Великий Князь Александр так вспоминал об этих часах в позднейшем письме: «Вы можете себе представить, с каким чувством я снова приезжал в Ниццу, которая вся своим великолепным воздухом, морем, климатом напоминает мне самую тяжелую минуту моей жизни. Приехать простым Великим Князем и уехать Наследником – тяжело, и в особенности лишившись самой моей верной опоры, лучшего друга и любимейшего брата! Но что же делать – это воля Божия, и недаром мы ежедневно повторяем: «Да будет воля Твоя». Великий Князь Александр Александрович был помолвлен с бывшей невестой брата принцессой Софией Фредерикой Дагмарой, дочерью Датского короля Христиана IX и королевы Луизы. Она присоединена была к Православию с наречением Марией. При замужестве она была наименована Великой Княгиней Марией Феодоровной. Бракосочетание Их Высочеств состоялось 28 октября 1866 г. Старец митрополит Филарет Московский писал новобрачным: «Да будет супружеский союз полон чистой и совершенной любви, да будет счастие семейной жизни вашей облегчением подвигов вашей царственной жизни». Наследник отвечал владыке: «Да будут услышаны Всемогущим эти молитвы старейшего и достойнейшего иерарха Русской Церкви, да будет нам дано споспешествовать благоденствию благочестивейших родителей наших и заботам чадолюбивого нашего отца и Монарха о горячо любимой России...» Молодые поселились в Аничковом дворце, в котором до воцарения жил и Император Николай I. Последний заносил в свой дневник: «Если меня спросят, в каком уголке мира прячется истинное счастье, я отвечу: в Аничковом дворце». Про его внука и крестника Назаревский правильно пишет: «Молодые поселились в Аничковом дворце, который в течение 28 лет давал России образцовый пример идеальной доброй семейной жизни». Наследник Цесаревич участвовал в заседаниях Государственного Совета и принимал участие в работах Комитета министров. Будучи атаманом Казачьих войск, командиром Гвардейского корпуса, он хорошо был знаком с военным делом. Признавал он важное значение флота. Когда из-за угроз со стороны Англии потребовалось в 1878 г. создание вспомогательной морской силы, Великий Князь Александр был поставлен Императором во главе комитета по сбору пожертвований на «Добровольный флот». В скором времени комитет смог соорудить несколько быстроходных океанских пароходов, типа вспомогательных крейсеров, в мирное время использованных для коммерческих целей, в особенности для связи с Дальним Востоком. С развитием миссионерского делания, которое так дорого было Императрице Марии Александровне, суда эти доставляли все увеличивающееся число паломников из Одессы в Святую Землю. Ближайшим помощником Цесаревича, ведавшего «Добровольным флотом», был К.П. Победоносцев .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Светлой памяти возлюбленного Государя. Император Николай II 6 мая 56 1868 г., в день памяти святого и праведного Иова Многострадального, родился старший сын Наследника престола, нареченный, как его прадед, Николаем. Впервые в Российской Империи Великий Князь младенец со дня рождения своего обручен был Царству. Понятно то нарочитое внимание, которое родителями его было обращено на должные воспитание и образование будущего Монарха величайшего государства. В 1877 г. ближайшее заведование его занятиями было поручено генерал-адъютанту Г. Г. Даниловичу. Учебные занятия были распределены на 12 лет, причем первые восемь лет посвящены были предметам гимназического курса, с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Расширено было преподавание политической истории, русской литературы, иностранных языков. Курс высших наук продлен был потом на пять лет, дабы предоставить будущему Государю подробнее ознакомиться с военным делом и главнейшими началами юридических и экономических наук. Преподавателями его были выдающиеся профессора высших учебных заведений: К.П. Победоносцев , Н.Х. Бунге, М.Н. Капустин, Е.Е. За- мысловский, генералы М.И. Драгомиров, Г.А. Леер, Н.Н. Обручев, П.Л. Лобко. Понимание подлинной русской государственности усвоил он, главным образом, от умного и убежденного идеолога Самодержавия Победоносцева, тесными узами связанного с его августейшим родителем. Английский язык преподавал с 1877 г. Карл Иосифович Хис, на дочери которого был женат флигель-адъютант А.А. Мордвинов. Последний в журнале «Русская летопись» (Париж, 1923. Кн. V) приводит отзыв о своем ученике Хиса, которого определяет как исключительно правдивого, искреннего и независимого в своих суждениях. «Многое из устных рассказов К.И. Хиса не сохранилось у меня в памяти, но о некоторых я невольно вспоминал не раз во время долгих мучительных раздумий после совершившегося переворота. По его словам, Государь еще в далеком детстве отличался большой замкнутостью, задумчивостью не по годам и в этом отношении не походил на своих сверстников и братьев. Он был очень застенчив и трудно было узнать, о чем он задумывался; был очень уверен в своих мнениях, и разубедить его в них бывало нелегко. Даже мальчиком он почти не горячился и не терял самообладания. «Бывало, во время крупной ссоры с братьями или с товарищами детских игр, – рассказывал Карл Иосифович, – Николай Александрович, чтобы удержаться от резкого слова или движения, молча уходил в другую комнату, брался за книгу и, только успокоившись, возвращался к обидчикам и снова принимался за игру, как будто ничего не было. Он был очень любознателен и прилежен, вызывая даже добродушные насмешки других, и чрезвычайно увлекался чтением, проводя большую часть свободного времени за книгой. Любил также, чтобы ему читали, и сам отлично читал вслух».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Его Евангелием произносимою, объявляю, что, быв непричастен правилам безбожным и возмутительным, во Франции ныне введенным и исповедуемым, признаю настоящее правление тамошнее незаконным и похищенным, умерщвление короля христианского Людовика XVI почитаю сущим злодейством и изменою законному Государю, ощущая все то омерзение к произведшим оное, каковое они от всякого благомыслящего праведно заслуживают. В совести моей нахожу себя убежденным в том, чтобы сохранять свято веру христианскую, от предков моих наследованную (указывалось исповедание) и быть верным и послушным Королю, который по праву наследства получит сию корону; а потому, пользуясь безопасным убежищем Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской, даруемым мне в Империи Ее, обязуюся – при сохранении, как выше сказано, природной моей христианской вёры и исповедания (указывалось) и достодолжным повиновением законам и правлению, от Ее Величества учрежденным, – прервать всякое сношение с одноземцами моими французами, повинующимися настоящему неистовому правительству, и оного сношения не иметь, доколе, с восстановлением законной власти, тишины и порядка во Франции, последует от Ее Императорского Величества на то разрешение. В случае противных сему моих поступков, подвергаю себя в настоящей временной жизни казни по законам, в будущей же – суду Божию. В заключение же клятвы моей целую слова и крест Спасителя моего. Аминь». В первую турецкую войну 1768–1774 гг. русским корпусом, занимавшим Молдавию, а затем Валахию, командовал генерал Христиан Феодорович Шторфельн. О нем Императрица собственноручно писала доверительно графу Румянцеву, тогда командовавшему первой армией 10 : «Граф Петр Александрович. Упражнения господина Шторфельна в выжигании города за городом и деревень сотнями, признаюсь, что мне весьма не приятно; мне кажется, что без крайности на такое варварство поступать не должен; когда же без нужды это делается, то становится подобно тем, кои у нас изстари бывали на Волге и на Суре. Я ведаю, что вы, как и я, не находите удовольствие в подобных происшествиях; пожалуйста уймите Шторфельна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вскоре последовало увольнение либеральных министров, во главе с графом Лорис-Меликовым, просившим Государя 30 апреля уволить его в отставку. 18 мая Царь писал Победоносцеву: «Это, правда, странно, как мы сходимся мыслью. Я только что написал Пещурову (А. А., адмиралу, морскому министру. – Н. Т.) о моем желании назначить Алексея вместо В[еликого] Кн[язя] Констан[тина] Ник[олаевича], как получаю Ваше письмо, в котором Вы мне говорите о ненормальном положении мор[ского] министерства]. Я желаю, чтобы назначение Алексея (генерал-адмиралом. – Н. Т.) состоялось 20 мая, в день его именин. Констан[тин] Ник[олаевич] наотрез отказался подать просьбу об увольнении, я ждал два месяца его решения и не дождался, так что теперь не намерен более ждать, а прямо его уволить и назначить Алексея (брата Императора. – Н. Т.)...» Порядок в государстве был в скором времени восстановлен, все устроялось. Окрепло значение России в прочем мире. Великий Князь Сергий Александрович, идейно особенно близкий Победоносцеву, возвращаясь из поездки в Святую Землю, писал ему 25 июня из Неаполя: «Только сегодня, в эту минуту, получил я Ваше письмо и брошюру – искренно благодарю Вас. Душой и мыслью я постоянно на родине и слежу с лихорадочным нетерпением за всем, что у нас происходит. Скажу Вам откровенно, что порадовался последним переменам в высших кругах, и часто приходится вспоминать мне разговоры с Вами. Да поможет Господь Государю и да вразумит Он окружающих, его дело трудное и работать надо дружно и энергично. Хотелось бы Вас видеть и о многом, многом переговорить с Вами. Я думаю, нелегко было привести в исполнение перемены министров – в особенности графа Лориса, не забуду я последний разговор с Вами о нем. Как был хорош манифест Государя от 29 апреля – именно что следовало...» Министр внутренних дел граф Н.П. Игнатьев 16      июля 1881 г. за 68 весьма секретно извещал Победоносцева, второй год занимавшего должность обер-прокурора Святейшего Синода: «Государь Император, отъезжая на некоторое время из Санкт-Петербурга, Высочайше повелеть соизволил: на случай, если бы возникли важные, требующие особых распоряжений беспорядки, создать немедленно, под председательством Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича, комиссию из министра юстиции, министра государственных имуществ, обер-прокурора Святейшего Синода и товарища министра внутренних дел свиты Его Величества генерал-майора Черевина, возложив на последнего заведование делами комиссии. Государь Император вменяет вышеупомянутым лицам в обязанность принять надлежащие меры к прекращению могущих возникнуть беспорядков или преступных замыслов, впредь до дальнейших повелений Его Величества».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Этот документ, один из четырех комментируемых Соколовым, не дает никакой почвы для легенды и служит прямым ее опровержением. На другой день Рицлер передал в министерство свою беседу, которая происходила накануне, но, очевидно, после посылки телеграммы-запроса в Берлин, с советскими дипломатами Радеком и Воровским… «Я вчера сказал Радеку и Воровскому, что весь мир самым строгим образом осудит расстрел Царя и что императорский посланник должен решительно предостеречь их от дальнейшего следования по этому пути. Воровский ответил, что Царь расстрелян лишь потому, что в противном случае им овладели бы чехословаки, и в таком случае государства Антанты имели бы его в качестве заложника. Радек высказывал личное мнение, что если мы проявим особый интерес к дамам царской семьи германской крови, то, может быть, удалось бы освободить Царицу и наследника (последнего, как неотделимого от матери), как компенсацию в вопросе, с гуманитарным обоснованием». Цитирую так, как документ приведен у Соколова, по комментариям которого выходило, что немцы готовы были компенсировать свое требование (ввода батальона) согласием большевиков оградить жизнь «немецких принцесс» и наследника, как неотделимого от матери. Соколов напечатал (или получил) депешу Ритцлера 20 июля с сокращением. Пропущены строки, содержащие в себе как бы личные соображения бар. Рицлера и придающие иной оттенок документу. «Если во время переговоров по поводу батальона, – телеграфирует Рицлер, – Иоффе действительно предложит и державам Антанты иметь в Москве военную силу для защиты против каких-нибудь неожиданностей с нашей стороны 365 , может быть, удастся добиться и освобождения Царицы с наследником (под предлогом невозможности их раздела), выставляя мотив человеколюбия. Для последующего развития контрреволюции чрезвычайно важно вырвать царевича из рук большевиков и тем самым помешать антантовским державам воспользоваться им и в случае необходимости противопоставить его Михаилу Александровичу». Впервые среди немецких дипломатических документов, дошедших до нас, был открыто поставлен политический вопрос, но он был лишь косвенно связан с эпизодом убийства гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Припомним например, некоторые события из жизни израильского и нашего русского народа. Когда израильтяне путешествовали в землю обетованную, на них, уже усталых и утомленных долгим путешествием, внезапно напали иноплеменники амаликитяне. Завязалась упорная, неравная борьба, окончившаяся к великой радости евреев поражением амаликитян. Что же было причиной поражения? Молитва Моисея. Когда он во время молитвы (см. Исх. 17, 11 ) поднимал свои руки к небу, то одолевал Израиль, а когда от изнеможения опускал свои руки, одолевал Амалик. В другое время, во дни Иосафата, возстали на иудеев три союзных народа с намерением выгнать их из их владений ( 2Пар. 20, 11 ). По человеческим соображениям, говорит преосвященный Анастасий, не было никаких средств ко спасению; тогда благочестивый царь иудейский с горячею молитвой обратился ко Господу, и тем спас свое царство от гибели. Обращаясь с молитвою к Господу об избавлении нас и наших братьев-воинов от всяких бед, напастей, в то же время мы должны заботиться о сохранении между собою внутреннего мира и согласия, о примирении друг с другом и о полном забвении взаимных обид и несогласий. Ныне нас постигло бедствие, которое должно быть одинаково близко всем живущим в пределах Российской Империи. Представьте себе, что кого-либо из нас постигнет семейное горе (смерть отца, матери или близкого друга или родственника). Как мы поступаем в таких случаях? В это время мы забываем взаимные обиды и несогласия, спешим выразить нашим близким и друзьям свое сердечное участие в постигшем их горе, и тем облегчаем их сердечные раны и тяжкие душевные страдания. Точно также нам следует относиться и к постигшему нас горю общественному, перенесение которого мы должны облегчать Государю, лицам начальствующим и участвующим в войне всеми зависящими от нас средствами. Припомним, как вели себя в подобных случаях наши предки. Они в годины браней и войны отличались замечательным единодушием и единомыслием, забывая взаимные обиды и оскорбления. Известный отечественный историк (Соловьев), характеризуя состояние русского общества в годину самозванщины, говорил: «народ готов был встать, как один человек; непрерывный ряд смут и бедствий не сокрушил сил его, но очистил общество, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем для спасения веры и наряда государственного...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Как же мы, православные христиане, будем относиться к текущим событиям? чем можем выражать свое участие и сочувствие настоящему тяжелому положению нашего отечества? Известно, что всякая война требует значительных материальных средств, необходимых для содержания войска, флота, для обезпечения семейств павших воинов. Долг каждого верноподданного сына отечества принести посильную лепту на алтарь отечества, деньгами, вещами или личным трудом. Благодарение Господу, мы видим среди нашего народа необыкновенное проявление высоких патриотических чувств, обнаруживающееся в тех значительных пожертвованиях, какие делаются и в городах, и в селениях. Наши доблестные воины, наши врачи, нередко занимающие высокое общественное положение, наши сестры милосердия с большим одушевлением и полною готовностию отправляются на войну, чтобы помочь нашим братиям в их трудах и лишениях, чтобы облегчить раны и страдания больных и сраженных вражескими пулями. Но далеко не все мы можем принимать непосредственное участие в военных действиях, не все также можем оказывать личную помощь больным и раненым. Чем же мы, живущие вдали от военных действий, можем выразить свое участие в постигшем наше отечество несчастии? Кроме материальной или личной помощи есть у нас, братие, духовные средства, которые могут во многом облегчить тяжелую участь наших братьев-воинов и которые одинаково доступны всякому христианину, бедному и богатому, знатному и незнатному, старцу и юноше. К таким средствам прежде всего может быть отнесена наша постоянная, усердная и пламенная молитва ко Господу, Божией Матери и святым угодникам о даровании победы нашему христолюбивому воинству, о спасения его от вражеских стрел и о благополучном возвращении на родину. Всякий истинно верующий христианин знает, что молитва во многих случаях оказывала великое, могущественное действие в разных тяжелых обстоятельствах того или другого народа. Многочисленные факты из истории еврейской и христианской свидетельствуют, что посредством истинной, горячей молитвы, соединенной с живой верой в Бога, люди и с небольшими силами одерживали победы над врагами вдвое сильнейшими и могущественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

НН 14 марта 2014, 20:43 ... " На ком лежит вина за пережитое Россией бедствие? В любом случае не на Императоре, который принужден был подписать злополучный акт об отречении " ... Ну да, на ком угодно - только не на МОНАРХЕ, который имел в руках такую неограниченную власть, какая ни одному президенту не снилась... Только не сумел он ВО ВРЕМЯ воспользоваться этой властью (или не хотел?)... И отречение БЫЛО! Только какое это сейчас имеет значение?! Янукович вот не отрекается - и что? Власть надо УМЕТЬ употреблять и ЗНАТЬ, когда и как это делать... И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ брать на себя за свои решения. И КОМАНДУ подбирать, которая работает не за деньги и страх, а за совесть. Да, это БРЕМЯ ВЛАСТИ... и не всем властителям оно под силу. Раньше надо было Николаю2 отрекаться... Впрочем, тогда мы бы не получили СТАСТОТЕРПЦЕВ... На всё ВОЛЯ БОЖИЯ. " Иной суд человеческий и иной суд Божий " ... Владимир 14 марта 2014, 19:46 Коммунистические истор, нет, пропагандисты искажали историю злобным очернением. Автор, в статьях о царе, представляет настолько в розовых красках, что реальная картина искажается ещё больше. Разумеется, ни от первого ни от второго подхода трактовки истории пользы нет. Нас вводят в заблуждение. За кого нас держат?? Так хочется увидеть реальный, аргументированный анализ нашей истории. Без злобы и без сюсюкания. Тем более, что критерий оценки есть. Он Истинен и Абсолютен. Мария 14 марта 2014, 19:39 Дионисий: " Царь не отрекался - карандашная записка, не отречение. " Вот еще из источника: Из воспоминаний протоиерея А.И. Беляева - описание беседы с Николаем Александровичем после исповеди в Царском Селе, слова Государя: " ...И вот один, без близкого советника, лишенный свободы, пойманный как преступник, Я ПОДПИСАЛ АКТ ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ПРЕСТОЛА ЗА СЕБЯ И ЗА НАСЛЕДНИКА СЫНА. Я решил, что если это нужно для блага родины, я готов на все. Семью мою жаль! " (Дневник протоиерея А.И Беляева - настоятеля Феодоровского собора в Царском Селе//Августейшие сестры милосердия. М., 2008. С. 356)

http://pravoslavie.ru/69183.html

И наш возлюбленнейший государь император, восходя на престол в Бозе почившего великого родителя, выну ходившего пред Богом, как Давид, истиной и правдой и правым сердцем, просит Господа, подобно юному Соломону, не о даровании ему дней многих и богатства, а молит его о помощи для исполнения заветов усопшего родителя – служит благоденствию вверенного ему народа, – народа «иже не изочтется от множества». Своим верным подданным и всему свету объявляет он: «Проникшись заветами усопшего Родителя нашего, приемлем священный обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех наших верноподданных. Всемогущий Бог, Ему же угодно было призвать нас к сему великому служению, да поможет нам!» Молитва нашего благочестивейшего царя возвышеннее молитвы Соломона. Соломон просил только сердца смысленного, чтобы судить людей Божиих в правде, разумевать посреде добра и зла: наш Царь просит у Бога помощи устроить счастье своего народа, преуспеяние, могущество и славу дорогой ему России. Его сердце, в молитве к Богу, так широко раскрывается любовью, что объемлет всех верноподданных, всю дорогую ему Россию. И если молитва Соломона была угодна Богу и Бог даровал ему даже более того, о чем просил он: то тем паче молитва нашего Царя, столь возвышенная и чистая, достойна Божия благоволения. И услышит ее Господь, и дарует Царю нашему по сердцу Его и весь совет Его исполнит. Так мы веруем и уповаем. Веруем и уповаем наипаче, что просимая юным царем нашим помощь Божия для совершения предстоящего ему царственного подвига будет ему дарована от Бога чрез имеющее совершиться священное венчание и помазание на царство, ибо в помазании святым миром преподаются православным царям именно те благодатные силы, те дары Духа Божия, какие потребны им в их великом служении, и тяжкое иго царствования делают удобоносимым и благоплодным, как удостоверяет нас слово Божие примером Давида, в ранней юности помазанного на царство: «И введе (Иессей Давида), и той чермен (белокур), добрыма очима, и благ взором Господеви. И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть. И прия Самуил рог с елеем, и помаза его посреде братии его. И ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом ( 1Цар.16:12, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Через несколько лет Император Николай II отдал личное распоряжение о выделении средств на создание БИ при ИКУ, что стало поворотным событием в деле борьбы с инфекционными заболеваниями как в Казанской губернии, так в целом в Поволжье. «Жизнь требовала принятия неотложных мер» «На протяжении всего XIX века, - отмечается, в частности, в " Трудах Казанского НИИЭМ (1900 - 2000) " , - санитарно-эпидемиологическая обстановка в Российской Империи была неблагоприятной. Эпидемии часто выливались в настоящие народные бедствия. Особенно тяжёлая эпидемическая обстановка сложилась в губерниях Поволжья, Урала и Западной Сибири. [...] Крайне опасным было положение с сыпным и возратным тифом, дизентерией, оспой и холерой. Большую угрозу представлял грипп, распространённый в те времена столь же широко, как в наши дни, но тогда гораздо чаще дававший опасные осложнения. Никакой системы микробиологической диагностики и вакцинации в регионе не существовало, а разрозненные усилия врачей в борьбе с эпидемиями были обречены оставаться почти тщетными. Жизнь требовала принятия неотложных мер». с. 3] Борьбу с эпидемиями в Казанской губернии возглавил МФ ИКУ, который, как отмечал профессор Н.Ф. Высоцкий, «по крайней мере, в последнее 30-тилетие», помимо своей прямой педагогической деятельности, являлся «высшим научно-санитарным центром для обширного восточного края России, служа советником и руководителем органов местного управления, в деле попечения о здравии народном». с. (1)] По большому счёту, начало деятельности по созданию БИ при ИКУ положило создание в 1868 г. сотрудниками и преподавателями факультета «Общества врачей города Казани» (ОВГК), впоследствии - с 1877 г. - «Общества врачей при Императорском Казанском Университете» (ОВ при ИКУ), секретарём которого являлся Н.Ф. Высоцкий. Как подчёркивала в автореферате своей диссертации на соискание степени кандидата медицинских наук по теме «Н.Ф. Высоцкий как учёный и деятель общественной медицины в Казани во II половине XIX и начале XX столетий» (г. Казань, 1956 г.) Н.И. Жучкова: «Хирург-патолог Н.Ф. Высоцкий являлся инициатором противоэпидемической деятельности Общества врачей, предложив (6 апреля 1870 года) изучение " ...всех вообще болезненных форм, господствующих в городе " ». с. 10]

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010