В.Ф. Федоров, М.И. Шишова К.П. Победоносцев. Церковь и государство Знаменательное явление нашего времени – борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и где уляжется море страстей, взволнованное спором за убеждения и верования. В вопросах верования народного государственной власти необходимо заявлять свои требования и установлять свои правила с особливою осторожностью, чтобы не коснуться таких ощущений и духовных потребностей, к которым не допускает прикасаться самосознание массы народной. Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается не на ином чем, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной: власть подкапывается с той минуты, как начинается раздвоение этого, на вере основанного, сознания. Народ в единении с государством много может понести тягостей, много может уступить и отдать государственной власти. Одного только государственная власть не в праве требовать, одного не отдадут – того, в чем каждая верующая душа в отдельности и все вместе полагают основание духовного бытия своего и связывают себя с вечностью. Есть такие глубины, до которых государственная власть не может и не должна касаться, чтобы не возмутить коренных источников верования в душе у всех и каждого. Главным источником возникших и грозящих еще усилиться недоразумений между народом и правительствами служит искусственно создаваемая теория отношений между государством и церковью. В историческом ходе событий на западе Европы, неразрывно связанных с развитием Римско-католической церкви, сложилось и вошло в систему государственного устройства понятие о церкви как об учреждении духовно-политическом, со властью, которая, вступив в противоположение с государством, предприняла с ним борьбу политическую; событиями этой борьбы занято все поле истории на западе Европы. Из-за этого политического значения Церкви отошло на задний план и померкло в сознании государственном простое, истинное, природное понятие о Церкви как о собрании христиан, органически связанных единством верования в союз богоучрежденный.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Действия Румынского Патриархата — часть большого плана по уничтожению молдавской государственности, считает Константин Затулин 6 декабря 2007 г. 10:06 «Очевидно, что Румынская Православная Церковь , во главе которой стоит Патриарх Даниил , сегодня энергично прокладывает дорогу для Румынии тем, что пытается претендовать на православных верующих в регионе, который традиционно являлся объектом соперничества России и Советского Союза с одной стороны, и Румынии — с другой», — заявил 4 декабря директор Института стран СНГ, член комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин, комментируя в интервью корреспонденту ИА Regnum ситуацию с учреждением новых епархий неканонической «Бессарабской митрополии», подчиняющейся Румынскому Патриархату, на канонической территории Русской Православной Церкви в Молдавии и Приднестровье. «Как известно, было принято решение, нарушающее все церковные каноны, о создании епархий РумПЦ в Молдавии, Приднестровье и Одесской области. Однако епископы туда пока не назначены, и это удерживает РПЦ от резких шагов. Ясно, что в этом продвижении РумПЦ на восток заинтересованы те силы в Молдавии, которые рассматривают нынешний независимый статус своего государства как временный. Это те самые политики, которые в свое время, после достижения независимости в результате распада СССР, выступили инициаторами конфликта с Приднестровьем. Это те самые политические силы, которые на протяжении уже долгого времени ведут борьбу за отмену всякого молдавского своеобразия в пользу признания необходимости объединения с Румынией. Очевидно, что эта тенденция в политической жизни Молдавии резко противоречит официальному курсу ее властей, в том числе, и президента Воронина«, — считает эксперт. «В контактах Воронина с Россией были разные периоды. То, что сейчас молдавско-российские отношения нормализуются, следствие того, что Воронин столкнулся с гораздо более серьезной опасностью — опасностью поглощения Молдавии изнутри прорумынскими политическими силами и демонтажа молдавской государственности в пользу Румынии.

http://patriarchia.ru/db/text/334022.htm...

Енё Гергей Формирование папства. Между Византией и варварами (IV–VIII века) Развитие раннехристианской церкви в епископальную церковь иерархического характера создало возможность образования центральной, возвышающейся над остальными епископами власти, формирования папства. Однако для реализации этой внутренне присущей церкви тенденции, обеспечения верховной власти одного епископа требовалось изменить отношения между церковью и государственной властью. Папская верховная власть внутри церкви могла быть сформирована лишь под внешним воздействием, по образцу и при содействии централизованной римской рабовладельческой государственной власти. Поворот, предпринятый императором Константином Важным моментом пересечения взаимных интересов христианской церкви и римской рабовладельческой государственной власти следует считать заявление, принятое в Никомедии 30 апреля 311 года, в котором Галерий (305–311), август (император) восточной половины империи, от имени двух своих соправителей отменил приказы, предусматривающие преследование христиан. Уступчивость императора, ранее преследовавшего христиан, объясняется не религиозными, а политическими причинами. Император был вынужден признать, что преследования не достигли своих целей. Так как среди христиан «довольно многие придерживаются своих решений ... то мы полагаем, что в отношении их следует проявить готовность к прощению, чтобы они фактически становились христианами и могли объединяться в общины», – говорится в заявлении. Таким образом, высшая политическая власть поняла, что для прекращения сопротивления христиан вместо преследований более целесообразно проявить веротерпимость. Из борьбы претендентов на императорский трон, в результате которой император Диоклетиан в 305 году отрёкся от власти, победителем вышел Константин (305–337). Он понял, какие возможности скрываются в формирующейся церковной организации, и в противоположность своим предшественникам избрал путь компромисса с христианством. У христиан этот компромисс вызвал понимание. Стремившийся к автократической власти и восстановлению единства империи Константин 28 октября 312 года одержал у Мульвийского моста через Тибр победу над своим соправителем в западной части империи Максенцием. Из известной легенды о том, что во время битвы на небе появилось знамение в виде креста, предвещавшего победу, явствует, что Константин уже сражался против соправителя-язычника под знаком получившего признание христианства и что с помощью христианства он хотел консолидировать автократическую власть. Действительно, крест и монограмма Христа были начертаны на знамёнах войска Константина, под этими знамёнами он стал единоличным правителем империи: новую религию он рассматривал как силу, сплачивающую общество.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон принял участие в обсуждении Концепции государственной семейной политики в Кремле 28 мая 2013 г. 19:50 28 мая 2013 года в Кремле прошло второе заседание Координационного совета при Президенте РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Участники обсудили подготовку Концепции государственной семейной политики, меры поддержки многодетных и неполных семей. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от Русской Православной Церкви в заседании принял участие председатель Синодального отдела по благотворительности , заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Передав участникам заседания благословение Патриарха Кирилла, епископ Пантелеимон в своем выступлении отметил, что, по мнению Предстоятелю Церкви, семья должна стать одним из государственных приоритетов, а благополучная многодетная семья — национальной ценностью. Заместитель председателя Патриаршей комиссии по семье напомнил о том, что в феврале 2012 года президент страны поддержал предложение Патриарха Кирилла об организации центров помощи семьи в каждом городском округе и муниципалитете с участием представителей традиционных конфессий и социально ориентированных НКО. Епископ Пантелеимон сказал, что сейчас в Церкви идет работа над созданием таких центров помощи семье. Также он отметил, что, по данным социологических опросов, среди верующих людей гораздо выше процент тех, кто планирует рождение детей (в ближайшее время планируют рождение детей 29% женщин-прихожанок православных храмов против 4% женщин в среднем по стране). Викарий Святейшего Патриарха представил участникам заседания общие данные о помощи семье со стороны Церкви и отметил, что «традиционные религии могут не только могут помочь нуждающимся семьям в решении их проблем, но и помочь в воспитании детей, в том, чтобы привить детям ценности жертвенной любви, научить добродетели». «Ведь без жертвенной любви, без навыка служения другим невозможно ни создание семьи, ни патриотизм», — сказал епископ Пантелеимон. Сегодня многие дети воспитываются в неполных семьях, живут без родителей, и именно Церковь и традиционные религии могут дать этим детям правильное представление о жизни в семье, подчеркнул заместитель председателя Патриаршей комиссии по семье.

http://patriarchia.ru/db/text/3002330.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Коллективное письмо – это почти всегда политика» Подписанты «письма священников» сначала должны были согласовать свою политическую акцию, как минимум, с правящим архиереем, а по Уставу – со Священным Синодом или с Патриархом 24.09.2019 1475 Далее отец Владимир цитирует Устав Русской Православной Церкви: «Глава I, 9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность. Глава IV, 7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси: л) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; м) имеет долг ходатайства и печалования перед органами государственной власти, как на канонической территории, так и за ее пределами; Глава V, 25. В обязанности Священного Синода входит: л) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами». «Некоторые из " подписантов " категорически отрицают политическую подоплеку своего поступка, однако так не считает либеральная печать (Медуза, Свобода, Новая газета и др.), которая квалифицирует письмо именно как политический протест священников против власти. Неужели они не понимали, что станут предметом политических манипуляций?» - вопрошает протоиерей. По его словам, «коллективное письмо – это почти всегда политика». «Индивидуальное – таковым может не являться. Считаю, что если бы авторы выступали как частные лица или как граждане страны, а не как священники, многие бы вопросы к ним не возникали», - пишет о. Владимир. «Авторы письма в качестве примеров несправедливого отношения властей к демонстрантам выбрали только двух человек. Одному их них еще предстоит быть участником судебного процесса, поэтому обвинение в несоразмерности наказания является неправдой и откровенным давлением на суд. Другой был осужден не за те преступления, на которые авторы письма ссылаются – якобы за призыв к милосердию. Удивляет, что авторы письма ни разу не упомянули, что многие арестованные участники московских событий, как минимум, нарушили закон, поскольку имели отношение к несанкционированным шествиям и митингам», - подчеркивает священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/24/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Призвание Церкви в государстве Белой Руси Часть 1. Президентский призыв и запрос на православную идеологию 07.11.2019 389 Время на чтение 26 минут Источник: Телескоп На протяжении почти 1000 лет Православная Церковь была подлинным духовным родителем, воспитателем и хранителем белорусского народа (как ветви единого русского народа) и его государственности, вдохновителем его стремления к духовному и политическому единству со всей Русью. Того народа, который без малого почти 800 лет из этой 1000-чи пытается растворить и поглотить неоязыческий Запад в лице, прежде всего, взрастившего его католического Костёла и Польши как его главного регионального слуги и орудия. В наши дни всё более нарастает внешняя и внутренняя борьба против Православной Церкви в Белоруссии – по воспрепятствованию занятия Ею как раз того самого вековечного Ее места матери Белой Руси и наставника в строительстве её подлинных государственности и национальной идеологии. В этих условиях особую значимость приобретает выработка должной стратегии действий православной Церкви в Белой Руси, необходимой для преодоления Ею указанных препятствий, для победы в указанной борьбе и осуществления своей упомянутой священной миссии строителя, хранителя и руководителя Белой Руси, её народа и государственности, а в сложившихся условиях – и их спасителя! Бог всегда на стороне Своей Церкви и особенно радеет о Ней на землях Святой Руси, перед которой поставлены высшие апокалиптические цели. Сам же Господь и руководит Ею на пути к этой цели. И нерадение самог церковного священства и частично мирян – единственное, что мешает и может помешать Богу в её осуществлении. Впрочем, против их нерадения у Него также есть особые средства: мы видели их действии в 1917-1939 гг., 1941-1945 гг., видим сейчас их на Украине , в Греции, в Сербии. Получат ещё «своё», если не одумаются, ставшие на службу антихристианскому Западу из корыстного расчета или по своим националистическим пристрастиям Румыния, Кипр, Грузия, Черногория, Македония (особенно в лице их элит), поместным церквям которых также, по примеру Элладской, угрожает уход в раскол вслед за Стамбульской сектой Варфоломея Архондониса.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/07/prizva...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf Глава I. Русская Православная Церковь в планах нацистов на территории III Рейха и Балкан 1. Антихристианская сущность нацистского режима А. Планирование создания новой религии около 1939 – 1 ноября 1941 г. С самого момента своего возникновения национал-социализм не был чисто политическим движением. Значительная часть его создателей и руководителей воспринимала нацизм как новое мировоззрение и, в конечном итоге, как основу для новой веры, которая расчистит себе путь пропагандой и насилием и придет на смену всем религиям мира. До реальной разработки планов создания государственной религии III рейха дело дошло в конце 1930-х гг. Авторы посвященных этой теме работ обычно пишут о будто бы разработанных главным идеологом НСДАП А. Розенбергом параграфах устава нацистской Церкви с заменой Библии книгой Гитлера «Моя борьба» и т.п. 30 Подобные утверждения восходят к документу, якобы добытому американской разведкой, о котором говорилось в речи президента США Ф. Рузвельта от 28 октября 1941 г. Правительство Германии ответило публикацией официальной ноты, опровергавшей утверждения президента. Подлинность зачитанных Рузвельтом материалов действительно вызывает большие сомнения и, скорее всего, не выдерживает критики. Примерно в то же время ведомство Розенберга разработало совершенно другой план. Он был найден составителем сборника в хранящемся в архиве делопроизводстве данного ведомства, и в свете других соответствующих документов именно этот план представляется подлинным. Вскоре после разработки он действительно стал выполняться на практике. 1 31 . Из разработанного ведомством рейхслейтера Розенберга «Плана национал-социалистической религиозной политики» Берлин, около 1939 г. [...] В. Цель борьбы Цель борьбы между национал-социализмом и церковью заключается в создании государственной религии, какой ее знали в Древней Греции: соединение музыкально-спортивных мероприятий, с одной стороны, и государственных праздников, с другой, – в форме торжественных представлений, соревнований и государственных актов. Наряду с государственной религией существует религиозная свобода в частной жизни. С. Средства борьбы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ [лат. congregatio - союз, соединение], течение в кальвинизме, возникшее в Англии во 2-й пол. XVI в. Нек-рые религиеведы считают К. одной из 2 ветвей индепендентства - возникшего в Англии религ. движения, сторонники к-рого требовали передать управление церквами местным церковным общинам, а не стоящим над ними региональным или общегос. орг-циям. Они считали, что община должна сама избирать священников, владеть церковной собственностью и не находиться под контролем государственной церкви . Настаивая на этом, конгрегационалисты тем не менее соглашались формально остаться в составе государственной церкви (принявшей тогда кальвинизм), в то время как более радикальные представители индепендентства, т. н. сепаратисты (из к-рых позже выделились баптисты), добивались полного разрыва с т. н. государственной Церковью. 1-я конгрегациональная церковь была организована в Лондоне в 1567 г. Ричардом Фицом. Одним из основоположников К. был Роберт Браун (ок. 1550 - ок. 1633), вынужденный эмигрировать в Нидерланды, где в 1582 г. он опубликовал «Трактат о немедленной Реформации». Др. религ. деятелями, сыгравшими значительную роль в формировании К., были Генри Барроу (ок. 1550-1593), Джон Гринвуд (ум. 1593), Джон Пенри (1562/63-1593). Все они были казнены. Конгрегационалистами себя считали протестанты-кальвинисты, придерживавшиеся «Савойской декларации» (1658), составленной по образцу кальвинистско-пресвитерианского «Вестминстерского вероисповедания», но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским. Во 2-й пол. XVI в. конгрегационалистские группы создавались в основном в Англии, в то время как пресвитерианские - и в Шотландии, и в Сев. Англии. После основания Плимутской колонии (1620) тысячи приверженцев К. отправились в Нов. Англию. В Сев. Америке поселенцы создавали свои религ. общины по примеру раннехристианских: «по договору» объединялись в общину для богослужений и изучения Слова Божия. Главы общин по-разному трактовали Библию; что отражалось в незначительных различиях в организации церквей. По инициативе 3 лидеров колониального К.- Дж. Коттона из Бостона, Т. Хукера из Хартфорда и Дж. Давенпорта из Нью-Хейвена - представители этих общин собрались на совет в Кеймбридже (колония Массачусетс) в 1646 г.; в дальнейшем подобные встречи проводились ежегодно в течение 3 лет, чтобы «подвергнуть дискуссии, обсудить и прояснить с опорой на Слово Божье» проблемы церковного управления и дисциплины. Результаты упомянутого совещания сведены в документ «Платформа церковной дисциплины», где изложены основы организации церковной жизни конгрегационалистов в Америке. В XVIII в. конгрегационалисты стали самой многочисленной религиозной организацией в США.

http://pravenc.ru/text/1841890.html

«Объекты религиозного назначения должны принадлежать религиозным организациями» — Владимир Путин 5 января 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации 7 января, 2010 5 января 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации Патриархия.ru 5 января 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации. В.В. Путин: Ваше Святейшество, мы встречаемся для обсуждения рабочих вопросов и по большей части, конечно, мирских. Но встреча наша проходит в преддверии очень светлого религиозного праздника — Рождества Христова. И позвольте мне в начале нашей беседы поздравить Вас с этим светлым праздником, пожелать Вам доброго здоровья и успехов в Вашем подвижническом служении. Церковь очень много делает для воспитания наших граждан в духе патриотизма, любви к Отечеству, прививает всем нам любовь к нашим духовным ценностям, нашей истории.

http://pravmir.ru/obekty-religioznogo-na...

Письмо профессора философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета С. Л. Фирсова священнику РПЦЗ РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28414.html 14 апреля 2006 Письмо профессора философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета С. Л. Фирсова священнику РПЦЗ Источник:  http://www.pravoslavie.ru/ Православие.Ru Глубокочтимый отец А...! Недавно получил Ваше письмо и спешу ответить на него. Вопрос, вновь поднятый Вами, – о том, возможно ли (и если возможно, то на каких основаниях) осуществить объединение Церкви, действительно, непрост. Однако, я полагаю, что сложность эта заключается не в том, в чем видите ее Вы, – не в позиции священноначалия Московской Патриархии, отказывающейся принести покаяние " за многолетнюю ложь и поддержку богоборцев " и за " апологетику безбожной Советской власти " . По существу, прозвучавшее обвинение – обвинение не только " советских " иерархов, но и простого верующего народа, считавшего (и считающего ныне) этих иерархов своими пастырями. Не забудем: верующие принимали " сергианских " епископов, ходили в " сергианские " храмы, причащались и исповедовались у " сергианских " священников. Им, этим верующим, (равно как и потомкам их) тоже следует покаяться в церковной своей " близорукости " или все-таки, в целях икономии, они достойны прощения? Вопрос разумеется, риторический, но, несомненно, принципиальный: ведь Церковь – это не только иерархия. Конечно, обвинять кормчих за то, что корабль сбился с правильного курса и плывет " не так " и " не туда " возможно, но ошибкою будет воспринимать команду лишь как собрание " молчаливых исполнителей " , безгласных и слепых. Или следовать логике старообрядцев, некогда говоривших, что " по нужде и облегчение бывает " ? Нет, если уж говорить о вине, то – всех. Место икономиии должна заместить акривия. Что из этого следует – Вы, убежден, прекрасно понимаете. Но это – к слову. Не менее важно найти ответ на иное вопрошание: а судьи кто? Кто им дал право оценивать правильность поведения живших в Вавилонском плену советской богоборческой системы?

http://religare.ru/2_28414_1_21.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010