Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) В 1691 г. А. И. создал 2-стороннюю выносную икону «Богоматерь Камень горы нерукосечный. Евхаристия» для Казанской ц. Мурома, упраздненной в 1811 г. Икона находилась в собрании Н. П. Лихачёва, откуда в 1913 г. поступила в ГРМ. Как и икона «Царь царем», это сложное символическое произведение. На лицевой стороне иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом, сидящая на роскошном троне. В руках Она держит гору и лестницу, которые, согласно христ. толкованию ветхозаветных текстов, являются прообразами Богоматери и воплощения Бога Слова. На оборотной стороне фигура Христа-Младенца в чаше. Эта композиция, символизирующая евхаристическую Жертву, в надписи названа «Образ Таинство Божия». На нижнем поле иконы находится пространная надпись: «Писанъ сей обра(з) вдомъ Прес(вя)тыя Б(д)цы Казанъския влето 7199 го(ду) м(с)ца июля исия Б(о)жия ц(е)рковь свещена того же меся(ца) июля в 7 де(нь). Писалъ сей обра(з) муроме(ц) изуграфъ Алекса(н)дръ Ивано(в) с(ы)нъ Казанцавъ». Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690 г. (МИХМ) Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690 г. (МИХМ) Для муромского Благовещенского монастыря была написана огромных размеров (2×2,5 м, на 3 досках) икона «Святые князья Константин, Михаил, Феодор, с житием» (1714, МИХМ) - единственный житийный образ этих святых. Внизу иконы имеется надпись, указывающая, что икона написана А. И. с сыном Петром: «Лета 7223 году от Рож(д)ества же Ии(су)съ Хр(и)ста 1714 год писал сий образ чудотворцев муромец изуграф Александръ Иванов с(ы)нъ Казанцевъ с сыном своимъ Петромъ». В центре изображены святые Константин, Михаил и Феодор, предстоящие Св. Троице, а в 87 клеймах представлена «история града Мурома». Каждая сцена индивидуальна, информативно насыщена. Здесь и ангел-хранитель града Мурома, припадающий к Господу, и чудеса от Муромской иконы Богоматери, и царь Иоанн Грозный у мощей святых. По сравнению с др. произведениями мастера этот памятник выглядит более традиционным. Иконописец сознательно обратился к древнерус. образцам, стараясь передать легендарный «первообраз» святых и их историю. Он стремился не только сделать список чудотворного образа, но, имея набор образцов, обеспечивающих необходимую свободу выбора, создать произведение, соответствующее, по его представлению, древнему. Немаловажно, что единственная известная работа А. И., посвященная местной церковной истории, создана для Благовещенского мон-ря и в мастерской этой обители, к-рая являлась центром почитания крестителей Мурома, здесь находились все связанные с ними святыни. В мон-ре иконописец мог также пользоваться рукописями Жития святых Константина, Михаила и Феодора, слышать бытовавшие в мон-ре и городе устные предания о них.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

  ГИМАТИЙ (греч. ) — верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой. ГЛИКОФИЛУСА (греч. — сладколобзающая) — один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем: Младенец сидит на руке Богоматери, прижимаясь щекой к ее щеке. В литературе известен под названием Елеусы (Умиления). С догматической точки зрения, Гликофилуса прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Самое раннее изображение такого типа относится к 650 г. (фреска в церкви Санта Мария Антиква). Получает широкое распространение в XI-XII вв. в связи с богословскими спорами о крестной жертве и некоторыми изменениями в православном богослужении. К этому типу относятся такие широко почитаемые в России иконы, как Владимирская, Федоровская, Донская и др. ГОЛГОФА (евр. — череп) — холм вблизи древнего Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос; по преданию, на Голгофе был погребен Адам. ГОЛУБЕЦ — в иконописи голубая краска. ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ (Богоматерь Гора Нерукосечная) — один из символических типов изображения Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила (истолкование сна Навуходоносора о камне, Дан. 2.34), предрекающем воплощение Сына Божия. Богоматерь с Младенцем на троне держит в своих руках гору и отвалившийся от нее камень, Неопалимую Купину, лествицу Иакова, иногда — ковчег и скинию Завета и другие ветхозаветные прообразы воплощения. Известен с XV века. ГРАФЬЯ — контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штукатурке. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359 гг.) — святитель, один из отцов церкви, выдающийся представитель поздневизантийской культуры. Митрополит Фессалоникийский с 1350 г. Создатель богословского обоснования исихазма — особой молитвенной практики, «умного делания» распространенной в основном, в монашеской среде. Разработал учение о сообщаемости нетварных Божественных энергий — главным образом, на примере нетварного Фаворского света. Через «умное делание», в котором участвуют равным образом душа и тело, человек может видеть Бога, воспринимать Его анергию (божественный свет), т. е. стать обоженым по благодати. Залогом такого молитвенного воссоединения с Богом является единство Божественной и человеческой природ в Христе — Бог непознаваем, но откровение Его в Христе есть полное откровение, устанавливающее единство Бога и человека. По учению Паламы, Божественные энергии сообщаемы не только в мистическом опыте, но и в Крещении и в Евхаристии. После Константинопольского собора 1351 года учение Паламы считается официальной доктриной православной Церкви. Память 14 (27) ноября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема " Неопалимой Купины " состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии " Спас в силах " ). Иконографическая схема иконы " Богоматерь - Живоносный Источник " включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы " Богоматерь - Гора Нерукосечная " также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона " Нечаянная радость " построена по принципу " икона в иконе " , то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление. Примеров акафистных икон можно привести великое множество и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI-XVII вв. в тот период, когда богословская мысль не отличалась оригинальностью и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь. Вершиной акафистных иконографий следует признать образ " О Тебе радуется обрадованная вся тварь " . Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

http://pravicon.com/text-19

Гора Нерукосечная (Богоматерь Гора Нерукосечная) – один из символических типов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила (истолкование сна Навуходоносора о камне – Дан.2:31 ), предрекающем воплощение Сына Божия. Тип Богоматери Горы входил в циклы ветхозаветных преобразований Богородицы, где такие сюжеты, как «Сон Навуходоносора», «Лестница Иакова», «Неопалимая купина», «Руно Гедеоново», истолковывались в богородичном аспекте. Тип Богородицы Горы впервые встречается в миниатюре Хлудовской псалтири; известен в миниатюрах с конца XI–XII в., в иконах – с XV в. Дексиократусса – иконографический тип Богоматери, держащей Младенца на правой руке. По сравнению с Одигитрией Дексиократусса образ менее иератический, поскольку поза Младенца более живая, лишённая фронтальности, что открывало возможности для переосмысления типа Богородицы с Младенцем в аспекте страстной символики. Богоматерь может быть представлена как стоящей, так и сидящей на троне; встречается изображение в рост и полуфигурное. Тип Дексиократуссы, или, как его ещё называли, Панагии Дексы, связан со знаменитым монастырём в Константинополе, где хранилась чудотворная икона такого извода. Возможно, это был храм, воздвигнутый Романом Аргиром. Предание возводит появление Панагии Дексы к одному из нерукотворных образов (Ахийропиитос). Считается, что именно в таком виде образ Богоматери отпечатался на колонне, к которой она прислонилась в городе Лиде. Существует и другая гипотеза, утверждающая происхождение Богоматери Дексы от образа Богородицы Афинской, тоже держащей Младенца на правой руке. Тип Богоматери Дексиократуссы, восседающей на троне, использован для ветхозаветных прообразов Богородицы в миниатюрах Смирнской Христианской топографии (Смирнский физиолог) XI в. Полуфигурное изображение мы встречаем в мозаике люнета южной капеллы в кафоликоне Осиос Лукас и др. Знаменитая Владимирская Богоматерь тоже держит Младенца на правой руке. С типом Дексиократуссы перекликается иконографический тип чудотворной иконы Богоматери Иерусалимской (Гефсиманской), которая также держит Младенца на правой руке. В позднем Средневековье, в живописи итало-греческого круга, Богоматерь Дексиократусса (Богоматерь Амолингос) с развёрнутым к зрителю Младенцем, удерживающим левой рукой державу – один из излюбленных типов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г Гиматий (греч.) - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой. Гликофилуса (греч. - сладколобзающая) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем: Младенец сидит на руке Богоматери, прижимаясь щекой к ее щеке. В литературе известен под названием Елеусы (Умиления). С догматической точки зрения, Гликофилуса прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Самое раннее изображение такого типа относится к 650 г. (фреска в церкви Санта Мария Антиква). Получает широкое распространение в XI-XII вв. в связи с богословскими спорами о крестной жертве и некоторыми изменениями в православном богослужении. К этому типу относятся такие широко почитаемые в России иконы, как Владимирская, Федоровская, Донская и др. Голгофа (евр. - череп) - холм вблизи древнего Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос; по преданию, на Голгофе был погребен Адам. Голубец - в иконописи голубая краска. Гора Нерукосечная (Богоматерь Гора Нерукосечная) - один из символических типов изображения Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила (истолкование сна Навуходоносора о камне, Дан. 2.34), предрекающем воплощение Сына Божия. Богоматерь с Младенцем на троне держит в своих руках гору и отвалившийся от нее камень, Неопалимую Купину, лествицу Иакова, иногда - ковчег и скинию Завета и другие ветхозаветные прообразы воплощения. Известен с XV века. Графья - контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штукатурке. Григорий Палама (1296-1359 гг.) - святитель, один из отцов церкви, выдающийся представитель поздневизантийской культуры. Митрополит Фессалоникийский с 1350 г. Создатель богословского обоснования исихазма - особой молитвенной практики, " умного делания " распространенной в основном, в монашеской среде. Разработал учение о сообщаемости нетварных Божественных энергий - главным образом, на примере нетварного Фаворского света. Через " умное делание " , в котором участвуют равным образом душа и тело, человек может видеть Бога, воспринимать Его анергию (божественный свет), т.е. стать обоженным по благодати. Залогом такого молитвенного воссоединения с Богом является единство Божественной и человеческой природ в Христе - Бог непознаваем, но откровение Его в Христе есть полное откровение, устанавливающее единство Бога и человека. По учению Паламы, Божественные энергии сообщаемы не только в мистическом опыте, но и в Крещении и в Евхаристии. После Константинопольского собора 1351 года учение Паламы считается официальной доктриной православной Церкви. Память 14 (27) ноября.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в рус. традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью: Βλαχερντισσα, что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме К-поля. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано: Επσκεψις (поручительница, ходатаица или покровительница); образы Одигитрии могут иметь надписи: Ελεοσα (мон-рь Хиландар, Афон, XIV в.), Περβλεπτος (Прекрасная) и Ψυχοσστρια (Душеспасительница) (обе - XIV в., музей в Охриде (Македония)); Κεχαριτωμνη (Преблагодатная) и Πανταβασλισσα (Всецарица) (обе - XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано: Οδηγτρια (Путеводительница) (XV в.?, ЦАК МДА). Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник» («Ζωοδχος Πηγ»), находившийся в одноименном храме вблизи К-поля. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика мон-ря Хора в К-поле; ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347-1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска мон-ря св. Павла на Афоне, 1423; рус. икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в рус. среде были распространены иконы, основанные на лит.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Икона Божией Матери " Неопалимая купина " . XVII b.   Иконографическая схема иконы «Богоматерь — Живоносный Источник» включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы «Богоматерь — Гора Нерукосечная» также строится по принципу механического наложения символов — Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т. д. И, наконец, икона «Нечаянная радость» построена по принципу «икона в иконе», то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление. Примеров акафистных икон можно привести великое множество и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI-XVII вв. в тот период, когда богословская мысль не отличалась оригинальностью и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь. Вершиной акафистных иконографий следует признать образ «О Тебе радуется обрадованная вся тварь». Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями — это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди — пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим — на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), — образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Пророку Иезекиилю, на реке Ховар, было показано таинственное видение: он зрел Господа, сидящего на престоле, под которым представлялась твердь, четыре животных и столько же одушевлённых колёс ( Иез. 1 ). Дивные животные, по изъяснению самого Пророка, были «херувимы». Как восседающий на престоле был Господь Иисус Христос, так и чудная колесница означала Пречистую Деву. Она – «колесница Солнца умного», «огнеобразная колесница Слова», «колесница пресвятая Сущего на херувимах». Пророк Исаия видел Господа на престоле высоком и превознесённом; серафимы стояли вокруг и прославляли величие Его. Пророк Даниил также говорит о престоле, на котором восседал Бог . Святая Церковь часто называет Богородицу престолом. «Палата одушевленная Царева и престол огнеобразный, Дево, показалася еси, на нем же седя, (Господь) на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворена; и рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключена» (44:1–3). Врата, обращённые на восток, которыми проходит один Господь – по толкованию Святой Церкви и святых Отцов – Пречистая Дева Богородица. «Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, юже пройде Иисус». «Дверь Божию провидя Тя Пророк, еюже Сам пройде Един, якоже весть, Дево Пречистая». «Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, Пророк врата зрящая к свету незаходимому, абие Тя позна Божие жилище». Под образом этих врат, пребывших заключёнными до прошествия и по прошествии ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; причину же того, что они обращены на восток, надобно видеть в назначении их для входа Господа Иисуса Христа, который называется в Святом Писании «востоком». «Ныне устроены – говорит святой Иоанн Дамаскин – святые врата со стороны востока, через которые Христос внидет и изыдет – и врата сии будут заключены». В книге Пророка Даниила (2:31–35) описывается удивительное видение царя Навуходоносора: он видел великое тело, составленное из разных веществ – золота, серебра, меди, железа, глины – и вот «отторжеся камень от горы без рук, и удари тело, в нозе железны и скудельны, и истни их до конца... Тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, и бысть яко прах от гумна летняя; и взят я премногий ветр, и место не обретеся им; камень же, поразивый тело, бысть гора велика, и наполни всю землю». Такова и была, действительно, судьба четырёх великих царств: Вавилонскаго, Мидо-Персидскаго, Македонскаго и Римского! Камень (Господь Иисус Христос), отделившийся без рук от горы (Пресвятой Богородицы), сокрушил смесь, из которой был составлен древний языческий мир, и положил начало новому царству, «еже во веки не рассыплется». «Камень нерукосечный от несекомой горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества». «Несекомая гора, нерукосечный камень» – этими понятиями выражается мысль о приснодевстве Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

23 Янв. 4275 «Камень нерукосечный от несекомой горы – Тебе, Дево, отсечется – Христос, совокупивый разстоящаяся естества»... Гора несекомая, нетронутая руками человеческими Дева пренепорочная отделила от Себя камень нерукосечный – нетронутый руками секущего – Христа, слившего во един неразрушимый камень такие два различных до непримиримой противоположности естества, как Божество и человечество. Это слияние произошло и в Самом Христе Его воплощением, и в нас по Его чудодейственной силе, в благах искупления, обновления и оживотворения в нас, по Его слову, Его Самого со Отцом и Духом. «К нему приидем и обитель у него сотворим». 24 Янв. 4276 Небезнаказанно никакое кощунство и богохульство, если и не сразу иногда наказуется. – Господь ждет долготерпеливо, давая проснуться совести человека постепенными вразумлениями и только когда уже можно всем убедиться, что напрасны труды для спасения, предает их заслуженной несчастной участи. 25 Янв. 4277 Лучшее врачевство многих, да и всех скорбей – время. Посему, не считай невыносимой – нестерпимой никакую скорбь. Представь себя в скорби естественному течению вещей и скоро увидишь, что ее сила и тягость неизбежно ослабеют, как ослабевает натянутый лук в своем напряжении, или как зубная боль, сила которой рано или поздно притупляется и уже не бывает столь нестерпима и непрерывна. 26 Янв. 4278 Говорят, ныне нет чудес? Есть, только мы стали неспособны их видеть: видя не видим и слыша не слышим, ибо слепы душою и бесчувственны сердцем, и не разумеем силы Тайн Божиих, как древние фарисеи, не замечавшие чудес Спасителя даже тогда, когда они совершались так сказать под носом у них. 27 Янв. 4279 «Уязвився любовию Вседержителя, все твое житие рыдая скончал еси, вопия с ужасом, Преподобне: ослаби волны Твоея, Спасе, благодати»... (Кон. Ефрему Сир. п. 9). Благодатный дар слез, коим обильно ущедрен был Преподобный Ефрем, доводила его до чувства особого ужаса. В обилии покаянных и умиленных слез он переживал такую близость к Помиловавшему Его Господу, что по-человечески трепетал этой близости, как некогда Петр, моливший: «изыди от меня, Господи, яко муж грешен есть»...

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Поэтический строй византийской гимнографии и священное писание Главной причиной возникновения семиотического барьера в понимании византийских богослужебных текстов является незнание современным читателем Священного Писания и византийского богословия. Кроме того, затрудняет понимание гимнографии то, что «над ранневизантийской литературой (и шире над литературой раннего средневековья) господствовал фундаментальный поэтический принцип «параболы» и «парафраза»...Что такое «парабола»? По буквальному значению «возле-брошенное-слово»: слово, не устремленное к своему предмету, но блуждающее, витающее, описывающее свои круги «возле» него; не называющее вещь, а скорее загадывающее эту вещь. Что такое «парафраза»? По буквальному значению «пересказывание»: ино-сказательное высказывание того-же-по-иному, «переложение», как бы перекладывание смысла из одних слов в другие» 586 . «Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся Христос, совокупивый разстоящаяся естества» 587 , – поётся в ирмосе четвертого гласа девятой песни канона Октоиха. «Несекомая гора» есть Божия Матерь, а «нерукосечный камень» – Христос. Эта парафраза восходит к сну Навуходоносора ( Дан.2:31–34 ): царь увидел во сне гору, от которой без помощи рук отделился камень и сокрушил идола. В византийской гимнографии это видение истолковывалось как прообраз Рождества Христова: Христос (камень), отделившийся от Богородицы (горы) сокрушил языческий мир 588 . Таким образом, не зная этого семиотического клише, невозможно уяснить смысл песнопения. Для понимания другой аллегории – «Радуйся, тучная горо и усыренная духом» необходимо памятовать о стихах псалма о горе ( Пс.132:3 , Пс.67:16–17 ), на которую восходили токи Ермонской росы. С неё влага переносилась на гору Сион, по преданию, место пребывания Бога. И, наконец, третий пример – богородичен из цикла «праздничных блаженн» 589 патриарха Германа на Попразднство Рождества Христова (30 декабря) из декабрьской Минеи Sinait.Gr. 578 (X-XI вв. Л.96), глас третий, подобен «Отвергша, Христе, заповедь Твою»: «Радуйся, двере Божия, Еюже пройде воплощься Создатель, запечатленну сохрани, радуйся, облаче легкий, божественный дождь носяй, Христа, радуйся, престоле и лествице небесная, радуйся, горо Божия, несекомая» 590 . В данном тропаре через ряд символических характеристик Богородицы изложен догмат о воплощении Христа от Приснодевы Марии. Божия Матерь названа «двере Божия», ибо через дверь Бог пришёл в мир ( Исх.4:1–2 ), «облаче легкий, божественный дождь носяй», ибо сидящим на облаке Бога видел пророк Исайя ( Ис.19:1 ), «престоле», ибо на престоле восседает Царь Христос ( Ис.6 ), «лествица небесная», ибо она соединила небо и землю, как это предвидел пророк Иаков ( Быт.28:10–13 ), «горо Божия несекомая», ибо от неё без помощи рук отделился камень и сокрушил идола, что видел во сне царь Навуходоносор ( Дан.2:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010