При преемнике Зенона Анастасии (491–518 гг.) дела находились в том же положении. Анастасий требовал, чтобы все приняли энотикон. Но православные уже успели понять, что снисходительные меры по отношению к еретикам не приносят благих последствий и даже наносят урон православию, поэтому стали отказываться от энотикона. Анастасий стал преследовать их, и, видимо, уже перешел на сторону монофизитов. Между тем в среде акефалитов появились ярые поборники монофизитства – Ксенай (Филоксен), епископ Иерапольский в Сирии, и Север, патриарх Антиохийский. Север, для успеха монофизитства в Константинополе, предложил Анастасию внести прибавление в трисвятой песне: распныйся за ны . Патриарх Константинопольский Македоний, опасаясь ссылки, был вынужден повиноваться приказанию императора. Но народ, узнав об этом, устроил бунт в Константинополе. Хотя Анастасию удалось временно успокоить народ и даже сослать в заточение патриарха Македония, но все же вскоре началась открытая война между православными и царем. Предводитель православных Виталиан своими победами принудил Анастасия дать обещание созвать собор для подтверждения святости Халкидонского собора и восстановить общение с Римом. Анастасий вскоре умер (518 г.), не исполнив своих обещаний. При его преемнике Юстине (518–27 гг.), покровителе православия, оно опять получило перевес. Были возобновлены сношения с Римской церковью (519 г.) при новом патриархе Иоанне Каппадокийском; была подтверждена важность Халкидонского собора, монофизитские епископы низложены и проч. Пятый Вселенский собор В 527 году на императорский престол вступил Юстиниан I , государь замечательный в истории гражданской и церковной (527–65 гг.). Для примирения Церкви и государства, Юстиниана занимала мысль о присоединении монофизитов к православию. В Египте православные составляли меньшинство и такое разделение представляло опасность для Церкви и государства. Но Юстиниану не удалось достигнуть своей цели и даже, под влиянием своей жены тайной монофизитки Феодоры, он иногда действовал в ущерб православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

11 апреля 491 года скончался император Зинон. Его приемником стал Анастасий I (491-518), который, следуя примеру своего предшественника, также решил унифицировать в империи монофизитов с православными, посредством упразднения постановлений Халкидонского Собора. К этому времени в Палестине появились новые заступники православия – святые Савва (439-532) и Феодосий (424-529), «ученые мужи иудейской пустыни», исполненной в тот период множеством монастырей. После смерти Иерусалимского патриарха Илии I (494-516) управитель Палестины Олимпий, стремившийся достигнуть любой ценой соединения православных с монофизитами, желал видеть на Иерусалимском престоле человека расположенного к унии и общению с Антиохийским патриархом-монофизитом Севиром, бывшего доверенным лицом самого императора Анастасия I. Его стараниями восприемником скончавшегося патриарха Илии был избран инок Иоанн, давший Олимпию обещание достигнуть унии. Вскоре после интронизации Иоанна III патриарха посетил преп. Савва, сопровождаемый большим числом монахов, и просил его отозвать данное им управителю Олимпию обещание, что в результате и произошло. Разгневанный таким поворотом дел император Анастасий I отстранил от дел Олимпия, а на место управителя Палестины назначил давнего поборника монофизитсва и защитника Антиохийского Севира – Анастасия. Стремясь сломить дух Иерусалимского первоиерарха, новый правитель Палестины арестовал его и всячески пытался заставить Иоанна III вступить в молитвенное общение с Севиром. Для достижения цели был даже использован Кесарийский митрополит Захария, убеждавший патриарха в отсутствии причин для отказа от подобного действия. Дав, наконец, требуемое от него обещание, Иоанн III был освобожден. В 518 году патриарх Иоанн III созвал в Святом Граде поместный собор, чтобы всенародно провозгласить унию и объединение с Севиром. Получив от патриарха извещение, в Святой Град поспешили святые Савва и Феодосий в сопровождении десяти тысяч монахов из Великой Лавры и других обителей. В соборе Святого Стефана собрались 13 епископов, тысячи монахов, а также племянник императора Анастасия – Игнатий. Председателем собора был сам патриарх Иоанн III. Окруженный по обе стороны бескомпромиссными заступниками православия Саввой и Феодосием Иерусалимский патриарх предал с амвона собора Святого Стефана анафеме еретиков и провозгласил изложенную на четырех Вселенских Соборов православную веру.

http://pravoslavie.ru/40036.html

Одновременно в Галлии появился вождь франков, Хлодвиг, который объединил враждовавшие племена, образовал сильное государство и, после битвы при Тольбиаке, крестился в 496 году. Хлодвиг был первым из германских вождей, который принял православное крещение, тогда как все остальные были крещены арианами. Большое влияние на его обращение имели его жена, св. Клотильда и св. Женевьева Парижская. На Востоке монофизитское движение вновь возобновилось после Халкидонского собора и особенно усилилось в Египте. Тогда имп. Зенон издал государственное и обязательное исповедание веры, которое должно было примирить всех, и назвал его «Енотикон» (акт объединения). В нем говорилось о Никейском Символе Веры и анафематизмах св. Кирилла, но отвергалась Халкидонская формула. Востоку пришлось жить под «Енотиконом» до восстановления православия в 518 году. Сам имп. Зенон был нейтрален и миролюбив, но его преемник Анастасий (491–518), по роду славянин, склонился к монофизитству. Так как «Енотикон» был официальным исповеданием веры, то его приняла, как норму, армянская Церковь , которая, после периода гонений от персов, получила свое устройство на соборе в Валаршападе в 491 году. С этих пор армянская Церковь осталась полумонофизитской. Монашество в 5 веке В 5 веке монашество распространилось во всех областях Империи. Кроме монастырей Египта и Палестины, было основано много обителей по всей Малой Азии, Греции и Южной Италии. Самыми великими подвижниками на Востоке были: Св. Феодосий Великий (память 11 января), родом из Каппадокии, который основал недалеко от Иерусалима первый общежительный монастырь в Палестине. Он был великим подвижником и обличителем Евтихиан, за что был сослан при имп. Анастасии. Св. Сисой Великий (память 6 июня) жил в Египте и прославился чудесами. Он воскрешал мертвых и целил болезни. Св. Евфимий Великий, родом из Великой Армении, подвизался в Палестине и привлек многих ко Христу своими подвигами и примером (память 20 января). Его ученик, св. Савва Освященный, был основателем великой Лавры около Иерусалима (память 5 декабря). Св. Савва написал первый устав церковных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В настоящее время Александрия (по-турецки и арабски Искандеры) принадлежит к числу важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230,000 жителей. Илиополь — город в Африке; находится на правом берегу Нила, на одном из его восточных рукавов, — на юге Нижнего Египта. Леонтополь — город в среднем Египте. Халдея находилась в Месопотамии, по рр. Тигру и Евфрату. Скончался в конце VI века. Житие святого отца нашего Ефрема, патриарха Антиохийского Анастасий I царствовал с 491 по 518 г. Иустин I правил с 518 по 527 г. Ефрем патриаршествовал с 527 по 545 г. Несторианство основано Несторием, епископом Константинопольским (епископствовал с 428 по 431 г.), учившим, что Иисус Христос, не есть истинный Бог, а лишь человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающей нас не Своими искупительными заслугами, а лишь учением и примером Своей жизни. Несторианство осуждено на III Вселенском соборе, бывшем в Ефесе (в 431 г.). Несмотря на соборное осуждение несторианская ересь существовала до VII в. в Персии, Индии и Китае. Евтихианство было основано Константинопольским архимандритом Евтихием, учившим, что Иисус Христос имел лишь одно естество — божеское, тогда как Православная церковь всегда признавала и признает в Иисусе Христосе два естества, неслиянные и нераздельные: божеское и человеческое, евтихиане назывались еще — монофизитами (или «единоестественниками», — от греч. μνος — один и φσις — естество). Эта ересь была осуждена на IV Вселенском соборе, бывшем в г. Халкидоне в 451 г., но существовавшая и во времена святого Ефрема (IV в.), и даже значительно позднее. Содом и Гоморра — палестинские города, лежавшие в долине Иорданской и известные своим нечестием, за что и были погублены Богом (см. Быт.19:1–28). Евфрасий патриаршествовал с 523 по 527 г. Память его празднуется в 11-й день января месяца. См. житие его ниже под сим же числом. Иераполь находился в малоазийской области Фригии. Севериане — еретики, принявшие в видоизмененном виде монофизитскую ересь. Севериане, хотя и признавали, подобно еретикам монофизитам, только одну природу в Иисусе Христе — божескую, но допускали в ней различие свойств божеских и человеческих; так они утверждали, что плоть Христова до воскресения была, подобно нашей, тленною. Название свое эта ересь получила от имени Севера, патриарха антиохийского (с 512 по 518 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

83 В царствование императора Анастасия (491518) одним из наиболее ревностных противников Халкидонского Собора был Севир (Север, Северий) Антиохийский (512 – 518), основатель ереси северианства; основав собственный монастырь, был рукоположен в сан иерея монофизитским епископом Епифанием, изгнанным православными со своей кафедры. В годы притеснения майумских монахов-монофизитов со стороны иерусалимского патриарха Илии II (494 – 517) Севир и около двухсот его монахов перебрались в Константинополь, где собрали вокруг себя столичных монофизитов. Признавая вселенское значение собора «разбойничьего» (449), считая его председателя Диоскора (444 – 451) таким же учителем Церкви, как и святитель Кирилл Александрийский (412 – 444), Севир высказывал и другие еретические мнения. Учение Севира было в целом монофизитским, хотя и избегало крайних суждений монофизитства. Патриарх иерусалимский Иоанн III (517 – 524) проклял Севира; император Юстин I (518 – 527) лишил его епископской кафедры и отправил в ссылку. Несмотря на это, благодаря влиянию святой царицы Феодоры (500 – 548), он был участником поместного Константинопольского собора 536 г., где представлял монофизитов. На соборе против него были выдвинуты обвинения в ереси и, не смотря на поддержку монофизитской оппозиции, Севир был осуждён и вместе с другими еретиками-монофизитами анафематствован. Вскоре, согласно императорскому указу, он вновь был отправлен в ссылку в Египет, где и скончался (543). 84 Преподобный Симеон Новый Богослов (949 – 1037) с двадцати лет подвизался в Студийском монастыре под руководством старца – преподобного Симеона Благоговейного , затем был выбран игуменом обители святого Маманта в Константинополе и рукоположен в сан пресвитера. Из-за особого почитания своего почившего старца был удалён из Царьграда и последние тринадцать лет жизни провёл в основанном им монастыре. Особую часть его творческого наследия составляют гимны – духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт мистического общения с Богом. В «Добротолюбие» включены его «Главы деятельные и богословские». Святой Симеон считается основателем учения о небесном озарении души подвижников, которое впоследствии стало известно под названием исихазма. Церковь наименовала преподобного Новым Богословом, находя в его трудах сходство с сочинениями святителя Григория Богослова (381). Житие святого Симеона подробно описал его ученик – преподобный Никита Стифат (1005 – 1090).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Восстания в Армении, Картли и Азербайджане (481–484) против Сасанидов заставили персов признать неприкосновенность прав и привилегий армянской знати и Церкви. Армения стала полузависимой и самоуправляющейся страной. Однако место персидского маздеизма занимает влияние Византии, которая в это время была на стороне монофизитства. Благодаря униатской политике монофизитствующих императоров Василиска (окружное послание 475 г.), Зенона (Энотикон 482 г.) и Анастасия (споры о божественных страданиях 491–518) в Армению проникли идеи IV Вселенского собора, хотя говорить о нем запрещалось. Соборы в Вагаршапате (491) и Двине (506) осудили Нестория, Евтихия, Диоскора, монофизитов, миксофизитови “несторианское” решение Халкидонского собора, который будто бы исповедал во Христе два лица, и тем самым анафематствовали IV Вселенский собор 14 . Таким образом, армяне отвергли решения Халкидонского собора и приняли монофизитство потому, что, осудив Нестория, собор обошел молчанием его учителей Иву Эдесского, Феодора Мопсуестского и Феодорита Кирского , уже осужденных Армянской Церковью . Другими причинами отдаления Армянской Церкви от Вселенской были: неправильное понимание терминов “природа” и “ипостась”, постоянные войны персов и греков и боязнь византийского влияния в случае принятия армянами решений Халкидона. Несмотря на это Армянская Церковь потенциально не откололась от Православной, поскольку присутствовала напоследующих Вселенских соборах, хотя ее участие или неучастие на этих соборах не встречало единодушного одобрения среди членов церкви. Император Юстиниан, в царствование которого (527–565) было две греко-персидских войны (527–532 и 540–561), стремясь защитить восточные границы империи, покровительствовал армянам, строил им храмы, монастыри, осудил на V Вселенском соборе Феодора Мопсуестского, Феодорита Кирского и Иву Эдесского 15 . После победы императора Маврикия (582–602) над персами в битве у Низибии (589), согласно мирному договору (591), к Византии отошла часть Армении до озера Ван. Император также был заинтересован в примирении с армянами. Он устраивал собеседования с армянами на созываемых неоднократно соборах. После отказа католикоса Моисея II присутствовать на соборе в Константинополе (его кафедра находилась на персидской территории в Двине) Маврикий, объединив епископов греческой Армении, избрал католикоса Uoahha III (595–616), который в 611 г. во время одного из походов Хосроя II Парвеза (590–628) в Малую Азию был уведен в плен, а греки больше не назначали католикоса. К этому же периоду относится разрыв между армянским католикосом Авраамом, преемником Моисея II, и грузинским католикосом Кирионом, которого армяне анафематствовали на Двинском соборе (596). Императору Маврикию не удалось их примирить.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

(совершается Православной Церковью 25 июля) Торжество Православия над монофизитскою ересью на Халкидонском IV Вселенском соборе не было окончательным: еретики-монофизиты продолжали существовать в Восточной Церкви. В некоторых местах ее вероопределения Халкидонского собора были встречены беспорядками и открытыми возмущениями; главное ядро возмущавшихся составляли монахи-простецы, верившие искренне нелепым внушениям сторонников ереси, что Халкидонский собор изменил древней вере и ввел какую-то новую. Возмущения, поднятые подобными внушениями, доходили до низвержения и даже убийства еретиками православных епископов и священников, причем для подавления таких восстаний иногда требовалось вмешательство вооруженной силы. Такими местами была Палестина, Египет в особенности, Сирия со столичным городом Антиохией во главе и даже Константинополь. В целях умиротворения Церкви некоторые императоры, преемники Маркиана, издавали указы, которыми, однако, достигали обратных результатов, еще более разжигая недовольство. Император Василиск (476–477 гг.) издал окружную грамоту (энциклион), где анафематствовался IV Вселенский собор и его деяния: «Что, – читаем здесь, – нарушило единение святых Божиих Церквей и мир всего мира, как то сочинение Льва (папы) и все постановленное в Халкидоне для определения веры, в каждой церкви, где будет найдено, повелевается всюду находящимся епископам предавать анафеме и огню». Император Зенон (477–491 гг.) издает грамоту единения (энотикон), где говорит двусмысленно о Халкидонском соборе; император Анастасий (491–518 гг.) хотел ввести в Константинополе монофизитское добавление к Трисвятому «распныйся за ны» 235 . Подобные указы императоров содействовали все большему и большему распространению на Востоке монофизитства. Эти монофизитские волнения, раздиравшие Церковь и после Халкидонского собора, осложняло и усиливало еще следующее обстоятельство. В истории появления и развития ереси Нестория значительное участие принадлежало трем лицам, скончавшимся в V веке:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   Акакий, конечно, мыслил себя главой всей имперской церкви. Получив форменное право на власть в Понте, Асии и Фракии, он не стеснялся вмешиваться и в дела Иллирийского диоцеза и даже Антиохийского. Он поставил в Тир митрополитом Иоанна Кодоната. Патриархи и Антиохийский, и Александрийский были утверждены по его воле. Для Рима это была новая система единства церкви, устранявшая римский примат. A на Востоке жили, не думая о Риме. На Западе «восточные» созерцали картину своего рода эсхатологическую: водворение множества варварских государств, и притом еретичествующих арианских. Единственной христианской империей мыслили Восточную с центром в Константинополе и не нуждались в управлении с Запада.    Дефенсор Тутус был уполномочен Римом привезти в Константинополь беспощадный папский приговор. Тутусу удалось тайно проскочить через проливы и тайно передать приговор акимитам. Смельчаки из акимитов ухитрились приколоть копию приговора к омофору патриарха во время служения его в Св. Софии. Акакий наказал виновных и вычеркнул имя папы Феликса из диптихов. Так начался 35-летний разрыв церквей.    Когда сошли со сцены деятели разрыва, в Константинополе тотчас же выявилось течение, стремящееся к его сглаживанию.    За этот период папы и архиепископы Константинополя иногда обменивались письмами, дипломатически холодными, с напоминаниями о взаимной неправоте. Император Зинон умер в 491 г. Преемником его стал силенциарий Анастасий (491—518 гг.), человек благочестивый. Императрица Ариадна вышла за него замуж и короновала его. Анастасий имел симпатии к монофизитству и рассчитывал на компромиссах с ним разрешить имперские затруднения, т.е. в сущности продолжал линию Зинона и Энотикона, все время усиливая ее против Халкидонского собора.    B это время выдвинулся на сцену выдающийся среди монофизитов человек — монах Севир. Уроженец Созополя (Писидия), он прошел литературную школу в Александрии и юридическую в Вирите (Бейруте). Крестился взрослым в Триполи (488 г.), принимая Энотикон. Постригся в монашество в монастыре у акефалов в Майюме около Газы, где держалась традиция Петра Иверийца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Император Византийский Зенон царствовал с 474–491 гг. После него вступил на престол Анастасий I, царствовавший с 491–518 гг. Здесь разумеется император Анастасий II (713–715 гг.) Патриарх Герман I, управлял Византийскою церковью с 715–730 г. Это было в 715 г. Разумеется Феодосий III Адрамитен, царствовавший с 715–716 вв. Император Лев III Исаврянин царствовал в 716–741 гг. Исаврянином он назывался потому, что был родом из Исаврии, провинции, расположенной на юге Малой Азии. Лаодикия финикийская была расположена на самом берегу Средиземного моря, несколько южнее Антиохии Сирийской. Аравия — довольно большой полуостров на юге Азии, между Красным или Чермным морем и Персидским заливом. Население Аравии — семитического происхождения и ведет преимущественно кочевой образ жизни. При этом Аравия делится на множество мелких княжеств, в главе которых стоят шейхи. Христианство в Аравию проникло очень рано (как можно заключать из Деян.Ап. 2:11; Гал. 1:17), и предание говорит, что там проповедывали христианство Апостолы Варфоломей, Фаддей, Андрей, Фома и даже Иоанн. Титул патрициев принадлежали первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по-латыни patres. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое даровалось высшим чиновниками, но не переходила по наследству. Спафарий — оруженосец, телохранитель царский. Впоследствии наименование спафарий сделалось одним лишь почетным титулом, даваемым лицам военным, — с которым не соединялись обязанности охранения царя. Константинопольский патриарх Анастасий управлял Церковью с 730–753 гг. Выражение мерзость запустения взято из книги Дан.9:27, ср. Мф.24:15; к Анастасию оно приложено для указания его недостоинства быть заместителем святителя Германа. Авксентиева гора находилась против Константинополя, у Никомидийского залива. Это было в 756 г. от Р. Хр. Император Константин V Копроним царствовал с 741–775 г. Разумеется Константинопольский патриарх Константин II, который управлял Византийскою Церковью с 754–766 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Тем не менее очень часто именно женщина оказывалась тем спасительным «наследственным мостиком», посредством которого столь нужные Византии лица получали права на царство. Так, после смерти императора св. Феодосия II Младшего (408-450) его старшая сестра св. Пульхерия (450-453) избрала своим супругом св. Маркиана (450-457), который стал новым царем . Таким же способом получил права на корону император Зенон (474-475 и 476-491), муж св. Ариадны (452-515), дочери императора св. Льва I Великого (457-474), не оставившего наследника по мужской линии. Примечательно, что св. Ариадна была признана императрицей не по отцовой линии, а уже как жена императора Зенона. И после его смерти, как законная царица, она привела к трону своего нового супруга Анастасия I (491-518) . Император Михаил I Рангаве (811-813) получил власть по негласному праву преемства через свою жену, которая приходилась дочерью покойному императору Никифору I Геннику (803-811) и сестрой умирающему царю Ставракию (811) . Множество интереснейших прецедентов дала знаменитая Македонская династия. Как известно, Роман III Аргир (1028-1034) и Михаил IV Пафлогон (1034-1041) стали царями после женитьбы (один вслед за другим) на принцессе Зое (978-1050) – после смерти ее отца Константина VIII (1025-1028) не осталось наследников по мужской линии. Однако попытка законно усыновленного императрицей Зоей Михаила V Калафата (1041-1042) захватить единоличную власть привела честолюбца к трагическому финалу. Обвинив (разумеется, ложно) свою «мать» в волшебстве, Калафат сослал ее на остров Принца, где несчастную женщину постригли в монахини. Но буквально на следующий день, 19 апреля 1042 г., в столице начались беспорядки, на улицах Константинополя раздался крик: «Не хотим иметь Калафата царем! Верните к власти нашу матушку Зою, урожденную и законную нашу царицу!». В итоге Зоя были призваны на царство (монашеский обет, конечно, был с нее снят) вместе со своей сестрой Феодорой (1042-1056), несмотря на то что та тоже уже несколько лет пребывала в монастыре; а Калафат - ослеплен .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010