Церковь св. Александра Невского (Казацкая). 1908 г. Церковь св. Александра Невского (Казацкая). 1908 г. Ок. 40 лет рус. правления в К. (1877-1918) стали периодом его 2-го расцвета. Разрушительный пожар 1878 г. способствовал быстрому созданию нового генплана К. (1881). Городские власти вскоре начали его реализацию, несмотря на многолетнее отсутствие его утверждения в российских ведомствах. Новый город, до сих пор именуемый «русским», разросся на равнине неподалеку от старого центра с ц. св. Апостолов. В основу генерального плана города был положен принцип прямоугольной сети улиц, которые застраивались 2-3-этажными домами из местного туфа. Основные улицы - Лорис-Меликовская, Александровская и Михайловская, направленные с востока на запад, выходили к набережной р. Каруц (Карс) у подножия крепости. Здесь располагались адм. здания, торговые дома и особняки. В городе были построены школы, гимназии, реальное уч-ще, кинотеатры. Большую площадь занимает застройка военного городка с казармами и ц. св. Александра Невского (Казацкой) 1908 г. в неорус. стиле. Она имела купол на широком барабане, 2 меньшие главы в зап. части и высокую звонницу. Были также сооружены арм. (завершена в 1915) и греч. (основана в 1887) церкви. Европ. облик городу придавала стилевая общность. При постройке зданий использовались рус. архитектурные стили кон. XIX - нач. XX в.- от эклектичного классицизма до модерна, в их своеобразном арм. исполнении, которое заключалось во введении традиц. элементов планировки домов, орнаментации и строительстве из местного туфа. Учитывая стратегическое расположение К., он застраивался как главный военный форпост России в Закавказье. Укреплялась цитадель, сооружались военные объекты. Из Александрополя в 1899 г. была подведена железная дорога, в 1915 г. была построена ветка между К. и Сарыкамышем. Население многократно увеличилось, вокруг центра К. было основано ок. 10 крупных пригородов. Размеры одного из них, Орта-Капу (Ортакапы), превышали площадь городской крепости. Активное развитие К. стало причиной разрушения его древних оборонительных стен.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

http://ok.ru/ekskursovod/topic/63025565562261 Появление первой церкви всегда было важным событием в истории села, поселка или города - именно тогда это поселение получало официальное признание. Так было и в Ново-Александровской слободе, получившей в 1842 г. статус уездного города и новое название - Мелитополь. Первоначально здесь был построен в 1816 г. прихожанами молитвенный дом; потом в 1830 г. построен был настоящий собор, каменный с деревянным куполом. Храм рос вместе с городом, в 1857 г. он распространен пристройкой двух приделов на средства почетного гражданина Н. Кроткого, при пособии прихожан. Главный престол - во имя святого благоверного князя Александра Невского, а остальные два - в честь Покрова Божьей Матери и во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1861 г. храм получил имя: он был освящен как православный собор Александра Невского. В 1870 г. построена каменная колокольня. Причт: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Содержание: от казны 358 р. 68 к. и от прихожан 1300 р. и 120 десятин земли. Настоятель живет в собственном доме, один из псаломщиков в церковном, а прочие члены причта - в наемных квартирах на средства собора. Приход: город Мелитополь, где между православными живут католики, лютеране, меннониты, армяно-григориане, евреи, караимы и татары, и две пригородные слободы - Кизияр и Песчаная, населенные малоросами. Прихожан 2 649 + 2 236=4 885. Духоборцев 7 + 9. Молокан 9 + 9. Главное занятие прихожан - земледелие; но они же имеют сады и виноградники. Состояние их достаточное. Домовая церковь - в здании реального училища, освященная 12 февраля 1875 г. во имя святых Кирилла и Мефодия. Причт: священник и псаломщик. Прихожане: учащиеся и служащие в училище. Их 94 + 94. Духоборцев 5 + 2. Из мелитопольского духовенства: протоиерей окончил курс в семинарии со званием студента, а оба священника - воспитанниками. О некоторых сторонах жизни собора рассказывают так называемые клировые ведомости, хранящиеся в Государственном архиве Автономной Республики Крым. На пожелтевших от времени страницах, исписанных порой не очень разборчивым почерком, собраны сведения о том, когда был построен собор, какие здания и земельные владения ему принадлежали, характеристики священнослужителей и другая информация. Эти данные собирала Таврическая духовная консистория — учреждение, управлявшее церквями и осуществлявшее суд над священно-служителями.

http://sobory.ru/article/?object=51692

«В лто 6747 Оженися князь Олександръ, сынъ Ярославль в Новгород, поя в Полотьск у Брячьслава дчерь, и внчася в Торопчи; ту кашю чини, а в Новгород другую» . Слова «ту кашю чини» означают первый свадебный пир, который был устроен в Торопце после венчания. С этим событием связано несколько популярных городских легенд. По местному весьма распространенному преданию, молодых благословили иконой Божией Матери «Корсунская». Эта икона имеет несколько наименований и весьма запутанную историю. Самое древнее наименование – «Эфесская». На Русь она попала благодаря Евфросинии Полоцкой. Согласно житию святой, выносная икона Божией Матери «Одигитрия» была доставлена из Эфеса в Константинополь и далее отправлена в Полоцк . По дороге, согласно «Сказанию о Корсунской иконе», икона более года находилась в Корсуне (Херсонес Таврический), откуда получила новое наименование. Далее, согласно «Сказанию», невеста Александра Невского, полоцкая княжна, привезла ее в Торопец в качестве приданого. «Поздние списки рукописи Сказания известны в пересказе местных краеведов» . С тех пор икона постоянно находилась в Торопце и получила еще одно наименование – «Торопецкая» . По другой версии, икона попала в Торопец в 1563 или 1579 году вместе с полоцким духовенством, бежавшим от войск Стефана Батория. Эту версию поддерживает ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина . Корсунская икона стала главной святыней Торопца. В честь нее освящен городской собор Как бы ни было, древняя икона стала главной святыней Торопца. Корсунской иконе посвящен городской собор. «После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда» . В 2009 году икону «временно передали» в церковь Александра Невского в Княжьем Озере (Истринский район Московской области). Если ехать из Москвы в Торопец по Новорижскому шоссе – храм хорошо виден с дороги.

http://pravoslavie.ru/159345.html

" Это – уникальный памятник, – подчеркивает Тимофеев. – В нем покоятся останки ста двадцати двух выдающихся деятелей отечественной истории. А кроме того, здесь размещается замечательное собрание мемориальной скульптуры – есть работы Мартоса, итальянских мастеров, английских. Уникальное собрание, которым может гордиться не только город, но и страна! " . Правда, в музее слегка недоумевают, как Церковь будет уживаться с находящимися в здании памятниками. " Они не очень вписываются в церковные каноны, поскольку многие скульптуры обнажены " , – замечают специалисты. Впрочем, судьба мемориальных скульптур, а равно и Музея городской скульптуры, на заседании Совета по сохранению культурного наследия не обсуждалась. Зато посетивший совещание наместник Александро-Невской лавры, епископ Выборгский Назарий сообщил, что дорога, проходящая по территории Александро-Невской лавры от надвратной церкви к Благовещенскому мосту, находится в ужасающем состоянии. " Если по ней не проезжать на автомобиле, а пройти пешком, то очень легко сломать ногу " , – заявил он, уточнив, что находится дорога в собственности города, и было бы очень неплохо, если бы администрация привела свое имущество в порядок. Заодно напомнил он и о предстоящем в 2013 году торжественном праздновании 300-летия Александро-Невской лавры, и отметил, что денег, выделенных КГИОП на реставрацию комплекса, явно недостаточно. Но обещаний выделить дополнительные средства не прозвучало. Как уже писала " Фонтанка " , поправки к закону о реституции, в соответствии с которыми религиозные организации могут бесплатно получать в собственность часовни, молитвенные комнаты и другие помещения, предназначенные для различных религиозных обрядов, были подписаны 12 мая 2008 года. На тот момент объектов, которые могли быть переданы верующим, насчитывалось около 115, причем тринадцать из них (например, Исаакиевский и Сампсониевский соборы, Благовещенская усыпальница. Смольный собор, храм Спаса на Крови, Петропавловский собор в Петропавловской крепости) занимают госучреждения.

http://religare.ru/2_90941.html

Чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта, 2019 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Содержание статьи «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома». Икона Божьей Матери «Феодоровская». История У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых. Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме. Читайте также : Икона. Как создается чудо Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

http://pravmir.ru/chudotvornaya-ikona-bo...

23 декабря 1943 г. Сов[ершенно] секретно Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР Докладывает, что с 8 по 16 декабря 1943 г. проходила очередная сессия Синода при патриархе Сергии. Синодом рассмотрены заявления ряда обновленческих епископов 225 священников о переходе их в подчинение патриарха и разрыве с обновленчеством. Патриархом приняты в свое подчинение 4 епископа и 10 священников с шестью церковными приходами. К 20 декабря поступили заявления о подчинении патриарху еще от четырех обновленческих епископов и трех церковных приходов. По предложению патриарха Синод постановил учредить новые епархии: Сумскую, Астраханскую и Владимирскую. Управляющими епархиями назначены: епископ Корнилий Попов – в город Сумы (быв[ший] обновленческий митрополит в Ярославле), архиепископ Филипп Ставицкий – в город Астрахань (быв[ший] заштатный архиепископ), архиепископ Лука Войно-Ясенецкий – в город Владимир (до этого был архиепископом в Красноярске). Синод утвердил смету на содержание патриархии, православного богословского института и богословских курсов в Москве, и предложил всем епархиям вносить на эти расходы по 15 тыс. рублей ежемесячно от епархии. Председатель Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Карпов Г. Г. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 498. Л. 20. Подлинник на бланке Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР. 101. «Список функционирующих и нефункционирующих церквей в [Парголовском] районе [Ленинградской] области, но не закрытых постановлением президиума Леноблисполкома согласно прилагаемой формы» 1943 г. Не подлежит оглашению. Наименование деревни, села, сельсовета, где находится церковь Название церкви Какого направления Лахта Лахтинс[кий] сельсовет Кн. Владимира Не функцион[ирует] Православного Парголово Парголовский с/с Спасо-Паргол[овская] Действующ[ая] В селе Парголово Александра] Невского село Мурино Муринский с/с Екатерининск[ая] Юрид[ически] действующая] Лахта, Лахтинский с/с Петропавловск[ая] недействующая Песочная Леваш[овский] с/с

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, сейчас в России все делается для дестабилизации обстановки в обществе, для разрушения единства нашего православного народа, для дискредитации Церкви Христовой и Отечества. И самая главная цель недругов – разрушить Церковь Христову, которая вызывает у них ненависть. Немногочисленные враги Церкви и Отечества много трудятся для причинения нам большего вреда. А мы, объединяясь в едином крестном ходе, в единстве любви, соборно молимся за наше Отечество – это великая соборная молитва. Мы показываем, что являемся православными, а не молчаливым стадом, которое будет молча потворствовать беззакониям. Нет, это наше Отечество, наша страна, мы живем на территории святой Руси, где жили наши предки, а теперь живут наши дети. Это наша страна, наша Церковь. Можем ли мы отдать их на поругание и уничтожение?! Нет, такого никогда не будет! Ныне всевозможные «доброжелатели» трепещут, ведь грядущий крестный ход вызывает у них особую ненависть. Теперь много развелось писак, которые ехидничают и пишут всевозможные пасквили на эту тему. Ну и пусть, пожалуйста. А мы, православные верующие, 12 сентября выйдем вместе и пойдем плечом к плечу прославлять Господа, прославлять Богородицу, прославлять великого князя Александра Невского. Мы, верующие православные христиане, живущие в нашем любимом Богоспасаемом Отечестве, тем самым показываем нашу духовную силу, наше единство. Всем недоброжелателям мы показываем, что не отдадим на поругание наше Отечество. В нынешнее время крестный ход – это исповедание нашей веры. В наше нелегкое время, особенно в Санкт-Петербурге многое делается для того, чтобы дискредитировать Церковь, а наших верующих отторгнуть от нее, разобщить. Тем более, мы должны все объединиться и показать всему миру наше единство, силу нашей веры, дать понять, что Санкт-Петербург - это город православный, а не какое-то окно на какой-то Запад, откуда на нас изливают всевозможные помои. Нет, город Санкт-Петербург – это город святого Петра, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святой блаженной Ксении Петербургской, святого преподобного Серафима Вырицкого и многих-многих новомучеников российских. Это православный город. О том, что Петербург – православный город, мы говорим делом. И поэтому мы просим, чтобы в нашем православном городе к нам, православным христианам, прислушивались и уважали наше мнение, прекращали потворствовать всяческим беззакониям, которые пытаются некоторые творить в нашем городе.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/08/et...

В Санкт-Петербурге отметили день памяти небесного покровителя города Санкт-Петербург, 14 сентября 2011 г. День памяти своего небесного покровителя — святого Александра Невского — отметил 12 сентября Санкт-Петербург. Празднования прошли в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и на площади около монастыря, носящей имя святого благоверного князя. Божественную литургию в Свято-Троицком соборе лавры совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении митрополита Варненского и Великопреславского Кирилла (Болгарская Православная Церковь), епископа Петергофского Маркелла, наместника Александро-Невской лавры епископа Выборгского Назария и епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла. Владыка Владимир возглавил крестный ход с мощами святого благоверного князя, которые по традиции раз в год выносятся для молебна у памятника Александру Невскому. По площади торжественным маршем прошли курсанты военных училищ, состоялось возложение цветов, пишет Патриархия.ru. В празднике приняли участие вице-губернатор Михаил Осеевский, члены Правительства и Законодательного собрания города, кавалеры ордена Александра Невского, а также делегация Болгарской Православной Церкви. Под открытым небом выступили Российский роговой оркестр, Камерный мужской хор и другие творческие коллективы. Вечером в Святодуховском центре лавры состоялся гала-концерт лауреатов Александро-Невского фестиваля авторской патриотической песни. К празднику покровителя воинства приурочено открытие смотра-конкурса творчества военнослужащих Западного военного округа и членов их семей, который продлится до 17 сентября. В нем примут участие представители 30 субъектов РФ. Указом императора Петра Первого 12 сентября 1724 года в новую столицу России были торжественно перенесены мощи святого князя Александра Ярославича. Их несли на руках из города в город, а в город на Неве привезли по воде в богато украшенной галере. Государь вышел навстречу прибывающему кораблю. Так была увековечена победа России над шведами в многолетней Северной войне, а святой Александр Невский стал небесным покровителем северной столицы. 14 сентября 2011 г. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48630.html

Здание строил местный архитектор Веселов под надзором автора проекта и архитектора Ефремова из Гельсингфорса. На постройку было израсходовано 280 тысяч финских марок, большую часть которых выделила казна. У нового воинского храма было три престола: главный – во имя блг. вел. кн. Александра Невского, правый – в честь иконы Казанской Божией Матери, левый – апп. Петра и Павла. Здание высотой 34 м было построено в русском стиле XVII века, имело пятиглавие и высокую шатровую колокольню над входом. На ней висели 10 колоколов. Внутри храм был окрашен под мрамор и расписан орнаментами. Поскольку при постройке здание оштукатурили, не дав стенам просохнуть, то влага «выходила каплями пота наружу внутри стен, образуя постоянную течь» и поэтому на стенах появились мох и плесень. В 1914 было предложено отбить старую штукатурку, просушить стены и заново их оштукатурить. Однако начавшаяся война помешала провести нужный ремонт. После освящения полкового храма, всегда наполненного военными, горожане, в том числе и финны, захотели открыть собственный приход, что 18 июня 1904 и было дозволено Синодом. Закрытую старую церковь св. Александра Невского отремонтировали и 28 октября 1907 заново освятили. Позже она была разобрана в связи с реконструкцией места. Когда Финляндия стала независимой и русские войска покинули город, полковая Александро-Невская церковь перешла в государственную собственность. Так как приход в воинском храме не нуждался, то местные власти в 1921 приняли решение перестроить здание под библиотеку. Архитектор г. Тампере Бертель Стреммер разработал соответствующий проект, который в 1925 был осуществлен. Сохранилась фотография, запечатлевшая разрушение шатровой колокольни. Церковная утварь частично была передана в одноименную приходскую церковь, частично сдана в местный музей. Многое было утрачено. Колокола ныне висят в разных лютеранских кирхах. Решение перестроить церковь не было единодушным. Раздавались голоса протеста. Многие считали перестройку вандализмом и находили, что храм мог бы быть украшением города. В 1970-х ревнителями старины был поднят вопрос о воссоздании утраченной церкви. Эта мысль получила поддержку Музейного ведомства Финляндии, но, к сожалению, не со стороны города и его жителей. Теперь о прежнем храме напоминает только портал. Входя в библиотеку, горожане не подозревают, что он ранее служил входом в Божий дом.

http://sobory.ru/article/?object=40771

Биарриц. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Александра Невского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Биарриц — небольшой приморский городок на холмистом берегу Бискайского залива, почти у самой границы с Испанией, начал приобретать популярность, как место морских купаний, только в 1860-е, в правление Императора Наполеона III, супруга которого Императрица Евгения построила здесь в 1854 богато убранный дворец. Летом сюда стала приезжать на морские купания европейская аристократия, отчего пребывание в Биаррице было дорогим и престижным удовольствием. Русские, прежде ездившие в Трувиль и Остенде, быстро заняли среди приезжих почетное место как щедрые и многочисленные гости. Они отдыхали в основном в августе-октябре, особенно начиная с 1880-х, когда окрестные «деревушки превращались в город». Как писал в 1892 журнал «Всемирная иллюстрация», Биарриц «состоит из живописно расположенных на скалистом прибрежье домов, вилл, ресторанов и проч. и имеет до 8450 жителей. Климат здесь жаркий до такой степени, что раньше августа месяца купание не представляет никакого удовольствия. Впрочем, летний зной умеряется довольно часто дующими здесь западными ветрами… Для теплых ванн здесь существует прекрасно устроенные купальни и заведения». Осенью 1879 русская колония решила создать свой храм на этом модном курорте и образовала комитет по сбору пожертвований во главе с принцем Николаем Петровичем Ольденбургским, «горячо принимавшим к сердцу мысль о постройке первой православной церкви на берегу Атлантического океана». Прошение об устройстве церкви в 1886 подписали светл. кн. Е. М. Юрьевская, граф Орлов-Давыдов, кн. Гагарин, кн. Воронцов, графиня Шувалова, министр юстиции Д. Н. Набоков. Так как сбор пожертвований шел очень медленно (за шесть лет собрали всего 5 тыс. франков), то в 1887 в бывшем дворце Императрицы Евгении, расположенном на морском берегу, была устроена временная домовая церковь Покрова и св. Александра Невского. Она размещалась в небольшом зале. Освящавший ее 27 августа 1887 иером. Иродион, настоятель храма в По, установил в зале иконостас, привезенный из Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=35169

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010