Просвещение или образование? О путях русской педагогики в новое время В русской педагогике последних трех веков идет постоянная, порою скрытая, порою явная борьба, которая сказывается в толковании ключевых понятий «просвещение» и «образование», отражаясь, между прочим, в наименовании основного государственного органа, занимающегося педагогическим окормлением общества. В 1802 году учредили Министерство народного просвещения, в октябре 1917 года на смену ему был создан Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) РСФСР, который после создания СССР был дополнен наркомпросами союзных республик, а в 1946 году сменен Министерством просвещения РСФСР и соответствующими министерствами союзных республик. В 1966 году было создано и по 1988 год существовало общее Министерство просвещения СССР. Однако уже с 1960 года вводится словно бы дополнительное Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, зарождение которого знаменательно совпадает с началом «хрущевской оттепели» – либеральных западных веяний и ожесточенных атеистических гонений на Церковь. Началось постепенное поглощение «просвещения» «образованием»: в 1988 году Министерство просвещения СССР было упразднено в связи с учреждением Государственного комитета СССР по народному образованию, а 19 июля 1990 года Министерство просвещения РСФСР объединено с Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР в одно Министерство образования РСФСР, которое при возникновении в 1991 году новой России превратилось в Министерство образования Российской Федерации (с 2004 года – Министерство образования и науки РФ). Известна древняя истина: корабль плывет сообразно своему имени. Полная подмена «просвещения» «образованием», завершившаяся на уровне государственного управления в начале 1990-х годов, совпала с вовлечением отечественной педагогики в небывалые и опасные опыты над подрастающими поколениями. В чем же смысл и сокровенная направленность, казалось бы, незначительных перемен в министерских названиях? Понятие просвещения в своем историческом становлении связано с духовным (в условиях России со времени Крещения – православным) мировосприятием. Христос в Евангелии от Иоанна назван Светом, просвещающим мир и души людей: «Бе Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» (Ин. 1: 9); «вся Тем быша, и без Него ничто же бысть, еже бысть. В Том живот бе, и живот бе свет человеком. И свет во тме светится, и тма его не объят» (Ин. 1: 3–5). Жизнетворческое излучение Божиего света утверждается и в символе веры, где Бог-Сын по отношению к Богу-Отцу именуется «Светом от Света». Христос говорит: «Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете» (Ин. 12: 36); «Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя, во тме не пребудет» (Ин. 12: 46). Духовный Христов свет – свет божественной премудрости, разума, истины – просвещает свыше человеческую душу и тем самым питает, воспитывает, развивает в ней уже заданный Богом «образ» (см.: Быт. 1: 26–27) – уподобляет человека Богу.

http://pravoslavie.ru/32783.html

Протоиерей Максим Обухов, главный редактор сектора издательской и информационной деятельности Патриаршей комиссии, в своем выступлении обрисовал сегодняшнее состояние семейного служения Церкви и наметил перспективы, к которым предстоит двигаться. Отец Максим отметил, что в последнее время заметно выросло число мероприятий и эффективных программ, направленных на поддержку семьи и защиту семейных ценностей, в том числе благотворительных, миссионерских и молодежных. Однако одной из нерешенных проблем можно считать отсутствие церковного семейного консультирования, необходимого как скорая психологическая помощь при угрозе развода, — такую «реанимацию» для семьи еще предстоит организовать в широком масштабе. В перспективе и организация лекций по подготовке молодежи к браку, и семейные клубы различной направленности, которые уже начали создаваться в епархиях. Доклад детского психолога Т.В. Воробьевой был посвящен воспитанию детей как главному служению семьи. Протоиерей Александр Дягилев, председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, специально остановился на актуальной сегодня, в том числе для православных, проблеме разводов, предложив некоторые методы противодействия, которыми может воспользоваться Церковь — как «скоропомощные», так и обучающие, катехизаторские программы. Секцию «Социальное служение отделов по вопросам семьи и их взаимодействие, защита жизни, биоэтика» возглавил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим . На этом заседании обсуждались такие актуальные темы, как вопросы биоэтики и новые репродуктивные технологии, устройство типового отдела по делам семьи в епархии и опыт взаимодействия между церковными и государственными структурами. На секции выступили: протоиерей Илья Шугаев, настоятель храма Михаила Архангела из г. Талдома, с докладом «Воспитание зрелой личности в семье»; протоиерей Георгий Сивков, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Хабаровска, — «Организация работы с семьями в многочисленном приходе путем создания приходских служб на примере Спасо-Преображенского кафедрального собора города Хабаровска»; А.Ю. Кузнецова, президент фонда «Покров», г. Пенза, — «Опыт взаимодействия между церковными и государственными структурами»; Любовь Дягилева, Санкт-Петербург, — «Проект создания семейного духовно-просветительского центра «Добрый дом»; священник Петр Гурьянов, председатель Мелекесской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, — «Опыт взаимодействия между епархиальной комиссией по вопросам семьи и государственными структурами в Мелекесской епархии »; Е.В. Чистякова, секретарь председателя Патриаршей комиссии по семье, биолог, — «Современное состояние проблемы   применения методов вспомогательных репродуктивных технологий»; протоиерей Максим Обухов — «Пастырский взгляд на новые репродуктивные технологии».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3966713...

Регулирование государственно-церковных отношений РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_167.html 07 октября 2002 Александр Щипков Регулирование государственно-церковных отношений К симфонии через партнерство Публикуется впервые  Изменение общественных отношений, вызванное сменой государственного устройства России в начале девяностых годов, включало в себя и изменение отношений между государством и религией. Мы стали свидетелями двух встречных процессов – де-секуляризации политики и политизации религии. Власть обратила свое внимание на позитивную, объединительную роль церквей, а церкви стали рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, просветительских и религиозных задач, которые стоят перед ними. Либерализация законодательства способствовала включению верующих в активную социальную жизнь. Количественный рост религиозных общин сопровождался ростом благотворительных, учебных и политических организаций, ставящих в основание своей деятельности религиозные нравственные принципы. Все это на фоне высокой религиозности населения заставляет нас задуматься о новых формах отношений церкви и государства. Томас Гоббс утверждает, что " христианское государство и церковь – одно и то же "   лишь в том случае, когда мы сугубо теоретически рассматриваем отношения идеальной христианской государственной конструкции и некоей универсальной церковной организации. Если следовать логике Шарля Монтескье, можно предположить, что между моделями государственного устройства и конфессиональной ориентацией той или иной церковной структуры существует закономерная связь. Монтескье утверждает, что " религия без видимого главы "   более соответствует республиканскому правлению. Он имеет в виду реформатов, противопоставляя им католиков, тяготеющих, по его мнению, к монархизму. Позднейшее развитие европейских государств показало ошибочность данного рассуждения, но оно, тем не менее, не потеряло актуальности и сегодня. Тому свидетельство – интеллектуальные поиски в современной России. Часть православно ориентированных граждан убеждена в том, что православие и монархия неразделимы. Им противостоят христианские экуменисты, отстаивающие либерально-демократические ценности и видящие между либерализмом и своими религиозными убеждениями внутреннюю связь.

http://religare.ru/2_167_1_21.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2006 13 мин., 11.04.2006   1-я страница обложки – портрет артиста Дмитрия Дюжева (фото из архива общественной организации «Воины духа»; фото Дмитрия Зверева).   Пролог: (на заставке – фото священника Алексея Семкина; фото Евгения Глобенко)   Осип Мандельштам . « Как растет хлебов опара …». Стихотворение, 1922//Фома. - – сентябрь 2006. – С.2. – (рубрика « Пролог »).   Содержание: С.3. Анонсы : С.4. Вопрос номер один: (на заставке – фото Евгения Глобенко) Отделение Церкви от государства – хорошо это или плохо? // Фома. - – сентябрь 2006. – С.5-9. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос ответили: Протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Москва. Отделение, но не изгнание . Фото Евгения Глобенко. – С.7; Андрей Исаев , председатель Комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике, Москва. Светскость государства – это не атеизм. – С.7; Архиепископ Антонио Меннини , Председатель Святого Престола в РФ, Москва. Мы за здравое сотрудничество. – С.8; Сергей Попов , председатель Комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, Москва. Шестнадцать лет без контроля КГБ . – С.8; Олег Матвейчев , консультант Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, Москва. Любое Государство, в сущности, теократия. – С.9; Наталья Нарочницкая , президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук, депутат Государственной думы РФ, Москва . Церковь как голос совести . Фото Григория Сысоева/ИТАР-ТАСС. – С.9.   Грани: Грани (…признания, …помощи, …экологии, …взаимодействия, …археологии, …объединения, …милосердия)//Фома. - – сентябрь 2006. – С.10-11. – (рубрика « Грани »). Владимир Легойда . О хлебе насущном. Фото Игоря Верещагина//Фома. - – сентябрь 2006. – С.11. – (рубрика « Грани »). Автор эссе говорит об ответственности православных верующих перед теми, кто, «испытывая духовный голод», «стучатся в церковные двери», но не всегда находят понимание и поддержку.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-41-s...

Скачать epub pdf Государственная религия и почему она вам не угрожает Говоря о «частном деле» люди могут иметь в виду, что человек не должен сталкиваться с принуждением и давлением в отношении своего мировоззренческого выбора. Его религия (или атеизм) должна оставаться вопросом его личного разума и совести. Этот принцип выступает против, в частности, такого хорошо известного явления, как государственная религия. В Саудовской Аравии, например, строго запрещено исповедание любой религии, кроме ислама . Для европейских стран XIX века обычным явлением были государственные Церкви – и, чтобы не быть пораженным в правах, вам надо было по меньшей мере изображать из себя приверженца национальной религии. А вот быть представителем религиозного меньшинства – католиком в Англии или штундистом в России – значило навлекать на себя различные неприятности. Когда люди находят такое положение дел неправильным, с ними можно согласиться. Это было плохо для диссидентов (это слово появилось в Британии и первоначально обозначало верующих, не желавших присоединяться к государственной англиканской церкви), и плохо для самих государственных Церквей. Государственное давление наполняло церкви людьми, не имевшими, собственно, духовных интересов, а искавшими социальной респектабельности или благополучной карьеры. Если человек, скажем, не мог занимать государственную должность без свидетельства о говении («Великим Постом на Исповеди был и Святых Христовых тайн причащался»), само участие в Таинствах превращались из проявления благоговейной веры в неприятную и бессмысленную обязанность, которую человек оставлял при первой возможности. Что и произошло с большинством «говевших», когда после февральского переворота 1917 года обязательное Причастие было отменено. Опыт государственных церквей в наши дни (а они продолжают существовать, например в Англии и в скандинавских странах, а в Германии государство продолжает собирать налоги в пользу церквей) тоже поучителен. С одной стороны, он рассеивает опасения антиклерикалов, что, мол, государственная церковь порождает суровую религиозную диктатуру и притеснения иноверцев и неверующих. Ничего подобного, скажем, в Британии не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Труды Патриарха Книга «Преодоление смуты» и первые два тома «Собрания трудов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» были представлены 20 июня в Государственной Думе. 21 июня, 2013 Книга «Преодоление смуты» и первые два тома «Собрания трудов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» были представлены 20 июня в Государственной Думе. Книга «Преодоление смуты» и первые два тома «Собрания трудов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» были представлены 20 июня в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций. Именно об этих книгах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  шла речь на круглом столе, посвященном значению трудов в деле консолидации российского общества. Читать между строк Председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов  отметил, что «религиозный фактор приобретает некую политизацию»: «Церковь – некий флагман, поэтому он подвергается нападкам отдельных граждан и структур. Те труды, которые вы видите – труды святейшего Кирилла, который как лидер флагмана этой религиозной махины неравнодушно смотрит на все то, что происходит в душе каждого из нас. Кроме тех строк, что здесь изложены, можно прочитать еще то, что изложено между строк. Это та боль, которая порою посещает сердце Святейшего Патриарха». Книги вышли в свет в Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Главный редактор Издательства протоиерей Владимир Силовьев отметил на презентации: «Важно представить первые тома трудов Святейшего Патриарха, которые являются  не просто сборниками, но настоящими трудами, настоящими путеводителями общества. Через это собрание трудов мы все больше и больше узнаем и о Русской Православной Церкви и о своем отношении к ней». Нам не нужно бояться жить по вере Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что в представленных текстах можно найти суждения по самым разным вопросам современного мира: «Для христианина естественно не разделять веру и жизнь.

http://pravmir.ru/trudy-patriarxa/

Шкаровский М. В. Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг На 1945–1946 гг. пришелся пик в улучшении церковно-государственных отношений. И это объяснялось, как уже отмечалось, острой заинтересованностью советского руководства в международной деятельности Московской Патриархии. В первые послевоенные годы государство сделало целый ряд значительных уступок, нарушающих закон 1929 г. Правда, и в данный период его религиозной политике явно недоставало последовательности. Изменения охватили не все существовавшие в СССР вероисповедания, по-разному проявлялись в союзных республиках (в Прибалтике, Средней Азии отношение к Русской Церкви было гораздо более негативным). Московская же Патриархия с окончанием войны всячески пыталась упрочить свое положение, используя расширившиеся возможности. Многие иерархи правильно оценивали ситуацию, сознавая, что несмотря на все заверения властей, относительно благоприятные для них условия, вероятно, продлятся недолго. 10 апреля 1945 г. состоялась вторая и последняя встреча И. Сталина с руководством Русской Церкви – Патриархом Алексием, митр. Николаем (Ярушевичем) , протопресвитером Н. Колчицким. В ходе ее обсуждались прежде всего задачи Патриархии в области международных отношений. В свою очередь, председатель СНК обещал поддержку планам церковного руководства. Именно эта встреча предопределила характер государственной религиозной политики в ближайшие два года. На ней шла речь даже о сооружении в Москве специального православного центра с дворцом, типографией, духовными учебными заведениями, свечным заводом и т. п. 908 Правда, не все из данных обещаний были выполнены. И. Сталину пришлось учесть настроение большей части партийного и государственного аппарата, считавшей некоторые уступки чрезмерными. 22 мая 1945 г. Г. Карпов писал В. Молотову, предлагая поддержать просьбу Патриархии о выделении земельного участка в Москве для строительства здания (с резиденцией первосвятителя, духовными учебными заведениями, мастерскими), утверждении его проекта и т. д. Уже был составлен текст постановления Совнаркома, но его так и не приняли 909 . Ненамного дальше продвинулось решение вопроса о создании церковной типографии. Еще 17 марта 1945 г. И. Сталин лично утвердил соответствующие предложения Совета по делам РПЦ, в мае даже вышло специальное распоряжение Совнаркома. Патриархия смогла приобрести полиграфическое оборудование, шрифты на четырех языках и с осени планировала начать выпуск Священного Писания , богословских трудов, церковных календарей 910 . Однако здание для типографии выделено не было и оборудование много лет без употребления лежало на территории Новодевичьего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устав религиозной организации «Русская Православная Церковь» (гражданский), 1998 г. Скачать epub pdf I. Общие положения 1 . Русская Православная Церковь (другое официальное наименование Русской Православной Церкви – Московский Патриархат) – самоуправляемая (автокефальная) централизованная православная религиозная организация, объединяющая религиозные организации Русской Православной Церкви, в целях совместного осуществления права на свободу исповедания и распространения православной христианской веры, а также для попечения о религиозно-нравственном просвещении общества, признаваемая другими Автокефальными Православными Церквами. 2 . Русская Православная Церковь является юридическим лицом и обладает правами и обязанностями в соответствии с законодательством Российской Федерации, с соблюдением канонических правил и внутренних установлений Русской Православной Церкви. На территории других государств Русская Православная Церковь действует в соответствии с законодательством этих государств. 3 . Свое управление и регулирование внутрицерковной деятельности Русская Православная Церковь осуществляет на основе Канонического Устава об управлении Русской Православной Церкви. 4 . Русская Православная Церковь имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. 5 . Русская Православная Церковь может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 6 . При изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Русская Православная Церковь в месячный срок уведомляет об этом регистрирующий орган. Русская Православная Церковь ежегодно информирует государственный орган, зарегистрировавший Русскую Православную Церковь , о продолжении ею своей деятельности. 7 . Русская Православная Церковь не участвует в деятельности политических партий и политических движений и не оказывает им материальную и иную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

Митрополит Иларион: Когда мы говорим, что Церковь находится поверх схватки, это не означает, что происходящее ее не касается Русская Православная Церковь не занимает ту или иную сторону в политическом конфликте. 23 мая, 2014 Русская Православная Церковь не занимает ту или иную сторону в политическом конфликте. 22 мая в Туле состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона со студентами вузов города – Тульского государственного университета, Тульского педагогического университета имени Л.Н. Толстого и других. Во встрече, которая прошла в ТулГУ, также приняли участие митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, епископ Белевский и Алексинский Серафим, министр образования Тульской области Д.В. Бычков, ректор Тульского государственного университета М.В. Грязев, заведующий кафедрой теологии ТулГУ протоиерей Лев Махно, преподаватели, представители духовенства. Присутствующие задали митрополиту Илариону вопросы о жизни и миссии Церкви, о ситуации на Украине, роли мирян в церковной жизни и другие. Вопрос: Как Русская Православная Церковь воспринимает и оценивает ситуацию на Украине? Митрополит Иларион: Вопрос очень непростой и очень болезненный, и я хотел бы, чтобы вы хорошо понимали, что Русская Православная Церковь – это не только Церковь России, но и Церковь Украины, а также Белоруссии, Молдавии, Казахстана, четырех государств в Средней Азии, трех государств в Балтии, Китая и Японии. По сути дела, это многонациональная, всемирная Церковь. Более того, если говорить о количестве верующих, по этому показателю Русская Православная Церковь является второй христианской Церковью после Римско-Католической Церкви. Мы должны понимать, что у Русской Православной Церкви в силу ее размеров, влияния, числа паствы, в силу ее интернационального характера – совершенно особые задачи. Она не может идентифицироваться с позицией только одного государства, не может решать задачи только одной страны. На так называемом постсоветском пространстве она является объединяющей силой для людей, разделенных политическими границами. Границы, которые возникли на этом пространстве в начале 90-ых годов, Церковь уважает, но существует она поверх тех границ. Именно этим и обусловлена роль, которую сегодня играет она и в России, и на Украине и в других перечисленных странах.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kog...

Украинская Церковь прервала евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом 13 ноября, 2018. Новостная служба «Преодоление церковного разделения должно происходить без вмешательства государственных, политических и других внешних сил» 13 ноября. ПРАВМИР. Украинская Православная Церковь прервала евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Об этом говорится в  постановлении  Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года, опубликованном на официальном сайте УПЦ. Украинская Православная Церковь, которая является канонической и признана Поместными Православными Церквами, совершая свое служение Богу и народу Украины, принципиально поддерживает независимость и территориальную целостность Украины. Украинская Православная Церковь присутствует во всех регионах Украины и объединяет как подконтрольные, так и неподконтрольные украинской власти территории, переживая вместе со своим народом все радости и страдания. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой, наделенным всеми правами независимости и самостоятельности, которые сегодня нужны для плодотворного служения Богу и народу Украины. Украинская Православная Церковь всегда последовательно выступала за исцеление раскола, за восстановление церковного единства, то есть за единую Церковь. Однако, восстановление единства Украинского Православия не должно означать превращение Церкви в элемент политики или пропаганды, поскольку это противоречит природе Церкви. Убеждены, что преодоление церковного разделения должно происходить без вмешательства государственных, политических и других внешних сил. Собор епископов выступает против любых попыток изменить название Украинской Православной Церкви, о чем уже заявляемой первыми лицами государства, и других проявлений дискриминации верующих Украинской Православной Церкви на законодательном уровне. В случае принятия соответствующих законопроектов Верховной Радой Украины, Украинская Православная Церковь будет защищать свои права всеми законными средствами, предусмотренные «Основами социальной концепции Украинской Православной Церкви», законодательством Украины и Европейской Конвенцией по правам человека.

http://pravmir.ru/episkopyi-upts-ukrains...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010