Итак, Писание, когда говорит нам о первоначальной Церкви, говорит так: «иди и смотри» . Иди и виждь. Христианская религия предлагает каждому человеку опытно убедиться в истинности святого Евангелия. Помните, как один из апостолов, это был Нафанаил, сказал: – Что хорошего может быть из Назарета? Когда ему сказали: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» ( Ин.1:45 ). Он сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин.1:46 ) Назарет – это был очень маленький городок, половина населения язычники. И Нафанаилу было сказано: «Пойди и посмотри» (Иди и виждь) ( Ин.1:46 ). Отец Павел Флоренский в свой книге «Столп и утверждение истины», предлагает такое интересное рассуждение, он говорит: я слышал, что на Западе людей учат плавать на тренажерах. Ложится человек посреди комнаты, к ногам и к рукам присоединяют какие-то палки, и вот с помощью инструкторов, на некоем тренажере он учится плавать на полу комнаты. Апостол Павел, апостол Христов, учит нас, что мы всё должны познавать опытно. Он говорил, апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). Так вот, отец Павел Флоренский , рассказав о том, что на Западе учат плавать на тренажерах, сказал: а не лучше ли войти в саму воду? И поплыть? И он добавил: православным нельзя стать по книгам, сидя в кабинете, православие – это жизнь. Апостол Павел однажды воскликнул: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Только тогда для человека будет смерть приобретением, когда жизнь для него будет заключена в постижении личности Сына Божия Иисуса Христа. Итак, снимается вторая печать, и нам предлагается идти и смотреть на Церковь мучеников. Как страдали христианские мученики. Повторюсь, что от них никогда не требовали прямого отречения от Иисуса Христа. Никогда не требовали. Прежде всего, потому, что язычники верили во всех богов вместе взятых. Язычники вообще считали, что чем больше богов почитать, тем лучше. В самый разгар гонений против христиан в римском сенате стояла золотая статуя Иисуса Христа. В самый разгар гонений. Римляне говорили христианам:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Их имена заполняют значительную часть «Книги Живых», и нет им числа. Святой Иоанн Богослов пережил всех своих друзей, апостолов-евангелистов, почти на полвека и разделил с Церковью гонения первого столетия христанства . В дивном Откровении на острове Патмос он видел ангельское воинство и предстоятелей Церкви на Небесах. «И число их было их тьмы тем и тысячи тысяч» ( Откр. 5, 11 ). Число ангельских сил, конечно, превышало число человеческих душ, но и оно должно было быть огромным уже в те времена. Святой Иоанн далее говорит: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр. 6, 9–10 ). Души умерших праведников обитают рядом с Господом и говорят с Ним, а не спят в пыли земной в истлевших телах, ожидая конца света, чтобы только тогда пробудиться к жизни, как учат некоторые еретики. Процитированные здесь видения Иоанна Богослова безусловно относятся к христианам его времени, то есть до наступления следующего столения. И как было велико число их! А если перечесть все поколения христиан в течение трех столетий гонений на верующих до провозглашения императором Константином свободы Церкви? Неисчислимым стал христианский народ Царстве Небесном. Сколько крови! Сколько жертв за Христа! От первомученика Стефана и далее, сквозь столетия гонений на Церковь от иудеев, Ирода, и особенно от жестоких римских кесарей: Нерона, Декия, Диоклетиана, Максентия и многих других! Только в римских катакомбах погребены многие тысячи (некоторые полагают, что миллионы) христиан. В Никомидии в один день на молитве было сожжено 20 тысяч христиан. Но кроме сонма мучеников за Христа, великим было число и Божьих угодников, которые хоть и не приняли мученической кончины от огня и меча, но упокоились с верой и надеждой, что будут приняты в великое Царство Христа Бога нашего! И все это на протяжении пятнадцати христианских поколений, от апостолов до великих Отцов Церкви. Поистине, сие великая Жатва Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кто составляет сборище сатанинское? Из истории известно, с какою злобою восставали иудеи на христиан, обвиняя их во всех возможных преступлениях. Не имея в своих руках гражданской власти, они обращались к языческим правителям с разными доносами, клеветали на них, именуя их злодеями, бунтовщиками, врагами правительства. Такими коварными делами они служили диаволу, который искони есть клеветник, а потому справедливо могут назваться сборищем сатанинским. Господь объявляет Смирнской церкви, что скорбь и страдания ее будут продолжаться дней десять . В Священном Писании часто время, в которое дело начато и кончено, называется днем. Поэтому толкователи принимают десять дней за десять различных времен гонения на христиан. Действительно, главных гонений было десять: 1) при Нероне; 2) при Домициане; 3) при Траяне; 4) при Адриане; 5) при Марке Аврелии; 6) при Севере; 7) при Максимине; 8) при Деции; 9) при Валериане; 10) при Диоклитиане. Последствия смерти первой, происшедшей от падения Адама, разрушены Воскресением Христовым. Что такое вторая смерть? Ее приобретает тот, кто отвергает благодать Божию, открывшуюся всем людям во Христе, невзирая на испытанные всей тварью ужасные последствия вкушения запрещенных плодов. Ст. 12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: Ст. 13. знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Время Пергамской Церкви – это время признания ее миром, в котором сатана утверждает свой престол, время перехода от открытых гонений к попытке использовать Церковь в государственных интересах империи, время Вселенских Соборов. Те догматические истины, которые выковывались и оттачивались в эту эпоху, образно именуются здесь мечом обоюдоострым. Кто есть верный свидетель Антипа? Известный апологет того времени Тертуллиан повествует, что в гонение, бывшее при императоре Домициане, один благочестивый христианин Антипа был брошен в раскаленного медного быка и сожжен за исповедание Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Но Божественная закваска начала производить свое действие и продолжает его. Когда будет конец, в какое время все человечество преобразится, то ведомо только Богу одному. Не можем мы о сем и гадать. Не открыл Господь сего времени, но повелел всем верующим в Него бодрствовать и жить так, как бы они уже на завтрашний день ожидали второго пришествия Его. То верно, что многие из людей не пожелают и слышать благовестие о Спасителе. Многие вооружались и вооружаются против благовестников Христовой веры. Да и из вступивших в число членов Христовой Церкви иные не захотят выполнить тех обетов, которые они давали при крещении. Падшие были и во дни гонений на Церковь . Будут таковые и без гонений. Ад не останется, к сожалению, без обитателей. Значит, день оный, день завершения возрождения людей, придет, когда некоторые еще останутся безучастными в дарах Святого Духа, следовательно, и не обновленными духовно, ветхими, тлеющими в похотех прелестных. Посему, говорит Спаситель верующим: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному. Итак, бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк.21:34–36 ). А бедствия, о которых упоминает Спаситель, относятся к числу признаков Его второго пришествия. Они будут проявляться в междоусобных войнах, землетрясениях, голоде, моровых язвах и других бедствиях. В самих людях можно будет примечать в качестве признаков скорого пришествия Господа для суда: уменьшение веры и любви, умножение беззаконий и пороков и, наконец, появление антихриста. Однако никто не может и по этим признакам с точностью определить, когда придет Господь судить живых и мертвых. В символе веры мы ежедневно исповедуем Господа, паки грядущего со славою судить живых и мертвых. Если же мы в этом уверены, то будем бояться осуждения. Горе тем, которые услышат тогда страшный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

По остроумному замечанию В.В. Болотова, «александрийское толкование может быть хорошо только под пером таланта; в антиохийской школе предлагались такие простые и устойчивые приемы, что с ними не без пользы мог трудиться и человек невысоких дарований» . С александрийской школой самым прямым образом связано богословие святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, но из него выросло также аполлинарианство и монофизитство; богословие Василия Великого опиралось на антиохийскую экзегезу; у других каппадокийцев более заметно влияние Оригена. Верным продолжателем лучших традиций антиохийской экзегетической школы был святитель Иоанн Златоуст, но антиохийцами были также Несторий и Феодор Мопсуестийский. К концу III столетия относится зарождение монашества. Слово «монах» ( m o n a c o z) означает «уединенный». Монашество – институт, выросший в ходе церковной истории, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос призывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 10–12). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность и бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений. Апостол Павел писал к коринфянам: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор. 7: 32–35).

http://pravoslavie.ru/42070.html

Последний стих главы II-й связуется с первым стихом главы III-й, и потому мы еще должны в нем отметить выражение: «доколе день дышет прохладою и убегают тени, возвратись!» вопиет невеста с намеком на тоску ночную и ожидание возвращения возлюбленного. «Вмале, и ктому не видите Мя; и паки вмале и узрите Мя» ( Uoah. XVI, 16 ). Так глаголал Господь малой церкви Своей, приходившей в уныние, когда Он отходил на страдание. Тоска ожидания церкви Христовой и каждой отдельной души христианской символизирована в поэтическом ожидании земли, тоскующей по восходе живительного весеннего солнца. Эта тоска изображена в первых стихах главы III-й Песни Песней: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его» (ст. 1). И пошла невеста искать своего жениха и спрашивала о нем стражей, и вдруг явился он пред нею и невеста ухватилась за него и отвела его в дом матери своей, во внутренние комнаты (ст. 2–4). Земля успокаивается, увидя вновь восходящее солнце, и в тайниках ее начинает происходить прозябание семян: таинственный акт весенней жизни земли. В это время (III, ст. 5 как в II, 7) раздается глас возлюбленного, требующего временного успокоения земли: «заклинаю вас, дщери Иерусалимские... ...не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно». В высшем таинственном значении это исполнение слов Господа: «печаль ваша в радость обратится», и «паки же узрю вас и возрадуется сердце ваше» 652 . Это создание церкви Божией по воскресении Христовом, – это и возрождение души человеческой при восходе в сердце ее солнца благодати, живительного, согревающего. Кто же не знает тех минут скорби, когда душа «ищет Того, которого любит душа моя». Но вот Он Сам идет искать душу скорбящую и вдруг является пред нею, и она, как возлюбленная Песни Пес ней, «ухватилась за Него» и ведет Его в тайники души своей» «Царствие Божие внутрь вас есть 653 . Не будите Моей возлюбленной, говорит Он (III, 5 Песнь Песней). Таковы и были первые годы церкви Христовой; после первых скорбей и гонений времен Апостольских наступил период относительного спокойствия, когда Церковь росла и крепла в тишине, до великих гонений 654 . К этому времени успокоения относятся события, изложенные в книге Деяний Апостольских 655 . Солнце правды оживляет в тайниках души семена добра, вложенные в нее при сотворении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Работа по изучению подвига новомучеников и исповедников Российских состоит не в том, чтобы прославлено было как можно большее число святых, а в том, чтобы ныне живущие люди могли двигаться в направлении этих святых, могли, благодаря этим маякам двигаться по пути к Царству Христову. Если же этого не происходит, то массовая канонизация становится бесполезной и начинает приобретать абсурдный характер. В самом деле, чтобы только обозначить маршрут в вечность со Христом, для этого вполне достаточно сотни маяков, если их больше – то тем яснее путь, но если они останутся невостребованными, то будут сданы в кладовку человеческой истории, где сложен всякий ненужный людям скарб. Теперь дело прославления мучеников не за Комиссией по канонизации святых, не за конкретными исполнителями, изучающими архивные документы. Они свою работу в значительной степени уже исполнили, Русская Православная Церковь святых мучеников и исповедников, ведомых и неведомых миру, но знаемых Богу, уже прославила. Теперь дело за народом Божиим правильно воспользоваться этим великим даром Христовым и даром самих святых. Житница Божия за две тысячи лет бытия Церкви Христовой наполнилась душами обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие (Откр. 20:4). Священная история, однако, не закончилась и новые свидетели – мученики и исповедники Церкви Русской – научают нас по образу святых апостолов и первых христиан так молиться и славословить Бога: И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса (Деян. 4, 29–30).   Литература: 1. Болотов В.В. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли//Сборник церковно-исторических трудов. Том 3. М.: Изд. «Мартис». 2001. С. 1–169. 2. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1993. 3. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1993.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Скачать epub pdf Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству В своей эсхатологической речи на Елеонской горе, говоря о знамениях последних дней этого мира, Иисус Христос предрекает своим ученикам и последователям: «Вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними…. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» ( Мк. 13:9, 13 ). Весьма скоро после произнесения этих слов «правители и цари» принялись энергично исполнять сказанное о них пророчество. Сонм свидетелей Христовых из века в век пополнялся всё новыми и новыми мучениками. Кажется, своего апогея этот поток убиенных за имя Господа достиг в XX веке. Но апогей ли это? Или? «Надлежит сему быть, – но это еще не конец» ( Мк. 13:7 ). Действительно, в Священном Писании Нового Завета «правители и цари» представлены в очень невыгодном для них свете. Об этом мы будем ещё говорить несколько ниже. Здесь достаточно упомянуть царя Ирода ( Мф.2 ), который в своем параноидальном стремлении удержать за собою власть готов был идти на любые преступления. Или безвольного тетрарха Ирода Антипу ( Мк.6 ), убившего великого пророка Иоанна Крестителя. Или, наконец, прокуратора Иудеи Понтия Пилата, через которого Римская государственная машина отдала на распятие Сына Божия. В лице этих правителей государство, по словам Карла Барта, «становится разбойничьим притоном, гангстерским государством, организацией безответственной банды». Государство, предстающее в таком виде, есть прямая противоположность Церкви и Царству Божию. Это государство антихристов всех родов. Таким оно представляется нам не только в Евангелиях, но и в книге Откровения, таким оно являлось в эпоху древних гонений, и таким оно было в совсем не столь уж давнее время гонений на Церковь в нашей стране. Однако, – и это тоже утверждает Священное Писание , – антихристианство не составляет самой сущности государства как такового. Иначе были бы бессмысленными призывы Пастырских посланий: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим.2:1–3 );«напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.3:1 ). Особенно важно в этом смысле увещевание в Рим.13:1–7 , о чем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Слава Богу, что есть добрые архиереи, добрые архипастыри. Но христианин должен быть защищен на любом уровне. Он должен иметь такие права, чтобы мог подать в суд на священника, священник – на архиерея, а архиерей может апеллировать к суду Собора. Вот это будет по-церковному. Итак, лжесвидетельство запрещается. Старайтесь никогда не говорить о других людях такое, чего не хотите услышать о себе. И следующая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» ( Исх.20:17 ). А как дьявол бодается одним из десяти рогов против этой заповеди? Реклама! Что такое реклама? Мы постоянно видим рекламу по телевизору – она прерывает фильмы, православные передачи разрывает реклама. Реклама как раз и вызывает в нас чувство жадности, она делается с помощью очень опытных психологов. Там так все искусно продумано, что человек сам еще ничего не понимает, а у него уже слюни текут. Я заметил, кстати, реклама скоромных продуктов учащается по телевидению во время поста. Там показывают такие дымящиеся сардельки, куры дымящиеся, необычайно аппетитные, все такое аппетитное – не дай Бог! Итак, «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами» бодается против Закона Божия. «И на головах его семь диадим» . Владыка Аверкий поясняет: «Венцы на головах его означают царственную власть дьявола в его мрачном царстве». По толкованию блаженного Мефодия: «Подвизавшиеся в брани с дьяволом и умертвившие его семь глав Церкви получат потом семь венцов добродетели. В приложении к истории Церкви некоторые видят в этих семи венцах семь царей, восставших против Церкви, а в десяти рогах десять гонений на Церковь ». Значит, десять рогов означают и борьбу с десятью заповедями, и десять гонений, которые были на первых христиан. А вот эти «семь диадим» на головах большого красного дракона означают семь выступлений против Божественной благодати и то, что Божественная благодать одолеет эти диадимы и сбросит их.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Смирна также один из древнейших городов Малой Азии, просвещенный и славный в языческой древности. Не менее замечательна была Смирна и в истории первых времен христианства, как город весьма рано озарившийся светом христианства и удержавший среди гонений залог веры и благочестия. Церковь Смирнская, по преданию, основана св. Апостолом Иоанном Богословом, и ученик последнего св. Поликарп, бывший в ней епископом, прославил ее своим мученическим подвигом. По известию церковного историка Евсевия, почти сразу после апокалипсического предсказания возникло лютое гонение на христиан в Малой Азии, вовремя которого и пострадал св. Поликарп Смирнский . Христос « Первый – как Бог , и – как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертию» (св. Андрей, гл.4) (ср.: Ис 44:6 ). По одним толкованиям, «дней десять» означает краткость времени гонений; по другим, наоборот – некий продолжительный срок, ибо Господь заповедует смирнянам запастись «верностью до смерти», то есть на какой–то продолжительный период. Некоторые подразумевают под этим гонение, бывшее при Домициане и продолжавшееся десять лет. Другие видят в этом предречение всех десяти гонений, которые претерпели христиане от языческих императоров в течение первых трех веков. Под «второй смертью », имеющей наступить для неверных после смерти телесной, понимается осуждение их на вечные муки (см.: Ап.21:8). Побеждающему, то есть претерпевшему все гонения, обещается «венец жизни» или наследие вечных благ. Смирна до сего времени остается значительным городом и имеет достоинство православно–христианской митрополии. Пергамской церкви Откр. 2:12–13. И Ангелу Nepraмckiя церкве напиши: тако глаголетъ Имяй мечь обоюду изощренъ: вмъ дла твоя, и гд живеши, идже престолъ сатанинъ: и держиши имя Мое, и не отверглся еси вры Моея и въ [Моя] дни, въ няже Антипасъ свидтель Мой врный, иже yбiehъ бысть въ васъ, идже живетъ сатана. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010