Итак, Церковь не благословляет своим членам вступать в брак с людьми иных религиозных традиций, но если такой брак был заключен ранее, до вхождения одного из супругов в Православие, то этот брак церковного человека является вполне законным в глазах Церкви. С другой стороны, в принципе Церковь может повенчать брак, который не зарегистрирован у государства. Если священник хорошо знает своих прихожан, то он может обвенчать их прежде государственной регистрации. Более того, во многих странах государство само признает такой брак, и священнослужитель имеет юридические права освидетельствовать брачный союз. Но в России церковный брак, увы, лишен гражданской юридической силы, поэтому венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свои отношения в загсе. Впрочем, Церковь не признает то, что сегодня (а не в XIX веке) называется " гражданским браком " . Сожительство же без государственной регистрации и без церковного венчания – это не взаимное служение, а взаимное использование. Отказом от регистрации и венчания люди говорят, что они не хотят ничем жертвовать, не хотят ничего всерьез друг другу обещать. – Странно: с одной стороны, Церковь за семью, но, с другой стороны, тот же апостол Павел призывает “не искать жены”, лучше “оставаться так”, т.е. не жениться и не выходить замуж. – Для понимания этих слов надо отвлечься от бытового восприятия обстоятельств своей жизни. Здесь фундаментальный нравственный вопрос. По—настоящему нравственное сознание знает, что в мире ценностей есть иерархия. Мир этики не сводится к осознанию конфликта между добром и злом. В мире, который насквозь нравственно выверен, происходит постоянное сопоставление доброго и более доброго, высокого и еще более высокого. Давайте немного отвлечемся от женской темы и вспомним слова Христа: " Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня " (Мф. 10, 37—38). Эти слова вызывают сегодня море возмущения: “Ваш Христос и ваше Евангелие проповедуют разрушение семьи и ненависть!…”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

На них исполнилось пророчество царя Давида: Во всю землю изыде вещание (проповедание) их, и в концы вселенныя глаголы их, или слова о жизни вечной ( Пс 18,5 ). Так во всех концах вселенной стремились они утолить свою сердечную жажду ко спасению народов через приведение их в веру Христову, дабы обращенные удостоились войти вместе с ними в обители Отца Небесного, уготованные Христом, в то место, жители которого не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной ( Откр. 7,16 ). Ни беды и скорби, ни гонения и поношения, ни раны, биения, голод, нагота, притеснения, ни даже самая смерть за Христа не препятствовали апостолам совершать величайшие и достойные хвалы подвиги; не устрашили их все демонские полчища, попранные их ногами, и другие неудобства и препятствия, встречавшиеся им на суше, на морях и на всяком месте: они все и везде совершали в честь и славу Божию мужественно, укрепляемые Его силой, не боясь никаких препон и трудов. Таким образом они удобно перелетали через все преграды, встречавшиеся им на пути, и своей проповедью приобрели для Христа весь мир, по написанному у пророка Исаии: и все концы земли увидят спасение Бога нашего ( Ис 52, 10 ). Исполняя всем сердцем волю Божию, они оказались непобедимыми во всех злоухищрениях против них и во всех злополучиях. Ибо каждый, возлюбивший Господа всем сердцем и душой и всецело предавший себя воле Божественной, надеется все преодолеть и совершить, по непреложным словам Господа Иисуса Христа: истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас ( Мф. 17, 20 ).  45 Плиний Секунд Старший (ок. 23–79 н.э.) – римский государственный деятель, ученый-энциклопедист и историк.  49 Аквинский (иначе – Аквинат; 1225–1274) – богослов и философ, первый схоластический учитель Католической Церкви.  54 Анней Сенека (ок. 4 до Р.Х. – 65 по Р.Х.) – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.  57 (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Но в эпоху от исхода из Египта до воцарения Саула Израиль знал единственную в истории человечества подлинную теократию, богоправление, и только вследствие умножения грехов и беззакония, вследствие удаления от послушания Богу как своему единственному Царю, израильтяне захотели иметь, подобно иным народам, земного повелителя. Господь принял выбор богоизбранного народа и в то же время устами пророка Самуила выразил сожаление об этом выборе: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними… Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними». Саул получил через Самуила Божие благословение на царство. При этом, освящая царское служение в лице первого царя израильского Саула, Господь, как это видно из всего контекста Священного Писания, благословил государственную власть как таковую, независимо от формы правления. Но благословение дано было Саулу под условием исполнения воли Божией. Когда же Саул преступил заповеди Господни, Бог отверг его ( 1Цар. 16, 1 ), велев Самуилу помазать на царство другого избранника Своего – Давида, сына простолюдина Иесея; от царя Давида по плоти произошёл Спаситель. Господь Иисус Христос, владычествуя землёй и небом, в Своей земной жизни подчинил Себя земному порядку вещей, повиновался Он и носителям государственной власти. Распинателю своему Пилату, римскому прокуратору в Иерусалиме, Господь сказал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» ( Ин. 19, 11 ), – этими словами обозначив Небесный источник всякой земной власти. В ответ на искусительный вопрос фарисея о позволительности давать подать кесарю, Спаситель сказал: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» ( Мф. 22, 21 ). Развивая учение Христа о правильном отношении к государственной власти, Апостол Павел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Принимая во внимание светский характер государства и необходимость уважения свободы личности, мы считаем, что религиозное образование (в любой его форме) должно осуществляться на основе добровольности. Религиозное обучение детей может осуществляться только вне обязательной школьной программы и только с согласия родителей или опекунов. На наш взгляд, светское и христианское образование не противоречат, но, напротив, дополняют друг друга. Мы считаем полезным и желательным сотрудничество между светскими и христианскими учебными заведениями. Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России (извлечения) 3. Церковь и государство Церковь и государство имеют разную природу, поэтому они не должны ни сливаться воедино, ни подменять друг друга. 3.1. ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА Относительно природы и происхождения государства Церковь имеет следующие суждения: 1. Государство является земным установлением, институтом, одобренным Богом. Впрочем, установление это носит скорее вынужденный вследствие греха и потому временный характер. Время государства – от грехопадения до Второго пришествия Христа. Другими словами, оно, как и многие другие земные установления, утратит в Царстве Божьем свое предназначение. 2. Несмотря на то что государственная власть обусловлена человеческим грехом, своим происхождением она обязана Богу, «ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» ( Рим. 13: 1 ). 3. Государственная власть облечена двойным авторитетом: с одной стороны, он исходит от Творца всякой власти – Бога, с другой – опирается на доверие и законопослушание своих граждан. 4. Государство – институт права, порядка и подавления зла. Его власть носит принудительный характер, поскольку оно призвано противодействовать эгоистическим поползновениям людей обустраивать свою жизнь за счет других. Принудительный характер государственной власти обусловлен присущим человеческой природе злом: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13: 3, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А что, если предположить, что все священники, а может даже епископы, а за ними и миряне стали бы членами этого профсоюза? Этого нельзя отрицать, так как в иерархической структуре Церкви каждый оказывает подчинение более высокой инстанции, а патриарх и епископы подотчетны соборам. С кем бы тогда вел диалог этот профсоюз? Весь процесс превратился бы во внутрецерковную дискуссию. Так зачем же ее было изначально выносить за пределы Церкви? В данном случае уместно вспомнить слова святого апостола Павла: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» (1 Кор. 6, 1-5). Между прочим,внешний мир, провозглашая демократию своей ценностью, отнюдь не отказывается от иерахичности системы управления. В Церкви есть свои стандарты сочетания иерархии и соборности. Надо сказать, по уровню человеколюбия и снисходительсности они намного выше, чем светские стандарты гуманизма. Помимо развития епархиальных собраний и общецерковных соборов, в Православной Церкви есть механизмы установления справедливости в отношениях между священнослужителями в случаях конфликтов. Например, насколько румынские священники исчерпали внутренние церковные механизмы решения проблем своего социально-экономического положения? Безусловно, в годы государственного атеизма функционирование многих институтов в Церкви было затруднено или вообще невозможно,а потому они только сейчас выстраиваются, и верующие учатся ими пользоваться.Почему же не направить свою творческую энергию на созидание внутренних механизмов Церкви для решения возникающих проблем? Например, в Русской Церкви начала развиваться система церковных судов. Кроме того, действует Межсоборное присуствие, где представители различных служений в Церкви могут обсуждать актуальные вопросы церковной жизни и готовить проекты документов для Священноначалия.

http://pravoslavie.ru/52061.html

А что если предположить, что все священники, а может даже епископы, а за ними и миряне стали бы членами этого профсоюза? Этого нельзя отрицать, так как в иерархической структуре Церкви каждый оказывает подчинение более высокой инстанции, а Патриарх и епископы подотчетны Соборам. С кем бы тогда вел диалог этот профсоюз? Весь процесс превратился бы во внутрицерковную дискуссию. Так зачем же ее было изначально выносить за пределы Церкви? В данном случае уместно вспомнить слова святого апостола Павла: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» (1 Кор. 6:1-5). Между прочим, внешний мир, провозглашая демократию своей ценностью, отнюдь не отказывается от иерархичности системы управления. В Церкви есть свои стандарты сочетания иерархии и соборности. Надо сказать, по уровню человеколюбия и снисходительности они намного выше, чем светские стандарты гуманизма. Помимо развития епархиальных собраний и общецерковных Соборов, в Православной Церкви есть механизмы установления справедливости в отношениях между священнослужителями в случаях конфликтов. Например, насколько румынские священники исчерпали внутренние церковные механизмы решения проблем своего социально-экономического положения? Безусловно, в годы государственного атеизма функционирование многих институтов в Церкви было затруднено или вообще невозможно, а потому они только сейчас выстраиваются и верующие учатся ими пользоваться. Почему же не направить свою творческую энергию на созидание внутренних механизмов Церкви для решения возникающих проблем? Например, в Русской Церкви начала развиваться система церковных судов. Кроме того, действует Межсоборное присутствие, где представители различных служений в Церкви могут обсуждать актуальные вопросы церковной жизни и готовить проекты документов для Священноначалия.

http://patriarchia.ru/db/text/2058669.ht...

Архив Пн Состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви 28 октября 2015 г. 09:12 27 октября 2015 года в Киеве под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось очередное заседание Синода Украинской Православной Церкви . В связи с событиями, происходящими в украинском обществе, принято обращение к верным чадам Украинской Православной Церкви. В тексте обращения подчеркнуто, что «Украинская Православная Церковь вместе со всем народом Украины ищет путь к общенациональному примирению». Выражена радость в связи с продолжающимся перемирием, и надежда, что оно «перерастет в настоящий крепкий мир». В обращении отмечены положительные изменения в украинском законодательстве по решению некоторых проблем государственно-церковных взаимоотношений. Вместе с тем указывается на факты нарушений прав верующих в некоторых регионах страны: захваты храмов Украинской Православной Церкви, случаи насилия против верующих, покушения на их жизнь. Священный Синод в очередной раз констатировал, что «некоторые местные органы власти допускают нарушения действующего национального законодательства, а правоохранительные органы не всегда становятся на защиту законных прав религиозных общин, духовенства и верующих Украинской Православной Церкви». По мнению членов Священного Синода Украинской Православной Церкви, «это не только препятствует реализации конституционного права граждан Украины на свободное исповедание своей веры, но и провоцирует социальную напряженность в нашем государстве. В то время, когда на Донбассе продолжается крайне сложный мирный процесс, мы фактически сталкиваемся с опасностью дестабилизации общественной ситуации в других регионах Украины». В обращении отмечена роль Юридического отдела и Отдела внешних церковных связей Синода Украинской Православной Церкви в противостоянии подобным случаям нарушений законодательства и в своевременном информировании о них международных правозащитных организаций. Синод Украинской Православной Церкви призывает верующих не поддаваться на провокации и не дать втянуть себя в противостояние на религиозной почве. «Наше главное оружие в этой духовной борьбе, — говорится в обращении, — это настоящая христианская любовь к ближнему. Господь наш Иисус Христос призывает нас: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, и будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5:44-45). Любая вражда между людьми преодолевается любовью. Если Господь посылает нам испытания, значит, Он заботится о нашем совершенстве, Он дает нам возможность возрастать в любви к ближнему. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем (1 Фес. 5:15)».

http://patriarchia.ru/db/text/4257021.ht...

Расколоучитель Филарет (Михаил Денисенко) утверждает, что Украине нужна своя национальная Церковь . Но он забывает, что Украина – многонациональная страна, а границы Поместной Церкви не всегда совпадают с границами государства. Ставка на национальность – ошибочна, и это подтверждает история. Вспомним, к примеру, падение Византии, где обессиленная страстями греческая элита не смогла сохранить ни свою государственность, ни православную веру, вступив в унию с католиками, была завоевана турками. Подобная опасность таится и в национализации Церкви на Украине. Лишь только Украинская Церковь получит независимость, как сразу же начнется ее сползание в унию с католиками, что навсегда может разделить народ Украины от заповеданного Христом единства: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 129 Об этом единстве Церкви отец Зосима говорил: «И многие отойдут от истинной Церкви, многие уклонятся в ересь, в секты. Не поймут этого учения евангельского о единстве Церкви, как и многие ученики Христовы не поняли слов Господа о грядущих страданиях и, как замечает Иоанн Богослов, «отошли от Него совсем и больше не ходили вместе со Христом " ». 130 Вспоминая историю Русской Церкви в XX веке, отец Зосима отмечает подвиг новомучеников, не уклонившихся в обновленчество, отвергших предложения занять у живоцерковников высокие чины и священные саны: «Смотрите, времена лукавые сейчас. Бес расколами Церковь благодати лишает... Какие эти искусственные расколы, обновленчество и все прочее в Церкви были. И как мудро священномученики наши стояли за Церковь , за благодатность Церкви, как они умирали за нее! Но не допускали никаких расколов, никакого политиканства, никаких разделов Церкви. Так и в наше смутное время эта филаретовщина сатанинская, эти все нечисти. Твердо, мудро смотреть, не впасть в искушение! Вот самое главное – не отойти от благодати Духа Святаго, не потерять ее, но пребывать с благодатию Духа Святаго». 131

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь становится церковным государством – вот подходящая адекватная формула, раскрывающая внутренний смысл римского учения. Недаром из уст одного просвещенного германского католика мне пришлось слышать следующие слова по поводу изложенного ему мною православного учения о Церкви: «У вас учение о Церкви – мистическое, а у нас» – тут он приостановился на одно мгновение – «юридическое». Но адекватны ли законнические, человеческие представления тайнам Божиим, совершающимся в Церкви? Это юридическое понимание Церкви не соответствует ни опыту жизни Церковной, ни учению апостольскому, ни преданию отцов. Совсем другие тона звучат нам, напр., из послания ап. Павла к Ефесянам и из толкования к нему Златоуста. Тело Церкви «созидает себя самого в любви, при действии в меру каждого члена» ( Еф.4:16 ). И далее апостол говорит:... «Все покорил Бог под ноги Его (Христа), и поставил Его выше всего, Главою Церкви, Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все ко всем» ( Еф.1:22–23 ). Церковь есть Полнота Его, Наполняющего все, т. е. Главы своей Христа. Другими словами: в безмерном снисхождении Своей любви Он сделал так, что мы, члены Тела Его, Ему, самодовлеющему, Ему, Владыке и Господу, не имеющему ни в чем нужды или потребности, но все наполняющему Собой, становимся нужны для полноты Тела Его, которое есть Церковь . «Таким образом, – заключает Златоуст, – только тогда достигает Глава совершенной полноты, только тогда получится совершенное в полноте Тело, когда мы все будем объединены и теснейшим образом связаны друг с другом» (Слово 3-е на Послание к Ефесянам). Итак, все мы, члены Тела Христова, призваны к живому, органическому участию в жизни Церкви, дабы, держась единой Главы – Христа, «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо росло, возрастом Божиим» ( Кол.2:19 ). Вот это – церковное учение! Впрочем, учение о Церкви как о великом организме, как о мистическом Теле Христовом не умерло всецело – как ни противоречит оно монополизации со стороны Папы жизненных функций Церкви – и в католицизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Да, пожертвования всегда были основным источником средств, благодаря которому земная Церковь существовала и совершала свое дело спасения людей. Этот принцип был сформирован в раннехристианской Церкви и получил свое окончательное оформление в последующие века церковной истории. Еще апостол Павел, обходя с проповедью Малую Азию, регулярно собирал среди тамошних христиан средства для помощи Иерусалимской Церкви. Его послания наполнены призывами помогать терпящим нужду Церквям, и он даже ввел правило, как организовывать пожертвования: При сборе же для святых Святыми в первые десятилетия существования Церкви называли друг друга сами христиане. Подразумевалась не столько действительная святость их жизни (хотя часто это были люди святой жизни), сколько их принадлежность к святой Христовой Церкви. — Прим. ред.  поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим  (1 Кор 16:1–3). Книга Деяния святых апостолов рисует вдохновляющую картину ранней Церкви: это было множество уверовавших  во Христа, у которых было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду  (Деян 4:32, 34–35). Все были друг другу как братья, каждый служил другим, как умел, и все вместе заботились о слабейших — вдовицах, больных и т. д. С тех пор в жизни Церкви ничего принципиально не изменилось. Может быть, сегодня меньше ощущается тот поразительный дух братства, который существовал в Иерусалимской общине . Но забота Церкви о нищих, больных, бездомных, людях в тяжелых жизненных обстоятельствах и сегодня невероятно широка и по своему социальному эффекту сравнима с результатами работы государственных служб.

http://foma.ru/pochemu-v-cerkvi-berut-de...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010