Фортификации Ангелокастро относятся к XI-XII вв., находящаяся там ц. арх. Михаила сооружена в правление имп. Мануила I Комнина и перестроена в 1733-1734 гг. Церковь Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Нерадзиха) возведена на стенах древнего г. Керкира классического периода (V в. до Р. Х.). Крепостная башня в XI-XII вв. была преобразована в небольшую однонефную базилику. От визант. постройки сохранилась часть сев. стены. На фотографиях XIX в. виден ступенчатый выступ 3-гранной апсиды. Собор Пантократора на островке Пондикониси XI-XII вв. представляет собой триконх с 8-гранным барабаном и 3-гранной апсидой. Зап. компартименты перекрыты крестовыми сводами, а восточные - выполнены кладкой. Церковь сщмч. Власия близ с. Камара была основана в XIII в. и затем перестроена. Фрагменты древнейшего слоя живописи, видимо, также относятся к XIII в. Основные росписи выполнены в нач. XVII в. Остатки фресок XIV в. (на сев. стене) сохранились в ц. свт. Афанасия Великого в Ано-Коракьяне (здание XVII в. с фрагментами визант. постройки). Поствизантийская живопись Несмотря на многовековое господство зап. династий, на Керкире не сохранилось памятников, подобных ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Апоплене на о-ве Лефкада (1449/50), к-рая сочетает палеологовский стиль с элементами позднеготической живописи. Голова ангела. Фрагмент росписи свода ц. свт. Спиридона Тримифунтского, о-в Корфу. 1727 г. Мастер П. Доксарас Голова ангела. Фрагмент росписи свода ц. свт. Спиридона Тримифунтского, о-в Корфу. 1727 г. Мастер П. Доксарас Тесные культурные связи между Керкирой и Критом во многом обусловлены тем, что оба острова являлись венецианскими владениями. Одно из ранних свидетельств - упоминание в 1491 г. в архивных источниках об обучении живописи в Кандии (ныне Ираклио) уроженца Керкиры Димитрия Миланиса. Влияние критской школы отразилось в росписях нескольких храмов кон. XV-XVII в.: ц. вмц. Екатерины в с. Карусадес, собора мон-ря Пантократора близ с. Хломос, ц. великомучеников Феодоров близ с. Зигос, ц. Пресв. Богородицы Кассопитры и др. Влияние ренессансной живописи особенно сильно прослеживается во фресках ц. вмц. Екатерины в Карусадесе (кон. XVI в., по мнению Д. Триандафиллопулоса, или кон. XV в., по мнению В. Н. Пападопулу). Одновременно на Керкире работали художники, опиравшиеся на византийскую традицию: напр., мон. Иоанникий Богданос расписал собор монастыря Пантократора близ дер. Айос-Маркос (1577), подражая стилю македонской школы. При этом не сохранилось сведений о деятельности на Керкире эпирских мастеров.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

На Керкире работало значительное число критских художников: Фома Бафас (1544-1599), Михаил Дамаскин († 1592), Иаков Критопул и Илия Маврокефал (известны только по письменным источникам кон. XVI в.), Эммануил Джанфурнарис (между 1570 и 1575-1631), Эммануил Лампардос или Лампрадос († 1644?), иером. Филофей Скуфос († 1685), свящ. Эммануил Цанес (Буниалис) († 1690), Теодорос Пулакис († 1692), иеродиак., а затем иером. Стефан Цангаролас (упом. в 1688-1710), Константин Контаринис (упом. в 1699-1732). Возможно, на Керкире жил худож. Михаил Аврамис (нач. XVII в.), работы которого сохранились только на этом острове. Свт. Спиридон Тримифунтский. Икона. 3-я четв. XVIII в. Мастер С. Сперандзас (ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Карусадес, о-в Корфу) Свт. Спиридон Тримифунтский. Икона. 3-я четв. XVIII в. Мастер С. Сперандзас (ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Карусадес, о-в Корфу) Черты народного стиля отражены в росписях кон. XVII в. ц. свт. Афанасия Великого в Като-Коракьяне, в частности в композиции «Страшный Суд» на южной стене. Следующим этапом развития живописи на Керкире и соседних о-вах стало возникновение ионической школы, к-рая сложилась на основе традиций критской школы, но по сравнению с ней значительно эволюционировала в сторону зап. искусства. Большую роль в ее формировании сыграла Венеция, откуда проникало влияние итал. мастеров и представителей фламандской живописной школы. Напр., церкви 40 Севастийских мучеников в Периволи (1704) и Пресв. Богородицы Одигитрии в Стронгили (нач. XVIII в.) украшены фресками, копирующими фламанд. гравюры XVI в. Теоретиком ионической школы стал Панайотис Доксарас (1662-1729). Он перевел на греческий язык руководства для художников Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберти и А. Поццо и написал соч. «О живописи» (1726). Образцами некоторых работ Доксараса (напр., роспись свода храма свт. Спиридона Тримифунтского на Керкире (1727)) служили картины П. Веронезе. В этот период настенные росписи постепенно уступают место картинам и плафонам. Мон-рь Пресв. Богородицы Палеокастрицы. XIII, XVI вв., о-в Корфу

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Мон-рь Пресв. Богородицы Палеокастрицы. XIII, XVI вв., о-в Корфу В декорации храмов столицы острова участвовали видные представители ионической школы, творчество которых в основном было связано с Закинфом: свящ. Николай Кутузис (1741-1813, ученик П. Доксараса и Дж. Б. Тьеполо) выполнил плафоны свода ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» и иконы иконостаса собора Платитеры Пресв. Богородицы мон-ря , свящ. Николай Кадунис (1768-1834, в творчестве которого прослеживается влияние маньеризма) также писал иконы для монастыря Пресв. Богородицы Платитеры. К ионической школе принадлежат работавшие на Керкире художники: Георгиос Хрисолорас (1700-1760), Панагиотис Парамифиотис (работал в 1-й пол. XVIII в., упом. в 1724), Стефанос Пазигетис (упом. в сер. XVIII в.), Спиридонас Сперанцас (1733-1818), Ангелос Димисианос (упом. в 1794-1802), Спиридонас Вентурас (1761-1835) и др. С нач. XIX в. господствующее положение в светском и церковном искусстве Керкиры занял неоклассицизм. Основоположником этого направления на Керкире был свящ. Павел Просалендис (1784-1837), скульптор, ученик А. Кановы. Написанные им иконы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского хранятся в монастыре Пресв. Богородицы Платитеры. На Керкире работали кефалинийцы Герасимос Пидзаманос (архитектор, скульптор, художник; 1787-1825) и Дионисиос Вегиас (гравер и художник; 1819-1884). Пидзаманос в 1821 г. был приглашен по рекомендации Каподистрии в Россию и назначен придворным архитектором. Его иконы сохранились гл. обр. на Кефалинии, для митрополичьего собора Керкиры им было написано «Снятие с креста». Вегиас, ученик П. Просалендиса, окончил Академию Сан-Лука в Риме. Он участвовал в декорации ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Аргостоли и вмч. Георгия Победоносца в Старой крепости в г. Керкира, написал иконы местного ряда иконостаса для ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» в Керкире (1870). Сын П. Просалендиса, С. Просалендис (1830-1895), обучавшийся в Академии изящных искусств в Венеции, писал в итал. академическом стиле (напр., иконы иконостаса храма свт. Спиридона Тримифунтского). В 1870 г. по приглашению кор. Георгия I он переселился в Афины, где расписал церковь Старого дворца. Работы дочерей С. Просалендиса - Е. Просаленди (между 1870 и 1874-1910 или 1911) и О. Просаленди-Пападимаки (1870/72-1945) - находятся как в Афинах, так и на Керкире (иконы для ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» и ц. великомучеников Феодоров в с. Магуладес). Профессиональное занятие женщин иконописанием было редким явлением в ту эпоху.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАРАС [греч. οξαρς] Панайотис (1662, п-ов Пелопоннес - 1729, о-в Керкира (Корфу)), худож. и теоретик ионической иконописной школы. В 1685 г. обучался живописи на о-ве Закинф у иконописца Леоса Мосхоса, выходца с о-ва Крит. С 1694 по 1699 г. в звании офицера состоял на военной службе у венецианцев, участвуя в боевых действиях против турок на о-ве Лефкада. В 1699-1704 гг. учился живописи в Венеции. Этот период ученичества стал определяющим для его творчества, пронизанного духом итал. живописи Позднего Возрождения. Образцом для подражания художнику стали работы Веронезе. В 1704-1715 гг. проживал в Каламате, работал на Закинфе (иконы для построенной в 1687 ц. Кирия ту Ангелу, ныне в Византийском музее), Лефкаде и Керкире. Вероятно, им написано (1721-1722) 4 иконы для иконостаса ц. св. Димитрия на Лефкаде (образы Христа, Пресв. Богородицы, св. Иоанна Крестителя, вмч. Димитрия). Главной работой Д. стала роспись ц. свт. Спиридона Тримифунтского на о-ве Керкира (1727; поновлена Н. Аспиотисом, 1850-1870), образцом к-рой послужила роспись Веронезе во Дворце дожей в Венеции. Фрагменты работ Д. сохранились в митрополичьем дворце, в мон-ре Богородицы Кассопитры и в ц. Успения Божией Матери. Д. считают основателем ионической школы, привившей интерес к зап. иконографии и живописной технике, он стал 1-м греч. художником, чаще обращавшимся к масляной живописи, нежели к темпере. Портрет Иоганна Матиаса фон дер Шуленбурга (1719, собр. Г. Пердиоса, Афины) - единственный сохранившийся образец из работ Д. в жанре светской живописи. В 1720-1724 гг. перевел на греч. язык «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи с указаниями по живописной технике Л. Б. Альберти, А. Поццо и П. Сеньери. Является автором трактата «О живописи» (1726), где рассуждает о задачах живописи, роли рисунка и композиции, а также восхваляет итал. художников (особенно высокую оценку дает Тинторетто). В конце трактата помещено 24 рецепта покрытия живописи лаками (наиболее часто приводятся рецепты с ореховым маслом) и золочения. Сын Д. Николаос (ок. 1700-1775) унаследовал профессию отца и, так же как он, обучался живописи в Венеции. В работах этого мастера прослеживается влияние маньеризма (росписи ц. Богородицы Фанеромени (1753-1761) в г. Закинтос -сохр. плафон «Рождество Богородицы»; 10 икон - в Византийском музее г. Закинтос; роспись плафонов в ц. вмч. Мины на о-ве Лефкада (1762) - под записью). Лит.: Bentchev I. Die Technologie in den griechischen und bulgarischen Malerbüchern des 16.-19. Jh. Recklingshausen, 2004. S. 130-153; Αλεβζου Ν. -Χ. Ο Παναϒιτης οξαρς, «το περ ζωϒραφας κατ το αψςτ» κα οι λλες μεταφρσεις: τα τεκμρια. Θεσσαλονκη, 2005. И. Бенчев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178751.html

Собор святителя Спиридона на Корфу (Керкира) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор святителя Спиридона Тримифунтского — православный храм Керкирской митрополии, здесь покоятся мощи святителя Спиридона, являющиеся одной из наиболее чтимых святынь православного мира. Святитель Спиридон считается покровителем острова. Содержание История [ править править код ] Первоначально собор располагался не на своем нынешнем месте, а в районе Сарокко, но из-за строительства городских стен его пришлось перенести. Нынешнее здание собора было построено в 1590 году. Собор построен в характерном для Ионических островов венецианском стиле и не похож на другие церкви Греции. Церкви Ионических островов оказались подвержены влияниям итальянской архитектуры XVII века, из-за этого они небольшие и низкие, с впечатляющими звонницами. Звонница Собора напоминает звонницу церкви Святого Георгия в Венеции , которая построена приблизительно в то же время. Ещё более выражены отличия от греческих церквей в интерьере. Основными элементами здесь являются «небосвод», то есть потолок церкви, который либо совершенно прост, либо располагает кессонами, а также разной деревянный или мраморный иконостас, в центральной своей части почти доходящий до «небосвода». Иконописцы Ионической школы испытали сильное влияние мастеров Возрождения. Потолок Собора Святого Спиридона расписал поначалу в 1727 году Пайотис Доксарас, который учился в Риме и Венеции, и был страстным почитателем Тинторетто, Тициана и Веронезе. Он стал основателем ионической школы живописи, получившей распространение всюду на Ионических островах. Первоначальные картины Доксараса погибли из-за сырости и в середине XIX века были заменены копиями работы Н. Аспиотиса. На Керкире мощи святого Спиридона оказались в 1489 году. Неизвестно, когда именно святой оказался настолько тесно связан с судьбами острова, что стал покровителем Керкиры. Во всяком случае, предание, гласящее, что святой спас остров от голода, датируется временем до 1553 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святител...

Более трех веков известные иконописцы и художники занимались украшением храма Святого Спиридона. К сожалению, не все из этих украшений сохранились до настоящего времени. Отметим некоторые образцы этого искусства: 1 . Эммануил Тзанес-Буниали (17 век, беженец с о. Крит). В святом алтаре храма имеется его работа Честной Крест с Распятым Иисусом. 2 . В алтаре храма имеется произведение корфиотского иконописца Георгия Хрисолораса «Распятый» (Г. Хрисолорас творил в 17 – начале 18 вв.). 3 . Фоскалис Димитриос (конец 17 – начало 18 вв.). Его икона Св. Богоматерь Праводержащая (1707 г.) до 1985 г. находилась рядом с троном владыки во храме, затем ее перенесли в алтарь. 4 . Сперандзас Спирос, расцвет его творчества – 18 век. В предхрамовом пространстве имеются четыре произведения этого корфиота-иконописца: Святой Ясон, Святой Сосипатрос, Святая Керкира и Святая Лукия. 5 . Аспьотис Николаос. Он успешно копировал (уничтоженные затем) произведения Доксараса Панайотиса, которые украшали свод храма. Темпы росписей – деяния Св. Спиридона, в том числе его участие в I Вселенском Соборе, исцеление слепого Теодора и др. 6 . Просалентис Спиридон (1830–1895 гг.). Картины и иконы этого иконописца-корфиота украшают иконостас храма Св. Спиридона. Этими произведениями, свободными от византийских ограничений, он заменил пострадавшие картины Эм. Тзанес-Буниали. 7 . Сгурос Стефанос (род. в 1924 г.) – известный художник-корфиот. Он изготовил иконки, которые украшают врата в храм, а также церковную хоругвь с ликом Святого Спиридона. В храме имеется много различных икон, некоторые из них – переносные. В южной части внутри храма находятся иконы: Святого Спиридона, Св. Григория Диалога, Св. Теодоры Августы, Св. Кирилла Александрийского . На его внутренней северной стене – иконы Иоанна Златоуста , Иоанна Дамаскина , Св. Стефана. Все эти иконы были спасены от посягательств иностранцев-расхитителей заботами покойного ныне митрополита Корфу (1922–1930 гг.) и затем Вселенского Патриарха Афинагора. На западных воротах храма, которые ведут в женскую часть храма, с 1799 г. укреплен герб императорского дома России. Тогда, при освобождении русскими Ионических островов (эскадра адмирала Ф. Ф. Ушакова) российский император поставил под свое покровительство храм Св. Спиридона. Герб этот представляет собой изображение черного двуглавого орла, держащего в лапах скипетр, державу и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 Рассматривая положение Азии, мы видим, что Тавр и Кавказ перерезают ее с запада на восток и Тавр делит ее на две очень большие части: одна лежит на полдень в ту сторону, откуда дует нот; другая обращена на север, в ту сторону, откуда дует борей. (2) Южная Азия распадается на четыре части, и самой большой из этих частей и будет земля индов. Так утверждают Эратосфен и Мегасфен, который живал у Сибиртия, сатрапа Арахозии, и часто бывал, по его словам, у индийского царя Сандракотта. Самая малая из этих частей находится между Евфратом и нашим Внутренним морем. Две остальных лежат между Евфратом и Индом, и обе вместе не могут и сравниться с землей индов. (3) Границами индийской страны являются: на востоке и на юге Великое море; на севере гора Кавказ вплоть до того места, где она соединяется с Тавром; на западе и с той стороны, откуда дует япиг, вплоть до Великого моря, река Инд. (4) Значительную часть страны занимает равнина, которую, как предполагают, образовали речные наносы. (...) (6) (...) индийская страна представляет в значительной части своей равнину, образованную речными наносами. (7) Ни Герм, ни Каистр, ни Каик, ни Меандр, ни множество других азийских рек, впадающих в наше Внутреннее море, не могут, даже если соединить их вместе, сравниться по обилию воды ни с одной индийской рекой, не говоря уже о великом Ганге, с которым нельзя сравнивать ни Нил в Египте, ни Истр в Европе. (8) И Инду они все вместе взятые равны не будут: это большая река уже от самых истоков; приняв в себя пятнадцать рек, которые все больше других азийских, дав свое имя всей стране, впадает он в море. Достаточно сейчас всего сказанного об индийской стране: остальное я откладываю на сочинение об Индии. (...) 8 (2) (...) От Инда он направился к Таксилам, большому и богатому городу, самому большому между Индом и Гидаспом. Таксил, князь города, и тамошние инды приняли его дружественно. Александр дал им окрестной земли, сколько они хотели. (3) Пришли туда к нему и послы от Абисара, царя горных индов: брат Абисара и знатнейшие люди с ним; пришли также с дарами и послы от номарха Доксарея. (...)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРМИНИЯ [греч. Ερμηνεα - истолкование, разъяснение, наставление], руководство, справочник для иконописцев (Ερμηνεα τς ζωϒραφικς τχνης). Такого рода компилятивные сочинения в Греции и на Балканах назывались также «типикон», «трактат», «сказание». Круг вопросов, затрагиваемых в Е., касается как общих, так и конкретных наставлений по иконографии. Е. содержит объяснения композиций, перспективы, рассуждения о пропорциях, рисунке, прорисях, указания о технике живописи (темперной, стенной, масляной) и эмали, а также о составе красок, пигментов и связующих элементах с объяснением последовательности наложения красочных слоев, с перечнем рецептов покрывных лаков, методов реставрации и др. Иером. Дионисий Фурноаграфиот (ок. 1670-1744) первым в Е. (ок. 1730-1733) объединил иконографические и технические наставления, бытовавшие до того в отдельных сочинениях. Е. следует отличать от текстов, известных как подлинники иконописные , к-рые принадлежат к рус. традиции. К Е. примыкают тематически близкие 6 серб. рукописей XVII-XVIII вв. ( Гренберг. 2000. С. 119-145). Очевидна связь с Е. текста рус. «Троицкого сборника» (2-я пол. XV в.), содержащего, в частности, 16 живописных рецептов, почерпнутых из южнослав. и греческо-визант. источников (Свод письменных источников. 1995. С. 58-63). Е. XVI-XVIII вв. известны лишь по поздним рукописным спискам. Протографы сохранились только в болг. Е. начиная с 30-х гг. XIX в. Все они, за исключением Е., написанной П. Доксарасом , фигурируют в контексте восточнохристианского искусства. Визант. Е. не сохранились, поздние встроены в единую традицию, охватывающую период от античности (Витрувий, Плиний Старший) до времени их написания или составления. Цитаты из визант. трактатов о живописных техниках (рецепты приготовления твореного золота и красок, нач. XVI в.- 2002. Сн. 78) присутствуют в лат. средневек. манускриптах. Ювелир Рогер из Хельмарсхаузена, известный под псевдонимом Теофил Пресвитер, упомянул в 1-й четв. XII в. в прологе своей кн. «О разных искусствах» (De diversis artibus) о том, что в Греции известны разные виды и способы смешивания красок ( Theophil Presbyter. The various arts/Transl. and not. Ch. R. Dodwell. L.; N. Y., 1961). Средневек. трактаты зап. авторов продолжают античную традицию компилятивных сочинений: «Рукопись из Лукки» (VIII в.), сборник анонимных авторов «Ключик к живописи» (1-я редакция - IX в.; 2-я, пространная - XII в.) (Маррае Clavicula: A Little Key to the World of Medieval Painting/Transl. and not. J. G. Hawthorne, C. S. Smith. Phil., 1974) и трактат сходного содержания (о красках, о золочении, об обработке драгоценных камней и проч.) Ираклия «О красках и искусствах римлян» (XII-XIII вв.) ( Heraclius. De coloribus et artibus Romanorum//Qullenschriften f. Kunstgeschichte u. Kunsttechnik des Mittelalters und der Renaissance. W., 1873. Bd. 4. S. 1-97).

http://pravenc.ru/text/190163.html

20 Это он делает в Книге о (103-х) ересях (20-ти дохристианских и 83-х христианского времени). Представляя собой сборник из творений Епифания, Феодорита и других греч. Историков, причем заимствования из источников часто делаются буквально. Книга об ересях самостоятельна только в последнем своем отделе, где речь идет о магометанстве, иконоборцах и о доксариях. В заключении излагается православное вероисповедание... См. ibidem. 21 Это он делает в Точном излож. правосл. веры – творении, содержание которого будет изложено ниже: см. § 3 Предисловия. 24 Один только кодекс Regius n. 3445 (очень новый), по-видимому, делит творение на две части: 1) περι τησ θεολογασ и 2) περι τησ οικονομασ... См. у Migne: loco cit. pag. 781–782. 25 Относительно сказанного под цифрой 4) см. у Migne; tom. 94, pag. 781–784 (In librum De fide orth. Prologus); pag. 23–26 (Notitia er biblioteca Fabricii); pag.135–140 (Prolegomena Leonis Allatii)...; у Langen " а loc. cit. S. 61–62 и др. 26 Такие отступления, обыкновенно отмечаемые нами в дополнительных к нашему переводу примечаниях, объясняются, между прочим, тем обстоятельством, что эти места приводились св. И. Дамаскиным наизусть. Это же обстоятельство иногда можно иметь в виду и в отношении к некоторым выдержкам из святоотеческой литературы, приводимых св. И. Дамаскиным... См. выше предисловие к переводу трех защитительных слов св. И. Дамаскина против порицающих св. Иконы (1893 г., стр. XXI). 27 Перечень библ. мест, встречающихся в Точном изложении правосл. веры, см. В III-м приложении к нашему переводу (в конце нашей книги). 28 Лица, имена которых подчеркнуты, имели сравнительно большее влияние на св. И. Дамаскина, чем другие. 31 Указания на речи св. Григория Б. делаются нами (подобно тому как ниже подобные же ссылки на творения других христ. писателей) на основании примечаний Lequien " я к тексту данного творения св. И. Дамаскина. 42 См. «Prologus» Lequien " я к Точному изложению православной веры (у Migne; tom. 94; pag. 781–782.) 44 Lequien разумеет первый из Двух томов догматов к Марину или вышеупомянутое его письмо к марину же (см. у нас стр. XLIII). – Филар. III, стр. 226.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Пишущих по-гречески авторов Е. кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. П. Доксараса (1662-1729), Дионисия Фурноаграфиота, Христофора Жефаровича (1690-1753) объединяет помимо конфессиональной принадлежности ориентация на поствизантийское искусство. В кругу исследователей интерес к Е. появился с 1831 г., когда греч. иконописцем Е. Димитрием, работавшим в церквах Греции, Македонии и Германии (Мюнхен), было сделано сообщение в нем. ж. «Kunst-blatt» об анонимной греч. Е. 1820 г. В 1839 г. франц. археолог А. Н. Дидрон нашел на Афоне и в 1845 г. опубликовал в Париже франц. перевод текста Е. Дионисия Фурноаграфиота. В отличие от этой Е., выдержавшей не одно переиздание и переведенной на мн. языки, труды по живописи др. греч., южнослав. и румын. авторов публиковались редко. Типикон еп. Нектария «от серъбъский земъли от града Велеса» (до 1584). Протограф, написанный на греч. или, более вероятно, на церковнослав. языке, утерян. Самая ранняя рукопись Типикона - перевод на древнерус. язык находится в Киеве (НБ НАНУ. DA/212-A. Fol. 66-87v) в составе «Леопардовского сборника» (нач. XVIII в.). Все 28 параграфов касаются общей технологии настенной живописи, иконописи, живописи на стекле и на шерстяной ткани, а также, в частности, приготовления и использования темперных и масляных красок, чернил, золочения (изд.: Свод письменных источников. 1995. Т. 1. С. 441-448; 2002. С. 232-285 - публ. древнерус. текста; Петров. 1899 - на рус. яз.; Bentchev. 2004. S. 28-38 - на нем. яз.). Е. (после 1566) в 1-й Иерусалимской рукописи (XVII в.) (сохр. список 1850 г.- РНБ. Греч. 214. Л. 133-175). Текст Е. был хорошо известен в XIX в. среди слав. иконописцев на Балканах наравне с Е. Дионисия Фурноаграфиота. Е. состоит из 3 парартем (частей), каждая посвящена отдельным вопросам. По мнению еп. Порфирия (Успенского) , в работе участвовали 2 анонимных составителя, одним из авторов, т. н. Анонимом I (Парартема 1), он считал критского худож. Франгоса Кателаноса. Составитель этой части Е. ссылается на достойных, по его мнению, подражания художников Мануила Панселина (Кон.

http://pravenc.ru/text/190163.html

  001     002    003    004