Глава 3 Соф.3:1 . О светлый и избавленный граде, голубице. С Евр.: «горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю»! Не о Ниневии, как думали некоторые, а об Иерусалиме говорит здесь святый Софония, что видно из следующих стихов. Пророк показывает причины, почему должен подвергнуться разрушению Иерусалим – город светлый 56 , т. е. известный своими злодеяниями, открыто беззаконствующий, позорный, город избавленный 57 от многих бедствий, или (с Евр) оскверненный грехами и пороками, глупый, как голубь 58 , не имеющий разума (под. Ос. 7:11 ). Но бл. Феодорит видит такой смысл: «подлинно слез и сетования достоин город (Иерусалим), который в счастьи был знаменит и славен, неоднократно спасаем Богом всяческих, и изобиловал духовными дарованиями. Ибо предполагаю, что пророк в наименовании голубицею дает разуметь или это самое, или благолепие и красоту города; потому что и голубь животное красивое». Соф.3:2 . Не услыша гласа, ни прият наказания, на Господа не упова, и к Богу своему не приближися. С Евр: «не слушает голоса, не приемлет наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается». Теперь Св. пророк показывает, за что Иудеи должны понесть наказание от Господа, за что и Иерусалим будет разрушен. Иудеи будут наказаны, говорит пророк, за свои беззакония и прежде всего за то, что они были упорны во грехах, не внимали гласу Божию, который они слышали в законе и от пророков; по любви к порочной жизни не хотели исправления (наказания), предлагаемаго от Господа Св. пророками, были так нечестивы, что и в Бога не верили, не уповали на Него, и нисколько не старались жизнию своею приблизиться к Нему, не молились Господу, не чтили Его, не угождали Ему. Под. Иер. 7:24–28, 9:12 ; Ис. 19:13 . Соф.3:3 . Князи его в нем, яко львы рыкающе, судии его яко волцы Аравийстии, не оставляху на утро. С Евр: «князья его посреди его – львы рыкающие; судьи его – вечерние волки, до утра не оставляющие ни одной кости». Всего более прогневляли Господа власти и начальники Иудейские, гов. Св пророк. Это были точно как львы. Как львы своим рыканием и лютостию наводят ужас на всех животных, так и властители наводили страх на народ своими жестокостями и неправосудием (под. Иезек. 22:21); это были волцы аравийстии 59 , т. е. вечерние, к вечеру сильно проголодавшиеся, которые с необыкновенною быстротою бросаются на свою добычу и с лютостию пожирают ее дочиста, так что к утру даже и костей не оставляют, все пожирают. Таковы, говорит пророк, властители у Иудеев, с жадностию и жестокостию терзавшие беззащитных, которых они как бы пожирали (Подоб. Аввак. 1:8 ; Иерем. 5:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Еврейский текст стиха: гой мора венигала гаир гайона, рус. синод.: «горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю», – и греческий перевод LXX-mu: πιφανς κα πολελυτρωμνη πλις περιστερ; слав.: «о Светлый и избавленный граде, голубице!» – имеют противоположные смысл и значение, поскольку еврейский текст дает мрачную характеристику нравственного состояния Иерусалима, а греческий т., напротив, превозносит Иерусалим, как город Божественного благоговения и славы. Вульгата в данном случае следует более LXX-mu, приближаясь к масоретскому тексту лишь в одном втором слове: vae provocatrix et redempta civitas, columba. Однако с контекстом речи пророка, именно с непосредственно далее, в Соф.3:2–4 , делаемою им характеристикою жителей Иерусалима согласуется масоретский текст ст. 1-го, и потому этот текст заслуживает предпочтения в целом составе слов стиха. Так, прежде всего, с общею характеристикою народа, населяющего Иерусалим и Иудею (ст. 2–4), вполне гармонирует название Иерусалима городом непокорным, мятежным, евр. мореа; неудачно переданное у LXX-mu: επιφανς, слово это происходит от гл. мэра, главным значением которого является: быть непокорным, упорствовать ( Втор 21.18–20 ), весьма часто в отношении людей к Богу (напр., Чис 20.24 ; 1Цар 12.15 ; 3Цар 13.21 и др.). Именно так передает значение этого слова блаж. Иероним в своем толковании: «Горе городу Задорному, что более понятно выражается Еврейским словом тага, т. е. παραπικρανουσα и что мы можем выразить словами: огорчающий Бога, т. е. пороком своим обращающий милостивого Господа к огорчению, так что желающий быть милосердым побуждается к наказанию» (с. 293). Равным образом глаголу гаал, от которого причастие ф. ниф. образует слово нигала, в данном месте следует придать не значение выкупать, избавлять (которое ему присуще в других случаях), как это делают LXX в Vulg., слав., а значение: марать, осквернять (как в Мал 1.7, 12 ), разумеется в нравственном смысле (ср. еще Ис 59.3 ). Наконец, и передача слова «гайона» словом «голубь» совершенно не соответствует данному месту (голубь в Библии обычно – символ незлобия, целомудрия). Справедливо, поэтому, новые исследователи производят это слово от гл. яна угнетать (ср. Иер 22.3 ; Иез 18.7, 12, 16 ), так что слово гайона можно передать: город притеснений, или: город-притеснитель, что вполне подтверждается указанием ст. 3-го на вопиющие нарушения справедливости со стороны аристократии Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рассуждение семнадцатое. О Ное Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное ( Быт.6:9 ). § I Ной, верный правды проповедник ( 2Пет.2:5 ) – значит покой, как назнаменал его Ламех у Моисея: сей упокоит нас ( Быт.5:29 ). Но истинный утешитель наш есть Иисус, истинный утешитель Дух Святый ( Ин.15:26 ). § II Ковчег Ноев был прообразом Церкви: 1). В рассуждении приятия в себя всякого рода животных. Они означают языки и народы, из коих собрана Церковь . 2) В рассуждении колебания с одного боку на другой: так благочестивые члены Церкви от похотей и худых мыслей колеблются. 3) В рассуждении правительства самого Бога: так Бог Церковь Свою управляет, и отверзает ей пути чрез слово Своё.4) В рассуждении нападения ветров и дождя: так Церковь угнетается от мучителей, еретиков и лживых братьев, кои прообразованы чрез трёх коней: ибо рыжий конь означает мучителей, бледный – еретиков, а чёрный –развращённых и ложных братий ( Откр.6 ). 5) В рассуждении возвышения по водам: так Церковь водами гонений возносится и к Богу приближается. 6) В рассуждении положения между небом и землёю: так Церковь возвышается на небо, говоря: наше житие на небесех есть ( Флп.3:20 ). – Возведох очи мои в горы ( Пс.120:1 ). [Снеси: ( 1Пет.3:20–21 )] Ибо „ Церковь есть, по Августину, священный Божий ковчег, – ковчег завета» 18 . 7) В рассуждении ковчега сего дверей, которые суть рана в боку Христовом. § III Ковчег есть прообраз крещения, которое есть залог доброй совести с Богом нашим. Ной со своим семейством в милости был у Бога ( Быт.6:8 ); ибо: α) Богу истинною прилепился верою: верою – говорит Павел, – ответ приим Ное ( Евр.11:7 ) и проч. ß) повиновение Божиим повелениям утвердил, и засвидетельствовал непорочностью жития своего. § IV Голубица не обретши покоя ногама своима, возвратися к нему в ковчег ( Быт.8:9 ). Что означает сия голибица? Она означает благочестивую душу, которая нигде покоя сердцу своему не обретает, кроме ковчега благоутробия Божия. Научись, христианине! отсюда покаянию и обращению; ежели ты по причине грехов твоих отдалён от ковчега милосердия Божия, и как бы уже над пропастью адовых вод летаешь – не медли, возвратись к сему чадолюбивому Отцу, возвратись истинным покаянием, и сердечным сокрушением. Он ждёт тебя и простирает руку милосердия к приятию тебя в объятия Свои: и простер руку свою, прият ю и внесе ю к себе в ковчег ( Быт.8:9 ). Научись, христианине! отсюда убегать нечистот мирских; не будь хищным и нечистым оным вороном, коего человеческие и скотские трупы привлекли к себе так, что он уже и не возвратился в ковчег: будь цел яко голубь. Научись отсюда, христианине! желанию небесного отечества, да не остановят тебя утехи мира сего, и да не воспрепятствуют парить в горняя. Пари убо, – пари голубиными крылами, постигай в небесное отечество, и утехами оного вечно наслаждайся.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Архив Православная библиотека Эортология и богословие Рождества Христова. Часть 2 Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение — ангельская песнь рождественской ночи — это начальное (первое) молитвословие православной утрени. Оно является лейтмотивом указанного богослужения суточного круга и ясно указывает, что последнее символизирует собою новозаветное время истории человечества. Данный лейтмотив к концу утрени развивается в хвалебную песнь Творцу всяческих — в так называемое славословие великое. Но это финал утрени. А где же кульминация? Таковой является полиелей. «Полиелей» и «мир» — это два близких, так сказать, «технически» богослужебных термина. Первый означает пение двух хвалебных псалмов (Пс. 134 и 135) на утрени с припевом: Яко в век милость Его. Аллилуиа. (Кстати, Аллилуиа — с евр.: хвалите Бога — считается песнью ангелов.) Таким образом, от многократного повторения слова «милость» появилось наименование «многомилостиво», по-гречески — «полиелей». С пением полиелея на праздничных утренях связано помазание елеем или от лампады пред иконой праздника, или елеем, благословлённым несколько ранее, на литии за тем же всенощным бдением. Елей, производимый от плодов оливковых деревьев, помимо употребления в пищу, во все времена служил человечеству в качестве лекарства при многих физических недугах и в связи с этим стал символом здоровья и мужества. Ветвь масличного дерева, принесенная голубем Ною в ковчег (Быт. 8, 11), явилась знаком милости и примирения Бога с людьми, а голубь с масличной ветвью стал библейским, затем, можно сказать, и общечеловеческим символом мира. Библейский, дохристианский, мир (евр. — шалом), который у святого Василия Великого называется Соломоновым, ограничивается определенным числом лет и продолжается не далее бытия мира . Но мир (ирини) Христов, по мысли того же святителя, является «премирным даром», который «спротяженен всему веку, как бесконечный и беспредельный» . С миром пришел Христос на землю, оставил его для нас (Ин. 14, 27) и через апостолов, как Единый Многомилостивый, подал Вселенной (воскресный тропарь после великого славословия). Мир Христов постигается через познание Бога и приобретение добродетелей, «истребляющих внутреннюю борьбу страстей» и не допускающих человеку «быть в войне с самим собою» . «Если кто не наслаждается таким миром, — говорит святой Иоанн Златоуст, — то, хотя бы отвне окружал его глубочайший мир, хотя бы никакой враг не нападал на него, он (действительно) несчастнее всех во всей вселенной, на которых нападают враги... Кто (же) имеет этот мир, тот не боится не только врага и варвара, но и самого диавола, а посмеивается над всеми полчищами злых духов, бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями и не смущается никакими другими человеческими... бедствиями, потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую...»

http://pravoslavie.ru/put/051223140922.h...

6-го числа Святое Богоявление Господа Бога и Спаса Иисуса Христа Богоявление Господне До тридцатилетнего Своего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народного или священника. Когда настало для Него время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча, в 15-е лето владычества Тиверия, по глаголу Божию, предвозвещает во всей окрестности Иорданской ( Лк.3:1–3 ), что приблизилось Царство Небесное и грядёт чаемый Мессия; проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в Царство Его, и исповедующих грехи свои крестит в Иордане ( Мф.3:2 ). Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам Златоуста, только приготовлением к св. таинству, а не самым ещё таинством. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и установить таинство крещения, долженствовавшее служить дверью в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос перед вступлением Своим в открытое, всенародное служение спасению мира, пришёл также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия; тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне. Остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду ( Мф.3:14–15 ). Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его; по выражению церковных песнопений Господь, взявший на Себя грехи мира, покрывается водами Иордана. Как скоро Иисус Христос, крестившись, вышел из воды: над Ним отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил как голубь, ниспускаясь на Него, и слышан был глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф.3:17 ). Таким образом, Иисус Христос, в день крещения, сошествием на Него св. Духа помазан по Своему человечеству паче причастник своих ( Евр.1:9 ; Деян.10:37–38 ), и с этого времени Спасителю, как человеку, принадлежит имя Христос, предсказанное пророками. В воспоминание события на Иордане установлен Церковью праздник в 6-й день января, согласно с преданием, по сказанию коего именно в этот день совершилось празднуемое событие, а также – и со свидетельством Евангелия, благовествующего, что Иисус Христос, в день Своего крещения бе яко лет тридесять ( Лк.3:23 ); следовательно, крестился около дня Своего рождества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разделы портала «Азбука веры» Святой Дух сошёл на Христа в виде голубя или как голубь? Похожие вопросы 3 Ответа Дух Божий сошел на Иисуса Христа в виде голубя. Буквально – как бы (σε, сложенное из ς и ε ­­ как бы, как если, как будто; перед числительным – около, почти). На этом основании некоторые толкуют явление в духовном смысле или по крайней мере думают, что Дух Святой был только похож на голубя, был «как бы» голубем, но не был действительно видимым голубем. Но в таких толкованиях заключается и их опровержение. Если явление было вполне духовным и голубь есть только словесный образ, фигуральное выражение, то зачем было его и вводить? Можно было бы прямо сказать: Дух Святой сошел на Христа; или: Он исполнился Духа Святого. Конкретное и вещественное «голубь» свидетельствует о реальности явления голубя в чувственном виде. Само явление голубя (но не орла) имело здесь символический смысл и указывало на характер деятельности Христа. В явлении голубя подразумеваются два факта: схождение голубя вниз и приближение к Иисусу Христу. Возражение, что если бы речь шла об Иисусе Христе, Который видел голубя, то в греческом тексте было бы употреблено: «на Самого Себя» (φ´ αυτν), имеет мало значения (ср. Евр. 9:7 , где αυτο поставлено вместо ατο). Источник: Толкование Лопухина . Прообразом схождения Святого Духа на Христа видят возвращение к Ною настоящего голубя с масличным листом: Быт. 8:10–11 И помедлил [Ной] еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Подобно этому, схождение Духа на Христа стало видимым знаком очищения земли и скорого выздоровления человечества. Простите, но на мой взгляд, Ваш вопрос не имеет смысла. Первый и главный синоним слова “в виде” это “как”. То есть Ваш вопрос получается про “масло масляное”. Второй по распространенности синоним “как бы”, потом “так сказать”, следующее “вроде” или “что-то вроде”, дальше “будто” и т.д. Чем все эти слова отличаются? Может быть я ошибаюсь, но на мой взгляд, принципиально ничем. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/svyatoj-dux-sosh...

Вопрос: На Православном кресте (вернее над ним) иногда рисуют птицу, сидящую сверху. Что это за птица и что символизирует? Еще вот что интересно. Заранее извините за то, что буду косноязычно это объяснять. Возьмём Православный крест. Вертикальная ось, самая длинная горизонтальная - куда руки Христа распинали, а есть еще 2 - одна сверху ( маленькая такая в самом верху креста) и одна такая же маленькая только прибита криво и снизу. Как они называются эти оси и что обозначают? Ведь распинали Иисуса, насколько мне известно, на обыкновенном четырехконечном кресте. А маленькие " перекладинки " когда появились? И последнее. Иногда под крестом рисуют месяц. Возможно это и не месяц, а что -то другое. Хотелось бы узнать, что и тоже что обозначает или символизирует. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря : Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его - crux immissa (крест вбитый). В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться. Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19). Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа. Есть еще толкование: полумесяц - Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя - символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17). 6 января 2004 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6263.html

12 . Лишаюсь родства моего, лишаюсь остатка жизни моей, вышел и ушел от меня 553 , как водрузивший палатку при разрушении ее; дух мой стал подобен полотну (на станке), когда приближается ткательница обрезать его. 13 . В тот день я был предан до утра как бы льву, так все кости мои Он сокрушил, ибо от утра до ночи я был предан. 14 . Как ласточка я издавал звуки, как голубь я стонал 554 , ибо не могли смотреть глаза мои на высоту небесную к Господу, Который избавил меня и отнял болезнь души моей 555 . 15 . И Он стал путеводителем во все годы мои. 16 . Господи! О ней 556 возвещено было Тебе, и Ты восстановил дыхание мое, и я, утешившись, ожил. 17 . Ибо Ты избавил душу мою, чтобы она не погибла, и бросил за хребет мой все грехи мои. 18 . Ибо не восхвалят Тебя находящиеся во аде, и умершие не благословят Тебя, и находящиеся во аде не будут уповать на милость Твою. 19 . Живые же благословят Тебя, как и я, ибо отныне я заставлю детей возвещать правду Твою. 20 . Господи спасения моего! И я не престану славословить Тебя с песнию 557 все дни жизни моей пред домом Божиим. 21 . И сказал Исаия Езекии: сделай из смокв пласт, и сотри, и приложи его на язву, и будешь здоров. 22 . И сказал Езекия: вот знамение, что я взойду в дом Божий 558 . 548 Слав. якоже глагола соотв. греч. λλησε находящееся в альд. и компл., в лук. спп., в евр. т., но в алекс., ват. и др. – нет. 549 Слав. имиже сниде сень соотв. греч. ος κατβη σκι в альд. и 97 и 228, в алекс., ват. и др. – нет. 550 Здесь разумеются, вероятно, солнечные часы, на которых движение тени по ступеням определяло время. 552 Соотв. слав. к тому не узрю спасения Исраилева на земли, греч. чт. οκτι μ δω σωτηραν το σραλ π τς γς – наход. в ват. и text. recept., в алекс. – нет. 554 По-греч. и слав. глаголы стоят в будущем времени, но по контексту и толкованиям понимаются в прошедшем. Посему и мы ставим в прошедшем. Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Большие пророки. – Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 725 с./Книга пророка Исаии. 13-213 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Мне должно прежде исполнить Закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно положить конец Ветхому Завету, и потом уже проповедовать Новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моей Кровью и запечатлеть Моим Духом. Мне должно взойти на крест и на нем пригвоздиться, чтобы Моими страданиями уврачевать страдания других. Мне должно сойти в самую глубину преисподней ради находящихся там мертвецов. Мне должно тридневной смертью Моей Плоти истребить и уничтожить долговременное владычество смерти. Мне должно взойти туда с плотью, где Я пребываю по Божеству. Мне должно привести к Отцу Адама. Мне должно ныне креститься этим крещением и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы. Возложи же на Меня ныне, Креститель, свою десницу. Погрузи Меня ныне в струи Иорданские подобно тому, как Родившая повила Меня младенческими пеленами. Прикоснись к Моей главе, перед которой благоговеют и которой поклоняются Серафимы. И Предтеча не стал более препятствовать исполнению Божественной правды:  ТОГДА ИОАНН ДОПУСКАЕТ ЕГО . С благоговением взирал он, как Иисус Христос снимал с Себя одежды, подобно всем грешникам. Иоанн сам ввел Его в воду, возложил на Него трепещущую руку и немедленно погрузил Его в воды Иорданские. Произнес ли Креститель при этом какое-либо слово? Вероятнее – ничего. Где взять слова для совершения крещения над Сыном Божиим? Тут было время не говорить, а благоговеть и поучаться. Безгрешному нечего было исповедовать грехи, И потому,  КРЕСТИВШИСЬ, ИИСУС ТОТЧАС  (тотчас же, поспешно)  ВЫШЕЛ ИЗ ВОДЫ  и, возведя очи Свои к небу, стал молиться Отцу Своему Небесному, чтобы Он благословил начало Его служения спасению рода человеческого, чтобы через Его безгрешное омовение распространилось очищение на все грешное человечество. В эти-то минуты, по мнению святых отцов, Искупителем мира были произнесены перед Отцом Небесным те молитвенные слова, которые некогда были открыты вдохновенному пророку Давиду: «Вот, иду... исполнить волю Твою, Боже!» ( Пс. 39:7–9 ; Евр. 10:7 ). И вот, еще не окончил Он этой смиренной молитвы, как молитва была услышана и на нее последовал ответ Небесного Отца возлюбленному Сыну:  И СЕ, ОТВЕРЗЛИСЬ ЕМУ  (над Ним)  НЕБЕСА , свод небесный над главой Его представился раскрытым, наподобие того, как это бывает во время сильного, продолжительного блеска молнии из облаков,  И УВИДЕЛ , – увидел, как Сам Иисус, так и  ИОАНН ДУХА БОЖИЯ, КОТОРЫЙ СХОДИЛ, КАК ГОЛУБЬ, И НИСПУСКАЛСЯ НА НЕГО  (на Иисуса Христа).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

– Получивши откровение о тайне борьбы между семенем змия и Семенем жены, Адам видел начало этой борьбы в отношениях своих старших двух сыновей, а в лице их, как образах будущего, видел и завершение этой борьбы на Голгофе. Авель, пастырь овец, богоугодною жертвою навлекший на себя ненависть брата, первородного сына Адамова, и мученически пострадавший от него, был прообразом Христа, мученически пострадавшего от избранного Богом первенца народов – Израиля, Христа, принесшего спасительную жертву за всех на кресте и пролившего кровь Свою, которая лучше Авелевой вопиет к Богу и о помиловании кающихся, и об отмщении нераскаянным убийцам ( Евр.12:24 ). Убийца Каин был образом Израиля, убившего Христа, и как Каин, проклятый Богом, осужден был на изгнание от лица Божия и на скитание на земле, так народ Израильский, распявший своего Мессию, осужден на изгнание из Церкви Божией и скитание среди всех народов. – «Праведный» Ной, когда первый мир погибал по суду Божию в потопе, является прообразом безгрешного Христа. Еще патриарх Ламех, отец Ноя, нарекая ему это имя, означающее успокоение или утешение, провидел в нем образ Христа, обетованного Семени, который снимет проклятие с земли и упокоит верующих от дел суетных и от печали ( Быт.5:29 ). Как Ной был «проповедником правды» и покаяния среди развращенных современников, так и Христос является проповедником правды и учителем истины и Его проповедь возбуждает среди неверующих иудеев ропот и негодование. Ной устрояет ковчег: этот ковчег был образом Церкви, а Ной – образом Христа, создавшего Церковь для спасения всех верующим. Воды потопные, по учению ап. Петра ( 1Пет.3:21 ), были прообразом спасительной воды крещения: там в потопе умирал древний растленный мир и обновлялся к новой жизни: здесь ныне крещением верующие спогребаются Христу в смерть, чтобы ходить в обновлении жизни ( Рим.6:4 ); там по потопе голубь с масличною ветвью возвещает спасшимся в ковчеге, радость и мир; здесь выходящие из купели крещения принимают помазание от Св. Духа. Это – все прообразы событий первого пришествия на землю Сына Божия, Иисуса Христа, и Церкви спасаемых; но суд Божий над первым миром чрез потоп водный есть образ страшного суда Божия во второе пришествие Христа чрез потоп огненный ( 2Пет.3:6 и 7). «Как было во дни Ноя, так будет и во второе пришествие Сына человеческого», засвидетельствовал сам Иисус Христос (Мф.24:37–39): неверующие плотоугодники при Ное беспечно ели, пили и женились и не думали о приближающемся грозном суде Божием; так будет и пред вторым грозным пришествием Христа на суд, и Он, «пришедши, едва ли найдет веру на земле», ( Лк.18:8 ). Но суд потопный послужил к обновлению земли и Церкви; так после суда огненного »мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:12 и 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010