Любой человек, знакомый с христианской традицией, распознал бы эту недоброкачественность сразу. А потому главная вина за такие инциденты лежит – и будет лежать, ибо они могут повториться, – на противниках преподавания в школах предмета, посвященного истории христианства и истокам нашей национальной культуры. Вся беда – в темноте, невежестве, суеверии, которое не зря называется " пещерным " , то есть древним и темным. – Но русская народная вера всегда была сектантской, нигде в мире больше не было такого расцвета народных сект! Отчасти, я думаю, это был протест против государства, с которым церковь недвусмысленно срасталась... – Я бы не придавал такого значения сектантству в России. Это вовсе не исключительный признак русской культуры. Просто сектантство всегда очень яркое, ярче и эффектней церкви, на этом и основана его притягательность для неразвитой души. А вовсе не на протесте против государства – возьмите любую секту, она по природе своей гораздо тоталитарнее государства, ни о какой свободе там говорить не приходится... Среди раскольников популярна версия о том, что официальная церковь служит государству – демократическому, секулярному, безбожному, а значит, надо быть против. Но ясно ведь, что церковь поддерживает государство не потому, что оно демократично или секулярно. А потому, что традиция эта идет от апостолов. В посланиях святого апостола Павла упомянута удерживающая функция власти: " Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего " (Второе послание к фессалоникийцам, 2, 7-8). Кстати, говорится это как раз о лжепророках, предрекающих конец света и выдающих себя за Христа: " Молим вас, братия, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как будто нами посланного, будто уже наступает день Христов " . Государство – именно " удерживающий " . От хаоса и крайних форм беззакония. И потому церковь поддерживала государство не только в демократические, а и в самые грозные времена, в эпохи гонений, поддерживала даже Нерона, до которого демократам далеко по части тиранства...

http://religare.ru/2_52667.html

Оттого все секты и не долговечны, что они противны Богу и Его св. Церкви. Наша же православная Церковь , как апостольская и Христова, будет существовать вечно, до скончания мира, ибо Сам Христос сказал о ней: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. 10:18). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их законным преемникам, во все дни, до скончания, века» ( Мф. 28:20 ). Сектант: 3) Чем еще наглядно доказывается та истина, что наша Русская церковь – апостольская? Объяснения православного: 3) Тем, что она находится в единстве веры и молитвенном общении со всеми Греко-восточными церквами, основанными св. Апостолами, каковы, например, Константинопольская. Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская, и другие частные церкви, составляющие вместе Вселенскую Христову Церковь . О Филадельфийской церкви в Откровении Иоанна Богослова мы читаем следующее: «Знаю твои дела; вот я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... Поскольку ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая прийдет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» ( Откр. 3:7–10 ). Этими словами Господь обещает ангелу, то есть епископу Филадельфийской церкви, за ее верность во время гонений сохранить в ней истинную веру до конца мира, даже тогда, когда придет антихрист, чтобы губить церкви Божии. Следовательно, по непреложному слову Господа, истинная вера должна существовать в Филадельфийской церкви и теперь, и в наше время. Так оно и есть: и теперь в Турции, в Малой Азии, существует город Филадельфия с христианским населением. Какую же веру это население исповедует? Ту же, – что и мы, – православную. В мае месяце 1896 года прибыл на коронацию Государя Императора Николая Александровича вместе с другими представителями восточных церквей (Митрополит Анхиальский Василий, главный уполномоченный иерусалимского патриаршего престола, архимандрит Арсений, Митрополит Никомидийский Арсений) и Архиепископ Филадельфийский Дамиан; он поднес в дар Государю дорогую икону Воскресения Христа и золотой крест с частицею Животворящего Древа и принимал участие в православном богослужении вместе с нашими священнослужителями. Проездом в Москву и обратно он был в Одессе, где подал руку общения нашему Архиепископу Херсонскому и Одесскому Иустину. Портреты всех представителей на коронации от восточных церквей и Архиепископа Филадельфийского Дамиана с его жизнеописанием помещены в светском журнале «Нива» за 1896 год, в 28 1 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Притча о фарисее и мытаре Скачать (MP3 файл. Продолжительность 13:20 мин. Размер 9.7 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой апостол Иоанн Богослов, обращаясь к христианам всех времен, пишет: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы… Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сл ова Его нет в нас» (1 Ин 1: 5, 9–10). В этих святых словах содержится истина о Боге и истина о человеке и его спасении, которая есть стремление к своему Спасителю, стремление к Свету. Так сложилось, что в сегодняшний воскресный день два события отмечает Церковь. Этот день именуется Неделей о мытаре и фарисее, и с него начинается наша духовная подготовка через покаянные недели Великого поста к празднованию светлого Воскресения Христова. И этот же день – память мучеников и исповедников Церкви Русской. Святые новомученики и исповедники вошли в Небесную Церковь через попущенные нашему земному Отечеству скорби и страдания и своей кровью утвердили и свою веру, и саму Церковь земную, усвоив дню их торжества пасхальный, красный цвет облачений. Нет числа новым святым, и время еще не открыло полностью всех их имен. Имена некоторых скрыты от нас неведением, имена других – покрыты изощренной ложью, клеветой и нашим превратным, грешным о них представлением. Эта ложь, бескрайне разливаясь по просторам Отечества в годы гонений на Церковь и народ Божий, хотела очернить Свет Самой Божественной Истины, обратив в слуг этой тьмы бывших единоверцев и братьев. А отец и хозяин этой лжи был диавол. Но «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». И теперь там, где терпели мученики страдания за правду Божию и где проливалась их кровь, – здесь, на Лубянке, на полигоне в Бутово, на Соловецких островах, на месте гибели царской семьи и в других местах – прославляется подвиг их нравственного торжества над князем века сего – нравственного торжества, обновляющего вечной юностью жизнь Церкви земной в мире греха и отступления от креста Христова.

http://pravoslavie.ru/68282.html

Слово Божие учит, что отдание своей земной жизни ради Христа и Евангелия (см. Мк. 8, 35 ) и ради других людей не вредит спасению человека, но, наоборот, приводит его в Царство Небесное (см. Ин. 15, 13 ). Церковь почитает подвиг мучеников, даже до смерти послуживших Господу, и исповедников, не отрекшихся от него перед лицом гонений и угроз. Православные христиане также чтят героизм тех, кто отдал жизнь на поле брани за Отечество и ближних своих. В то же время Церковь осуждает самоубийство, поскольку совершающий его не приносит себя в жертву, а отвергает жизнь как дар Божий. В связи с этим неприемлема легализация так называемой эвтаназии – содействия уходу из жизни людей, которое представляет собой сочетание убийства и самоубийства. Право на жизнь должно подразумевать защиту человеческой жизни с момента зачатия. Всякое посягательство на жизнь формирующейся человеческой личности является нарушением этого права. Современные международные и национальные юридические акты закрепляют и охраняют жизнь и права ребенка, взрослого и пожилого человека. Эта же логика защиты человеческой жизни должна распространяться на ее отрезок от момента зачатия до появления на свет. Библейское представление о богоданной ценности человеческой жизни с момента ее зачатия выражено, в частности, в словах святого царя Давида: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс. 138, 13,15–16 ). Признавая, что смертная казнь была приемлема в ветхозаветные времена, а указаний на необходимость ее отмены «нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви», нельзя не вспомнить о том, что « Церковь часто принимала на себя долг печалования об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, IX.3). Защищая человеческую жизнь, Церковь , вне зависимости от отношения общества к смертной казни, призвана исполнять этот долг печалования.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

Царство Христово на земле первоначально заключалось в небольшом круге Его учеников, а потом постепенно расширилось и распространилось по всей земле, и для всех, ищущих своего Царя Христа, Он доступен во всякое время, как Сам сказал об этом: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:28 ). Такое Царство Христа на земле продолжится до появления антихриста, которое произойдет перед кончиною мира. Неопровержимым доказательством того, что Христос царствует на земле, служит непоколебимость Церкви Христовой, испытавшей много гонений, начиная со своего основания и до настоящего времени. Прежде всех восставали с ожесточением против Церкви иудеи, но они потеряли свою родную землю, свой город и храм, а Церковь Христова распространялась и росла, покрывая своей благодатной сенью многие народы. После этого языческий Рим, а с ним и все язычество три века вели кровавую войну с Церковью, но она не исчезла и в это время, а прославилась множеством мучеников. Язычество пало, а Церковь продолжала распространяться и крепнуть. Явились в Церкви ереси и расколы, но и они не сильны были поколебать и затмить истину Христова учения; на защиту его встали христианские философы и ораторы, которые опровергали языческое мудрование и силой слова Божия утверждали догматы христианского вероисповедания. Итак, никакие нападки на Церковь , никакие страсти и лжеумствования людей не в силах были поколебать Царство Христово на земле – Церковь , которая постепенно расширялась и расширяется, поддерживаемая и защищаемая Главой своей Иисусом Христом, сказавшим о Церкви, что и врата адовы не одолеют ее (см. Мф.16:18 ). Господство на земле множества пороков, неправд и беззаконий, а также небольшое число праведников в сравнении с грешниками – все это нисколько не противоречит царствованию Господа на земле потому что много званых, а мало избранных ( Мф.22:14 ). Ст. 5. Прочие же из умерших не ожили, доколе же окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Ст. 6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

7-я печать. «И когда Он (Агнец) снял седьмую почать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр. 8:1 ). Седьмая печать приводит нас к пришествию Христа и к вечности. «Цепь» семи «печатей» изображает следующая таблица: Таблица 3. б) Семь церквей 135 . Откровение ап. Иоанна посвящено семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской ( Откр. 1:4, 11, 19 ). Семь церквей это семь периодов в истории истинной христианской церкви («церкви детей Божиих»). Эти периоды начались с выступления Иисуса Христа на проповедь и закончатся при втором Его пришествии. 1-я церковь – Ефес. «Ефес» значит «нечто желаемое» (для Господа). Это название определяет характер и состояние церкви в апостольское время, когда её члены получили чистое учение Христа и когда они пользовались благословением и дарами Св. Духа. Господь хвалит дела Ефееской церкви, её труды и терпение для имени Господа («ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал»), хвалит чистоту её веры и жизни («ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они – лжецы»), но обличает ее за то, что она забыла первую любовь свою, и увещевает ее покаяться и творить прежние дела свои ( Откр. 2:1–5 ). Ефесская церковь обнимает период времени с 27 по 100 г. по Р. X. 2-я церковь – Смирна (благоухание). Господь знает дела этой цсркви, её скорбь и нищсту, но – говорит Он ей – «не бойся ничего, что тсбе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» Откр. 2:9–10 ). «Смирна» значит благоухание. Это название определяет состояние христианской церкви во времена гонений на христиан в Римской Империи (с 100 до 323 г. по Р. X.). Многочисленные мученичества христиан благоухали тогда пред Господом. Скорбь десяти дней указывает на жестокие гонения Диоклетиана, продолжавшиеся десять лет (с 302 по 312 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

   «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2:2—4). Так началась история христианской церкви — с нисхождения Святого Духа на апостолов в Иерусалиме во время праздника Пятидесятницы. В тот же день после проповеди св. Петра приняли крещение три тысячи мужчин и женщин и образовалась первая христианская община Иерусалима.    Вскоре члены Иерусалимской церкви разбрелись по миру в результате гонений, последовавших за гибелью св. Стефана. Христос велел: «Итак, идите, научите все народы» (Мф.28:19). Повинуясь этой заповеди, они проповедовали везде, куда бы ни приходили: сперва евреям, но вскоре и неевреям тоже. Некоторые эпизоды этих апостольских странствий увековечил св. Лука в Деяниях, другие сохранило церковное предание. За поразительно короткий срок небольшие христианские общины распространились по всем крупным городским центрам Римской империи и даже за ее пределами.    Империя, по которой странствовали эти первые миссионеры, была — особенно в восточной части — империей городов. Этот факт предопределил административное устройство первоначальной церкви. Основной структурной единицей была городская община, управляемая епископом; в помощь епископу предавались пресвитеры (священники) и диаконы. Сельская округа подчинялась церкви города. Эта модель, с характерным трехсторонним служением — епископов, пресвитеров и диаконов — утвердилась в некоторых местностях уже к концу I в. Это явствует из семи коротких посланий, написанных св. Игнатием, епископом Антиохии, около 107 г. на пути в Рим, где ему предстояла мученическая смерть. Игнатий придает особое значение двум вещам: власти епископа и евхаристии. Он рассматривает церковь как иерархический и одновременно сакраментальный организм. «Епископ каждой церкви, — пишет Игнатий, — председательствует на месте Бога». «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до церкви… Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь». Первой и главной обязанностью епископа является служение евхаристии — «этого врачевства бессмертия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог допустил это убийство так же, как Он допускает и другие преступления людей, и как Он сносит хулы неверных, откладывая наказание дотоле, пока Ему угодно. Он мог бы сохранить Иисуса Христа другим образом; но есть ли какое средство, против которого неверие не представило бы сомнений и упрёков? Скажем более, не в человеческой власти причинить кому-нибудь действительное зло. Бог попускает нам испытывать скорби частию для очищения наших грехов, частию для оставления нам случая к заслуге. Кто переносит их с мужественной покорностью, тот не только не терпит от них никакого зла, но ещё извлекает из них самые драгоценные выгоды. Младенцы, принесённые Иродом в жертву его кровавому властолюбию, разве несчастны тем, что умерли вместо Иисуса Христа? Не справедливее ли будет сравнить их с детьми высокого рода, служащими Царскому сыну, которых Иудея представила своему младенчествующему Царю, и которых Церковь во все века чтит и принимает за цвет мучеников». Напрасно Ирод проливал потоки крови ужасным убийством: не подвергся ему Тот, Кого он хотел погубить. Он убил тысячи вместо одного; и Сей один, Кого хотел он схватить, спасся от него, и Его рождение получило от того ещё больше славы. Почему? Потому что написано: нет ни совета, ни мудрости против Господа ( Притч.21:30 ). Таково было и таково всегда будет действие всех гонений на Иисуса Христа и на Его Церковь : Он и Церковь Его покажут бессилие властей земных, исполнят пророчества, распространят познания истины, доставят вечное блаженство тем, кои будут их жертвами. Иисус посреди учителей ( Лук. 2, 41–51 ) Каждый год родители Его (Иисуса Христа) хаживали в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же по окончании праздничных дней возвращались; остался отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его; но думали, что Он идёт с другими. Прошедши же целый день, стали искать Его между родственниками и знакомыми. И не нашедши Его, пошли назад в Иерусалим, искать Его. Чрез три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их, и вопрошающего их. Все, слушавшие Его, дивились разуму и ответам Его. И увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: «Сын! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя». Он сказал им: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно обращаться в том, что принадлежит Отцу Моему?» Но они не поняли слов, которые Он сказал им. И Он пошёл с ними, и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В отличие от всех земных битв, здесь побеждают не те, кто убивают других — но те, кто отдает свою жизнь, свидетельствуя истину. Эта истина неизменна вот уже скоро две тысячи лет: Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа. Через свою смерть и Воскресение Христос даровал нам жизнь вечную и блаженную — которую мы принимаем покаянием и верой. Мы обретает эту жизнь в Церкви, которая совершает Таинства, которые установил Христос. Верные служители Божии, со времен Апостолов, исполняют поручение Господа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:19,20) Они воздвигают храмы Божии, обращают людей ко Христу, принимают их в Церковь через Крещение, совершают Литургию и преподают верующим Святые Тайны. И также — со времен Апостолов, вернее, начиная с самого Христа, диавол пытается помешать Божиему делу спасения людей. В Писании (и во всем опыте Церкви), диавол — не символ, не абстракция, не художественный образ для описания человеческого неразумия, а вполне сознательно и целенаправленной действующий дух, деятельность которого противоположна миссии Церкви. Церковь возвещает спасительную истину, диавол лжет, обманывает, и обольщает. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44) Через обольщенных им людей он воздвигает гонения на Церковь и пытается стереть ее с лица земли — начиная с царя Ирода, который пытался убить Младенца Иисуса, и до современных гонений на христиан во многих странах мира. В отличие от истины, которая не меняется, бесовский обман подается во множестве обличий и упаковок. Его маски могут выглядеть очень по-разному — от грубых языческих суеверий до квазинаучных идеологий, от примитивного разврата до лжеучений, требующих строгой жертвенности и самоотречения. Эти маски могут яростно спорить — даже вести кровавые войны между собой, требуя от людей присягнуть тому или другому обману. ХХ век знал особенно разрушительные случаи массовых обольщений — когда обширные и могущественные страны оказывались во власти губительного безумия. Как это гениально предсказывал в «сне Раскольникова» Федор Михайлович Достоевский,

http://radonezh.ru/2022/02/07/mucheniki-...

Во время поездки к отцу Серафиму я вспоминал о моем прошедшем времени в жизни. Беспечное детство, шальная юность, армия (флот), создание семьи и, наконец, – Церковь . В те годы заканчивалась эпоха Брежнева. Открытых гонений на Церковь уже не было. Храмы, как при Хрущеве, никто не закрывал, но и новых строить не разрешали. Совет уполномоченных по делам религий следил за этим зорко. Посещающих церковь считали не совсем нормальными, а о приобретении православной литературы не могло быть и речи. «Журнал Московской Патриархии», выходивший раз в месяц и доступный в основном, только священникам, наполовину был заполнен отчетами о конгрессах и конференциях. Однако стремление к Богу, желание найти путь к Нему через испытания, насмешки и скорби, никогда не оставались без-результатными. «Грядущаго ко Мне не изжену вон», – сказал Господь ( Ин. 6:37 ). И я шел, почти наугад, но с каким-то внутренним доверием к Нему, распятому и за меня, и за весь мир. И Он не оставлял меня. Я это чувствовал и видел но всем том, что совершалось тогда во мне и вокруг меня. Стоило случиться в те дни какому-нибудь печальному событию в моей жизни, как тут же Господь посылал утешение и как бы говорил: «Не бойся, ободрись, Я с тобой». Так, едва переступив порог храма, я был подвергнут суровому испытанию: внезапно умерла мама. В это время моя семья была очень далеко от меня. Жена с дочерью уехала на Дальний Восток погостить к родным. И буквально на другой день мама, до этого почти не болевшая, в одночасье была сражена инфарктом. Еще не старая (ей только исполнилось шестьдесят), она оставила этот мир. Я был потрясен ее смертью . Все вокруг внезапно изменилось: я смотрел на жизнь совсем другими глазами. И в это время Господь послал мне глубоко верующего человека, который не дал впасть в отчаяние. «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает», – сказано в Святом Евангелии ( Евр. 12:6 ), И я знал, что принят Им. Я не просто ощущал это, но был в этом уверен. А затем друзья, связанные со мной многолетними узами дружбы, вдруг стали отдаляться от меня. Причиной послужило мое постоянное посещение храма. Я ничего не мог понять и задавал себе один и тот же вопрос: почему? Ведь столько было заверений и клятв – дружить до гробовой доски. Как же так? Тогда я еще не понимал слов Христа: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:19 ). «Слава Богу за все!» – говорю я сейчас, вспоминая прошедшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010