Далее Преподобный говорит: " как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый еще скорее камня падет. И это сущая правда, братие мои! Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки не такого держатся устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться, и стал относиться к ним с презрением. Дьявол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить заботу, чтобы погубить его, и достиг своего, Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Тут дьявол предложил старцу броситься в колодезь, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался и вытащен был из колодца едва живым. На третий день он скончался (Прол. апреля 4). Еще Евагрий в своем слове учит: " плод гнилой, говорит он, не приносит пользы земледельцу, и добродетель гордого неугодна Богу " . И этих слов истину убедительно подтверждает собою фарисей. Будучи гордым, он молился так: " Боже, говорил он, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи... Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всею, что приобретаю " . Была ли угодна Богу такая молитва? Нет, ибо Господь сказал про фарисея: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лук. 18, 10-14). " Душа гордого, продолжает Евагрий, удалена бывает от Бога и доставляет радость бесам. " Правда, братие, и это. Мерзок, говорит слово церковное о величавых и возносящихся, мерзок пред Богом и людьми всякий возносящийся. Начало человеческого греха есть гордыня, и держащийся ее мерзок всем и в конце совершенно отпадает от Бога (Прол. июля 10). А остальное само собою понятно. Раз человек гордый мерзок пред Богом, то он в то же время угоден дьяволу и радостен для него. Наконец, Преподобный в своем слове говорит: " гордость с неба низринула денницу, и он, как молния, пал на землю. Так и было на самом деле. Как упал ты, говорит пророк Исаиа, с неба, денница, сыт зари!..... А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов... Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему, но ты низвергнут в ад, в глубины преисподней (Ис. 14, 12-15). Так говорит Исаия. А Господь прибавляете к сему: видех сатану, яко молнию с небес спадша (Лук. 10,18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Дьявол позавидовал блаженству первых людей, вошел в змия и соблазнил их нарушить заповедь Божию. Когда Ева ходила в раю и остановилась перед запрещенным деревом, дьявол, вошедший в змия, сказал ей: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Ева отвечала: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их, и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Дьявол на это сказал ей: «нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Льстивые обещания дьявола произвели в душе Евы то, что плоды дерева показались хорошими для пищи, приятными для глаз и вожделенными, потому что могли дать ей божеское знание. Таким образом, в ней возбудилась гордость, – желание быть равною Богу, а эта гордость привела к тому, что она, забыв благодеяния Божии, вкусила от запрещенного плода, потом подала мужу и он также ел. Итак, первые люди нарушили заповедь Божью. Тяжко согрешили они перед Богом. В грехе их была и гордость, – желанье быть равными Богу, неверье, потому что они не поверили словам Божьим смертию умрете, отступничество от Бога, ослушанье воле Его, переход на сторону дьявола и, наконец, величайшая неблагодарность к Богу за все Его милости и щедроты. Поэтому и люди потеряли свое блаженство и были наказаны Богом. Вы видели, братие, что грех первых людей состоял в непослушании; к непослушанью же привела их гордость. Известно также, что и первый ангел отпал от Бога вследствие гордости. Таким образом, можно сказать, что началом греха, который вошел в мир, и, следовательно, причиною наказанья за него была гордость. Начало греха гордыня, говорит премудрый сын Сирахов ( Сир.10:15 ). Будем же, братие, всегда помнить это; будем с особенною заботливостью избегать этого греха. Гордость привела первых людей ко греху и отдалила от Бога. То же будет и с нами. Какую бы жизнь ни вели мы, будем далеки от Бога, если не будем избегать гордости. «Когда не будет смирения», говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Ласточка, не учась, знает, как вить гнездо. Ежик тоже не ходит в школу, но строит себе жилище с двумя выходами. Все животные, не учась, владеют уменьем обеспечить жизнь себе и потомству. Но самое главное, все ремесленники научились мастерству у природы и у животных, а не животные у человека. Какая скверная вещь гордыня Перестаньте так безрассудно [упиваться] своей гордыней, ибо это начало и корень любого греха. Как говорит Сирах, «начало греха – гордость» ( Сир.10:15 ). Ведь она ненавистна не только Богу, но и людям. По его же словам, «гордость ненавистна и Господу и людям» ( Сир.10:7 ). Причем во всем: в делах, во внешнем виде, в манерах и даже в словах. Поэтому прекратите гордиться тем, что вы самый преуспевающий и образованный мастер. Как советует Сирах, «не согрешай гордым словом» ( Сир.32:14 ). Скажу вот еще что. В уме и помыслах старайтесь не грешить. «Мерзость пред Господом», – говорит Соломон, – «всякий надменный сердцем» ( Притч.16:5 ). Дабы Бог не наказал вас за самопревозношение и не ослепил вас, чтобы вы не могли видеть свою работу: «Очи надменные унижаешь» ( Пс.17:28 ), чтобы Он не покалечил и не сокрушил ваши руки так, что вы не сможете работать: «Мышцу же гордых сокрушит ли еси?» ( Иов.38:15 ) 111 . А славу и имя, которое вы получили благодаря своему успеху. Он сотрет и уничтожит: «Сокруши нечестивых на местах их» ( Иов.40:7 ). Так вы будете уничижены перед людьми: «И уничижением от гордых» ( Пс.122:4 ) 112 . Что к этому добавить еще? Не гордитесь, чтобы ни жена, ни чада ваши, ни весь ваш дом не опустел и не был уничтожен, как написано: «Так опустеет и дом высокомерного» ( Сир.21:5 ). Всю славу нужно воздавать Богу Всю славу должно воздавать Богу. Он даровал вам жизнь, знания, орудия труда, чтобы вы научились мастерству и преуспевали в трудах. Но все эти дары Бог отдал людям. Только славу оставил главным образом и прежде всего Себе: «Не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ). И это совершенно справедливо. Ведь Бог – первопричина всех благ и для ангелов, и для людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мк.7:20 . Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Исходящее из (от) человека, т. е. худые слова и речи, а также худые действия „Пища,–пишет св. Златоуст, объясняя сии слова Христовы,–если бы даже и оставалась в теле, и тогда не осквернила бы человека. А нечистота сердца внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и тогда, когда исходит оттоле, и тогда оскверняет еще более“. Мк.7:21 . Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, Мк.7:22 . кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Мк.7:23 . Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. Помышления злая – грех против 10-й заповеди, они, если и не исходят от сердца, а приносятся, как это бывает нередко, злым нашим врагом, диаволам, все-таки, когда мы питаем их в себе, занимаемся и услаждаемся ими, оскверняют нас ( Притч.15:26 ). Прелюбодеяния и любодеяния, – грех против 7-й заповеди, татьбы (кражи), лихоимства, обиды, лукавствия (коварства), лесть против 8-й; студодеяния (непотребство) – против 7-й; око лукаво (завистливое око), т. е. зависть или распутство, потому что и завистливый бросает на завидуемого обыкновенно лукавый и язвительный взгляд, и развратный, засматриваясь очами своими, стремится к делу лукавому (Феоф.) против 7-й и 10-й заповеди; хула (богохульство, – оскорбление Бога), – грех против 3-й заповеди; гордыня (гордость), самовозношение – против 2-й; безумство – обида против ближнего (Феоф.) – против 6-й заповеди. – Все сие зло (вся сия злая) извнутрь исходит и оскверняет человека. В Евангелии Матфея прибавлено: А есть неумытыми руками, – не оскверняет человека. „И так, замечает при этом св. Златоуст, познаем, что оскверняет человека, и будем избегать того. Мы видим, что многие в церковь приходят в чистых одеждах и с умытыми руками; а о том, чтобы предстать Богу с чистою душою, нимало не заботятся“. А еже неумовенныма руками ясти, не сквернит человека. „И кому не случалось видеть, замечает митрополит московский Сергий, как земледельцы летом в поле едят свой хлеб, держа его в руках, замаранных землею? И мало ли таких работ и ремесл, что люди трудящиеся и совсем не могут омыть своих рук? Разве это вменяется им в грех ? Нисколько“. Зач. 30. Господь в пределах Тирских и Сидонских и исцеление дочери жены Сирофиникиянки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но кто умеет распознать, что это не гордость совершает добрые дела? Кто может это увидеть? По чему это можно понять? Мы видим дела: питает милосердие, питает и гордыня; принимает странника милосердие, принимает и гордыня; заступается за бедного милосердие, заступается и гордыня. Что это значит? – Значит, по делам отличить не можем. Осмелюсь высказать нечто; впрочем не я говорю, а Павел: умирает любовь, то есть человек, имеющий любовь, исповедует имя Христово, принимает мученичество – но и гордость исповедует имя Христово и даже принимает мученичество. Один имеет любовь, другой не имеет любви. Но тот, у кого нет любви, услышит от Апостола: И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13:3 ). Итак, божественное Писание призывает нас вернуться внутрь от показа внешней видимости, и от этой поверхности, которая выставляется перед людьми, оно зовет нас вернуться внутрь. Вернись к своей совести и спроси ее. Не смотри на то, что цветет на поверхности, но какой корень в земле. Укоренилась в тебе страсть (cupiditas)? – Тогда может быть видимость добрых дел, однако дела не могут быть добрыми. Укоренилась любовь? – Будь спокоен, от нее не произрастет ничего плохого. Горделивый может ласкать, любовь может быть суровой. Один будет одевать, другой наносить удары. Но тот одевает, чтобы понравиться людям, а тот бьет, чтобы наказанием исправить. Больше пользы приносит удар любви, чем милостыня гордыни. Поэтому вернитесь внутрь, братья, и во всем, что вы делаете, обратитесь к свидетельству Бога. Посмотрите, коль скоро и Он видит, с каким внутренним расположением вы действуете. Если сердце ваше не обличает вас, что вы действуете напоказ, это хорошо, будьте спокойны. Но когда вы делаете добро, не бойтесь, что другие вас увидят. Бойся делать ради того, чтобы тебя хвалили, а другой пусть видит и восхваляет Бога. Ведь если ты скроешься от глаз человеческих, ты скроешься от подражания других людей и отнимешь похвалу у Бога. Двоим ты подаешь милостыню, двое алчут: один хлеба, другой правды. Между этих двух голодных (так как сказано: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Мф 5:6 )) ты поставлен доброделателем. Если тобой движет любовь, она жалеет обоих и желает помочь обоим. Один из них нуждается в пище, другой ищет пример для подражания. Одного ты питаешь, другому покажи себя примером – и ты дал милостыню обоим: первого ты побудишь благодарить за прекращенный голод, второго – подражать предложенному примеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Нужно не пожалеть для него времени и помочь ему покаяться до конца. Разумеется, такой человек не должен пройти в череде других; с ним нужно встретиться и поговорить отдельно. Будем помнить: неполное, наскоро принесенное покаяние, за коим тотчас следует легкое разрешение от всех грехов, для него более чем опасно. Один изгнанный было бес может завтра же вернуться, взяв с собою семь других духов, злейших себя. Покаяние может быть и бурным, и слезным, и вместе с тем поддельным, истеричным, как бы разыгранным. Не следует безоговорочно верить одним словам и эмоциям, когда речь идет о тяжелых смертных грехах, их, насколько это возможно, нужно постараться искупить, хоть в малой мере загладив зло, причиненное другим. Если речь идет о явном нарушении гражданского закона (убийстве, развращении малолетних, доведении до самоубийства и т. п.), то священник, во всяком случае, обязан принять такую исповедь и сохранить тайну ее, но он не может отпустить подобного греха до того, как виновный заявит о своем преступлении перед законом. Если речь идет о наршении закона нравственного (абортах, разврате, травле другого лица и т. п.), то он не может отпускать покаявшегося без соответствующей епитимьи и без твердого обещания со стороны грешника впредь не грешить подобным же образом и хоть как-то помочь обиженным им (скажем, взять на себя заботу об оставленных и забытых детях и т. п.). Пастырь, кто бы ни пришел к нему на исповедь, всегда должен помнить о последнем возгласе покаявшегося разбойника, как и о примере, и о словах Христа: И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев mo, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф. 9:10–13 ). Гордость – начало всякого греха Гордость и ее проявление – гордыня – основа греховности; это «первогрех», положивший начало отпадению твари от Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тормозом биологической склонности к эгоизму являются, по замыслу Божию, библейская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ) и иные христианские предписания. Призывая нас подчинять личные интересы требованиям нравственности и нормам общества, они способствуют духовному росту человека и выживанию человечества в целом. В этом плане христианские принципы помогают сдерживать и даже преодолевать природный эгоизм людей. Опираясь на результаты полученных данных, Р. Докинз обращается к читателям с весьма характерным призывом: «Давайте стараться учиться великодушию и альтруизму, потому что мы от природы эгоистичны. Давайте поймем, на что нас толкают эгоистичные гены, поскольку тогда мы сможем, по крайней мере, уменьшить их воздействие, что невозможно никакому биологическому виду, кроме Штутгардтский психоаналитик Петер Куттер считает базисом, общим знаменателем всех страстей жадность, а, по сути, — тот же эгоизм. О чем бы мы ни мечтали — об изысканных кушаньях и напитках, об интимной близости, о богатстве, о власти, о славе — обычно глубинный мотив всех желаний есть жадность. Согласно П. Куттеру, это — потребность обязательно получить желаемое, чтобы испытать удовлетворение. Иначе мы чувствуем себя внутренне опустошенными и Высказывания Р. Докинза и П. Куттера служат блестящим научным комментарием к прозорливым словам апостола Иакова: «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:1–3 ). Итак, себялюбие — семя греха — посеяно в нас издревле. Как плевел, оно постепенно растет и подталкивает человека на любое беззаконие-. Святые отцы установили генетическую связь и порядок возникновения страстей. Прежде всего выделяются три родовые страсти — «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1 Ин. 2,16 ) или саможаление, своеволие и славолюбие. Три основные страсти порождают восемь производных — чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость (гордыню). Как звенья единой цепи, первое звено тянет за собой прочие. Лишь тщеславие и гордыня стоят особняком как вполне самодостаточные пороки.

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

У советских космонавтов признаков религиозного отношения к делу завоевания новых областей, конечно, нельзя видеть. И можно только надеяться, что крупицы его есть в потаенных глубинах сердец тех или иных космонавтов Советского Союза. И Господь приемлет эти крохи, ибо Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», как говорит пророк Исаия. Но если исчезнут из душ осуществителей дерзновенных предприятий человеческих последние элементы смирения и благоговения, если они окажутся преисполненными только гордости и надмения, то исполнится над ними страшное слово того же пророка Исаии, обращенное им к гордым языческим царям древности, но Церковью смело и решительно отнесенное к первообразу и первородителю гордости, к древнему дракону, низпавшему с небес. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю попиравший народы! А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду [на] горе, в сонме богов. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему...». Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней... В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим. Под тобою подстилается червь, и черви – покров твой». А как же смотрит Церковь на проблему обитания иных миров разумными существами? На такой вопрос лучше всего ответить: никак! Эта проблема еще не ставилась перед Церковью. В сознании человечества она находится еще в той же стадии, в какой была проблема космических полетов во времена Лукиана и Фирдоуси, т. е. в стадии ничем не обоснованных, хотя может быть и художественных, фантазий. И как в свое время святые отцы не считали нужным отвечать на эти фантазии, но хранили о том трезвенное молчание, так и современным выразителям голоса Церкви предпочтительнее всего никак не отвечать на данный вопрос. Мы не можем ни в ту, ни в другую сторону предъявлять какия бы то ни было требования к Господу Богу. Мы не можем заявлять, что раз Господь сотворил многое множество планетных миров (впрочем, до сих пор мы достоверно знаем только планеты в солнечной системе), то Он должен был населить их разумными существами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Чему Он хотел, чтобы радовались апостолы, тому радуйся и ты! Ибо горе тебе, если имя твое не написано на небесах. Горе ли тебе, если ты не воскресишь мертвого? Горе ли тебе, если не будешь ходить по морю? Горе ли тебе, если не будешь изгонять бесов? Если ты получил силу делать это, смиренно используй ее, без гордыни. Ведь Господь сказал о неких лжепророках, что они дадут [P. 178] знамения и чудеса (ср. Мф.24:24 ). Давайте же не будем проявлять гордости житейской. Гордость житейская – это гордыня, когда человек хочет окружить себя славой, увидеть себя великим либо благодаря богатствам, либо благодаря некоему могуществу. 14 . Вот каковы эти три вещи, и ты не найдешь ничего, что могло бы искушать человеческую жадность, кроме похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Посредством этих трех [вещей] Господь искушался диаволом. Он был искушаем похотью плоти, когда было сказано Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф.4:3 ), когда Он взалкал после поста. Но как Он отверг искусителя и научил [Своего] воина сражаться? Посмотри, что Он сказал: не хлебом одним жив человек, но всяким словом Божиим (ср. Мф.4:4 ). Он был искушаем также похотью очей по поводу чуда, когда диавол сказал Ему: бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею ( Мф.4:6 ). Он устоял перед искусителем, ибо если бы Он сотворил чудо, то показалось бы, что Он либо уступил [искусителю], либо сотворил [чудо] ради [праздного] любопытства. Ведь Он как Бог творил [чудеса], когда хотел, но только для исцеления немощных. Ведь если бы Он тогда сотворил [чудо], то можно было подумать, будто Он сотворил его лишь потому, что хотел сотворить чудо. Но посмотри, что Он ответил, чтобы люди не думали так, и, когда подобное случится с тобой, скажи то же самое: отойди от Меня, сатана, ибо написано: не искушай Господа Бога твоего ( Мф.4:7 ). То есть если Я сделаю это, то буду искушать Бога. Он сказал то, что хотел бы услышать от тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

11. Свт. Иоанн Златоуст : Ибо, как раб, – говорится, – постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Божиим не очистится от греха ( Сир. 23, 10 ). 12. Сократ: Благим мужам подобает являть образ жизни, которую они ведут, более верным, чем клятва. 13. Добровольно клянись в двух случаях: или при угрозе собственной гибели, или желая избавить друзей от опасности. 14. Никогда не клянись Богом ради денег, даже если собираешься держать слово: ведь одни сочтут тебя поклявшимся ложно, а другие – честным из сребролюбия. 15. Амфид: Кто не верит ни в чем клянущемуся, Сам умеет легко переступать клятву. 16. Евсевий: Многие убеждают людей быть верными клятве. Я же заявляю, что с самого начала охотно клясться неблагочестиво. 17. Солон: Прекрасный и благой образ жизни нужно считать надежнее клятвы. Слово 34-е. О тщеславии 1. Ин. 5, 44 : Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 2. Гал. 5, 26 : Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 3. Притч. 12, 9 : Лучше муж в безчестии работаяй себе, нежели честь себе обложив и лишаяйся хлеба. 4. Сир. 1, 30 : Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою. 5. Сир. 10, 7 : Возненавидена пред Богом и человеки гордыня. 6. Притч. 13, 7 : Суть богатяще себе, ничесоже имуще. 7. Свт. Василий Великий : Тщеславный – тот, кто в мире сем что-либо делает или говорит ради только одной славы. 8. Ибо действительно люди надменного нрава, когда им угождают, начинают еще большие презирать [других]. 9. Ибо одинаково трудно – сохранить душу не униженною в затруднительных обстоятельствах жизни и не превознестись гордостью в положении блистательном. 10. Свт. Григорий Богослов : Тщеславие для людей – величайшее препятствие [на пути] к добродетели. 11. Всего легче, обманывая самого себя, надмеваться пустой славой и почитать себя чем-то, будучи ничем. 12. Чем больше мнишь о себе, тем больше на деле отнимается. 13. Позорно, малым обладая, мнить о себе высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010