Различные состояния земных гражданств всесильною рукою Божиею непрестанно направляются к тому, чтоб они уготовляли в себе граждан небесам: для сего Всепромыслитель Бог действует и через общество на человека, и взаимно чрез человека на общество; для сего языки шатающиеся и восстающие на Господа пасутся жезлом железным и яко сосуды скудельничи сокрушаются (Пс. 2:1—2, 9), обращающиеся воссозидаются и насаждаются (Иер. 18:9), искушаемые проводятся «сквозь огнь и воду» (Пс.65:12) твердые в испытании вводятся «в покой» (Пс. 65:12); для сего возносятся «избранные от людей» Господних (Пс. 88:20), крепкие, предопределенные сотворить волю Промысла Божия, «поддерживаются за десницу» десницею Всесильного, которая «уравнивает пред ними горы и врата медная сокрушает» (Ис. 45:1—2); и между тем — «да смирится... высота человеча и вознесется Господь един» (Ис. 2:17), — жребий многочисленнейших народов иногда долго скрывается в неизвестной руке единого смертного, а судьба каждого сильного земли слагается из неисчислимых случайностей, которых никакая человеческая мудрость объять, никакая земная сила покорить себе не может. Если это всеобъемлющее владычество Божие подвергает нас некоторой судьбе, то судьбе премудрой. Если оно, по-видимому, налагает узы, то разве на своеволие и буйство. Если уничижает, то единственно тех, которые думают быть сами творцами своего величая, мечтают «взыти выше облак и быти подобны Вышнему» (Ис.:14,14). Если же оно и возносит иногда жребий нечестивого, то не иначе, разве как возносится жезл, который вскоре поразит некоего виновного, сокрушится и отвержется. Напротив — те, которые сами ничего не ищут, кроме славы Божества и блага человечества, — обретают в покорении себя Божественному Промыслу свою надежду и безопасность, в Его власти — основание своего могущества, в Его славе — источник своего истинного величая. В наши времена многие народы мало знают отношение царств человеческих к Царству Божию, и что особенно странно и достойно сожаления и ужаса — мало знают сие народы христианские.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2991...

Будем же и мы благодарить за все это человеколюбивого Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава ныне и присно, и во веки ве­ков. Аминь.    Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры»    Другой переводчик (Акила) говорит: по­бедителю о лилиях сынов Кореевых. В еврейском, вместо слова: о лилиях, сказано: ал сосаним. Разума песнь к возлюбленному (Феодотион). Другой (Акила): «знающего песнь о дружбе». Третий (Феодотион): возлюблен­ным. В еврейском сказано: идофоф. А семьдесят толковников: «В конец. Об имеющих измениться. Сынам Кореевым. В научение. Песнь о Возлюбленном».    Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «извлекло». Третий (Симмах): «подвигнулось сердце мое словом благим».    в русском переводе этого слова нет Беседа 14 на псалом 45 Пс.45:1-3. В конец. Чрез сынов Кореевых. О тайнах. Псалом. Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас. Посему не убоимся, когда потрясется земля и горы превратятся в морские глубины.Божественная помощь могущественнее всякой земной силы; она не исключает, однако внима­ния к обстоятельствам времени. — Под «горами» и «морскими глубинами» разумеются великие опасности, не наводящие однако страха на уповающих на Бога. — Божественное попечение об иудеях и скорая им помощь от «Го­спода сил». — Будущее водворение мира на земле; приме­нение слов Псалмопевца об этом к временам хри­стианским. — «Успокойтесь и познайте, что Я есмь Бог» (Пс.45:11).   1. Пророк, с свойственным ему любомудрием, отклоняет здесь слушателя от дел житейских и возводит к надежде высшей. Не указывай мне, говорит, на оружие, стены, ограды, богатство, воинское искусство, множество коней, луки, стрелы, брони, толпы соратников, отряды воинов, телесную силу, опыт­ность воюющих; все это слабее паутины и тени. Если ты хо­чешь видеть силу непобедимую, прибежище неизменное, кре­пость непреодолимую, ограду непоколебимую, то прибегни к Богу, обратись к Его силе. Хорошо сказал он: «Бог нам прибежище и сила», выражая, что иногда мы побеждаем убегая, а иногда показывая твердость и сопротивление.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Действительно нужно делать то и другое, — иногда наступать, а иногда уклоняться. Так поступал и Павел, иногда уклоняясь, а иногда восставая на противящихся слову истины. Так и Христос поступал и научал нас. Так должно поступать и нам, — должно тща­тельно наблюдать обстоятельства времени и молиться, чтобы не впасть в искушение, по слову Евангелия, а когда оно постигло нас, то не малодушествовать, а стоять мужественно. «Помощник в тяжких скорбях, постигших нас». Как я часто говорил прежде, так скажу и теперь: Бог не препятствует постигать нас скор­бям; но, когда они постигли, Он помогает нам, доставляя нам таким образом пользу и опытность. Слово: «зело» нужно отнести к слову: «Помощник». Подлинно, Бог помогает не как-нибудь, но обильною Своею помощью подает великое утешение в скорбях. Он подает нам не такую помощь, какая бывает нужна по свойству скорбей, но гораздо большую. «Посему не убоимся, когда потрясется земля». Видишь ли, как Он подает помощь большую и с великим преизбытком? Не сказал: не будем побеждены, не падем, но не потерпим и того, что во­обще свойственно человеческой природе: «не убоимся», не устра­шимся. Почему? Потому, что помощь Божия чрезмерна. Называя здесь землю, горы и сердце морей, пророк говорит не о сти­хиях, но под именем их разумеет невыносимые опасности. Хотя бы мы видели, говорит, все разрушающимся, хотя бы ви­дели невыносимое смятение, хотя бы случилось то, чего никогда не бывало, хотя бы вся природа, так сказать, восстала на саму себя, хотя бы горы подвиглись с своего места, хотя бы все по­колебалось в своем основании и смешались самые первые сти­хии, хотя бы произошло столь великое смятение, и тогда мы не только не будем побеждены, но и «не убоимся». А причиною то, что нам помогает, подает руку, содействует Владыка всего этого. Если же и в таком случае мы не устрашились бы и не впали бы в малодушие, то тем более не устрашимся, если враги нападут на нас и противники вооружатся против нас. «Шумели и вздымались воды их, тряслись горы от силы Его» (Пс.45:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12) Не столько матерь прилеплена к грудному младенцу, сколько сын любви привержен всегда ко Господу. 13) Кто истинно любит, тот непрестанно воображает лице любимого, и с удовольствием объемлет его внутренно. Таковый не может даже и во сне успокоиться от сильного желания, но и в это время занят мыслью о любимом. Так бывает в природе телесной; так бывает и в природе бесплотных. Некто, уязвленный любовью, сказал о себе (чему удивляюсь): аз сплю по требованию природы, а сердце мое бдит по обилию любви ( Песн.5:2 ). 14) Должно заметить тебе, верный брат, что елень – душа, истребив сих гадов, 45 желает уже и скончавается ( Пс.83:2 ) огнем любви ко Господу, как бы пораженная ядоносною стрелою. 15) Действие голода как-то не явно и не заметно; а действие жажды сильно, явно и всякому заметно по внутреннему жару. Посему-то, пламенеющий любовью к Богу говорит: возжада душа моя к Богу крепкому живому ( Пс.41:3 ). 16) Если воззрение на лице любимого явственно и всецело изменяет нас, и делает веселыми, радостными, беспечальными; то, чего не сделает лицезрение Владыки, когда невидимо посещает Он чистую душу? 17) Страх, когда он – во внутреннем чувстве души, истребляет и поддает скверну; ибо сказано: пригвозди страху твоему плоти моя ( Пс.118:120 ). А святая любовь некоторых поддает, по слову сказавшего: сердце наше привлекла еси ( Песн.4:9 ); а иногда делает иных светлыми и радостными; ибо сказано: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя ( Пс.27:7 ); и: сердцу веселящуся, лице цветет ( Притч.15:13 ). Когда уже весь человек как бы срастворен Божией любовью; тогда и наружность его в теле, как бы в зеркале каком, показывает светлость души. Так прославлен боговидец оный Моисей. 18) Достигшие такого равноангельного состояния нередко забывают о телесной пище; думаю, что не часто ощущают и алкание оной; и сие не удивительно; потому что и противоположная сей любовь часто лишает желания пищи. 19) Думаю, что и тело сих нетленных не подвержено уже обыкновенным болезням; потому что оно очищено, и некоторым образом соделано нетленным, в пламени непорочности, пресекшей плотское воспламенение. Думаю, что, когда приступают они ко вкушению пищи, – приступают уже без всякого услаждения; потому что корень растения питает подземная вода, а душу их – небесный огнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

По рукописи читается: πρς αδειαν νειμνης ργασας. Вместо: πρ ρας в рукописи читается: προρως. По рукописи читается του δατος τμματα πρς ψος γειρεν ρθρα πετρσασα τ ρειθρα κα τν παλρ οιαν πιλουσα ποκρμνως и прочее. Глава 8-13 Глава 8-13 Глава 8. И сие-то самое сказал впоследствии песнописец Давид: Рука Твоя языки потреби, и насадил я еси: Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя и мышца Твоя и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них (Пс. 43, 3–4). Так описывает Давид безопасность во всем благоугождающих Богу, и то, как достигается ими все, что для них полезно, как по правдивому Божию Промышлению пользуются они попечением о них свыше и по надежде на Спасающего повсюду бестрепетны. Они-то говорят: Не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45, 3); если-де и вся тварь, поколебавшись, придет в смятение и возмутится, окружаемая непрерывным рядом бедствий, не устрашимся и не затрепещем, подобно тем, которые, будучи поражены ожиданием какого-либо несчастия, всякий шум и принесшийся звук представляют себе применительно к тому, что подозревают, потому что всего немощнее совесть, уязвляемая памятованием худого поступка: все почитает она враждебным, неприязненным, готовым мстить, по всегдашнему за худые дела ожиданию наказания, какое имеет внутри себя, хотя бы и никто не знал и не мог обличить и думает, что всем известны ее сокровенности. Но не такова совесть, свободная от лукавства; много имеет она в себе уверенности, ни в чем не усматривая основательной причины к осуждению и твердо надеясь, что всегда для всех будет неодолима, напутствием к дерзновению имея невинность и говоря иногда: Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое (Пс. 26, 3); а иногда: Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя (Пс. 3, 7). И что таков в словах и делах надеющийся на Бога, видно сие на самом сказавшем это Давиде, который с сим упованием смело выходит против славного Голиафа, без воинских орудий – против огражденного оружием, юноша – против исполина, как на псов, взяв только жезл и несколько камней и, как пса, низложив его одним метанием камня, не телесною крепостию, но силою, как сказал он, невидимого оружия – досточтимого имени Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

3:10); но человек никогда не прейдет от бытия своего, и среди всеобщего разрушения, хотя бы захотел тления и поискал смерти, могущей уничтожить его, «пожелает умереть, но смерть убежит от него» (Апок.9:6). Посему излишне было бы ныне собирать множество земли, воздвигать горы на горы, или искать крылья, чтобы возноситься к видимому небу. Оно, поскольку носит в себе тление, низко для нетленного духа человеческого. Дух бессмертный ищет и неба бессмертного. Действующий разумом, и волею стремится туда, где истина и свобода, где премудрость и блаженство. Есть другое небо для духа нашего, нетленное и вечное, или высота духовная, которая на языке человеческом, по некоторому сходству, именуется небом. Если бы внутреннее око наше не помрачалось суетою и страстями, то видимое небо и видимая земля были бы для нас открытой книгой, в которой можно читать «невидимое Божие» (Рим.1:20), поучаться тому, как духовное солнце, освещая все, питает, растит и привлекает к себе души человеческие; поскольку мир вещественный, сотворенный тем же словом и по тем же законам, как мир духовный, есть образ духовного и, если можно уподоблять более, есть покров его, как тело есть покров души нашей. Но земной разум, опирающийся только на чувственные опыты, носится по поверхности неба и земли, и, кроме вещества, не видит в них ничего. В самом небе находит землю, когда земное измерение путей и времени относит к светилам небесным. Бог наш есть «Бог небесный» (Ин.5:45), «Живой и Царствующий на небесех» (Пс.2:4), «небо» имеющий «Престолом» (Мф.5:34) Своим. Но если, по словам премудрого, «и небо небес» (3Цар. 8:27) видимых «не вмещает Его» , то не высота стихии, удаленная от взоров человеческих, служит Престолом Господу, но святость, от Него Самого исходящая и к Нему же возвращающаяся. «Бог сидит» (Пс.46:9),— восклицал один из таиновидцев,— «на Престоле святости Своей» (2Кор. 11:31). Вечно Сущий никогда не исходит из Себя, из Своего «неприступного Света» (1Тим. 6:16), которым облекается, из блаженной вечности, в которой почивает, из беспредельного величия, по которому ни в какой твари, ни во всем мире не вмещается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

Я слышал, как никто из одержимых сею страстию говорил, что лучше петлю на шею, нежели раболепствовать сему греху; ибо он, как жестокий деспот, повелевает рабу своему: ступай, — и отходит; приди, — и приходит; сделай то–то, — и делает; таким–же образом нечто и еще гораздо худшее своему подчиненному повелевает грех сей, именно: говори срамное, — и говорит, сделай дурное, — и делает. Обыкновенно подобно Каину стенет и трясется таковый: плывет ли на море, подозревает кораблекрушение; проходит ли по пустыне, — боится, что впадет в руки разбойников; ударит гром, — и ему кажется, что он именно для него случился; блеснет молния, — и он боится, как бы она его не опалила; он видя не видит, и слыша не слышит, разстроенныя имея чувства. Что ужаснее такой жизни? Мне кажется, что лучше отдану быть зверям, чем пагубным страстям, потому что там только тело гибнет, а здесь и душа и тело. Но совсем не то бывает у добродетельнаго. Будучи свободен от греха (говорю это не об одной сласти похотной, но и о всякой другой страсти), он радуется и вкушает удовольствие сам в себе: царствует правдою; не страшно ему ни на море, ни на суше: ибо имеет живущим в себ Бога, к Коему и взывает в опасных сдучаях: не убоюся зла, яко Ты со мною ecu (Пс. 22, 4); не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя (Пс. 3, 7); не убоюся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45, 3). Видишь, что значить добрая жизнь? Она–то и есть настоящая блаженная жизнь. Ее и мы восприяли по милости Божией; о ней теперь и вся забота наша и попечение. Возревнуем же паче и паче преуспевать в ней, всему подчиняясь с благоговением, делом являя всякое послушание, всякое смиренномудрие, всякую чистоту душевную. 1) Смотря на то, как засевают поля, возмем урок засевать себя семенами духовных расположений. — 2) Ночи увеличились: попекитесь воздерживаться от многоспания, равно как и от всякаго излишняго удовлетворения других потреб телесных. — 3) Царь воротился с похода; но не падайте духом: возверзим на Господа печаль свою. 27].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Говорит или вообще о всех глупых, которые не знают Бога, или в частности о еретиках. Читай Платона, ознакомься с тонкостями Аристотеля, просмотри внимательно Зенона и Карнеада, – и ты увидишь, что истинно сказанное: труд глупых утомит их. Хотя они со всею ревностью искали истину, но, так как не имели руководителя и указателя пути и думали, что они могут постигать мудрость человеческими чувствами: то вовсе не достигли того города, о котором говорится в Псалме: «Господи, во граде Твоем образ их уничижиши» ( Пс.72:20 ). И Господь во граде своем рассеет все тени, различные образы и маски, в которые облеклись они в различных учениях, – во граде своем, о котором и в другом месте пишется: «речная устремления веселят град Божий» ( Пс.45:5 ), и в Евангелии: «не может град укрытися верху горы стоя» ( Мф.5:14 ) и у Исайи: «аз град крепкий, град воюемый» ( Ис.27:3 ). Этот-то город истинной мудрости, город крепкий и сильный, стараются преодолеть все и мудрецы века и философы. И что мы сказали о философах, то же самое должно думать и о еретиках, – что напрасно они трудятся и утомляются в изучении Писаний, когда блуждают в пустыне и города найти не могут. О блуждании их упоминает и Псалмопевец, говоря: «заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша» ( Пс.106:4 ). Горе тебе, земля, у которой царь юн, и князья твои рано едят. Блаженна земля у которой царь твой сын благородных, и князья твои едят вовремя, в силе, а не в смущении. По-видимому, не одобряет правление юношей и осуждает властолюбивых судей, – что у юного князя по его летам не тверд ум, а у судей и зрелый возраст расслабляется от наслаждений и наоборот, одобряет князя с добрыми нравами и хорошо направленного, а также восхваляет тех судей, которые удовольствий не предпочитают делам общественным, а только после многого труда и занятий общественными делами принимают пищу как бы по необходимости. По мне под смыслом буквальным представляется нечто более таинственное, – что в Писании юношами называются те, которые уклоняются от авторитета старины и пренебрегают седыми заповедями предков, – те, которые, пренебрегая заповедью Божьею, хотят установлять предания человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О всех людях, каковы бы они ни были, Бог промышляет и отечески печется, по неизреченной своей благости и милосердию, или, как говорит Сам Иисус Христос, солнце свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и неправедные ( Мф.5:45 ). Но преимущественное свое попечение Промыслитель являет о людях благочестивых и добродетельных, которые соблюдением заповедей Божиих привлекают к себе благоволение Божие и обилие небесных милостей. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Взыскающие Господа не лишатся всякого блага. Воззваша праведные, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренные духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Живый в помощи Вышнего в крови Бога небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой ecu и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Плещма своими осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его... и проч. ( Пс.90 ). Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея... Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощью. Господь сохранит тя от всякого зла, сохранит душу твою Господь ( Пс.120 ). Весть Господь благочестивые от напасти избавляти ( 2Пет.2:9 ). Вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим.8:28 ). Из бесчисленных примеров особенного Божия промышления о людях благочестивых, припомни о праведном Ное, которого сохранил Господь от погибели, во время всемирного потопа. Припомни Авраама, отца верующих, с которым всегда была десница Божия, укреплявшая его среди всех искушений и избавлявшая его от всех бедствий; также целомудренного Иосифа, проданного своими братьями и из рабства и темницы возвысившегося на степень первого вельможи и впоследствии утешавшего братьев такими словами: не скорбите, яко продаете мя семо, вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая ( Быт.45:5, 50:19:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Что ужаснее такой жизни? Мне кажется, что лучше отдану быть зверям, чем пагубным страстям, потому что там только тело гибнет, а здесь и душа и тело. Но совсем не то бывает у добродетельного. Будучи свободен от греха (говорю это не об одной сласти похотной, но и о всякой другой страсти), он радуется и вкушает удовольствие сам в себе: царствует правдою; не страшно ему ни на море, ни на суше: ибо имеет живущим в себе Бога, к Коему и взывает в опасных случаях: не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс. 22, 4); не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя (Пс. 3, 7); не убоюся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45, 3). Видишь, что значит добрая жизнь? Она-то и есть настоящая блаженная жизнь. Ее и мы восприяли по милости Божией; о ней теперь и вся забота наша и попечение. Возревнуем же паче и паче преуспевать в ней, всему подчиняясь с благоговением, делом являя всякое послушание, всякое смиренномудрие, всякую чистоту душевную. 249. 1) Смотря на то, как засевают поля, возьмем урок засевать себя семенами духовных расположений. – 2) Ночи увеличились: попекитесь воздерживаться от многоспания, равно как и от всякого излишнего удовлетворения других потреб телесных. – 3) Царь воротился с похода; но не падайте духом: возверзем на Господа печаль свою. 27] 1) Время ныне у нас сеятвы семян вещественных, – пшеницы и других; и видим, как люди с раннего утра спешат на дело сие и до ночи трудятся неутомимо, всячески стараясь и хорошо посеять, и достаточно на свои годовые потребы телесные. Что же мы, духовной сеятвы делатели, спим и остаемся не засеянными, чем должно? И как потом стерпим глад вечный? И какое оправдание представим своему бездействию? – Пробудимся лучше от сна и начнем работать еще усерднее тех, кои сеют вещественное. Ибо сеяй скудостию, скудостию пожнет, а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2 Кор. 9, 3). – Но что нам сеять? – Молитвы, моления, прошения, благодарения, веру, надежду, любовь. Вот семена благочестия; вот чем питается душа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010