Каждый здравомыслящий и беспристрастный человек из этого труда усмотреть, что по вопросу о лишении священнического сана духовных лиц многие заблуждаются вследствие неправильного толкования гражданских законов, ибо последние не должны противоречить ни здравому смыслу, ни канонам восточно-православной церкви, ни основным или другим законам королевства Сербского. Поэтому, мы решили обратить внимание тех, кого это касается, на этот существенный пробел, призывая разработать этот вопрос в согласии церковных канонов с государственными законами. I. Краткий обзор судебной практики христианской церкви Законодательную власть в христианской церкви Основатель ее передал Апостолам, от Апостолов она перешла к преемникам их – епископам, которые всегда, как и теперь, соборно осуществляли ее. Основание церковному суду положено Самим Основателем церкви. Это видно из слов Его к Своим ученикам: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине; если послушает тебя, ты прибрел брата; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Как Божественное установление, законодательная власть, в соответствии с прямыми задачами церкви всегда развивалась в точно определенном направлении. Церковные законодатели, издавая законы, не делали это от своего имени, как бы проявляя свою личную волю, но от имени Божественного Животворящего Духа, всегда живущего в церкви. Они служат лишь орудием, при посредстве которого на земле проявляется воля Его и чрез них действует. («Что считает за благо Дух Святой, то и мы» «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян. 15:28 ). Но законодательство церкви получило полное развитие лишь тогда, когда оно вступило в согласное общение с государством. Первыми христианскими Императорами была предоставлена церкви свобода законодательства, и гражданским властям строго запрещалось вмешательство в дела, касающиеся церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Каждый здравомыслящий и беспристрастный человек из этого труда усмотрит, что по вопросу о лишении священнического сана духовных лиц многие заблуждаются вследствие неправильного толкования гражданских законов, ибо последние не должны противоречить ни здравому смыслу, ни канонам восточно-православной церкви, ни основным или другим законам королевства Сербского. Поэтому, мы решили обратить внимание тех, кого это касается, на этот существенный пробел, призывая разработать этот вопрос в согласии церковных канонов с государственными законами. I Краткий обзор судебной практики христианской церкви. Законодательную власть в христианской церкви Основатель её передал Апостолам, от Апостолов она перешла к преемникам их – епископам, которые всегда, как и теперь, соборне осуществляли её. Основание церковному суду положено Самим Основателем церкви. Это видно из слов Его к Своим ученикам: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине; если послушает тебя, ты приобрел брата; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Как Божественное установление, законодательная власть в соответствии с прямыми задачами церкви всегда развивалась в точно определенном направлении. Церковные законодатели, издавая законы, не делали это от своего имени, как бы проявляя свою личную волю, но от имени Божественного Животворящего Духа, всегда живущего в церкви. Они служат лишь орудием, при посредстве кото- —557— рого на земле проявляется воля Его и чрез них действует. (Что считает за благо Дух Святой, то и мы) «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ). Но законодательство церкви получило полное развитие лишь тогда, когда оно вступило в согласное общение с государством. Первыми христианскими Императорами была предоставлена церкви свобода законодательства, и гражданским властям строго запрещалось вмешательство в дела, касающиеся церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посмотри же, лицемер, уставы Апостольские, как они перечисляют отдельные дары, и как они говорят: в каком призвании человек призван, в том пусть и живет. Как же царь, забывая, что он должен быть образцом, несмотря на то, восхищает священство? Ты сам цитируешь Иезекииля 28, 17: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою: за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор». Как можешь применять это к нам, когда мы ушли от зла согласно Божьей Заповеди и всех святых. Не видишь ли, человекоугодниче, чье сердце надмилось? (I, 281). iv) Кому вверена Церковь? «Не царю или князю времени вверена Церковь , строители которой были Божественные Апостолы, принявшие лицом к лицу в Таинстве Тела и Крови Христовой чистое и верное единение» (I, 555). Но, если внутренния церковные дела – обязанность Епископов-строителей Церкви, то забота о внешнем положении Церкви – долг царя: «Самая главная обязанность царя – забота о Церкви, ибо владение царя никогда не может быть прочно утверждено и быть благоденственным, когда не установлено твердо положение его матери-Церкви Божией, ибо Церковь Божия, всеславнейший царь, есть твоя мать, и, если ты обязан почитать мать природную, родившую тебя, то ты тем паче должен любить твою духовную мать, которая возродила тебя в Св. Крещении и помазала тебя на царство елеем и хризмой радования. А вы слышали, ответотворче и вопрошатель, что такое Церковь и что такое основание Церкви, и что такое стены и её глава? Послушай, обманщик, Ап. Павла, законодателя Церкви Божией и он перечислит тебе шаг за шагом постановления Св. Церкви (1 Кор., 12, 28–31): итак, Бог поставил в Церкви Апостолов, пророков, учителей; далее, иным дал силу чудодействовать, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы, все ли пророки, все ли учители, все ли чудотворцы? Все ли имеют дар исцеления, все ли говорят языками? все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь превосходнейший». Видишь ли ты священную градацию? Почему же не назван царь на первом месте ради высоты царской власти? Для всякого надо знать свою меру: «Каждый оставайся в том звании, к которому призван» ( I Kop. 7, 20 ) (I, 123). Каждая власть призывается Никоном осуществить свои благодатные дары, и царь, помазанный на царство, должен управлять царством, а не Церковью; вопреки теории цезарепапизма, он считает, что власть его не безгранична и не может простираться на тот союз, где закон дает Христос и Его Апостолы с их преемниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Церковь , слагающаяся из нас всех, как из живых камней («сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный»; мы в этом смысле все до известной степени «Петры» 229 ), строится, однако, «на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу». Апостолы и пророки – так сказать, первый ряд, фундамент Церкви, историческое ее основание, и первое место в этом историческом ее основании, в этом ряде принадлежит, по воле Господа, первому исповеднику Божества Его от имени всех апостолов, пламенно любившему Его ап. Петру, первому среди «живых камней». Церковь до известной степени зародилась в тот момент, когда ап. Петр от имени апостолов исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». В этом великая роль ап. Петра, и великое достоинство, великая честь усвоены ему. Апостолы и пророки – первый ряд камней в духовном здании Церкви, и в этом первом, основоположном ряду первое историческое место принадлежит Петру. Но он не есть основание истины для Церкви и непоколебимости ее в истине и непреодолимости ее вратами Ада, ибо он не источник истины; он даже заблуждался и падал. Ибо сам Источник Истины дан Церкви, и она питается Им («Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой»), и Церковь твердо стоит на своем непоколебимом основании, которое есть Христос, вечно пребывающий в ней («се Аз с вами во все дни до скончания века»), ибо она живет Его жизнью («из Которого все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим»). Никакой, даже верховный апостол, не может быть для Церкви мистическим началом жизни и истины, основой ее непоколебимости, непогрешимости («кто Павел? кто Аполлос? они только служители, через которых вы уверовали... Поэтому никто не хвались человеками, ибо все выше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа... вы же – Христовы»). Тем более что непогрешимость, непреодолимость обещаны не Петру (Петр даже временно пал, отрекшись от Христа, после этого обетования), а Церкви: врата адовы не одолеют ее (а не «тебя»). Скажем даже, что следует понимать так: ты – камень 230 (не в мистическом основоположном значении, а в историческом: как первый в ряду апостолов – живых камней), на котором Я построю Церковь Мою, и врата не одолеют ее. Но не из-за Петра не одолеют, а потому что эта Церковь , которую Господь называет Моя Церковь , есть живое тело, Главой и вдохновляющим началом и живым краеугольным камнем которой является Господь, «из Него же все тело составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». Принцип непогрешимости Церкви – Дух Божий, основа жизни Церкви – воплощенный Сын Божий, камень краеугольный, в котором она укоренена, так что не преодолеют ее врата Ада, ибо основание ее есть Сам Победитель Ада, Глава, из Которого и Которым она живет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Исповедь, очищая от грехов, облегчая груз греховный, снова подтягивает христианина к Церкви, восстановляет нарушенную беззакониями связь с Нею. В полноте совершается это восстановление в следующем за исповедью величайшем таинстве Тела и Крови Христовых. Евхаристия есть средоточие мистической жизни Церкви, таинственный центр единства церковного Все таинства освящают человека, освящают его и святейшее Имя Божие, благоговейно призываемое, и животворящий Крест, с верою лобызаемый и возлагаемый. Но особенную силу освящения, обожения человека имеет воистину страшное, святейшее таинство Евхаристии, делающее человека подлинно «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). Это таинство составляет, если так можно выразиться, сердцевину Церкви. Оно есть «средоточие мистической жизни Церкви», «таинственный центр единства церковного». Если вы, мои дорогие, вчитаетесь в те места Нового Завета, где говорится о взаимоотношении Христова Евангелия и мира, то вы без труда усмотрите их коренную противоположность во всех областях жизни. Эту противоположность непрестанно и неустанно подчеркивают ближайшие ученики Господа, первые провозвестники Его Евангелия. Прислушайтесь к их голосам: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). «Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2: 15–16). Потрясенные в наших политических и социальных верованиях и чаяниях, мы так растерялись, что подумали, будто и Церковь Христова должна сокрушиться под ударами ее врагов, как рушился под этими ударами тот государственный и общественный строй, при котором так недавно и так самоуверенно-покойно жили мы. Глубокое и для христианина преступное заблуждение! Заблуждение это изобличает в нем ложное отношение к Церкви – только как к организации, и организации человеческой, и неверие в Церковь, как живой организм Тела Христова. Не говоря уже о том, что здесь сказывается и просто научное невежество в области церковной истории, или, по крайней мере, забвение тех уроков, которыми полна история Церкви и которые надлежит чадам Церкви постоянно носить в душе своей.

http://pravoslavie.ru/100304.html

Несмотря на все это, наши великие святые предлагали социальное служение как проявление деятельной братской любви, основываясь на словах Господа: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня... так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Основываясь на этом учении, апостол Павел написал гимн любви, христиане Карфагена устранили своим самопожертвованием вспышку чумы, святитель Василий Великий основал свою «Василиаду», а святой Иоанн Златоуст сказал: «Если, идя в церковь, ты встретишь бедняка, возьми его домой - и ты сделаешь свой дом храмом. Посади его за стол - и ты сделаешь свой стол святым Престолом. Дай ему есть от твоих яств - и ты сделаешь хлеб и вино святым причастием». - А как относиться к огромному состоянию Церкви? - Оно не огромно. Это миф. И Церковь не получает барыша ни от своего имущества, ни от своей общественной силы и влияния, ни от того, что она является юридическим лицом государственного права, ни даже от своего прошлого или настоящего. Она получает «прибыль» от Самого Бога и подтверждает это своей вневременностью. Периодом исключительной славы Церкви был период гонений. Тогда у нее не было ни имущества, ни признания, ни государственной поддержки. Тем не менее, собственность Церкви является священным достоянием, независимо от ее размера и форм использования. Она священна не потому, что принадлежит Церкви, но потому, что является плодом приношения веры в Бога и доверия к учению и делу Церкви. Поэтому Церковь несет ответственность за управление ею. Все это ей пожертвовано - она не приобретала имущество как фирма. Эта ответственность велика, поскольку это не ее собственность. Отношения Церкви и ее имущества - это отношения не владения, но ответственного использования перед лицом Бога. Церковь не стремится к владению: оно ей не нужно. И, неся милосердие и любовь, Церковь уменьшает свое имущество, но увеличивает сокровище. - Но как это может происходить?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Разделы портала «Азбука веры» Правильно ли я понимаю что ни каких повелений “свыше” от Самого Господа о том что нужно носить крестики, исполнять те или иные традиции и ритуалы, менять день субботний на воскресенье и т д. не было? Все эти заветы идут не напрямую от Бога а от обычных людей? 4 Ответа Были, конечно. Бог действует и через верных Ему людей. И не будем забывать, что Бог — глава Церкви. Можно конкретнее: Как может умалиться заповедь? Вы сами-то поняли что написали? Открою Вам секрет, некоторые заповеди были даже отменены в Новом Завете. См. Деян. 15. Почему вы решили, что Бог не действует через людей? Соборные установления Церкви даются Духом Святым, и это правило берет начало в Новом Завете. В день Пятидесятницы Сын Божий послал Святого Духа в Церковь, а Сам является ее главой, греет ее и питает, духовно ей руководит, сохраняет в истинной вере, поддерживает в ней святость и дарует духовные дары. От века Церковь не только правильно преподавала истинную веру, но и предлагала для своих чад правильный, спасительный образ благочестия. Апостолы нигде не требуют от простых людей постоянно читать Писание, но — требуют сохранять церковное учение, полученное от устной проповеди и слушания слова Божия. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. ( 2Фес.2:15 ) Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ) Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. ( 1Кор.11:2 ) А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. ( 1Кор.11:16 ) Поэтому церковные обычаи вовсе не противоречат воле Божией, но служат нашему спасению. Что касается остальных вопросов, советую почитать эту или эту прекрасные книги, где дается подробный ответ на подобные вопросы. Конкретно о субботе почитайте мою статью . Даниил, нужно различать Божественное Откровение, дисциплину Церкви и церковные обычаи. Первое имеет прямое Божественное происхождение от Христа и апостолов (это вероучение, закон Божий, Таинства и основополагающие законы существования Церкви). Второе возникало в истории по подобию государственных законов, для лучшей организованности жизни верующих, и неоднократно менялось. Третье понятие имеет ещё более сложную историю, также динамично и изменчиво. Итак, Откровение (оно же Св. Предание или Апостольское Предание) никто не вправе менять или дополнять, иначе произойдет извращение самой сути Православия. А все остальное менялось, меняется и будет ещё меняться, в зависимости от нужд жизни Церкви и других факторов.

http://azbyka.ru/vopros/kakova-rol-ljude...

17. Участие в Президентских программах Молодежь России и Дети России. Православная молодежь должна принимать активное участие в жизни своей страны. Сегодня на местах силами местного самоуправления строится молодежная и детская работа по самым различным направлениям. Участие церковного прихода в такой работе будет способствовать решению важных для нашего общества задач и даст применение силам молодых православных людей. 18. Организация спортивной, туристической деятельности. Церковный приход не должен бояться организации такой работы, если она будет направлена не на соревнование, а на формирование характера молодого человека. 19. Сотрудничество с государственными службами. Церковный приход может организовать интересные и полезные для души молодого человека мероприятия совместно с местной службой по чрезвычайным ситуациям, пожарной частью, милицией и военными. Воцерковление таких служб – важная задача Церкви, а для молодежи это возможность развить свой характер в подготовке к служению Родине и ближним. Приложение 3 Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5–6 октября 2011 г. (журнал 116). 1. Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:22 ). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди , которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

2. О почитании святых. Православная Церковь исполняет волю Божию. Почитание св. угодников Божиих не только не противоречит Св. Писанию, но и не может возбуждать никакого сомнения с точки зрения разума. Во всех государствах, во всех научных и общественных организациях есть великие деятели, государственные мужи, ученые, великие писатели, общественные деятели, которых почитают при их жизни и чтут их память и после их смерти. В честь их посвящаются торжественные дни, воздвигают им памятники, называют города и страны их именем, организуют под их именем общества, приюты и другие различные учреждения. И никто не говорит, что это противоречит здравому разуму. Напротив, чем культурнее нация, тем более развито среди нее чувство почитания и уважения своих национальных героев. На каком же основании сектанты так ратуют против почитания великих людей Церкви, всю жизнь свою положивших на защиту учения Христова, обнаруживших самую возвышенную, самую искреннюю любовь к ближним и во многих случаях проливших свою кровь за веру Христову? Были бы неблагодарны члены земной Церкви, если бы не воздавали почитания этим людям. Св. Православная Церковь , как истинная исполнительница велений Своего Главы Господа Иисуса Христа, вполне справедливо поступает, заповедуя верным своим сынам почитать и прославлять великих святых мужей Церкви Христовой. И Слово Божье ясно и определенно заповедует почитать и прославлять св. угодников Божиих. Иисус, сын Сирахов, пишет: «Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода. Много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века... Семя их пребудет до века и слава их не истребится. Тела их погребены в мире и имена их живут в роды. Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу» (Иис. Сир. 44:12:12–14 ). Св. Церковь , почитая св. угодников Божиих, поддерживает этим связь с членами Церкви небесной – св. угодниками Божиими. Эта связь выражается не только в одном воспоминании святой жизни праведников, но и в прославлении святых и поклонении им. Благоговейное, почтительное поклонение св. угодникам и прославление их, как слуг Божиих, нисколько не противоречит воле Божией. Церковь почитает и прославляет святых не как богов, но лишь как «друзей» Божиих. И честь, воздаваемая святым, относится к величию Божию. Прославляя святых как «друзей Божиих», мы еще больше прославляем этим Самого Бога. Общение Церкви земной с Церковью небесной, чрез прославление св. угодников Божиих, показывает любовь, связывающую членов Церкви Христовой в одно Тело: «любовь, которая никогда не престает» ( 1Кор. 13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года 7 июня 2008 г. 08:00 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2 Кор. 4, 5-6) Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Прошло четыре года со времени Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, когда мы стояли на рубеже времен, вступая в новый век и новое тысячелетие. Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы — Святой Церкви Божией. Всякая юбилейная дата располагает к размышлению и осмыслению прошедшего периода, подведению его итогов, а рубеж столетий, и тем более тысячелетий, особенно. Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010