Возвышение Фахраддина Маана начинается с 1590-х гг., когда он получил в управление санджак Сайда. Первоначально Фахраддин пользовался поддержкой османов, желавших через него держать в повиновении остальных ливанских вождей. Однако постепенно эмир превратился в полунезависимого правителя, контролировавшего значительные территории Ливана, опираясь на мощную армию и сеть крепостей. Фахраддин проводил самостоятельную внешнюю политику вплоть до того, что заключил союзный договор с герцогством Тоскана. Такая ситуация становилась нетерпимой для Порты. Подавив внутренние смуты и замирившись с рядом внешних врагов, османы занялись наведением порядка в сирийских провинциях. В 1613 г. против Маанов была направлена армия из двух тысяч столичных янычар и отрядов 14 бейлербеев и 50 санджак-беев. Большинство крепостей Фахраддина сдалось османам, а сам он морем бежал в Тоскану. 344 Однако в течение нескольких последующих лет Маанам постепенно удалось восстановить утраченные позиции, в частности вернуть под свое управление санджак Сидон-Бейрут. В 1617 г. Фахраддин был прощен османами и вернулся в Ливан. Главным соперником Маанов в регионе выступал куда более лояльный Стамбулу клан Сайфа, контролировавший область Аккар на самом севере Ливана и периодически получавший в управление Триполийский эялет. В результате долгой борьбы, шедшей с переменным успехом, когда междоусобные войны ливанских эмиров чередовались с их интригами в Высокой Порте и подношением взяток великим везирам, Фахраддину к 1627 г. удалось разгромить клан Сайфа и овладеть Триполийским пашалыком. 345 Несмотря на свое друзское происхождение, Фахраддин активно покровительствовал христианам. Он поощрял колонизацию маронитами южной части Ливанских гор, где маронитские крестьяне развивали товарное шелководство. Торговля шелком с европейскими купцами была одной из основ процветания Маанов; Сайда при Фахраддине стала главным портом Восточного Средиземноморья. Могущество Маанов все более страшило Стамбул. Фахраддин контролировал значительную часть Сирии и мог в любой момент захватить Дамаск. Султан Мурад IV, добившись перелома в войне с Ираном, двинул в 1633 г. часть высвободившихся войск против непокорного ливанского вассала. Как и 20 лет назад, османы довольно быстро преодолели сопротивление отрядов Фахраддина. Сам он, скрывавшийся в горах в пещере, был выкурен оттуда дымом, доставлен в Стамбул и там в 1635 г. казнен. 346

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обычно мы ездили в отпуск в Пензу напрямую, но тут отправились самым длинным путем: через Москву. Так произошло потому, что сначала владыка Кирилл должен был нанести визит патриарху, а лишь после этого ехать в Пензу. И когда он явился к патриарху, тот объявил, что переводит его на Ивановскую кафедру, а чтобы в Ташкент (даже за своими вещами) он ни в коем случае не ездил! Я сам лично ездил туда за его вещами, а он больше там даже не показывался. По-видимому, его просто взяли бы там, да и все! И концов бы не нашли... Митрополит Илия (Карам) Митрополит Илия (Карам) - Встречи у меня в то время случались просто изумительные. Прежде всего хотелось бы рассказать о том, как я видел митрополита Гор Ливанских Илию (Карама). - Как раз хотел спросить вас об этой удивительной личности. Ведь сегодня существует множество людей, которые считают владыку Илию чуть ли не мифом... - Не знаю, почему это так. Видимо, какие-то «исподние» силы хотят полностью изгладить его из людской памяти. Я бы даже назвал эти силы демоническими. Что касается меня, я его встречал: видел своими глазами и слышал своими ушами. Хотелось бы еще отметить, что некоторые сегодня говорят о том, что владыка Илия приезжал в Россию с тем, чтобы чуть ли не «побираться», но это настоящая хула! Я своей честью свидетельствую вам, что этого не было, и хочу рассказать, как я увидел владыку впервые. 1947 год. Это год моего поступления в семинарию. Семинария располагалась тогда в Новодевичьем монастыре. И хотя Лавра к тому моменту была уже открыта, семинарии там пока не было. Там только пока еще готовили помещения корпуса, в котором некогда располагались Екатерининские чертоги. А студенты занимались в Новодевичьем монастыре. И вот, в 1947 году произошло некоторое «потепление». Конечно, оно было относительное, но все-таки... Не знаю, от нас «выпускали» ли кого-то, но стали «впускать» людей с 1947 года в СССР , через этот «железный кордон». И одним из первых, кто преодолел его, был митрополит Гор Ливанских Илия (Карам). Я знал раньше еще по истории: кто бы ни приезжал с Востока, обычно - только «побираться». Только! А вот он приехал совсем с противоположной миссией.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/9/mit...

Существует на земле самая глубокая долина – это долина Иорданская; глубже этой долины нет на земле. Будучи такой глубочайшей долиной земного шара, местность эта не знала и не знает нашей русской зимы, наших снегов, наших трескучих морозов... Глубокая долина Иорданская есть природное и естественное ложе священных струй священной реки Иордана. Никогда еще сии струи не сковывались льдом и не видели ледяного покрова рек севера. Теплота вод иорданских не бывает менее 15 градусов теплоты. А берет Иордан свое начало от таяния вековечных снегов высот Ливанских гор. Истоки реки Иордана образуются таким образом: во дни жатвы пшеницы в Св. Земле начинают таять снега и льды соседних со Святой Землей Ливанских гор. У древних пределов «колена Данова», из Ливана, берет свое начало первый небольшой ручей Иордана. (Имя Дана, несомненно, отразилось здесь и в наименовании – Иор-Дана). Второй, уже гораздо больший ручей берет свое начало у пределов города Кесарии Филипповой ( Мф.16:13 ). Попутно, по своему течению, принимая в себя множество других горных потоков, сей ручей, сливаясь с первым истоком Иордана, впадает уже малой горной рекой в небольшое озеро Самохонитское (или теперь Мером). Озеро это в 6 верст длины. Из Мерома Иордан вытекает уже пенистой рекой, наподобие наших кавказских рек – Риона, Арагвы и др. Быстро пробежав пространство в 15 верст, Иордан впадает в Галилейское, или Тивериадское море, – то море, на котором апостолы Христовы, прежде чем удостоились призвания быть ловцами человеков, занимались ловлей многочисленной рыбы родного озера. Частые, мгновенные бури сего озера-моря ведали Божественный повелительный глас нашего Спасителя, запрещавшего ветрам и водворявшего тишину среди бури ( Мф.8:26 ). Из Тивериадского моря, имеющего в длину 25 верст, Иордан выходит прекрасной, полноводной, быстротекущей рекой. Здесь принимает реку извивающаяся между Моавитскими и Иудейскими горами широкая и благодатная долина Иорданская. Долина сия – дивный сад Божий! Здесь никогда не увядающая зелень трав, цветов, олеандров, пальм прибрежных и других ласкающих взор тенистых дерев и злаков. Но о сем речь впереди. Прошедши во всю длину Св. Земли, Иордан окончательно скрывается в неподвижных водах Мертвого моря. В мертвых объятьях сего моря как бы замирает полный жизни, всегда журчащий Иордан. Если маленькая иорданская рыба быстротекущими струями реки заносится в асфальтовые (смоляные) пучины Мертвого, Содомского моря, то она немедля засыпает. Так часто объятия смерти неожиданно похищают и того, кто слишком стремительно плывет по потоку житейской суеты!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Будучи такой глубочайшей долиной земного шара, местность эта не знала и не знает нашей русской зимы, наших снегов, наших трескучих морозов... Глубокая долина Иорданская есть природное и естественное ложе священных струй священной реки Иордана. Никогда еще сии струи не сковывались льдом и не видели ледяного покрова рек севера. Теплота вод Иорданских не бывает менее 15 градусов теплоты... А берет Иордан свое начало от таяния вековечных снегов высот Ливанских гор... Истоки реки Иордана образуются таким образом: Во дни жатвы пшеницы в св. земле начинают таять снега и льды соседних с святою землею Ливанских гор. У древних пределов «колена Данова», из Ливана берет свое начало первый небольшой ручей Иордана. (Имя Дана, несомненно, отразилось здесь и в наименовании Иор-Дана). Второй, уже гораздо больший, ручей берет свое начало у пределов города Кесарии Филипповой ( Мф.16:13 ). Попутно, по-своему течению, принимая в себя множество других горных потоков, этот ручей, сливаясь с первым истоком Иордана, впадает уже малой горной рекой в небольшое озеро Самохонитское (или теперь Мером). Озеро это в 6 верст длины. Из Мерома Иордан вытекает уже пенистой рекой, на подобие наших кавказских рек – Риона, Арагвы и др. Быстро пробежав пространство в 15 верст, Иордан впадает в Галилейское или Тивериадское море, – то море, на котором апостолы Христовы, прежде чем удостоились к призванию быть ловцами человеков, занимались ловлей многочисленной рыбы родного озера. Частые, мгновенные бури сего озера – моря ведали Божественный повелительный глас нашего Спасителя, запрещавшего ветрам и водворявшего тишину среди бури ( Мф.8:26 ). Из Тивериадского моря, имеющего в длину 25 верст, Иордан выходит прекрасной, полноводной, быстротекущей рекой. Здесь принимает реку извивающаяся между Моавитскими и иудейскими горами широкая и благодатная долина Иорданская. Долина сия – дивный сад Божий! Здесь никогда не увядающая зелень трав, цветов, олеандров, пальм и других, ласкающих взор, тенистых дерев и злаков. Прошедши во всю длину св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

По своему физическому устройству страна эта должна быть названа по преимуществу гористой и возвышенной. На севере мерно возвышается хребет Ливанских гор, от которых почти через всю Галилею тянутся параллельно две горные цепи – с одной стороны горы Нефалимовы во главе со своими скалистыми вершинами, а с другой – восточной – горная цепь Дже-бель-Генш, начинающаяся Болшим Ермоном и оканчивающаяся круглой, как шатер, горой Тель-ель-Фара. С юга на север почти непрерывно также тянутся до самой Галилеи две длинные цепи горных хребтов и как бы соединяются с горами галилейскими: с одной стороны (западной) идут горы Иудейская, Ефремовы, Кармильские, а рядом с ними, как бы выделившись от них, одиноко стоят Гевал и Гаризин; с другой (восточной) стороны по обоим берегам Иордана тянется новая масса гор, начинающаяся горами Амморейскими и доходящая до Тивериадского или Геннисаретского озера; между ними особенное внимание привлекают к себе своими высокими вершинами Фавор, Малый Ермон, Гелвуй, а по ту сторону Иордана – Гилеад и Навав. Среди этой-то массы иорданских гор, недалеко от Иерихона, находится и гора Сорокодневная с пустыней того же имени, в которой, по преданию, Иисус Христос был искушаем сатаной. Чем ближе к Мертвому морю, тем палестинские горы делаются все скалистее и обрывистее. Тем не менее, несмотря на гористую возвышенность, Палестина вовсе не производить тяжелого, гнетущего или подавляющего впечатления; среди ее гор есть прекрасный, плодородный, оживляющий всю местность, можно сказать – идиллические долины и обширные, также весьма плодородный, успокоивающие глаз путешественника равнины; такова долина Ездрилонская, простирающаяся на северо-восток от Кармильских гор; долина Иорданская, узкой полосой тянущаяся по обоим берегам Иордана; поле Иерихонское и поле Моавитское; равнины: Галилейская (Акрская), Сиронская и Сефела. Кроме того, через всю страну, начиная с Ливанской возвышенности и до самого Мертвого моря, протекает почти единственная во всей Палестине, но прекрасная и довольно значительная река Иордан 240 , образующая при своем течении несколько прекрасных озер, между которыми особенно замечательны: Самохонитское и Галилейское (Генисаретское, Тивериадское).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Не менее соответствовала назначению народа Божия Палестина своим положением на границ Азии, Африки и Европы, в средине между древними народами (Иезек. 5, 5.). Народ Божий мог быть в общении со всеми могущественными, образованными народами древности и сообщать им откровения Божии. Когда настало время просвещения народов светом Божественного учения, проповедникам его из Палестины открыты и близки были пути ко всем народам мира. Чрез всю Палестину с севера к югу протекает река Иордан по долине Иорданской, которая разделяет эту землю на две части: западную, большую часть, и восточную, меньшую часть. Иордан образуется из некоторых источников у подошвы Ливанских гор, протекает чрез озеро Мером или Самохонитское, не смешиваясь с его грязною водою; из этого озера, через три часа пути, впадает в море Геннисаретское; по выходе из Геннисаретского моря, продолжает 105 верст свое течение в глубоком протоке, обросшем ивами, олеандрами и высоким камышом, поспешая с чрезвычайною быстротою, делая множество извилин и образуя 27 больших и еще более маленьких водопадов; наконец впадает Мертвое море. Широта и глубина Иордана очень различны в различных местах и в разные времена года; летом он имеет обыкновенно около 10 сажень широты и около 1 сажени глубины, а в иных местах может быть переходим в брод. Иорданская долина есть глубокая расселина, или трещина земли. Она начинается у подошвы Ливанских гор и спускается с севера на юг узкою полосою, ниже уровня Средиземного моря, между крутыми горными утесами, до южного берега Мертвого моря и еще далее, до Эланитского залива (Чермного моря). Часть ее от Мертвого моря до Эланитского залива называется Аравою и представляет песчаное море, ужасную дикую пустыню, в которой водятся ядовитые змеи и скорпионы, и от сильного жара являются часто миражи. Геннисаретское озеро лежит ниже уровня океана на 700 футов, а Мертвое море ниже уровня океана на 1235 футов. Иорданская долина имеет жаркий климат, так как окаймляющие ее горы усиливают жар и препятствуют охлаждению воздуха; поэтому в ней плоды созревают месяцем раньше, чем в других местах Палестины, и растут пальмы, особенно при Иерихоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В 1785 г. он разгромил ополчения шиитов Юж. Ливана и Галилеи и опустошил их земли. В 1786 г. дамасский паша одержал верх над шиитским родом Харфуш и завоевал долину Бекаа, к-рая перешла под прямое османское управление. Т. о., к кон. XVIII в. влияние ливанских шиитов как самостоятельной политической силы было сведено на нет. В Горном Ливане аль-Джаззар успешно использовал раздоры внутри рода Шихаб и трения между эмирами и друзской аристократией, чтобы провоцировать междоусобные конфликты (противоборство группировок «йезбеки» и «джумблати») и менять у власти соперничавших эмиров, добиваясь от каждого повышения выплат в казну сайдского паши. В 1788-1807 гг. север и юг Ливанских гор были разделены на 2 эмирата, управлявшихся различными ветвями династии Шихабов. Эмир Юсуф неоднократно терял власть из-за происков соперников - своих братьев или сыновей прежнего эмира Мансура. В 1790 г. Юсуф был казнен вместе с ближайшим советником Гандуром аль-Хури по настоянию своего племянника Бешира II (1767-1850, эмир в 1789-1840), которому паша незадолго до того передал власть над Горным Ливаном. Начальный период правления Бешира был столь же бурным: он неск. раз был низложен в результате восстаний горцев или политических комбинаций аль-Джаззара, продвигавшего к власти других представителей рода Шихаб. В ходе вторжения в Сирию войск Наполеона Бонапарта в 1799 г. и осады им Акки, где укрепился Ахмад аль-Джаззар, ливан. эмир сохранял нейтралитет, выжидая, кто окажется победителем. В 1831 г. сир. провинции Высокой Порты были завоеваны войсками егип. паши Мухаммада Али, вступившего в конфликт с султаном. Население Сирии, в т. ч. прибрежных городов Л., недовольное управлением османских пашей, не оказало сопротивления. Бешир Шихаб после нек-рых колебаний тоже принял сторону египтян. Сын Мухаммада Али Ибрагим-паша, наместник Сирии, установил на подвластных территориях режим жесткого централизованного управления, упорядочил налогообложение, подавлял местные феодальные элиты, проводил веротерпимую политику в отношении христиан.

http://pravenc.ru/text/2463663.html

Амана (твердый) – южная вершина одной из Ливанских гор. От этой горы истекает река Амана. LXX придает слову «Амана» нарицательное значение «начало веры». В книге Еноха записано предание, согласно которому на этих горах жили первые верующие люди. Ермон (выдавшаяся вершина горы) – возвышенная гора, заканчивающая южную часть цепи Антиливанских гор. На ней – три главных вершины, всегда покрытые снегом. С горы Ермон, с Антиливана из различных потоков берет начало река Иордан. Белоснежные (зимой и летом) вершины Ермона видны даже от Мертвого моря. Гора Ермон была приютом диких зверей, львов и барсов, о чем упоминается в 4:8. От снегов на вершине Ермона сгущались в жаркое время пары, образовывая облака и, когда вся страна была выжжена солнцем, по ночам с неба ниспадала обильная роса – роса Ермонская, служившая символом изобилия и благословения Божия. Иначе гора Ермон еще называлась Сионом ( Втор. 4:48 ). Тогда становятся понятными и слова «как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские» ( Пс. 132:3 ). Сидоняне называют гору Ермон Сирионом, а аморреи – Сениром (латы, броня) ( Втор. 3:9 ). Ливан. Амана. Ермон. Сенир. (4:8). С вершин этих гор призывается Суламифь – невеста. Но в сущности речь идет о двух горах – Амане и Ермоне (Сенире), являющихся южными окончаниями Ливана и Антиливана. Шафран – душистое садовое растение, как и аир, корица, алое, возделывается в южной Европе и Египте. Это луковичное растение с вырастающими из корня темно-зелеными листьями. Из середины листьев осенью вырастает на коротком стебельке бледно-фиолетовый цветок, похожий по форме на лилию. Пестик цветка оканчивается тремя рубчиками красно-желтого цвета. От них исходит аромат шафрана. Из шафрана приготовляли благовонную воду, которой опрыскивали комнаты, одежду, ее добавляли в кушанье и питие. Изготовляли из шафрана и пахучую мазь. Аир , или трость – благовонный тростник. Лучшего качества рос в Аравии и Индии, а низшего – в Египте и Сирии, входил в состав священного миро. Корица (по-славянски, киннамон) – душистая ароматическая кора, снимаемая с коричневого дерева из породы лавровых. Истолченная в порошок, она как ароматическое вещество входила в состав священного благовонного миро. Дерево корицы росло в саду Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С последних уступов гор Иудейских развертывается обширная равнина Иорданская во всем пустынном величии. С востока она замкнута стенами диких гор Аравийских, а с юга недвижною плоскостию Мертвого моря. Изгибистое течение Иордана далеко обозначалось к северу, лентою дерев и кустов, очень заметною среди запустения. По всей равнине волновались, как насекомые, толпящиеся паломники; поминутно вставали шатры в разных направлениях, или вспыхивали костры. Это был народ израильский – и к горю, едва ли не большая часть из него – поклонники золотого тельца! Но зато как разительно отличалось от них малое стадо верующих: старцев с посохом в руках, юношей и дев, обремененных ношею родительскою, матерей с грудными младенцами. Их не ожидали шатры и ковры, и вина ливанские! Мы отклонились от шума и разбили наш шатер в кустарниках, на берегу быстро бегущего потока. На противуположном берегу стояла полуразрушенная башня, окруженная несколькими арабскими хижинами. Это часть Иерихона! Отклонясь от приглашений я сидел вдвоем с моим соотечественником, художником Е...м, при заходящем солнце, на берегу Иерихонского потока, мы глядели попеременно то на горы Иудейские, среди которых отличительно рисовалась гора Искушения или Сорокадневная то на цепь гор Аравийских, где таится гора Нававу откуда последние взоры Моисея устремились на Землю Обетованную и на этот мир! Здесь нас застала роскошная ночь Востока. Мы давно беседовали в темноте, в тихой задумчивости как вдруг, озаривший нас свет факелов и неистовые крики вывели нас из мечтаний. Шумная толпа стремилась вслед за четырьмя полунагими вооруженными бедуинами, которые защищались один от другого мечами и щитами; это было не что иное, как игры диких жителей пустыни: узнав об европейских путешественниках, они нашли нас в темноте ночи и пришли нас потешить. Тут загорелась жестокая битва при звуке тимпанов; искры сверкали от ударов мечей, наше любопытство было удовлетворено, и хорошая пригоршня пиастров рассеяла наконец эту толпу. Нас посетили два английские путешественника, только что прибывшие от Синайской горы через Петру Аравийскую и Хеврон, и заняли нас своею беседою. Путешествие Лаборда хорошо ознакомливает теперь с Петрою; путь туда теперь менее опасен, но только под поручительством бедуинов того племени, их можно всегда найти в Эль-Арише и в Суэйсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приглядевшись к яблоне на фреске [Р], можно обнаружить на ней виноградные гроздья. «Аз есмь лоза, вы же рождие» ( Ин. 15:5 ) – говорит Христос. И Он же Невесте: И будут сосцы твоя яко грезнове винограда, и воня ноздрей твоих яко яблока (7:8). Яблоко указывает на плод древа крестного, ставшего древом жизни, на плоть Христову, а грозди винограда – на кровь Христову, которою напояются от сосцов Невесты-Церкви жаждущие души. А на фресках [К] невеликая, но сладостная и прекрасная яблоня обращается уже в стройный и величественный кедр с шишками. Вид его яко Ливан, избран (величествен) яко кедрове (5:15). Праведник-Христос возвышается в сем мире подобно кедру на Ливане ( Пс. 91:13 ). Величие, крепость и нетление кедра – указание на божественность, крепость и бессмертие во Христе. Божественной Своей природой Он – Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный. За кедром Ливанским на заднем фоне – изображение Ливанских гор. Гряди от Ливана, невесто, гряди от Ливана от начала веры (с вершины Аманы), с вершины Сенира и Аермона (4:8) – от языческого идолослужения гор Ливанских, от ветхозаветных жертв Сенира и Аермона зовет к Себе Невесту Жених-Христос. Глас Брата моего! Се, Той идет скача на горы и прескача на холмы. Подобен есть Брат мой серне, или младу еленю на горах Вефильских (2:8–9). Белый молодой олень на заднем фоне фрески 84 скачет с гор Ливанских. Снова символ Христа. Младость (юность) означает пришествие по совершении времен Божественного Отрока. Белый цвет – знак Его непорочности и святости. Грация и красота – духовная красота Того, Кто «прекраснее сынов человеческих» ( Пс. 44:3 ). Древние верили, что олени пожирают пресмыкающихся и гадов, даже змей, как траву, не претерпевая от этого никакого вреда. Так и Христос попирает и сокрушает главу древнего змия и всякой силы вражией на идолопоклоннических горах Ливанских. Но Христос и Суламифь не одни. Справа и слева от них две группы предстоящих им. На фреске [Р] слева от Христа стоит первосвященник в полном облачении: в кидаре, нарамнике (его почему-то нет на фреске [Р]), ефоде, поясе, поручах, хитоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010