Раздел 12: Материалы по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 635. Из письма настоятеля Русской Посольской церкви в Афинах архимандрита Антонина (Капустина) к обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому Афины 28 декабря 1857 г. Копия, рукой Антонина Приучив себя к мысли о неизбежном допущении ко Гробу Господнему всех, верующих в Господа, благодаришь Бога за то, что Православие является видимо господствующим там, где всего чувствительнее может казаться преимущество одного вероисповедания перед другим. На нас, при этом, лежит великая ответственность за все, что мы там делаем и чего не делаем. До войны 1172 надеялись в Иерусалиме (и вообще на Востоке) на нашу силу, теперь надеются на наш ум. Ожидают от нас мер сильных, достаточных к тому, чтобы посрамить те из происков враждебных Церкви нашей людей, против которых уже не в состоянии бороться греки. Что же делаем мы? Посылаем в Палестину несколько духовных лиц, – к слабому прибавляем слабое. Иерусалим и без того переполнен духовными лицами, бессильными перед местным правительством – по своему званию, бессильными и перед интригами Европы – по своему недостаточному образованию. Чем и в чем может помочь этим лицам наша Духовная Миссия при самом лучшем внутреннем устройстве и самой блестящей внешней обстановке ее? Может ли начальник ее войти в какое-нибудь официальное сношение с политическими властями местными и иностранными – там, где его лицо и голос будут нужны и полезны? Нет. Он может сноситься только с Патриархией – там, где его лицо излишне, а голос может быть даже нетерпим. Если Миссия наша – монастырь, то она слишком мала и неважна для того; – если гостиница для русских поклонников, то слишком велика и важна, чтобы быть тем; если она просто – только противовес патриархов Армянского и Латинского и епископа протестантского, то она необходимо должна иметь у себя огромные средства и, кроме того – одно лицо с сильным политическим весом, иначе она будет не только бесполезна, но и прямо вредна для нас, окончательно уронив вес наш на Востоке, потому что сделает из епископа нашего или бессильного деятеля, или праздного зрителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский, вик. Московской епархии В 1908 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Вифанской духовной семинарии. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха, очевидно, в академии. С 21 сент.1912 года перемещен на должность преподавателя гомилетики, литургики и прак. руковод. для пастырей в Московскую духовную семинарию. С 27 мая 1914 года – архимандрит и помощник наместника Московского Чудова монастыря. Утвержден в должности столичного наблюдателя церковных школ г. Москвы. 15 дек.1919 года хиротонисан во епископа Дмитровского, вик.Московской епархии. С 1927 года находился в оппозиции против митрополита Сергия. Вместе с своим другом архп. Арсением (Жадановским) жил в Екатерининской женской пустыни до ее закрытия. Категорически отказался от предложенной ему митрополитом Сергием в 1927 году кафедры. Год смерти неизвестен. Труды: “Ангелы» «Душеп.Чт.» 1915, янв., февр., стр.36–44. -“- 1915, март-апр., стр.46–52. -“- 1915, нояб.-дек., стр.32–53. «Покаянный плач» по руководству богослужебных книг. «Душеп.Чт.» 1916, нояб.-дек., стр.59–69. «Иноческий быт в описании преп. Нила Синайского ». «Голос Церкви» 1915, янв., стр.65–75. -«- 1915, март, стр.47–70. -»- 1915, июль, стр.45–54. «Страничка из жизни Чудова монастыря при митрополите Филарете». «Голос Церкви» 1916, июнь-июль, стр.22–24. «Благочестивые сказания св. старины о последних днях земной жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа». «Душеп.Чт.» 1917, янв.-февр., стр.62–68. -«- 1917, март-апр., стр.43–53. -»-1917, май-август, стр.23–33. «Составил канон Богоматери». Литература: «Церк. Вед. 1912, стр.370. 1914, 22, стр.261. 1914, 34, стр.409. «Спискиархиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр. 18. ФNCI, 86, стр.4. ФПС III, стр.6. ФАΜ I, 223, стр.18. Заметки и дополнения Е.М. Geb. am 7.4.1883 in Moskau. Sein Vater Ioann war Priester an der Dreifaltigkeitskirche der Edinovercy, nachdem er sich von den Bespopovcy abgewandt und viele Gläubige mit sich gezogen hatte. Der Junge erhielt den Namen Nikolaj; mit zwei Jahren verlor er seine Mutter.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Н. Д. Тальберг († 1967 г.) Архиепископ Тихон (Лященко). Двадцать лет назад, 11 февраля 1945 г., преставился в Карлсбаде архиепископ Тихон (Лященко), долгое время возглавлявший германскую епархию. Будучи, в течение многих лет, близок с ним, я имел возможность хорошо изучить его. Храню о нем память, как о замечательном духовнике, много давшем мне. Был я свидетелем его кипучей административной деятельности. Глубокая духовность сочеталась у него с большой работой на пользу Церкви, иногда не достигавшей цели, что не ослабляло его дальнейшей энергии. В жизни его, – сужу по его повествованиям, – бывало необычайное. Так, в раннем детстве, он сидел в комнате, где лежала тяжело больная маленькая сестра. Вдруг видит он, как словно облачко начало двигаться от ея изголовия и ушло в открытое окно. В эти секунды скончалась его сестренка. В бытность молодым сельским священником он обходил хаты с крещенской водой. При входе в дом пожилой одинокой, считавшейся здоровой, женщины, он потрясен был диким воплем. Хозяйка, с перекошенным лицом, вскочила на печку со всеми признаками бешенства. Будучи инспектором Киевской Духовной Академии, он намеревался создать в окрестностях города женский миссионерский монастырь, на подобие известной Лесненской обители на Холмщине. Духовником его был почитаемый старец Алексий Голосеевский. В конце января 1917 г. архимандрит Тихон поведал ему свой план. Старец-провидец, с грустью взглянув на него, ответствовал: «Что задумал, отче. Не до построек теперь. Вскоре обители и храмы будут разрушаться». В конце февраля провидец о. Алексий преставился. Через несколько дней вспыхнула революция, в развитии своем дошедшая до богоборчества. В начале двадцатых годов архим. Тихон, будучи настоятелем б. посольской церкви в Берлине, был приглашен в Кобург вел. княгиней Викторией Феодоровной для служения заупокойных служб по матери ея, вел. кн. Марии Александровне, герцогине Эдинбургской, дочери императора Aлekcahдpa II. По прибытии туда он отслужил парастас. После вечерних молитв в отведенной ему комнате, он заснул. Вдруг слышится ему ясно детский голос, произносящий: «Батюшка, помолись за меня». Через короткое время раздалось повторение этой просьбы. Тогда он спросил: «Скажи мне твое имя». – «Елисавета», – последовал ответ. «Когда я после этого сразу проснулся», – разсказывал он мне, «то оказался не лежащим, а сидящим на постели». На литургии архим. Тихон помянул рабу Божию Елисавету. Перед последовавшей вскоре трапезой он разсказал о происшедшем русской даме, состоявшей при вел. княгине. Та взволнованно попросила повторить имя. Она вышла в соседнюю комнату и вернулась с вел. княгиней. После обеда последняя пригласила о. Тихона в гостинную и попросила разсказать пережитое им ночью. Выслушав его повествование, вел. княгиня сказала, что имя Елисаветы носила ея покойная дочь, добавив, что и она ночью слышала ея голос, вопрошавший «Отчего ты молишься за бабушку, а за меня не молишься?»

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скачать epub pdf Подразделение Библии и проблема канона Библия – слово греческое, означающее «книги». Ставится это слово по-гречески с определенным артиклем «та» во множественном числе, что приобретает значение: «Книги, с каким-то определенным содержанием». Это «определенное содержание» есть Божие откровение людям, данное для того, чтобы они нашли путь ко спасению, т.е., сделались бы способными жить общей жизнью с Богом, жизнью вечной и радостной, в любви к Творцу и друг ко другу. Эту цель Библии надо помнить при ее изучении, так как иначе будет непонятно, почему Библия отмечает одни явления и пропускает другие, отвечает на одни вопросы и умалчивает о других, казалось бы, заслуживающих не меньшего внимания. Библия – документ абсолютной правды. В ней нет ни одного слова, которое не соответствовало бы совершенной Божественной Правде. Вся же отеческая литература, вся подлинно церковная письменность и проповедь являются продолжением и развитием учения Библии, свидетельствами жизни Того же Духа Святого, Животворящего, Который говорил отцам через пророков и будет говорить до скончания века в Святой Христовой Церкви. Православный христианин не может довольствоваться только Библией, как этого хотят протестанты. Чем больше христианин живет Библией, тем более она сама будет заставлять его: продумывать, прочувствовать, стремиться воплощать и развивать всё, изложенное в ней. Продумыванием, прочувствованием, воплощением и развитием священного Божиего Закона всегда являлось содержанием жизни святых Христовой Церкви. И никогда не может православный христианин ни в чем, ни в малом, ни в большом «войти в противоречие с Библией», счесть что-либо в ней «устарелым», потерявшим силу, или неверным, как хотят уверить нас современные критики Священного Писания . «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ), и «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет» ( Лк. 16:17 ), – сказал Господь. Библия есть голос Духа Святого. Но голос этот звучал чрез человеческих посредников и человеческими средствами. Поэтому Библия есть книга, имеющая свою историю. Она появилась не сразу. Писалась она многими людьми в течение длительного периода на нескольких языках в разных странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Церковь слышит голос простых людей 26 апреля 2015 г. 15:24 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз»  18 апреля 2015 года. Дорогие о Господе братья и сестры, Христос воскресе! В последнее время в Церковь обращается немалое количество людей, которые считают, что их права ущемлены, что их интересы игнорируются власть имущими, экономическими и политическими элитами, чиновниками разного уровня, в первую очередь на местах. В некоторых случаях, конечно, обращения вызывают определенные сомнения — в частности, странно, что люди призывают Церковь поспособствовать отмене судебных решений, в том числе тех, которые приняты судами всех уровней, вплоть до Верховного Суда. Иногда имеют место обращения, связанные с повышенной подозрительностью человека к соседям, к родственникам или к соработникам. Но очень часто обращения, особенно сделанные значительным количеством людей, связанных одной и той же проблемой, являются буквально кричащими, потому что речь идет о тяжелой, безвыходной жизненной ситуации, в которой оказались десятки тысяч, сотни тысяч и большее количество наших сограждан. Для Церкви боль этих людей не чужда. Неправильно считать, что Церковь не должна вмешиваться ни в какие процессы, которые не происходят в узкой понимаемой религиозной и нравственной сфере. На самом деле религиозный долг и нравственный долг православного христианина заключается, в том числе в том, чтобы помочь людям, находящимся в беде. Церковь не участвует в политической борьбе, она не оказывает предвыборной поддержки кандидатам или политическим партиям, но это не в коем случае не означает, что Церковь должна молчать и будет молчать по волнующим людей и имеющим нравственное значение вопросам, которые имеют отношение к государственному управлению, к сфере экономики, к сфере культуры и общественной жизни. Более того, мы знаем, что Церковь перестанет быть светом мира и солью земли, если она не будет выслушивать людей, которые реально озабоченны происходящими в обществе событиями и просят о помощи, о заступничестве перед государственной властью.

http://patriarchia.ru/db/text/4056183.ht...

1896 г. «Хороший человек» 43 Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии. Такие слова влагает святая Церковь в уста умершего, с такою просьбою она обращается к нам от его имени. Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии мои!.... Не заставляй нас плакать по себе, возлюбленный брат наш Михаил Александрович! Не напоминай об этом скорбном и единственном праве, которое дано в удел немощи человеческой: скорбеть и тужить при виде смерти! Не проси о себе слез. И без твоего напоминания все, стоявшие около тебя близко, все, не только знаемые тобою, но и не знаемые, а только знающе о тебе по рассказам других, без сомнения, поболят и поскорбят о разлуке с тобою. Вот и теперь при гробе твоем не видим мы сродников, к которым, между прочим, обращается приведенная церковная песнь; не видим тех, кто со смертью близкого человека теряет отца или кормильца и вообще лицо, с существованием которого неразрывно связаны насущные житейские интересы. Ты был одинок, – а посмотри, какое вокруг тебя множество! Что же внушило скорбь этому молитвенному собранию, которое отнеслось к тебе с такой теплою любовью, с таким искренним сожалением, какие можно встречать только в сродниках? Кого потеряли в тебе эти 6ратия и друзи твои, все знаемые тобою и не знаемые. Общий голос указал, кого все потеряли в тебе: лишились не отца и кормителя, о котором плачут близкие по плоти, и не того, с чьим существованием связаны какие-либо житейские выгоды и интересы, а потеряли в тебе все – хорошего человека. Это, повторяю, общий голос о тебе. Твой начальник при первом известии о твоей последней смертельной болезни со скорбным предчувствием близкого исхода твоего из земли живых так именно выразился о тебе: «Хороший человек»! Твои сослуживцы и подчиненные, при первом взгляде на мертвенное тело твое, устами одного сказали о тебе: «Лишились мы хорошего человека»! Твои знакомые и при жизни твоей и после смерти также говорили о тебе: «Хороший человек»! И я, смиренный служитель Церкви, свидетель твоей предсмертной беседы с Господом, которую ты вел с Ним через мое недостоинство, могу засвидетельствовать здесь о тебе: хороший ты человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

1. Различные виды духовной жизни Братья мои, восхвалим Бога, Который имеет благоволение к жизни всех людей [и хочет], чтобы они достигли познания истины и жили и образом своего поведения духовно восходили к величественной небесной высоте, так, чтобы в то время, как кажется, что они по плоти ходят на земле, однако пребывали как ангелы пред величием Божиим. Ибо не на горах только и в пещерах и в ущельях и в пропастях земных многие ожидали спасения Божия, но также и в мирное для Церкви время обретались исполненные силы подвижники, облеченные оружьем духа и победоносно ведущие борьбу с врагом силою Креста, – как мы расскажем о блаженном Григории, епископе Неокесарийском. 2. Поставление отшельника Григория в епископа Неокесарийского 1 До этого времени он был отшельником и находил радость в пустыне гор, чтобы там обретать мир творения. И в то время, как душа его всецело предавалась этой блаженной радости и стремилась к совершенной жизни, слава о нем распространилась во многих городах. И именно в это время, по особому устроению Божию, от труда временной жизни вошел в вечный покой епископ, восседавший на апостольском престоле города Неокесарии. Клирики собрались и пришли к знаменитому Григорию Назианзскому и просили его дать им пастыря, возвестив ему о преставлении только что умершего. Когда праведник Божий услышал это, он отпустил их в то время в мире, чтобы они ушли от него, сказав: «Господь печется о вас, и Он поставит пастыря для вашего стада по Своей воле». Блаженный Григорий, святитель Божий, немедленно отдался все превозмогающей молитве; и он пал на колени и молился и говорил: «Господи, всемогущий Боже! Твои суть небеса и ангелы на них, пред Твоим сиянием трепещут херувимы и пред Твоим велением устрашаются крепкие серафимы; Ты от начала создал вселенную и в ней расположил Твоим повелением миры; Ты, мой Господи, прежде сего спас Твою Церковь и стяжал ее драгоценною Твоею кровью, – Ты избери также и Твоему стаду пастыря по воле Твоей». И когда он так молился, тогда пришел на него сладкий и приятный сон; и услышан был им голос, который говорил: «не избирай никого на это служение, кроме отшельника Григория». И он (сир. я?) сказал: «Господь мой! Кто же сообщит мне о местопребывании Григория? Ибо, вот, он – обитатель гор, он даже не имеет постоянного местопребывания. Ибо кто может гоняться за орлом, если он, поднявшись в воздух, весело парить на крыльях эфира»? И снова был голос к нему, во второй раз, и сказал ему: «пошли, пусть приведут клириков; и возьми в руки святое Евангелие и войди в алтарь Божий, в святое место искупления, и помяни там его имя и назначь его, хотя бы его даже не было там! И мое уже (дело) гоняться за орлом и привести его оттуда, где он находится. Ибо Я знаю всех птиц небесных и дикие обитатели полей Мои».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Июнь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 2 июня Груздовская икона Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии. Киево-Братская икона. См. сведения о ней под 6 сентября. Кипрская икона. Сведения о ней читай под 20 апреля. 3 июня Югская икона Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине. Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся перед ней на колени и начал усердно молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом. Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля разрешить ему удалиться из Печерской обители. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. Вернувшись в келью, Дорофей пал ниц перед иконой Богоматери и в горячей молитве излил свою скорбь и недоумение по поводу отказа настоятеля, прося у Пресвятой Девы помощи и утешения. Целый день и ночь провел он в молитве. И вот Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит ему гневным голосом:

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

     Христос воскресе! Эти слова, как никакие другие, доступные человеческому языку, ободряют, утешают, окрыляют любого православного человека. Неслучайно тема Пасхи Господней вдохновляет русских поэтов на протяжении не одного столетия. Даже в богоборческую эпоху эти слова звучали как «голос сердца», как утверждение неразрывной онтологической связи русской души с православием: Хоть он теперь не богомолен, Наш заблудившийся народ, И звон умолкших колоколен Его к молитве не зовет, Но голос сердца изначальный В его душе еще звучит, И в светлый день первопасхальный «Христос воскресе» говорит. Явная грусть этих строк Александра Солодовникова, написанных в советские годы, таит в себе непростой вопрос: только ли революция и отношение новой власти к религии сделало народ небогомольным? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, даже в самые суровые для Церкви годы ХХ века оставалось немало верующих, которых власть сломить не могла. Были среди них архиереи, священники, монахи, миряне. Они открыто вели церковный образ жизни и шли в тюрьму, в ссылку, даже на смерть, но не отступали от веры. Были и те, кто не вступал в явный спор с властями, но тем не менее сохранял веру, молитву, старался попасть в храм хотя бы на большие праздники. После того, как значительная часть храмов и практически все монастыри были закрыты и разорены, такие люди готовы были по несколько часов идти в храм или проехать сотни, тысячи километров, чтобы побыть на праздничном богослужении, помолиться в храме, причаститься. В Евангелии упоминаются тайные ученики Христовы — Иосиф Аримафейский и Никодим. Это были почтенные и знатные люди, но они не испугались пожертвовать всем, что имели, чтобы совершить погребение Спасителя, в то время как Его апостолы в страхе разбежались. Тайно верующие в советское время тоже использовали любые возможности, чтобы сохранить православную культуру и веру в народе: переводили святыни в музейные фонды как национальное достояние, фиксировали на бумаге, фотопленке то, что нельзя было уберечь от безбожных вандалов, занимались краеведением, привлекали к этому молодежь, поддерживали верующих, смягчая давление на них со стороны партийной идеологии.

http://pravoslavie.ru/112110.html

Арианство на западе А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) B момент Ариминского собора самым страстным арианином Запада был Авксентий Миланский. Он умер в 374 г. Вопрос ο замещении миланской кафедры послужил поводом для утесненной православной («никейской») стороны поднять голову с надеждой на освобождение от арианского ига. Β тот момент в Милане, т.е. провинции Эмилии Лигурии, был консулом римский патриций из фамилии издавна христианской. Св. Сотерия из этой семьи была мученицей при Максимине Дайе. Папы посещали их семью. Итак, консул Амвросий сам прибыл на выборы. Было шумно. Ho вот в какую-то минуту затишья раздался детский голос: «Амвросий епископ!» Конечно, это был голос одной из партий выборщиков, ибо раздался хор голосов, поддакивающих, и он победил. Протестовали, что Амвросий по обычаю и понятиям того времени хотя и благочестивого христианского воспитания, но еще не крещен. Епископат решил, что только на имени Амвросия спорящие стороны успокоятся. И потому, не в первый и не в последний раз в живой практике церкви, решил, что Амвросий должен быть поставлен безотлагательно. Так же в будущем это сделано и с патриархами Тарасием и Фотием. 30 ноября Амвросий был крещен, a 7 декабря уже поставлен епископом. Амвросий знал греческий язык. Безотлагательно стал изучать богословие: Филона, Оригена, Василия Великого, Дидима. Большой человек по природе, Амвросий скоро вырос морально в величину общецерковную для всего Запада, более влиятельную, чем папы. По смерти императора Валентиниана (375) императором стал его 16-летний сын, Гратиан. Амвросий был предан этой династии и приобрел большое влияние на Гратиана. Амвросий предпринял целый поход для очистки Запада от арианства. Благодаря терпимой политике Валентиниана I, и держащиеся «риминийского исповедания» епископы сидели на своих кафедрах. Православные епископы должны были их принимать и, так сказать, «изживать.» Арианствующих пастырей было немало в дунайских частях Иллирика. B Африке, в самом Карфагене, был такой епископ — Реститут. Амвросию с трудом удалось провести на кафедру в Сирмиум (Сремские Карловцы) Анемия вместо умершего арианина Герминия. Этому мешала императрица Юстина, как сторонница арианства. Она была матерью императора Гратиана и его брата — соимператора с резиденцией в Сирмиуме.

http://sedmitza.ru/lib/text/435101/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010