Начало всенощного бдения Одни священники начинают всенощное бдение таким образом: Диакон отверзает царские врата и отходит на горнее место, становясь лицом к западу. Священнику подают кадило, диакону — зажженную свечу. Диакон, оставаясь на месте, возглашает: «Востаните! Господи, благослови!» Священник, стоя пред престолом с кадилом в руке, возглашает, делая кадилом крест: «Слава Святый»… Певцы: «Аминь». Священник с диаконом, оставаясь на тех же местах, поют: «Приидите, поклонимся»… Певцы только оканчивают: «Приидите, поклонимся и припадем Ему»! Затем поют: «Благослови, душе моя, Господа» и прочее обычно. Когда певцы поют последний стих: «Приидите поклонимся», в это самое время священник начинает кадить вокруг престола, окаживая сперва западную сторону его, затем южную, восточную и северную. После сего кадит жертвенник, горнее место и иконы по сторонам его, потом оборачивается лицом к западу и кадит икону над царскими вратами. В это время диакон выходит со свечею на амвон и оборачивается лицом к востоку. Священник идет за ним с горняго места, останавливается между престолом и царскими вратами лицом к западу и кадит, по отношению к себе, сначала правую половину отверстых царских врат, затем левую. После сего священник выходит на амвон и кадит местные иконы и весь храм по обычаю. — Другие же священники начинают бдение совсем иначе, именно таким образом. По отверстии диаконом царских врат, священник в безмолвии кадит вокруг престола, а диакон держит в руках зажженную свечу. Престол окаживается сначала с западной стороны, затем — с южной, восточной и северной. После сего окаживается жертвенник, горнее место с иконами по сторонам и икона над царскими вратами. И этим оканчивается каждение в алтаре. Священник вторично становится пред престолом с кадилом в руках, а диакон в это время выходит из алтаря царскими вратами, становится на амвон позади священника и возглашает: «Востаните» господи, благослави!» Священник пред престолом, делая кадилом крест, возглашает: «Слава Святей». Певцы: «Аминь». Священник с диаконом поют: «Приидите, поклонимся»… до «Приидите, поклонимся и припадем Ему, которое поют уже певцы. Затем певцы поют «Благослови, душе моя, Господа» и т. д. по обычаю. Когда певцы оканчивают: «Приидите, поклонимся»… священник, не покадив вовсе на царские врата, выходит из алтаря на амвон и кадит вместе с диаконом местные иконы и весь храм. Какое из представленных двух начал всенощного бдения более правильно?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По восшествии архиерея на горнее, то есть возвышенное за престолом седалище начинается чтение апостольских Посланий и Евангелия. На горнее место восходит только архиерей. Священник же не восходит на самое горнее место, а становится в стороне от него. После этого приготовляется народ к слушанию апостольского чтения. Диакон говорит: Вонмем! Премудрость. Этим он напоминает о том, чтобы все стояли с благоговейным вниманием, углубляясь мыслью в смысл читаемого или совершаемых действий; стояли бы при этом «прости»: не сидели бы и не стояли, приклонившись на что-либо, но слушали бы стоя, прямо. Архиерей или священник возглашает: Мир всем. Так приветствовал Господь по воскресении Своем ( Лк.24:37 ; Ин.20:19:26 ), так делали апостолы и их преемники. Мир есть источник всех благ, он – виновник радости; сей мир предуготовляет путь любви. Преподанием мира в первенствующей Церкви начиналось всякое новонаступающее важное действие. Итак, возглас Мир всем есть призвание Божия благословения с желанием всякого блага и приглашение к вниманию и единомыслию. Предстоящие через чтеца ответствуют также желанием мира: И духови твоему. После этого возглашается прокимен – стих из книг Ветхого Завета, как предисловие к апостольскому или евангельскому чтению; в нем кратко, иногда и прикровенно, указывается на значение совершаемого праздника или на смысл того, что будет читаемо из апостольских Посланий или Евангелия. Затем следует чтение апостольских Посланий или Деяний и потом чтение Евангелия. Чтения Ветхого Завета или Посланий апостольских в древние времена христиане слушали сидя. Ныне это право предоставлено только архиереям и пресвитерам или государям, в уважение их достоинств. Но чтение Евангелия всегда слушалось стоя, со страхом и трепетом, с наклонением главы долу в знак покорности Богу, вещающему евангельским гласом. Помните это, возлюбленные, что во время Евангелия нужно преклонять главы, а не прямо стоять. Во время чтения Евангелия перед аналоем, на котором возлагается святая книга Евангелия, ставится свеча; этим выражается особенное благоговение к слову Божию: свеча означает также тот свет богопознания, который просвещает слушающих познанием спасительных тайн. Пред чтением Евангелия и после чтения его певцы возглашают от лица всех предстоящих: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Это – усиленное благодарение Господу за благую весть, возвещенную от имени Его в читанном святом Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Лик поет: Ис полла эти, Дэспота. Иереи целуют Престол. Архиерей кадит Царские врата, иконостас, клиросы, народ, местные иконы, входит в алтарь, кадит Престол, иереев и протодиакона. Свещеносец и посошник возвращаются на свои места. Лик поет: Ис полла эти, Дэспота: (протяжно), затем тропари по Уставу. Второй иподиакон принимает от архиерея дикирий, протодиакон – кадило (трикирий передается первому иподиакону). Все трое становятся за Престолом и одновременно кланяются при каждении протодиаконом архиерея трижды по трижды; затем обращаются лицом к востоку, протодиакон передает кадило пономарю, все четверо делают поклон, кланяются архиерею и идут на свои места. Книгодержец подходит с Чиновником к архиерею и тот читает молитву: Боже Святый, Иже во святых почиваяй: Протодиакон целует Престол и говорит: Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго, и, поцеловав руку архиерея, выходит на солею, став напротив образа Спасителя, произносит: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Архиерей: Яко свят еси Боже наш: Протодиакон: И во веки веков, наводя орарем на народ – от левой руки к правой. Лик: Аминь. Затем Святый Боже: Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подает его архиерею. В алтаре все поют: Святый Боже: Архиерей творит дикирием крест над Евангелием. Второй иерей, взяв обеими руками напрестольный Крест за верхний и нижний концы и обратив его передней стороной, на которой находятся священные изображения, к Престолу, подает его архиерею, целуя руку архиерея. Свещеносец и посошник становятся пред амвоном, против Царских врат. Лик речитативом: Святый Боже: Архиерей выходит на амвон и произносит: Призри с небесе, Боже, и виждъ, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя. По произнесении этой молитвы, когда архиерей благословляет, лик поет: на запад – Святый Боже, на юг – Святый Крепкий, на север – Святый Безсмертный, помилуй нас. Архиерей входит в алтарь. Лик: Святый Боже: Свещеносец и посошник становятся на свои места. Архиерей, отдав Крест (Крест принимает второй иерей и полагает его на Престоле) и поцеловав Престол, идет на горнее место. По прохождении архиерея к горнему месту все сослужащие прикладываются к Престолу и, отходя затем к горнему месту, становятся по чину. Архиерей, обходя Престол с правой стороны и благословив дикирием горнее место, отдает дикирий иподиакону. Протодиакон стоя у горнего места слева от Престола, читает тропарь:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стихиры на «Господи, воззвах…» поются: В седмичные дни: святого на 8, «слава», святого, «и ныне», богородичен воскресный по гласу «славы». (В субботу – богородичен воскресный настоящего гласа). Воскресное бдение святому без знака: Стихиры на 10: воскресных (3), восточных (4), все из Октоиха, святому из Минеи (3), «слава», стихира из Минеи гласа «славы», «и ныне», воскресный богородичен настоящего гласа (напечатан в Октоихе после стихир на «Господи, воззвах…» и в приложении Минеи). Воскресное бдение святому, имеющему бдение или полиелей: На «Господи, воззвах…» на 10, а именно: воскресны гласа (3), восточна (анатолиева) (1), святого из Минеи (6), (при двух святых, каждому по (3). Воскресное бдение святому, поемому «на 6»: стихиры на «Господи, воззвах…» на 10: воскресны гласа (3), восточны (3), святого (4). «Слава», святого, «и ныне», воскресный богородичен гласа. На «и ныне» – открываются Ц.В. и совершается вход. Вход Диакон на входе отверзает Ц.В., берет кадило от служителя, подносит его с правой стороны иерею для благословения, говоря: «Благослови, владыко, кадило»; приняв благословение, целует край св. престола и идет перед иереем через горнее место в северные двери к Ц.В. Впереди идут свещеносцы. Диакон: во время пения Богородична перед Ц.В. стоя справа от священника чуть впереди слегка обратясь к нему, наклонив голову, и держа орарь тремя пальцами правой руки, тихо говорит: «Господу помолимся». Священник: тайно молитву входа: «Вечер и заутра…» Диакон: По молитве, поклонившись, говорит священнику, показывая орарём к востоку, держа его тремя пальцами правой руки: «Благослови, владыко, святый вход». Священник: Благословляет к востоку, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда, ныне и присно и во веки веков». Диакон: «Аминь» и кадит иерея и, став в царских вратах, ожидает окончания пения богородична (догматика). Диакон: после пения богородична, начертав крест кадилом, возглашает: «Премудрость, прости». Хор: «Свете тихий…» Диакон: Войдя в алтарь, кадит престол и горнее место.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следует проникнуть в богословский смысл событий, которые разворачиваются в пятницу. Иисус Христос принял мученическую смерть, чтобы сойти в ад и освободить души праведников, потому что до Его прихода в мир все души попадали в обитель диавола, ибо не было еще на земле благодати – христианского учения и не явлен был путь спасения через крещение. Теперь Иисус Христос, искупив Своей смертью грехи человеческие, освобождает души праведников и помещает их в раю на третьем небе, где они ожидают своей участи до Страшного суда. Это происходит в пятницу вечером. В Великий пяток, когда на кресте был распят Спаситель, по церковному уставу нет литургии в храме и весь день верующие соблюдают строжайший пост – воздерживаются от пищи. Что происходит в пятницу вечером в Москве? Начинается бал у сатаны! То есть когда Христа нет на земле, сатана правит бал, который обретает смысл черной мессы – антилитургии. При этом «нехорошая квартира» 50 трансформируется в новое пространство, а одна небольшая ее комната, когда в нее вошла Маргарита, чтобы встретиться с Воландом, отчетливо напоминает алтарь в храме. Если мы заглянем через открытые царские врата в алтарь, то увидим посередине него престол с семисвечником, за престолом находится горнее место, где располагается кафедра архиерея, который в некоторые моменты церковной службы символически изображает Самого Господа. В скрытой от глаз северо-восточной части алтаря расположен жертвенник с чашей (потиром), где приуготовляются дары к причастию. Сатанинская месса содержит в себе идею осквернения христианских святынь, ибо диавол (с латинского) значит «противник» Бога. Что же увидела Маргарита? Прежде всего «широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою» – то есть горнее место, на котором возлежал Воланд. «Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол (то есть престол. – А.У.), на котором помещался канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи золотых лапах горели (как и положено во время службы. – А.У.) толстые восковые свечи». «Был еще один стол с какой-то золотой чашей (потир. – А.У.) и другим канделябром… В комнате пахло серой и смолой» – результат каждения «чертовым ладаном». Воланд «был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Его одежда – пародия на архиерейское облачение с застегиваемым на левом плече омофором .

http://pravoslavie.ru/30256.html

423 О Евхаристии в субботу упоминает Ипполит Римский . См. Апостольское предание 22: «В субботу и воскресенье (sabbato et prima sabbati) епископ, если может, своей рукой пусть раздает всему народу причастие» (Botte B. La tradition apostolique. P. 60). 424 Подробнее об этом см. в: Bebis G. S. Introduction to the Liturgical Theology of St. Basil the Great. P. 280–282. 475 Возможно, здесь имеются в виду Апостольские правила или правила II Вселенского собора, однако ни в том, ни в другом документе подобных предписаний нет. 478 Предписание читать перед причастием три канона передается не только устно: оно печатается во многих современных молитвословах, что придает этому предписанию едва ли не канонический статус. 481 Во время этой молитвы, трижды ударяя себя в грудь, священник произносит: «Mea culpa, mea culpa, mea maxima culpa» (лат. «моя вина, моя вина, моя величайшая вина»). 486 Название восходит к имени Доната, избранного в 312 году на Карфагенскую кафедру, которую занимал Цецилиан. Сторонники Доната утверждали, что посвящение Цецилиана было недействительным, поскольку рукоположивший его епископ проявил слабость во время гонения императора Диоклетиана. 492 Августин. Псалом против партии Доната 8–20 (Œuvres de saint Augustin. 28. IV-me série: traités antidonatistes. Vol. I. Traduction de G.Finaert. Introduction et notes par Yves M.-J. Congar. Paris, 1963. P. 150–152). 498 Исключение могут составлять особые случаи, например, если священнослужитель является отшельником или находится в длительной поездке в страну, где нет православных верующих. В случае если священник служит на небольшом приходе и ни один из прихожан не явился к началу службы, объявленной в расписании, он начинает службу, однако, как правило, хотя бы еще одно лицо (псаломщик) участвует в богослужении. 499 Следует отметить, что современное употребление терминов «престол», «жертвенник» и «горнее место» отличается от принятого в богослужебных книгах. В этих книгах жертвенником называется то, что ныне принято называть престолом. То, что сейчас называется жертвенником, именуется «предложением». Слово «престол» (греч. θρνος) зарезервировано для «горнего места», где находится трон епископа. Именно поэтому на Литургии, во время пения Трисвятого, когда архиерей или священник переходит со своего обычного места перед престолом на горнее место, диакон произносит: «Благослови, владыко, горний престол».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В это время поется “Святый Боже…”. Как запели это песнопение, старший иподиакон зажигает трикирий и становится возле орлеца, который лежит под седалищем на горнем месте. Когда Владыка зайдет в алтарь, после того как возгласит “Призри с небесе Боже и виждь…”, он идет на горнее место (перед Владыкой идет протодиакон. Возле седалища он забирает у старшего иподиакона трикирий). Там он осеняет горнее место дикирием. После осенения его второй иподиакон забирает у Владыки дикирий и становится недалеко от престола, с левой руки от Архиерея, лицом на север, а протодиакон подает Архиерею трикирий. Владыка осеняет запад на три стороны. После третьего осенения старший иподиакон забирает трикирий и становится напротив второго иподиакона, лицом к нему. Старшая пара вместе поворачивается на запад, крестится, кланяется, кланяется Архиерею и тушит свечи. Потушив свечи, старшие иподиакона идут к Владыке со своих сторон и расстегивают пуговицы на омофоре. После возгласа: “Мир всем” снимают с Владыки омофор и отдают свободному диакону (если его нет то свободному иподиакону или пономарю), который становится с южной стороны престола лицом к нему. Сняв омофор, старший иподиакон дает ложечку с ладаном Владыке, целуя руку. Архиерей, положив ладан в кадило, отдает ложечку старшему иподиакону. После этого читается Апостол. Свободный иподиакон или пономарь в это время ставит на кафедру аналой. Ближе к концу чтения Апостола старшая пара зажигает свечи, берет их, вторая пара берет рипиды и становятся возле Владыки лицом друг к другу, поворачиваются на запад, крестятся, кланяются (рипидчики только кланяются), кланяются Архиерею и выходят на Амвон своими сторонами (старший северной дверью, а второй южной). На краю Амвона становятся лицом друг к другу. Стоят там, пока не пройдет через них несущий омофор, посошник, протодиакон несущий Евангелие. Как только протодиакон прошел, они идут по своим сторонам на кафедру, где становятся попарно, повернувшись на восток (рипидчики ближе к Евангелию). После возгласа “Мир всем” пары кланяются Владыке и поворачиваются лицом друг к другу. Протодиакон читает Евангелие. На последнем стихе Евангелия старшая пара идет на край амвона и возле орлеца поворачивается лицом друг к другу. Закончив читать Евангелие, протодиакон идет в алтарь, а вместе с ним и рипидчики. Рипидчики дойдя до горнего места, становятся лицом на восток и ждут первую пару.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Во время пения третьего антифона 1й священник и протодиакон становятся перед престолом, два раза крестятся, прикладываются к престолу, крестятся и кланяются Архиерею. 1й священник берет с престола Евангелие и подает его протодиакону, который идет с Евангелием на Горнее место. Все священники, протодиакон, 1й и 2й диаконы и иподиаконы крестятся, священники прикладываются к престолу, все кланяются Архиерею (священники – из Царских врат). 1й и 2й диаконы испрашивают благословение на кадило, и все духовенство шествует на малый вход. Порядок таков: свещеносец, посошник, 1й и 2й диакон с кадилами, иподиаконы с дикирием и рипидой, протодиакон с Евангелием, иподиаконы с рипидой и трикирием, священники в порядке старшинства, старшие впереди. Протодиакон, спускаясь с амвона, тихо говорит: “Господу помолимся”, и Архиерей читает молитву входа. Когда священники начинают спускаться с амвона, то каждый идет на свою сторону (направо или налево) к кафедре. 1й и 2й диаконы вместе с иподиаконами обходят кафедру, расходятся по сторонам и становятся на уровне последней пары иереев (или приблизительно 4й пары, если иереев много) лицом друг к другу. По знаку протодиакона все духовенство крестится на алтарь и кланяется Архиерею. Протодиакон испрашивает благословение у Архиерея на вход и подносит ему Евангелие для целования. Архиерей прикладывается к Евангелию, протодиакон целует руку Архиерея, потом, повернувшись на восток, возглашает: “Премудрость, прости” и поворачивается на запад. После возгласа протодиакона все духовенство поет: “Приидите, поклонимся…”. 1й и 2й диаконы идут к кафедре и кадят Евангелие. Когда Архиерей начнет поклоняться Евангелию и благословлять свечами на восток, – диаконы кадят Архиерея. Когда Архиерей начнет осенять народ, то диаконы опять кадят Евангелие. В момент, когда Архиерей начнет сходить с кафедры, 1й и 2й священники поддерживают его под руки. Протодиакон, 1й и 2й диаконы впереди всего духовенства идут в алтарь. Архиерей идет к амвону, за ним в два ряда идут священники, старшие впереди. Когда Архиерей поднимается на амвон, 1й и 2й священники поддерживают его под руки и отходят назад. Архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Священники, стоя в два ряда перед солеей лицом к Архиерею, кланяются ему. Протодиакон принимает у Архиерея трикирий и идет на Горнее место. Архиерей прикладывается к иконам у Царских врат и входит в алтарь. За ним в алтарь в два ряда входят священники, прикладываясь каждый к той иконе у Царских врат, которая с его стороны. Диакон подает Архиерею кадило.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Сюзи нажала кнопку «увеличить». Еще раз. И еще. Текст стал читаемым и цветным. Заглавные буквы были красными – на черно-белой газетной фотографии это не было видно. Акростих? Сюзи вспомнила античный литературный прием: писать таким образом, чтобы из начальных букв каждого предложения можно было сложить текст. Этим баловались Ахматова, кодировавшая акростихом имена адресатов своих стихотворений, Мандельштам, Есенин… Придуманный еще в дохристианское время прием акростиха был популярен среди античных поэтов, а впоследствии – среди византийских гимнотворцев. Многие каноны и стихиры, написанные Иоанном Дамаскиным, Романом Сладкопевцем, Андреем Критским и другими церковными витиями, были написаны с использованием этого приема. Сюзи вспомнила даже славянское название этого приема: краегранесие . Из начальных букв тропарей канона, который поется на утрени, можно сложить фразу вроде: Матерью Жизни обретаем спасение или Жизнь из гроба нам возсия . Сюзи попыталась сложить эти первые буквы в слово. Кажется, слово складывалось, но, не зная греческого языка, Сюзи не могла быть в этом уверена. Сердце сильно билось. А что, если Саныч не спит?.. Она вышла из палатки, прошла к палатке Саныча, но свет там не горел. «Придется ждать утра», – вздохнула Сюзи и поплелась обратно. Заснула она на удивление быстро. Как будто последний элемент большой мозаики встал на свое место… «Надо ли говорить, что уже утром я сидела у Саныча», – рассказывала мне Сюзи. В темноте, а храм уже погрузился в сумерки, блестели ее глаза. Надкушенное яблоко, которое я вынес ей уже, наверное, с час назад, сиротливо лежало на скамейке. Я не хотел ее торопить… Саныч прихлебывал из большой кружки свой любимый турецкий чай и рассматривал фотографию, распечатанную с моего телефона. – Так, – сказал он, – читаю, что получилось, если взять первые буквы: И ано филакия эстин . Да, это, несомненно, имеет смысл… Ано значит нечто возвышенное, горнее; Филакия – хранилище; Эстин – есть. Всю фразу на русский можно перевести так: возвышенное есть хранилище. Или: возвышенное, горнее стало хранилищем . Похоже, это в самом деле какая-то подсказка. Что-то стало хранилищем; думаю, хранилищем этого как раз мешочка с золотыми монетами. Но что это такое – горнее, возвышенное ? Гора, холм? Здесь, в Демре, есть холм. Прежде там находилось святилище Аполлона, потом, в 4-м веке, после торжества христианства, языческий храм был разрушен и на его месте построили городской рынок. Он раскопан еще в 1950-х годах англичанами, но что-то я не припомню, чтобы там находили…

http://azbyka.ru/parkhomenko/udivitelnay...

Диакон облачается (см. стр. 13): подносит к священнику стихарь с орарем и принимает от него благословение; открывает св. престол, отверзает завесу царских врат и ожидает времени произнесения великой ектении. Перед ектенией выходит из алтаря северною дверью к царским вратам и, по окончании псалма и светильничных молитв, делает поклон иерею, становится на амвон и говорит ектению, делая поясной поклон после каждого прошения и держа возвышенно орарь тремя пальцами правой руки во время произнесения каждого прошения. Прошения произносит громко, внятно и неспешно, так, чтобы все молящиеся в храме могли без усилия услышать и понять их; начиная произнесение только по окончании пения. По окончании ектении (см. стр. 22), входит в алтарь южною дверью, делает поклон св. престолу и иерею и становится в правой стороне от священника, несколько позади его. Для произнесения малой ектении диакон выходит из алтаря пред царские врата северною дверью, а входит в алтарь южною. Так и всегда он должен делать, когда выходит из алтаря и входит в него (см. стр. 26). Во время пения стихир на «Господи воззвах» диакон кадит алтарь, весь храм и народ. На входе (см. стр. 30) диакон отверзает царские врата, берет кадило от пономаря, подносит его с правой стороны иерею для благословения. Приняв благословение, целует край св. престола и идет перед иереем, через горнее место, в северные двери. Когда придут пред царские врата, диакон кадит в царские врата, местные иконы Спасителя, Богородицы и храмовую и, обращаясь к иерею, испрашивает благословение входа, указуя правою рукою с орарем в царские врата и говоря: «Благослови, владыко, святый вход». Приняв благословение, возглашает в царских вратах: «Премудрость. Прости». Если же стихира, когда иерей с диаконом приидут пред царские врата, еще будет петься, то диакон, до окончания стихиры, становится к местной иконе Спасителя, а не стоит в это время в царских вратах. Войдя в алтарь, диакон кадит св. престол вокруг крестообразно и настоятеля; отдав кадило, целует престол, кланяется иконе на горнем месте и иерею, становится за престолом, обратясь к западу, и говорит прокимен с его стихами. По окончании прокимна, диакон опять делает поклон на горнее место и иерею, затворяет царские врата и делает возглас при чтении паремии: «Премудрость. Вонмем». По окончании паремии (см. стр. 34), поклонившись престолу и иерею, выходит из алтаря северною дверью и перед царскими вратами говорит ектению. По окончании ектении стоит на своем месте, перед отпустом возгласив: «Премудрость» и, вошедши в алтарь южною дверью, после поклона престолу и иерею, отверзает царские врата для отпуста, после которого опять затворяет их и завесу. Наконец, поклонившись престолу и поцеловав его, покрывает его пеленою, кланяется иерею и разоблачается. При совершении полунощницы и утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010