ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ 1 Духовный листок " Дорога домой " , выпуск 45 Храм всех Святых в Земле Российской просиявших, Burlingame, США В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый - надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда. Содержание: (1) Словарь Даля о гордости. (2) Священное Писание о гордости. (3) Святые Отцы о гордости. (4) Рассуждение о гордости. (5) Грех и степени греховности. (6) Восемь страстей. (7) Что делать чтобы не грешить гордостью. Библиография. Примечания. 1. Словарь Даля о гордости. Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль). 2. Священное Писание о гордости. Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано: Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть начало всех добродетелей. 3. Святые Отцы о гордости. В Творении иже во святых отца нашего Ефрема Сирина, есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и притвоположной добродетели смирения: У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о гордости: (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34). Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: 4. Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.

http://zavet.ru/novo/duh/001.htm

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Страсть гордыни Гордыня является самым тяжелым и опасным недугом. Каждая страсть имеет свою противоположность – добродетель и губит в основном только ее. Так, страсть чревоугодия борется против добродетели воздержания; блудная страсть – против целомудрия; гнев противостоит добродетели кротости и терпения. Человек, попавший под власть какого-либо одного порока, может сохранять другие свои добродетели. Совершенно иное происходит с гордыней. Страсть гордыни портит все, с чем соприкасается, любую добродетель извращает, из каждой берет себе «пищу» для возрастания и укрепления. Каким бы страстям ни был подвержен грешник, блудник ли он, или вор, или пьяница, – он осознает себя грешником, ощущает нужду в покаянии, ищет Божиего прощения и потому имеет надежду, что может быть спасен. Человек, зараженный гордыней, своей страсти не замечает. Именно гордыня погубила сатану и способна погубить человеческую душу безвозвратно. Ведь в состоянии гордыни человек не видит своих изъянов и не стремится к спасению. 1.1. Происхождение гордыни и ее проявление в святоотеческом понимании Гордыня есть духовная болезнь, смертный грех, или одна из восьми страстей. По учению Церкви, весь корень зла мира лежал в гордыне падших духовных сил. Бог гордым противится , – говорит Священное Писание ( Иак. 4:6 ). После грехопадения прародителей разрушился душевный покой человека. Человеческая душа ощутила тоску и томление. Целостность человеческого существа нарушилась. Человек вышел из-под власти закона Божия, сам себя лишил защиты и Его покровительства. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете. Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою» с. 159]. Что же это за болезнь и как она проявляется? Какие особенности она имеет? Почему ее так трудно в себе признать? Что это за врач, который ее лечит? И какова наша доля участия в содействии своему исцелению? Вот ряд вопросов, на которые мы постараемся ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Прямой эфир от 07.03.2015. 21:00. .Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио " Радонеж " . Ведущий - протоиерей Александр Березовский. 09.04.2015 07:57:50 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Все было осознанно и искренне раскаянно, но вдруг в какой-то момент понимаю, что мной по-прежнему руководит гордыня, только теперь в более тонком, изощренном образе правоты. Как обрести смирение, когда гордыня научилась так хорошо маскироваться? - Смирение обретается смиренномудрием, когда человек мудро, из альтернативы своего поступка выбирает возможность смириться. Не выбирает свою правоту, а выбирает всегда возможность для того, чтобы смириться. Если человек так поступает, то можем ожидать доброго результата, потому что гордыня вытесняется смирением. Если смирения нет, а человек, будучи гордым, все равно поступает смиренно, что и есть смиренномудрие, то тогда его Господь обязательно замечает и помогает благодатью своей, которая его исцеляет от гордости и вытесняет гордыню, и ее место заполняет смирение. Что является на сегодняшний день главной угрозой православия и вообще для всего мира в целом? - Лукавство. Человек, вместо того, чтобы быть цельным, прямым, послушным Богу, он лукавый, изобретает всякие цирковые трюки для того, чтобы себя продемонстрировать. Казаться, но не быть. - Хотя это многими проповедуется - нужно себя показать. Люди считают, что если человек себя не проявил, то он и не реализовал замысел Божий о себе... - Нет, смотря что проявил и смотря как проявил. Чтобы понять Бога, нужно, чтобы человеку открылось Священное Писание - не просто механически читать, а нужно через Писание услышать, что Бог от тебя хочет. Что такое справедливость с христианской точки зрения? - Справедливость - это когда по воле Божией происходит нечто. - А как я пойму - воля Божия или не воля Божия? - Для этого должен быть навык. Вот как детей мы учим, и в результате нашего постоянного воспитания на протяжении, допустим, 15 лет, ребенок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Это же не сразу происходит, а только путем очень больших усилий семьи.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

     Рожденные гордостью Какая страсть больше всего разрушает нашу жизнь? Большинство церковных людей не задумываясь ответят: гордость. И будут абсолютно правы. Мы неспроста много говорим о гордости: каждый из нас в той или иной мере горделив. И наше положение сродни больному, который со всеми говорит о своем недуге, ищет врачей, назначающих правильное лечение, интересуется, как болезнь проходит у других, что помогает бороться с недугом. Гордость действительно убийственный и страшный порок. Гордость – это путь, который однозначно ведет в бездну. Поэтому важно вовремя выявить эту страсть и с корнем вырвать, не забывая, что она, возможно, даст новые ростки, которые порой нужно выкорчевывать всю жизнь. Прп. Антоний Великий говорит: «В очах Божиих любой грех мерзостен, но более всего мерзостна в глазах Божиих гордыня человеческого сердца». Откуда происходит гордыня? Грех гордости зарождается, как правило, из тщеславия, но бывает и врожденным. Тщеславие – один из самых распространенных грехов, в бесовскую ловушку которого запросто попадают практически все люди. Все мы по немощи нашей ищем славы. Некоторым удается выбраться сразу же, увидев тщетность своих усилий, но многие застревают и после попадают сразу же в цепкие руки гордыни. Зародыш гордыни растет в человеке с каждым днем, укрепляясь за счет порождаемых ею других грехов и страстей. Гордость очень плодовита на зло, она провоцирует в человеке все самое низшее и негативное. Если гордый человек не достигает желаемого, он впадает в уныние. Когда верующий человек сталкивается с трудностями, он всегда надеется на помощь Божию. Гордец же, надеющийся лишь на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит этого не может сделать никто. Таким образом, уныние – порождение гордости. Если в человеке глубоко укоренилась гордость, если он пытается справиться с унынием собственными силами, но из этого ничего не выходит, такой человек может впасть в следующее проявление гордости – гнев.

http://pravoslavie.ru/110143.html

составитель Терещенко Т. Н. ГОРДОСТЬ (ГОРДЫНЯ) Видно, еще есть в тебе дух гордости, который противится смирению, смиренный же во всех приключающихся оскорблениях не смущается, но не перестает искать спасения душевного (прп. Лев, 20). Пишешь ты, что за гордость твою сильные и тяжелые тебе посылаются скорби, сама сознаешь, что за гордость, и мы с этим согласуемся: так надо же искать врачевства сему недугу в противном гордости, т.е. в смирении. О чем и святой Исаак Сирин в 79-м Слове пишет, что гордым посылаются скорби неудоботерпимые; кто ж сему виною – сами они; врачевство тем же полагает смирение. И тебе советуем поискать этого спасительного врачевства, и, сознав себя сердечно достойной скорбей, принимай их с терпением и самоотвержением, как бы не ты их несла, и благодари Бога, что еще щадит тебя, не посылая больших, и во всех твоих поступках наблюдай, чтобы не действовало вражие семя – гордость, но к ближним будь благопочтительна и вменяй себя худшей всех, то хотя и укоризны, и поношение придет, вменяй себя достойной, удобнее понесешь (прп. Лев, 20). Ты пишешь, что с прочими своими грехами помнишь беспредельную свою гордость и тщеславие, которые и суть причиной всех твоих скорбей и бедствий душевных и телесных, ибо Господь гордым противится, а смиренным же дает благодать ( 1Пет. 5, 5 ). Помня о беспредельной гордости своей, не красуйся ею, но сбрось с себя, как непотребную одежду, и старайся облечься в ризу смирения, которая прикроет твою душевную наготу и доставит радование и веселье души (прп. Лев, 20). Мы чувствуем за собой долги перед Богом и должны не избегать нареканий, выговоров и оскорблений, но ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь – гордость – приложением этих пластырей с Божией помощью (прп. Лев, 20). Смотрите же особенно, не закрался бы татский 65 помысел, что вы живете лучше и внимательнее других; и он так опасен, что, по маковому зерну ложась на сердце, не увидишь, как возрастет до исполинского фарисея и предаст совершенной гордыне и далее. А перед Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ о. Александр Ельчанинов Отец Александр Ельчанинов -- известный пастырь в Зарубежной Руси в Париже. Скончался в 1933 г. Эта работа была опубликована на эл. страницах Русской православной церкви в Балтиморе, США под заглавием «Демонская твердыня». Содержание: Часть 1 - отличительные свойства гордыни; Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь; Как распознать в себе гордость? Часть 1 - отличительные свойства гордыни Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность, чванство, - все это разные виды одного основного явления - «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец. Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других - что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых - воздержанными, и т.д. - все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все..... только мелкие грехи..... никого не убил, не украл». Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану - тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание - еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот - драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит - благодаря тщеславию - умирает лучшее, что есть в нас, значит - мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

http://zavet.ru/novo/duh/007.htm

Скачать epub pdf ГОРДОСТЬ Гордость – отвержение Бога Горе гордым, ибо участь их с диаволом-отступником. Преподобный авва Исаия ( 34, 195 ). Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю. Смирение и кротость возносят человека с земли на Небо ( 82, 14 ). Гордость сердца ненавистна Богу, Ангелам и Святым Его. Имеющий в себе гордость – причастник диаволу. По причине гордости преклонились небеса и поколебались основания земли возмутились бездны, пришли в смятение Ангелы и претворились в демонов. Прогневан гордостью Всемогущий: повелел Он бездне низвергнуть из себя огонь, и огненному морю вскипеть огненным волнением. По причине гордости Он учредил ад и мучения. По причине гордости учреждены темницы и биение, которыми терзается диавол за гордость сердца своего. По причине гордости устроена преисподняя, сотворен червь неумирающий и неусыпающий ( 82, 6 ). Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостней всех-гордость сердца ( 82, 19 ). Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих ( 82, 23 ). Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха ( 82, 25–26 ). Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним. Преподобный Антоний Великий ( 82, 26 ). Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам демонам, но это ощущение извратилось: мы преклонили голову перед демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом. Авва Исаия ( 82, 173–174 ). Что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня? Иоанн, игумен в Раифе ( 82, 297 ). Когда придет тебе помышление гордости или превозношения, исследуй совесть свою, сохраняешь ли ты все Божественные заповеди? Любишь ли врагов твоих? Радуешься ли когда возвышается и прославляется человек, действующий против тебя? Огорчает ли тебя унижение? Признаешь ли себя рабом неключимым? Признаешь ли себя грешнейшим всех грешников? Если же, в противоположность этому, ты находишься в таком настроении, что готов всех учить и исправлять, то знай, что это настроение духа разрушает все твои добродетели ( 82, 396 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Православие.Ru Поместные Церкви 14 апр Православный Календарь English Српска Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Встреча с Православием Православие.Ru Встреча с Православием Авторы сайта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Последние поступления [Встреча с Православием/Проповеди] Христианский Новый Год Иеромонах Игнатий (Шестаков) Что такое для христианина Новый год? О чем Господь призывает нас задуматься? [Встреча с Православием/Богослужение] Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 1/14 января 2016 г. Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице. Обрезание Господне. Сретенский монастырь. Божественная литургия Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Православие.Ru " 2015: лучшее Мы подготовили подборку лучших материалов портала Православие.Ru за минувший 2015 год. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Гордость и гордыня: смысловая ловушка (+ВИДЕО) Игумен Нектарий (Морозов) О том, почему греховно гордиться даже своей страной, как связаны заниженная самооценка и гордыня и чему не учат психологи. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] О жизни протоиерея Думитру Станилоаэ Дмитрий Трибушный «Патриарх богословия» и исповедник, в застенках сохранивший Любовь… Его труды – о святителе Григории Паламе, перевод 12 томов «Добротолюбия» на румынский – способствовали возрождению духовной жизни в стране. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Сибирские воины О тех, кто воевал с верой в Бога и молитвой Ольга Иженякова Они прошли горнило Великой Отечественной – и выжили. Разные люди, разный военный опыт – но в их судьбе чувствуется охранительная десница Божия. [Встреча с Православием/Богослужение] Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 31 декабря 2015 г./13 января 2016 г. Среда 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/put/page336_1078.h...

Л.Ф. Шеховцова 2.1. Аскетическая практика преодоления гордыни Святые отцы, если так можно выразиться, видели в гордыне основную проблему человека. В этом вся суть его отпадения от Бога. Соблазнившись на призыв сатаны, человек в глубине своей души начал считать себя богом. Гордыня – это духовное заболевание. Она приводит к психологическим нарушениям и серьезным психическим расстройствам. И лечить это заболевание мы можем совместно с Богом и в Его Церкви. 2.1.1. Синергия – совместное действие Бога и человека Слова «аскетика», «аскетизм» произошли от греческого глагола «аскео». Это в переводе означает «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы и в этом упражняться». В Древней Греции аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. Позже именование «аскет» закрепилось за людьми, подвизающимися в воздержании и стяжании добродетелей. Святые отцы всегда отдавали предпочтение «внутреннему человеку». Работа над ним, или «внутреннее делание», совершается с двух сторон – человеком и Богом и называется синергия. Со стороны человека необходимо доброе намерение, направленность его усилий и постоянное призывание Бога на помощь, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). Иначе говоря, процесс исцеления человека совершается синергетически, то есть усилием человека и Божией помощью. Под «исцелением» здесь понимается приведение человека к состоянию целостности, которая была нарушена в результате грехопадения. Вся аскетическая практика Восточной Церкви посвящена тому, что следует делать и как поступать, чтобы вернуться в состояние сыновнего отношения с Богом. Освободиться совершенно от гордости – это означает изменить свое падшее, страстное естество на естество обоженное, то есть обрести высшее духовное состояние, к которому призваны все люди: для того создал нас Бог , чтобы мы соделались причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Для этого от человека требуется смело и осознанно стать на путь духовной брани. Солдаты принимают присягу и дают клятву защищать Отечество и сокрушать его врагов. Христианин как воин Христов в Таинстве Крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, внешне и внутренне обучается быть готовым к брани с врагами нашего спасения: падшими ангелами, страстями и грехами. Предстоит бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный. Линия фронта этой непрекращающейся борьбы проходит через сердце человека.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Цветник духовный Скачать epub pdf Святые отцы о гордости Изречение безымянного старца Лучше быть побежденным в смирении, чем победить с гордостью. Святитель Иоанн Златоуст Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения. Человек, творящий благое с кичением... впадает в крайнюю погибель. Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно – если только вообще это значит жить добродетельно,– неожиданно может впасть в окончательную гибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет. Тот же, кто по видимости поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего. Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору.  Преподобный Антоний Великий Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих. Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха. Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним.  Преподобный авва Исаия Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам демонам, но это ощущение извратилось: мы преклонили голову перед демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом.  Иоанн, игумен в Раифе Что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня?  Святитель Василий Великий Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других: одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tsvetn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010