Глава IV. О разности языков, и о начале Вавилона    Но хотя об упомянутых народах и говорится, что они жили по языкам их, повествователь возвращается, однако же, к тому времени, когда у всех их был один общий язык, и излагает событие, послужившее причиною различия языков. «На всей земле, — говорит он, — был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. XI:1-9).    Этот город, названный «смешение», и есть тот самый Вавилон, сооружение которого представляется удивительным даже языческим историкам. Ибо Вавилон в переводе значит «смешение». Отсюда делается вывод, что основателем его был известный исполин Нимрод, как замечено было о том выше, когда Писание, упоминая о нем, говорило, что начало царства его Вавилон, т. е. что он стоял во главе других городов в качестве метрополии и был местом пребывания правительства; хотя и не был еще доведен до таких размеров, до каких задумывала довести его нечестивая гордость. Ибо проектировалась чрезвычайная, «высотою до небес» то ли одна башня, которой они хотели дать преимущественные перед другими размеры, то ли все башни, которые обозначаются единственным числом подобно тому, как говорится «солдат», а подразумеваются тысячи солдат; как говорится «саранча», когда речь идет о множестве саранчи, которой были поражены египтяне, не послушавшиеся Моисея (Исх. X:4, Пс. 77:45-46). Но чего предполагала достигнуть людская и суетная надменность? Какую бы громаду не поднимала она к небу против Бога, разве превысила бы она все горы? Разве вышла бы за границы этого облачного воздуха? Да и какой вред могло причинить Богу какое угодно возвышение, духовное ли оно или телесное? Безопасный и верный путь к небу пролагает смирение, возвышающее сердце к Господу, но не против Господа, каковым был вышеупомянутый исполин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если кто, сделавшись, например, блаженным и совершенным в страхе Божием, приходит, как говорит Св. Писание, «от силы в силу» ( Пс.83:8 ) и от совершенства к новому совершенству, т. е. перейдет от страха к надежде, восходя с бодростью духа, то таковой призывается к новому, блаженнейшему состоянию, которое есть любовь; он поступит в число друзей и чад Божиих, когда сделается рабом верным и мудрым ( Мф.24:45 ). В этом-то смысле нужно понимать и наши слова. Мы не говорим, что мысль о вечном наказании или обещанном святым блаженнейшем воздаянии ни к чему не служит; напротив, такие мысли полезны, поскольку приводят руководствующихся ими к началу блаженства. Но что касается любви, то она, будучи преисполнена большим дерзновением и непрестанной радостью, возводит преданных ей со степени рабского страха и наемнической надежды на степень сыновней любви к Богу и из совершенных делает их некоторым образом более совершенными. Ибо «в доме Отца Моего, – говорит Спаситель, – обителей много» ( Ин.14:2 ). И хотя все светила видятся на небе, но между светлостью солнца и луны, также денницы и прочих звезд различие большое ( 1Кор.15:41 ), так и по отношению к любви апостол, предпочитая ее не только страху и надежде, но и всем великим и чрезвычайным дарованиям, показал, что она превосходит все прочие добродетели. Именно, по исчислении всех духовных дарований, желая описать свойства этой добродетели, он говорит: «я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими... Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять... И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.12:31, 13:1–3 ). Итак, видите, что нельзя найти ничего драгоценнее, ничего совершеннее, ничего выше и ничего, так сказать, долговечнее любви. Ибо «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13:8 ); без нее не только все превосходнейшие роды дарований, но и слава самого мученичества ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

И он поднимется и построит святилище; с неба ниспадет огонь на жертву, принесенную им. Потом он поразит всех хананеев, после чего пойдет на страну Моава и умертвит там половину жителей, а остаток уведет в плен; они будут платить ему дань, но в конце концов он заключит с ними мир согласно Писанию ( Иер. 48:47 ): «и Я возвращу в последние дни пленников Моава». После этого они (сыны Израиля) будут жить в течение 40 лет в мире, будут есть и пить, а чужеземцы будут обрабатывать их поля и виноградники. «И он изгонит всех сынов Сифовых. ( Чис. 24:17 ), – это значит, что он изгонит хананеев, которые названы сефитами по слову Писания ( Быт. 4:5 ): «ибо Бог положил мне другое семя». После всего этого услышит Гог и Магог о совершившемся и поднимется против них (израильтян), как написано ( Пс. 2:2 ): «восстают цари в стране, и владыки совещаются между собой против Господа и Его Помазанника». И он вторгнется (в Иерусалим) и убьет его (Мессию бен-Иосифа) на улицах Иерусалима, как написано ( Дан. 12:1 ): «и будет время бедствия». Израиль же, увидя это, скажет: мы потеряли Мессию, и другой Мессия уже не придет. И будут рыдать о нем четыре рода по слову Писания ( Зах. 12:12–13 ): «и будет рыдать земля, – каждое племя особо: племя дома Давидова, племя дома Нафанова, племя дома Левиина и племя Симеоново». Тогда выступит Святый, – да будет Он благословлен, – и сразится с ними, как написано ( Зах. 14:3 ): «и Господь выступит и ополчится против этих народов». Горы поколеблются, холмы опустятся, Масличная гора распадется, и Святый сойдет на нее, а израильтяне обратятся в бегство и спасутся, как сказано: «и вы побежите по долине Моих гор» ( Зах. 14:12 ); «и вот какое будет мучение» ( Зах. 14:12 ). После этого Израиль уйдет в болотистую пустыню, чтобы жить там, питаясь солеными травами и корнями дрока ( Иов. 30:4 ) в продолжение 45 дней; они укроются за облаками, которые будут их окружать. Но кто восстает злыми мыслями против Святого, тот будет изгнан из-за облаков и погибнет от хананеев. Многие из израильтян перейдут тогда к хананеям и через это лишатся части с Израилем в будущем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Как на земле всякая жизнь рождается от воды, поддерживается водой и невозможна без воды, так в Будущем веке все живет, и движется, и существует Духом Святым.  Об этих таинственных водах многократно говорится в Ветхом Завете, например, в псалмах: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего» (Пс. 45, 5). 183 183 Ср. Ис. 49, 10; Иез. 47, 1–12; Иоиль 3, 18; Зах. 14, 8.  В Писании также имеются многие прообразы этой небесной воды. Это, например, вода, изведенная Моисеем в пустыне (Числ. 20, 11), это вода, истекшая из прободенного ребра Спасителя (Ин. 19, 34), это тихие воды Силоама, текущие из-под храмовой горы, и мн. др. «реку» – на земле христиане пьют только из ручейков Благодати. В Будущем же веке Дух Святой явится как полноводная река. «исходящую от престола Бога и Агнца» – Дух Святой сопрестолен Отцу и Сыну и равночестен Им.   «от престола» – под этим святой Андрей понимает Ангельские силы, на которых почивает Господь.  2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. «среди улицы его» – это можно понимать так, что река течет посреди золотой прозрачной улицы. Следовательно, средоточием жизни города является Дух Святой. «по ту и по другую сторону реки, древо жизни» – как в первом Раю было древо жизни, так и в грядущем оно, или подобное ему, будет.  Трудно сказать, как может одно дерево находиться по ту и по другую сторону реки одновременно. Может быть, единственное число употребляется здесь вместо множественного в смысле собирательном? 184 184 В книге пророка Иезекииля, в описании Нового Иерусалима, говорится о многих деревьях, а не об одном (Иез. 47, 12).  Или, может быть, это дерево – вьющаяся лоза? Ведь именовал же Себя Христос лозой истинной?  Или же, скорее всего, как и в других местах книги, речь здесь идет о некоей недомыслимой небесной реальности.  «дающее на каждый месяц плод свой» – этим означается многообразие, непрерывность, вечность Божественных даров. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но Моисей также сказал: " ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку " (Лев. 11:3). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? - Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. - Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века. Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это. Глава 11 Исследуем теперь, угодно ли было Господу предварительно открыть о воде благодатной и о кресте. Относительно воды написано к народу израильскому, как он не примет того крещения, которое доставляет отпущение грехов, а учредить для себя иные (Мк. 4:4). Так пророк говорит: " удивись небо, и да содрогнется земля от того, что два великие преступления сделал этот народ: Меня, источник живой, оставили и ископали себе колодези сокрушенные " (Иер. 2:12-13). " Ужели камень безводный гора святая Моя. Синай? ибо будете вы как птенцы птицы, отлетающие прочь по разорении гнезда " (Ис. 16:1-2 LXX). И еще говорить пророк: " Я пойду перед тобою и уравню горы, и сокрушу двери медные, и сломлю вереи железные, и дам тебе сокровища тайные, сокровенные, невидимые, дабы знали, что Я Господь Бог " (45:2-3). Также: " он будет жить в высокой пещере крепкой скалы " - и что далее говорить о Сыне - " вода Его верна; вы увидите Его царем во славе, и душа ваша поучится страху Господню (33:16-18). У другого пророка говорится: " Делающий это будет, как древо насажденное при исходищах вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет; и все, что он будет делать, благопоспешится. Не так нечестивые, не так; но они будут как плева, которую уносить ветер с лица земли. Поэтому не устоят нечестивые на суде, и грешники в совете праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет " (Пс. 1:3-6). Примечайте, как он в этих словах изобразил воду и вместе крест. Вот смысл их: " блаженны те, которые, надеясь на крест (древо), низошли в воду; ибо получат награду во время свое, " тогда " , говорить, Бог, " Я воздам им " . Сказано: " листья не отпадут " . Это значить, что всякое слово, которое выйдет из уст ваших с верою и любовью послужит для многих к обращению и надеже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/66/f...

познайте, что Я-Бог, буду превознесен в народах, превознесен на земле“. ( Пс. 45:7,11 ). Несомненно, что в 11 и 12 стихах пророк видит уже и падение Ассирии и восстановление силы и падение Вавилона; или лучше сказать он видит унижение всякой силы и гордости человеческой, ибо как увидим мы ниже, и Ассур и Вавилон суть типы, противупоставляемые церкви Божией Сиону, и эта борьба мира против царства духовного есть борьба вечная, доколе не приидет Судия мира судить вселенную. Человек забывается и кичится, и гордится, пока „страх Господень и слава величия Его“, не напомнит ему его ничтожества. И день страха Господня есть день великий и плодотворный и для человечества и для всякого человека: „О какой день!“ восклицает пророк Иоиль,.... день Господень близок: как опустошение от Всемогущего придет он“ 281 . Тогда поникнут гордые взгляды человека; и то, что в человеческом муравейнике считалось высоким, чем оно станет, когда все земное рушится? День Господень грядет не на верующих и смиренных сердцем: они привыкли ждать его, как день избавления от лжи и многих скорбей плоти; день этот грядет на все высокомерное и гордое, – которое повержено будет в прах, из которого вызвал человека Творец мира, – и перед Творцем останется одна душа, забывшаяся во временном безумии мнимого величия. В следующих 13–16 стихах перечисляются некоторые предметы, как символы и образы гордости человеческой. В стихе 24 первой главы мы в первый раз в книге пророка Исаии читали священное имя Господа Саваофа. Кроме некоторых указаний, которые мы сделаем ниже, встречая это священное имя, – мы заметим, что вообще в Библии оно впервые произносится в смиренной молитве Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар. 1:11 ) и второй раз в ответе Давида надменному, кичащемуся своею силою Голиафу ( 1Цар. 17:45 ). 13. и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, 14 . и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, 15 . и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, 16 . и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Это против них. Впрочем мы, – как мы уже раньше сказали, – под горой понимаем гордящегося дьявола и хвастливо восстающего против Творца Своего: он и у пророка называется горой развращенной. И когда он овладеет душой человеческой, и [так сказать] пустит корни в ней, то апостолами и теми, которые подобны апостолам, может быть передвинут в море, то есть в места соленые, волнистые и горькие, которые не имеют никакой божественной сладости. То же самое читается и в псалмах. Не будем бояться, когда земля будет находиться в смятении и горы будут переноситься в глубину [cor, сердце] моря ( Пс.45, 2 ). Мф.21:23 .  И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Другими только словами (diversis verbis) они сплетают такую же, как и прежде, хулу, – именно: когда они сказали: «Веелъзевулом, князем бесовским Он изгоняет бесов». Ибо когда они спрашивают: «Какою властью Ты это делаешь?» Они сомневаются во власти Божией и хотят, чтобы подразумевалось, что дьяволу принадлежит то, что Он делает; они также прибавляют: «Кто Тебе дал такую власть», яснейшим образом отрицая Сына Божия, когда думают, что Он творит чудеса не собственными, а чужими силами. Мф.21:24–27 . [начало 27-го]:   Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю. Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: «с небес», то Он скажет нам: «почему же вы не поверили ему?» А если сказать: «от человеков», – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Это то, что в простом народе называется: «В дурной сук дерева должно вбить дурной гвоздь или клин» 472 . Открытым ответом Господь мог отвергнуть хулу искусителей; но Он ставит перед ними 473 мудрый вопрос, чтобы они своим молчанием или ответом осудили сами себя. Действительно, если бы они ответили, что крещение Иоанна было с неба (что они с опытностью предусмотрели), то следующим вопросом был бы вопрос: «Почему же вы не крестились у Иоанна?» А если бы они захотели сказать, что оно измышлено человеческим обманом и не имело в себе ничего Божественного, то они должны были бояться народа; ибо все множество народа в своей совокупности приняло крещение Иоанна и таким образом признало его пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Я же советую ему, если он участвовал в нечестивом общении, воздерживаться и от Причащения святынь в течение одного или двух лет. Ибо написано: не можете (434) пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской ( 1Кор.10:21 ). То же самое относительно церквей. Какая совместность храма Божия с идолами? ( 2Кор.6:16 ). Итак, не должно входить в храмы 900 еретиков, так повелено нам святым Собором, разве только в том случае, если храм православного как-нибудь не будет находиться совершенно во власти еретика, который еще не служил в нем, тогда можно и входить, [Col. 1180] и служить православному. Вышесказанное изложено без предубеждения. Так, отец мой, думаю я, смиренный, взирая на примеры божественных отцов. А твое совершенство пусть лучшее и усмотрит, и покажет моим глазам. Да сохранит мне тебя Бог еще здравым и подвизающимся, славнейший между отцами, равно и молящимся о моем недостоинстве как по любви, так и по повелению заповеди! 295. К мирянину Григоре 901 Я прочел твое письмо, человече Божий. Вот тебе и новые исповедники разумею братию эконома 902 . Продолжай свое святое дело, свое приношение Господу. Посвяти себя служению. Хотя это дело и опасно, но Бог избавитель, ибо Он поставил тебя служителем Его мучеников, утешителем исповедников, помощником преткнувшихся. Проходя свое божественное служение, Христос идет пред тобою, не падай духом. Твои сушеные смоквы я получил на словах, а не в действительности ввиду заключения. Я отослал [их] пресвитеру, и благодарение Богу за то, что он, призванный Богом, сослужит тебе. Молись обо мне, брат и участник страданий. 296. К чаду Навкратию 903 (435) Радостно я возблагодарил благого нашего Бога, узнав из твоих писем, чадо мое и желанный брат, что ты живешь о Господе и пребываешь неизменно в истине веры Божией. И хотя я, грешный, обо всех забочусь, но о тебе, исключительно желанном и честном, тревожусь не без основания, потому что ты стоишь выше всех в братстве и, что еще важнее, ходишь среди сетей нечестивых. Но где Бог и Божия правда, там бессильно всё человеческое. Столь твердого в вере ничто никогда не сможет поколебать, даже если земля смущается и прелагаются горы в сердца морская, как воспевает святой Давид ( Пс.45:3 ). Поэтому, отложив всякое колебание, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса ( Евр.12:1–2 ). Он да даст нам силу и крепость перенести за Него страдания до крови, то есть до смерти. И блажен верующий, что сказанное Им исполнится. Время не позволяет мне пространно сказать еще что-нибудь. Прибавлю только: возможно чаще обращайся к Богу с горячей молитвой о том, чтобы я, недостойный по своим грехам, был отнесен к твоей части и

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Псалом 45 Пс.45 , равно как и Пс.46 и Пс.47 , принадлежат одному писателю из фамилии Кореевой, на что указывает как надписание еврейской Библии, LXX и Вульгаты, так и сходство псалмов со стороны их содержания, построения речи и языка. На основании сходства этих псалмов в содержании можно полагать, что и написаны они по одному и тому же поводу. Все псалмы указывают на нападение на евреев народов и царств ( Пс. 45:7, 46:4, 9–10, 47:5–6 ) и поражение последних; евреи выходили на борьбу с врагами с Кивотом Завета ( Пс. 46:6 ); Иерусалим представляется городом цветущим и сильным, со множеством башен ( Пс. 47:13–14 ); указывается на гибель кораблей Фарсийских ( Пс. 47:8 ). Все эти черты совпадают со временем царя Иосафата, когда на Иудею напали соединенные силы царей аммонитских, моавитских и сеирян (идумейских племен). Раздоры между этими народами повели к междоусобной борьбе между ними и кровопролитию такому, что когда евреи вышли навстречу со своими войсками, то на месте их лагеря застали громадное количество трупов, а оставшиеся в живых разбежались ( 2Пар. 20:1–24 ). Гибель кораблей Фарсийских произошла тоже при Иосафате, заключившем союз с нечестивым царем израильским Охозией, за что он и был осужден пророком, и корабли, назначенные для торговых сношений с Фарсисом, погибли, не выходя из гавани, от сильной бури ( 2Пар. 20:37 ). Надписание над 45 псалмом «Аламоф» понимается как указание на способ вокального исполнения псалма – петь тонким голосом, сопрано (от слова «Альма» – девица). Бог – наше прибежище, а потому никакие опасности, даже движение гор в моря не могут нас устрашить (2–4). Бог, как река, орошает Сион и ограждает его от врагов (5–6). Вот восстали народы, но Бог сокрушил и уничтожил их (7–10). Помните все народы, что Бог Иакова есть единый и истинный Бог (11–12). Пс.45:3 .  посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Движение гор в моря должно сопровождаться затоплением земли массой вод. Воды означают бедствие. Как бы велики ни были последствия, они не устрашат чтителей Иеговы. Воды здесь обозначают движение соединенных народов, затоплявших Иудею громадным количеством войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Филокалия» («Добротолюбие») – собрание аскетических текстов, сохранившихся и почитаемых монашескими братствами Горы Афон, хотя из замечаний св.Никодима в предисловии следует, что даже там их не вполне ценили. О сочинениях, собранных в «Филокалии», он говорит как о «до сих пор не изданных, а даже если и изданных, то лежащих сокрытыми, во тьме, в углу, оставленных и съеденных молью, там рассыпающихся и потерянных». 866 Так что нам следует начать со Святой Горы, потому что не только «Филокалия» происходит оттуда – само решение Джеральда Палмера, Филиппа Шеррарда и к тому моменту архимандрита Каллиста взяться за его перевод на английский появилось благодаря посещениям последнего вместе с Палмером Афона в 1960-х и 1970-х годах. Рассказывая о том, чему он научился у Джеральда Палмера во время этих поездок, епископ Каллист признаётся: «В первую очередь он невероятно прояснил для меня понимание афонской природы, физической действительности Святой Горы. Он привёл меня к еще большему осознанию, что Святая Гора – сама по себе – есть таинство Божественного присутствия. Афон – это не только гора святых монахов, святых монастырей и святых икон, он сам есть Святая Гора. Монахи, монастыри и иконы как бы внутри более широких рамок, в пределах всеобъемлющего сакрального пространства. Гуляя с Джеральдом по тропам Афона, мы оба чувствовали, что даже самые камни и земля Горы, её цветы, кустарники и деревья обладают внутренней священностью. По словам о.Никона, которого процитировал мой спутник, «здесь каждый камень дышит молитвами»… Джеральд почитал монастырские здания, иконы, человеческое присутствие монахов, непрекращающийся поток молитвы, возносимый на богослужениях. Но всё это обрело в его глазах полноту только благодаря святости самой Горы». 867 Владыка Каллист продолжает: «Вторая вещь, чувствовать и познавать которую более глубоко меня научил Джеральд, – это безмолвие Святой Горы, её созидательная тишина. Под тишиной (исихией) я имею в виду не полное отсутствие звука, потому что, разумеется, на Афоне звуки всегда наличествуют, – ветер и море, птицы и насекомые, монастырские била, колокола и молитвенное пение. Но все эти звуки существуют на всепроницающем фоне тишины, безмолвия, которое есть не пустота, но полнота; не отсутствие, но личное присутствие: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:10 )». 868

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010