Характерные примеры таких храмов - соборы Богоматери в Лимерике (ок. 1180-1194) и св. Фланнана в Киллало (между 1195 и 1225), от к-рого уцелели портал и вост. окно. Среди монастырских комплексов выделяются цистерцианские аббатства Бойл (графство Роскоммон; ок. 1170-1218), где четко прослеживается постепенное изменение стиля по мере строительства, Нокмой (графство Голуэй; между 1202 и 1216) и Коркомро (графство Клэр; после 1210), а также августинские обители Баллинтаббер (ок. 1216 - ок. 1225) и Конг (после 1203), находящиеся в графстве Мейо и возведенные под влиянием цистерцианской архитектуры. С кон. XIII в. почти единственными заказчиками церковных зданий стали нищенствующие ордены: францисканцы и доминиканцы, в меньшей степени августинцы-еремиты и кармелиты. Их церкви в стилистике «украшенной английской готики» (ок. 1280 - ок. 1380) строились обычно на окраинах городов на деньги английских или англо-ирландских покровителей. После нашествия Эдуарда Брюса (1315-1318) и «черной смерти» (1348-1350) строительство на подчиненных англичанам территориях почти прекратилось. Ослабление англ. владычества и фактическая независимость зап. земель с сер. XIV в. способствовали здесь активному строительству в XV - 1-й пол. XVI в., что выразилось как в перестройке и расширении старых монастырей, так и в основании новых. Так, монастырь Куин (графство Клэр) был заложен ок. 1433 г. по заказу местного влиятельного семейства Мак-Намара на руинах нормандского замка как символ гэльского возрождения. Мастера переориентировались с английской традиции на предшествующую местную традицию «украшенной готики», практически игнорируя англ. «перпендикулярный стиль» (XIV - сер. XVI в.), из которого порой заимствовали лишь отдельные детали (декор почти отсутствовал). В XV - 1-й пол. XVI в. стиль архитектуры в И. характеризуется как «хотя и консервативный, но самобытный, несколько эклектический и живой... часто отмеченный уверенностью и удачами, без особых различий между ирландской и англо-ирландской частями острова» ( Halpin, Newman.

http://pravenc.ru/text/674067.html

К наиболее интересным относятся соборы св. Брендана в Ардферте, гр. Керри (XII в., сохранился частично), с повышенным центральным порталом, св. Кронана в Роскри, гр. Типперэри (XII в.), с высоким центральным щипцом, близким ц. Сен-Пьер-де-ла-Тур в Ольнэ-де-Сентонж, Франция (ок. 1120–1140) и собору Сен-Пьер в Ангулеме (1110–1128), наконец, в ц. в Килмалкедаре, с имитацией внутренней аркатуры. Под влиянием Кашела распространяется плоский резной орнаментальный декор порталах, один из ранних примеров — храм в Киллешине, гр. Лиишь (сер. XII b.). На архивольтах преобладают зигзагообразные орнаменты (собор в Туаме, гр. Голуэй, 1184), мотив человеческих голов, возможно, скопированных с реликвариев ( Henry. 1970. Р. 161; напр., в церкви в Дисерт О’Ди, гр. Клэр, портал XII b. реконструирован), головы животных (церковь женского мон-ря в Клонмакнойсе, ок. 1180, собор св. Фланнана в Киллало, гр Клэр, между 1195 и 1225). Иногда в камень переводятся мотивы металлических ювелирных изделий т. н. ирландско-урнесского стиля («викингская плетенка»), напр., в том же Киллешине или на портале собора в Килморе, гр. Каван. Апогеем развития формы стал портал собора в Клонферте, гр. Голуэй (после 1167), щипец к-рого достигает почти 10 м и украшен несколькими рядами человеческих голов. Фигуративные сцены («Страшный суд»?) есть только на фасаде храма в Ардморе, гр. Уотерфорд (ок. 1200?); по стилю они напоминают резьбу каменных крестов в примитивном варианте. В целом, зачастую пышный декор гиберно-романских памятников как бы противопоставлен аскетизму распространявшейся параллельно цистерцианской архитектуры. Готика. Распространение готики во многом связано ссозданием обширной сети городов после английского завоевания. В течение XIII b. готические здания часто возводились непосредственно англ. мастерами или местными мастерами, ориентированными на англ. образцы. Первые построенные англо-нормандцами церкви были еще позднероманскими, и первые готические элементы отчетливо проявляются на поколение позже, в 1-й пол.

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

С 90-х гг. XX в. в И. оформляется серб. община; в наст. время она объединяет ок. 1600 православных, эмигрировавших из Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины (проживают в основном в городах Корк и Голуэй). В 2007 г. в Дублине был открыт миссионерский приход во имя вмч. Георгия Победоносца (глава - свящ. Живко Якшич) в составе епархии Великобритании и Скандинавии Сербской Православной Церкви. Приходы Румынской Православной Церкви в И., входящие в состав архиепископии Зап. Европы (митрополия Зап. и Юж. Европы), находятся в Дублине (3 прихода), Корке и Голуэе; также действуют румынские правосл. миссии в Карлоу, Гори, Килдэре, Килкенни, Лимерике, Маллингаре, Слайго, Уотерфорде. 16 апр. 2011 г. основан приход во имя прп. Иоанна Рильского (с центрами в Дублине и в Корке) Средне- и Западноевропейской епархии Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Первая служба прошла в католич. часовне при ц. Св. Троицы в г. Корк. Службу возглавил митр. Средне- и Западноевропейский БПЦ Симеон (Костадинов). Э. П. Р. Археология Дохристианская Дольмен Пулнаброн (Бурден, графство Клэр). 4200–2900 гг. до Р. Х. Дольмен Пулнаброн (Бурден, графство Клэр). 4200–2900 гг. до Р. Х. Первые люди появились в И. в период мезолита (ок. VIII тыс. до Р. Х.), когда из Британии на остров можно было попасть по суше. Подъем уровня моря и отделение И. от Британии обусловили бедность животного мира на острове и сыграли значительную роль в формировании природного окружения первобытного человека. В раннем мезолите (2-я пол. VIII-VII тыс. до Р. Х.; жилища в Маунт-Санделе, графство Лондондерри) люди занимались охотой на диких свиней, рыболовством и собирательством. Переход к производящему хозяйству относится к нач. IV тыс. до Р. Х. и, вероятно, связан с миграцией земледельцев с континента; в поселениях раннего неолита обнаружены круглые и прямоугольные дома, загородки для содержания животных (Лох-Гар, графство Лимерик), кости коров, овец и коз, керамика. Памятники неолита и раннего бронзового века - найденные в И. мегалитические гробницы (см.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Церковь св. Камина и башня на о-ве Холи-Айленд (Инишкялтра). XI–XII вв. В сборниках генеалогий ирл. святых приведены 3 версии родословия К. Согласно 1-й версии, наиболее распространенной, К., сын Диммы, был потомком Энды Кеннселаха из рода Катара Мара, легендарного правителя обл. Лаген (Лейнстер). Матерью К. была Куманн, дочь Далброна, к-рую считали также матерью Гуаре († 662/3), правителя Коннахта, и мн. ирл. святых. По др. версиям, К. принадлежал к племени Киарраге из Зап. Мумана (Мунстера) или к роду И Бриун из Сев. Коннахта (Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. N 290.1-3, 662.177, 700.1-3, 722.8). Согласно данным, приведенным Дж. Колганом, К. прибыл на о-в Инис-Келтра в поисках уединения для аскетических подвигов. Впосл. у него появились ученики, на острове была построена церковь, возник мон-рь. По преданию, друзьями К. были св. Сенан, почитавшийся как основатель церковного поселения на о-ве Инис-Катаг (ныне Скеттери, графство Клэр), и св. Лухтигерн, почитавшийся в Инис-Диамане (ныне Эннистимон, графство Клэр) ( Colgan J. Acta Sanctorum... Hiberniae. Lovanii, 1645. P. 746-747; O " Hanlon. 1875. P. 942-943). Нек-рые сведения о К. сохранились в повести «Битва при Карн-Коналле» (нач. X в.), посвященной сражению (649) между правителем Коннахта Гуаре и правителем Диармадом, сыном Аэда Слане из династии И Нейл (см.: Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 239-244). Согласно повести «Битва при Карн-Коналле», Гуаре оскорбил К. и святой предрек ему поражение от Диармада. В ответ на просьбу Гуаре о прощении К. заявил о невозможности снять проклятие, но обещал, что победитель будет к нему благосклонен. Во вставном эпизоде рассказывается о беседе Гуаре, К. и св. Куммене Фота о том, чем они могли бы наполнить большую церковь, построенную К. Гуаре пожелал наполнить храм золотом и серебром в дар церкви и беднякам, Куммене - книгами для обучения молодежи и наставления верующих, К.- болезнями, чтобы избавить от них мир. Впосл. Гуаре стал могучим правителем, Куммене были дарованы мудрость и знания, а К. постигла мучительная болезнь, от которой он скончался.

http://pravenc.ru/text/1470131.html

Рюрик Ростиславич в пятый раз, 1206–1207 Всеволод Святославич Чермный во второй раз, 1207 Рюрик Ростиславич в шестой раз, 1207–1210 22. Матфей, упомин. с 1210, † 1220 Всеволод Святославич Чермный в третий раз, 1210–1214 3. Юрий Всеволодович, сын предыдущего, 1212–1217 1214. Учреждена епархия Владимиро-Кляземская 1220. В первый раз упоминается епархия Перемышльская Мстислав Романович Добрый или Старый, сын Р-на Ростиславича 1214–1223 (первый год Новгор. 1, второй Лавр.; Ип,– 1224) 4. Константин Всеволодович (Ростовский), старший брат предыдущего, 1217–1218 1227. Посольство от папы Гонория III. 1128. Послание патр. Германа к митрополиту о непоставлении во священники рабов, не освобождённых от рабства. 1228. Появление в Киеве Доминиканцев с целью пропаганды. 1231. Посольство от папы Григория IX. 1233. Изгнание из Киева Доминиканцев 5. Юрий Всеволодович второй раз. Зимой 1237г. пришли на Русь от восточных стран, через Рязанскую землю Татары: 8 Февраля они взяли Владимир, а 4 Марта погиб в битве с ними на р. Сити великий князь 23. Кирилл 2, 1224–1233 Владимир Рюрикович, сын Рюрика Ростиславича, 1223–1235 (первый год Акад. лет., второй Новгородская. 1 и Акад.) Изяслав Владимирович из Черниговских, правнук Олега Святославича, 1235–1236 (Новг. 1 и Акад.) Ярослав Всеволодович, сын В-да Юрьевича Владимирского,1236–37 (ibidd) 24. Иосиф, прибывший в 1237г. и более не упоминаемый Учреждена епархия Угровская Михаил Всеволодович, сын В-да Чермного, И. 1237–39 Ростислав Мстиславич, сын М-ва Доброго И. 1239. Не долго Даниил Романович Галичский, отнявший Киев у Ростислава в 1239 году, и посадивший в нём своего боярина Димитрия. При этом последнем Киев взят был Батыем 6 Декабря 1240г.,– Лавр. и И. 1388 Могут возразить нам, что Иларион, человек с совершенно исключительной натурой, представляет собой единичное исключение (подобное тем единичным исключениям, о которых говорим мы несколько ниже за последующее время), т. е. что он один успел получить научное образование у одного из Греков, находившихся в России, и что от его примера нет права делать общих заключений. Но и люди с исключительными натурами рвутся к просвещению, когда видят его перед собой или когда слышат о нём. Юность Илариона относится к такому раннему времени христианства у нас, что он ещё не мог быть наслышан о просвещении у Греков. Следовательно, необходимо думать, что он видел его, т. е. видел у себя дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1207 г., пытаясь помочь Рюрику, В. Ю. при поддержке новгородцев и муромских князей совершил поход на Рязанскую землю. Большинство рязанских правителей, несмотря на клятву верности, данную владимирскому князю, склонялись к союзу с Черниговом. В результате вместо похода против Ольговичей В. Ю. должен был арестовать рязанских князей и брать в осаду их города. Взятия Рязани удалось избежать благодаря посредничеству местного еп. Арсения (он был вынужден согласиться на выдачу во Владимир семей рязанских князей). Однако уже в 1208 г., раскрыв заговор рязанцев, В. Ю. вывел своего сына Ярослава с княжения в Рязани (Ярослав княжил в Рязани с 1207), а ее архиерея, как и ранее князей, подверг заключению. Город и его пригороды были разорены и сожжены, а их жители выведены во Владимирское княжество. В 1210 г. при участии митр. Матфея , приезжавшего из Киева во Владимир к В. Ю., произошло его примирение с Ольговичами: Всеволод Святославич Чермный сел в Киеве, а Рюрик Ростиславич получил Чернигов. Жены рязанских князей были освобождены из плена (но князья и др. рязанцы оставались в тюрьме до смерти В. Ю.). В 1211 г. новый союз был скреплен браком сына В. Ю. блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича и дочери киевского князя блгв. кнг. Агафии Всеволодовны . В 1199 г. В. Ю. и его старший сын Константин предприняли поход на Дон против половцев, кочевники уклонились от битвы. Начиная с 1200 г. владимирский князь стремился держать на новгородском столе к.-л. из своих сыновей: в 1200-1205 и 1208-1210 гг. это был блгв. кн. Святослав (Гавриил) Всеволодович , в 1205-1208 - Константин. Однако в 1210 г. новгородский стол сумел занять блгв. кн. Мстислав (Феодор) Мстиславич , представитель младшей ветви правителей Смоленска. На юге Руси В. Ю. держал под контролем такое важное владение потомков кн. Юрия Долгорукого, как Переяславль Русский, в 1198 г. на Переяславскую кафедру был поставлен по настоянию В. Ю. еп. Павел, в 1200 г. в Переяславле на княжении появился сын владимирского князя блгв. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович , к-рый сменил умершего племянника В. Ю. кн. Ярослава Мстиславича († 1198). В 1206 г. в Переяславле правил др. сын В. Ю.- Владимир.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Пантелеимона. В ц. св. Гереона был увеличен центральный неф, сооружена крипта (1067-1069). В 1156 г. к восточной части были пристроены 2 башни, после чего церковь имела вид базилики без трансепта. В новом здании ц. св. Апостолов (1-я пол. XI в.) алтарь был расположен с зап. стороны, как в соборе св. Петра в Риме; к той эпохе восходят стены главного и зап. поперечного нефов. Церковь св. Цецилии представляла собой базилику без трансепта (1130-1160), от ее северного портала сохранился скульптурный тимпан 60-х гг. XII в. с изображением святой, получающей мученический венец (Музей Шнютгена, Кёльн); в 1475 г. при церкви был организован мон-рь августинцев регулярных каноников; храм претерпел неск. перестроек, так, в главном нефе появились готические своды. Церковь св. Куниберта в Кёльне. 1210–1247 гг. Церковь св. Куниберта в Кёльне. 1210–1247 гг. Во 2-й пол. X в., при архиеп. Бруно, было основано аббатство с ц. св. Мартина Турского. После пожара 1150 г. и перестройки по образцу ц. Пресв. Девы Марии на Капитолии утвердили план храма в форме трилистника (завершен в 1220); в ходе реставрационных работ 1861 г. церкви был возвращен романский облик. Церковь св. Андрея, основанная в то же время, что и ц. св. Мартина, была освящена архиеп. Геро в 974 г.; перестроена в XII в. в романском стиле как 3-нефная базилика с трансептом, вост. часть - в XIV в. в готическом стиле. Церковь св. Апостолов в Кёльне. Вост. фасад Церковь св. Апостолов в Кёльне. Вост. фасад На месте ц. вмч. Георгия при Меровингах предположительно находился ораторий. Сменившая его романская базилика с трансептом была возведена в 1059 г., центральный деревянный свод заменили каменным, пристроили массивный вестверк (XII в.). Романский облик был возвращен церкви в 1928-1930 гг., она сильно пострадала во время второй мировой войны. Самая маленькая романская базилика - ц. Пресв. Девы Марии в Лискирхене (впервые упоминается в 948; время строительства 1190-1220). Церковь св. Куниберта (1210-1247) находится на месте базилики во имя св.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Участникам похода в Прибалтику была обещана полная индульгенция (булла «Sicut ecclesiasticae laesionis» от 5 окт. 1199 - Regest. 2. 191), участие в военной кампании в Ливонии было приравнено к крестовому походу в Св. землю (булла «Etsi verba evangelisantium» от 12 окт. 1204 - Potthast. RPR, N 2299; LECUB. Bd. 1. N 14). Папским посланием «Alto divine» от 29 дек. 1215 г. (Diplomatarium Danicum/Ed. A. Afzelius et al. København, 1938. T. 1. N 61) частичная индульгенция давалась тем, кто жертвовали средства на поход. В 1202 г. И. поддержал деятельность действовавшего по поручению еп. Альберта I Теодориха, цистерцианского мон. и свящ. из Турайды, по созданию в Ливонии ордена меченосцев , а в 1204 г. И. даровал ордену Братьев Христова воинства устав ордена тамплиеров и подчинил его непосредственно епископу Риги. В 1209-1210 гг. И. отправил неск. посланий дат. кор. Вальдемару II с призывом бороться за расширение христ. мира (Regest. 12. 103; Diplomatarium Danicum. T. 1. N 173). Успехи крестоносцев определили повышенное внимание И. к региону в последние годы понтификата. После захвата обширных прибалт. земель еп. Рижский Альберт I, стремясь создать независимое в светском отношении от папы Римского церковное княжество, передал завоеванные земли императору и получил их обратно уже в качестве ленного владения. В ответ на это в 1210 г. И. при разделе всех завоеванных земель в Ливонии утвердил право братьев-рыцарей на 1/3 этих земель, что подрывало единовластие Рижского епископа. Одновременно И. стремился уменьшить герм. влияние в Прибалтике. В 1210 г. папа передал патронат над миссией архиеп. Гнезненскому Генриху Кетличу, который до 1219 г. оставался (вместе с архиеп. Андерсом Лундским) папским легатом в Ливонии, а 20 февр. 1214 г. подчинил Рижское еп-ство, формально являвшееся суффраганом Бременского архиепископа (хотя в послании утверждалось, что Рига никогда не входила ни в одно архиеп-ство), непосредственно Папскому престолу ( Potthast. RPR, N 4899; LECUB. Bd. 1. N 26). Подобная мера была применена в 1213 г.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Первые из известных нам — Балтинглас, гр Уиклоу (2-я пол. XII в.), Джерпойнт, гр Килкенни (кон. XII в.), Бойл, гр Роскоммон (ок. 1161–1230), Монастеранена, гр. Лимерик (кон. XII — нач. XIII b.), Меллифонт (XIII b.) — возведены под определенным западноангл. влиянием, даже если строились без непосредственного англо-нормандского участия. Храмы строились в форме 3-нефных базилик с трансептом, с каменными перекрытиями, с алтарными капеллами в ряд. Обычно к церкви с юга примыкал клуатр с обходом, окруженным жилыми помещениями. К востоку от клуатра располагался зал капитула, к югу — кухня и рефекторий, к западу — дормиторий. Огромный фонтан сохранился в мон-ре Меллифонт (ок. 1200). Первые чисто готические сооружения — аббатства Инч (кон. XII — нач. XIII в.) и Грей (ок. 1200), оба в гр. Даун — были построены под североангл. влиянием. Развитие их формы получили в ц. мон-ря Грейгнамана, гр Килкенни (1-ая пол. XIII b.), крупнейшем цистерцианском храме И. Развитие форм романской архитектуры продолжалось, и часто готическое влияние проявлялось лишь в отдельных простых элементах (порталах, наличниках, аркатурах) на примитивных зданиях. Своеобразно развивалась архитектура на территориях Томонда (Сев. Мунстер) и Коннахта, вообще не занятых англичанами; здесь сформировалась «зап. школа», развивавшаяся примерно до 1230 г. и соединившая раннеготические и гиберно-романские традиции. Ее мастеров отличает великолепный уровень камнерезного мастерства (капители, орнаменты с фигурами людей и животных, растительные орнаменты) и отески камня (порфиля арок и окон). Характерные примеры соборов — Богородицы в Лимерике (ок. 1180­–1194) и св. Фланнана в Киллало (между 1195 и 1225), от к-рого уцелел портал и великолепное вост. окно. Среди комплексов мон-рей выделяются цистерцианские Бойл, гр. Роскоммон (ок. 1170–1218), где четко прослеживается постепенное изменение стиля по мере строительства, Нокмой, гр Голуэй (между 1202 и 1216) и Коркомро, гр. Клэр (после 1210), а также августинские Баллинтаббер (ок. 1216 — ок.

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

20 . Матфей стал киевским митрополитом до 1210 г. и скончался 19 августа 1220 г. Он был преемником Никифора, вероятно скончавшегося вскоре после 1201 г. В таком случае он мог быть посвящен еще патриархом Иоанном X Каматером, который после падения Константинополя в 1204 г. и до самой своей кончины в начале 1206 г. имел местопребывание во Фракии. С другой стороны, вполне допустимо предположение, что вследствие крушения Византии киевская кафедра несколько лет пустовала 1300 . Если так, то Матфей мог быть поставлен только новым никейским патриархом Михаилом IV Авторианом, вступившим на престол весной 1208 г., и прибыл в Киев не ранее 1209 г. В историографии иногда встречается ошибочное мнение, будто Матфей был назначен великим князем Всеволодом Большое Гнездо, хотя это предположение опирается только на слова В.Н. Татищева. Как бы то ни было, в 1210 г. Матфей по поручению Ольговичей прибыл в качестве посредника во Владимир-на-Клязьме, где был почтен богатыми дарами. Благодаря состоявшемуся тогда примирению Всеволод Большое Гнездо был признан старшим среди русских князей. Всеволод Чермный, из рода Ольговичей, смог вновь занять киевский стол, а его дочь 15 мая 1211 г. вышла замуж за Юрия, сына Всеволода Большое Гнездо. Вскоре по окончании этой миссии, весной 1211 г., Матфей рукоположил нового новгородского архиепископа Антония на место Митрофана, смещенного 23 января 1211 г. князем Мстиславом Удалым и новгородцами. После смерти в 1212 г. великого князя Всеволода Большое Гнездо и раздела княжества между его сыновьями старое Ростовское епископство было поделено на два: 10 ноября 1213 г. Матфей посвятил в ростовские епископы Пахомия, до тех пор настоятеля Петровского монастыря в Ростове, а в начале 1214 г. рукоположил на новообразованную владимиро-суздальскую кафедру игумена Симона, некогда монаха Киево-Печерского монастыря. После смерти Пахомия в начале 1216 г. ростовским епископом стал Кирилл. В конце жизни Матфею пришлось еще раз заниматься новгородскими делами. В результате политических пертурбаций в Новгородской республике смещенный ранее Митрофан вернулся в Новгород и в конце 1219 г. снова оказался на кафедре в новгородской Софии. Однако архиепископ Антоний вовсе не собирался добровольно уступать свой пост, и поэтому в Новгороде решили отправить обоих архиепископов в Киев, предоставив выбор митрополиту. Матфей восстановил Митрофана, который вернулся в Новгород 17 марта 1220 г., но Антонию Матфей также оказал “честь”, поставив его епископом в Перемышль. Тем самым основание перемышльской кафедры, прежде входившей в состав Галицкой епархии, надо рассматривать как результат договоренности между митрополитом и галицким князем Мстиславом Удалым (с 1219 г.), покровительствовавшим Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010