Проанализировав положительный европейский опыт борьбы с холерой, он с горькой иронией, отмечал: «Можно сказать, что в Европе холерные палочки культивируются только искусственно, вроде ананасов в наших оранжереях, и если, тем не менее, оне всё же развивают своё гибельное действие, то единственно лишь потому, что мы сами создаём все, необходимые для их жизни и размножения, условия». с. 17] В качестве факторов, благоприятствовавших развитию эпидемий, он называл: загрязнение почвы навозом, огромное количество не убиравшихся нечистот и отбросов, отсутствие нормальной системы водоснабжения и антисанитарное состояние жилья. В отношении тифа Н.Ф. Высоцкий также акцентировал внимание, главным образом, на социальных составляющих проблемы. В качестве причин, вызывавших тифозную эпидемию, он называл «голод, скученность, грязь», которые в избытке наличествовали в г. Казани. «Стало быть, - констатировал Н.Ф. Высоцкий, - необходимо: во 1) кормить голодных, во 2-х) разредить население там, где оно наиболее скучено, в 3-х) изолировать заболевших и в 4-х) очистить и обеззаразить тифозные очаги». с. 21] Относительно борьбы с холерой он указывал также на необходимость увеличения запасов «годной питьевой воды» и «оздоровления поселений». Н.Ф. Высоцкий просчитал, что на 150 тысяч человек населения, проживавшего тогда в г. Казани, приходится более 22 миллионов пудов нечистот и отбросов. с. 22 - 23] Причём, многое из этого «оседало» и гнило в самом городе, по причине ненадлежащего устройства выгребных и помойных ям, свалок, отравляющих воду, непродуманной системы вывоза мусора и устройства «полигонов» и других «особенностей» организации местного городского хозяйства. Настоящей «притчей во языцех» являлась организация водоснабжения населения г. Казани, которое, даже при наличии недавно сооружённого водопровода, постоянно испытывало нехватку питьевой воды, доставлявшейся, к тому же, с постоянными перебоями. В связи с этим значительная часть населения вынуждена была довольствоваться водой из расположенного в черте города озера Кабан, превратившегося к концу XIX в. из овеянного легендами древнего водоёма в городскую клоаку.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/...

Как отмечается в «Трудах Казанского НИИЭМ (1900 - 2000)»: «Казанский институт был едва ли не единственным в России местом, где врачи могли получить серьёзную подготовку по практической бактериологии. [...] Плодотворная работа казанских микробиологов под руководством Н.Ф. Высоцкого и И.Г. Савченко позволяет сделать вывод, что именно в первом десятилетии XX в. сложилась и оформилась казанская школа микробиологии, характерной чертой которой стало особое внимание к проблеме иммунитета. Базой становления этой школы стал Бактериологический институт при Казанском университете». с. 10 - 11] Институтом была устроена особая бактериолого-диагностическая лаборатория, оборудованная необходимыми инструментами и приборами, целью которой являлось «производство ответственных бактериологических исследований, по предложениям отдельных общественных и правительственных учреждений, а также диагностика бешенства». Заведование ею было поручено приват-доценту В.А. Барыкину. При институте имелась библиотека, «вполне удовлетворительная для первоначальной ориентировки в любом бактериологическом вопросе». Кроме того, в 1911 г. были построены две новые избы - для помещения укушенных бешеными животными. с. 6, 20] Для г. Казани, Казанской губернии (где в начале XX в. наблюдались две эпидемические волны дифтерии: с 1902 по 1908 гг. и с 1909 по 1914 гг.) с. 55] и, в известной мере, для всего Поволжья, это означало, помимо прочего, начало настоящего научно-практического прорыва в борьбе с этим опасным заболеванием. Так, известно, что только в 1903 - 1910 гг. в «Сывороточном отделении» БИ при ИКУ было изготовлено 34402 флакона антидифтерийной сыворотки. с. (18)] В статье 1964 г. «Заболеваемость дифтерией в г. Казани и основные этапы её ликвидации» В.И. Качурец и Н.П. Кудрявцева выделили 5 периодов, сыгравших «решающую роль в ликвидации дифтерии». В качестве первого из них они выделили 1895 - 1910 гг., когда произошли: «Открытие в Казанской земской больнице первого дифтерийного стационара. Организация работы бактериологического института. Первый опыт серотерапии и серопрофилактики». с. 35]

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/...

То, что ИКУ долгое время не имел возможности на должном уровне организовать работу в данном направлении, являлось для него весьма нехарактерным и даже позорным обстоятельством. На это, в частности, указывал в своей речи 14 мая 1897 г. на устроенном по случаю закладки БИ ИКУ «завтраке» декан МФ (будущий ректор) ИКУ Н.М. Любимов. «Если взглянуть серьёзно на дело, - передавал его слова «Казанский Телеграф», - то оказывается, что в медицинском факультете нашего университета был серьёзный пробел. Я говорю об учении о заразных болезнях. Мы - профессоры и наши слушатели - не имели ни помещения, ни средств к тому, чтобы практически ознакомиться с теми приобретениями, которые наука завоевала в деле лечения заразных болезней. В то время, как в губернских университетских городах уже устроены были Пастеровские прививные станции, напр[имер], недалеко от нас в Самаре, в нашем университете не было и нет до сих пор такого учреждения! И идут мимо нас больные, с укором кидая взгляд на восточную красу - Казань, с укором за её восточный сон...». с. 14] Известно, что ходатайство перед МНП об отпуске 15 тысяч рублей на устройство бактериологической лаборатории было возбуждено ещё в 1885 г., но удовлетворено оно так и не было. И через 10 лет, по «образному» выражению Казанского городского головы С.В. Дьяченко, Н.Ф. Высоцкий «воспользовался свирепствующей на Волге эпидемией дифтерита, отправился в Петербург и там громко кликнул клич, привлекающий общественное внимание к необходимой помощи, гибнувшим от бича эпидемии детям Приволжья». с. 7] Вернувшись из-за границы, он сообщил о своих соображениях министру народного просвещения И.Д. Делянову, одобрившему их и разрешившему Н.Ф. Высоцкому ходатайствовать об отпуске средств, необходимых для открытия института перед министром финансов С.Ю. Витте. Последний, по словам Н.Ф. Высоцкий, «со свойственной ему отзывчивостью ко всякому полезному начинанию, немедленно выразил согласие отпустить, на первое время, из средств государственного казначейства, половину той суммы, которая, по моим соображениям, была бы необходима для устройства института, т.е. 25 тысяч рублей, предложив мне собрать остальную половину путём частных пожертвований». Мотивировал он это тем, что такие учреждения лишь в том случае могут рассчитывать на прочное существование, если в их устройстве «принимают деятельное участие и те общества, в интересах которых оне учреждаются».

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/...

Проект стал торжеством Царской идеи. Пожалуй, за последние сто лет не было столь открытой и масштабной манифестации чувств нашего народа по отношению к русским Государям. Причем это носило не локальный региональный характер. К примеру, Петр I принимал участие в трех городах, а в двух одержал победу – в Воронеже и Петербурге. И если победа Петра Первого в Санкт-Петербурге была прогнозируема, то имена других Государей стали сюрпризом. Особенно рад за Краснодар, город, в котором я учился в университете. В Краснодаре победила Императрица Екатерина Великая. В городе давно уже ставится вопрос о возвращении исторического имени - Екатеринодар. Хочется поздравить город, теперь хотя бы аэропорт будет напоминать об основательнице города. Местные жители всегда помнили, что Краснодар – это Екатеринодар. Титул правящего архиерея звучит как митрополит Екатеринодарский. В центре города стоит блестящий памятник Екатерине II. Краснодар – это дар Екатерины. Казакам и краснодарцам надо воздать должное Императрице, что она подарила им плодородные земли Кубани. Память о Суворове в Краснодаре не так сильна, как о Екатерине II. Полководец принимал участие в формировании Азово-Моздокской военной линии, но там было несколько десятков крепостей, и его память оказалась распылена по всей линии. Но в Ставрополе победил Суворов. Неожиданный сюжет возник на западном рубеже России — в Калининграде, где борьба развернулась между знаменитым философом Кантом и императрицей Елизаветой Петровной, об исторических деяниях которой нашим современникам известно немного, разве что в лучшем случае об открытии ею Московского государственного университета. Большинство граждан России до сего дня вообще не подозревало о какой-либо связи Калининграда и Императрицы. Но теперь тот факт, что Императрица Елизавета Петровна еще в середине 18 века присоединила Пруссию к России и учредила Прусскую губернию, а Кант был ее верноподданным, стал достоянием гласности и будет увековечен в названии аэропорта Храброво. Но думаю, что в Калининграде состоялась схватка не столько между конкретными персоналиями, сколько между цивилизационными проектами — Западом и Россией. И воплощением последней неожиданно стала русская Императрица, дщерь Петра. А Канту просто не повезло. Может быть, в других условиях он бы свободно прошел этот кастинг, но теперь он вольно или невольно ассоциируется с той стороной, откуда к нам пришли санкции, угрозы и разного рода провокации.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/04/na...

Подобные наименования и болезненная страсть всюду ставить памятники - дурной тон и бессмыслица.И нечем больше заняться.Видимо, деньги девать некуда.Так отмывать проще. А, точно. 12. По поводу 2, для Полтораки: «”Вы знаете, кто такой Достоевский? " - " Знаю, я там бухал! " » Студент должен ответить на вопрос о крестьянских войнах в дореволюционной России, но не отвечает, а молчит вглухую. Тогда преподаватель делает подсказывающую наводку: «А фамилия Разин Вам говорит о чем-нибудь?» Студент встрепенывается, оживляется и вопрошает: «Пиво что-ли?» Одним словом, Вы правы. Кстати, про войны и пиво, это не анекдот, а быль. 11. Ответ на 6., Lucia: Подобные наименования и болезненная страсть всюду ставить памятники - дурной тон и бессмыслица.И нечем больше заняться. Видимо, деньги девать некуда. Так отмывать проще. 10. Ответ на 6., Lucia: Подобные наименования и болезненная страсть всюду ставить памятники - дурной тон и бессмыслица. И нечем больше заняться. Видимо, деньги девать некуда. При чем здесь деньги. В отношении к нашему Государю поднимать вопрос о деньгах вообще как-то не уместно. Когда во всех городах и весях СССР ставили ленинские истуканы, переименовывали города и улицы, никто ни у кого ничего не спрашивал, опросов не проводили и деньги не считали - смысл там был не в материальных затратах. 9. Ответ на 4., М.Яблоков: Подобные наименования и болезненная страсть всюду ставить памятники - дурной тон и бессмыслица.И нечем больше заняться. Видимо, деньги девать некуда. 8. Lucia Ленинский план монументальной пропаганды никто не отменял.Всё меняется, но в то же время - остаётся неизменным.Когда происходит какое нибуть событие, это означает действие относительно времени... Но для нас само Время - относительно и поэтому нам может казаться что что то меняется, а другое нет. Если изменить восприятие во время действия и посмотреть пот другим углом, то можно заметить что событие происходит в ином временном масштабе. Всё зависит от нашего восприятия реальности и времени. 7. Ответ на 3., Lucia:

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/04/na...

Но кому мы больше всех оказываем неблагодарности? Кого наиболее оскорбляем забвением, пренебрежением, преступными мыслями, словами и делами? Господа Бога, от Которого, по слову Апостола, имеем „и жизнь, и дыхание, и все” ( Деян. 17, 25 ). Это было бы поистине удивительно, если бы мы к этому не привыкли, и думали об этом, как должно. Поэтому не следует ли думать, что добродетель благодарности к Богу также трудна, как и к людям? Нет, несравненно труднее, потому что, по слову пророка Исаии, „грехи наши произвели разделение между нами и Богом нашим» ( Ис. 49, 2 ), так что мы и гласа Его не слышим, и благодеющей десницы Его не видим, а иногда и бытия Его совсем не признаем. И поскольку грехи наши застилают туманом и мраком умы и сердца наши, поскольку становится труднее духу нашему возвыситься к Богу и узреть в Нем нашего Создателя и Благодетеля. Скажем кстати. Всегда была между людьми эта преступная неблагодарность к Богу, но никогда она не выражалась так грубо, так нагло и так громко, так ныне в образованном христианском мире, между учеными людьми, предпочитающими лучше называть себя произведениями бездушной материи, чем созданиями Бога – Духа; лучше быть в общении и дружбе с бессловесными животными, чем в союзе с Существом Высочайшим. Это – люди, рожденные в христианстве, которые с детства, „познав Бога”, по слову Апостола, “не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих помрачилось несмысленное их сердце» ( Рим. 1,21 ). Мы видим ныне не десятки, а тысячи этих нравственно „прокаженных», которые не сознают своей смертельной болезни, и не в состоянии даже вознести глас, глаголюще: Иисусе наставниче, помилуй ны ( Лук. 17, 13 ). Какие же основания и побуждения указывает нам слово Божие для тщательного и благоговейного исполнения нашей обязанности благодарения Богу за Его благодеяния? Во-первых, то, что на это есть воля Божия, а во-вторых, что в этом заключается наше собственное благо. Бог есть любовь бесконечная, Он есть неисчерпаемый Источник даров и милостей, всегда открытый для разумного и достойного Его создания: Бог люби есть ( 1Иоан. 4. 8 ). Как же любовь может оставаться верною себе по существу и непрестанно направляться к любимому разумному созданию, не находя в нем ни понимания, ни признания ее, ни ответа ей, тогда как это существо само одарено способностью любить, и само может быть счастливо только любовью? Если же любовь положена в основание союза нашего с Богом, Творцом нашим; если человек создан с сердцем способным ощущать ее, то не естественно ли, чтобы он, счастливый этою любовью, и со своей стороны чувствовал движение любви к Богу? Если, наконец, он одарен разумом, способным понять различие между ним, слабым созданием, и бесконечно совершенным Божеством: то не естественно ли, не справедливо ли, чтобы он с радостью и смирением повергался ниц пред величием Божиим и приносил благодарение, какое свойственно приемлющему дар по отношению к дарующему?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Первые слова божественного законодательства о повиновении земной власти мы находим в десятословии, изреченном самим Богом на Синае: это заповедь о самой начальной власти, родительской: чти отца твоего и матерь твою. В этой заповеди мы видим обетование благоденствия за исполнение ее да благо ти будет и долголетен будеши на земли, т. е. указание на совесть, опытом познающую благо. Эта же заповедь подтверждается и страхом наказания за неисполнение: человек, иже аще зло речет отцу своему, или матери своей смертию да умрет ( Лев. 20, 9 ). За тем дается общий закон о почитании лиц начальствующих: судей да не зло- словии и князю людей твоих да не речеши зла ( Исх. 22, 28 ). Это зерно, так сказать, учения о повиновении власти, данное Евреям, получило полное развитие в Новом завете и вместе с другими истинами божественного откровения возвещено всему миру. С особенною ясностью и силою оно изложено Апостолом Павлом в послании в Римлянам, предназначенном для самого средоточия всемирной власти, т. е. для Рима. Вот сущность этого учения. – Власть земная установлена Богом; поэтому противление ей есть противление самому Богу, – есть грех, противляяйся власти Божию повеле- нию противляется, противляющийся же себе грех приемлет ( Рим. 13, 2 ). Она облечена свойствами божественными: правосудия и милосердия, и правами казнить и миловать. Для непокорных, в руках человека облеченного властью, как слуги Божия- меч, но он же есть и руководитель к добру для покорных. Отсюда происходят все обязанности гражданина: уплата податей, урочные труды, уважение и почтение к лицам начальствующим и пр. ( Рим. 13, 1–7 ). Возводя это учение о повиновении власти к высшему уразумению христианского долга и свободы, Апостол заключает: „не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий Бога исполнил закон» ( Рим. 13, 8 ). Теперь вспомните историю времен апостольских и первых веков христианства. Чем должны были ученики Христовы начать проповедь евангелия между язычниками, – учением о вечном спасении людей и Христе Спасителе, или преобразованием варварской, насильственной языческой власти, противлением ей, как недостойной и несогласной с духом христианства? Конечно, повелением о повиновении власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

А это свойство христианских обществ и есть охрана от преступлений; так как преступления оскорбляют, и иногда приводят в ужас целые общества. Посмотрите, не утрачиваем ли мы эту чуткость совести, этот страх, который поражает неиспорченного человека не только при виде тяжких преступлений, но и при слухах о них? Ежедневные известия газет о множестве совершаемых у нас преступлений, называемых „зверскими», но в которых звери неповинны, не приучают ли нас считать их делом обыкновенным? Не привыкаем ли мы дышать этою тяжелою атмосферою порока? Не впитывается ли в наши души эта язва зла? Не она ли, в примерах старших, заражает ныне и детей, с недавнего времени составляющих особую заботу судей, и известных под печальным именем „малолетних преступников?» Конечно, нам возразят: как же с этим взглядом на безусловное повиновение власти согласить принятую во всем просвещенном мире „свободу мысли», „свободу слова», „свободу совести»? Для христианина давно уже все это соглашено Иисусом Христом и Его Апостолами. Благая, мысль, здравое слово, дело совершаемое по совести во всех странах, даже языческих, имеют свободу. А нам, христианам, внушается с особенною силою, что всякий помысл неправедный есть мерзость пред Господом ( Прит. 15, 26 ), что за всякое слово не только гнилое, но и „праздное», мы дадим ответ в день судный» ( Еф. 4, 19 . Мат. 12, 36), что свобода иметь свою особую совесть, противоречащую “благой» общей совести христианской, – есть прямой путь к утрате совести и веры ( 1Тим. 1, 19 ). Вы вольны иметь и нечистая мысли в глубине своей души на свой страх b ответственность пред Богом, но извергать их в слове на развращение умов, но творить бессовестные дела на соблазн другим, каковы напр. открытые незаконные сожития, это значить смеяться над законом. Высказывать здравые мысли устно и печатно, если мы имеем для того достаточный способности и познания, мы обязаны как граждане и христиане, поскольку это согласно с благоговением в верховной власти, в пределах указанных ее добрым советникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Таким образом руководство в первом и главнейшем деле нашего вечного спасения, – в вере, он с доверием отдает разуму, озаряемому „умом Христовым» ( 1Кор. 2, 16 ) а для сохранения порядка в нашей земной жизни предписывает безусловное повиновение власти. Очевидно, Апостол высшее руководство в сохранении верховного начала власти не доверяет разуму, а поручает главным образом совести. В чем же причина такого разграничения? Во-первых, в различии свойств разума и совести; во вторых, в разности областей, в которых действует разум и совесть в общем деле нашего спасения. Свойства разума: размышлять, сомневаться, спорить и убеждаться, а единственное свойство совести – наблюдать за исполнением непременной воли и закона Божия. Где действует разум и совесть? Разум в области созерцательной, а совесть в области нравственной, практической. Дело первого – приобретение здравых мыслей, дело второй – сознание необходимости исполнения закона и совершения добрых дел. По этому в вере позволяется испытание и исследование: испытайте писаний, сказал Господь ( Иоан. 5, 39 ), а в нравственной деятельности требуется сознательное повиновение – непосредственно власти Божией, или от Бога предоставленной людям: повинитеся Богу, противитеся же диаволу ( Иак. 4, 7 ), говорит Апостол Иаков, а Апостол Павел настоятельно повелевает Епископу Титу: воспоминай тем (пасомым), начальствующим и владеющим, повиноватеся и покорятися ( Тит. 5, 1 ), Здесь ключ к разрешению тайны современных гибельных движений в борьбе с властью. Люди образованные, руководители народов, перенесли вопросы о значении власти из области нравственной в область умозрительную или созерцательную, где господствует разум со всеми своими природными свойствами и недостатками. От того они, вместо исполнения обязанности повиноваться власти, присвоили себе право свободных суждений не только о той, или другой форме проявления власти, но о самом ее начале и основаниях, а за тем и противления ей. Как неправильны подобные отношения к власти и гибельны их последствия, это доказывается Словом Божиим, свидетельством истории и опытами нашей собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

+ 20-го Апреля. Суббота. Погода была отвратительная, не холодная, но шквалы с дождем; красивая Нагасаки выглядела совсем неприветливо! После обедни с переодеванием, за которой причащались Св. Тайн, начал длинное письмо Пап а о плавании вверх по Янцекиангу. Писать было тем легче, что совсем на берег не тянуло. Внизу красили яйца - странно заниматься этим делом на судне, так привык красить их в Гатчине или Аничкове. Страшно недоставало милых Пап а и Мам а за заутреней, несмотря на совершенно новую обстановку ея крестный ход по всей верхней палубе был эффектен; ночь была темная, но тихая! Христосование началось по окончании обедни в 1 ½; за 6 с половиной часов раньше Петербурга. Все командиры, офицеры «Азова» и члены посольства разговлялись у меня; пасха вышла из вкусного творога. Ночь была тихая и лунная, лег спать в 5 час. Примечания к записи от 20 апреля: Река Янцекианг - здесь речь идет о посещении Цесаревичем Китая, которое он совершил до визита в Японию. Янцекианг - «Прославленная большая река» (Ян-цзы-цзян на пекинском наречии, по южному: Янцекианг). Она начинается в дикой части Тибета, а кончается в море и была действительно важным путем сообщения. Выполняла роль китайского Средиземного моря. По этой реке Наследник совершил путешествие во внутренний Китай. Императорские резиденции Аничков дворец и Гатчина. Аничков дворец - величественный памятник русского дворцового зодчества середины XVIII столетия и старейшее из сохранившихся зданий Невского проспекта. Один из императорских дворцов Санкт-Петербурга на набережной реки Фонтанки у Аничкова моста. Более века в Аничковом дворце находилась одна из резиденций Династии Романовых - место, где проходили официальные приемы и придворные балы. В 1866 году сын Государя Александра II, будущий Самодержец Александр III, как и отец, получил дворец в качестве подарка на свою свадьбу с датской принцессой Дагмарой (в православии Императрицей Марией Федоровной). Усадьба настолько нравилась Государю Александру III, что он проводил в ней большую часть своего времени, отведенного не только для отдыха, но и для работы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/03/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010