. правителями, что в конечном счете вело к их отчуждению от дел колонии. Англ. завоевание и основание колонии повлияли на положение католич. Церкви в И. Со времен кор. ГehpuxaII англ. власти стремились контролировать епископат и настаивали на признании ирл. епископами тех прав в отношении Церкви, к-рыми король пользовался в Англии: утверждать избранных капитулами кандидатов на епископские кафедры (1-м ирл.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭРРОУ [Барроу; англ. Barrowe, Barrow] Генри (ок. 1550, Шипдам, графство Норфолк - 6.04.1593, Лондон), один из основателей англ. конгрегационализма . Получил образование в Клэр-холле (Кембридж), затем переселился в Лондон, где занимался юридической практикой; с 1576 г. был членом юридической корпорации Грейс-инн. В 1580 г. благодаря случайно услышанной проповеди Б. пережил религ. обращение, стал строгим пуританином и уехал из Лондона. Познакомившись с одним из лидеров англ. сепаратизма Дж. Гринвудом, разделявшим идеи Р. Брауна , Б. примкнул к сепаратистской конгрегации. 19 нояб. 1586 г. Б. приехал в Лондон, чтобы посетить Гринвуда, находившегося в тюрьме Клинк, но был арестован и попал в заключение. В мае 1587 г. предстал перед судом Высокой комиссии, был признан виновным в раскольнической деятельности и помещен в лондонскую тюрьму Флит. 18 марта 1588 г. на основании апелляции к кор. Елизавете I Б. был допрошен на заседании Тайного совета. Он продолжал защищать принципы конгрегационализма, называл богослужение офиц. англикан. Церкви «пустым», а епископов - «гонителями»; в результате Б. оставили в заключении. В переписке с Брауном, к-рый к тому времени отказался от своих радикальных убеждений, Б. обвинял его в отступничестве. В тот же период Б. написал ряд трудов в защиту идей конгрегационализма, в т. ч. главное соч.- «Истинное описание видимой конгрегации святых» (A True Description of the Visible Congregation of the Saints. 1589). Еще неск. работ были написаны совместно с Гринвудом. 23 марта 1593 г. Б. вновь предстал перед судом, он не отказался от своей лит. и полемической деятельности, за что был приговорен к смертной казни и через неск. дней повешен. Вместе с ним был осужден и казнен Гринвуд. Б. стоял на позициях радикального сепаратизма; в отличие от Брауна, считавшего конгрегационалистскую форму церковного устройства лучшей по сравнению с епископальной или пресвитерианской, он придавал принципу независимости отдельных конгрегаций вероучительный характер и утверждал, что лишь при таком устройстве Церкви Христос является ее единственным главой и возможно истинное богопочитание; др. формы церковной организации, по мнению Б., были «наследием папства». Соч.: Writings 1587-1590/Ed. L. H. Carlson. L., 1962; Writings 1590-1591/Ed. L. H. Carlson. L., 1966; The Writings of J. Greenwood and H. Barrow 1591-1593/Ed. L. H. Carlson. L., 1970. Лит.: Powicke F. J. Henry Barrow, Separatist (1550-1593) and the Exiled Church of Amsterdam (1593-1622). L., 1900; Adeney W. F. True Heroes: Separatist Martyrs J. Greenwood, H. Barrowe, J. Penry. Nottingham, 1993; Tovey A. Whatever Happened to the Separatists? A Commemoration of the Martyrdom of Barrow, Greenwood and Penry, 1593. L., 1993. В. В. Чернов Рубрики: Ключевые слова: БРАУН Роберт (ок. 1550 - 1633), англ. протестант. теолог, проповедник, один из основателей конгрегационализма

http://pravenc.ru/text/153767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРТРАЙТ [англ. Cartwright] Томас (ок. 1535 - 27.12.1603, Уорик, Англия), представитель англ. протестантизма , сторонник пресвитерианства , один из основоположников пуританизма ; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник. Жизнь, религиозная деятельность, сочинения Первое документальное свидетельство о К. относится к 1547 г., когда он поступил в Кембриджский ун-т. На основании этих сведений исследователи делают вывод, что он родился между 1532 и 1535 гг., т. к. в то время студенты обычно поступали в англ. ун-ты в возрасте 12-15 лет. Поздняя датировка является более вероятной; в частности, ее приводит 1-й биограф К. Самюэл Кларк (1599-1682), утверждающий, что К. скончался в возрасте 68 лет ( Clarke. 1651. P. 374). В документах Кембриджского ун-та содержится свидетельство, что К. происходил из графства Хартфордшир; вероятнее всего, его родиной был расположенный на границе между графствами Хартфордшир и Кембриджшир небольшой городок Ройстон, в окрестностях к-рого его семья владела неск. фермами ( Pearson. 1925. P. 1-2). Никакие др. сведения о семье К., ранних годах его жизни и начальном образовании не известны. Обучение и преподавание в Кембридже 16 нояб. 1547 г. имя К. было внесено в матрикул Кембриджского ун-та, он стал студентом-стипендиатом колледжа Клэр-Холл. Во время обучения К. в Кембридже богословие здесь преподавал известный немецкий реформат Мартин Буцер (1491-1551), который занимал кафедру теологии с 1549 по 1551 г. Возможно, через его лекции и проповеди К. впервые познакомился с пресвитерианскими религиозными идеями. В нояб. 1550 г. К. перешел в Сент-Джонс-колледж, где его научным руководителем был Томас Ливер (1521-1577) - талантливый церковный проповедник и убежденный протестант, сохранивший верность протестантизму, несмотря на преследования (Ibid. P. 3-6). Томас Картрайт. Гравюра из кн.: Clarks S. A. Generall martyrologie. L., 1651. P. 366a Томас Картрайт. Гравюра из кн.: Clarks S. A. Generall martyrologie. L., 1651. P. 366a С началом правления в Англии кор. Марии I Тюдор (1553-1558) в стране началась реставрация католицизма ; мн. видные деятели англ. протестантизма были вынуждены покинуть Англию и переселиться в континентальную Европу. Хотя К. остался в Англии, вскоре после получения в 1553/54 г. степени бакалавра свободных искусств он вынужден был прекратить обучение в ун-те. По сообщениям биографов, он устроился помощником кембриджского юрисконсульта (его имя неизвестно), выполнявшего различные юридические поручения местной аристократии. Т. о., хотя во время правления кор. Марии К. не отстаивал открыто свои протестант. религ. убеждения, он не пожелал связывать себя со ставшим католич. ун-том.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

населения. В 1823 г. ирл. католик, адвокат Д. О’Коннелл основал в И. «Католическую ассоциацию», выступавшую за консолидацию ирл. общества в легитимной борьбе за предоставление католикам полноты гражданских прав. При поддержке католич. архиеп. Дублина Даниела Мюррея, др. ирл. епископов и католич. духовенства к 1824 г. ассоциация превратилась в крупное общественное движение, объединившее как представителей католич. знати и помещиков, так и простых городских и сельских жителей И. При каждом католич. приходе был создан филиал ассоциации, что позволило организовать широкомасштабный сбор средств, большая часть к-рых шла на поддержку мелких католич. землевладельцев (фригольдеров), находившихся в долговой зависимости от лендлордов. Созданная внутри ассоциации служба «Католическая рента» (Catholic Rent) помогала крестьянам оплачивать аренду новых земельных участков, тем самым увеличивая число католиков, к-рые по условиям билля 1793 г. могли голосовать на выборах. В 1825 г. по инициативе Дж. Каннинга палата общин вновь проголосовала за принятие закона об эмансипации, но он был отклонен палатой лордов. Одновременно с этим англ. парламент запретил деятельность «Католической ассоциации», однако О’Коннелл, формально распустив ее, создал «Новую католическую ассоциацию», целью к-рой провозглашалась благотворительная деятельность. Во время выборов 1826 г. при поддержке ассоциации в неск. графствах И. победу одержали кандидаты, представлявшие интересы католиков. В 1828 г. О’Коннелл победил на выборах в англ. парламент в графстве Клэр, но не смог занять место в палате общин из-за невозможности принести обязательную для членов парламента присягу на верность монарху, основанную на «Акте о супрематии», и подписать декларацию против пресуществления. Избрание О’Коннелла вызвало резонанс в англ. и ирл. обществе, ок. 800 тыс. католиков Соединенного Королевства подписали петицию в парламент, требуя отменить закон об обязательной присяге и декларации. 9 мая того же года кор. Георг IV утвердил принятый англ.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

Согласно псевдоисторическим произведениям, предки ирландцев пришли из Египта и получили название «скотты» от «Скоты, дочери Фараона». Утверждалось также, что еще до того, как в И. прибыла миссия св. Патрикия (Патрика), во Христа уверовали легендарные цари Конхобар и Кормак и мудрец Моранн. Преемственность между мифами и христ. традицией нашла выражение в фигурах мудрецов Туана, сына Кайрелла, и Финтана, сына Бохра: прибыв в И. до Всемирного потопа или сразу после него, они, по легендам, жили тысячи лет, принимая различный облик, и поведали историю острова св. Финниану и правителю Диармаду мак Кербаллу. В псевдоисторических сочинениях история И. представлена как ряд «завоеваний» острова разными племенами и народами; большинство правивших в средние века в И. династий считались потомками легендарного воина Миля, прибывшего из Испании, и его сыновей Эбера и Эремона. С псевдоисторией связана легендарная география острова: И. делилась на северную, т. н. Половину Конна (Leth Cuinn), и южную, т. н. Половину Муга (Leth Moga). Одной некогда владел легендарный правитель Конн Ста Битв, другой - его соперник Муг Нуадат. Традиционно в И. выделялись 5 провинций (cóiced - пятина): Лаген (Лейнстер, Laigin), Улад (Ольстер, Ulaid), Муман (Мунстер, Mumu), Коннахт (Connachta) и Миде (Mide). Обл. Миде, считавшаяся условным центром острова, включала в себя совр. графства Лонгфорд, Уэстмит и Оффали. Территория совр. графства Мит, части совр. графств Дублин и Лаут именовались Брега (букв.- Нагорье). К историческому Уладу относились совр. графства Лондондерри, Антрим, Тирон, Арма, Даун, Фермана (ныне все в составе Великобритании), Каван, Монахан, Донегол и Лаут (ныне все в составе Республики Ирландии). Обл. Лаген охватывала совр. графства Килдэр, Уиклоу, Лишь, Карлоу, Уэксфорд и Килкенни, в состав Мумана входили Уотерфорд, Корк, Керри, Лимерик, Клэр и Типперэри, в состав Коннахта - Голуэй, Роскоммон, Мейо, Слайго и Литрим. Согласно средневековым преданиям, в каждой из 5 областей был ритуальный центр, к-рый обычно представлял собою древний культовый комплекс. Такие центры не являлись поселениями, здесь проводились церемонии, связанные с инаугурациями правителей, празднества и т. д. Одно из важнейших ритуальных празднеств, т. н. Праздник Темры (feis Temro), до VI в. проводилось в Темре (Таре), символической столице И. в обл. Миде. Обладание Темрой было необходимым условием власти над островом, «царь Темры» (rí Temro) считался верховным правителем И. (ardrí, rí Érenn). Борьба за этот титул была одним из важнейших факторов в истории раннесредневек. И., однако никому из правителей, получивших титул «царь Темры», не удалось достичь политического объединения острова. «Книга Бурой коровы» (Lebor na hUidre). Кон. XI – нач. XII в. (Dublin. Royal Irish Academy. 23 E 25. P. 77) «Книга Бурой коровы» (Lebor na hUidre). Кон. XI – нач. XII в. (Dublin. Royal Irish Academy. 23 E 25. P. 77)

http://pravenc.ru/text/674067.html

упоминается о титуле «наследник Колмана из Келл-Мек-Дуаха» (comharba Colmain Cille mic Duach), который носили настоятели церкви. Возможно, в Келл-Мек-Дуахе была резиденция Эогана Мак Клерига (О Клерига) († 969), названного в анналах епископом Коннахта (episcopus Connacht) ( Etchingham C. Episcopal Hierarchy in Connacht and Tairdelbach Ua Conchobair//J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. 2000. Vol. 52. P. 19). В нек-рых источниках говорится о тесной связи правящего рода И Фиахрах с ц. Келл-Мек-Дуах, хотя до X в. местные правители скорее всего оказывали покровительство др. церковным общинам, гл. обр. ц. Туам-Грене (ныне Туамгрейни, графство Клэр) ( Ó Corr á in D. Dál Cais - Church and Dynasty//Ériu. 1973. Vol. 24. P. 55; Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. 2004. P. 242-243). О почитании К. членами рода И Фиахрах свидетельствует практика наречения имени в честь святого (правитель Маэл Мак Дуах был убит скандинавами в 922). Под 1093 г. в анналах упоминается о кончине Айлиля О Ниаллана из рода И Фиахрах, который был заместителем настоятеля (tanuise abbadh) в Клуан-Мокку-Носе, «наследником Кронана из Туам-Грене и Мак Дуаха» (comarba Cronan Tuama Greine et Meic Duach), т. е. настоятелем церковных общин Туам-Грене и Келл-Мек-Дуаха. По решению синода в Рат-Бресале (1111) земли О Фиахрах Адне были включены в состав диоцеза Клонферт, но участники синода в Келлсе (1152) создали для этого региона особое еп-ство с кафедрой в Килмакдуа ( Gwynn A. The Irish Church in the 11th and 12th Cent./Ed. G. O " Brien. Dublin, 1992. P. 244, 246). На рубеже XII и XIII вв. территория еп-ства была затронута англо-нормандским вторжением и междоусобицами ирл. правителей; под 1201 г. в анналах упоминается о нападении на Килмакдуа баронов Джона де Курси и Гуго де Ласи, в 1204 г. храмы еп-ства были разорены Уильямом де Бурго. К сер. XIII в. часть территории еп-ства оказалась во владении семейства де Бурго (Берки из Кланрикарда), др. часть оставалась под контролем ирл. вождей, потомков династии И Фиахрах (семейства О " Шонесси, О " Хейн и др.).

http://pravenc.ru/text/1841764.html

Изображения на основании креста повреждены, однако на вост. стороне сохранилась сцена шествия колесниц. В кон. XI-XII в. форма и иконография «высоких крестов» под влиянием гиберно-романского стиля стали разнообразнее. В этот период преобладали кресты вытянутой вертикальной формы с короткими «рукавами». Если на кресте из Килфеноры (графство Клэр) сохраняется традиц. кольцо, то на кресте из Дисерт-О " Ди кольцо заменено 4 волютами между рукавами. Плетеные орнаменты, восходящие к латенскому стилю, заменяются сложным зооморфным декором сканд. происхождения. Количество библейских сюжетов сокращается, наряду со сценой Распятия центральное место может занимать изображение епископа или аббата. Так, на зап. стороне «высокого креста» в Дисерт-О " Ди помещен богато орнаментированный равноконечный крест, составленный из 5 ромбов, на восточной - выполненные в нетипичной технике горельефа больших размеров фигуры распятого Иисуса Христа, а под ним - прелата; на лицевой стороне «кладбищенского креста» в Килфеноре помещено Распятие, на оборотной - фигура епископа с 2 ангелами, в нижней части - сюжетное изображение. В период господства гиберно-романского стиля в оформлении порталов, оконных проемов и проч. широко используется архитектурный резной декор. С кон. XII в. в архитектурном декоре, а также в оформлении гробниц получил распространение готический стиль, к-рый в И. до XVI-XVII вв. так и не вышел за рамки провинциального подражания англо-франц. готике. Лит.: Henry F. La sculpture irlandaise pendant les douze premiers siècles de l " ère chrétienne. P., 1933; eadem. Irish High Crosses. Dublin, 1964; Stevenson R. B. K. The Chronology and Relationship of Some Irish and Scottish Crosses//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Dublin, 1956. Vol. 86. N 1. P. 84-96; Roe H. M. The Irish High Cross: Morphology and Iconography//Ibid. 1965. Vol. 95. N 1/2. P. 213-226; Hicks C. A Clonmacnois Workshop in Stone//Ibid. 1980. Vol. 110. P. 5-35; Edwards N. An Early Group of Crosses from the Kingdom of Ossory//Ibid.

http://pravenc.ru/text/674067.html

На предполагаемой родине святой игуменьи, в Фохарте, паломники посещают множество святынь: очень древний источник Прп. Бригиты, руины ранней церкви Прп. Бригиты, несколько других святых источников, современных и старинных часовен, крестов, камней (символизирующих то или иное событие из жизни угодницы), а также точную копию Лурдской святыни (грот с часовней) в идиллическом месте. Среди других святых мест, связанных с прп. Бригитой в Ирландии, упомянем церковь, источник и крест в деревне Лисканнор графства Клэр; церкви Прп. Бригиты в деревне Портамна графства Голуэй; в Роллстоне графства Фингал; в деревне Баллинтра графства Донегол; в Талботстауне графства Уиклоу; в деревне Коун графства Килкенни; в Килкарри графства Лаут, рядом с ее родиной, где хранится частица ее мощей (скорее всего, кость черепа); в Хайвуде графства Слайго; новую красивую церковь Прп. Бригиты в Белфасте – столице Северной Ирландии. Упомянем также пригород Дублина Каслнок, где церковь Прп. Бригиты стоит на месте посвященного ей бенедиктинского монастыря, существовавшего с 1185 года до Реформации; остров Иниш Калтра, или Холи-Айленд («Святой остров») на озере Лох-Дерг графства Клэр, где сохранились церковь Прп. Бригиты, руины 6 церквей, древние монашеские келии, монашеские захоронения и круглая башня; городок Клара графства Оффали, где подвижница основала один из своих первых монастырей. Обитель состояла из маленькой деревянной церкви, вокруг которой располагались другие монастырские постройки. В XII веке на месте деревянного монастыря появился каменный. От каменной обители сохранились руины и церковь в честь Прп. Бригиты. Интересно, что католический храм города хранит частичку мощей прп. Бригиты. И это лишь некоторые из мест, связанных с ней в Ирландии! В XII веке в одном лишь графстве Килдэр существовало несколько источников Прп. Бригиты, вода которых исцеляла головную и зубную боль. Более 100 таких источников разбросаны по всей Ирландии: один из них можно найти в городе Маллингар графства Уэстмит (датируется VII веком).

http://pravoslavie.ru/128036.html

Романские сооружения составляли небольшую группу построек в И.; основная часть храмов строилась в т. н. гиберно-романском стиле, сочетавшем традиционную композицию с элементами романского декора на порталах и алтарных арках (т. к. здания были с одним нефом, то отсутствовали колонны и капители). Основная часть зданий сооружена между 1100 и 1225 гг. Планировка церквей почти не претерпела изменений, за исключением распространения отдельных объемов для алтаря. Квадратные башни Кашела не были повторены, но повлияли на традиц. композиции, и круглые башни часто не ставились отдельно, но пристраивались к храму - сбоку, как в ц. Фингин в Клонмакнойзе (сер.- 2-я пол. XII в.), или с запада, как в храме Богоматери в августинском мон-ре в Фернсе (графство Уэксфорд; 2-я пол. XII в.) и в ц. Св. Троицы в Глендалохе (XI-XII вв.; башня не сохр.), или над зап. фасадом, как в ц. св. Кевина в Глендалохе (XII в.). Большое внимание, особенно когда надо было подчеркнуть соборный статус церковного сооружения или претендовать на него, уделялось украшению фасадов аркатурами, перспективными порталами, иногда с характерными высокими щипцами в завершении. К наиболее интересным относятся собор св. Брендана в Ардферте (графство Керри; сохр. часть зап. фасада XII в.) с повышенным центральным порталом, ц. св. Кронана в Роскрей (графство Типперэри; XII в.) с высоким центральным щипцом, как в ц. Сен-Пьер-де-ла-Тур в Ольне (деп. Приморская Шаранта, Франция; ок. 1120-1140) и в соборе Сен-Пьер в Ангулеме (деп. Шаранта, Франция; 1110-1128), а также церковь в Килмалкедаре с имитацией внутренней аркатуры. Под влиянием Кашела распространяется плоский резной орнаментальный декор порталов, один из ранних примеров - храм в Киллешине (графство Лишь; сер. XII в.). На архивольтах преобладают зигзагообразные орнаменты (собор в Туаме, графство Голуэй; 1184), человеческие головы, возможно скопированные с реликвариев ( Henry. 1970. Р. 161; напр., в церкви в Дисерт-О " Ди, графство Клэр; портал XII в. реконструирован), головы животных (церковь жен. мон-ря в Клонмакнойзе, ок. 1180; ц. св. Фланнана в Киллало, графство Клэр, между 1195 и 1225). Иногда в камень переводятся мотивы металлических ювелирных изделий т. н. ирландско-урнесского стиля («викингская плетенка»), напр. в церкви в Киллешине или на портале собора в Килморе (графство Каван). Апогеем развития формы стал портал собора в Клонферте (графство Голуэй; после 1167), щипец к-рого достигает почти 10 м и украшен неск. рядами человеческих голов. Фигуративные сцены («Страшный Суд»?) есть только на фасаде храма в Ардморе (графство Уотерфорд; ок. 1200?); по стилю они напоминают резьбу каменных крестов в примитивном варианте. В целом часто пышный декор гиберно-романских памятников как бы противопоставлен аскетизму параллельно существовавшей цистерцианской архитектуры.

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010