1 . Сведения о пророке Ионе В самой книге о пророке Ионе – [Йона] (с евр.голубь) говорится, что он был сыном Амитая (слав. Амафии) (1:1), происходил из евреев и почитал Господа Бога небес, сотворившего небо и землю (1:9). Эти краткие сведения несколько дополняются свидетельством Ионе, сыне Амитая, из Гафхефера (в колене Завулоновом, см. И. Нав.19:13 : Геф-Хефер) современнике Иеровоама II, ц.изр., предсказавшем этому царю восстановление древних пределов царства. Из этого свидетельства следует, что пророк Иона жил и пророчествовал в израильском десятиколенном царстве при Иеровоаме II (793–753) и был старшим современником Амоса и Осии, первых пророков-писателей, которые начали своё служение несколько позднее – после побед Иеровоама. 2 . Состав и содержание книги Книга пророка Ионы существенно отличается от всех других пророческих писаний, так как все четыре главы её содержат не пророческие речи, а описывают миссию пророка в Ниневию, столицу Ассирии. Первая глава повествует о том, как Иона, получивший от Бога повеление идти в Ниневию и обличать беззакония жителей этого города, пытался уклониться от этой миссии. Он направляется в Иоппию, портовый город на Средиземном море (нынешняя Яффа), садится на корабль и бежит «от лица Господня» в противоположную от Ассирии сторону – в Фарсис (Тартес), финикийскую колонию в Испании, олицетворявшую для древних евреев край света (стт.1–3). Далее описывается, как на море поднялась великая буря, грозившая потопить корабль, и язычники-моряки, по обычаю того времени, бросили жребий, чтобы узнать, кто из присутствующих на корабле виновен перед Богом и навлекает на всех Его гнев; жребий пал на Иону, который исповедал перед всеми свой грех и просил бросить его в море, после чего ветер прекратился (стт.4–16). Вторая глава рассказывает о поглощении Ионы «китом великим» (в евр. тексте «большой рыбой»), о пребывании его во чреве кита три дня и три ночи и о молитве Ионы с благодарением Богу за сохранение жизни и с прошением о спасении. Господь повелел киту извергнуть Иону на сушу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

—245— рит: ты – священник во век по чину Мельхиседекову – ϑεν α προφτης (Δαυδ) λεγευ σ ερες ες τν ινα ατ τν τξιν Μελχσεδ (Lips. p. 192, lin. 11–13, – p. 126, lin. 19–21, Tischendorf, p. 12 ср. Пс.109:4 и Евр.5:6 ), – „есть в Иудее государство (?) – оно называется Назаретом“ (1064), надо: город, πλις (Lips. p. 134, lin. 2), – „образец письма“ (1066), надо: содержание письма таково – περιεχον δ (τ γρμματα) οτως (Lips. p. 196 и 134), – „ты думаешь, что я имею рассуждение с этими, которые совершили против меня заговор“ (1081), надо: тебе угодно, чтобы я вступил в рассуждение с этими людьми, составившими заговор против меня – δοκες μετ τοτων χειν μ διλογον (Lips. 154). Этими примерами однако ж далеко ещё не заполняется скорбный лист неточностей и неверностей перевода, встречающихся в сочинении о. Леонида и требующих от него дальнейшего и не малого труда по изучению подлинного языка научных первоисточников его работы. В 4-х, и в рассуждениях автора есть также не мало частных недостатков разного рода, недосмотров и погрешностей. Таковы: а) на стр. 77 имя отца Ап. Петра Иона – Ιωνς (автор пишет Ιων) считается укороченным от имени ωννης==Iochanan и =Iehochanan=Бог милостив, а тремя страницами ниже (81) оно считается еврейским =Ionach=голубь, – б) успение Богоматери отнесено к 57-му году и апостольский собор к 50–51 году, а между тем первое изложено прежде второго (стр. 842–855), – в) на стр. 938 автор допускает возможность свидания Ап. Петра с Филоном Александрийским в Риме, не обращая внимания на хронологическую невозможность этого предположения, – вообще в сочинении отсутствует хронологическое исследование жизни Ап. Петра, – г) автор позволяет себе непозволительную в учёном труде цитацию Иосифа Флавия по Гаусрату (в описании Галилеи на стр. 32), Философумен – по латинскому переводу (754), Григория Великого по аббату Геттэ (896), также Оригена , Епифания (78, 901), Лактанция (996. 1034), Игнатия Антиохийского (993–994), пишет: „св. Илларион“ (83) и даже, dictu mirabile, свидетельство Ап. Павла о том, что „Ап. Пётр во время своих миссионерских путешествий имел при себе жену“ (надо: сестру жену?), автор цитирует не по 1Кор.9:1 , а

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Быт. 8, 8–12 ). На святых же апостолов Святой Дух нисходит в виде огня (см. Деян. 2, 2–3 ). Ибо Он – Бог, а Бог огнь потребляяй есть ( Втор. 4, 24 ). При Крещении берется елей, обозначающий наше помазание, и делающий нас помазанными, и возвещающий нам Божие милосердие через Святого Духа, так как и голубь принес сучец масличен тем, которые спаслись от потопа ( Быт. 8, 11 ). Иоанн был крещен через то, что возложил руку на Божественную главу Господа; также и своею кровью. Не должно отсрочивать Крещения, всякий раз как вера приступающих бывает засвидетельствована делами. Ибо тот, кто приступает ко Крещению коварно, скорее будет осужден, нежели получит пользу. Глава 10 (83). О вере Вера, конечно, двояка: потому что есть вера от слуха (см. Рим. 10, 17 ). Ибо, слушая Божественные Писания, верим учению Святого Духа. Эта же вера совершается через все то, что законоположено Христом: веруя делом, живя благочестиво и исполняя заповеди Того, Кто обновил нас. Ибо тот, кто не верует согласно с преданием кафолической Церкви или кто через постыдные дела имеет общение с диаволом, – неверен. Есть же, с другой стороны, вера – уповаемых извещение, вещей обличение невидимых ( Евр. 11, 1 ) или неколеблющаяся и неиспытующая надежда как на то, что обещано нам Богом, так и на счастливый успех наших прошений. Первая вера, конечно, составляет принадлежность нашей воли, вторая же принадлежит к дарам Духа. Должно же знать, что через Крещение мы совлекаем с себя все покрывало, которое было на нас от рождения, то есть грех, и принимаем имя духовных израильтян и народа Божия. Глава 11 (84). О Кресте, где еще и о вере Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть ( 1Кор. 1, 18 ). Ибо духовный востязует убо вся... душевен же человек не приемлет, яже Духа ( 1Кор. 2, 15, 14 ). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о благости и всемогуществе Бога, но Божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, есть выше естества, разума и мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   Крещение Христа стало откровением Троицы. Отец говорил с неба, а спустившийся голубь был знаком помазания Духом. Появление голубя не означает, что Иисус не был прежде исполнен Духом; Он был отмечен как носитель Духа, Которому надлежало крестить Святым Духом (Ин 1:32—33) и таким образом положить начало эре Духа, эпохе исполнения надежд Израиля (Лк 4:1,14,18—21). Грех, не имеющий прощения     Предупреждение Иисуса о том, что есть грех, не подлежащий прощению, в той или иной форме присутствует в трех Евангелиях это «хула на Духа Святого», которая может быть выражена словами, открывающими помышление сердца (Мф 12:33—37 ср. Рим 10:9—10). В частности, когда оппоненты Иисуса заявляли, что те добрые дела, которые Он совершал для них, движимы не Божьей силой, а силой дьявола, они являли пример именно этого греха. Иисус проводил различия между грехом против Духа Святого и остальными грехами (совершенными как словом, так и действием). Библия учит, что Бог прощает кровосмешение, убийства, ложь и даже, как было с Павлом, преследование церкви (Деян 9:1).    Непростительный грех отличается от всех прочих своей направленностью против Святого Духа. Именно Дух Святой трудится над тем, чтобы просветить разум грешника (Еф 1:17—18), открыть ему и объяснить Евангелие (Ин 14:26), склонить душу к покаянию и обращению к праведности (Деян 7:51). Дух не только поясняет Слово Божье, но и открывает разум к пониманию его (2 Кор 3:16—17). Когда Его влияние сознательно и умышленно отвергается, тогда такое безответственное отношение классифицируется как преднамеренный и, более того, злонамеренный акт, в результате которого сердце становится нечувствительным к Богу, покаянию и вере (Евр 3:12—13). Бог в подобном случае позволяет решению человека укрепиться и доминировать. Бог делает это не без причины, но в ответ на выпады против Его любви.    Человек, который испытывает раскаяние, т.е. отвращается от грехов, в которых повинен, не страдает очерствением сердца и, следовательно, не совершает греха, который Бог может счесть не подлежащим прощению. Все, кто рожден свыше, не могут совершить непрощаемый грех, поскольку они движимы Духом, а Бог не может разделиться в Себе и действовать против Себя (1 Ин 3:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я в комнате. А за стеной наружной Примята пыль. Прошел недавно дождь. От северной границы и до южной Пасет народы предреченный Вождь. Таков конец поэмы. Примявший пыль дождь, передает ощущение благодати, внутреннего мира, – состояния, к которому, пройдя через очистительный огонь стиха, приходит автор. Организующим принципом поэмы является " троичность " . Это видно и из того, что поэма написана терцинами, и из того, что она состоит из трех песен. Очевидно, таинство Св. Троицы являлось здесь конституирующим. Другое, менее очевидное, таинство, обнаруживаемое в поэме, – пасхальная мистерия трех дней – Пятницы, Субботы и Воскресенья. В самом деле, первая песнь кончается темой Распятия, автор ставит себя на место покаявшегося разбойника, распятого со Христом. Другой образ – Богородицы, принявшей крестную смерть своего Сына. Здесь излюбленная тема матери Марии – душа христианина подобна Богородице, в ней таинственно рождается Христос, она должна пройти муки рождения. Эти муки связаны с пророчеством Симеона Богоприимца: " И Тебе Самой оружие (меч) пройдет душу " (Лк. 2, 35). Этой темой кончается Первая песнь: И пусть страданье мне еще грозит, – Перед страданьем я склоняюсь долу, Когда меня своим мечом разит Утешитель, животворящий Голубь. (1.56–57) Поэтическая сила последних строчек связана с неожиданным сочетанием " Утешителя " и разящего меча. Сближаются далекие смыслы. Богословски мысль матери Марии точна: в Послании к Евреям (9, 14) говорится, что " Христос Духом Святым принес Себя непорочного Богу " , т. е. сама Жертва понимается как совершаемая в Духе. Тот же Св. Дух, в Котором совершилась Крестная Жертва, освящает в угодную Богу жертву сердце каждого человека, в котором в муках рождается Христос (ср. Евр. 4, 12). Глагол " разит " в этом контексте следует понимать в связи с такими словами, как " образ " , " изображение " , т. е. Святой Дух напечатлевает образ Христов на сердце, претерпевающем муку рождения новой жизни. Итак, Gepbaя песнь завершается темой Страстной Пятницы. Мы еще вернемся к ней, а сейчас заметим, что Вторая песнь в таинстве трех дней соответствует Субботе. В Субботу, согласно церковному преданию, Христос сошел во ад, где томились души умерших предков, и освободил их от уз ада. В коленнопреклоненных молитвах, читаемых в вечер Пятидесятницы в начале Духова Дня, вспоминается это схождение Христа во ад и возносятся сугубые молитвы о всех томящихся в темнице ада предках. Не случайно в поэме большая часть Второй песни представляет собой схождение в историческую память русского народа, русскую историю, которая в ХХ веке, с его мировыми войнами, связывается с историей всемирной. Мать Мария пытается определить смысл истории своего народа. Подробнее скажем об этом ниже, а пока заметим, что Вторая песнь кончается темой опустевшего Гроба Христова и прозрением Магдалиной чуда Воскресения. Речь идет не только о Воскресении Христа, но и о чаянии всеобщего Воскресения:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

    Мне должно прежде исполнить Закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно положить конец Ветхому Завету, и потом уже проповедовать Новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моей Кровью и запечатлеть Моим Духом. Мне должно взойти на крест и на нем пригвоздиться, чтобы Моими страданиями уврачевать страдания других. Мне должно сойти в самую глубину преисподней ради находящихся там мертвецов. Мне должно тридневной смертью Моей Плоти истребить и уничтожить долговременное владычество смерти. Мне должно взойти туда с плотью, где Я пребываю по Божеству. Мне должно привести к Отцу Адама. Мне должно ныне креститься этим крещением и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы. Возложи же на Меня ныне, Креститель, свою десницу. Погрузи Меня ныне в струи Иорданские подобно тому, как Родившая повила Меня младенческими пеленами. Прикоснись к Моей главе, перед которой благоговеют и которой поклоняются Серафимы. И Предтеча не стал более препятствовать исполнению Божественной правды: ТОГДА ИОАНН ДОПУСКАЕТ ЕГО. С благоговением взирал он, как Иисус Христос снимал с Себя одежды, подобно всем грешникам. Иоанн сам ввел Его в воду, возложил на Него трепещущую руку и немедленно погрузил Его в воды Иорданские. Произнес ли Креститель при этом какое-либо слово? Вероятнее — ничего. Где взять слова для совершения крещения над Сыном Божиим? Тут было время не говорить, а благоговеть и поучаться. Безгрешному нечего было исповедовать грехи, И потому, КРЕСТИВШИСЬ, ИИСУС ТОТЧАС (тотчас же, поспешно) ВЫШЕЛ ИЗ ВОДЫ и, возведя очи Свои к небу, стал молиться Отцу Своему Небесному, чтобы Он благословил начало Его служения спасению рода человеческого, чтобы через Его безгрешное омовение распространилось очищение на все грешное человечество. В эти-то минуты, по мнению святых отцов, Искупителем мира были произнесены перед Отцом Небесным те молитвенные слова, которые некогда были открыты вдохновенному пророку Давиду: «Вот, иду... исполнить волю Твою, Боже!» (Пс. 39:7-9; Евр. 10:7). И вот, еще не окончил Он этой смиренной молитвы, как молитва была услышана и на нее последовал ответ Небесного Отца возлюбленному Сыну: И СЕ, ОТВЕРЗЛИСЬ ЕМУ (над Ним) НЕБЕСА, свод небесный над главой Его представился раскрытым, наподобие того, как это бывает во время сильного, продолжительного блеска молнии из облаков, И УВИДЕЛ, — увидел, как Сам Иисус, так и ИОАНН ДУХА БОЖИЯ, КОТОРЫЙ СХОДИЛ, КАК ГОЛУБЬ, И НИСПУСКАЛСЯ НА НЕГО (на Иисуса Христа).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2:49). Впрочем, Он бе повинуяся Иосифу и Марии и преспеваше премудростию и возрастом, и благодатию у Бога и человек (Лк. 2:51—52). До тридцатилетнего своего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народного или священника. Когда настало для Него время спасительной проповеди: Иоанн Предтеча в 15 лето владычества Тиверия по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской (Лк. 3:1—3), что приблизилось царство небесное и грядет чаемый Мессия; проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его и исповедующих грехи свои крестит в Иордане (Мф. 3:2). Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам Златоуста, только приготовлением к св. таинству, а не самым еще таинством. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества своего и установить Таинство Крещения, долженствовавшее служить дверию в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия: тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне; остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду (Мф. 3:14—15). Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его; по выражению церковных песнопений, Господь, взявший на себя грехи мира, покрывается водами Иордана. Как скоро Иисус Христос, крестившись, вышел из воды — над Ним отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, ниспускаясь на Него, и слышан был глас Бога Отца: сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих (Мф. 3:17). Таким образом Иисус Христос в день крещения сошествием на Него Св. Духа помазан по своему человечеству паче причастник своих (Евр. 1:9; Деян. 10:37—38), и с этого времени Спасителю как человеку принадлежит имя Христос, предсказанное пророками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Кровь этой жертвы называется Моисеем кровью завета и берется им для кропления ею всего народа ( Исх.24:7–8 ). Такова и была, действительно, многоценная кровь воплотившегося Сына Божия. Христос Спаситель называет ее, очевидно, в соответствие с упомянутою кровью, кровью Нового Завета и говорит: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:27–28 . Сравн. Евр.9:15:23 ). Окончательное установление жертвенного культа, последовавшее, по указанию Божию, чрез того же пророка Божия Моисея, доставило и мессианской идее окончательное ее проявление. В нем каждая уже особенность носила на себе, в большей или меньшей степени, отпечаток ее. Так в отношении к материалу жертвенному, примечательно было то, что не все предметы входили в состав его, а только такие, которые способны были выражать или, как: телец, овен, козел, горлица и голубь, – нравственные свойства будущей жертвы 404 , или, как: мука, хлеб, елей, ладан, соль и вино, кроме нравственных свойств самой жертвы, и нравственные свойства самих приносящих 405 . Еще более примечателен был способ приношения и особенно жертв кровавых, имевших умилостивительное значение. Он состоял в приведении животного ко святилищу, в возложении на него рук приносящим, в заклании, в пролитии крови вокруг алтаря, в кроплении кровью завесы и рог алтаря кадильного ( Лев.4:7 ), в снятии кожи, и рассечении трупа, в омовении, осолении его, в разделении жертвы на четыре части, в сожжении жертвы отчасти на жертвеннике и отчасти вне стана и в снедении частей ее или одними жрецами, или вкупе с приносящим ( Лев.1:1–9 . Лев.4 . Лев.7 и др. 406 . К чему служили бы все эти, возведенные в закон, подробности жертвоприношения, если бы целью сего последнего было выражение одной преданности и благодарности Богу? Для выражения такой преданности вполне достаточно было бы одного заклания животного. Далеко, между тем, не так излишни являются эти подробности при рассмотрении их в связи с будущею искупительною за всех жертвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

В приложении к новозаветным Тайнам клятвенный завет Бога с Авраамом толкуется св. Кириллом Александрийским и отчасти бл. Августином. «В употреблении клятвы, утверждающей наследников в верности обетования, как бы содержится таинство Спасителя нашего. Христос предъизображаем был, как бы в юнице (телице), а также в козе и овце, равно как и двух птицах, то есть в горлице и голубе. Иногда Христос, по причине великой крепости и непреоборимой силы, очевидно, боголепной, уподобляется тельцу; иногда же, по причине человечества и пребывания под законом, именуется юницею. Ибо женский пол стоит всегда позади и ниже мужского пола, как начальствующего, преимуществующего; потому что Сын превыше всякой твари и несравнимыми преимуществами превосходить природу и славу сотворенного, имея высочайший корень, т. е. Отца всяческих и Бога, когда же родился подобно нам, то стал подчиненным закону. Посему Он и говорил: «не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5:17 ). Приписывать должны мы состоянию истощения и сие, если хотим право мыслить. По этой причине Христос есть юница... уподобляется Он также и козе. По какой причин? По той причине, что принес Себя Самого за грехи наши по Писаниям ( Евр. 9:12; 10:12 ; Петр. 1:19 и др). Козел же по закону есть жертва за грех ( Лев. 16 ). Приравнивается Он также и овну по той причине, что является вождем словесных стад. «Един бо есть учитель» 227 наш «Христос» ( Мф. 23:8–10 ), и «мы людие пажити» Его «и овцы» подручные Ему ( Пс. 78:13 )... Прообразуем Он был опять и в горлице и в голубе, потому что Он есть единая мысленная и громогласнейшая горлица по истине доброгласная птица, слетавшая с неба и свыше, как усладивший евангельскою проповедью всю поднебесную. К Нему и сама невеста, т. е. Церковь из язычников, взывает: «яви ми зрак Твой, и у слышан сотвори ми глас Твой: яко глас Твой сладок, и образ Твой красен» ( Песн.2:14 ). Он же Сам есть и простой, незлобивый и не имеющий коварства голубь, потому что «не обретеся лесть во устех Его», как написано (Ис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жертвоприношение Ноево . 19–21. Касательно жертвоприношения Ноева довольно сказать, что жертва его, состоявшая из чистых птиц и всех животных, была жертва всеобщая 177 и всеродная за людей, за животных и за благосостояние всего видимого мира, и была принесена в духе крепкой веры в Искупителя мира ( Евр.11:7 ), потому она и принята Богом в приятную, благоуханную воню. При общем взгляде на великое и страшное происшествие всемирного потопа открываются и великие, многознаменательные истины для поучения и назидания. 1. Потоп, в котором умирают люди плотские, чувственные, душевные, Духу Божию противящееся, по ясному указанию Ап. Петра ( 1Пет.3:20–21 ) прообразовал всемирные воды крещения, которым потребляется ветхий растленный, естественный человек ( Рим.6:4–6 ). 2. Тот же водный потоп, пред которым род неверный и развращенный не принял проповеди Ноя и погиб, служить прообразом страшнейшего потопа огненного ( 2Пет.3:6, 7,10 ), на который имеет быть осужден любодейный, неисправимый мир ( Откр.17:16;18:7–9;20:9,10,14,15 ). 3. Ковчег, устроенный по непосредственному повелению Божию, для спасения избранных Божиих от потребительных вод, есть истинный образ церкви Божией, устроенной и управляемой Богом для спасения избранных от обуревания житейского треволнения страстей, пороков и всякой душепагубной суеты ( 1Кор.10:11 ). 4. Голубь Ноев, несущий в устах своих масличную ветвь, в знамение оскудения потопной воды и пременения на милость гнева Божия, есть истинный образ Духа Божия, Утешителя ( Ин.15:26 ; Рим.8:15,26 ), возвещающего и дарующего мир с Богом – тем, которые, среди треволнений мира, не исходно пребывают терпением в самих себе, утверждаясь упованием и преданностью в Боге. 5. Мирное, по воле Божией, исшествие Ноя из ковчега с семейством и животными, после скорбного, долговременного плавания по всемирному морю потопных вод, есть образ мирного, радостного исшествия из тесной и скорбной, временной жизни на новую землю и под новое небо ( 2Пет.3:13 ; Откр.21:1 ), как всякий добрым подвигом веры, терпения и чистоты подвизавшийся в сей жизни исходит на берег новый, нетленной, бессмертной жизни ( 2Тим.4:7 ). Паремья 2-я на веч. Пят. 3-й Нед. Пос. Прит. 10:31, 32; 11:1–19

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010