В этих словах раскрывается будущая картина христианского мира, мало по малу завоевывавшего мир языческий. Верный Израиль, порабощающий угнетателей своих и берущий в плен пленивших его, есть проповедь Апостолов, несущих знамя любви. Христа Спасителя и приводящих к присяге в верности Ему суровых властителей побежденного Израиля. Победа побежденного Израиля есть победа духовная, а потому вечная: торжество вечной правды над изменяющимся миром; оружие этого завоевания – любовь. Иноземцы делаются рабами Того, который, по выражению Пс. 67:19 , „возшел на высоту и пленил плен“. (Ср. Еф. 4:8,11–13 ). Не разум человеческий в соединении с насилием мог одолеть весь мир: только рожденный от Бога побеждает мир: „и сия победа, победившая мир, есть вера наша“ 713 . Мы сделались „рабами праведности“, говорит Апостол Павел 714 . 3 . И будет в тот день: когда Господь успокоит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, 4 . ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского, и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Стихи эти, по нашему мнению, относятся не к возврату из плена, а к победе жизни над смертию воскресением Господа нашего Иисуса Христа, как и предыдущие два стиха. Торжественная песнь пленных Иудеев над павшим Вавилоном и самый возврат их из плена можно рассматривать лишь как преобразования важнейшего грядущего мирового события, падения сатаны и освобождения всего мира от рабства ему. – Сатана, не ведая, кто Господь, когда искушал Его, говорил: „Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне и я кому хочу даю ее“ 715 . Подобно прототипу своему хвалились властию и разумом и силою Ассур и Вавилон и также как он свержены с власти и низвержены во ад, при чем разумеется то общество человеческое с его враждебной правде культурой и с развратом, овладевшим им, которое во всех членах своих несет наказание за общие всем преступления 716 . Тот великий день, когда Господь успокоил Израиля от скорби и страха и рабства, есть тот день, когда человек радостно воскликнул: „Христос Воскресе!“ ибо тогда только вполне совершилось слово пророка: „не стало мучителя, пресеклось грабительство!“

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Господь (говорит св. Афанасий Великий 711 ) о Себе сказал и Сын человеческий и Дух. Первое означает естество человеческое, а словом Дух означает Свое духовное умное и преистинное Божество... Сей же образ речи примечаю и в Евангелии от Иоанна 6:51–63 ... и здесь сказал Он о Себе и то и другое: плоть и Дух». По поводу 6Иоанна св. Златоуст замечает, что в словах Господа «Дух есть иже оживляет, плоть не пользует ничтоже» Господь указывает, что когда Он глаголет о Себе, «тому должно внимать духовно, кто же внимает чувственно ( σαρκικς, плотски), тот ничего не приобретает и не получает никакой пользы. Глаголы, которые глаголал Господь, «дух суть и живот суть», они божественны и духовны, не заключают в себе ничего плотского, и не подлежат естественному порядку, но чужды всякой этого рода необходимости, выше законов, действующих на земле и имеют смысл высший, особенный» 712 . Ин.6:64 . Но суть от вас нецыи, иже не веруют. Ведяше бо искони Иисус, кии суть не верующии, и кто есть предаяй его. Со скорбию произносит Господь слова: «но есть между вами неверующие». Эти слова обращены преимущественно к ученикам, из коих некоторые (ст. 66) перестали ходить за Господом. «Искони», от начала ведал Господь, что не все из званых будут избранными 713 : и ведал, кто есть предаяй Его: «да сбудется Писание ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» 714 . Ин.6:65 . И глаголаше: сего ради Рех вам, яко никтоже может приити ко мне, аще не будет ему дано от Отца моего. «Все, что дает Мне Отец ко Мне приидет», глаголал Господь, «и приходящего ко Мне не изгоню вон». И еще глаголал Господь: «Никто не может приити ко Мне, если не привлечет его Отец пославший Меня» (Ин. 6и 44). Господь, обращаясь к верующим, напоминает им, что самая вера их есть особое счастие, дарованное от Бога избранным, и сими словами предупреждает их, чтобы они не смущались изменой некоторых из среды их. Привлекает к Себе Господь тех, кои успеют «отвергнуться себя» 715 и вместо своей воли и маленького своего разума воспринять высшие воли и разум Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма семнадцатая Аллилуия, 118. 711 1 712 Блаженны непорочные на путях своих, соблюдающие закон Господень. 2 713 Блаженны познающие откровения Его, всем сердцем ищут они Его. 3 714 Ибо те, кто не творит беззаконий, путями Его ходят. 4 715 Ты заповедал крепко хранить заповеди Твои; 5 716 Да будут правыми пути мои, и сохраню повеления Твои! 6 717 Тогда не постыжусь я, взирая на заповеди Твои. 7 718 Прославлю Тебя в правде сердца моего, когда постигну праведные суды Твои. 8 Повеления Твои сохраню; не оставляй меня. 9 719 Как исправит юноша путь свой? Когда сохранит он слова Твои. 10 720 Всем сердцем моим искал я Тебя; не отстрани меня от заповедей Твоих! 11 721 В сердце моем сберег я слова Твои, да не согрешу пред Тобой. 12 722 Благословен Ты, Господи; научи меня повелениям Твоим! 13 Устами моими возвещал я изреченное устами Твоими. 14 На пути откровений Твоих услаждался я, словно великим богатством. 15 О заповедях Твоих размышлять буду, и уразумею пути Твои. 16 Повелениям Твоим научусь; не забуду слов Твоих. 17 723 Воздай должное мне, рабу Твоему; даруй мне жизнь, и сохраню слова Твои! 18 724 Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим. 19 725 Пришлец я на земле; не скрой от меня заповедей Твоих! 20 Отрадно душе моей внимать судам Твоим во всякое время. 21 726 Наказал Ты гордых. Прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих! 22 Сними с меня позор и унижение, ибо искал я откровений Твоих. 23 Ибо собрались князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял о повелениях Твоих; 24 Ибо откровения Твои – в поучение мне, и советниками моими стали повеления Твои. 25 727 Поникла душа моя; возврати мне жизнь словом Твоим! 26 728 Пути мои возвестил я Тебе, и услышал Ты меня; научи меня повелениям Твоим! 27 Дай уразуметь мне путь повелений Твоих, размышлять буду о чудесах Твоих. 28 729 Впала в дремоту душа моя от уныния; утверди меня в словах Твоих! 29 730 Удали от меня пути неправды и по закону Твоему помилуй меня! 30 731 Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иер. 30 :17. Ибо Я обвяжу язву твою, и от ран твоих 711 исцелю тебя, говорит Господь, ибо разсеянным называли тебя, Сион 712 , это – „наша добыча, которой никто не ищетъ“ 713 . Иер. 30 :18. Так говорит Господь: вот Я возвращу переселенных Иакова и пленников его помилую, и построится город на высоте своей, и храм по чину своему устроится. Иер. 30 :19. И вознесутся из него 714 голоса поющих и веселящихся, и умножу их, и не умалятся. Иер. 30 :20. И войдут 715 сыновья их, как прежде, и собрания 716 их пред Лицем Моим будут правильно устрояться 717 , и накажу всех притеснителей их. Иер. 30 :21. И крепчайшие его 718 будут против них 719 , и Князь его выйдет из среды его 720 , и соберу их, и обратятся ко Мне, ибо кто отважится в сердце своем 721 обратиться ко Мне? говорит Господь. Иер. 30 :22. И будете Мне народом и Я буду вам Богом 722 . Иер. 30 :23. Ибо гнев Господень яростный вышел, гнев стремительный вышел, пойдет на нечестивых. Иер. 30 :24. Не возвратится гнев ярости Господней, пока Он не совершит и не исполнит помысла сердца Своего 723 . В последние дни уразумеете сие. Глава 31 Иер. 31 :1. В то время, говорит Господь, Я буду Богом роду Израилеву, а он будет Моим народом. Иер. 31 :2. Так говорит Господь: Я нашел теплоту в пустыни с погибшими от меча 724 , идите и не умерщвляйте Израиля 725 . Иер. 31 :3. Господь издали явится ему (говоря): любовию вечною Я возлюбил тебя, посему привлек на тебя благоволение 726 . Иер. 31 :4. Ибо 727 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, возьмешь тимпаны свои и выйдешь в собрании веселящихся. Иер. 31 :5. Снова насадите виноградники на горе 728 Самарийской, усердно насаждайте и хвалите 729 . Иер. 31 :6. Это – день воззвания стражей 730 на горах Ефремовых: „вставайте и идите в Сион к Господу Богу нашему“. Иер. 31 :7. Ибо так говорит Господь Иакову: радостно возвеселитесь, воскликните о главе народов 731 , сделайте известным и прославьте, скажите: спас Господь народ Свой, остаток Израиля. Иер. 31 :8. Вот Я веду их с севера и соберу их с концов 732 земли в праздник Пасхи, и произведут многочисленный народ, и возвратятся сюда.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 32 :8. Но есть дух в людях: дыхание Вседержителя научает (их). Иов. 32 :9. Не многолетние мудры и не старцы (только) разумеют (правый) судъ 699 Иов. 32 :10. Посему я сказал: послушайте меня, и я скажу вам, что знаю, внимайте словам моим. Иов. 32 :11. Ибо я буду говорить в слух вам, пока вы придумываете 700 слова, и ранее васъ 701 уразумею 702 . Иов. 32 :12. Ведь вот никто из васъ 703 не обличилъ 704 Иова, не дал ответа на слова его. Иов. 32 :13. Не говорите: „мы нашли мудрость, присоединившись к Господу“ 705 , Иов. 32 :14. А человека 706 допустили говорить такия слова 707 . Иов. 32 :15. Ужаснулись, более не отвечали, истощились 708 слова у них. Иов. 32 :16. Я терпел, не говорил, но так как они остановились, не отвечали, то и я хоть отчасти отвечу. Иов. 32 :17. И отвечал Елиус и сказал: Иов. 32 :18. Еще скажу 709 , ибо я наполнен речами и дух во внутренности моей теснитъ 710 меня. Иов. 32 :19. Утроба моя подобна меху, наполненному пенящимся виномъ 711 , или кузнечному растянутому меху 712 . Иов. 32 :20. Буду говорить, чтоб успокоиться, открыв уста мои 713 . Иов. 32 :21. Не постыжусь человека и бреннаго не усрамлюсь. Иов. 32 :22. Ибо не привык я лицеприятствовать, а если не такъ 714 , то и меня моль съестъ 715 . Глава 33 Иов. 33 :1. Но 716 послушай, Иов, слов моих и внемли беседе моей. Иов. 33 :2. Ибо вот, я открыл уста мои и язык мой заговорил. Иов. 33 :3. Сердце мое чисто в словах и разум уст моихъ ведает чистое 717 . Иов. 33 :4. Дух Божий, сотворивший меня, и дыхание Вседержителя научает меня 718 . Иов. 33 :5. Если можешь, дай мне ответ на это, подожди, стань против меня, а я против тебя. Иов. 33 :6. Из брения ты сотворен, как и я, из одного и тогоже мы сотворены. Иов. 33 :7. (Поэтому) страх предо мною не смутит тебя и рука моя не будет тяжка для тебя 719 . Иов. 33 :8. Но ты сказалъ в уши мои и я услышал звук слов твоих, ибо ты говоришь: Иов. 33 :9. „Чист я, не согрешилъ 720 , непорочен, ибо не делал беззакония, Иов. 33 :10. А Он нашел обвинение 721 на меня и считает меня противником Себе.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Как сказал Бог: «Буду обитать среди них и ходить среди них; и буду их Богом, а они будут моим народом» 713 . Апостол представляет обещание Бога пребывать с людьми и сделать их своим народом как уже достигшее своего исполнения; он говорит о нем, не как о чем–то, ожидаемом в будущем, но как об уже установленных отношениях. Другой апостол, Петр, ясно утверждает: «Некогда вы не были народом, а теперь народ Бога » 714 . Благодаря жертве Христа и ставшему через нее возможным примирению с его Отцом в первом веке «шатер Бога» фактически был с людьми, и Он стал тогда пребывать среди них, и они стали Его народом – именно так, как это описано в Откровении 715 . В четвертом стихе обсуждавшегося фрагмента книги Откровение описывается, как Бог «отрёт… всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет , ни скорби , ни вопля , ни боли уже не будет». Первая часть этого стиха, касающася того, что Бог отрет всякую слезу и не будет смерти, соответствует словам из Исаии 25:8. Апостол Павел цитировал эту часть пророчества Исаии в 1 Коринфянам 15:54, указывая не на земные райские условия (как это постоянно делает Общество Сторожевой башни в своих изданиях), а на воскресение христиан и их переход от смертного состояния к бессмертному. Они уже одержали победу над смертью, и ее «жало» оказалось сломлено. Хотя христиане физически все еще были подвержены смерти, в более важном смысле они оказались вне пределов ее досягаемости, и могли остаться незатронутыми ей, укрепляя веру в высшую искупительную силу Христа. Они знали, что их, «прежде мёртвых в своих проступках и грехах» Бог «оживил» 716 . Поскольку они умерли для греха и были возрождены «в обновлении жизни», для них «царствование смерти» уже прекратилось; благодаря правящему положению Христа они больше не находились под властью и законом царствующей смерти 717 . По этой причине апостол Иоанн мог сказать: «Мы знаем, что перешли [а не перейдем ] из смерти в жизнь , потому что любим братьев» 718 . Сказав это, он лишь повторил то, что в аналогичных выражениях говорил Иисус о людях, которые благодаря своей вере в него уже имеет вечную жизнь 719 . Совершенно очевидно, почему Иисус мог сказать не только, что «кто проявляет в меня веру, даже если и умрёт, оживёт», но также и то, что «каждый живущий и проявляющий в меня веру не умрёт никогда» 720 . Все эти высказывания столь же сильны, как и слова Откровения, о том, что «смерти уже не будет»; и все они показывают, что выкуп Христа уже возымел свое действие среди его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Если душа не может быть умерщвлена, то ясно, что она по своей природе не то, что тело. «Дух бодр, плоть же немощна» ( Мк.14:38 ). Иисус Христос в минуту смерти, вися телом на кресте, сказал: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ). «Итак, когда вы куплены, говорит, то прославьте Бога в теле вашем, т.е. совершая телом добрые дела и соблюдая его святым и чистым. Ибо прославление Бога состоит в том, когда люди видят ваши добрые дела и вследствие того прославляют Его. И в душах ваших. Показывает, что не телом только должно избегать блуда, но и душою, так чтобы и мысленно не оскверняться». 713 (ср. Мф.5:28 714 ) «Божиими же назвал он их не только потому, что Бог сотворил их, но и потому, что когда они сделались чуждыми Ему, Он вторично приобрел их ценою Крови Сына». 715 «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» ( 1Кор.7:34 ). «Не довольно быть святою телом, – замечает блаженный Феофилакт , – но должно быть таковою и по духу; ибо в этом, т.е. в чистоте Души, состоит истинное девство. На опыте многие, будучи чисты и непорочны по телу, скверны по душе». 716 «А я... уже решил... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:3–5 ), т.е. «чтобы спасена была душа, не в том смысле, чтобы она спасалась одна, но разумея ту несомненную истину, что когда она спасется, тогда и тело непременно будет участвовать в спасении. Оно сделалось смертными за ее грех; потому, если она будет праведною, то и оно опять удостоится великой славы». 717 «Предать для того, чтобы сатана изнурил его болезнью. Ибо, если похоть рождается от пресыщения тела, то апостол хочет наказать это тело, чтобы дух, т.е. душа, была спасена». 718 «Знаю человека во Христе, который четырнадцать лет тому назад (в теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю; Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю, в теле, или вне тела; Бог знает)» ( 2Кор.12:2–4 ). Этими словами апостола подтверждается существование в человеке духовной сущности, способной к познавательной деятельности (слышал неизреченные слова – 2Кор.12:4 ) и независимо от тела (или вне тела), т.е. души.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Но в чём состоит обнаруженная в данный момент харизма (ибо то, что дано от Отца Небесного, как, например, в данном случае познание Божественной природы Иисуса, есть именно харизма Петра)? В исповедании Христа Сыном Божиим и вместе с тем в проповедании этой истины своим соапостолам, в научении их. Следовательно, «власть ключей» сводится к способности богодухновенно проникать в Тайны Божии и богодухновенно передавать их другим так, чтобы в других зажигалась вера, пред ними открывались бы двери Церкви и они входили туда, чтобы затем стать одним из камней её 713 . «Власть ключей» по своей сущности есть апостольская харизма. И понятно, что все, объявленное за неистину на земле, будет неистиной и на небесах, а что будет объявлено за истину на земле, будет истиною и на небесах. «Власть ключей» есть дар проникновения в Божественную Волю, которая есть Истина. Отсюда делаются ясными дальнейшие слова: «тогда Иисус запретил ученикам своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть (Иисус) 714 Христос. С того времени Иисус начал открывать ученикам своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мф.16:20–21 ). Апостол говорит: «тогда, ττε», «с того времени, π ττε». Почему «тогда» запретил говорить? Потому что говорить было ещё преждевременно, но ученики Христовы уже получили силу говорить. А так как Он запретил τος μαθητας, а не Πτρ 715 , то, очевидно, Петр говорил со Христом «от имени» остальных учеников, хотя это и не было условлено заранее (ср. Мф.16 :15и 16:16), а Христос, говоря .. σ 716 , имел ввиду не только Петра, но и всех остальных, хотя и в меньшей степени. Далее, почему «с тех пор» начал говорить? Потому что только с тех пор, как ученикам дана была апостольская харизма тайнозрения, открылись их очи, и они начинали понимать Божественные тайны. Таким образом, стихи 20 и 21 стоят в теснейшей связи с предыдущими, равно как и те – с начальными стихами главы, где говорится о непонятности, нечуткости к тайнам Божиим состороны саддукеев и фарисеев, а затем и учеников Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Христом 709 , по требованию Евангелия, невозможно без страдания. И всякий христианин в мире непременно имеет скорбь, пьет чашу ее, в огне ее крещается и в муках самоотвержения рождается для небесной блаженной жизни 710 . Ему свыше дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него ради Царства Божия. Терпящий со Христом на земле с Ним и царствовать будет по кончине 711 . Из сказанного ясно, что скорбь порождается грехом и борьбой с ним ради следования закону праведности. Желающим жить свято немало скорбей причиняет ненависть к ним ожесточенных грешников. Святая жизнь праведных обличает грешников, и они ненавидят своих обличителей, нанося им всякие неприятности и удары. Иезавель, жена Ахава, царя Израильского, например, воздвигла гонения против Илии Пророка. Насколько силен был духом Илия, но и он не удержался в скорби от горьких жалоб пред Богом и восклицал: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих« 712 . С основанием на земле Церкви Христовой поднялись жестокие гонения на апостолов и рядовых христиан. Проповедание Евангелия и принятие его верующими происходили и происходят в обстановке скорбей и страданий за слово Божие до уз и смерти включительно 713 . Известно, что апостол Павел и другие благовестники веры, совершая свои миссионерские путешествия, терпели суровые бедствия и ежедневно добровольным произволением умирали. Ввиду гонений они благовествовали устно и письменно от великой скорби и стесненного сердца... со многими слезами 714 . »Скорбим ли мы, – пишет апостол Павел новообращенным христианам, – скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим 715 . Мои ради вас скорби суть ваша слава 716 . Страданиями моими за вас я восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь " 717 . Пред концом мира, по предсказанию Господа Спасителя, скорбь христиан достигнет чрезвычайного напряжения и будет по своей огромности и силе небывалой от начала мира 718 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

По смерти Илия, Судией над Израилем стал пророк Самуил. «Из года в год он ходил и обходил Вефиль и Галгал, и Массифу; и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Раму, ибо там был дом его, и там судил он Израиля; и построил там жертвенник Господу» 710 . Самуил соорудил жертвенник вопреки закону, повелевавшему служить Богу на одном месте, ибо «не был ещё построен священный храм, и служили Богу в разных местах» 711 . – Когда Самуил состарился, «собрались все старейшины Израиля и пришли в Самуилу в Раму, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу» 712 , «потому что прошение сие было противно божественному закону (– теократическому принципу, на котором была построена не только религиозная, но и социальная жизнь Евреев) 713 . Владыка – Бог был для них и Бог и Царь, а Пророк был Его первый служитель, как бы приставник, или военачальник, или народоправитель» (от Лица Иеговы) 714 . Но Господь сказал пророку: «Послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» 715 . Права были исчислены, народ их принял 716 , и Бог указал ему царя. – Это был Саул. «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего во Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним» 717 . «Самуил, помазав Саула, лобызал его. Сим самым сообщил Саулу пребывающую в нём благодать. Ибо и Господь, дунув на Апостолов, сказал: «примите Дух Свят» (Иоан. ХХ, 22)» 718 . – Помазание Саула на царство не было актом, совершённым торжественно, в виду всего народа; напротив, оно было выполнено тихо, незаметно и в уединённом месте 719 . «Поскольку же жившие порочно не верили Божиим пророкам. Посему, чтобы не думали, будто бы приговор сделан по человеческой милости, Самуил приказал бросить жребий» 720 (о царе) в присутствии представителей от всего народа 721 . Жребий пал на Саула, и он, помазанный Богом прежде, указанный Им теперь, был признан народом за своего царя. «Поскольку просили они (Евреи) поставить им царя для успехов в брани, а не ради благочестия, чтобы он наставлял их в божественном; то Бог (и) избрал (им в царя) превышавшего всех ростом, так что они удивлялись не душевной (его) доблести, но телесному росту» 722 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010