Надпись «о тайных» означает «о сокровенном для многих», потому что мысли в этом псалме загадочны и темны». 193 Как полагают, псалом написан во времена царя Иосафата. В его царствование на Иудею напали соединенные силы царей аммонитских, моавитских и идумейских племен ( 2Пар. 20, 1–24 ). Между этими народами произошла распря, переросшая в междоусобное сражение. Когда иудейское войско выступило для того, чтобы сразиться с врагами, то на месте их лагеря застало лишь большое количество трупов. Святитель Иоанн Златоуст , толкуя псалом 45, говорит, что в нем «пророк со свойственным ему любомудрием отклоняет здесь слушателя от дел житейских и возводит к надежде высшей». 194 Псалмопевец в псалме 45 выражает уверенность в помощи Божией, какие бы крайние обстоятельства не постигли. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра» (Ст. 2–6). Комментируя эти слова, святитель Иоанн Златоуст говорит. «Бог не препятствует постигать нас скорбям, но когда они нас настигают, Он помогает нам, доставляя пользу и опытность. Нужно тщательно наблюдать обстоятельства времени и молиться, чтобы не впасть в искушение, а когда оно постигло, – то не малодушествовать, но стоять мужественно, призывая на помощь Бога и уповая на Него». 195 5–10 стихи: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. Приидите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем». Это место рассматривается как мессианское пророчество. В данных стихах говорится о наступлении христианской эры, о пришествии Мессии, когда «восшумели народы, двинулись царства» под действием евангельской проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

О полной победе над последствиями греха Адамова будем говорить уже тогда, когда будем размышлять о светлом Христовом воскресении; сейчас же скажем несколько о непосредственных знамениях победы Господа, которые явлены были при самой крестной смерти нашего Спасителя. Лишь только Сын Божий предал дух Свой в руки Отца Своего Небесного, началось и победное торжество Искупителя рода человеческого, видимое для всех. Евангелисты так повествуют: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф.27:51–53 ; Мк.15:38 ). Разбойник благоразумный вместе с Господом входит в рай, а на земле – «сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф.27:54 ; Мк.15:39 ; Лк.23:47 ). И народ весь, собравшийся на Голгофе, прежде смеявшийся или сочувствующий смеявшимся над страждущим Спасителем, с ужасом и благоговейным трепетом созерцал кончину Божественного Учителя и Господа и с сокрушенным сердцем уходил от креста. «И весь, – пишет Святой евангелист Лука, – народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» ( Лк.23:48–49 ). И если при торжественном входе Господа во Иерусалим «потрясеся весь град» ( Мф.21:10 ), – то про все, совершившееся с Господом в ночь на пятницу и в самую пятницу, ученик Господа Клеопа смело говорит неузнанному воскресшему Спасителю так: «неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» ( Лк.24:18 ). Не того ожидали распявшие Господа враги Его. Позде же бывшу благообразный Иосиф, дерзнув, вниде к Пилату и проси телесе Иисусова ( Мф.27:57 ; Мк.15:43 ) с тем, чтобы по разрешению Пилата предать пречистое тело Господа погребению. Получивши разрешение, он, вместе с Никодимом, в присутствии Богоматери, Иоанна Богослова и жен мироносиц, взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи, – пишет Апостол Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Пс.86:3 .  Славное возвещается о тебе, град Божий! «Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий». Предрекаемое о Тебе есть нечто чудное и необычайное; оно превышает всякое человеческое ожидание. А что сказанное в Псалме нимало не приличествует Сиону дольнему, о сем свидетельствует присовокупляемое. Пс.86:4 .  Упомяну знающим меня о Рааве 22 и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, – скажут: «такой-то родился там». «Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя: и се, иноплеменницы, и Тир, и людие ефиопстии, сии Быша тамо». Вот что изглаголано о тебе, божественный град, говорит Пророк. И те, которые жили древле в злочестии, одержимы были мраком неведения, сподобятся обитать в тебе, и причастятся твоего жительства. Потому и упомянул о сказанных выше народах, как о самых беззаконных и как преобладающих в нечестии, чтобы ими означить и другие народы. Ибо Раав – и Хананеянка и блудница, а Вавилон – город зверонравный и злочестивый; иноплеменнники, или Филистимляне (мы объясняли уже, что это за народ) – люди и суеверные и беззаконные. Нечестие же и непотребство Тира в плачевных чертах представил Пророк Иезекииль. А людьми ефиопскими пророческое слово назвало не только самих Ефиопов, у которых души уподобляются цветом телу, но и всех очерненных душею. Ибо в Песни песней взывает невеста: «черна есмь аз и добра, дщери Иерусалимския» ( Песн.1:4 ), и дает вместе видеть как мрак злочестия, так и красоту, сообщаемую Божественною благодатию. Сии-то именно народы, при Иудеях, не сходились в Иерусалим и не возлюбили законнаго жития, но, по вочеловечении Спасителя нашего, и в сем Иерусалиме обитают, и наполняют церкви по вселенной, и переходят в Сион вышний, делаются причастниками онаго блаженнаго жительства. Пс.86:5 .  О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его». «Мати Сион, речет человек». Каждый наименует Сион матерью, всякий человек скажет, что Сион – матерь. «И человек родися в нем». В связи с сказанным: «речет человек», поставлены и сии слова. Ибо именующий Сион матерью исповедует и рождение Человека, в Сионе рожденнаго. Но чтобы Его не почел кто простым человеком, Пророк тотчас присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

С 4-й главы св. Иоанн созерцает видение раскрытия семи печатей таинственной книги. Он видит престол живущего во веки веков, 24 старца в венцах и белых одеждах, бесплотные силы, хвалящие Бога. В деснице Сидящего на престоле Апостол видел книгу с 7-ю печатями. Как у пророка Давида видения суть символы, так и видения Откровения имеют символический характер. Книга есть таинственные предначертания Божии о истории мира, которые содержатся во власти, в деснице, – Божией. Агнец означает собою Иисуса Христа с полнотою даров Святого Духа. Своими крестными страданиями Он победил мир и приобрел власть над ним по Его Богочеловечеству (5 гл.). Первая печать – конь белый и победоносный всадник – символы чистоты и победы; конь рыжий – символ вражды, убийств, войны; далее следует конь черный и голос, напоминающий о дороговизне жизни и о голоде; конь бледный и всадник, которому имя смерть и которому дана власть умерщвлять людей... По снятии пятой печати св. Иоанн увидел души убиенных за слово Божие и взывающих о праведном суде Господнем над злыми; когда была снята шестая печать Апостол созерцал землетрясение, изменение и потемнение солнца и луны, падение звезд, мировые катастрофы и горе живущих на земле. В 7-й главе излагается запечатление праведных из колен Израилевых и «из всех племен и колен и народов и языков». После седьмой печати следуют 7 ангельских труб; происходят громы, землетрясения; при последовательных звуках труб открывается ряд необычайных бедствий: град и огонь с кровью, гора пылающая огнем поражают траву и море; звезда с именем «полынь» делает воду рек горькой, третья часть солнца, луны, звезд, дня и ночи – померкли: появляется необыкновенная саранча, вредящая людям, не имеющим печати Божией. Затем, освобождены были 4 Ангела на реке Евфрате и явилось войско, наносящее язвы – огонь, дым и серу... 10-я глава доводит ряд видений до конца времени (ст. 6) и в 11-й главе апокалиптик нового завета видит «свидетелей Божиих», пророчествующих 1260 дней, а язычники будут попирать святый город 42 месяца. Зверь, выходящий из бездны, убьет их и они воскреснут. Происходит землетрясение и гибель 1/ 10 части города и 7000 имен человеческих. При звуке седьмой трубы небесные голоса воскликнули, что «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его». Рассвирепели язычники... и пришел гнев Божий и время судить живых и мертвых. «И отверзся храм Божий на небе и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град»....

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Также была вервь льняная или каменьщиков в руке Того, о Котором написано у Захарии (гл. 2), что он имел вервь землемерную, чтобы измерить широту и длину города. Под каменьщиками же [разумеются] или ангелы, исполнявшие веления Божии, или Моисей и все пророки и апостолы, созидающие град Божий и соработники или служители воли Господней. Посему и апостол Павел говорил: «мы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:9). Следующее же затем: и трость измерения в руке его означает дар пророческий, о котором в сорок четвертом псалме (ст. 2) написано: язык мой трость книжника скорописца, и о пророке и крестителе Иоанне: чесо изыдосте в пустыню видети? Трость ли ветром колеблему? (Матф. 11:7). Этой трости желают подражать те, кои постоянно пишут неправду и относительно которых молит пророк: запрети зверем тростным (Псал. 67:31). Стоял же Он у ворот. Ибо чрез Него мы приходим к Отцу и без Него не можем войти в град Божий, потому что Он принимает достойных, отвергает недостойных. У ворот происходит также и суд. Посему и пророк говорит: „возненавидели обличающих у ворот“ (Исаии 29, 21). И в другом месте: „не останется в стыде, когда будет говорить с врагами у ворот» (Псал. 126:5). К пророку говорил этот муж, в руке которого была вервь, и которого вид был, как бы вид меди, и который держал трость в руке. Говорил к Иезекиилю истинный строитель, которому подражал и апостол Павел, говоря: яко премудр архитектон основание положих (1 Кор. 3:10). Называет строителя мудрым в отличие от глупого, который у Захарии (11, 15) называется неразумным пастухом. Сказал же Он то, что далее следует: смотри очами своими и слушай ушами своими, — очами не плоти, а духа, и ушами ее тела, а души. Возведите, говорит, очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже (Иоан. 4:35) и: имеяй уши слышати, да слышит (Лук. 8:8). Видит же строение города и слышит чин священнодействий и священнослужителей и описание земли. И мало того, что Он повелел смотреть очами и слушать ушами; но Он присовокупил: и приложи сердце свое ко всему или: приложи к сердцу своему все, что Я покажу тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Третье следствие: спокойствие и безопасность внешняя Ст. 17 пол. И плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки. Ст. 18. Тогда народ мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. Пророк видел, что мир будет побежден верою в Евангелие, покорится Иисусу Христу силою правды, приведенной Им, и народ Божий, получив наследство мира, будет наслаждаться миром, спокойствием и безопасностью. в исповедании своей религии. Потому Пророк и говорит, что действием или плодом правды будет спокойствие и безопасность до века, – вместе с внутренним миром народ Божий будет наслаждаться и внешним миром, как плодом праведности членов царства Христова, будет жить в жилищах мирных, т. е. в церквах, и спокойно будет отправлять Богослужение в храмах. Четвертое следствие: суды над врагами церкви Ст. 19. И град будет падать на лес, и город спустится в долину. Так как для устроения счастья церкви нужно было совершить суд над врагами ее, ослабить их силу, чтобы они не вредили ей и не нарушили ее мира: то Пророк и говорит об этом суде. Лес здесь служит символом врагов церкви, или царств враждебных царству Иисуса Христа, образом которых в древнее время была Ассирийская монархия (гл. 10, 18, 19, 34). Под градом разумеются суды Божии, которыми Бог поражал врагов церкви (гл. 28:2,17); так Бог поразил Ассирийское войско страшною бурею с дождем и градом. (Гл. 29, 6, 30, 30 37, 36). Некоторые под лесом разумея тот лес, о котором сказано в ст. 15, объясняют так: на пустыню уверовавших во Христа язычников, сделавшуюся садом Божиим, изльется благодать Святого Духа, как благотворный дождь, способствующий к плодоношению; а на лес, который из сада Божия превратился, в дикую, бесплодную рощу, упадет град, который обломает все ветви леса, т. е. на Иудеев, неуверовавших в Мессию, Иисуса Христа, и за то отверженных от благодатного царства Божия, в наказание будет послано от Бога бедствие, которое поразит их на голову, и город их низко унизится, – царство Иудейское разрушится.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

120 Надо заметить, что макаризмы в Откровении далеко не во всех случаях исходят из уст Самого Христа, именно в четырёх лица Иоанна); с неба); лица тайнозрителя). В остальных же случаях (16:15; 22:7) ублажение исходит из уст Христовых. Наконец, двоякое истолкование. 121 ο πλνοντες τς στολς ατν. В русском и славянском тексте разночтение, меняющее смысл или во всяком случае вносящее в него особый оттенок: «которые соблюдают заповеди Его». 122 Аналогичный случай мы имеем и в экзегезе 21:7–8, где ст. 7 явно исходит из уст Божиих (Отца?), стих же 8 может принадлежать и самому пророку. 123 Это двойство ипостасей вместе с единством и тождественностью жизни так свидетельствуется в Рим. 8:9–11 : «но вы не по плоти живете, а до духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто не имеет Духа Христова, тот и не Его. Если же Дух Того, кто воскресил из мертвых Иисуса, живет, в вас, то воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Святым». 124 Правда, такому Богородичному истолкованию будто не соответствует 9, где невестой Агнца именуется сходящий с неба Иерусалим в обоих его аспектах. Однако в этом нет противоречия или несогласуемости, а лишь различие в оттенках общей экклезиологической идеи. Невеста как Приснодева возглавляет собою Церковь , которая в то же время есть и «общество верующих», и иерархическая организация, и сакраментальный организм, и, наконец, исторически вынашиваемый в муках рождения плод человеческого творчества, воспомосуществуемого благодатью Божией, святый град этого века и будущего. В этом смысле символика эта совмещает град и Невесту – Деву (ср. виньетку «Невесты Агнца»). 126 Рассмотрение православных литургических текстов в отношении к Откровению могло бы составить предмет самостоятельного и интересного исследования. 127 В отдельных случаях это неупотребление имеет прямо разительный характер. Вот один из таких примеров. Для паремийных чтений службы арх. Михаила и прочих бесплотных сил избирается не 11 глава Откровения (7–11), где раскрывается основное и исчерпывающее дело арх. Михаила и ангелов его, именно война в небе с драконом и ангелами его, заканчивающаяся его победой и низвержением с неба последних, и даже не апокалиптическая глава Дан. 10:13; 12:1 , но сравнительно второстепенное в догматическом отношении повествование о ветхозаветных явлениях ангелов: Иисусу Навину (5:13–15) и Гедеону ( Суд. 6:27, 11–24 ), как и Ис. 14:7–20 (последнее о низвержении царя Вавилонского аналогично Откровению 11, однако изображает его лишь в образах исторической аллегории).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

15 . доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. В 14 стихе сказано, что „навсегда“ Офел и башня будут служить убежищем стад и пугливых диких ослов. Это однако отменяется стихом 15, словом доколе. Стало быть милосердие Божие указывает момент, когда с прощением, дарованным человечеству, и святой град восстанет из развалин своих. Восстановление града связуется с излиянием Духа свыше, и далее в ст. 15 указаны последствия низшедшей на человечество благодати Святого Духа. Ранее Исаии Иоиль пророчествовал ( Иоил. 2:28–29 ; ср. ссылку на него Деян. 2:18 ) 1106 : „И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть“. Послание Утешителя Духа Святого на Апостолов и учеников Господа нашего в день Пятидесятницы через десять дней после Его Вознесения, рассказано в первых двух главах Деяний Апостольских 1107 . С этой минуты начинается новая жизнь всего человечества, ибо только после сошествия Св. Духа начинается всемирная проповедь, а именно величественной речью, произнесенной Апостолом Петром, после которой в тот же день „крестятся во имя Иисуса Христа для прощения грехов и, восприятия дара Св. Духа“..., „около трех тысяч душ“. ( Деян. 2:14–36,38,41 ). Это и было началом „превращения пустыни в сад“, о котором пророчествовал Исаия в изучаемом нами 15 стихе. Древний же сад Божий, народ обетования, начинает приходить в запустение, и сад становится глухим лесом. (Ср. выше XXIX, 17 и зам.). 16 . Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. 17 . И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность во веки. 18 . Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. 19 . И град будет падать на лес, и город спустится в долину. 20 . Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла. С 15 по 20 ст. включительно можно считать пророчеством о началах жизни христианской. Когда Дух Святый освятил Собою человечество, возрожденное и обновленное всеочищающею кровию, пролитою на кресте за грех мира Богочеловеком, тогда только могла настать эра правды, тогда только могли воцариться суд и мир; тогда только духовные требования прощенной и освященной души человеческой могли говорить громче плоти и похотей мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

19 стих: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» ( Откр.11:19 ). Вот так описывается кончина мира. Появляется ковчег – это тот самый ковчег, который был в Иерусалимском храме, который евреи несли по пустыне, который был сохранен после первого уничтожения храма, который пропал после уничтожения второго храма. Вот этот самый ковчег Завета объявится в Небесном храме. И всем будет ясно всё, такой будет этот момент удивительных духовных потрясений. Громы, землетрясения, великий град, молнии, снег, огонь – мир кончается. И как я вам уже говорил неоднократно, Бог даст людям перед началом Суда, когда Господь с Ангелами вторгнется в сферу этого мира, сорок дней на покаяние. Будет выдержана такая пауза. И некоторые воспользуются этим, потому что Бог не может давать что-то такое, чем никто не воспользуется, но многие окажутся настолько осатанелыми, что уже не смогут примириться с Богом. Потому что таково будет свойство тех печатей, которые, как учили святые Отцы, не позволяют принявшим их даже перекреститься. Вот печать антихриста она чем будет опасна? Человек, который ее получит, не сможет даже перекреститься. Святые Отцы говорят, что тот, который получит печать антихриста, он не сможет даже перекреститься. Итак, мы сегодня рассмотрели 11 главу Книги Откровение, этой древнейшей христианской книги. Я думаю, что многое из того, что вы услышали, соответствует реальности наших дней. Но, как я всегда говорю и буду это повторять далее, мы не можем быть уверены, что здесь говорится именно о наших днях, потому что Господь скрыл дату Своего Пришествия. Эта тайна непостижима будет до момента самого Пришествия. Поэтому никто из нас не может с уверенностью утверждать, когда это будет. Вот у меня есть свое субъективное мнение, я его иногда высказываю. Я говорю, что пойдет еще лет 500. Потому что Господь говорил: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). Иначе говоря, те события, о которых мы с вами прочитали, они будут происходить, когда веры уже практически не будет. А сейчас я вижу – мне приходится ездить и по России, и в разных других странах бывать, – что идет возрождение веры. Но в то же время сам процесс возрождения может настораживать, потому что есть пророчества библейские о том, что возрождение веры будет перед окончательной апостасией, перед окончательным отступлением от Бога. Когда будет как бы последний призыв к совести рода человеческого по всему земному шару, последняя проповедь Евангелия, – тогда, конечно, будет подъем, а потом неожиданно наступит резкий спад.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

3. Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. (Аз град крепкий, град воюемый, всуе напою его: пленен бо нощию, в день же падется стена его. Несть того, иже не возмет его.) Жители Иерусалима считали свой город «крепким» в то время, когда он был «воюемым» или находился в осаде (ср.26:1). Но не то говорил Господь о нем: «Я буду поить его во время осады, но напрасно, Потому что он испытает сильнейшую жажду в то время, когда будет пленен и притом ночью, а днем падет стена его», когда разрушат ее враги (ср.15:1,6,9). Находясь в осаде и претерпевая смертельную жажду, жители Иерусалима так ослабеют, что всякий завоеватель, даже не многочисленный и мало вооруженный, одолеет их и возьмет в плен. Таково будет падение Иерусалима и вместе с тем сокрушение его гордой надежды на свои крепкие стены. 4. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. (Кто мя приставит стрещи стеблия на ниве? ради вражды сея отринух и: убо сего ради сотвори Господь Бог вся, елика совеща). Образная речь. Никто не стережет стебли на ниве, так и Господь оставил свою землю и свою излюбленную ниву – Иудею, с её столицей Иерусалимом, и он будет завоеван: Господь отринет его, ради его вражды, ибо Иерусалим был постоянно враждебен Богу и Его пророкам. Посему и совершит Господь над ним все, что «совещал» или определил по своему премудрому плану, а именно – плен и разрушение, но все это – ради будущего спасения верных (гл.26:1–4). 5–6. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною. В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. (И сгорех, возопиют живущии в нем: сотворим мир ему, сотворим мир, приходящая чада Иаковля: прозябнет и процветёт Израиль, и наполнится вселенная плода его). Жители Иерусалима, оставленного Богом, будут взывать с воплем: «сгорел я!» В ответ на этот вопль, Господь, обращаясь к истинным потомкам Иакова, имеющим возвратиться из плена, скажет: «сотворим ему мир, сотворим мир!» Тогда, примиренный с Богом Израиль, как виноградник Божий (ст.2), снова укоренится и процветет так, что плодами его наполнится вселенная: т.е. обращение Израиля к Богу послужит к радости всей вселенной; ибо через него обратится к Богу и вселенная (гл.26:9–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010