протоиерей Иоанн Павловцев Скачать epub pdf Глава 19 Откр.19:1 . После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Откр.19:2 . Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 . И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 . Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Откр.19:5 . И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Откр.19:6 . И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. «голос как бы многочисленного народа» – то есть пребывающих на небе святых. «аллилуия» – дословно означает призыв: «восхвалите Господа!». В канонических книгах Священного Писания это слово встречается только в псалмах 103–150 и в Апокалипсисе, в 19, 1–6 176 . Толкователи обращают внимание, что слово Аллилуия Давид первый раз употребил именно после возгласа об очищении земли от зла: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» ( Пс. 103, 35 ) «спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» – см. комм. на 7, 10. «дым ее восходил во веки веков» – Вавилон повержен навсегда и больше никогда не восстановится. «двадцать четыре старца и четыре животных» – см. комм. на 4, 4 и 4, 6. «голос от престола» – вероятно, голос Ангельских сил. «малые и великие» – люди Божии разнятся в славе: есть просто благочестивые люди, а есть подвижники и великие святые. «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» – см. комм. на 14, 2. «воцарился Господь Бог Вседержитель» – ниспровержение Вавилона, царства мирового зла, предвозвещает близкое наступление Царства Божия. Это Царство и есть конечная цель земной Церкви и земной истории, предмет стремлений праведников и святых всех времен, смысл всякого благочестия и служения Богу – всего того, о чем от начала и до конца говорит Священное Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

«И овцы по Нем идут, яко ведят глас Его» (Иоан. 10:4).   В сих словах, содержащихся в евангельской притче о пастыре, указывается на отношение великого Пастыря Христа к овцам Его словесного стада. Безсловесные овцы в странах восточных и южных обыкновенно следуют за пастырем, который идет впереди их. Он хорошо знает каждую овцу, дает ей кличку и достигает того, что овцы на его призывный голос отвечают послушанием, не отстают от стада, не уходят в сторону и таким образом спасаются от опасности заблудиться, попасть в места непроходимые, безводные, покрытые одним песком и камнями, умереть с голоду или сделаться добычею хищного зверя. Подобно доброму пастырю безсловесных животных и Господь Иисус Христос заботится о безопасности своих словесных овец. Он знает каждую христианскую душу и Своим голосом предостерегает и спасает ее от уловления лютейшим зверем, «диаволом, который яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5:8), от лжеучителей, от мирских соблазнов и искушений. Во время земной Его жизни голос Его неумолкно раздавался в продолжение трех с половиной лет. Это был голос учения или наставления в истинах веры и нравственности, голос обличения врагов истины, голос предостережения от погибели, голос утешительных обетований исполнителям Его заповедей и угроз нарушителям их. Не умолк сей спасительный голос и по отшествии Его от нас на небо с пречистою плотию. Он доселе слышится в Евангелии, которое есть не простая книга, удовлетворяющая человеческой любознательности, но живой проводник благодати, исходящей из уст Его и напояющей жаждущие истины и спасения души. Он слышится также в св. Христовой Церкви, которая есть столп и утверждение истины. Органами Церкви в сем случае служат вселенские и поместные соборы, раскрывшие и утвердившие догматы веры и правила христианского благоповедения, отцы и учители Церкви, устным словом и писанием возвещавшие истину Христову, современные нам пастыри и учители церковные. Авторитет всех этих органов Церкви так велик, что к ним относятся слова Христа Спасителя, сказанные апостолам и в лице их преемникам их служения, пастырям и учителям церковным: «слушаяй вас Мене слушает и отметаяйся вас Мене отметается и Пославшаго Мя» (Лук. 10:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Над тобою орудуют святые врачи Косма и Дамиан…» Паломничество в Косово и Метохию 04.02.2021 1423 Время на чтение 17 минут Солнце отражается в чистых водах, а небо — в чистом сердце». Св.Николай Сербский Женский монастырь Грачаница Это было осенью, юг Сербии Косово и Метохия. День празднования Святых безсеребренников Космы и Дамиана, в этот день мы встретились с Биляной Живкович и ее сыном Стефаном, молодым студентом мединститута. Это моя третья поездка в Косово и Метохию. А за день до этого автобус компании «Ласта» поздно вечером отправился по маршруту Белград – Косовская Митровица. Водитель быстрым взглядом осматривает входящих пассажиров, доброжелательный, предложил всем сесть на любое пассажирское место. Атмосфера в автобусе молчаливая, чувствуется в людях усталость, большая часть в автобусе это мужчины среднего возраста и постарше. Автобус быстро и одновременно размеренно преодолевает путь, видно что водитель знает хорошо свой маршрут. Ближе к утру прошли блокпост по проверке документов, и вскоре приехали в пункт назначения. Автобус приехал рано утром. Выйдя с автобуса ощутила, пронизывающую прохладу, подняв голову увидела, что надомною распростерт звездный небосвод из ярких звезд, как бисер нанизанный на дорогую бархатную ткань. Эти звезды и это небо веками из поколения в поколение было над сербскими храбрыми головами. Слышу мужской голос: «Такси, такси, куда ехать?» Одев капюшон, застегнув плотно куртку, не оборачиваясь отвечаю: «Не надо!». И устремляю свой путь по дороге, отойдя несколько метров от автобуса у попутчиков идущих в мою сторону узнаю, как добраться до церкви Святого воина Димитрия Солунского, в которой служит отец Радослав Янкович. Иду сама, кругом ночь в домах не горит свет, сербы мирно спят и готовятся прожить, преодолеть новый Божий день, восстанавливая силы во сне. Церковь находится на горе, дорога обрамляет путь по кругу поднимаясь змейкой к верхушки горы. Стоит тишина, не слышно не лая собак, не взмаха птичьих крыльев. По дороге читаю молитву «Богородица Дева радуйся», призываю святых в помощь. В друг слышу манящие пение на сербском со сладким голосом с нарастающим не понятными для меня песнопением. Огромное желание пойти на этот голос и узнать кто это разорвал тишину перед рассветом. Делаю несколько шагов на звук, а внутренний голос останавливает и поворачивает меня на дорогу, не давая мне сбиться с пути. Останавливаюсь, слушаю понимаю, что этот голос идет из-за реки с албанской стороны, там за мостом, где река делит город на сербскую и албанску сторону, а голос он такой протяжный, певучий и одновременно холодящий, вдруг понимаю, что это поет мула, да, серб мулла, у которого когда-то его предка потурчили, потомок серба, который предал свою веру и его род стал исповедовать ислам, но еще в крови его живет православная кровь и она плачет в этом звуке.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/04/...

Владыка Арсений – редактор журнала «Голос Церкви» 1912–1917 гг Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода 22 Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту. По указу Его Императорского Величества , Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства от 7 сего декабря за 513, в коем ходатайствует об утверждении «программы» имеющего выходить в Москве, при Чудовом монастыре, нового журнала под названием «Голос Церкви», издателем какового журнала имеет быть Московский Чудов монастырь, и об утверждении редакторами сего журнала наместника того же Чудова монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова . Приказали: Рассмотрев настоящее представление Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: благословить издание при Московском Чудовом монастыре журнала под названием: «Голос Церкви» по представленной «программе» и редакторами сего журнала утвердить наместника названного монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова ; о чем и послать Вашему Преосвященству указ, присовокупив в оном, что о лице, которому имеет быть поручена цензура сего журнала, надлежит донести Святейшему Синоду. Декабря 7 дня 1911 г. Обер-Секретарь г. Левицкий. От редакции 23 Волею Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Московский в Кремле Чудов монастырь приступил к изданию нового ежемесячного церковно-общественного журнала «Голос Церкви». Таким образом, православная духовная журналистика обогатилась еще одним собратом и соработником на ниве Христовой. Потребность в таких соработниках велика и ныне более, чем когда-либо. И редакция «Голоса Церкви», движимая желанием и множества своих, уже сплотившихся вокруг журнала, сотрудников и читателей, – да надеемся, что в этом случае к редакции примкнет и вся благомыслящая Православная Россия, – считает священным долгом принести Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Московскому, чувства горячей сыновней признательности за то, что он благовременно выслал нового делателя на ниву Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Епископ Зарайский Меркурий: «Родители должны быть ближе к Церкви» 27 июля 2010 г. 13:15 По окончании XIV Всемирного русского народного собора председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий ответил на вопросы специального корреспондента журнала «Покров». Тема беседы — итоги прошедшего Собора . — Владыка, как Вы оцениваете прошедший в Москве Всемирный русский народный собор? — Итоги соборных деяний я всегда оцениваю положительно. В них представлен широкий срез народного мнения, которое высказывается по очень важным вопросам. А темы образования и воспитания сегодня актуальны как никогда. Но важно не только то, что Собор высказался. Гораздо важнее, чтобы соборный голос был услышан. — Основываясь на предыдущем опыте — каково, на Ваш взгляд, восприятие обществом и властями рекомендации Соборов? К ним прислушиваются? — Многое из того, о чем говорят на Соборе — воплощается. В Соборе участвуют лидеры партий, различных общественных движений, религиозные деятели, министры. Поэтому соборный голос доносится до власть предержащих. Мы, конечно, не можем претендовать на то, чтобы мнение Собора было стопроцентно исполнено, но очень многие вещи, о которых говорит собор, потом претворяются в жизнь на местах, в решениях, резолюциях каких-то партийных съездов, общественных организаций. Люди, движимые идеями, осуществляют эту работу уже по всему спектру своей деятельности. Но, повторяю, соборное слово не может быть обязательным к исполнению власть предержащими. Это просто голос, мнение, которое может быть услышано, на основании чего компетентные и ответственные перед Богом и обществом люди делают свое дело. — Вы говорите, что власти слышат голос Собора. Но изменений к лучшему в образовании по большому счету не видно, наоборот, вводится ЕГЭ, идет разговор о платном образовании... — Образование — это та сфера, которую невозможно реформировать одномоментно. Очень многое из того, что сейчас закладывается, в том числе положительного, мы увидим если не в удаленном, но все-таки в будущем.

http://patriarchia.ru/db/text/1231311.ht...

Скачать epub pdf Глава 19 Статья пятьдесят шестая О песнопении святых и троякой «аллилуия», которую они поют при разорении Вавилона Откр.19:1 . После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Откр.19:2 .  Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 .  И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 .  Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Аллилуйя означает Божественное прославление; «аминь» же – истинно, да будет. Это воспевается ангельскими силами вместе с святыми людьми три раза Триипостасному Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу, Который отомстил за кровь рабов Своих, пролитую Вавилоном, и наказанием жителей его прекратил грех . Слова: «И дым ея восхождаше во веки веков» указывают или на то, что наказания не будут забыты, или наказанные будут за это мучиться в будущем в меньшей мере. Откр.19:5 . И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Престол Божий – Херувимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в добрых делах, соразмерно с силою каждого. Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога. Откр.19:6 . И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Откр.19:7 .  Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, «Глас народа и вод многих и громов» – означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил бесчисленных, как их некогда разумели под водами, «яже превыше небес» ( Пс. 148:4 ). С ними же поет славу Богу весь собор праведных. Господь Иисус Христос чрез Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как Творец. Он будет царствовать со властью, как Царь и Судия. «Брак Агнца» означает союз Церкви со Христом, которого божественные апостолы были устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит обручение истинное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Глава IV Видение небесного престола, его внешняя обстановка, окружающие его 24 старца и четыре животных с четырьмя лицами: льва, тельца, человека и орла. Постоянное славословие и благодарение (1–11). Откр.4:1 .  После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Начиная с 4 гл. и до Откр.22:6 идёт вторая часть Апокалипсиса, откровение которой получено частью при открытых вратах неба, а частью при открытом небе. Эта часть содержит в себе ряд (или пять порядков) явлений, которые картинно и символически изображают эсхатологию мира и церкви. Выражение «после сего» может быть рассматриваемо как обычный переход Апокалипсиса к дальнейшему и представляет собою неопределенное указание времени. – «Взглянул» указывает на неожиданность появления предмета и на отсутствие связи с предыдущим полем зрения и может быть передано: я был в состоянии видения 18 . Ев. Иоанну в его состоянии возбужденности представилось небо с открытою дверью, с открытым для его взора (и духа) доступом на небо, взойти куда его приглашал таинственный голос. Слышен голос «прежний»; поэтому под говорящим здесь естественно подразумевать Того же Иисуса Христа ( Откр.1:10–15 ) как преподателя откровения 19 . Звук голоса, говорившего по своей силе, был подобен звуку трубы. Голос повелевает Иоанну взойти сюда. Сравнивая это выражение с Откр.11:12 , необходимо приходится согласиться с мнением, по которому Иоанн действительно был восхищен духовно на небо 20 . Откр.4:2 .  И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; Откр.4:3 .  и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. Выражение же: «и тотчас я был в духе» поясняет предыдущее, давая понять, что здесь было не телесное восхождение, но духовное, высшее состояние экстаза. Сидящий на престоле не называется по имени, потому что св. Иоанн хочет указать на первую Ипостась Св. Троицы, Бога Отца в Его отличии от Иисуса Христа ( Откр.5:6 ) и от Св. Духа ( Откр.4:5 ). Предполагая неописуемость и непостижимость Божества, св. Иоанн изображает Сидящего по виду подобным камню яспису и сардису. Под радугою же вокруг престола разумеется не дождевая радуга, так как состояла не из семи цветов, но из одного – смарагдового; она была круговым преломлением лучей блеска ясписа и сардоника и имела зеленоватый цвет 21 (смарагдовый).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Монастырь преподобного Антония Великого в Египте. Часть 1 Икона преподобного Антония на папирусе В египетской пустыне, среди гор Красного моря, в нескольких десятках километров от морского берега, находится монастырь преподобного Антония Великого, основанный в IV веке на месте, где преподобный прожил последние сорок четыре года своей жизни. Основатель монашества, один из наиболее почитаемых святых Православной Церкви, преподобный Антоний жил здесь, в пещере на горе Аль-Кользом, с 312 г. до своей кончины в 356 г. Из жития преподобного известно, что первоначально он подвизался в воздержании и молитве вблизи селения у себя на родине в Фиваиде (Верхний Египет). Затем, желая еще больших подвигов, он удалился дальше от обитаемых мест в пустыню, и, переплыв через Нил, поселился на одной из гор. Здесь святой Антоний провел в затворе около двадцати лет. Выйдя из затвора, он стал принимать приходящих, желавших подражать его жизни. Спустя некоторое время, не имея покоя от множества посещавших его людей, просивших его совета и помощи, он решил перейти в верхнюю Фиваиду, где его не знали. Когда на берегу Нила преподобный дожидался корабля, который перевез бы его на другую сторону реки, он услышал голос, вопрошавший его о том, куда и зачем он идет. Преподобный Антоний не смутился, так как часто слышал такой голос, и отвечал, сказав о причинах, побудивших его отправиться в путь. Тогда голос сказал ему, что если он уйдет в Фиваиду, то там его будут беспокоить еще больше. Если же он действительно хочет пребывать в покое, то пусть идет во внутреннюю пустыню. На вопрос преподобного Антония, как достичь этого места, голос указал ему сарацин (арабов), караван которых отправлялся в путь. Преподобный обратился к ним с просьбой взять его с собой, и, получив согласие, отправился с караваном. Пройдя три дня и три ночи по пустыне, святой Антоний увидел высокую гору. Как повествует житие, у подножия горы был источник воды, и росло несколько пальм. Щелкните мышью для увеличения Монастырь преподобного Антония. Слева - башня Юстиниана (VI в.).

http://pravoslavie.ru/2089.html

протоиерей Иоанн Павловцев Скачать epub pdf Глава 4 Откр.4:1 . После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Будучи в Духе Святом (ср. Апок. 1, 10 ), Иоанн видит на небе отверстую дверь и слышит голос, приглашающий его взойти туда. Ранее подобным образом открывались тайны Божии пророку Иезекиилю: «Отверзлись небеса, и я видел видения Божии» ( Иез. 1, 1 ). «прежний голос»голос Христа. «после сего» – выражение может означать «после совершения Церковью своего земного пути», точнее, в конце этого пути. Ибо, закончив послания всей исторической полноте Церкви – семи ее архетипам и периодам – Господь через снятие печатей, через трубы, чаши и другие описанные далее видения открывает Иоанну то, что будет происходить после сего – то есть в конце земной истории и за ее пределами. Выражение «после сего» можно также понимать и в его ближайшем значении, то есть: «после получения откровения апостолом Иоанном». Такое толкование не противоречит предыдущему, но дополняет его, ибо эсхатологические архетипы, явленные печатями, хотя и относятся по преимуществу к концу времен, однако отчасти могут проявляться и в другие исторические эпохи, о чем будет сказано ниже. Откр.4:2 . И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; Откр.4:3 . и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. «и тотчас я был в духе» – апостола восхищает на небо Дух Святой, и это есть новое, по сравнению с Апок. 1, 10 , действие Духа. Этим действием Иоанн возводится в те запредельные сферы, где пребывает престол Бога Вседержителя, где предстоят высшие небесные Силы – в то место, откуда управляется тварное бытие и исходят Божественные определения. Здесь апостол созерцает таинственные, почти невыразимые на земном языке видения и слышит неизреченные глаголы Божии. Все это, следуя повелению Господа (1, 11), он старается описать в своей книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасительный голос Церкви Богослов Алексей Осипов - о решении Константинополя распустить Западноевропейский экзархат 03.12.2018 869 Время на чтение 3 минуты Константинополь сделал еще один шаг, свидетельствующий о том, что предпринятые им недавно авторитарные действия, касающиеся Русской православной церкви на Украине , являются не какой-то ошибкой момента, но откровенно направлены на разрушение церковного мира. На синоде Константинопольского патриархата, проходящем в Стамбуле с 27 по 29 ноября, было единогласно принято постановление о роспуске Западноевропейского экзархата приходов русской традиции, преобразованного в 1971 году в Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе. Как может новый шаг Константинополя отразиться на жизни этих приходов, учитывая и ту реакцию, которая незамедлительно последовала со стороны нашей Церкви? Конечно, такие события не проходят безболезненно. Они порождают большие волнения, дискуссии и противостояния внутри общин. Всё это печальные последствия «церковной» политики Константинополя. О подобных вещах Христос сказал: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17: 1,2). После решения Константинопольской церкви о роспуске Западноевропейского экзархата приходов русской традиции в Московском патриархате напомнили о давнем предложении этим приходам перейти в юрисдикцию РПЦ. 15 лет назад, весной 2003 года с таким призывом покойный патриарх Алексий II обратился ко всем архиереям и православным приходам русской традиции в Западной Европе. Голос Русской церкви в этот драматический момент жизни для многих священнослужителей и прихожан может оказаться в полном смысле спасительным. Здесь они найдут и патриаршую церковь, и несомненные таинства. И есть все основания надеяться, что немалая часть приходов последует этому призыву. Прекрасное начало такому возвращению к своей Матери Церкви видим в решении православной общины во Флоренции. Почти месяц назад находившаяся в юрисдикции Константинопольского патриархата община перешла в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ) из-за несогласия с действиями Константинополя на Украине.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/03/sp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010