Какой еще признак Христовой Церкви?   Церковь Христова — непрерывна. Она, как началась со дня сошествия Св. Духа, так и будет существовать беспрерывно изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из рода в род до скончания века, не прекращаясь ни на один день. Сам Христос, Глава Церкви, дал обещание верующим в Него: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).    Так и Апостол Павел говорит, что Богу «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:21) А не может ли Церковь на время сокрыться, не быть явной для всех?   Нет, не может: она всегда должна быть у всех на виду. Сам Спаситель сказал: «не может сокрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14; ср. Мр. 4:21; Лк. 11:33). Под городом здесь разумеется Церковь Христова, истинное общество последователей Христа, которые суть «свет мира». Что требовалось и требуется от всех присоединившихся к Христовой Церкви?   От всех, кто желал присоединиться к обществу исповедников «истинного Сына Божия Иисуса Христа» (1 Ин. 5:20), всегда необходимо требовалась вера во Христа, как Бога и Спасителя. Поэтому-то и говорил Апостол Филипп евнуху, пожелавшему чрез крещение присоединиться к Церкви спасаемых: «Если веруешь от всего сердца, можно» креститься и присоединиться к Церкви (Деян. 8:37). Так и теперь все христиане или, как обычно говорится, все православные, веруют во Христа, как Богочеловека и Спасителя, а если они не будут веровать, то изгладит их Господь из книги жизни. Можно ли спастись помимо Церкви Христовой?   Нет, нельзя, потому что никто никогда не спасался помимо Церкви. Как же говорят сектанты, что им нет надобности принадлежать к Христовой Церкви или, что то же, к Церкви православной, потому что их-де Сам Господь призвал подобно тому, как призвал Он и Ап. Павла?   Прежде всего нужно открыто говорить всем сектантам, что они совершенно лживо говорят, будто Господь призвал их, как Ап. Павла. Когда Господь чудесно призывал Ап. Павла, то, по свидетельству св. Писания, «люди шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос» (Деян. 9:7). Ап. Павел, пораженный светом видения, ослеп, и спутники его «повели его за руку» (Деян. 9:8). Ничего подобного не случалось ни с одним самообольщающимся из сектантов, которые неосновательно, дерзко сравнивают себя с Апостолом Павлом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Дамаске Савла нашел ученик Христов по имени Анания. Сам Господь Иисус Христос, явившись Анании, сказал, где найти Савла, и повелел исцелить его. Брат Савл, Господь Иисус, Который явился тебе на твоем пути сюда, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святым Духом, — приветствовал Анания бывшего гонителя христиан. Телесная слепота — знак духовного ослепления неумеренного ревнителя иудейства — тут же спала, и Савл принял святое крещение. Побег из Дамаска      Несколько дней провел Савл в Дамаске, проповедуя, что Иисус — Сын Божий. Местные иудеи, услышав это, решили убить его. Заручившись поддержкой правителя Дамаска, они хотели подстеречь Савла у ворот города, но христиане спустили будущего апостола Христова по стене в корзине и спасли его от преследователей. Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников (см.: Деян, гл. 10–11)    Важным событием в жизни Церкви стало крещение римского офицера — сотника Корнилия со всеми его домашними. До этого к Церкви Христовой присоединялись преимущественно иудеи. Они верили, что в Иисусе исполняются древние пророчества, данные Богом их предкам. Но пришло время Церкви явить свет к просвещению язычников (Лк 2, 32). Сотник Корнилий жил в Кесарии. Он был благочестивым человеком и верил в Единого Бога. Его положение римского воина не позволяло ему принять веру иудеев и соблюдать закон Моисеев, но он часто искренне молился Богу и творил милостыню. Однажды ему явился Ангел Божий и повелел найти Симона Петра. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой, — сказал Ангел. Корнилий тут же отправил слуг в город Иоппию, где, как указал ему Ангел, в доме Симона Кожевника находился апостол Петр. В полдень следующего дня, когда посланные уже подходили к городу, апостол Петр молился на крыше дома. Он проголодался, но пока готовили пищу, Петру было видение: с небес опустилось большое полотно, привязанное за четыре угла. В нем находились разные животные, пресмыкающиеся и птицы. И был к нему голос: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр, видя, что всех этих зверей запрещает есть закон Моисеев, сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда голос сказал ему вновь: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Так было три раза, и потом полотно было поднято на небо.

http://pravoslavie.ru/104478.html

Все это говорит, что в браке есть что-то особенно серьезно важное, священное и в высшей степени знаменательное, так что всякое уважительное отношение к нему, в чем бы оно ни состояло и от кого бы оно ни исходило, заслуживает особенной чести, похвалы и награды. Во всем этом нельзя не видеть того, что под покровом брака скрывается, что-то таинственное, небесное, вечное, что брак есть образ чего-то божественного, сверхчеловеческого, что начало его – здесь, на земле, а конец, – на небе, в вечности. Так велико значение христианского брака по взгляду Христа! V. Брак – образ союза Христа с Церковью Брак – образ союза Христа с Церковью . Указания на это Крестителя и Христа. Рождающая женщина – образ мук рождения Церкви. Апокалиптическая картина. Красота невесты – образ идеальной красоты Церкви. Действительно, в христианском браке «есть что-то таинственное» 97 . И это таинственное в браке отражает таинственное в союзе Христа с Церковью. Такая параллель между христианским браком и союзом Христа с церковью ясно проводится Самим Христом, Иоанном Крестителем и апостолами. Параллель эта основывается не на внешнем сходстве, а на внутреннем единстве и тесной их связи между собою. Без этой внутренней связи не настаивали бы во всех новозаветных книгах на указанной параллели. Скажем даже более того еще ветхозаветные пророки изображали завет Иеговы с народом Израильским под образом брачного союза мужа и жены 98 . Изображали так пророки Завет Иеговы потому, что проникали в самую тайну этого завета, образом которого служит христианский брак. Ясно, что тайна брака и тайна Завета имеют внутреннюю связь между собою и взаимное соотношение Тайна Завета реализуется в тайне брака. Этим только и объясняется раскрываемое нами отношение Христа к браку. После крещения Христа, когда слава Его стала распространяться в народе, некоторые из учеников Иоанна слепо преданные ему, пришли к нему и сказали: «Равви! Тот, который был с тобою при Иордане и о котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему!». В ответ на это Иоанн сказал: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» 99 . Умилительно-трогательными и нежными чертами изображается здесь сближение Христа с верующими под образом жениха и невесты, которых познакомил между собою друг Жениха – Креститель. Теперь это сближение идет обычным порядком, и вот, друг Жениха, слыша их голос, радуется за них и за себя, что исполнил свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Источником всякого добра является Бог, а мы все — Его приставниками. От нас требуется верность полученным от Бога дарам и щедрость в раздаянии даров ближним. Если Господь видит в нас смирение к Нему и любовь к ближним, Он наделяет нас великими и богатыми милостями с тем, чтобы мы раздавали эти дары всем нуждающимся. Не потому ли у нас теперь мало ярких талантов писательских и иных, что люди употребляют их во зло: на то, чтобы отрывать людей от Бога и развращать их (граф Л. Н. Толстой, М. Горький). Почему отняты богатства от многих богачей? Потому, что эти дары Божии они тратили на разврат и прихоти свои, не обращая внимания на нужду горькую бедных, больных! «...по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению (2 Кор. 13:10).» Больше всего нуждаемся мы, сыны Церкви, на земле пребывающей, в духовном утешении. Земля, где мы живем, юдоль плача (Пс. 83:7). И в дни внешнего благополучия много скорбей у христианина — болезни тела, семейные неурядицы, скорби от завистников и клеветников и многое другое... А что говорить о временных гонениях на Церковь Божию, когда святые храмы у верующих отнимаются, а их пастыри насильно изгоняются... Христиане приходят в смущение и страх, как овцы, не имущие своих руководителей. В эти моменты скорби долг оставшихся на свободе православных пастырей и епископов — всячески утешать души верующих, по слову Господню: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима... Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! (Ис. 40:1—2,9). К великому сожалению и позору немало есть среди числящихся в Православной Церкви и выставляющих себя ревнителями святого православия мирян, занимающих положение в Церкви (старосты, члены приходских советов), а также пастыри и даже епископы, которые сознательно сеют церковную смуту в сердца бедных верующих. Ради своего благополучия внешнего, заглушая голос совести, эти духовные убийцы душ верующих пользуются своим ответственным положением и не к созиданию церковному, а к разорению дел Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Итак идите, научите все народы ( Мф.28:18–19 ). Так никогда не говорил человек, так не мог, не имел права говорить никто из людей. Так мог сказать только Он один. Всемогущий Бог . И то, что сказал Он здесь, это исполнил Он по Своем вознесении. Теперь Он принял Свое царство и воссел на престоле. Теперь осуществилось то, что некогда сказано было в Ветхом Завете: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Теперь Он на самом деле сделался Господом, Владыкою, Царем всех вещей. И эту Свою власть, Свое владычество Он даровал и Своей Церкви на земле. Ибо для того Он восседает одесную Бога и приобрел власть над всем миром, чтобы чрез это помогать Своей Церкви. Два существуют слова, которые выражают эту тайну Божию: Он есть власть, которая простирается над небом и землею, и Он есть вечная любовь. В Иисусе Христе вечная любовь для нашего спасения сделалась человеком. И вот Он сидит теперь на троне неба, облеченный силою, могуществом, чтобы употреблять это владычество над всем миром на служение Своей вечной идее и любви, соделовающей наше спасение. Вот почему историю миссии мы можем изучить уже в самом тесном кружке, в нашей собственной жизни. Ибо что такое наша жизнь? Не есть ли она история миссии? Не есть ли она повесть об обращении нашем к Богу? Чем служит история миссии для народов, тем же самым служит для каждого история его собственной жизни. Представим, братия, поэтому себе картину нашей жизни со всеми ее светлыми и мрачными явлениями, все те ложные пути, по которым мы шли, ту благость Божию, которую мы на себе испытали, те радости и страдания, которые посылал нам Бог, те пути, которыми Он вел нас, – не правда ли, что они были для нас часто очень мрачными, но мы тогда того не понимали, мы нередко вздыхали и сетовали, не зная того, что хотел нам сказать этим Бог. Но теперь мы знаем это; теперь мы знаем, что это был тот голос, которым вечная любовь говорила нашему сердцу и действовала на нашу душу, голос вопиющего; теперь мы знаем, что Бог все направлял чудесным образом к одной цели, к одной мысли, чтобы спасти наши души; теперь понимаем мы ту благожелательную работу Бога в наших душах, которой должно было служить все, что приносила нам смена лет и ход нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Итак, Она одна Всесовершенная Церковь; мы все находимся в земной Церкви. Сама Церковь, не только Святая, но и освящающая, потому что мы прибегаем к ней, чтобы очиститься от своих грехов, чтобы омыться водою крещения для того, чтобы соединиться с Самим Христом Иисусом через Причастие Его Святого Тела и Крови. Церковь Святая, но мы – грешники. Земная Церковь – освещающая, но ее еще нельзя назвать всесовершенно святой, какой была Божия Матерь. Однако время идет, и нам открыто через Священное Писание – к чему оно идет. В Апокалипсисе святого Иоанна Богослова говорится: «Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих «Алиллуя!» Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель». Эти слова показывают, какое множество объемлет Святая Церковь. И далее говорит Апостол: «Возрадуемся, и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и Жена Его приготовила себя». Опять образ Невесты, понятие о браке. Это понятие относится ко всей Святой Церкви, когда члены ее очистятся от своих грехов и возродятся к Новой жизни. поэтому Апостол Иоанн Богослов продолжает так: «И дано было Ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». И далее: «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» ( Откр.19:6–9 ). Святая Церковь воспевает Христа как Жениха: «Се, Жених грядет в полунощи…» – и называет святых мучениц Невестами Христовыми; и в конце Апокалипсиса есть такие слова: «И Дух и Невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди!» Да, братья и сестры, мы хотим, чтобы скорее пришел Спаситель Господь наш Иисус Христос, но Он придет в свое время, которое никто не знает, а пока – «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22:17 ). Эта Вода Жизни находится в Церкви, и желающий получит освящение, пусть приходит в Церковь и живет вместе с нею, тогда он будет со всеми святыми и с Пресвятою Владычицей Богородицею. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

«Отец мой Африкан сделал громадный крест, в десять локтей, и изобразил на нем Богочеловеческое подобие Христа, и, почитая его, возложил на чресло Его пояс, в котором 50 гривен золота и золотой венец на главу Его. Когда Якун изгнал меня из моей области, я взял пояс с Иисуса и венец с главы Его, и слышал голос от образа, который обратился ко мне и сказал: «Не возлагай, человек, этого венца на Мою главу, но неси на приготовленное место, где преподобным созидается церковь Матери Моей и дай ему в руки, чтобы повесил над жертвенником Моим». В страхе упал я и, оцепенев, лежал как мертвый. Потом же встал и сел на корабль. Когда же мы плыли, поднялась большая буря, так что все мы отчаивались в своей жизни. Тогда вспомнил я о поясе, о котором ничего не слыхал, и стал вопить: «Господи, прости мне; я погибаю ради пояса, который взял с Твоего честного и человекоподобного образа». И вот, я увидел высоко церковь , и думал какая это церковь? И был свыше голос, говорящий: «Та, которая созиждется преподобным во имя Божией Матери, и как видишь ты ее в величии и красоте, ее размерит он тем золотым поясом, в 20 поясов в ширину, и в 30 в длину, в вышину же стены с верхом на 50. И в ней ты будешь положен». После того на море легла тишина. Мы все прославили Бога и утешались безграничной радостью, что спаслись от горькой смерти. Рассказав все это, Шимон прибавил: «Доселе, отче, я не знал, где создастся показанная мне церковь, пока не услыхал из честных твоих уст, что я буду положен здесь в церкви, которая создастся». И, взяв золотой пояс, он дал его преп. Антонию со словами: «вот мера основания церкви той»; дал и венец, говоря: «пусть этот венец будет повешен над святым жертвенником». Старец прославил за то Бога и сказал: Чадо, с этих пор пусть не будет тебе имя Шимон, но Симон». Призвал св. Антоний блаженного Феодосия и сказал: «Симон, это он воздвигнет такую церковь» и передал блаженному тот пояс и венец. И с тех пор Симон имел великую любовь к св. строителю Феодосию, и жертвовал много на возведение Богом указанной церкви, и часто приходил к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Петр. 3:9 ). Не может быть большего оскорбления Бога, большей вины пред Ним, как отпадение от Его святой Церкви, за которую Христос – Сын Божий претерпел поношения, унижения, тяжкие страдания и позорную смерть на кресте. Только в основанной Христом святой Церкви, только в неразрывном единении с нею, в послушании ей и участии в принятии благодатных её таинств возможно единение со Христом и наследие вечной жизни; вне Церкви для всех отделившихся – вечная гибель: если кто не слушает, т.е. не повинуется Церкви, сказал Христос, «да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). К большой скорби, многие из членов Церкви, забыв о великом счастье принадлежать к ней, отпадают от нее и идут по путям заблуждений в различные сектантские общества: одних манит к себе широкий путь жизни в сектантствах, без всяких ограничений, без нравственных обязанностей, налагаемых на верующих Церковью , других удаляет от нее дух неповиновения, дух «гордости житейской» ( Ин. 2:16 ) и самомнения. Всех их, умирающих вне Церкви без покаяния, ожидает одна участь – вечные муки. Но милосердие Божие неизмеримо больше грехов человеческих и долготерпение Божие беспредельно: своею благодатью Господь касается сердец даже самых закоренелых сектантов и всех их зовет к спасению: «Се стою у двери, – говорит Он, – и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной» ( Откр. 3:20 ). Он всех отпадших зовет к Своей спасающей Церкви: одних зовет через чтение слова Божия, других чрез увещания пастырей и миссионеров, иных через посылаемые для их вразумления бедствия и болезни, через угрызения после отпадения всегда мятущейся, неспокойной их совести и многими другими путями. Можно было бы указать немало случаев обращения в лоно Церкви таких сектантов, о которых можно было думать, что они навсегда погибли для спасения, но я хочу рассказать о двух недавних случаях присоединений из сектантства в православие, в которых наглядно проявилась особенная любовь Божия к человеку-грешнику, особенное долготерпение Божие к упорству заблудших и отпавших от Церкви сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

12. Пахомий [по возвращении], услышав об этом от Феодора, сказал: «Поскольку ты был способен видеть и слышать, то тебе явлено и сказано было [это]. И с обильными слезами стал молить я Бога, чтобы Он открыл мне, у кого обретается истина (ибо пришел в полное замешательство)  . Продолжая еще молиться, я оказался в состоянии исступления  и увидел, что вся поднебесная как бы покрыта ночным мраком. И со всех сторон [земли] услышал я голоса  , глаголющие: «Здесь истина». И увидел я многих [людей], следующих за каждым голосом, которые во мраке вели друг друга. И только на востоке вселенной увидел я высоко расположенный светильник, сияющий, как утренняя звезда. Оттуда услышал я голос, рекший мне: «Не обольщайся теми, кто влечет тебя во тьму, но следуй этому свету. Ибо в нем истина». Сразу же услышал я [и еще один] голос, рекший: «Светильник этот, который ты видишь сияющим подобно утренней звезде, будет некогда сиять для тебя ярче солнца. Ибо он есть проповедь Евангелия Христова, возвещаемого во святой Его Церкви, в которой ты крещен. Зовущий [оттуда] есть Христос, и Он — в Александре, епископе Александрийской церкви  . Другие голоса во мраке суть голоса ересей. Бес, руководящий каждой из них, своим голосом призывает многих и вводит их в заблуждение». А затем увидел я множество [мужей] в сияющих одеждах, притекающих к светильнику, и восхвалил Бога. Презрев желавших ввести меня в заблуждение, я поселился с человеком Божиим Паламоном, подражателем святых. [Я пребывал с ним] до тех пор, пока Ангел Господень, представ предо мною, изрек: «Возгревай приходящих к тебе тем огнем, который Бог возжег в тебе». И руководимый этим Ангелом, я устроил, при помощи Божией, эти монастыри»  . 13. Когда Афанасий был поставлен во епископа, Пахомий говорил всем нам: «Благие мужи не ставят под сомнение решение Божие о нем под предлогом молодости его и не усердствуют в том, чтобы разделить Церковь Божию  . Мне же Святой Дух сказал: «Я воздвиг его столпом и светильником для Церкви»». Также [Пахомий еще говорил]: «Многие скорби и клеветы от людей ожидают его ради благочестия во Христе. Но, препобедив всякое искушение и укрепляемый Им  до конца, он будет возвещать церквям истину Евангелия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

(36) Стандартное слово для обозначения белизны. Белыми как волна и как снег являются волосы подобного Сыну Человеческому (Откр 1. 14), Он же является на белом облаке (14. 14), белый камень (так в Синодальном переводе; в переводе еп. Кассиана (Безобразова) более тонко: «камешек» — греч. yÁfoj) обещается побеждающему в послании Пергамской церкви (2. 17), ношения белых одежд удостаиваются верные Христу люди (3. 4 – 5, 18; 6. 11; 7. 9, 13), в белые одежды облечены также двадцать четыре старца перед престолом Божиим (4. 4) и небесные воинства (19. 14). Всадник на белом коне появляется после снятия Агнцем первой печати с запечатанной книги (6. 2), на белом коне и в сопровождении небесных воинств появляется для низложения своих врагов торжествующий Христос (19. 11). Окончательный суд над миром происходит перед великим белым престолом (20. 11). (37) «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр 1. 12 – 16). (38) Ср. присутствующие здесь мотивы света (21. 11, 23 – 25; 22. 1, 5), драгоценных камней (21. 11, 18 – 21), золота (21. 15, 18, 21).   (39) Престол Божий как разделяемый и Христом представлен уже в обетовании побеждающему в послании лаодикийской церкви (Откр 3. 21), и уже здесь провозглашается возможность сесть на этом престоле и самому «побеждающему», то есть верному Христу человеку. Путь вхождения человека в эту скинию, процесс его приобщения Агнцу, и через Агнца – Богу, описывается в Апокалипсисе двояко, но в обоих случаях с использованием образности, связанной с красотой. С одной стороны, это приобщение доступно лишь тем, кто «следует за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр 14. 4), то есть следует за Ним вплоть до Креста. Изображение последователей Христа как прекрасных в своем подвиге мучеников – стандартный прием в Апокалипсисе. Под жертвенником оказываются «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» – «и даны были каждому из них одежды белые» (Откр 6. 9 – 11).

http://pravmir.ru/krasota-v-apokalipsise...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010