«И овцы по Нем идут, яко ведят глас Его» (Иоан. 10:4).   В сих словах, содержащихся в евангельской притче о пастыре, указывается на отношение великого Пастыря Христа к овцам Его словесного стада. Безсловесные овцы в странах восточных и южных обыкновенно следуют за пастырем, который идет впереди их. Он хорошо знает каждую овцу, дает ей кличку и достигает того, что овцы на его призывный голос отвечают послушанием, не отстают от стада, не уходят в сторону и таким образом спасаются от опасности заблудиться, попасть в места непроходимые, безводные, покрытые одним песком и камнями, умереть с голоду или сделаться добычею хищного зверя. Подобно доброму пастырю безсловесных животных и Господь Иисус Христос заботится о безопасности своих словесных овец. Он знает каждую христианскую душу и Своим голосом предостерегает и спасает ее от уловления лютейшим зверем, «диаволом, который яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5:8), от лжеучителей, от мирских соблазнов и искушений. Во время земной Его жизни голос Его неумолкно раздавался в продолжение трех с половиной лет. Это был голос учения или наставления в истинах веры и нравственности, голос обличения врагов истины, голос предостережения от погибели, голос утешительных обетований исполнителям Его заповедей и угроз нарушителям их. Не умолк сей спасительный голос и по отшествии Его от нас на небо с пречистою плотию. Он доселе слышится в Евангелии, которое есть не простая книга, удовлетворяющая человеческой любознательности, но живой проводник благодати, исходящей из уст Его и напояющей жаждущие истины и спасения души. Он слышится также в св. Христовой Церкви, которая есть столп и утверждение истины. Органами Церкви в сем случае служат вселенские и поместные соборы, раскрывшие и утвердившие догматы веры и правила христианского благоповедения, отцы и учители Церкви, устным словом и писанием возвещавшие истину Христову, современные нам пастыри и учители церковные. Авторитет всех этих органов Церкви так велик, что к ним относятся слова Христа Спасителя, сказанные апостолам и в лице их преемникам их служения, пастырям и учителям церковным: «слушаяй вас Мене слушает и отметаяйся вас Мене отметается и Пославшаго Мя» (Лук. 10:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава XIX Ликование на небе и на земле, пение аллилуия небожителями по поводу наступившего брака Агнца с его невестою (1–8). Поклонение Иоанна Ангелу, пояснявшему видение (9–10). Видение Верного и Истинного на Белом коне, Его внешний вид, украшения и одеяние (11–16). Суд Божий над зверем, лжепророком и их поклонниками (17–21). Откр.19:1 .  После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! В 19 главе говорится о торжественной радости по поводу гибели Вавилона, ибо это событие предвозвещало близкое и окончательное торжество добра и истины. Св. тайнозритель слышит новый, громкий небесный (на небе в его противоположности земле) голос, т. е. звуки пения (ср. Откр.10:3, 16:18 ) исключительно блаженных Ангелов 85 с четырьмя серафимами – животными во главе ( Откр.4:8 ). Они взывают: «аллилуия» (с еврейского языка «хвалите Бога») (ср. Пс.105:48 ). Прославляют за спасение, которое нужно понимать в смысле совершенного избавления христианского общества от козней диавола. Под славою же нужно разуметь славу Божию, которая свойственна Богу от века; а сила, как Божественное всемогущество, есть основание этой победы, этого торжества. Откр.19:2 .  Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 .  И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 .  Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Третий стих содержит в себе повторение песни, но с присоединением нового основания этой хвалы Господа. Это то, что гибель Вавилона от десяти царей есть гибель вечная и окончательная, составляющая переход к вечному царству, ибо вечный дым говорит о вечном огне геенских мучений. Поэтому-то старцы и серафимы-животные падают и произносят: «аминь, аллилуия». ( Пс.105:48 ). Откр.19:5 .  И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь», — говорит Он, и призывает Свою Церковь идти Его путем послушания даже до смерти и смерти Крестной. И о имени Иисусове побеждать супостаты. Этим путем шел святитель Василий Великий, противостоя Ариеву злословию, когда оно имело мощную поддержку государственной власти в лице императора Валента, и когда многие архипастыри и пастыри последовали ему. Это было огненное испытание православной веры. Ныне торжество Церкви, и в Евангелии на Утрени Господь возвещает нам о том, что в ней всегда присутствуют пастыри и воры, которые отличаются друг от друга по тому, как входят во двор овчий. Одни — «инде», через ограду, другие — через дверь. Двор овчий — не поэтически красивое место для Господа. Это место, где надо защититься от разбойников. Господь предлагает образ христианской жизни, который есть прежде всего образ сражения. Не случайно это слово Спасителя прозвучало после жесткого Его столкновения с духовными вождями Израиля, когда Господь исцелил слепорожденного. Того, кто был изгнан из Храма фарисеями как паршивая овца. «А входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Господь противопоставляет лжепастырям — «ворам и разбойникам», претендующим на духовное руководство народом Божиим, не имея на то подлинных полномочий, — истинного Пастыря, входящего дверью и вводимого придверником. Не услышим слишком поверхностно это «придверник». Все Евангелие ясно обозначает Его — это Отец Небесный. Он послал Господа, Он все предал в руку Его, Он вверил Ему Своих овец. Это вхождение совершается в Духе Святом. И об этой тайне нашего спасения Святой Троицей — все труды святителя Василия Великого. Пастырь зовет Своих овец по имени и выводит их. «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Подлинно верующий — это тот, кто слушает голос Господа и следует за Ним. Слово «слушать» повторяется около шестидесяти раз в Евангелии от Иоанна. Христос — Слово, Глагол, Откровение. Он открывает внимательному слуху любящих Его то, что Он слышал от Отца. Слушая это сегодняшнее Евангелие, слышим ли мы, каждый из нас, голос Христа? Сколько времени посвящаем мы подлинному слушанию Слова Божия, голоса Любви и Истины? Часто ли взываем при этом к имени Иисусову с тем поклонением, которое должно приноситься Ему от всех — небесных, земных и преисподних? Внимаем ли проповеди истинных пастырей, таких, как святитель Василий Великий, которые по дару благодати стали воистину Христовыми устами, потому что дверью вошли в жизнь?

http://moral.ru/circumcision/

После того, как Иоанн увидел падение великого Вавилона и услышал плач о нем жителей земли, он услышал на небе торжествующий и ликующий голос . Иоанн не указывает, кому конкретно принадлежал этот голос, но говорит только, что это был громкий голос как бы многочисленного народа . Андрей Кесарийский разумеет здесь под ликующими хорами всех небожителей – и ангельские силы, и равноангельских людей. Все вместе, как многочисленный народ небесного царства, они торжествуют, радуясь падению Вавилона, говоря аллилуйя ! На еврейском языке это означает «хвалите Бога». Аллилуйя – распространеннейший библейский возглас прославления и славословия Богу. И христианская Церковь в своих молитвословиях воссылает неоднократное «аллилуйя» Богу. Аллилуйя ! – ликуют небеса – спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Более правильный перевод: «спасение, и слава, и сила...» Подобное славословие небожителей мы уже несколько раз встречали в Апокалипсисе (4,11; 5,12; 7,10.12; 12,10). Спасение... Господу наступило через падение Вавилона, ибо весьма досаждал Ему этот город своими грехами. И вот теперь Господь спасен от того, чтобы всегда это видеть и терпеть. Ничто так не оскорбляет Господа, как грехи Его творения. Но вот грех пресечен, Он спасен от созерцания греховной бунтующей твари. Спасены и христиане от своей страшной гонительницы – великой блудницы. Спасены верные от казней дьявола. И слава... Господу за суд, в котором восторжествовала справедливость, за низложение города греха, за торжество всемогущества Божия. И сила , ибо отныне Господь «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать... да будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:24–25,28 ). В падении Вавилона будет высшее проявление Божией силы на земле. Так небожители были побуждены к этому чудному славословию, ибо истинны и праведны суды Его . Земные суды часто служат лжи и неправде. Но истинны и праведны будут суды Божии. Потому, человек, оставь всякую ложь и неправду и соделайся служителем истины и правды!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

прот. Николай Сахаров О Божественном откровении Понятие об откровении. Связь учения об откровении с понятием о религии, как союзе Бога с человеком. Естественное откровение и его недостаточность. Откровение сверхъестественное, его содержание и цель, его необходимость и возможность. Разбор возражений против необходимости и возможности сверхъестественного откровения. Внутренние и внешние признаки истинного откровения. Краткое обозрение возражений против чудесь. Доказательство действительности и истинности пророчеств. Способы возвещения и распространения откровенных истин Под именем Божественного Откровения разумеется все то, что Сам Бог благоволил открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Без откровения невозможна религия, такт как, если религия есть союз Бога с человеком, Существа всесовершенного с существом во всех отношениях ограниченным, то само собою разумеется, что все, что человек может знать о Боге и мире, он знает только от Самого Бога. Первые люди, – как свидетельствует книга Бытия, – слышали голос Бога, ходящего в раю ( Быт. 3:8 ); этот голос и был источником истинного знания. Еще более необходимым сделалось откровение после грехопадения, когда ум, воля и сердце человеческое заразились грехом и, без особенной помощи Божией, мы не можем ни познать истины, ни получить спасения. Бог открывает Себя и Свою волю двумя путями: естественным и сверхъестественным. Естественное откровение сеть проявление Божественных свойств и действий в окружающей нас видимой природе, в духовной природе самого человека и в исторических судьбах рода человеческого. а) Весь окружающий нас мир ость великая книга откровения Божия, красноречиво и непрестанно свидетельствующая о всемогуществе, премудрости, благости своего Творца и Промыслителя. б) Душа человека своим дивным устройством, своими высокими силами, способностями и стремлениями еще яснее говорить о Боге, Который сотворил человека и начертал в нем Свой образ, в) В исторических судьбах человечества также слышится голос Божий и видны пути Божии: история царств и народов, равно как и жизнь отдельных людей не есть сцепление простых случайностей, но управляется Промыслом Божиим и направляется Им к определенной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

205–206. Служение Церкви печатным словом Время молчати и время глаголати. Еккл. 3:7 . Давно это было, больше двух с половиной тысяч лет тому назад. Заспорили три юноши о том, что сильнее всего? И один написал на записочке: “Сильнее всего вино». Другой написал: “Сильнее царь». Третий написал: “Сильнее женщины», а потом, как бы исправляя себя, приписал: “а над всем одерживает победу истина» (2 Ездры 3:10–12). Нет нужды доказывать, что последняя приписка есть неоспариваемое слово самой истины. И для того, чтобы истина над всем всегда и во всем одерживала победу, Бог дал человеку разум и совесть, а в делах веры еще и всемощную Свою благодать, руководящую людей ко спасению чрез Церковь , хранительницу Божественного Откровения. Человек изобрел и свое могучее средство к распространению истины – письмо и печатное слово. К несчастию, этим могучим средством пользуется не истина только, но и заклятый враг ее – ложь. Но чем больше захватывают в свои нечистые руки печатное слово служители лжи, тем настойчивее является нужда самой Церкви как хранительнице истины, использовать печатное слово для распространения и защиты истины. Наше время в этом отношении можно назвать исключительным: современная печать, в подавляющем большинстве, захвачена врагами Церкви; голос преданных и верных Церкви сынов едва слышен среди шума и неистовых криков открытых и тайных врагов ее: нас, служителей Церкви, обвиняют в том, что мы молчим, что не умеем или не хотим защищать свою мать – Церковь Божию, что мы не даем верующим душам той пищи, какой алчут они, что Церковь не дает ответа всякому вопрошающему о словесах ее упования. Было, может быть, время, когда можно было молчати; ныне, по слову Екклезиаста, настало время глаголати. Отвечая этой потребности духовной, наш Святейший Синод, с соизволения Его Императорского Величества Государя Императора, учредил Издательский Совет, на который и возложил заботы о том, чтобы отвечать печатным словом назревшей потребности нашей церковной жизни. А потребность эта велика; задачи, поставленные Совету, слишком трудны; поле его будущей деятельности, если только Бог поможет ему исполнить свой долг, почти необозримо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Доклад архиепископа Никона Издательскому Совету при Святейшем Синоде. Время молчати и время глаголати (Эккл.3:7). Давно это было, больше двух с половиной тысяч лет тому назад. Заспорили три юноши о том: что сильнее всего? И один написал на записочке: «сильнее всего вино». Другой написал: «сильнее царь». Третий написал «сильнее женщины», а потом, как бы исправляя себя, приписал: «а над всем одерживает победу истина» ( 2Ездр.3:10–12 ). Нет нужды доказывать, что последняя приписка есть неоспориваемое слово самой истины. И для того, чтобы истина над всем всегда и во всем одерживала победу, Бог дал человеку разум и совесть, а в делах веры еще и всемощную Свою благодать, руководящую людей ко спасению чрез Церковь , хранительницу Божественного откровения. Человек изобрел и свое могучее средство к распространению истины – это письмо и печатное слово. К несчастию, этим могучим средством пользуется не истина только, но и заклятый враг ее – ложь. Но чем больше захватывают в свои нечистые руки печатное слово служители лжи, тем настойчивее является нужда самой Церкви, как хранительнице истины, использовать печатное слово для распространения и защиты истины. Наше время в этом отношении можно назвать исключительным: повременная печать в подавляющем большинстве захвачена врагами Церкви, голос преданных и верных Церкви сынов едва слышен среди шума и неистовых криков открытых и тайных врагов ее; нас, служителей Церкви, обвиняют в том, что мы молчим, что не умеем или не хотим защищать свою мать – Церковь Божию, что мы не даем верующим душам той пищи, какой алчут они, что Церковь не дает ответа всякому вопрошающему о словесех ее упования... Было, может быть, время, когда можно было молчати, ныне, по слову Экклезиаста, настало время глаголати. Отвечая этой потребности духовной, наш Святейший Синод, с соизволения Его Императорского Величества Государя Императора, учредил Издательский Совет, на которого и возложил заботы о том, чтобы отвечать печатным словом назревшей потребности нашей церковной жизни. А потребность эта велика; задачи, поставленные Совету, слишком трудны; поле его будущей деятельности, если только Бог поможет ему исполнить свой долг, почти необозримо...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Критика экуменической мысли Зандера Очевидно, что в кратком обзоре невозможно адекватно изложить все сомнения и возражения, которые неизбежно возникают даже при беглом чтении этой книги. При внимательном рассмотрении аргументации первоначальное замешательство лишь усиливается. Это очень личная книга. Она отнюдь не типична для православной позиции. В каком-то смысле это «голос с Востока», но голос, говорящий не «восточное» и не «православное». Автор воспитан в определенной традиции, и его трактовка «экуменической реальности» имеет явственный оттенок его особых убеждений. Возникает вопрос, совместимы ли эти убеждения с основными догматами Православной веры. Более того, совместима ли новая концепция «экуменизма», которой придерживается автор, с главными принципами исторического Экуменического Движения. Автор, по-видимому, не слишком интересуется проблемами «Веры» и «Устройства». Он предпочитает обитание вне догматов, канонов и обрядов. «Экуменизм» в понимании автора, имеет мистическую сущность. Он не связан с внешними событиями и не интересуется историческими достижениями. «Единство, которое составляет его цель, есть единство любви, не осуществимое в какой-то исторической форме, но обещанное в жизни мира грядущего». В этом смысле экуменизм есть «предвидение царства». Экуменизм по сути своей парадоксален и металогичен. «Экуменизм возможен только вопреки логике или, скорее, независимо от нее». Историческое планирование отвергается и порицается. Такой опыт «сравнительного богословия» лишь усугубляет раскол. «Это едва ли можно назвать экуменическим трудом». Никакое «смыкание раскола» невозможно в истории, и все усилия бесполезны. Автор не верит в возможность экуменического прогресса на уровне истории. Нам предлагается некое «эсхатологическое» видение, без призыва к трезвому и ответственному действию. Возникает сомнение: что если это не «видение», а обычное мечтание? «Эсхатологическая интерпретация, с одной стороны, свободна от всяких исторических ошибок. Перспектива “постоянного разделения» для нее не страшна; вся история Церкви есть история разделений и, следовательно, она не может считаться неким предисловием к еще не написанной книге о единстве; историческая трагедия христианства это неизбежное условие грешного человечества – и эта грешная реальность является предметом вечного преображения и будущего parousia» . Автор явно упускает из виду тот факт, что «видимое единство», а именно «единство в вере», составляет один из отличительных признаков Церкви, согласно учению Нового Завета, и Церковь предназначена Христом быть «столпом и утверждением истины». Вопрос не в «неминуемом» прогрессе, а в долге и предстоящей позитивной задаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Евгений Успенский Прибавление После обозрения нами христианских вероисповеданий, у нас естественно в заключение возникает вопрос: какое же мы должны составить общее представление о них? Для этого мы представим краткую и общую сравнительную характеристику их, из которой ясно должно открыться то, какой общий характер имеет каждое из них, и какое вероисповедание должно быть признано бесспорно истинным исповеданием. Общая сравнительная характеристика православия, латинства и протестантизма Известно, что христианская религия, как свободный и сознательный союз человека с Богом, слагается из двух сторон – божественной и человеческой. Первую сторону представляют собой богооткровенные истины, имеющие своим источником беспредельный разум Божий; вторую сторону в религии представляет собой ограниченный ум человеческий, воспринимающий эти истины. Поэтому, в то время, как божественные истины всегда будут оставаться вечно равными себе и неизменными, ограниченный ум человеческий может усвоять их так или иначе, – может понимать их правильно и неправильно. Для того, чтобы религия оставалась правильной и истинной, требуется соблюдение гармонического отношения между божественным и человеческим элементами. В таком именно виде восприняла христианское учение от своего божественного Основателя вселенская церковь с самого ее начала; то есть, она восприняла и содержала христианское учение во всей его полноте, гармоничности и стройной целостности. В таком же виде и ныне содержит его православная греко-российская церковь . В римской же церкви соблюдалось правильное и гармоническое отношение между божественным и человеческим элементами только до тех пор, пока она не отступала от вселенской церкви. Но как скоро римская церковь оторвалась от вселенского единства, как скоро в ней голос всей вселенской церкви был заменен голосом одного человека – папы, то гармоническое отношение между элементами религии в ней неизбежно должно было нарушиться: личная деятельность человека перешла законные, назначенные ей, пределы; человеческому элементу в религии было придано значение божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сквозь хаос обезумевшего времени Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн обращается к нам 02.03.2020 2332 Время на чтение 18 минут Русское служение. В одном из своих трудов Владыка Иоанн говорит: «Родиться русским есть дар определенного служения... Русское служение - одновременно жертвенное и героическое, высокое и скорбное, общечеловеческое и вселенское - заключается в том, чтобы до конца времён стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти. Стоять насмерть, защищая собой Божественные истины и спасительные святыни Веры. Доколе мы помним об этом - жива Святая Русь, неодолима и страшна врагам - нашим и Божиим!» Примером, высоким образцом такого самоотверженного, героического русского служения являются жизнь, слова, многообразные деяния и труды самого Владыки Иоанна. Воистину пастырь добрый, молитвенник, духовник, обладающий даром старческого рассуждения и провидения; богослов, черпающий мудрость не только в Писаниях, но и в своем личном молитвенном и духовном опыте; духовный писатель, раскрывающий с точки зрения Божественной истины суть самых сложных, спорных событий многовековой русской истории и насущных вопросов нашего противоречивого времени; церковный историк и литератор; общественный деятель, обращавшийся ко всем слоям общества честно и прямо, не взирая на лица; истинный, верный сын нашего земного Отечества, мужественный, безкомпромиссный и стойкий воин Христов. Все свои дары и таланты, полученные от Господа - Владыка Иоанн принес на алтарь Православной веры и Отечества. Более всего многим нашим соотечественникам - верующим и неверующим - приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) запомнился как просветитель и общественный деятель - борец за истину, за правду, за интересы русского народа, за наши многовековые отеческие традиции, за нашу соборную державность, за Русь Святую. Владыка говорил слово истины, увещевания, предупреждения и кроткого пастырского назидания везде, где это было возможно. Его статьи печатали не только православно-патриотические периодические издания, но и такие газеты как «Советская Россия», «Народная правда», «День», «Завтра» и другие. Он обращался к интеллигенции, к правителям, чиновникам и представителям власти всех рангов, к воинам армии и флота, к казакам, к деятелям искусства, к врачам, к деятелям патриотической печати, к мирянам и монашествующим - ко всему русскому народу. Воистину Господь поставил митрополита Иоанна на стезю Своего особого, редкого избранничества - на стезю духовного водительства, соделав его всенародным проповедником, духовным вождём. Все, кому дороги судьбы Православия и России, воспринимали и воспринимают его слово как чистый, неподкупный, истинный голос русского Православия, как колокол, как набат.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/02/sk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010